ТОП 10:

Р. Сафра, р. Ханина, р. Ошайя



— см. на след. стр.


Сказал р. Йоханан:

— Трое унаследуют будущий мир: живущий
в Земле Израиля, приучающий сыновей к
изучению Торы и 3делающий гавдалу на исходе
субботы над вином.

В чем заслуга последнего? В том, что остав­ляет вино с киддуша для гавдалы.

Сказал р. Йоханан:

— Троих восхваляет Святой, благословен
Он, каждый день: холостяка, живущего в боль­
шом городе и удерживающегося от греха, ни­
щего, возвращающего потерю владельцу, и
богача, отделяющего десятину, не бахвалясь
этим.

Р. Сафра был холостяком и жил в большом городе. [113б] Некий таннай излагал [барайту о холостяке] перед Равой и р. Сафрой. Просияло лицо р. Сафры. Но Рава заметил ему:

— Не о таких, как ты, речь, а о таких, как
рабби Ханина и рабби Ошайя, которые были
сапожниками в Земле Израиля и сидели на
улице блудниц, и делали обувь для блудниц. И
блудницы входили к ним, и смотрели на них, а
те не поднимали глаз. Поэтому клялись люди
жизнью святых мудрецов Земли Израиля.

Троих Святой, благословен Он, любит: 4то­го, кто не гневается, того, кто не пьянствует,

5и того, кто не настаивает на своем.

ЭТИКА И ПОЭТИКА

сопровождаются рассказами из жизни мудре­цов (маасе хахамим), иногда — автобиографи­ческими. Рассказы же иногда привязаны к событиям, в ходе которых или по поводу которых изречения были высказаны. Макси­мы таннаев и амораев совершенно лишены того, что Бахтин называл "эпической дистан­цией". Они конкретно-актуальны и серьезно-юмористичны (чего стоит сравнение собак и петухов с персидскими магами и с еврейски-



ПСАХИМ 113Б



Троих Святой, благословен Он, ненавидит:

 

6того, у кого на языке одно, а в сердце другое;

7того, кто может свидетельствовать в пользу ближнего и не делает этого, и того, кто, увидев грех ближнего, авыступает против него единст­венным свидетелем. Так, случилось, что Тувья согрешил, и Зигуд донес на него и свидетельст­вовал против него перед р. Паппой. Приказал р. Паппа наказать Зигуда палкой.

bТувья 8согрешил, а Зигуд бит? — вскричал
Зигуд.

— Конечно, — ответил ему р. Паппа, — ведь
написано: "Да не выступит один свидетель про­
тив человека" (Втор. 19:15), а ты один свидетель­
ствуешь против него и порочишь его имя.

Сказал р. Шмуэль б. р. Ицхак со слов Рава:

[Тому, кто видел, как ближний согрешил]
разрешено ненавидеть его [хотя и запрещено
выступать единственным свидетелем], ибо сказа­
но: "Если ты увидишь, что осел человека, нена­
вистного тебе, придавлен ношей, не оставляй
его..." (Исх. 23:5).

Кто этот ненавистный? Ты можешь сказать —

иноверец, но мы учили: 9"Ненавистный, о кото­ром идет речь, — еврей". Ясно, что речь идет о ненавистном из Израиля. Но разве разрешено ненавидеть его? Ведь написано: "Не держи нена­висти на брата своего в сердце своем" (Лев. 19:17)? Это так, но если есть свидетели его прес­тупления, он ненавистен всему миру. Почему же сказано: "ненавистного тебе"? Потому что ты один видел его прегрешение [и не можешь сви­детельствовать перед миром].


ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

6Бава меция 49а 7ср. Бава кама 55б 8Маккот 11а 9Бава меция 32б

ПЕРСОНАЛИИ

Р. Сафра— вавилонский амо-рай третьего-четвертого поко­ления. Занимаясь торговлей, часто бывал в Палестине. В Талмуде зафиксировано до­вольно большое число его дис­куссий с тамошними мудреца­ми. Во многих фрагментах подчеркивается его чрезвы­чайная щепетильность. На­пример, при соблюдении суб­боты и праздников (Шаббат 119а, Моэд катан 12а) или в отношениях с товарищами (Сукка 38а). Рава называл его "великим мужем" (Бава батра 144а).

