Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Р. Сафра, р. Ханина, р. Ошайя
— см. на след. стр. Сказал р. Йоханан: — Трое унаследуют будущий мир: живущий В чем заслуга последнего? В том, что оставляет вино с киддуша для гавдалы. Сказал р. Йоханан: — Троих восхваляет Святой, благословен Р. Сафра был холостяком и жил в большом городе. [113б] Некий таннай излагал [барайту о холостяке] перед Равой и р. Сафрой. Просияло лицо р. Сафры. Но Рава заметил ему: — Не о таких, как ты, речь, а о таких, как Троих Святой, благословен Он, любит: 4того, кто не гневается, того, кто не пьянствует, 5и того, кто не настаивает на своем. ЭТИКА И ПОЭТИКА сопровождаются рассказами из жизни мудрецов (маасе хахамим), иногда — автобиографическими. Рассказы же иногда привязаны к событиям, в ходе которых или по поводу которых изречения были высказаны. Максимы таннаев и амораев совершенно лишены того, что Бахтин называл "эпической дистанцией". Они конкретно-актуальны и серьезно-юмористичны (чего стоит сравнение собак и петухов с персидскими магами и с еврейски- ПСАХИМ 113Б Троих Святой, благословен Он, ненавидит:
6того, у кого на языке одно, а в сердце другое; 7того, кто может свидетельствовать в пользу ближнего и не делает этого, и того, кто, увидев грех ближнего, авыступает против него единственным свидетелем. Так, случилось, что Тувья согрешил, и Зигуд донес на него и свидетельствовал против него перед р. Паппой. Приказал р. Паппа наказать Зигуда палкой. — bТувья 8согрешил, а Зигуд бит? — вскричал — Конечно, — ответил ему р. Паппа, — ведь Сказал р. Шмуэль б. р. Ицхак со слов Рава: — [Тому, кто видел, как ближний согрешил]
Кто этот ненавистный? Ты можешь сказать — иноверец, но мы учили: 9"Ненавистный, о котором идет речь, — еврей". Ясно, что речь идет о ненавистном из Израиля. Но разве разрешено ненавидеть его? Ведь написано: "Не держи ненависти на брата своего в сердце своем" (Лев. 19:17)? Это так, но если есть свидетели его преступления, он ненавистен всему миру. Почему же сказано: "ненавистного тебе"? Потому что ты один видел его прегрешение [и не можешь свидетельствовать перед миром]. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 6Бава меция 49а 7ср. Бава кама 55б 8Маккот 11а 9Бава меция 32б ПЕРСОНАЛИИ Р. Сафра — вавилонский амо-рай третьего-четвертого поколения. Занимаясь торговлей, часто бывал в Палестине. В Талмуде зафиксировано довольно большое число его дискуссий с тамошними мудрецами. Во многих фрагментах подчеркивается его чрезвычайная щепетильность. Например, при соблюдении субботы и праздников (Шаббат 119а, Моэд катан 12а) или в отношениях с товарищами (Сукка 38а). Рава называл его "великим мужем" (Бава батра 144а). Р. Ханина и р. Ошайя — амораи третьего поколения, братья. Родились в Вавилоне, вместе перебрались в Палестину. Знаменита история о том, что каждый канун субботы р. Ханина и р. Ошайя занимались книгой Творения (Сефер Йецира), и сотворялся ими трехлетний теленок, которого они и съедали в честь субботы (Сангедрин 65б). Заметим, что, по мнению исследователей, эту книгу нельзя идентифицировать с одноименным средневековым трактатом, сыгравшим важную роль в развитии еврейской средневековой философии и мистики. ПРИМЕЧАНИЯ аВыступает против него единственным свидетелем. И тем самым порочит его понапрасну. Ведь чтобы признать преступника виновным, необходимо свидетельство двоих. Свидетельство же одного не имеет юридической силы. bТувья согрешил, а Зигуд бит? Согласно Раши, эта фраза стала поговоркой (его коммент. к Маккот 11 а). ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
