Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальные проблемы уголовного праваСтр 1 из 4Следующая ⇒
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция Квалификация выпускника «магистр» Профили подготовки «Уголовное право», «Уголовный процесс» Форма обучения – заочная Срок освоения ООП – 2 года 6 мес., год набора – 2015
Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.
Программу составил: заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ОмЮА, к.ю.н., доцент И. Г. Рагозина
рецензенты:
М. В. Бовсун начальник кафедры уголовного права ОмА МВД России, д.ю.н., доцент; О. А. Волторнист заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики, доцент
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы
Приложения к рабочей программе дисциплины
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины являются: углубленное изучение и анализ научных и правоприменительных проблем Общей и Особенной частей российского уголовного права; привитие устойчивых навыков и умений толкования и применения уголовно-правовых норм; овладение магистрами глубокими и системными знаниями теории уголовного права, раскрытие на этой основе содержания Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) и его реальных возможностей в борьбе с преступностью; формирование у магистров с помощью различных форм активного обучения устойчивых навыков и умений применения норм УК РФ в практической деятельности; формирование у магистра высокого уровня правосознания в области уголовного права. В процессе изучения дисциплины магистры углубляют знания о возможностях уголовно-правовых мер противодействия преступности, актуальных направлениях и пределах уголовно-правовой политики, об основных проблемах правоприменительной практики, о понятии, видах, этапах и основных правилах квалификации преступлений, о разграничении преступных деяний от непреступных, о правилах разграничения смежных составов.
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций: Общекультурных осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). Профессиональных в правотворческой деятельности: способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1); в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); в правоохранительной деятельности: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно- консультационной деятельности: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8); в организационно-управленческой деятельности: способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9); способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); В результате освоения дисциплины магистр должен: Знать: актуальные направления современной уголовно-правовой политики, основания и принципы криминализации деяний, основные проблемы уголовного права; о роли науки уголовного права в формировании правовой основы противодействия преступности; общие тенденции правоприменительной практики, общие и специальные правила квалификации преступлений; Уметь: самостоятельно работать с учебными, научными, методическими и другими источниками по уголовному праву; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними уголовно-правовые правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять нормы УК РФ, выявлять особенности конструкции конкретного состава преступления, правильно толковать уголовно-правовые признаки, применять правила конкуренции уголовно-правовых норм, отграничивать смежные составы преступлений; применять на практике полученные знания. Владеть: юридической терминологией; навыками работы со справочными правовыми системами, с нормативными правовыми актами и специальной юридической литературой при осуществлении правоприменительной, научно-исследовательской или иной юридической деятельности в сфере уголовно-правовых отношений; навыками правильной квалификации изучаемых преступлений.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Актуальные проблемы уголовного права» относится к циклу профессиональных дисциплин базовой части. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание методов и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации; природы и сущности процессов криминализации и декриминализации, основ и основных тенденций уголовной политики государства, актуальных проблем уголовного права, умения применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, владение навыками сбора и обработки информации, уголовно-правовой терминологией; навыками работы с правовыми актами, применения на практике полученных знаний.