Р. Ханина и р. Ошайя

амораи третьего поколения, братья. Родились в Вавилоне, вместе перебрались в Палес­тину. Знаменита история о том, что каждый канун суб­боты р. Ханина и р. Ошайя занимались книгой Творения (Сефер Йецира), и сотворялся ими трехлетний теленок, ко­торого они и съедали в честь субботы (Сангедрин 65б). За­метим, что, по мнению иссле­дователей, эту книгу нельзя идентифицировать с однои­менным средневековым трак­татом, сыгравшим важную роль в развитии еврейской средневековой философии и мистики.


ПРИМЕЧАНИЯ

аВыступает против него единственным свидетелем.И тем самым порочит его понапрасну. Ведь чтобы признать преступника виновным, необходимо свидетельство двоих. Свидетельство же одного не имеет юридической силы.

bТувья согрешил, а Зигуд бит?Согласно Раши, эта фраза стала поговоркой (его коммент. к Маккот 11 а).



ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

10см. Бейца 32б

11см. Сангедрин 24а 12Эрувин 41б

ПЕРСОНАЛИИ

Р. Йосеф— р. Йосеф 6. Хия, вавилонский аморай третьего поколения. В течение двух с половиной лет, после смерти Раббы, возглавлял йешиву в Пумбедите. Помнил наизусть множество барайт, за что и получил прозвище Синай (Брахот 64 б, Горайот 14а). Пре­выше всего ставил изучение Торы. Ему принадлежат сле­дующие высказывания: "За­слуги занимающегося Торой выше заслуг того, кто занят исполнением заповедей" (Сота 21а), "Изучение Торы превыше спасения жизни" (Мегилла 16а). Публично признавался в своихошибках (Киддушин 39а,Сангедрин 61а), отмечал и собственную скромность (Сота 496,см. т. 2). Рассказывается, что р. Йосеф перенес тяже­лую болезнь и забыл все выу­ченное (Эрувин 75б, и др.). В Талмуде неоднократно описы­вается ситуация, когда р. Йо­сеф сознается в собственной некомпетентности, а его уче­ник Аббайе напоминает ему: "Ведь ты сам учил нас этому".


113Б_________________________ ПСАХИМ______

Р. Нахман б. Ицхак сказал:

— Предписано его ненавидеть, ибо сказано:
"Страх пред Господом — ненависть ко злу" (Прит.
8:13).

Спросил р. Аха, сын Равы, у р. Аши:

— Можно ли рассказать о нем учителю, чтобы
и учитель возненавидел его?

— Если знаешь, что учитель доверяет тебе,
как двум свидетелям, расскажи, а если нет —
нельзя.

Учили наши наставники.

Троим жизнь не в жизнь: мягкосердечным, вспыльчивым и брезгливым. А р. Йосеф сказал:

— Все это есть во мне.

Учили наши наставники. 10Трое ненавидят себе подобных: собаки, пету­хи и жрецы огнепоклонников. А некоторые гово­рят:

— И блудницы.

А некоторые говорят:

11И вавилонские мудрецы.

Учили наши наставники.

Трое любят себе подобных: прозелиты, рабы и вороны. Четверо нестерпимы разуму: никчемный гордец, вероломный богач, развратный старик и глава общины, полный пустого высокомерия. А некоторые прибавляют к ним и того, кто дает жене развод раз, и другой, а затем возвращает ее к себе. А почему первый таннай не упомянул такого человека среди нестерпимых разуму? По­тому, что могут быть причины отменить развод:

или 12ктубба [выплата по брачному договору] слишком велика [и не удается расплатиться пол­ностью] или есть сыновья от этой жены и нельзя прогнать ее окончательно.


 



 


ПСАХИМ 113Б



Пять вещей заповедал своим сыновьям аХанаан:

— Любите друг друга, любите воровство,
любите разврат, ненавидьте господина ваше­
го и не говорите правды.

Шесть вещей говорится о жеребце: любит разврат, любит войну, груб, пренебрегает сном, ест много и выделяет мало. А некото­рые говорят:

— И старается убить своего хозяина на
войне.

Семеро отвергнуты небом: тот, у кого нет жены; и тот, у кого есть жена, но нет сыно­вей; и тот, у кого есть сыновья, но не приуча­ет он их к изучению Торы; и тот, у кого нет тфиллин на голове и на руке, и цицит — на


ПРИМЕЧАНИЯ
аХанаан.Сын Хама, внук Ноаха (Ноя), проклятый им (Быт. 9:25), праотец семи народов, которые должны были быть изгнаны Израилем из Земли обетованной (см. Быт. 8:15-18 и Исх. 33:2).

ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ


Пять вещей заповедал своим сыновьям Ханаан: "Любите друг друга, любите воров­ство, любите разврат, ненавидьте господина вашего и не говорите правды".Согласно комментарию Магарши, заповеди Ханаана объясняются тем, что его потомкам определе­но быть рабами (см. Быт. 8:25,26). По мнению Магарши, сказано "любите друг друга", пото­му что все рабы любят друг друга; сказано "любите воровство", потому что "множащий рабов множит воровство" (Авот, 2:7); сказано "любите разврат", потому что "множащий рабынь множит разврат" (там же); сказано "ненавидьте господина вашего", потому что у каждого из потомков Ханаана будет господин, хозяин; сказано "не говорите правды", потому что "в руке ханаанеянина весы обмана" (Ос. 12:8).

Оказывается, Ханаан заповедал сыновьям то, что составляет истинную природу рабов! Магарша считает, что Талмуд оперирует скрытыми цитатами из Библии или Мишны,


что цитаты эти содержатся в заповедях Хана­ана и обосновывают их. Скрытая цитата в Талмуде не редкость, ее можно встретить в утонченной галахической дискуссии, в отдель­ных высказываниях мудрецов, в благослове­ниях (см., например, Брахот 17а, с. 33, 37-38). Но слова Ханаана представляют собой паро­дию на заповедь и относятся к фольклорному слою Талмуда или к стилизации фольклора. Не имеем ли мы дело с приданием фрагмен­ту, маргинальному по жанру, формы жанра доминирующего?

Об определенной индифферентности сред­невековых и более поздних толкователей к жанровым различиям талмудической литера­туры мы уже писали. Комментарий Магарши наглядно демонстрирует тот взгляд, который сформировался многовековой традицией изу­чения Талмуда: весь корпус традиционной ев­рейской литературы рассматривается в качест­ве единого текста (гипертекста), каждая часть которого отличается глубокой ученостью.



113Б ПСАХИМ



РЕАЛИИ

Мезуза — букв. "дверной ко­сяк". Прикрепляемый к внеш­нему косяку двери свиток пер­гамента, содержащий часть стихов из текста Шма во ис­полнение предписания Торы написать слово Господа "на ко­сяках (мезузот) дома твоего и ворот твоих" (Втор. 6:9,11:20).


одежде, и мезузы при входе, и тот, кто не носит обуви. А некоторые говорят:

— И тот, кто не участвует в азаповеданных трапезах.

Передал Рабба б. Бар Хана от имени р. Шмуэля б. Марты слова, которые Рав слы­шал от р. Йосе Иш-Гоцеля:

Где в Писании сказано, что bнельзя вопро­шать халдеев: "Бесхитростен будь с Господом, Богом твоим" (Втор. 18:13). А где написано, что знающий за товарищем превосходство над собой хотя бы в чем-то одном обязан оказы­вать ему почтение? "Так как было в нем больше духа. И вознамерился царь поставить его во главе всего царства" (Дан. 6:4,5).


ПРИМЕЧАНИЯ
аЗаповеданные трапезы.Например, праздничная трапеза после обрезания (Рашбам). ьНельзя вопрошать халдеев.Халдеи в Талмуде чаще всего астрологи, предсказатели судьбы. Ср. Шаббат 156 в данной антологии, с. 178, 179.

Комментарий р.Штейнзальца

В этом фрагменте затрагиваются самые разные темы. Приводи­мые высказывания — будь то добрые советы, моралистические наставления или наблюдения, характеризующие природу этого мира, — объединяет некий формальный принцип. В основе боль­шинства высказываний лежит то или иное число — три, пять, шесть, семь вещей или качеств объединяются одним признаком. Именно эта "цифровая" основа определяет композицию фрагмента. Однако принцип этот, как уже было сказано, является формаль­ным: высказывания относятся к различным сферам и, как правило, никак не связаны по своему содержанию.

Первое высказывание Рава содержит три изречения. Внешне они объединены только тем, что приведены р. Йегошуа б. Леви со слов мужей Иерусалима. Однако, есть в них и некая тематическая


ПСАХИМ___________________ 113

общность: не следует заведомо ставить людей в ситуацию, требую­щую от них проявления добродетельности и порядочности, даже тогда, когда в этих их достоинствах нет оснований сомневаться. Ибо, как объясняется в другом месте в Талмуде, человеческие страсти не знают границ.