10см. Бейца 32б 11см. Сангедрин 24а 12Эрувин 41б ПЕРСОНАЛИИ Р. Йосеф — р. Йосеф 6. Хия, вавилонский аморай третьего поколения. В течение двух с половиной лет, после смерти Раббы, возглавлял йешиву в Пумбедите. Помнил наизусть множество барайт, за что и получил прозвище Синай (Брахот 64 б, Горайот 14а). Превыше всего ставил изучение Торы. Ему принадлежат следующие высказывания: "Заслуги занимающегося Торой выше заслуг того, кто занят исполнением заповедей" (Сота 21а), "Изучение Торы превыше спасения жизни" (Мегилла 16а). Публично признавался в своих ошибках (Киддушин 39а, Сангедрин 61а), отмечал и собственную скромность (Сота 496, см. т. 2). Рассказывается, что р. Йосеф перенес тяжелую болезнь и забыл все выученное (Эрувин 75б, и др.). В Талмуде неоднократно описывается ситуация, когда р. Йосеф сознается в собственной некомпетентности, а его ученик Аббайе напоминает ему: "Ведь ты сам учил нас этому". 113Б _________________________ ПСАХИМ ______ Р. Нахман б. Ицхак сказал: — Предписано его ненавидеть, ибо сказано: Спросил р. Аха, сын Равы, у р. Аши: — Можно ли рассказать о нем учителю, чтобы — Если знаешь, что учитель доверяет тебе, Учили наши наставники. Троим жизнь не в жизнь: мягкосердечным, вспыльчивым и брезгливым. А р. Йосеф сказал: — Все это есть во мне. Учили наши наставники. 10Трое ненавидят себе подобных: собаки, петухи и жрецы огнепоклонников. А некоторые говорят: — И блудницы. А некоторые говорят: —11И вавилонские мудрецы. Учили наши наставники. Трое любят себе подобных: прозелиты, рабы и вороны. Четверо нестерпимы разуму: никчемный гордец, вероломный богач, развратный старик и глава общины, полный пустого высокомерия. А некоторые прибавляют к ним и того, кто дает жене развод раз, и другой, а затем возвращает ее к себе. А почему первый таннай не упомянул такого человека среди нестерпимых разуму? Потому, что могут быть причины отменить развод: или 12 ктубба [выплата по брачному договору] слишком велика [и не удается расплатиться полностью] или есть сыновья от этой жены и нельзя прогнать ее окончательно.
ПСАХИМ 113 Б Пять вещей заповедал своим сыновьям аХанаан: — Любите друг друга, любите воровство, Шесть вещей говорится о жеребце: любит разврат, любит войну, груб, пренебрегает сном, ест много и выделяет мало. А некоторые говорят: — И старается убить своего хозяина на Семеро отвергнуты небом: тот, у кого нет жены; и тот, у кого есть жена, но нет сыновей; и тот, у кого есть сыновья, но не приучает он их к изучению Торы; и тот, у кого нет тфиллин на голове и на руке, и цицит — на ПРИМЕЧАНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ Пять вещей заповедал своим сыновьям Ханаан: "Любите друг друга, любите воровство, любите разврат, ненавидьте господина вашего и не говорите правды". Согласно комментарию Магарши, заповеди Ханаана объясняются тем, что его потомкам определено быть рабами (см. Быт. 8:25,26). По мнению Магарши, сказано "любите друг друга", потому что все рабы любят друг друга; сказано "любите воровство", потому что "множащий рабов множит воровство" (Авот, 2:7); сказано "любите разврат", потому что "множащий рабынь множит разврат" (там же); сказано "ненавидьте господина вашего", потому что у каждого из потомков Ханаана будет господин, хозяин; сказано "не говорите правды", потому что "в руке ханаанеянина весы обмана" (Ос. 12:8).