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: Уголовное право (Общая часть и Особенная часть) и служит основой для освоения дисциплин уголовно-правового цикла. В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Содержание дисциплины Модуль I. Актуальные проблемы учения о преступлении и составе преступления в российском уголовном праве Основные направления и школы в уголовном праве (классическая, антропологическая и социологическая школы). Их влияние на доктрину и законодательную практику (исторический обзор). Понятие и признаки преступления в УК РФ: проблемные вопросы (общественная опасность или вредоносность, уголовная противоправность и бланкетные диспозиции, вина и осознание противоправности, вина и виновность, объективное и субъективное вменение, наказуемость деяния и альтернативы наказанию, наказуемость и латентная преступность). Полемика о понятии состава преступления. Проблема определения юридической природы малозначительного деяния. Практика применения ч. 2 ст. 14 УК РФ. Категории преступлений: теория и законодательная практика. Классификация преступлений и ее правовое значение. Состав преступления: возникновение понятия, развитие учения. Структура состава преступления (полемика о понятии состава преступления). Виды составов преступления. Прикладное значение определения вида состава преступления. Состав преступления и основания уголовной ответственности. Состав преступления как юридическая основа квалификации преступлений. Модуль II. Преступления против личности: основные теоретические и правоприменительные проблемы Закрепление положений международных нормативных правовых актов и Конституции Российской Федерации о неприкосновенности личности, права на жизнь, здоровье, свободу человека и гражданина в Уголовном кодексе Российской Федерации. Общее понятие и характеристика преступлений против личности по современному законодательству. Особенности объектов посягательства при совершении данных преступлений. Состояние и перспективы научной разработки проблем уголовно-правовой борьбы с преступлениями против личности. Актуальные проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против личности и значение их разработки для совершенствования уголовного законодательства и практики его применения. Система уголовно-правовых норм об ответственности за преступления против личности. Тенденции развития уголовного законодательства об отдельных группах преступлений против личности и задачи уголовно-правовой борьбы с ними. Преступления против жизни и здоровья: понятия и виды. Актуальные проблемы их выявления, раскрытия и иных мер уголовно-правового воздействия, способных обеспечить эффективную уголовно-правовую защиту жизни и здоровья путем реализации уголовной ответственности виновных и предупреждения преступлений. Типичные ошибки в деле квалификации преступлений против жизни и здоровья. Понятие, виды и особенности квалификации преступлений против свободы, чести и достоинства личности. Спорные вопросы правоприменения. Характеристика и квалификация преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Анализ составов преступлений против семьи и несовершеннолетних. Проблемные вопросы ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних в уголовно-правовой литературе. Модуль III. Преступления против собственности: основные теоретические и правоприменительные проблемы Общая характеристика преступлений против собственности. Виды преступлений. Ответственность за преступления против собственности, совершенные в совокупности с иными преступлениями (убийством, причинением вреда здоровью, хулиганством). Перспективы развития уголовного законодательства об ответственности за преступления против собственности в условиях преобразования общества. Вопросы квалификации преступлений против собственности. Дифференциация уголовной ответственности за указанные преступления в зависимости от формы посягательства, размера причиненного ущерба и других обстоятельств. Постановления Пленума Верховного Суда по вопросам квалификации имущественных преступлений. Типичные ошибки, допускаемые при квалификации преступлений против собственности. Уголовно-правовые меры предупреждения преступлений против собственности. Научная разработка проблем квалификации преступлений против собственности. Модуль IV. Актуальные проблемы уголовно-правового противодействия коррупции Международные антикоррупционные стандарты и Уголовный кодекс Российской Федерации. Национальный план противодействия коррупции и направления совершенствования уголовного законодательства по борьбе с коррупционными преступлениями. Основания и критерии криминализации преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие и признаки должностного лица в УК РФ, КоАП РФ, теории, следственной и судебной практике, должностные лица и государственные (муниципальные) служащие: соотношение понятий. Представитель власти как особая категория должностных лиц, должностные лица и субъекты преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Вопросы квалификации преступлений данного вида. Их соотношение с иными преступлениями, совершаемыми должностными лицами с использованием служебного положения. Проблема определения содержания оценочных признаков в составах должностных преступлений. Основания и предпосылки дифференциации преступлений против публичной и частной службы в действующем уголовном законодательстве. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Их отличие от должностных преступлений. Особенности уголовно-правовых мер борьбы с данными преступлениями. Вопросы квалификации преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Понятие и признаки лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в законе и следственно-судебной практике. Тенденции развития уголовного законодательства о противодействии коррупции и задачи уголовно-правовой борьбы с ней (проблемы унификации понятия должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих и иных организациях, введения уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления и др.). Тематический план заочная форма обучения, 2,5 года обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература:
1. Звечаровский И.Э. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. М.:ИНФРА-М., 2010. 2. Рагозина, И.Г. Актуальные проблемы уголовного права: учеб. пособие / И. Г. Рагозина, Ю. С. Пестерева, Е. И. Чекмезова; Ом. юрид. ин-т. - Омск, 2011. - 71 с. \\00000_371\library1\электрон. учеб. ОмЮИ\Рагозина И. Г., Пестерева Ю. С., Чекмезова Е. И. Актуальные проблемы уголовного права_учебно-практическое пособие.pdf 3. Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. пособие / В. В. Сверчков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 595 с. (гриф).