Есть ли нечто общее у тех, кто, согласно высказыванию р. Йоханана, наследует будущий мир? По-видимому, общей их чертой является то, что каждый из них исполняет заповедь, когда сделать это очень непросто. В свое время нелегко было жить в Земле Израиля. Обучать сыновей Торе вместо того, чтобы поскорее дать им в руки ремесло, которое будет их кормить, — определен­ная жертва. Также заслуживает награды и человек, который, купив на последние гроши немного вина на субботу, лишает себя удоволь­ствия выпить его за трапезой и оставляет для гавдалы, чтобы украсить заповедь.

Слова р. Йоханана о тех, кого восхваляет Святой, благословен Он, содержат проницательные наблюдения относительно человечес­кой природы. Ведь, согласно обыденной логике, холостяк, который живет в большом городе и сохраняет анонимность, почти наверня­ка грешит; нищий, с трудом добывающий себе на хлеб, скорее всего найдет оправдание, чтобы не вернуть найденное владельцу; а богач, давая пожертвование, обычно заботится о том, чтобы об этом стало известно. Хвалы же Всевышнего удостаивается тот, кто преодолева­ет наклонности, свойственные большинству людей.

Из рассказа о р. Сафре становится ясно, что снискать хвалу Небес удается далеко не всякому холостяку, а лишь тому, кто удерживается от греха, находясь в ситуации соблазна. Конечно, не каждому дано достичь уровня тех двух старцев (судя по всему, холостых), которые занимались самым простым и непрестижным ремеслом, но вместе с тем, были настолько незаурядными личнос­тями, что даже блудницы, которые обычно с пренебрежением относятся ко всем и каждому, испытывали к ним уважение.

Следующее высказывание о тех, кого Святой, благословен Он, любит, вновь говорит об особых качествах души. Любви Всевышне­го достоин тот, кто не гневается, даже когда есть причины для гнева, тот, кто не пьян даже на вечеринке с друзьями, и тот, кто способен пренебречь своими амбициями.

Те, кого Господь ненавидит, — это люди, которые не умеют должным образом использовать способность речи, отличающую человека от животных. Это льстецы или лгуны, которые говорят то, во что не верят сами. Это также и те, кто своими словами может помочь ближнему, но не делает этого. Сюда же относятся люди, спешащие дать свидетельство, которое с точки зрения закона оказывается бесполезным и лишь позорит ближнего. Такое поведе­ние является, в лучшем случае, несдержанностью, неумением оце-


113 ПСАХИМ

нить ситуацию и непониманием того, что не обо всем следует рассказывать.

Высказывание о тех, кому жизнь не в жизнь, следует восприни­мать не столько как моралистическое наставление (хотя из него легко извлечь и некую мораль), сколько в качестве определенного наблюдения, касающегося человеческой природы, но в еще боль­шей степени — природы вещей в этом мире. Мягкосердечные, вспыльчивые и брезгливые люди страдают, потому что в мире есть множество неприятных вещей. В сущности, здесь говорится о том, что излишне чувствительным людям (в чем бы это ни выражалось) в нашем мире приходится туго.

Перечисление тех, кто ненавидит друг друга, содержит в себе замечание о том, что ненависть возникает, когда существует общий предмет соперничества, — на этой почве прорастает тщеславное стремление доказать собственную исключительность. В этом кон­тексте упоминание о вавилонских мудрецах звучит, конечно, сар­кастически.

С другой стороны, любят друг друга те, кто чувствует себя презренным и нуждается во взаимоподдержке. Прозелиты симпати­зируют друг другу не только ввиду общности взглядов. Находясь в новой для них среде и поначалу, возможно, чувствуя себя чужими, эти люди хотят ощущать рядом плечо человека с той же судьбой. Рабам также легче найти участие, понимание и поддержку среди себе подобных. Вороны же упомянуты в этом контексте, по-видимо­му, потому, что уступают по размерам другим хищным птицам, таким, как орлы и грифы.

В высказывании о "нестерпимых разуму" речь идет, по-видимо­му, о людях, которые ведут себя не так, как того требует их положение. Будь то гордец, которому на деле нечем похвастать, или богач, который в состоянии заплатить, но скряжничает, или старец, которому пристало подумать о душе, а он развратничает, или глава общины, которому следует быть признательным тем, кто его выбрал, а он возносится над ними. Сюда же относится человек, который не способен принять твердое решение, — он то прогоняет жену, то возвращает.

Сказанное о Ханаане — это саркастическое замечание о поведе­нии рабов: как будто бы у них существуют свои заповеди, свой устав.