Оказывается, Ханаан заповедал сыновьям то, что составляет истинную природу рабов! Магарша считает, что Талмуд оперирует скрытыми цитатами из Библии или Мишны, что цитаты эти содержатся в заповедях Ханаана и обосновывают их. Скрытая цитата в Талмуде не редкость, ее можно встретить в утонченной галахической дискуссии, в отдельных высказываниях мудрецов, в благословениях (см., например, Брахот 17а, с. 33, 37-38). Но слова Ханаана представляют собой пародию на заповедь и относятся к фольклорному слою Талмуда или к стилизации фольклора. Не имеем ли мы дело с приданием фрагменту, маргинальному по жанру, формы жанра доминирующего? Об определенной индифферентности средневековых и более поздних толкователей к жанровым различиям талмудической литературы мы уже писали. Комментарий Магарши наглядно демонстрирует тот взгляд, который сформировался многовековой традицией изучения Талмуда: весь корпус традиционной еврейской литературы рассматривается в качестве единого текста (гипертекста), каждая часть которого отличается глубокой ученостью. 113Б ПСАХИМ РЕАЛИИ Мезуза — букв. "дверной косяк". Прикрепляемый к внешнему косяку двери свиток пергамента, содержащий часть стихов из текста Шма во исполнение предписания Торы написать слово Господа "на косяках (мезузот) дома твоего и ворот твоих" (Втор. 6:9,11:20). одежде, и мезузы при входе, и тот, кто не носит обуви. А некоторые говорят: — И тот, кто не участвует в азаповеданных трапезах. Передал Рабба б. Бар Хана от имени р. Шмуэля б. Марты слова, которые Рав слышал от р. Йосе Иш-Гоцеля: Где в Писании сказано, что bнельзя вопрошать халдеев: "Бесхитростен будь с Господом, Богом твоим" (Втор. 18:13). А где написано, что знающий за товарищем превосходство над собой хотя бы в чем-то одном обязан оказывать ему почтение? "Так как было в нем больше духа. И вознамерился царь поставить его во главе всего царства" (Дан. 6:4,5).
ПРИМЕЧАНИЯ Комментарий р.Штейнзальца В этом фрагменте затрагиваются самые разные темы. Приводимые высказывания — будь то добрые советы, моралистические наставления или наблюдения, характеризующие природу этого мира, — объединяет некий формальный принцип. В основе большинства высказываний лежит то или иное число — три, пять, шесть, семь вещей или качеств объединяются одним признаком. Именно эта "цифровая" основа определяет композицию фрагмента. Однако принцип этот, как уже было сказано, является формальным: высказывания относятся к различным сферам и, как правило, никак не связаны по своему содержанию. Первое высказывание Рава содержит три изречения. Внешне они объединены только тем, что приведены р. Йегошуа б. Леви со слов мужей Иерусалима. Однако, есть в них и некая тематическая ПСАХИМ ___________________ 113 общность: не следует заведомо ставить людей в ситуацию, требующую от них проявления добродетельности и порядочности, даже тогда, когда в этих их достоинствах нет оснований сомневаться. Ибо, как объясняется в другом месте в Талмуде, человеческие страсти не знают границ. Есть ли нечто общее у тех, кто, согласно высказыванию р. Йоханана, наследует будущий мир? По-видимому, общей их чертой является то, что каждый из них исполняет заповедь, когда сделать это очень непросто. В свое время нелегко было жить в Земле Израиля. Обучать сыновей Торе вместо того, чтобы поскорее дать им в руки ремесло, которое будет их кормить, — определенная жертва. Также заслуживает награды и человек, который, купив на последние гроши немного вина на субботу, лишает себя удовольствия выпить его за трапезой и оставляет для гавдалы, чтобы украсить заповедь. Слова р. Йоханана о тех, кого восхваляет Святой, благословен Он, содержат проницательные наблюдения относительно человеческой природы. Ведь, согласно обыденной логике, холостяк, который живет в большом городе и сохраняет анонимность, почти наверняка грешит; нищий, с трудом добывающий себе на хлеб, скорее всего найдет оправдание, чтобы не вернуть найденное владельцу; а богач, давая пожертвование, обычно заботится о том, чтобы об этом стало известно. Хвалы же Всевышнего удостаивается тот, кто преодолевает наклонности, свойственные большинству людей. Из рассказа о р. Сафре становится ясно, что снискать хвалу Небес удается далеко не всякому холостяку, а лишь тому, кто удерживается от греха, находясь в ситуации соблазна. Конечно, не каждому дано достичь уровня тех двух старцев (судя по всему, холостых), которые занимались самым простым и непрестижным ремеслом, но вместе с тем, были настолько незаурядными личностями, что даже блудницы, которые обычно с пренебрежением относятся ко всем и каждому, испытывали к ним уважение.
