Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем причина. Сказал Рава, А может,
р. Мешаршия: 8"Ошибку, что вкралась в начале учения, тяжело выправить". [И еще сказал р. Акива р. Шимону:] — Не вари в котле, в котором варил твой ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 8 Бава батра 21а
ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ МЫСЛИ исправления: р. Акива должен заняться обучением достойного ученика (например, р. Ши-мона). Однако р. Акива из скромности отказывается делать это. Скромность р. Акивы связана с его происхождением: он потомок прозелитов, и "нет у него заслуг отцов" (см. в данной антологии Брахот 276, с. 51), а обучение Торе связано с раскрытием аспектов хесе-да (милости), которые наследуются от отца (р. Нахман использует здесь каббалистическую символику; в лурианской каббале отец — абба — один из главных парцуфим, оказывающих воздействие на состояние нижних сфирот; см. Г. Шолем. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим, 1989, ч. 2, с. 88-93). Но, как известно р. Шимону, р. Акива настолько велик, что не нуждается в унаследованных от предков качествах, и он решается принудить р. Акиву изречь слова Торы. Как же это сделать? Начать урок Торы самому. "Если ты, Акива, не хочешь сказать слово Торы по скромности своей, то 'я скажу отцу моему Йохаю' — то есть я скажу слово Торы, ибо есть во мне аспекты хеседа, унаследованные от отца". Р. Шимон полагает, что если он начнет изрекать слова Торы, то р. Акива будет вынужден реагировать на сказанное и также изречет слова Торы перед достойным учеником (р. Шимоном), и тем самым исправление будет достигнуто. Как же понимать предупреждение о выдаче властям? Здесь р. Нахман прибегает к типично мидрашистскому приему. (малхут) — то, что переведено у нас как "власти", — букв, "царство". "Выдать властям" р. Нахман читает как "предать тебя царству", то есть "возвеличить тебя". Начав урок Торы, р. Шимон собирается принудить р. Акиву обучать его Торе и, по необходимости, продемонстрировать свое величие. Толкование р. Нахмана, в отличие от философской аллегории, не разрушает драматичность диалога, но заменяет историческую обусловленность драмы мистической: происходящее носит конкретный характер, но и в то же время космический. 112А, 112Б ПСАХИМ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 9Нидда 66а О чем это? О женитьбе на разведенной при жизни ее бывшего мужа. Ибо сказал господин: "Если разведенный женится на разведенной — четыре головы в одной кровати". Или даже о женитьбе на вдове. Ведь [112б] 9не все пальцы равны.
[И еще сказал р. Акива р. Шимону:] — аХочешь исполнить заповедь и здоровым быть — ешь плоды, а не плату. bХочешь и заповедь исполнить, и в чистоте жить — женись и плоди детей! ПРИМЕЧАНИЯ аХочешь исполнить заповедь и здоровым быть - ешь плоды, а не плату. Ссуди ближнему денег (этим ты исполнишь заповедь), возьми в залог землю и питайся ее плодами в счет долга (Раши). ьХочешь заповедь исполнить и в чистоте жить - женись и плоди детей. Тем самым исполнишь заповедь "плодитесь и размножайтесь" и убережешься от греха. Комментарий р.Штейнзальца Приведенные в этом фрагменте наставления р. Акивы открывают в Гемаре своего рода антологию подборок высказываний того или иного мудреца, обращенных к сыну или ученику и представляющих собой не галахические установления, но добрые советы. Однако, поскольку речи мудрецов (даже их обыденная беседа — см. комментарий к предыдущему фрагменту) всегда многозначны, то эти высказывания приводятся здесь не как анекдоты из жизни, а в качестве положений, требующих внимательного изучения, обсуждения и могущих служить руководством к действию. Согласно первому совету р. Акивы, человек должен пойти на любые ограничения, лишь бы не оказаться в ситуации, когда он будет вынужден просить милостыню. Причем, избегая зависимости от пожертвований, следует ограничивать себя не только в повседневной жизни, но и при исполнении заповеди почитания субботы. Лучше пренебречь этой заповедью, чем быть вынужденным про- ПСАХИМ ____________________ 112 сить милостыню. И все же, по мнению мудрецов, даже бедняк должен как-то отметить субботний день, что-то изменив в рационе или одежде по сравнению с буднями. Советы, данные р. Акивой своему сыну, носят самый разнообразный характер. Они касаются и изучения Торы, и общих правил поведения, и отношения к своему здоровью, и даже умения заключать сделки. И хотя советы эти столь различны, есть между ними нечто общее: они учат сохранять собственное достоинство, выражающееся, кроме всего прочего, в адекватной самооценке, в привычке не полагаться на других, в уважении к людям и деликатности в отношении к каждому, даже если это твой домочадец. Совет р. Акивы ладить с удачливым человеком, по-видимому, следует понимать так: тот, кто удостоился благословения Небес, одаривает им и окружающих.