б) дополнительная литература: 2. Шишко И.В. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Москва: Проспект, 2012. в) программное обеспечение: программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: СПС Консультант плюс, Гарант, Электронно-библиотечная система IPRbooks., электронные библиотечные системы: http://www.sartraccc.ru, http://crimpravo.ru/, http://www.crime.vl.ru/index.php
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1) видеотека 2) электронные базы судебных решений 3) тесты на электронном носителе 4) банк приговоров судов Омской области и других регионов страны
Приложение 1 Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя I. Образовательные технологии
Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий: Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. По модулям 1-4. Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе для выполнения практических заданий. По модулям 2-4. Case-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. По модулям 3-6. Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. По модулям 1-6. Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения. По модулям 1-4. Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи. По модулям 1-4.
Занятие1. Отрабатываемые вопросы: 1. Сравнительный анализ нормативных актов. 2. Понятие состава преступления, виды и значение. 3. Состав преступления как теоретическая модель квалификации преступления. 4. Понятие состава преступления, виды и значение. Решение кейсов. Управление самостоятельной работой студента. консультации по вопросам освоения основных дидактических единиц данного модуля, консультация по решению задач.
Конспект лекции. Вопрос 1. Роль уголовного права в охране личности. Жизнь человека – сам ценный и самый хрупкий дар природы. Основные враги человеческой жизни – это жажда власти, корысть и болезни. Демографы утверждают, что половина жителей Земли (Россия не является исключением) умирают преждевременно и значительная часть из них – в результате насилия. Необходимо подчеркнуть, что зарегистрированные преступления против личности не дают ещё полной картины роста числа этих тяжких преступлений. Сложившаяся ситуация и намечаемая в результате прогноза перспектива свидетельствуют о том, что провозглашённое в ст.20 Конституции Российской Федерации право на жизнь соблюдается не в полной мере. Оно лишь косвенно реализуется в уголовном преследовании лица, виновного в убийстве, и то, как показано выше, далеко не всегда. В соответствии с происшедшими в 90 –г. ХХ столетия переоценкой ценностей личность, ее права и свободы приобрели приоритетное значение в триаде «государство-общество-личность», ее права и свободы объявлены высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ). Исходя из этого законодатель при конструировании норм УК РФ 1996 г. осуществил ряд нововведений. Во-первых, в ч.1 ст. 2 УК важнейшей задачей УК объявлена охрана прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, в ч.2 ст. 2 в триаде ценностей личность (как объект уголовно-правовой охраны) поставлена на первое место. В-третьих, соответственно при построении Особенной части УК строго учтена идея о приоритете данного объекта и исходя и этого, конструируется расположение разделов и глав внутри разделов и глав. Особенная часть Уголовного кодекса РФ открывается разделом VII «Преступления против личности», который включает пять глав: «Преступления против жизни и здоровья» (гл. 16); «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» (гл. 17); «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» (гл. 18); «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» (гл. 19); «Преступления против семьи и несовершеннолетних» (гл. 20). Большинство составов преступлений, предусмотренных в данном разделе, имелись и в прежнем законодательстве, однако теперь они впервые объединены как преступления против личности и выдвинуты на первое место в Особенной части Кодекса. Выдвижение этой группы преступлений на первое место соответствует важнейшей концептуальной идее, положенной в основу реформы уголовного законодательства, а именно — приоритетной охране жизни и здоровья человека, его прав, свобод и законных интересов. Сама по себе эта концепция основывается на положениях Конституции РФ, провозгласившей: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). О приоритетной защите указанных благ говорится также во многих международных актах. Приоритетная защита личности, и прежде всего жизни и здоровья человека, выражается в Уголовном кодексе РФ не только в изменении расположения раздела о преступлениях против личности, но и в других его особенностях: 1) установление (сохранение) высоких санкций за наиболее опасные преступления против личности; 2) учет при разработке системы санкций насильственного способа совершения