ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ



Первый уровень — Закон «Об аудиторской деятельности», приня­тый Государственной Думой 24 декабря 2008 г. № 307-ФЗ — это ос­новной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации.

К документам второго уровня относятся постановления Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и разъясне­ния Минфина РФ и Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Третий уровень системы нормативного регулирования аудитор­ской деятельности представлен Федеральными правилами (стандар­тами) аудиторской деятельности, основное назначение, которых заключается в установлении норм аудита, однозначно интерпрети­руемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень — методики аудиторской деятельности, рег­ламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок при­менительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам нало­гообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавлива­емые саморегулируемыми организациями аудиторов для своих чле­нов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоя­щее время идет активная разработка данных стандартов.

Пятый уровень — внутрифирменные документы аудиторских организаций, необходимые для реализации требований нацио­нальных стандартов на практике. В первую очередь к документам этого уровня следует отнести внутрифирменные стандарты аудитор­ских организаций. Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные проце­дуры проведения аудита. При этом требования правил аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудито­ров не могут противоречить требованиям ФПСАД и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются.

Требования к информации из внешних источников, используемой аудитором для получения аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №18

Аудиторские доказательства, полученные аудитором благодаря подтверждающей информации из внешних источников, независимых от аудируемого лица, при их рассмотрении по отдельности или совокупно с аудиторскими доказательствами, полученными в результате других процедур, могут способствовать снижению аудиторского риска, связанного с предпосылками подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, до приемлемо низкого уровня.

Внешнее подтверждение - это процесс получения и анализа аудиторских доказательств посредством направления третьей стороной аудитору (по требованию аудируемого лица) ответа на запрос аудируемого лица о предоставлении информации относительно какой-либо определенной статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказывающей влияние на предпосылки ее подготовки. При принятии решения относительно целесообразности и особенностей использования внешних подтверждений аудитор должен учитывать область деятельности аудируемого лица и опыт рассылки запросов, а также получения и обработки полученных ответов. Внешние подтверждения используют, как правило, для проверки остатков на синтетических и аналитических счетах. Однако использование внешних подтверждений не всегда должно ограничиваться только этой областью.

Надежность аудиторских доказательств, полученных благодаря внешним подтверждениям, зависит:

а) от применения аудитором соответствующих процедур при подготовке запроса о внешнем подтверждении;

б) от выполнения процедур внешнего подтверждения;

в) от оценки результатов процедур внешнего подтверждения.

На надежность полученных подтверждений влияют:

а) средства контроля, применяемые аудитором в ходе подготовки запросов о внешнем подтверждении и при анализе ответов;

б) особенности третьих сторон, составляющих ответ;

в) ограничения, имеющиеся в ответе или наложенные руководством аудируемого лица.

Аудитор может использовать запросы о предоставлении позитивных и (или) негативных внешних подтверждений.

В запросе о позитивном внешнем подтверждении содержится просьба ответить аудитору в любом случае путем указания на согласие отвечающего с предоставленной информацией (конкретными числовыми значениями) либо путем внесения информации (самостоятельного указания числовых значений).

Как правило, ответ на запрос о позитивном подтверждении является надежным аудиторским доказательством. Однако существует риск того, что лицо, составляющее подтверждение, ответит на запрос, не убедившись в правильности информации.

Аудитор может снизить этот риск, если отправит запрос о позитивном подтверждении, не указывая в запросе конкретный показатель либо сумму (или другую аналогичную информацию), с просьбой внести этот показатель либо сумму (привести определенную информацию). Однако использование запроса о внешнем подтверждении в форме бланка, предполагающего самостоятельное заполнение, может привести к снижению количества ответов, так как при этом от лиц, составляющих ответ, требуется приложение дополнительных усилий.

Запрос о негативном внешнем подтверждении подразумевает, что лицо, составляющее такое внешнее подтверждение, направит ответ только в случае несогласия с информацией, изложенной в запросе. Однако если ответ на негативное внешнее подтверждение не получен, то аудитор должен понимать, что не получит однозначных аудиторских доказательств факта получения запроса третьей стороной, а также того, что третья сторона проверила правильность содержащейся в запросе информации.

 

Характеристика информации аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита согласно федерального правила (стандарта) № 22

Аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.
Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:

а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;

б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);

и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

Характеристика ключевых положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008.

ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года.

ФЗ определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. ФЗ- концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Конституции РФ, Гражданского и Налогового Кодексов РФ, ФЗ "О БУ", ФЗ "О саморег-х орг-ях" и др.

ФЗ №307 пришел на смену ФЗ 7.08.01 N 119-ФЗ "Об ауд.д-ти". Изменились законодательные подходы к основополагающим категориям: аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; существенно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование.Лицензирование аудиторской деятельности отменено с 1 января 2010 года. Одновременно введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. На эти объединения возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Введен единый квалификационный аттестат аудитора, который дает аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики. Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Закон включает 26 статей, в которых отражены основные понятия, права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг; порядок осущ-я контроля качества ауд орг-ций и инд-х аудиторов и др.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Ауд-я д-ть (ауд-е услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Ауд-я орг-ция– коммерч. орг-ция, явл-ся членом одной из саморегулир-х орг-ций аудиторов.

Аудитор– физ. лицо, получившее квалификационный аттестат(выдается СОА) аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Определены основания ауунлир-я квалиф. аттестата.

СОА – некоммерч-я орг-я, созд-я на условиях членства в целях обеспеч-я условий -я ауд-й д-ти.

Независимость – ФЗ определяет случаи, когда аудит не может осуществляться.

Аудит-я тайна- любые сведения и документы, полученные/составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также инд-м аудитором и раб-ми, с кот-ми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, за исключ.: сведений, разглашенных аудитруемым лицомлибо с его согласия; сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обяз-го аудита; сведений о величине оплаты ауд-ких услуг.

В законе прописаны случаи проведения обязательного аудита (ст.5): ■если ОАО; ■если ценные бумаги допущены к обращению на организованных торгах; ■если организация является кредитной организацией,являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, негос-м пенсионным или акц-ным инвестиц-м фондом и пр.; ■если объем выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;■если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;■ в иных случаях, установленных федеральными законами.

В законе прописано понятие аудиторского заключения - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.Определены основные реквизиты данного документа.Заведомо ложное ауд. заключение - составленное без проведения аудита или составленное по рез-там аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита (признается по решению суда).

Структура аудиторской деят-ти: 1.УФО (МФ РФ) – осущ гос контроль за деят-ю СОА; 2.Совет по аудит д-ти при УФО – вопросы гос-й политики, проекты ФСАД, правила независ-ти, кодекс этики, оценив д-ть СОА по внеш контролю кач-ва и т.д. (ст. 16); 3.СОА – контроль кач-ва аудита; 4.Аудит-я орг-я (индивид аудитор).





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.007 с.)