Слова о жеребцах следует понимать в соответствующем истори­ческом контексте. Во времена Талмуда на Ближнем Востоке лошади использовались не в качестве рабочего скота, но лишь на войне. Отсюда описание их характера и поведения.

Список отвергнутых Небом включает тех, кто не выполняет достаточно простых, не требущих особых усилий предписаний. Тому, кто преступает заповеди, не совладав со страстями, можно


__________________________ ПСАХИМ______________________________ 113

еще найти какое-то оправдание, тот же, кто не выполняет предпи­саний, не требующих усилий, попросту пренебрегает ими и потому отвергнут Небом.

Запрет пользоваться предсказаниями халдеев-астрологов выра­жает общую позицию мудрецов Талмуда, согласно которой знание, которое невозможно применить на практике, лишь вредит челове­ку. Ведь предсказания халдеев, даже если они верны, подобны диагнозу врача, у которого нет лекарства от установленной им болезни. Кроме того, будущее не может быть однозначным (см. Шаббат 156).


РОШ ГА-ШАНА

16б-17а


РОШ ГА-ШАНА 16Б



1Сказал р. Круспедай со слов р. Йоханана: — Три книги открываются на аРош га-шана. Одна — книга законченных злодеев, вторая — книга совершенных праведников и

третья — книга обычных людей. Совершен-

ным праведникам bнемедленно даруется

жизнь, законченные злодеи немедленно при­говариваются к смерти, а обычным людям

дается cремя от Рош га-шана до dЙом Кип-пура : заслужат — будет им дарована жизнь, не заслужат — будут приговорены к смерти. Сказал р. Авин:


ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1Иерус. Талм., Рош га-шана 1:3; Авот де-р. Натан 24


 



 


ПРИМЕЧАНИЯ

аРош га-шана.Начало нового года (1-го числа месяца тишрей). В Торе сказано: "И в седьмом месяце (тишрей), в первый день месяца, будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, днем трубления пусть будет он у вас" (Числ. 29:1). Этот день считается днем Божественного суда. "На Рош га-шана все пришедшие в мир проходят перед Ним строем, ибо сказано: 'Создающий сердиа всех их, понимающий все дела их' (Пс. 33:15)" (Мишна, Рош га-шана 1:2).

bНемедленно даруется жизнь.Букв. "записываются к жизни, и запись скрепляется печатью".

сВремя от Рош га-шана до Йом Киппура.Десять дней раскаяния (асерет ямей тшува), когда можно изменить приговор Небесного суда, вынесенный на Рош га-шана.

dЙом Киппур.День Искупления. "А в десятый день седьмого месяца - день искупления (йом га-киппурим), священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши [постом], и приносите огнепали-мую жертву Господу. И никакой работы не делайте в этот самый день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим" (Лев. 23:27,28).

ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ


Три книги открываются на Рош га-шана. Одна — книга законченных злодеев, вторая — книга совершенных праведников и третья — книга обычных людей. Совершен­ным праведникам немедленно даруется жизнь, законченные злодеи немедленно приговариваются к смерти...Проблема спра­ведливости Божественного суда — одна из центральных теологических и философских проблем средневековья. Основной сложнос­тью являлось объяснение непосредственного опыта, согласно которому праведник страда­ет, а злодей благоденствует. Одно из распро­страненных решений проблемы основывалось на положении о воздаянии в грядущем мире. Это порождало изощренные интерпретации, подобные той, что дает р. Моше бен Нахман (Нахманид, акроним — Рамбан) пассажу из


нашего фрагмента в своей книге Шaap га-гмуль («Врата воздаяния»).

Нахманид подчеркивает, что в отличие от нижеследующего фрагмента ("В день суда лю­ди делятся на три группы: одна — совершен­ные праведники, вторая — законченные зло­деи и третья — те, что между ними../') речь идет о приговоре, касающемся этого мира, а не мира грядущего. Поэтому понятия "совер­шенные праведники" и "законченные злодеи" имеют здесь иное значение. Совершенные праведники — это не те праведники, у кото­рых нет прегрешений, а законченные злодеи — это не те, у которых вовсе нет заслуг: "Ведь сколько праведников умирают внезапной смертью и сколько грешников в спокойствии проводят дни..." Согласно Нахманиду, за одни грехи Всевышний взыскивает в этом мире, за



16Б РОШ ГА-ШАНА



ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 2Тосефта, Санг едрин 13


— Где об этом сказано? В стихе "Будут
вычеркнуты из книги жизни и с праведника­
ми не будут записаны" (Пс. 69:29). "Будут
вычеркнуты" — это о книге злодеев. "Из кни­
ги жизни" — это о книге праведников. "С
праведниками не будут записаны" — это о
книге обычных людей.