И наставления р. Акивы своему ученику также относятся к различным сферам. Возможно, они имели особую значимость именно для того, кому были даны. Р. Шимон б. Йохай по природе своей был склонен к крайностям и максимализму, стремясь во что бы то ни стало утвердить истину, даже когда она была неприемлемой для других. Поучения р. Акивы призывают к сдержанности и к естественному сочетанию служения Творцу с обыденной жизнью. Гемара сообщает, что все эти наставления были даны р. Акивой, когда он находился в тюрьме и знал, что осужден на смерть (описание жестокой казни р. Акивы см. Брахот 61, с. 72, 73). Понятно, что в такой ситуации он не мог спокойно обучать галахе, а те, кто приходил к нему услышать слова Торы, рисковали жизнью. Р. Акива не хотел подвергать опасности своего любимого ученика, но сам р. Шимон б. Йохай с характерным для него максимализмом готов был рисковать жизнью. Полная горькой иронии беседа между наставником и учеником как нельзя лучше отражает отношения между ними. Их слова полны неясных намеков (возможно, чтобы не скомпрометировать ученика) и юмора. Первый совет ("если хочешь быть повешенным, выбери дуб побольше"), согласно многочисленным комментариям, состоит в том, что в любом важном деле следует полагаться на авторитет великих людей. Второй совет — относительно использования проверенного свитка — основан на предположении, что именно на начальной стадии обучения следует быть педантичным, поскольку ошибка, затверженная в этот период, особенно в раннем возрасте, может сопровождать человека всю жизнь. Важность начального этапа в любом деле подчеркивается и в следующем совете р. Акивы — относительно женитьбы. В идеале связь между мужчиной и женщиной должна быть основана на чистоте чувств, тогда как искушенность и воспоминания о предшествующем опыте накладывают на эту связь определенный отпечаток.
ля объяснения мишны Гемара приводит высказывание р. Акивы (см. предыдущий фрагмент). Это высказывание — одно из семи наставлений, данных р. Акивой своему сыну р. Йегошуа. Отсюда — переход к теме наставлений и указаний, вводимых формулой "столько-то наставлений дал такой-то такому-то". Эта тема продолжается в данном фрагменте. Однако основой композиции становится звучащее рефреном "цифровое" начало формулы, и тема трансформируется, варьируется и возникает опять в конце фрагмента, но уже в иронической форме: "Пять вещей заповедал своим сыновьям Ханаан..." ПСАХИМ 113А Сказал Рав: — Три изречения привел р. Йегошуа б. Леви Чего именно опасаться? Р. Хисда сказал: — Прелюбодеяния. Р. Кагана сказал: — сДенежных потерь. Возможно и то, и другое.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 1Ваикра рабба 21; Псикта де-р. КаГана, разд. Ахарей мот; ср. Сангедрин 76б 2Бава батра 98б
ПРИМЕЧАНИЯ аСо слов мужей Иерусалима. Под ''мужами Иерусалима", возможно, подразумевается община, существовавшая на развалинах Иерусалима в период между разрушением Второго Храма (70 г.) и восстанием Бар Кохбы (132-135 гг. н. э.). ьНе умножай позора из-за того, что было в прошлом. Другое возможное понимание фразы: "Не умножай того, что может вызвать порицание, ибо в прошлом уже был случай". Раши объясняет: "Не имей обыкновение ставить дом на открытом месте, так, чтобы все видели, что происходит в доме". Несколько иначе у Рашбама: "Не имей обыкновения заниматься делами на открытом месте, на виду у всех". Эти объяснения обусловлены тем, что комментаторы связывают продолжение фразы ("ибо в прошлом уже был случай") с историей Давида и Бат-Шевы, начало которой описывается так: "...