Следующее высказывание о тех, кого Святой, благословен Он, любит, вновь говорит об особых качествах души. Любви Всевышнего достоин тот, кто не гневается, даже когда есть причины для гнева, тот, кто не пьян даже на вечеринке с друзьями, и тот, кто способен пренебречь своими амбициями. Те, кого Господь ненавидит, — это люди, которые не умеют должным образом использовать способность речи, отличающую человека от животных. Это льстецы или лгуны, которые говорят то, во что не верят сами. Это также и те, кто своими словами может помочь ближнему, но не делает этого. Сюда же относятся люди, спешащие дать свидетельство, которое с точки зрения закона оказывается бесполезным и лишь позорит ближнего. Такое поведение является, в лучшем случае, несдержанностью, неумением оце- 113 ПСАХИМ нить ситуацию и непониманием того, что не обо всем следует рассказывать. Высказывание о тех, кому жизнь не в жизнь, следует воспринимать не столько как моралистическое наставление (хотя из него легко извлечь и некую мораль), сколько в качестве определенного наблюдения, касающегося человеческой природы, но в еще большей степени — природы вещей в этом мире. Мягкосердечные, вспыльчивые и брезгливые люди страдают, потому что в мире есть множество неприятных вещей. В сущности, здесь говорится о том, что излишне чувствительным людям (в чем бы это ни выражалось) в нашем мире приходится туго. Перечисление тех, кто ненавидит друг друга, содержит в себе замечание о том, что ненависть возникает, когда существует общий предмет соперничества, — на этой почве прорастает тщеславное стремление доказать собственную исключительность. В этом контексте упоминание о вавилонских мудрецах звучит, конечно, саркастически. С другой стороны, любят друг друга те, кто чувствует себя презренным и нуждается во взаимоподдержке. Прозелиты симпатизируют друг другу не только ввиду общности взглядов. Находясь в новой для них среде и поначалу, возможно, чувствуя себя чужими, эти люди хотят ощущать рядом плечо человека с той же судьбой. Рабам также легче найти участие, понимание и поддержку среди себе подобных. Вороны же упомянуты в этом контексте, по-видимому, потому, что уступают по размерам другим хищным птицам, таким, как орлы и грифы. В высказывании о "нестерпимых разуму" речь идет, по-видимому, о людях, которые ведут себя не так, как того требует их положение. Будь то гордец, которому на деле нечем похвастать, или богач, который в состоянии заплатить, но скряжничает, или старец, которому пристало подумать о душе, а он развратничает, или глава общины, которому следует быть признательным тем, кто его выбрал, а он возносится над ними. Сюда же относится человек, который не способен принять твердое решение, — он то прогоняет жену, то возвращает. Сказанное о Ханаане — это саркастическое замечание о поведении рабов: как будто бы у них существуют свои заповеди, свой устав. Слова о жеребцах следует понимать в соответствующем историческом контексте. Во времена Талмуда на Ближнем Востоке лошади использовались не в качестве рабочего скота, но лишь на войне. Отсюда описание их характера и поведения. Список отвергнутых Небом включает тех, кто не выполняет достаточно простых, не требущих особых усилий предписаний. Тому, кто преступает заповеди, не совладав со страстями, можно __________________________ ПСАХИМ ______________________________ 113 еще найти какое-то оправдание, тот же, кто