Возрастные границы возникновения депрессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные границы возникновения депрессии



Депрессия может наступать в любой период жизни, хотя, чем человек старше, тем она более вероятна.

В раннем возрасте при депрессии симптомы чаще все­го отражают биологические компоненты и проявляются соматовегетативным неблагополучием (расстройства сна, питания). Причем картина клинических нарушений свя­зана с этапом развития функций.

На 1—2-м году жизни идет интенсивное развитие речи, и в результате депрессии у ребенка может нару­шиться этот процесс при острой психотравме. С последу­ющим развитием депрессии может развиться мутизм, когда ребенок совсем перестает говорить или избиратель­но говорит только с близкими (чаще всего при отрыве от матери, госпитализации).

У детей дошкольного возраста депрессивные состоя­ния проявляются главным образом в соматовегетативных нарушениях — расстройстве сна, аппетита, замедленно­сти движений, брадикардии.

Наблюдения психического здоровья детей в началь­ной школе подтвердили, что один из 50 учащихся страда­ет депрессией, которую нужно лечить.

У детей младшего школьного возраста уже появляет­ся больше симптомов. Дети становятся молчаливыми, за­стенчивыми, неуверенными в себе, испытывают страх перед школой, выглядят печальными. Иногда в этой фазе отмечаются колебание настроения, его улучшение, но ненадолго. В младшем школьном возрасте при депресси­ях дети часто фантазируют и фантазиями замещают для себя дефицит родительского тепла и хорошего отноше­ния окружающих. Иногда депрессивная реакция прояв­ляется именно такими фантазиями и гораздо меньше — в аффективных нарушениях. В подростковом возрасте депрессии приобретают более типичные черты, сходные с проявлениями ее у взрослых, но в то же время имеют много различий, связанных с особенностями психичес­ких отклонений в этот период развития.

Депрессия в подростковом возрасте может считаться «нормальным» и даже вполне предсказуемым поведени­ем. Подростки, страдающие депрессией, могут выражать сильное желание уйти из дома; им может казаться, что их никто не понимает, они выглядят беспокойными, недо­вольными и агрессивными. Некоторые подростки стано­вятся угрюмыми и отказываются участвовать в семейных делах. Они, как отшельники, сидят в своих комнатах и слушают музыку. Некоторые испытывают трудности в школе, утрачивают интерес к предметам, которые преж­де им нравились, прогуливают уроки и не выполняют домашнее задание.

Другие подростки демонстрируют антисоциальное поведение: они употребляют наркотики и алкоголь, вору­ют, «впутываются» в уличные шайки и совершают всякие недозволительные поступки.

Некоторые депрессивные подростки перестают сле­дить за своей внешностью (и порой даже щеголяют сво­ей неопрятностью), тогда как другие слишком щепетиль­ны к тому, чтобы их не отвергли в любовных отношениях.

Депрессия у людей старшего возраста может быть от­мечена путаницей, дезориентацией, потерей памяти, трудностями в сосредоточении, невнимательностью и рассеянностью. Некоторые люди становятся апатичны­ми, их больше не радует то, что прежде приносило им удовольствие.

Статистические и эпидемиологические данные о рас­пространенности и частоте депрессивных заболеваний колеблются в широком диапазоне. От 3 до 44 % населения обнаруживают депрессивные расстройства, в зависимос­ти оттого, учитываются ли только затяжные психотичес­кие депрессии или также преходящие легкие расстрой­ства настроения. По исследованию, предпринятому ВОЗ в начале 70-х гг., частота депрессий составила 3-4 %, что в расчете на все население земли означает, что от 120 до 160 миллионов людей страдают депрессивными рас­стройствами, требующими лечения. Есть все основания считать, что этот коэффициент частоты заболеваний име­ет тенденцию к росту.

Жизненный риск, т. е. шанс по меньшей мере один раз в жизни заболеть депрессивным расстройством, тре­бующим лечения, составляет до 10 % (5-9 % у мужчин, 8—18 % у женщин).

