Преподаватель: Караваева М.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: Караваева М.А.



Кировский филиал

Кафедра психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине

«АНТРОПОЛОГИЯ»

Для студентов заочного отделения направления

Психология»

Преподаватель: Караваева М.А.

Киров 2015

 


Пояснительная записка

 

Цель преподавания дисциплины – подготовка будущих специалистов по основным аспектам классической антропологии, знания которой необходимы как дополнительная и ознакомительно-познавательная структура цикла гуманитарного направления высшего образования. В данной дисциплине представлены основные сведения по разделам антропологии: антропогенезу, морфологии человека и этнической антропологии или расоведению, которые решают проблемы по вопросам индивидуальной изменчивости физического типа, явления полового димоформизма, анализа особенностей физической организации человека. Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Дисциплина включает такие разделы как: антропогенез, который включает -приматоведение, эволюционную анатомию человека, палеоантропологию; морфологию, который состоит из – мерологии и соматологии; и расоведение, изучающий возникновение, развитие и распространение рас).

Задачи:

1.Изучение основных проблем происхождения и эволюции человека.

2.Понимание общих закономерностей роста и развития человеческого организма (в его основной периодизации).

3.Ознакомление с основными видами конституций человеческого тела и их типологическими особенностями.

4.Рассмотрение основных характеристик расовой культуры.

После изучения данной дисциплины студенты

должны знать:

Естественноисторическое развитие человека, основные этапы и факторы формирования его морфологических особенностей, биологическую сущность человека и его место в системе животного мира, основные понятия роста и развития человека, конституционные характеристики, расовую типологию человека.

должны уметь:

Ориентироваться в основных подходах и проблемах эволюционной антропологии, аргументировано отстаивать свою точку зрения по каждому вопросу, качественно оперировать основными понятиями, определениями и фактами по данному курсу.

основные навыки:

Уметь правильно ориентироваться в основных периодах становления и развития антропогенеза, а также ориентироваться в основных индивидуально-биологических признаках сходства и различия первобытных людей, их быте, традициях и т.д.

Данная дисциплина граничит с программами курсов – эволюционная психология, этнопсихология, генетика человека и т.д.

Содержание курса

 

Раздел 1. Введение. Эволюционная антропология.

 

Тема 1.2. Современные и ископаемые приматы.

Основная характеристика приматов. Место человека в природе. Определение отряда приматов С.Дж.Мивартом и Дж.Харрисоном. Морфофизиологическая характеристика отряда приматов. Место человека в системе животного мира.

Характеристика современных приматов. Подотряд полуобезьян, их характеристика, места обитания, разновидности каждой секции.

Подотряд человекоподобных обезьян, характеристика основных семейств, места обитания, разновидности семейств.

Основные события в эволюции приматов (основные эры, периоды, эпохи, основные события в эволюции приматов).

Характеристика и происхождение ископаемых приматов в разные периоды радиации (расцвета) – первичном, вторичном, третичном, четвертичном.

Заочное отделение (самостоятельная работа): 1.Развитие высших приматов.

 

 

Раздел 2. Раса – как популяция.

 

Раздел 3. Общая морфология человека

 

Темы рефератов

(для студентов заочного отделения)

1. История ранней антропологии.

2. Развитие антропологических исследований в России.

3. Определение и характеристика современных приматов.

4. История основных находок ранних гоминид. Грациальные и массивные австралопитеки.

5. Человек умелый и Олдувайская культура.

6. Древнейшие люди: история открытия и морфологическая характеристика питекантропа.

7. Древнейшие люди: история открытия и морфологическая характеристика синантропа.

8. Древние люди: история открытия и морфологическая характеристика неандертальца.

9. Формы коммуникации и их развитие у приматов и человека.

10.Гипотезы происхождения речи.

11.Гипотезы происхождения орудийной деятельности.

12.Понятие роста и развития человека. Характеристика пропорций

тела.

13.Характеристика неанатального и постнатального периодов развития

человека.

14.Расовая культура. Характеристика основных типов рас.

15.Генетика человека.

16.Стабильность популяций.

17.Место человека в природе.

18.Морфологические аспекты конституций

19.Расообразование – ведущий признак этнической антропологии.

20.Природные адаптации человека, их характеристика.

 

Требования к выполнению рефератов.

Объём реферата должен быть не менее 15 листов формата А4.

На титульном листе реферата указываются: название учебного заведения, формулировка темы, фамилия и инициалы, номер группы.

На первой странице должно быть представлено содержание (план) реферата, где каждый раздел выделяется в тексте самостоятельной рубрикой с нумерацией страниц.

В конце реферата прилагается список использованной литературы (не менее 10 источников), ставятся подпись и дата выполнения.