не выполняет предписаний, не требующих усилий, попросту пренебрегает ими и потому отвергнут Небом. Запрет пользоваться предсказаниями халдеев-астрологов выражает общую позицию мудрецов Талмуда, согласно которой знание, которое невозможно применить на практике, лишь вредит человеку. Ведь предсказания халдеев, даже если они верны, подобны диагнозу врача, у которого нет лекарства от установленной им болезни. Кроме того, будущее не может быть однозначным (см. Шаббат 156). РОШ ГА-ШАНА 16б-17а РОШ ГА-ШАНА 16Б 1Сказал р. Круспедай со слов р. Йоханана: — Три книги открываются на аРош га-шана. Одна — книга законченных злодеев, вторая — книга совершенных праведников и третья — книга обычных людей. Совершен- ным праведникам bнемедленно даруется жизнь, законченные злодеи немедленно приговариваются к смерти, а обычным людям дается cремя от Рош га-шана до dЙом Кип-пура: заслужат — будет им дарована жизнь, не заслужат — будут приговорены к смерти. Сказал р. Авин: ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 1Иерус. Талм., Рош га-шана 1:3; Авот де-р. Натан 24
ПРИМЕЧАНИЯ аРош га-шана. Начало нового года (1-го числа месяца тишрей). В Торе сказано: "И в седьмом месяце (тишрей), в первый день месяца, будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, днем трубления пусть будет он у вас" (Числ. 29:1). Этот день считается днем Божественного суда. "На Рош га-шана все пришедшие в мир проходят перед Ним строем, ибо сказано: 'Создающий сердиа всех их, понимающий все дела их' (Пс. 33:15)" (Мишна, Рош га-шана 1:2). bНемедленно даруется жизнь. Букв. "записываются к жизни, и запись скрепляется печатью". сВремя от Рош га-шана до Йом Киппура. Десять дней раскаяния (асерет ямей тшува), когда можно изменить приговор Небесного суда, вынесенный на Рош га-шана. dЙом Киппур. День Искупления. "А в десятый день седьмого месяца - день искупления (йом га-киппурим), священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши [постом], и приносите огнепали-мую жертву Господу. И никакой работы не делайте в этот самый день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим" (Лев. 23:27,28). ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ Три книги открываются на Рош га-шана. Одна — книга законченных злодеев, вторая — книга совершенных праведников и третья — книга обычных людей. Совершенным праведникам немедленно даруется жизнь, законченные злодеи немедленно приговариваются к смерти... Проблема справедливости Божественного суда — одна из центральных теологических и философских проблем средневековья. Основной сложностью являлось объяснение непосредственного опыта, согласно которому праведник страдает, а злодей благоденствует. Одно из распространенных решений проблемы основывалось на положении о воздаянии в грядущем мире. Это порождало изощренные интерпретации, подобные той, что дает р. Моше бен Нахман (Нахманид, акроним — Рамбан) пассажу из нашего фрагмента в своей книге Шaap га-гмуль («Врата воздаяния»). Нахманид подчеркивает, что в отличие от нижеследующего фрагмента ("В день суда люди делятся на три группы: одна — совершенные праведники, вторая — законченные злодеи и третья — те, что между ними../') речь идет о приговоре, касающемся этого мира, а не мира грядущего. Поэтому понятия "совершенные праведники" и "законченные злодеи" имеют здесь иное значение. Совершенные праведники — это не те праведники, у которых нет прегрешений, а законченные злодеи — это не те, у которых вовсе нет заслуг: "Ведь сколько праведников умирают внезапной смертью и сколько грешников в спокойствии проводят дни..." Согласно Нахманиду, за одни грехи Всевышний взыскивает в этом мире, за 16Б РОШ ГА-ШАНА ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 2Тосефта, Санг едрин 13 — Где об этом сказано? В стихе "Будут А р. Нахман б. Ицхак сказал: — Мы знаем об этом из стиха "А если нет, Учили. 