Вершина вероятности заболевания приходится на воз­раст между 40 и 59 годами. 43 % депрессивных больных лечатся у врачей общей практики, 46 % — у психиатров и только 11 % помещаются в психиатрические клиники, что заставляет признать значение проблемы оказания ме­дицинской помощи депрессивным больным в рамках психиатрических служб.

В пользу такой позиции говорит отчетливый рост ди­агностирования депрессивных синдромов в последние десятилетия. С большой долей вероятности можно гово­рить об утяжелении психогенных и соматогенных форм. Обязательно должны учитываться определенные пуско­вые механизмы и отягчающие факторы, которые имеют значение в развитии заболевания. В связи с ростом про­должительности жизни увеличивается группа населения, которая в наибольшей степени предрасположена к разви­тию депрессивных заболеваний. Должны быть приняты во внимание также изменения психосоциальной структу­ры в обществе, которые являются поводом к развитию депрессий (психосоциальный стресс, социальная изоля­ция, одиночество, вынужденное перемещение с постоян­ного места жительства). Злоупотребление наркотиками и сильнодействующими веществами, и прежде всего лекар­ственными препаратами, играет определенную роль для значительной части пациентов.

Рост числа депрессий отчасти обусловлен тем, что в настоящее время заболевание распознается раньше и лече­ние его начинается раньше, чем в прошлом. Сюда же сле­дует отнести улучшение уровня и качества информации и знаний о расстройствах психики, повышение «требований к состоянию здоровья» каждого отдельного человека, что позволяет ему воспользоваться медицинской помощью.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕПРЕССИИ

1. Не ждать от себя слишком многого, даже если собой крайне недовольны («Я раньше столько бы сделал, а теперь...»). Пониженная физическая и психическая активность имеет биологический смысл: защитить ваше «я» от дальнейшего разрушения, сохранить ре­сурсы и дать возможность активизироваться процес­сам восстановления.

2. В состоянии депрессии человек может испытывать чувство усталости, замедление мыслей и действий, неспособность концентрироваться на чем-либо. В этом случае также снизьте нагрузку. Такие нагрузки пока не для вас.

  1. Если хотите плакать — плачьте. Слезы приносят об­легчение.
  2. Отмечайте колебания в настроении: когда они возни­кают, от каких причин? Откроете для себя много но­вого, что поможет вам в дальнейшем выздоровлении.
  3. Составьте план того, что надо сделать, и отмечайте то, что сделали. Это очень важно, т. к. в таком состо­янии у человека возникает негативный настрой. Он говорит обычно: «Я ничего не делаю». Это не так: что-то он делает, и что-то ему удается, но он этого просто не замечает в силу избирательности и филь­тров восприятия.
  4. Ставьте цели. Из депрессии могут «вытянуть» только цели. Человек, который испытывал состо­яние депрессии, скажет, что тогда-то как раз ниче­го и не хочется. И все-таки такая цель есть. Это может быть — «стать здоровым». Если на созна­тельном уровне у вас нет никаких целей, то они у вас есть на подсознательном. Здесь вам может по­надобиться помощь психолога.

7. Займитесь релаксацией и самовнушением. Специ­алисты рекомендуют прослушать записанный на магнитофон следующий текст.

Представьте себе, что вы поздней осенью далеко углуби­лись в лес. Вокруг холодно и пусто. Все деревья стоят чер­ные, голые и влажные. Небо темно-серое, тяжелое от не­выпавшего снега. Дует холодный ветер, земля под нога­ми покрыта мерзлыми листьями. Вы углубляетесь в лес, становится все холоднее. Вы выходите на полянку и сади­тесь на упавшее дерево. Очень тихо. Под ногами вы замеча­ете слой листьев папоротника, наклоняетесь, отодвигаете их в сторону и видите три маленьких зеленых ростка, только что пробившихся из-под земли. Попытайтесь представить, каково быть маленькой луковицей, лежащей в холодной, мокрой почве поздней осенью. Луковицы, находящиеся в состоянии покоя, не используют никакой энергии и в этот момент кажутся совершенно безжизненными. Но потенци­ал к росту и жизни спрятан у них глубоко внутри, и они ждут лишь солнца и тепла. Защищенные от опасности в глубине земли, терпеливые и просто ждущие луковицы и весь лес, такой пустой и безжизненный, знают, что весна вернется, хотя длинные, тяжелые дни тянутся так долго, что кажется, что они никогда не кончатся, но конец придет...