преступлений (наиболее наглядно это проявляется в санкциях за преступления против собственности); 3) при использовании в качестве криминообразующего или квалифицирующего признака тяжких последствий, они раскрываются в законе путем указания в первую очередь на причинение смерти или вреда здоровью человека (особенно это заметно в транспортных, экологических и других преступлениях против общественной безопасности); 4) осуществление защиты личной собственности наравне с государственной и иными формами собственности. Этой же идее служит расширение круга правоохраняемых интересов, охватываемых понятием «личность». Раньше данное понятие рассматривалось в уголовном праве как родовое по отношению к негосударственным объектам, перечисленным в заголовке гл. 3 Особенной части Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности». Поэтому и в науке уголовного права термин «преступления против личности» употреблялся только по отношению к названной группе преступлений, куда входили и половые преступления, и некоторые преступления против семьи и несовершеннолетних. Преступления против политических, трудовых, иных прав и свобод граждан составляли самостоятельную четвертую главу Особенной части Кодекса I960 г. и не рассматривались как преступления против личности. В теории уголовного права отмечалось, что интересы личности защищаются и в тех главах Кодекса, которые устанавливают уголовную ответственность за посягательства на личную собственность граждан, за нарушение их политических и трудовых прав, за возбуждение насильственной или расовой вражды, за транспортные преступления и др. Б. С. Никифоров называл преступления против личной собственности граждан «преступлениями против личности в широком смысле слова». Уголовный кодекс РФ впервые включил в число преступлений против личности посягательства на конституционные права и свободы человека и гражданина, а также преступления против семьи и несовершеннолетних. Родовым объектом всех преступлений, включенных в раздел VII Кодекса, по-прежнему является личность. Личность как объект преступления — это человек, рассматриваемый в системе социальных ролей и общественных отношений. Он является одновременно и биологическим существом, и носителем определенных прав, обязанностей, свобод и социальных благ. С учетом приведенных характеристик можно признать, что нет оснований для противопоставления категорий «личность» и «человек» в качестве объекта уголовно-правовой охраны. Доля преступлений против личности в общей массе преступлений невелика и не превышает 5%. Среди посягательств на личность каждое четвертое преступление направлено против жизни. С принятием Уголовного кодекса РФ система составов преступлений против жизни приобрела законченный вид и выглядит следующим образом: Преступления против жизни I. Убийство: 1. Простое (ч. 1 ст. 105). 2. Квалифицированное (ч. 2 ст. 105). 3. Привилегированное: а) детоубийство (ст. 106); б) убийство в состоянии аффекта (ст. 107); в) убийство при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108); г) убийство при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 108). II. Иные преступления против жизни: 1. Причинение смерти по неосторожности (ст. 109). 2. Доведение до самоубийства (ст. 110). Вопрос 2. Понятие и виды преступлений против личности. Преступления против личности в юридической литературе принято классифицировать следующим образом: 1. Преступления против жизни; 2. Преступления против здоровья; 3. Преступления против свободы, чести и достоинства граждан; 4. Преступления против половой неприкосновенности; 5. Преступления против конституционных прав и свобод; 6. Преступления против семьи и несовершеннолетних. Остановимся на наиболее дискуссионных вопросах. Занятие 2.1. Анализ Постановлений Пленума Верховного Суда. Анализ судебно-следственной практики. Решение задач. Отрабатываемые вопросы: 1. Роль уголовного права в охране личности. 2. Понятие и виды преступлений против личности.
Занятие 2.2. Работа в группах. Разбор кейсов. Решение задач. Анализ приговоров. Отрабатываемые вопросы: 1. Преступления против жизни.
Занятие 2.3. Анализ основныхошибок, допускаемых при применении норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против личности. Отрабатываемые вопросы: 1. Преступления против здоровья. 2. Виды вреда здоровью. Управление самостоятельной работой студента. консультации по вопросам освоения основных дидактических единиц данного модуля, консультация по решению задач. Конспект лекции. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Охрана собственности от преступных посягательств провозглашена одной из задач УК (ч. 1 ст. 2). Ответственность за указанные посягательства предусмотрена нормами гл. 21, которая входит в раздел VIII УК.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.137 с.) |