2Дом Шаммая говорит: — В день суда люди делятся на три груп
ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ другие — в мире грядущем. И так же дело обстоит с заслугами: за одни следует воздаяние в этом мире, а за другие — в мире будущем. При этом основное наказание злодеям, как и основное воздаяние праведникам, дается именно в грядущем мире. Так, злодей, который наряду с прегрешениями совершил в течение года доброе дело, получает воздаяние за доброе дело в этом мире, а наказание за грехи — в мире грядущем. Поэтому он записывается на следующий год в книгу жизни и получает богатство и почет ("даруется жизнь" следует понимать в широком смысле — как вознаграждение). Таким образом, его приговор выглядит таким же, как у совершенного праведника, и потому он условно назван совершенным праведником. С другой стороны, праведник, который наряду с добрыми делами в течение года совершил грех, наказывается за грех в этом мире, а воздаяние за добрые дела получает в мире грядущем. Поэтому он приговаривается к смерти или болезням, бедности и страданиям ("при- говаривается к смерти" следует понимать в широком смысле — как наказание) на следующий год — его приговор выглядит таким же, как приговор законченного злодея, и потому он условно назван законченным злодеем. Итак, "...на Рош fa-шана взвешиваются дела человека, и немедленно записывается он как достойный награды или заслуживающий наказания в этом мире, в соответствии с тем, что полагается ему в этом мире. А когда человек умирает, тогда взвешиваются его дела и выносится решение о том, чего он заслуживает в мире душ" (Шаар га-гмулъ 1). Отметим, что трактовка понятий "совершенный праведник" и "законченный злодей" в этой интерпретации, состоящая в их редукции к галахической категории приговора (по сути дела, превращение их в галахические определения), представляет собой один из характерных приемов средневековых толкователей Талмуда, среди которых Нахманид был одной из самых значительных фигур. РОШ ГА-ШАНА 16Б, 17А — законченные злодеи и третья — обычные люди. Праведникам немедленно даруется вечная жизнь. Злодеи немедленно отправляются в геенну, ибо сказано: "И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни — для вечной жизни, а другие — на поругание и вечный позор" (Дан. 12:2). А обычные люди спускаются в геенну, [17а] вопиют, а затем поднимаются, ибо сказано: "И введу третьих в огонь, и очищу их, как очищают серебро, и испытаю их, как испытывают золото. Призовут они Имя Мое, и Я отвечу им..." (Зах. 13:8). И о них сказала Хана: "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает" (Сам. I 2:6). Дом Гиллеля говорит [об обычных людях]: — a"Великий в милости" (Исх. 34:6) bсклоняется к милости. понятия Геенна — см. с. 63. Еретики — под еретиками (миним) здесь, по-видимому, подразумеваются представители различных сект, в основном гностических, в той или иной форме признающих существование двух Творцов, а также христиане.