Одним из методов борьбы с депрессией являются тре­нинги по выживанию в трудных условиях (школа по вы­живанию), физическая культура и спорт, формирование позитивных убеждений — оптимизма, надежды, любви.

Контрольные вопросы

1. Что такое депрессия?

  1. Назовите основные причины возникновения деп­рессий?

3. Кто больше подвержен депрессии: мужчины или женщины?

  1. Что понимают под маскированной (скрытой) деп­рессией?
  2. Каковы основные признаки скрытой депрессии?
  3. Назовите основные виды депрессии как расстрой­ства?
  4. Назовите основные подходы в объяснении причин возникновения депрессии.
  5. Какой образ жизни располагает к депрессии?
  6. Какие жизненные установки таят в себе опасность возникновения депрессии?
  7. Назовите виды негативных мыслей, которые могут вызвать или усугубить депрессию?
  8. Какие формы проявления депрессивных расстройств можно отметить по внешнему виду человека?
  9. Каковы возрастные границы возникновения деп­рессий?
  10. Назовите статистическую частоту депрессивных за­болеваний населения.
  11. Какие подходы существуют в профилактике деп­рессий?
  12. Назовите основной методы борьбы с депрессий.

Литература

1. Байер К. Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997. - 368 с.

2. Все обо всем: Популярная энциклопедия / А. Ли- кум. М.: Филологическое общество «СЛОВО», 1993. Т.2.-511 с.

  1. Голант М., Голанд С. Что делать, если тот, кого вы любите в депрессии. М., 2001. — 176 с.

4. Демьянов Ю. Г. Диагностика психических наруше­ний. Практикум. СПб., 1999. — 224 с.

  1. Десятников В. Ф. Маски депрессии. М.: Знание, 1987. - 64 с.
  2. Еникеева Д. Популярная психотерапия. М., 1998. — 528 с.
  3. Кискер К. 77, Фрайбергер Е., Розе Г. К., Вульф Э. Пси­хиатрия, психосоматика, психотерапия. М., 1999. — 504 с.
  4. Кулганов В. А., Юнацкевт 77. И. Как не стать пси­хом: Практическое пособие. СПб.: Атон, 1999. — 320 с.
  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.- 688 с.
  6. Петленко В. 77. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота: В 5 т. 3 т. СПб.: Петрос, 1998.
  7. Руководство практического психолога: Психичес­кое здоровье детей и подростков в контексте психо­логической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Аккдемия, 2000. — 160 с.
  8. Чумаков Б. Н. Валеология. М.: Российское педаго­гическое агентство, 1997.

 

Глава 8. ГИПОДИНАМИЯ: ОГРАНИЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

 

Ограничение двигательной активности {гиподи­намия, гипокинезия) противоречит биологи­ческим законам развития человека. По словам К. Купера, «в течение многих тысячелетий человек фор­мировал себя в физической работе. Сейчас с драматичес­кой внезапностью ломается модель, созданная эволюци­ей. Нельзя забывать, что организм человека — это двига­тель. Более 80 % веса тела составляют скелет и мышцы, то есть аппарат движения, поэтому основной функцией тела животных и человека является движение. Без движения ни один вид животных, и прежде всего Homo sapiens, не мог бы сохраниться. Но ведь доля движения в жизни че­ловека все время сокращается, а значит, вполне естествен­ны последствия подобного изменения образа жизни».

