Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация, применение и обозначения пластичных смазок
Пластичные смазки подразделяются на четыре группы: — антифрикционные — для снижения износа и трения скольжения сопрягаемых деталей; — консервационные — для предотвращения коррозии при хранении, транспортировке и эксплуатации; — канатные — для предотвращения коррозии и износа стальных канатов; — уплотнительные — для герметизации зазоров, облегчения сборки и разборки арматуры, манжет, резьбовых, разъемных и любых подвижных соединений.
Антифрикционные смазки являются самой многочисленной группой пластических смазок и делятся на следующие подгруппы:
С — общего назначения; О — для повышенной температуры; М — многоцелевые; Ж — термостойкие (узлы трения с рабочей температурой >150 °С); Н — низкостойкие (узлы трения с рабочей температурой <40 °С); И — противозадирные и противоизносные; X — химически стойкие; П — приборные; Т — редукторные (трансмиссионные); Д — приработочные пасты; У — узкоспециализированные (отраслевые). Консервационные смазки обозначаются буквой «З», канатные — «К».
Уплотнительные смазки имеют три подгруппы: А — арматурные (для манжет); Р — резьбовые; В — вакуумные (для уплотнений в вакуумных системах).
В зависимости от применения смазки делят на общего назначения, многоцелевые и специализированные.
Смазки общего назначения Кальциевые смазки имеют общее название — солидолы. Это самые массовые и дешевые антифрикционные смазки, относятся к среднеплавким. Кальциевые смазки выпускаются следующих марок: солидол Ж, прессолидол Ж, солидол С или прессолидол С. Солидол С работоспособен при температуре от —20 до 65 °С. Прессолидол С — от —30 до 50 °С. Натриевые и натриево-кальциевые смазки работают в более широком интервале температур (от —30 до 110 °С) и применяются главным образом в подшипниках качения. Например, смазка автомобильная ЯНЗ-2 почти нерастворима в воде, но при длительном применении во влажной среде эмульгируется. Вытесняется универсальной смазкой Литол-24. Универсальные смазки водостойки и работоспособны в широком интервале температур, скоростей и нагрузок. Обладают хорошими консервационными свойствами. Загустителями для них служат литиевые мыла. Литол-24 — можно использовать в качестве единой автомобильной смазки, она работоспособна при температуре от —40 до 130 °С.
Фиол-1, Фиол-2, Фиол-3 — смазки аналогичны Литол-24, но более мягкие, лучше удерживаются в узлах трения. Известные во всем мире бренды Castrol и BP теперь в ассортименте компании "Алессио-Авто". Моторные масла, тормозные жидкости, пластические смазки, охлаждающие жидкости, трансмиссионные масла, смазки, специальные продукты. Компания может организовать поставки автозапчастей оптом непосредственно с заводов-изготовителей.
Специализированные смазки К специализированным смазкам относятся около 20 марок смазок разного качества. Они наиболее эффективно используются в качестве несменяемых и непополняемых смазок в процессе эксплуатации. Графитная — применяется преимущественно в открытых узлах. AM карданная — для карданных шарниров равных угловых скоростей (Тракта, Рцеппа, Вейса) грузовых автомобилей, склонна к вытеканию из узлов. Шрус-4 — для шарниров равных угловых скоростей (типа Бирфильд) легковых автомобилей; работоспособна при температуре от —40 до 130 °С, водостойка, имеет высокие противозадирные и противоизносные свойства. ШРБ-4 — для герметизированных шарниров подвесок и рулевого управления, диапазон рабочих температур от —40 до 130 °С. ЛСЦ-15 — применяется в шлицевых соединениях, шарнирах и осях приводов педалей, стеклоподъемниках; обладает высокой водостойкостью, адгезией (прилипаемостью) к металлам, хорошими консервационными свойствами.
Термостойкие смазки Предел работоспособности термостойких смазок — от 150 до 250 °С. Униол-3М — водостоек, обладает хорошей коллоидной стабильностью и противозадирными свойствами. ЦИАТИМ-221 — можно применять при температурах от —60 до 150 °С, химически стабильна к резине и полимерным материалам.