И увидел с крыши купающуюся женщину" (Сам. II 11:2). Интересно, что в некоторых рукописях Талмуда сохранилась другая версия фразы: "Не умножай крыш" ( вместо ). cДенежных потерь. Следует опасаться, что жена будет тратить средства мужа на своего первого жениха (Раши). ЭТИКА И ПОЭТИКА На первый взгляд тексты фрагмента похожи на книги "литературы мудрости": Иов, Когелет (Экклезиаст), Мишлей (Притчи), Бен Сира (Книга Иисуса, сына Сирахова). Те же краткие изречения на морально-практические темы, та же философически назидательная тональность. Но при ближайшем рассмотрении видна огромная разница. В книгах, относящихся к жанру литературы мудрости, изречения по сути своей анонимны и вневремен-ны. "Мудрый сын радует отца, а глупый — огорчение своей матери" (Прит. 10:1). Это может быть сказано кем угодно и где угодно. Поскольку у подобных притч нет авторства, они лишены внутренней полемики: одно изречение не вступает в спор с другим. Это верно даже по отношению к Книге Иова, содержание которой — спор. Напротив, большинство агтадических высказываний — авторские. Назван не только тот рабби, который изрек, но и тот, который передал его слова. Мудрецы непрерывно дискутируют, их точки зрения сталкиваются, сравниваются, их мнения взвешиваются. Даже при отсутствии дискуссии изречение мудреца диалектично (в греческом понимании диалектики как искусства задавать вопрос и выслушивать ответ). Мудрец спрашивает себя и сам же отвечает. (Где в Писании сказано, что нельзя вопрошать халдеев? "Бесхитростен будь с Господом, Богом твоим".) Высказывая истину или выслушивая ее, мудрец иногда делает личностные признания ("Учили наши мудрецы. Троим жизнь не в жизнь: мягкосердечным, вспыльчивым и брезгливым. А р. Йосеф сказал: 'Все это есть во мне'"). Слова
113A, 113Б ПСАХИМ
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 3Шаббат 127а 4см. Брахот 29б 5см. Мегилла 28а; Рош га- шана 17а; Йома 23а, 87б РЕАЛИИ Киддуш — букв. "отделение", "освящение". Так называется благословление, произносимое в субботу и праздники, в котором выражается благодарность Богу за то, что Он даровал Израилю эти дни. Так же называется и обряд чтения этого благословения. Этот обряд совершается над бокалом вина (Мишна, Брахот 8:1,2) перед вечерней (первой) и перед полуденной (второй) трапезами в субботу и праздники (Псахим 101а, 106а, 117б). Гавдала — букв. "разделение", "отделение". Благословение, отделяющее субботу или праздничный день от будней. Согласно талмудической традиции, гавдала была введена мужами Великого Собрания (Брахот 33а). Сначала требовалось произносить ее лишь во время вечерней молитвы на исходе субботы или праздничного дня, но затем, кроме этого, гавдала стала произноситься отдельно над бокалом вина (там же). Таннай — так в талмудических академиях называли людей, учивших наизусть Устную Тору. При необходимости к таннаю обращались за справками, и он излагал соответствующую мишну или барайту. Не следует путать с еврейскими мудрецами, учившими до начала III в. (то есть в эпоху Мишны). Их также называли таннаями. Таннай, о котором идет речь в данном тексте, не принадлежал к мудрецам, не получал смиху и часто не понимал смысл той галахи, которую заучивал и передавал другим. ПЕРСОНАЛИИ
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.021 с.) |