Действительно, при гипокинезии в организме возни­кает комплекс полиморфных расстройств, которые каса­ются почти всех жизненных систем организма — обмена веществ, дыхания, кровообращения, интеллекта, приво­дят к снижению сопротивляемости организма неблаго­приятным факторам внешней среды. Длительное ограниче­ние возбуждения анализаторов, рецепторов кровообраще­ния и нейромышечного аппарата существенно изменяют внутреннюю среду организма, что влечет за собой целый ряд стойких функциональных расстройств.

Прежде всего снижается физическая работоспособ­ность, уменьшаются физиологические резервы систем, по­скольку они функционируют исключительно в узком ди­апазоне покоя. Значительно возрастают энерготраты на единицу работы. Достоверно известно, что ограничение двигательной активности сокращает объем мышечной массы, снижает тонус мышц, ухудшает координацию дви­жений. Гистологические исследования мышц обнаружива­ют при гипокинезии уменьшение объема красных и белых мышечных волокон, часть мышечных волокон подвергает­ся атрофии и перерождению, теряет поперечную исчер- ченность и в конечном итоге погибает.

Гипокинезия изменяет и костную ткань. Уменьшают­ся ее масса и плотность, отмечается повышенное выделе­ние ряда минеральных веществ, и прежде всего кальция, наблюдается нарушение образования структур с фосфо­ром и калием.

Снижаются также эластичность сухожилий и связок, объем движений в суставах.

Слабое развитие мускулатуры приводит к нарушению осанки и к последующим деформациям опорно-двига­тельного аппарата. Особенно это сказывается на расту­щем организме детей.

Следствием гипокинезии являются:

- нарушение обмена веществ;

- избыточная масса тела;

- извращение метаболизма в тканях.

Особенно значительные изменения происходят в сер­дечно-сосудистой системе: учащаются сердечные сокра­щения, уменьшается общее количество крови, эритроци­тов и содержание в них гемоглобина. Падают величины систолического и минутного объема крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется скорость общего кровотока. Систолическое давление крови падает, диасто­лическое — повышается. Сердце человека, ведущего ма­лоподвижный образ жизни, не выдерживает даже неболь­ших физических нагрузок, — не имея возможности реа­гировать на них за счет силы миокарда, т. е. увеличения Систолического выброса, оно обычно реагирует на на­грузки непомерно высокой частотой сокращений. О вре­де гипокинезии образно сказал американский врач Ку­пер: «Высокое напряжение при малой физической актив­ности является смертельным коктейлем».

У физически неактивных людей нарушается баланс между возбуждением (адренэргические влияния) и тор­можением (холинэргические влияния); недостаток пос­леднего способствует преобладанию возбуждающей сим­патической нервной системы, неэкономному потребле­нию кислорода и, как следствие, нарушению ионного равновесия метаболизма в миокарде. Подобный процесс ухудшает кровообращение, изменяет пластический и энергетический ресурс клеток миокарда, что наряду со снижением функционального резерва его кровообраще­ния, приводит к уязвимости миокарда для стрессовых и физических нагрузок. К этому можно добавить раннее развитие атеросклеротических изменений в коронарных сосудах, что также ухудшает питание миокарда и являет­ся предпосылкой развития ишемической болезни сердца в молодом возрасте.

Гипокинезия приводит и к недостаточной функции дыхательной системы — снижается жизненная емкость легких, резервы вдоха и выдоха. Дыхательная поверхность легких используется лишь на одну треть.

Следствием недостаточной функции резервов сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем при гипокине­зии является уменьшение поступления кислорода в тка­ни. Отсюда снижение интенсивности обмена веществ, нарушения функции центральной нервной системы — раздражительность, плохая память, нарушение сна, эмо­циональная лабильность, невротизация.

Симптомы заболеваний, развивающихся при недостат­ке физических нагрузок, принято называть гипокинетоза- ми. Они включают сердечные и сосудистые заболевания, недостаточность кровообращения, сосудистую недоста­точность, нарушения периферического кровообращения, легочные заболевания, изменения обменных процессов, диабет, атеросклероз, заболевания суставов. Таким обра­зом, практически нет ни одной системы в организме, ко­торая не реагировала бы на гипокинезию отрицательны­ми последствиями.