А р. Нахман б. Ицхак сказал:

— Мы знаем об этом из стиха "А если нет,
вычеркни меня из книги Твоей, которую Ты
написал" (Исх. 32:32). "Вычеркни меня" — это
о книге злодеев. "Из книги Твоей" — это о
книге праведников. "Которую Ты написал" —
это о книге обычных людей.

Учили. 2Дом Шаммая говорит:

— В день суда люди делятся на три груп­
пы: одна — совершенные праведники, вторая


 



 


ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ


другие — в мире грядущем. И так же дело обстоит с заслугами: за одни следует воздая­ние в этом мире, а за другие — в мире будущем. При этом основное наказание злоде­ям, как и основное воздаяние праведникам, дается именно в грядущем мире. Так, злодей, который наряду с прегрешениями совершил в течение года доброе дело, получает воздая­ние за доброе дело в этом мире, а наказание за грехи — в мире грядущем. Поэтому он записывается на следующий год в книгу жиз­ни и получает богатство и почет ("даруется жизнь" следует понимать в широком смысле — как вознаграждение). Таким образом, его приговор выглядит таким же, как у совер­шенного праведника, и потому он условно назван совершенным праведником. С другой стороны, праведник, который наряду с добры­ми делами в течение года совершил грех, наказывается за грех в этом мире, а воздая­ние за добрые дела получает в мире гряду­щем. Поэтому он приговаривается к смерти или болезням, бедности и страданиям ("при-


говаривается к смерти" следует понимать в широком смысле — как наказание) на следую­щий год — его приговор выглядит таким же, как приговор законченного злодея, и потому он условно назван законченным злодеем. Итак, "...на Рош fa-шана взвешиваются дела человека, и немедленно записывается он как достойный награды или заслуживающий на­казания в этом мире, в соответствии с тем, что полагается ему в этом мире. А когда человек умирает, тогда взвешиваются его де­ла и выносится решение о том, чего он заслу­живает в мире душ" (Шаар га-гмулъ 1).

Отметим, что трактовка понятий "совер­шенный праведник" и "законченный злодей" в этой интерпретации, состоящая в их редук­ции к галахической категории приговора (по сути дела, превращение их в галахические определения), представляет собой один из характерных приемов средневековых толкова­телей Талмуда, среди которых Нахманид был одной из самых значительных фигур.



РОШ ГА-ШАНА 16Б, 17А



— законченные злодеи и третья — обычные люди. Праведникам немедленно даруется веч­ная жизнь. Злодеи немедленно отправляются в геенну, ибо сказано: "И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни — для вечной жизни, а другие — на поругание и вечный позор" (Дан. 12:2). А обычные люди спускаются в геенну, [17а] вопиют, а затем поднимаются, ибо сказано: "И введу третьих в огонь, и очищу их, как очищают серебро, и испытаю их, как испытывают золото. Призо­вут они Имя Мое, и Я отвечу им..." (Зах. 13:8). И о них сказала Хана: "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и подни­мает" (Сам. I 2:6).

Дом Гиллеля говорит [об обычных людях]: a"Великий в милости" (Исх. 34:6) bскло­няется к милости.


понятия

Геенна —см. с. 63.

Еретики— под еретиками (миним) здесь, по-видимому, подразумеваются представи­тели различных сект, в ос­новном гностических, в той или иной форме признающих существование двух Творцов, а также христиане.


 



 


ПРИМЕЧАНИЯ

а"Великий в милости"- одно из тринадцати качеств милости Бога, которые мудрецы Талмуда выводят из двух стихов Книги Исхода (34:6,7). Перечисление этих качеств являлось важной частью литургии Рош га-шана и Йом Киппура уже во времена Талмуда. Мидраш рассказывает о происхождении этого обычая так: «"И прошел Господь перед ним перед Моше" (Исх. 34:6). Сказал р. Йоханан: "Если бы не Писание, то и сказать такое было бы невозможно. Учит этот стих, что Святой, благословен Он, закутался в таллит, как посланник общины, и, показав Моше порядок молитвы, сказал ему: 'Всякий раз, как согрешит Израиль, пусть молится предо Мной так, и Я прощу их'... Сказал р. Йегуда: "Заключен договор о тринадцати качествах милости - о том, что не останутся они без ответа"» (Рош га-шана 17б).

bCклоняется к милости- хотя их заслуги равны прегрешениям.

ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ


Спускаются в геенну...Уже в X в. один из первых еврейских философов, Ицхак Исраэли, придерживаясь неоплатонической теории эма­нации души, утверждал, что наказание и воз­награждение после смерти относятся к душе, а не к телу: наказание — это невозможность соединиться с высшим миром, а вознагражде­ние — возвращение к источнику. Такой взгляд приводил к отрицанию положения о воскресе­нии из мертвых (понятого буквально). Особую остроту эта тема приобрела в связи с полеми-


кой вокруг произведений Маймонида. Он был обвинен в отрицании положения о воскресе­нии из мертвых, несмотря на то, что включил его в один из тринадцати основных догматов иудейской веры (см. коммент. на с. 36-37).

Действительно, философские воззрения как неоплатоников, так и перипатетиков было сложно совместить с традиционными предс­тавлениями о наказании и вознаграждении после смерти, в том числе с представлениями об Эдемском саде и геенне. "Что за приговор,



17А РОШ ГА-ШАНА



И о них сказал Давид: "Счастлив я, когда слышит Господь голос мой, мольбу мою" (Пс. 116:1). И о них же сказал Давид весь этот пса­лом: "Скудны заслуги мои, но Он спас меня"



 


ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ


называемый геенна (гегином)? Что подвергается наказанию?.. Если скажешь, что наказание от­носится к телу человека после его смерти, так ведь тело мертвого все равно что камень. Что сжечь его, что набальзамировать — нет разни­цы... Не иначе как наказание относится только к душе! Но каково оно, это наказание? Ведь душа не тело, нет у нее определенного места, да и огонь сжигает только то, что является телом, материальные вещи. Следовательно, наказание состоит в том, что душа пропадает и отсекается [от источника]!" Эти рассуждения приводит Нахманид в пятой главе Шаар га-гмулъ и восклицает: "Все это не соответствует ни Торе, ни мнению мудрецов Талмуда, но является чуждыми воззрениями со слов псев­домудрецов народов мира". Главная проблема, по Нахманиду, состоит в том, что наказание, согласно пониманию философов, не дифферен­цировано и не содержит мук. А это приводит к индифферентности в отношении наказания ("все равно погибать..."). Далее Нахманид при­водит ряд талмудических источников, указы­вающих на реальное существование геенны и описывающих муки грешников, попадающих туда, и дает объяснение тому, что такое геги­ном с точки зрения мудрецов Талмуда. Оно сводится к следующему: Бог создал душу в качестве тонкого и чистого духа из разряда ангелов, и она, действительно, не имеет опре­деленного места и не подвержена земному огню. Но Он создал также некое место, называ­емое гегином, содержащее тончайший огонь, отличный от земного, в котором могут гореть такие тонкие сущности, как душа.

Такое решение проблематично с философс­кой точки зрения, поскольку наказание и вознаграждение после смерти все еще могут осознаваться как материальные, хотя и отно­сящиеся к более тонкой материи. Последова­тель Маймонида (впрочем, не слишком ради-


кальный) Гиллель бен Шмуэль из Вероны (вторая пол. XIII в.) в своей книге Тигмулей га-нефеш ("Книга о воздаяниях души"), отдель­ные главы которой включают фрагменты из произведений Ибн Сины (латинская версия "Книги о Душе"), Ибн Рушда, Фомы Аквинс-кого ("Tractatus de Unitate Intellectus contra Averroistas"), неявно полемизирует с Нахма­нидом. Одно из основных утверждений Гилле-ля из Вероны состоит в том, что наказание и вознаграждение после смерти носят исключи­тельно духовный, а не телесный характер и относятся к сфере форм, а не материи. Как же быть с многочисленными высказываниями мудрецов Талмуда, свидетельствующими о противоположном? Прежде чем ответить на этот вопрос, Гиллель бен Шмуэль приводит типологизацию талмудических высказываний (во многом сходную с типологизацией Авраа­ма бен Моше, сына Маймонида, см. коммент. к Йевамот 62, т. 2). Большую часть высказыва­ний мудрецов Талмуда, касающихся геенны, он относит либо к типу аллегории, либо к типу публичной проповеди. К последнему относится и все, что говорится об ожидающих человека после смерти наказании или наслаж­дении, носящих материальный характер. Муд­рецы Талмуда, "говоря об этих вещах, подби­рали слова страшные и пугающие, выраже­ния, наводящие ужас, чтобы устрашить массу простого народа, который невежествен. Ибо известно, что они могут принять иго запове­дей и нравоучения Торы, лишь если пообе­щать им наказание и вознаграждение, нося­щие материальный характер, то есть ощущае­мые телом..." (Тигмулей га-нефеш 59а, 33-35). Так, по-маймонидовски, решается вопрос сов­местимости талмудической и философской точек зрения. (Ниже, в третьей главе первой части книги, Гиллель бен Шмуэль дает под­робную интерпретацию нашего талмудическо-


