ТОП 10:

Исключение в вере, произнесение слов



«ИншаАллах я являюсь верующим».

 

Ахль ас-сунна уаль-джама’а не поддерживают тех людей, которые с полным убеждением утверждают, что они являются верующими. И эта точка зрения исходит от их богобоязненности и веры в предопределение. Никто с полным убеждением не может утверждать, что он является верующим (му’мин). Абсолютная вера включает в себя подчинение всем велениям и оставление всего что запрещено. Даже и в этом случае человек не может сказать, что он абсолютный верующий. Если он станет утверждать подобное, то это будет являться самовосхвалением, и косвенно будет означать, что он страшится Аллаха истинным страхом и является одним из Его приближённых. В таком случае он должен будет так же утверждать, что является обитателем рая. Всевышний Аллах сказал: «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен».[664]

Относительно исключения в вере, то есть слов «ИншаАллах я верующий» существует три мнения. Одни утверждают, что произнесение этих слов обязательно (уаджиб), другие говорят, что подобные слова запретны (харам), а третьи придерживаются в этом вопросе середины.

Согласно мнению противников, иман являясь единым целым, не состоит из действий и слов. Иман - это утверждение сердцем. Если сердце признаёт, тогда человек не должен сомневаться в том, что он является верующим. Согласно им, если человек уверен, что произнёс свидетельство (шахада), тогда он должен быть уверен и в том, что является верующим. Одним словом произнесение слов «я верующий» подобно произнесению слов «я мусульманин». А тех, которые говорят «иншаАллах я верующий» они называют шакъкъакъ – что означает сомневающиеся.

Имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, так же придерживается мнения, что произнесение слов «иншаАллах я верующий» является запретным. Он сказал: «Верующий, то есть тот, кто верит, истинно является верующим, а неверный истинно является неверным. Так же как нет сомнений в неверии, и нет сомнений в вере. Аллах Всевышний сказал: «Они являются истинно верующими».[665]Всевышний Аллах так же сказал: «…являются подлинными неверующими».[666]

Все грешники из общины Мухаммада r являлись верующими, и не были неверующими».[667]

Передаётся от аль-Хариси и аль-Хаскафи, что имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Однажды я с Алкамой были у Аты бин Абу Рабаха. Алкама сказал: «О Абу Мухаммад! В стране существует группа людей, которые не относят к себе веру и избегают слов «Я верующий». Ата сказал: «А что с ними, почему они не говорят это?» Алкама продолжил: «Они говорят, что если станут утверждать что они верующие, тогда так же станут утверждать, что являются обитателями рая». Ата ответил: «О Аллах! О Аллах! Поистине это одна из ловушек шайтана. Шайтан наущает их, что бы они оставили Ислам являющийся благом дарованным им Аллахом и воспротивились пророку r. Поистине я был свидетелем, когда это говорили сподвижники и это говорил даже сам посланник Аллаха r».[668]

Другая же группа стала высказывать исключения во всем, и переусердствовали в этом. Они стали высказывать исключения во всех совершаемых ими праведных делах. Например: «ИншаАллах я совершил молитву; иншаАллах я постился» и т.д. Среди них были даже такие, которые говорили: «иншаАллах это одежда, иншаАллах это обувь» и т.д.

Однако самым лучшим мнением является мнение приверженцев сунны. Аллах Всевышний в Священном Коране приводит ряд аятов, в которых говорится о том, что некоторые явно совершаемые деяния связаны с волей Аллаха. Например:

«Воистину, Аллах показал Своему Посланнику правдивый сон (или Аллах доподлинно исполнит сон, который увидел Его Посланник). Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах, будучи в безопасности».[669]

«Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой!Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых»».[670]

«И никогда не говори: «Я сделаю это завтра». Если только этого не пожелает Аллах!»[671]

«Когда они вошли к Йусуфу (Иосифу), он прижал к себе родителей и сказал: «Входите в Египет без опаски, если этого пожелает Аллах»».[672]

Передают со слов Аиши, t, что каждый раз, как посланник Аллаха, r, проводил ночь у нее, в конце её он выходил на аль-Баки' и говорил: «Мир вам, о (пребывающие в) обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит (наш) срок, и, поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости лежащим на Баки' аль-Гаркад!».

В другой версии хадиса говорится: «Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам, молю Аллаха об избавлении для нас и для вас!» [673]

Передают со слов Абу Хурайры, t, что посланник Аллаха, r, сказал: «У каждого пророка было такое обращение с мольбой, на которое Аллах (обязательно) давал ответ и с которым он обращался к Аллаху, я же хочу придержать свою мольбу для заступничества за свою общину в мире ином. И добьются его, если пожелает того Аллах, те люди из моей общины, которые не придавали Ему сотоварищей».[674]

Передаётся со слов Абу Хурайры t, что пророк r сказал: «Сулейман бин Давуд, мир им обоим, сказал: «Поистине я обойду этой ночью 70 (в других версиях упоминается 90, 99 и 100) своих жён и каждая из них родит храбреца, который будет вести борьбу на пути Аллаха». Его спутник (или ангел) сказал ему: «Скажи: Если это будет угодно Аллаху». Однако он забыл сказать это. После этого ни одна из его жён не забеременела, за исключением одной, которая родила для него больного ребёнка». Затем Посланник Аллаха r продолжил: «Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, если бы он сказал это, то каждая из его жён родила бы для него храбреца, которые вели бы борьбу на пути Аллаха».[675]

В сообщениях от сподвижников говорится: передаётся от Абу аль-Уахтари (Саид бин Файруз) что Али t, сказал: «Тот, кто сказал, что является абсолютным верующим, совершил бид’а».[676]