В условиях недостаточной двигательной активности невозможно сохранить крепкое здоровье и работоспособ­ность без использования различных физических упраж­нений. Было убедительно доказано, что мышечная дея­тельность благотворно влияет на формирование цент­ральной нервной системы, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат. Согласно исследованиям И. А. Аршавского, только про­явление двигательной активности индуцирует избыточ­ное накопление метаболитов, которые необходимы как для роста и развития организма, так и для реализации программы генотипа. Другими словами, без необходимо­го объема двигательной активности человек не может ус­пешно пройти все фазы формирования (созревания), не может реализовать в своей жизни все, что заложено в нем природой, не может быть здоровым и счастливым.

Благотворное влияние физических упражнений особенно сказывается на состоянии мышечной и кост­ной ткани. У физически развитого спортсмена муску­латура достигает 50 % массы тела (против 35—40 % — у нетренированного). В тренированных мышцах повы­шается содержание белков саркоплазмы и сократитель­ного белка миозина, усиливается сократительная спо­собность, улучшается активное и быстрое их расслаб­ление. Коэффициент утилизации кислорода мышцами у тренированных лиц выше, чем у нетренированных. Повышается и возбудимость мышц. В результате уве­личиваются сила и работоспособность мышечной сис­темы.

Под влиянием физических упражнений значительно укрепляется весь опорно-двигательный аппарат — кости делаются более массивными, увеличивается прочность связок, сухожилий и хрящей.

Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечают­ся экономичность работы в покое и при нагрузках малой и средней мощности и максимальная мобилизация функ­ций при предельной работе. Для хорошо тренированных спортсменов в состоянии покоя характерен редкий пульс (40-60 уд/мин), тенденция к снижению артериального давления. Тренированному сердцу свойственно выпол­нять работу не столько за счет учащения сердечных со­кращений, сколько за счет увеличения силы сокращения миокарда. «Спортивное» сердце благодаря развитию ка­пиллярной сети обильно снабжается кровью. Увеличение размеров сердца («спортивная» гипертрофия миокарда) и тоногенная дилатация придают сердцу высокую работо­способность и выносливость.

Тренировка физическими упражнениями дыхатель­ной системы приводит к увеличению экскурсий груд­ной клетки и подвижности диафрагмы, возрастанию максимальной легочной вентиляции и жизненной ем­кости легких.

Влияние физических упражнений на центральную нервную систему сказывается в глубокой перестройке ее функций — в увеличении силы, подвижности и уравно­вешенности нервных процессов. Тренированный человек путем волевых усилий способен мобилизовать резерв­ные силы организма, быстро переключаться на другую деятельность. Тренировка ведет к ограничению чрезмер­ной возбудимости нервной системы, что отражается на всесторонней деятельности человека (движения точны, четки и уверенны).

Большое значение имеют адаптационно-трофические воздействия коры головного мозга через посредство вегета­тивной иннервации на функциональное состояние всех органов и систем организма. Организм человека, адапти­рованный к систематическим физическим нагрузкам, ха­рактеризуется способностью быстро восстанавливать свою деятельность после физических нагрузок на более высоком уровне, что связанно с функциональным совер­шенствованием центральной нервной системы в процес­се тренировки, т. е. с выработкой временных связей на мышечную деятельность.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА,

СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ

В России тысячи стадионов, спортивных залов, игро­вых площадок, футбольных полей, бассейнов и других спортивных сооружений, но дефицит двигательной ак­тивности людей остается острейшей проблемой.

Неудивительно, что в группах населения с понижен­ной физической активностью особенно высока смерт­ность от заболеваний сердечно-сосудистой системы — ише­мической болезни сердца, гипертонической болезни. Эко­номисты и социологи посчитали, что там, где трудящиеся регулярно занимаются физической культурой, произво­дительность труда на 3-4 % выше, а заболеваемость в 2- 3 раза ниже по сравнению с аналогичными показателями у людей, работающих в «режиме гипокинезии». При этом количество рабочих дней, пропущенных по болезни, улиц первой группы уменьшается на 20-30 %.