ПРИМЕЧАНИЯ а"Великий в милости" - одно из тринадцати качеств милости Бога, которые мудрецы Талмуда выводят из двух стихов Книги Исхода (34:6,7). Перечисление этих качеств являлось важной частью литургии Рош га-шана и Йом Киппура уже во времена Талмуда. Мидраш рассказывает о происхождении этого обычая так: «"И прошел Господь перед ним перед Моше" (Исх. 34:6). Сказал р. Йоханан: "Если бы не Писание, то и сказать такое было бы невозможно. Учит этот стих, что Святой, благословен Он, закутался в таллит, как посланник общины, и, показав Моше порядок молитвы, сказал ему: 'Всякий раз, как согрешит Израиль, пусть молится предо Мной так, и Я прощу их'... Сказал р. Йегуда: "Заключен договор о тринадцати качествах милости - о том, что не останутся они без ответа"» (Рош га-шана 17б). bCклоняется к милости - хотя их заслуги равны прегрешениям. ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ Спускаются в геенну... Уже в X в. один из первых еврейских философов, Ицхак Исраэли, придерживаясь неоплатонической теории эманации души, утверждал, что наказание и вознаграждение после смерти относятся к душе, а не к телу: наказание — это невозможность соединиться с высшим миром, а вознаграждение — возвращение к источнику. Такой взгляд приводил к отрицанию положения о воскресении из мертвых (понятого буквально). Особую остроту эта тема приобрела в связи с полеми- кой вокруг произведений Маймонида. Он был обвинен в отрицании положения о воскресении из мертвых, несмотря на то, что включил его в один из тринадцати основных догматов иудейской веры (см. коммент. на с. 36-37). Действительно, философские воззрения как неоплатоников, так и перипатетиков было сложно совместить с традиционными представлениями о наказании и вознаграждении после смерти, в том числе с представлениями об Эдемском саде и геенне. "Что за приговор, 17А РОШ ГА-ШАНА И о них сказал Давид: "Счастлив я, когда слышит Господь голос мой, мольбу мою" (Пс. 116:1). И о них же сказал Давид весь этот псалом: "Скудны заслуги мои, но Он спас меня"
ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ называемый геенна (гегином)? Что подвергается наказанию?.. Если скажешь, что наказание относится к телу человека после его смерти, так ведь тело мертвого все равно что камень. Что сжечь его, что набальзамировать — нет разницы... Не иначе как наказание относится только к душе! Но каково оно, это наказание? Ведь душа не тело, нет у нее определенного места, да и огонь сжигает только то, что является телом, материальные вещи. Следовательно, наказание состоит в том, что душа пропадает и отсекается [от источника]!" Эти рассуждения приводит Нахманид в пятой главе Шаар га-гмулъ и восклицает: "Все это не соответствует ни Торе, ни мнению мудрецов Талмуда, но является чуждыми воззрениями со слов псевдомудрецов народов мира". Главная проблема, по Нахманиду, состоит в том, что наказание, согласно пониманию философов, не дифференцировано и не содержит мук. А это приводит к индифферентности в отношении наказания ("все равно погибать..."). Далее Нахманид приводит ряд талмудических источников, указывающих на реальное существование геенны и описывающих муки грешников, попадающих туда, и дает объяснение тому, что такое гегином с точки зрения мудрецов Талмуда. Оно сводится к следующему: Бог создал душу в качестве тонкого и чистого духа из разряда ангелов, и она, действительно, не имеет определенного места и не подвержена земному огню. Но Он создал также некое место, называемое гегином, содержащее тончайший огонь, отличный от земного, в котором могут гореть такие тонкие сущности, как душа. Такое решение проблематично с философской точки зрения, поскольку наказание и вознаграждение после смерти все еще могут осознаваться как материальные, хотя и относящиеся к более тонкой материи. Последователь Маймонида (впрочем, не слишком ради- кальный) Гиллель бен Шмуэль из Вероны (вторая пол. XIII в.) в своей книге Тигмулей га-нефеш ("Книга о воздаяниях души"), отдельные главы которой включают фрагменты из произведений Ибн Сины (латинская версия "Книги о Душе"), Ибн Рушда, Фомы Аквинс-кого ("Tractatus de Unitate Intellectus contra Averroistas"), неявно полемизирует с Нахманидом. Одно из основных утверждений Гилле-ля из Вероны состоит в том, что наказание и вознаграждение после смерти носят исключительно духовный, а не телесный характер и относятся к сфере форм, а не материи. Как же быть с многочисленными высказываниями мудрецов Талмуда, свидетельствующими