РОШ ГА-ШАНА 17А



Злодеи Израиля, асогрешившие телом, и

злодеи других народов, согрешившие те-

лом, спускаются в геенну, 3и вершится над

ними суд двенадцать месяцев. После две­надцати месяцев тело их истлевает, а душа сгорает, и ветер разносит пепел их, бросая его под ноги праведников, как сказано: "И будете топтать грешников, ибо станут они пеплом под ступнями ног ваших..." (Мал. 3:21). Но еретики, доносчики, отступники, вольнодумцы, отрицающие Тору и воскре­сение из мертвых, те, что сошли с пути народа, те, что наводили страх на жителей земли, и те, что, согрешив, совратили мно­гих, как Йеровам, сын Навата и его спод­вижники, спускаются в геенну, и суд над ними не прекращается никогда, ибо сказа­но: "И выйдут, и увидят трупы людей, отступившихся от Меня..." (Ис. 66:24). Геен­не приходит конец, а им нет...


ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 3Иepyc. Талм., Сангедрин 1:3


 



 


ПРИМЕЧАНИЯ
аСогрешившие телом.Ниже Гемара задается вопросом: "Кто такие нечестивцы Израиля, согрешив­шие телом?" Следует ответ: "Например тот, кто не накладывает тфиллин". А кто такие нечестивцы других народов, согрешившие телом? Те, что предаются разврату, и те, что наводят страх на жителей земли.

ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ


го фрагмента, считая его наиболее полно представляющим мнение мудрецов Талмуда по вопросам посмертного воздаяния.)

Но в чем же состоят посмертные муки грешников? В решении этого вопроса Гиллель из Вероны следует не Маймониду, а Ибн Сине в интерпретации христианских схоластов XIII в. Согласно Ибн Сине, после смерти остается не только интеллектуальная сила души, но и сила воображения (potentia vel vis imaginativa). Душа грешников обречена воображать стра­дания, огонь геенны и т.п. Таким образом, посмертные муки существуют, но носят не


материальный, не телесный характер. Идея соединения интеллектуальной силы души с силой воображения для получения вознаграж­дения и наказания после смерти играет цент­ральную роль в "Божественной комедии" Дан­те. Концепция, выраженная Данте, почти пол­ностью совпадает с той, что сформулирована Гиллелем из Вероны, с той лишь разницей, что у Данте душа создает для себя после смерти тонкое духовное тело, в котором со­держится сила воображения (см. Сефер тигму-лей га-нефеш / Крит. изд. И. Сармонеты. Иеру­салим 1981, прим. на с. 168,169).



17А___________________________ РОШ ГA-ШАНА__________________________

Комментарий р.Штейнзальца

Вэтом фрагменте рассматривается круг проблем, связанных с определяемыми Небесным судом наказанием и вознаграждением, и приводится разделение людей на три категории: злодеи, праведни­ки и обычные люди.

Однако, поскольку обсуждение не носит характер философского трактата и не прибегает к строгим формулировкам, возникает несколько неясностей. Например, три вышеуказанные категории не определены здесь четко. Можно понять, что праведники — это те редкие люди, которые практически не совершают грехов, злодеи — тоже нечасто встречающиеся люди, за которыми не числится никаких добрых дел, а обычные люди составляют большую часть человечества. Некоторые комментаторы понимали это именно так, в то время как с точки зрения других праведники — это те, кто, как правило, не нарушает заповеди, злодеи — те, кто ими обычно пренебрегает, обычные люди — те, чьи поведенческие нормы раз­мыты.

Основанное на библейском образе описание трех книг, приводи­мое в начале фрагмента, призвано подчеркнуть дифференцирован­ный подход Небесного суда: не только приговоры, но и пути приведения их в исполнение различны по отношению к людям разных уровней.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.026 с.)