Почему же столь убедительные данные и многочислен­ные постановления и мероприятия по подъему массовос­ти физкультурного движения все еще не дают желаемого результата (чтобы физическая культура органически вошла в жизнь, стала неотъемлемой чертой образа жизни каждого человека)?

Есть основания думать, что в большинстве своем люди не знают истинного значения движения. Многие считают, что это важно главным образом для хорошей осанки, красивой мускулатуры; о здоровье думают мень­ше и совсем мало знают о роли определенного объема двигательной активности для реализации всех возможно­стей человека, изучаемых генетической иммунологией, антропологией, социологией, педагогикой, валеологией.

В общепринятом сочетании слов «физическая культу­ра и спорт» на первом месте стоит физическая культура. На самом же деле значительно больше внимания и средств отдается спорту во имя того, что чемпионы — это вершина пирамиды, в основании которой должно лежать массовое развитие физической культуры. В какой-то мере с этим можно согласиться, но если в наши дни соизме­рить понятия «спорт» и «здоровье», то поставить между ними знак равенства не всегда возможно. Огромные на­грузки спортсменов в большом спорте, культ рекордов и побед, явный профессионализм, погоня за зрелищной стороной и доходами от спортивных мероприятий — это все (и многое другое) не красит спорт и работает против массовости.

Конечно, спорт в своих высших достижениях важен как «лаборатория» для выявления максимальных (иног­да феноменальных) возможностей человека. Вопрос в том, во что обходятся спортсмену эти достижения и мно­го ли они дают для здоровья.

Известен целый ряд специфических («профессио­нальных») заболеваний и травм спортсменов, наблюда­ются снижение иммунитета в период «спортивной фор­мы», психологический дискомфорт и серьезные заболе­вания после ухода из большого спорта.

Физическая культура и спорт должны работать толь­ко на здоровье, причем начиная с детского возраста. Физкультура является обязательным предметом в шко­ле. Однако в последние годы объем вербальной информа­ции значительно возрос, а объем двигательной активно­сти соответственно снизился. Объем и качество занятий физической культурой уже не удовлетворяют потребнос­ти детей в движении. Сейчас из жизни детей практичес­ки исчезли подвижные игры, дети плавают в бассейнах и катаются на коньках значительно меньше, чем раньше.

Давно известно, что объем двигательной активности детей прямо влияет на их здоровье, развитие и успевае­мость. Поэтому уроки физкультуры должны стать еже­дневными. В школьный курс «Валеология» нужно вклю­чить преподавание анатомии, физиологии, элементарные знания по гигиене (личной, питания, коммунальной), половое воспитание, воспитание полного отказа от таба­ка и алкоголя, начальные знания по закаливанию и ту­ризму, по другим вопросам. Продолжением этого школь­ного предмета должны быть программы физического вос­питания в средних и высших учебных заведениях.

Часто занятия физической культурой ставятся в зависи­мости от доступности стадионов (желательно возле дома), бассейнов, спортзалов. Но на всех никогда не хватает, сколько бы ни построили. А ведь для утренней зарядки, бета, ходьбы, прогулки на лыжах ничего не нужно, кро­ме осознанной необходимости, желания.

Жизнь человека начинается с колыбели. Быть гото­вым к различным катаклизмам, не прятаться от сложно­стей жизни, быть готовым выдержать невзгоды, разоча­рования — вот основная и правильная педагогическая позиция родителей.

Закаливание, тренировка, укрепление и повышение функциональных возможностей «человечка» с первых шагов даст возможность воспитать цельную личность с устойчивой нервной системой, физически крепкую, адаптированную к различным невзгодам, взлетам и паде­ниям, которые могут встретиться на жизненном пути.