Морозостойкие смазки Морозостойкие смазки работоспособны во всех узлах трения в условиях Крайнего Севера и Арктики. Зимол — морозостойкий аналог смазки Литол-24. Лита — многоцелевая морозостойкая рабоче-консервационная смазка, водостойкая. ЦИАТИМ-201 — основная морозостойкая смазка для автомобилей, обладает посредственными противозадирными свойствами, при хранении выделяет масло. Зимол и Лита, уступая ей по морозостойкости, превосходят по противоизносным свойствам, работоспособности при повышенных температурах.
Назначение и требования к охлаждающим жидкостям
При сгорании топлива в двигателе часть тепла идет на нагрев стенок камеры сгорания и всего двигателя. При достижении критической температуры двигатель перегревается, при этом ухудшается наполнение цилиндров и условия смазывания, появляется детонация, калильное зажигание, увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя. Для поддержания нормальной температуры двигателя его охлаждают, используя для этого охлаждающие жидкости.
К охлаждающим жидкостям предъявляются следующие требования: — высокая температура кипения (во избежание образования паровых пробок и потерь жидкости); — низкая температура замерзания; — высокая теплоемкость и теплопроводность; — высокая химическая и физическая стабильность; — коррозионная пассивность; — не вступать в реакцию с резиновыми деталями; — оптимальная вязкость; — отсутствие образования накипи; — низкая стоимость и недефицитность; — нетоксичность и пожаробезопасность.
При температурах выше нуля всем перечисленным требованиям отвечает вода, основными преимуществами которой являются безвредность, доступность, стоимость. Вязкость воды обеспечивает легкость ее циркуляции в системе охлаждения. Вода обладает большой теплоемкостью.
Низкозамерзающие жидкости В современных автомобильных двигателях в качестве охладителя применяют низкозамерзающие охлаждающие жидкости, или антифризы. Наибольшее распространение получили этиленгликолевые антифризы, представляющие собой раствор этиленгликоля в воде. Этиленгликоль — это двухатомный спирт СН2ОН—СН2ОН — бесцветная и без запаха жидкость, кипящая при температуре 197 °С и застывающая при -12 °С. Водные растворы этиленгликоля застывают при более низкой температуре. Так, раствор, содержащий 67 % этиленгликоля и 33 % воды, застывает при температуре —75 °С. Этиленгликолевые антифризы имеют повышенную коррозионную активность к металлам и разрушают резину. Для устранения этих недостатков в антифризы вводят присадки: декстрин, предохраняющий от разрушения свинцово-оловянистый припой, алюминий и медь; динатрийфосфат, защищающий черные металлы, медь и латунь. Иногда вводят молибденовый натрий, предотвращающий коррозию цинковых и хромовых покрытий на деталях системы охлаждения. В этом случае к марке антифриза добавляют индекс «М». Отечественной промышленностью выпускаются следующие марки антифризов: простые антифризы — 40, 65, 40М, 65М; тосолы — Тосол А, Тосол А-40, Тосол А-65. Тосолы отличаются от простых антифризов наличием противопенных и антифрикционных присадок. Цифра в марке антифриза показывает наивысшую температуру застывания. Тосол А — концентрированный этиленгликоль с присадками. Для получения антифризов марок 40 или 65 его необходимо растворить в соответствующем количестве дистиллированной воды.
В антифризы вводят краситель.
Особенности антифриза Этиленгликоль — сильный яд, поэтому после контакта с ним необходимо тщательно вымыть руки. При эксплуатации в первую очередь испаряется вода, это изменяет состав, а следовательно, и температуру застывания антифриза.
Температурный коэффициент объемного расширения у антифризов больше, чем у воды, поэтому заливать его следует на 5—8 % меньше, чем воды, или использовать в составе системы охлаждения расширительный бачок; Нельзя допускать попадания в антифриз нефтепродуктов, так как в этом случае распадаются присадки.