о противоположном? Прежде чем ответить на этот вопрос, Гиллель бен Шмуэль приводит типологизацию талмудических высказываний (во многом сходную с типологизацией Авраама бен Моше, сына Маймонида, см. коммент. к Йевамот 62, т. 2). Большую часть высказываний мудрецов Талмуда, касающихся геенны, он относит либо к типу аллегории, либо к типу публичной проповеди. К последнему относится и все, что говорится об ожидающих человека после смерти наказании или наслаждении, носящих материальный характер. Мудрецы Талмуда, "говоря об этих вещах, подбирали слова страшные и пугающие, выражения, наводящие ужас, чтобы устрашить массу простого народа, который невежествен. Ибо известно, что они могут принять иго заповедей и нравоучения Торы, лишь если пообещать им наказание и вознаграждение, носящие материальный характер, то есть ощущаемые телом..." (Тигмулей га-нефеш 59а, 33-35). Так, по-маймонидовски, решается вопрос совместимости талмудической и философской точек зрения. (Ниже, в третьей главе первой части книги, Гиллель бен Шмуэль дает подробную интерпретацию нашего талмудическо- РОШ ГА-ШАНА 17А Злодеи Израиля, асогрешившие телом, и злодеи других народов, согрешившие те- лом, спускаются в геенну, 3и вершится над ними суд двенадцать месяцев. После двенадцати месяцев тело их истлевает, а душа сгорает, и ветер разносит пепел их, бросая его под ноги праведников, как сказано: "И будете топтать грешников, ибо станут они пеплом под ступнями ног ваших..." (Мал. 3:21). Но еретики, доносчики, отступники, вольнодумцы, отрицающие Тору и воскресение из мертвых, те, что сошли с пути народа, те, что наводили страх на жителей земли, и те, что, согрешив, совратили многих, как Йеровам, сын Навата и его сподвижники, спускаются в геенну, и суд над ними не прекращается никогда, ибо сказано: "И выйдут, и увидят трупы людей, отступившихся от Меня..." (Ис. 66:24). Геенне приходит конец, а им нет... ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 3Иepyc. Талм., Сангедрин 1:3
ПРИМЕЧАНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ го фрагмента, считая его наиболее полно представляющим мнение мудрецов Талмуда по вопросам посмертного воздаяния.) Но в чем же состоят посмертные муки грешников? В решении этого вопроса Гиллель из Вероны следует не Маймониду, а Ибн Сине в интерпретации христианских схоластов XIII в. Согласно Ибн Сине, после смерти остается не только интеллектуальная сила души, но и сила воображения (potentia vel vis imaginativa). Душа грешников обречена воображать страдания, огонь геенны и т.п. Таким образом, посмертные муки существуют, но носят не материальный, не телесный характер. Идея соединения интеллектуальной силы души с силой воображения для получения вознаграждения и наказания после смерти играет центральную роль в "Божественной комедии" Данте. Концепция, выраженная Данте, почти полностью совпадает с той, что сформулирована Гиллелем из Вероны, с той лишь разницей, что у Данте душа создает для себя после смерти тонкое духовное тело, в котором содержится сила воображения (см. Сефер тигму-лей га-нефеш / Крит. изд. И. Сармонеты. Иерусалим 1981, прим. на с. 168,169). 17А ___________________________ РОШ ГA-ШАНА __________________________ Комментарий р.Штейнзальца Вэтом фрагменте рассматривается круг проблем, связанных с определяемыми Небесным судом наказанием и вознаграждением, и приводится разделение людей на три категории: злодеи, праведники и обычные люди. Однако, поскольку обсуждение не носит характер философского трактата и не прибегает к строгим формулировкам, возникает несколько неясностей. Например, три вышеуказанные категории не определены здесь четко. Можно понять, что праведники — это те редкие люди, которые практически не совершают грехов, злодеи — тоже нечасто встречающиеся люди, за которыми не числится никаких добрых дел, а обычные люди составляют большую часть человечества. Некоторые комментаторы понимали это именно так, в то время как с точки зрения других праведники — это те, кто, как правило, не нарушает заповеди, злодеи — те, кто ими обычно пренебрегает, обычные люди — те, чьи поведенческие нормы размыты. Основанное на библейском образе описание трех книг, приводимое в начале фрагмента, призвано подчеркнуть дифференцированный подход Небесного суда: не только приговоры, но и пути приведения их в исполнение различны по отношению к людям разных уровней.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.233.223.189 (0.11 с.) |