Любовь к физкультуре, спорту, движению как раз и начинается с детства. Это надо поощрять, «подталкивать» и направлять, чтобы зарожденная в виде инстинкта ра­дость движения сохранялась на всю жизнь.

Здесь уместно процитировать известного ученого и мыслителя X века Гуо-Реланда: «...чаще всего вредят де­тям не тем, что слишком мало, а тем, что слишком мно­го делают для них... Редко доживают до глубокой старо­сти дети единственные, возлюбленные и окруженные в воспитании чрезмерными заботами. Напротив... простота и суровость воспитания... суть обстоятельств, на которых основывается в юношестве долговременная жизнь. Очень вредно... тщательное удаление всего, что кажется суро­вым, угнетающим, обременительным для жизни, и телес­ной, и духовной, того, что вызывает напряжение сил к преодолению препятствия и неприятности. Таким обра­зом, воспитываются натуры слабые, потому что нет силы без упражнения».

Изучение жизни долгожителей подтверждает эти поло­жения. «Жизнь прожить — не поле перейти» — гласит на­ родная пословица. И, как правило, стойкость, бодрость духа, умение переносить трудности и большие физические нагрузки — вот источник «успеха» долгожителя, который он не унаследовал природой (генетически), а приобрел в процессе жизни.

Любовь к движению и мышечной работе нужно раз­вивать и культивировать с детства. Основной формой движения является игра. «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни», — го­ворил Петр Францевич Лесгафт. «Движение — жизнь» — такой девиз должен быть в каждой семье, в каждом кол­лективе, учреждении, на предприятии. Нельзя подавлять потребности биологической природы. Целенаправленная двигательная активность — это залог здоровья.

«Нельзя “щадить сердце”, уклоняясь от физических нагрузок, — писал Г. И. Косицкий. — Немедленно присту­пайте к тому, чтобы использовать любую свободную ми­нуту для тренировки. Преодолевайте собственную инер­цию, ложный стыд, предрассудки, условности....Хотя бы раз в неделю медленным бегом, быстрым шагом или на велосипеде преодолейте дистанцию 1—3—5 км. Начинай­те с малых нагрузок: если вы долгие годы не занимались физическими упражнениями, делайте перерывы, не увле­кайтесь и не перенапрягайтесь. Не спешите “бегом к ин­фаркту”. Необходимо помнить основные принципы — приемлемый объем нагрузок и постепенность их увеличе­ния... Участие в соревнованиях не обязательно, так как это дополнительная нагрузка. Достаточно ощутить чув­ство “мышечной радости”, “наслаждаться” скромностью спортивного характера».

Основной закон для каждого должен гласить: «Если начал заниматься физической культурой, продолжай эти занятия всю жизнь, в любых условиях, в любой сезон, в любую погоду!» Нередко люди, физически плохо развитые, со слабым здоровьем или отягощенные семейными заботами, в ре­зультате тренировок становятся физически крепкими, полноценными людьми. Пример тому — известный цир­ковой артист Валентин Дикуль. После перенесенных компенсаторных травм позвоночника он, имевший «ти­тул» инвалида II группы, своим упорством и настойчиво­стью доказал, что «щадить себя» — это пагубно, так как физические упражнения «через не могу» не только полез­ны, но и целительны для человека с утраченным здоровь­ем. Испытав на себе влияние физических упражнений, этого чудодейственного эликсира молодости и здоровья, человек любого возраста вряд ли бросит занятия ими.

Современная наука рассматривает организм человека как единое целое, где все органы и системы находятся в тесной физиологической связи между собой, а их функ­ции регулируются и направляются центральной нервной системой. Таким образом, физические упражнения воз­действуют на мышечную систему, благотворно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему, пищеварение, обмен веществ, выделение и другие орга­ны, т. е. воздействуют на весь организм. Оздоровительное влияние физических упражнений будет еще эффектив­ней, если вы будете знать о функциональных возможно­стях вашего организма.

«Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением к собственному организму», — писал И. П. Павлов.