Если данная работа отвечает предложенным к ней требованиям, то студент допускается к зачёту. При грубых недочётах студент исправляет реферат с учётом замечаний рецензента (проверяющего). Выбор задания (темы) осуществляется по желанию студента, но без дублирования (повторения) этой же темы другим студентом данной группы. Дату окончательной сдачи рефератов устанавливает преподаватель дисциплины и сообщает её всему курсу.

Перечень вопросов для подготовки к зачёту

(для студентов заочного отделения)

Основная

1. Антропология. Хрестоматия / Ред. – сост. В.Ю.Бахолдина, М.А.Дерягина, М., 1997.

2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты, Издательство УРАО, 1999.

3. Харитонов В.М. и другие. Антропология, М. «Владос», 2003

4. Харитонов В.М. Антропология, М.,«Феникс», 2003.

Дополнительная:

1. Бахолдина В.Ю. Почему мы одни или как искусство превратило неандертальцев в Homo sapiens // Терра инкогнита. 1998, № 6.

2. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества, М, 1993.

3. Бейли Д., Седдон Т. Доисторический мир, М., 1995.

4. Джохансон Д, Иди М. Люси: Истоки рода человечества. М, 1987.

5. Ефименко П.П. Первобытное общество. – Киев, 1953.

6. Зубов А.А. Возникновение и эволюция человечества, М, 1987.

7. Констэбл Дж. Неандертальцы, М, 1978.

8. Кочеткова В.И. Совокупная изменчивость эндокрана // Ископаемые гоминиды и происхождение человека, М, 1966.

9. Кэррол Р. Палеонтология и эволюция позвоночных, Т3, М, 1993.

10. Лавджой К.О. Эволюция выпрямленного способа передвижения у человека // В мире науки. Scientific American, 1989.

11. Морфология человека / под ред. Б.А. Никитюка и В.П.Чтецова., М, 1983.

12. Нестурх М.Ф. Человеческие расы. – М., 1954.

13. Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. – М., 1978.

14. Общая биология. Под ред. Ю.И.Полянского, М., «Просвещение», 1990.

15. Придо Т. Кроманьонский человек, М, 1979.

16. Реклю Э. Человек и Земля, СПб, 1908. Т1.

17. Решетов В.Ю. Теоретичная история высших приматов // Итоги науки и техники. Сер.Стратиграфия. Палеонтология. Т. 13. М., 1986.

18. Решетов Ю.Г. Природа Земли и происхождение человека, М., 1966.

19. Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза.М. 1977.

20. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978.

21. Фридман Э.П. Поразительное сходство: занимательная приматология, М, 1985.

22. Хрисанфова Е.Н., Перевозчикова И.В. Антропология. М., 1991.

23. Хрисанфова Е.Н., Перевозчикова И.В. Очерки эволюции человека. – Киев, 1985.

24. Хрипкова А.Г. Возрастная психология, М., «Просвещение», 1978.

25. Детская энциклопедия, Л. 1999.

 

Кировский филиал

Кафедра психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине

«АНТРОПОЛОГИЯ»

Для студентов заочного отделения направления

Психология»

Преподаватель: Караваева М.А.

Киров 2015

 


Пояснительная записка

 

Цель преподавания дисциплины – подготовка будущих специалистов по основным аспектам классической антропологии, знания которой необходимы как дополнительная и ознакомительно-познавательная структура цикла гуманитарного направления высшего образования. В данной дисциплине представлены основные сведения по разделам антропологии: антропогенезу, морфологии человека и этнической антропологии или расоведению, которые решают проблемы по вопросам индивидуальной изменчивости физического типа, явления полового димоформизма, анализа особенностей физической организации человека. Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Дисциплина включает такие разделы как: антропогенез, который включает -приматоведение, эволюционную анатомию человека, палеоантропологию; морфологию, который состоит из – мерологии и соматологии; и расоведение, изучающий возникновение, развитие и распространение рас).

Задачи:

1.Изучение основных проблем происхождения и эволюции человека.

2.Понимание общих закономерностей роста и развития человеческого организма (в его основной периодизации).

3.Ознакомление с основными видами конституций человеческого тела и их типологическими особенностями.

4.Рассмотрение основных характеристик расовой культуры.

После изучения данной дисциплины студенты

должны знать:

Естественноисторическое развитие человека, основные этапы и факторы формирования его морфологических особенностей, биологическую сущность человека и его место в системе животного мира, основные понятия роста и развития человека, конституционные характеристики, расовую типологию человека.

должны уметь:

Ориентироваться в основных подходах и проблемах эволюционной антропологии, аргументировано отстаивать свою точку зрения по каждому вопросу, качественно оперировать основными понятиями, определениями и фактами по данному курсу.

основные навыки:

Уметь правильно ориентироваться в основных периодах становления и развития антропогенеза, а также ориентироваться в основных индивидуально-биологических признаках сходства и различия первобытных людей, их быте, традициях и т.д.

Данная дисциплина граничит с программами курсов – эволюционная психология, этнопсихология, генетика человека и т.д.

Содержание курса

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.026 с.)