Ибн Масуд t, сказал: «Всякий кто засвидетельствует, что является абсолютным верующим, пусть засвидетельствует, что является обитателем рая». [677]

Однажды один человек сказал Ибн Масуду t, – Поистине я верующий. Ибн Масуд t, ответил ему: «Тогда скажи: «Поистине я из обитателей рая». Затем Ибн Масуд t, сказал: «Однако мы верим в Аллаха, в Его ангелов, писания и пророков». [678]

Однажды один человек сказал: «Поистине я верующий». Люди, услышав это, сказали: «О Абу Абд ар-Рахман (то есть Ибн Масуд t)! Этот человек утверждает, что он верующий». Ибн Масуд сказал: «Спросите у него, является ли он из обитателей рая или из обитателей ада». Когда люди спросили, человек ответил: «Поистине это известно одному лишь Аллаху». Ибн Масуд сказал ему: «Оставь решение за Аллахом первого (вопроса), так же как ты оставил за Аллахом решение второго».[679]

Когда имаму Ахмаду, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, задали вопрос относительно имана, он ответил: «Иман - это слово, дело и намерение». Тогда у него спросили: «А если спросят – Являешься ли ты верующим?» Он ответил: «Этот вопрос является бид’а». Тогда у него снова спросили: «А как же ответить на этот вопрос?» Он сказал: «Скажи: иншаАллах я верующий». Когда Посланник Аллаха посетил обитателей могил, он сказал: «ИншаАллах мы присоединимся к вам». Он сделал здесь исключение. Однако он сделал исключение, доподлинно зная что, умрёт когда-нибудь».[680]

Уалид бин Муслим сказал: «Я слышал как аль-Аузаи, Малик бин Анас и Саид бин Абд аль-Азиз запрещали людям утверждать, что они являются верующими, и разрешали когда они говорили: иншаАллах я верующий».[681]

Ибн Теймиййа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Ибн Масуд и другие сподвижники, ас-Саури, Ибн Уйайна, многие богословы Куфы, имам Ахмад и другие имамы сунны, являющиеся знатоками хадисов, делали исключения в имане. Это было передано от них многочисленными путями (мутауатир)».[682]

Так же этого мнения придерживались такие сподвижники как Умар, Ибн Масуд, Али, да будет доволен ими всеми Аллах, а так же их последователи (табиины) Ибн аби Муляйка, Тауус, Хасан аль-Басри, Мухаммад бин Сирин, Ибрахим ан-Нахаи, Саид бин Файруз, Даххак бин Машрик, Исмаил бин Абу Халид, Мугира бин Миксам, знатоки исламского права (факихи) Абдуллах бин Шубрума, Ма’мар бин Рашид, Суфйан ас-Саури, Суфйан бин Уйайна, Абдуллах бин Мубарак, имам Малик, имам Ахмад и другие.[683]

 

Ихсан

 

Третьей ступенью Ислама является ихсан[684]. Ихсан является отдельным столпом (рукн). Пророк r ответил Джибрилю, мир ему, который пришел, что бы научить сподвижников их религии и задавшему вопрос об ихсане, следующим образом: «(Быть чистосердечным - значит) поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то, (нe забывая о том, что) Он, поистине, видит тебя». Всевышний Аллах сказал: «Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц».[685]

Ихсан - это противоположность злодеяниям.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро».[686]

«Воздают ли за добро иначе, чем добром?»[687]

«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения».[688]

«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро».[689]

Ихсан включает в себя, как было сказано пророком r, такие действия, как помощь человеку при усаживании на верховое животное, при поднятии и перенесении вещей, указывание пути и другие подобные действия. Это добро, совершаемое по отношению к рабам Аллаха. Так же чистосердечием и добром является передача знаний рабам Аллаха, проведение религиозных уроков и бесед на религиозных собраниях.

Сообщается от Абу Йа’ли Шаддада ибн Ауса t, что посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо, и если придётся убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом. И пусть каждый из вас, как следует, наточит свой нож, и пусть избавит животное от мучения».[690]

Передаётся со слов Абу Хурайры t, что пророк r сказал: Каждый день, когда восходит солнце, следует давать садаку столько раз, сколько суставов (имеется в телах) людей: (если) ты справедливо рассудишь двоих (это будет) садакой, и (если), ты подсадишь человека на его верховое животное, повезешь его на нём или погрузишь на (животное) его поклажу (это будет) садакой, и доброе слово — садака, и, делая каждый шаг на пути к молитве, (ты даёшь) садаку и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) садаку».[691]

Пророк r сказал, что ихсан состоит из двух ступеней, отличающихся друг от друга.

1. Поклонение Аллаху так, как будто ты видишь Его.

Это такое поклонение, которое раб совершает, стремясь к Аллаху и храня в сердце любовь к Нему. Таким образом, раб старается заполучить то, что он любит и к чему стремиться. Поэтому раб устремляется к Нему, возвращается к Нему и ищет пути приближения к Нему.

2. Но если ты не видишь Его, то поистине Он видит тебя.

Если раб не может поклоняться Аллаху так, как будто он видит Его, то ему следует поклоняться так, как будто Аллах видит его. Такое поклонение будет подобно поклонению того, кто страшиться Аллаха и избегает Его наказания. Такое поклонение прибавляет рабу искренность и тогда, он не станет поклоняться ради людей и их довольства. Поистине искренний раб будет проявлять внимание к тому, что бы поклонение, совершаемое им Аллаху, оставалось втайне от людей. И это является заключающим элементом искренности (ихлас).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.009 с.)