Это напоминание подчеркивает, что культуру здоро­вья определяем мы сами и нет универсальных средств уберечь себя от различных заболеваний, если ты сам не борешься за него, фактически отдав себя (и свое здоро­вье) воле рока.

Избегая физических нагрузок, целенаправленной двигательной деятельности в зависимости от возраста, пола, специфики труда, «обремененности», житейского быта, стиля и уклада жизни, человек фактически разру­шает свое здоровье.

Но нужно помнить и о том, что физическая нагрузка может стать причиной инфаркта.

Два последних исследования английских медиков лишний раз подтвердили, что резкое увеличение физи­ческой нагрузки может стать причиной инфаркта. Опас­ность получить инфаркт во время тяжелой физической работы в 5—6 раз выше по сравнению с работой в обыч­ном режиме.

Люди, привыкшие к малоподвижному образу жизни, особенно рискуют, когда делают что-то сверх своих сил: окапывают деревья, вытаскивают машину, застрявшую в грязи, или пытаются догнать уходящий автобус. Резуль­таты, опубликованные в «The New England Journal of Medicine», показывают, что людям, ведущим сидячий образ жизни, лучше не подвергать себя опасности, а в подобных случаях попросить о помощи более молодых членов семьи или соседей.

Но те же исследования подтверждают и тот факт, что регулярные физические упражнения — одна из возмож­ностей предотвратить инфаркт. Главное для малопо­движных людей — набирать физическую форму.

Шансов получить инфаркт во время или после физи­ческой нагрузки у человека малоподвижного примерно в 50 раз больше, чем у того, кто регулярно занимается физ­культурой. Если человек занимается физкультурой хотя бы один или два раза в неделю, у него на 80 % снижается риск получить инфаркт:

Правда, лишь около 5 % инфарктов происходят по причине физического перенапряжения. Но 5 % — это все равно очень много. Так, например, в США ежегодно не менее 75 тысяч инфарктов (из них 25 с летальным исхо­дом) происходят вследствие физического перенапряже­ния. Причем доказано, что инфаркты чаще всего случа­ются в утренние часы.

По мнению исследователей, сексуальная активность, по сравнению с другими видами физических нагрузок, не представляет большого риска.

Физическое напряжение можно измерить единицей МЕТ (метаболический эквивалент) — количество энер­гии, которое затрачивает в минуту человек, находящий­ся в состоянии покоя. Исследования, посвященные фак­торам риска при инфаркте, называют «перенапряжени­ем» деятельность, включающую более пяти М ЕТ.

Кол-во МЕТ Характер напряжения Виды деятельности
1 М Сон, положение лежа Солнечные ванны, отдых на диване, про­смотр телевизора
2 М Положение сидя Еда, чтение, работа за письменным столом, сидение у телевизора, вождение машины (по шоссе)
ЗМ Очень легкая нагрузка Работа в офисе, вождение автомобиля (по городу), прогулка по парку
4 М Легкая нагрузка без одышки Уборка, подметание пола, игра в кегли, игра в гольф
5 М Умеренная нагрузка с одышкой Ходьба, медленная езда на велосипеде, мытье окон, оклейка стен обоями, охота, рыбная ловля, медленные танцы, легкая работа в сфере услуг
6 М Средняя нагрузка с сильной одышкой, пере­грев тела Бег трусцой, быстрая ходьба, теннис, плава­ние, чистка снега, быстрая езда на велосипе­де, мытье окон, обрезка деревьев и кустов, тяжелые работы в саду, медленный бег в гору, работа с предметами, находящимися выше головы, тяжелая работа в сфере услуг
7 М Сильная нагрузка с учащенным дыханием Бег, быстрые прыжки, вытаскивание за­стрявшего автомобиля, расчистка глубокого или влажного снега, подъем и спуск по лест­нице с грузом 20 кг
8 М Экстремальная нагрузка Быстрый бег, агрессивные виды спорта с резкими перебежками без пауз, толкание чего-либо со всей силой

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.061 с.)