Тормозные жидкости Тормозные жидкости (жидкости для гидравлического привода тормозного механизма) служат в качестве рабочего элемента для передачи усилия от педали тормозного механизма до колодок. К тормозным жидкостям предъявляются следующие требования: — не должны вызывать коррозии металлических деталей, набухания и разрушения резины; — должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазывающими свойствами; — иметь высокую температуру кипения; — быть стабильными (не расслаиваться и не выделять осадки, не вспениваться). Тормозные жидкости производят на касторовой и гликолевой основе, их свойства улучшают присадками. Тормозные жидкости на касторовой основе представляют собой растворы спиртов и касторового масла. Они имеют хорошие смазывающие свойства и не вызывают набухания и разрушения резиновых деталей. Тормозные жидкости на касторовой основе БСК — 50 % бутилового спирта и 50 % касторового масла. ЭСК — 40 % этилового спирта и 60 % касторового масла. АСК — 60 % изоамилового спирта и 40 % касторового масла. Жидкости марок БСК, ЭСК, АСК рекомендуется применять при температуре не ниже —20 °С, так как при более низких температурах происходит расслоение спирта и касторового масла. Их температура кипения 115 °С, цвет от красного до оранжевого. Тормозные жидкости на гликолевой основе ГТЖ-22М — смесь гликолей с противокоррозионной присадкой, имеет хорошие низкотемпературные свойства, легко смешивается с водой и при обводнении не теряет работоспособности, однако обладает недостаточными смазывающими свойствами; температура кипения не ниже 190 °С; работоспособна до температуры —50 °С; имеет зеленый цвет, прозрачная.
Тормозные жидкости с аналогичными свойствами — «Томь» и «Роса», их температуры кипения 220 и 260 °С соответственно, имеют светло-желтый цвет. Тормозная жидкость «Нева» имеет температуру кипения 190 °С, работоспособна до температуры —50 °С, цвет — желтый. Все тормозные жидкости гигроскопичны. В процессе эксплуатации из-за колебаний температуры в тормозную систему проникает влага через резиновые уплотнители, в результате снижается температура кипения тормозной жидкости. Для тормозной жидкости «Нева» температура кипения становится критической примерно через год, для тормозной жидкости «Томь» — примерно через два года, а для тормозной жидкости «Роса» — через три года. Снижение температуры кипения при интенсивном пользовании тормозными механизмами приводит к образованию паровых пробок в тормозной системе и ее отказу. Регулярная замена тормозной жидкости является гарантией работоспособности тормозной системы. Гликолевые тормозные жидкости ядовиты и при работе с ними нужно соблюдать такие же меры предосторожности, как и при работе с низкозамерзающей жидкостью. Нельзя смешивать между собой спиртокасторовые и этилен-гликолевые тормозные жидкости, так как они полностью теряют свои качества и становятся непригодны к работе.
Амортизаторные жидкости Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкие масла, которыми заполняют гидравлические амортизаторы. Они должны обладать хорошими смазывающими и антикоррозионными свойствами, иметь низкую температуру застывания и достаточную вязкость при температуре до 100 °С, стабильность, обеспечивающую сменную работу до 100 тыс. км пробега автомобиля. Основным показателем для амортизаторных жидкостей является вязкость. Большинство рабочих жидкостей, применяемых в телескопических амортизаторах, имеют следующие значения вязкости: при температуре 20 °С — 30—60 мм2/с; 50 °С — 10—16 мм2/с; 100 °С — 3,5—6,0 мм2/с. Высокие требования предъявляются к вязкости амортизаторной жидкости при отрицательных температурах. Так, при температуре —20 °С вязкость не должна превышать 800 мм2/с. При более высокой вязкости работа амортизатора резко ухудшается и происходит блокировка подвески. Уже при температуре —30 °С вязкость товарных амортизаторных жидкостей превышает 2000 мм2/с, а при —40 °С достигает 5000—10 000 мм2/с. При таких температурах обеспечить требуемую вязкость могут амортизаторные жидкости на синтетической основе. Выпускаются амортизаторные жидкости марок АЖ-12Т и МГП-10. Амортизационная жидкость АЖ-12Т — прозрачная, цвет от светло-желтого до светло-коричневого, является смесью маловязкого минерального масла и полиэтилсилоксановой жидкости с противоизносной и антиокислительной присадками, температура застывания —52 °С. Амортизационная жидкость МГП-10 — прозрачная, цвет от светло-желтого до светло-коричневого, является смесью трансформаторного масла и полисилоксановой жидкости с добавлением животного жира, антиокислительной и противопенной присадок, температура застывания не выше —40 °С. МГП-10, применяемая уже длительное время в амортизаторах легковых автомобилей классических моделей, не обеспечивает достаточной износостойкости телескопических стоек переднеприводных моделей. Поэтому на смену ей была разработана амортизаторная жидкость МГП-12 с улучшенными смазывающими свойствами.
В состав амортизаторных жидкостей вводят различные добавки против окисления, вспенивания, повышения смазывающих свойств и температуры застывания. Простейшими заменителями амортизаторных жидкостей могут служить индустриальное, турбинное и трансформаторные масла, а также их смеси, однако при понижении температуры у них значительно возрастает вязкость, что приводит к жесткой работе амортизатора.
В условиях низких температур при отсутствии пускового подогревателя на двигателе для облегчения пуска холодного двигателя могут применяться пусковые жидкости, которые обеспечивают холодный пуск двигателя с последующим переходом его работы на штатное топливо.
Отечественной промышленностью выпускаются следующие пусковые жидкости:
Арктика — для карбюраторных двигателей;
Холод Д-40, жидкость НАМИ и диэтиловый эфир — для дизелей.
Диэтиловый эфир является обязательным компонентом всех пусковых жидкостей. Кроме него для снижения износа в состав пусковых жидкостей вводят присадки с маслами, а также компоненты, способность воспламеняться которых находится между эфиром и топливом.
Пусковые жидкости Арктика, НАМИ и Холод Д-40 впрыскиваются во впускной трубопровод или камеру сгорания с помощью специального приспособления, для этого они выпускаются в запаянных ампулах. Пять—восемь капель диэтилового эфира подается во впускной трубопровод при снятом воздушном фильтре в момент проворачивания коленчатого вала.
Стеклоомывающие жидкости
В качестве стеклоомывающей жидкости обычно используют воду. Однако вода замерзает при температуре окружающей среды ниже нуля и не поступает к форсункам системы омывания. Вторым недостатком воды является то, что она в силу высокого поверхностного натяжения плохо смачивает стекло и в виде капель стекает с него. Для устранения этих недостатков производят специальные стеклоомывающие жидкости, которые представляют собой смеси воды, спирта и моющего вещества. В качестве спиртов за рубежом используют этанол, метанол и изопропанол. В России выпускают жидкости только с изопропанолом. Производители выпускают, как правило, концентраты (60—80 % спирта), которые разбавляются водой в два—четыре раза. Оптимальной концентрацией можно считать 10—29 % спирта (в зависимости от температуры окружающей среды), что обеспечивает нормальную подачу жидкости к форсункам и хорошую растекаемость по стеклу.
Моющие средства
Для удаления различных технических загрязнений в системах, узлах и механизмах применяют моющие средства. Эти средства могут быть однокомпонентными и многокомпонентными.
Для очистки двигателя при смене масла применяют промывочное масло ВНИИ НП-ФД. При отсутствии специального масла работающий на холостом ходу двигатель промывают маслом с низкой вязкостью типа МГ-22А (АУ) или индустриального, либо смесью из 10 % дизельного топлива и моторного масла. Масляный радиатор промывают смесью из 75 % бензина и 25 % ацетона.
Топливный бак автомобиля промывают сильной струей воды, затем бензином, взбалтывая, а после продолжительной эксплуатации — ацетоном и горячей водой.
Детали карбюратора промывают, погружая на 20—30 мин в ацетон.
Существуют и специальные моющие средства, такие, как ТМС-31, Вертолин-74, которые используют для межоперационной очистки металлических деталей от маслообразных загрязнений.
МС-4, МС-6 и Нефос — серия лабомидов, применяется для очистки деталей при ремонте автомобилей от асфальтосмолистых и маслогрязевых отложений.
Средство «Анкрас» очищает детали камеры сгорания от нагара.
В настоящее время автохимия предлагает потребителям широкий ассортимент современных моющих средств различного направления.
Управление расходом TCM Расходы на топливно-смазочные материалы (ТСМ) на автомобильном транспорте достигают 30 % общих затрат на единицу транспортной работы. Опыт показывает, что фактический расход ТСМ может быть снижен на 20 % и более, в результате чего себестоимость перевозок грузов снижается на 3—4 %. На расход ТСМ значительное влияние оказывают соответствие качества ТСМ и предъявляемым к ним требований, конструкция автомобиля и структура парка подвижного состава, т. е. наличие малотоннажных автомобилей для внутригородских перевозок и автопоездов максимальной грузоподъемности для междугородных перевозок.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.70.161 (0.065 с.) |