Вера в предопределение и предустановление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вера в предопределение и предустановление.



 

Ахль ас-сунна уаль-джама’а так же веруют в то, что добро и зло постигает человека согласно предопределению и предустановлению Аллаха, а так же в то, что Аллах творит всё что пожелает. Всё происходит по воле Аллаха. Ничто не способно возникнуть за пределами Его воли. Он обладает знанием обо всём происходящем и о том, что произойдёт, до того как это происходит. Его знание охватывает всё малое и большое. Всевышний Аллах сказал:

«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием». [579]

«Ни на небесах, ни на земле не ускользнет от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу, или меньше нее, или больше нее. Все это есть в ясном Писании…». [580]

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению». [581]

«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи». [582]

И добро и зло входят в предопределение Аллаха. Всякая вещь была создана согласно предопределению, соразмерности и времени. У всякого творения существует предопределение. Всевышний Аллах сказал: «Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он не взял Себе сына и ни с кем не делил власть. Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру». [583]

Согласно ахль ас-сунна уаль-джама’а существуют четыре особенности, благодаря которым вера в предопределение становится полноценной. Эти особенности называют степенями или основами веры в предопределение, которые позволяют правильно понять его. Вера в предопределение не будет полноценной, если все данные четыре особенности не будут претворены в жизнь, так как они связаны друг с другом. Тот, кто принимает все четыре основы, будет обладать полной верой в предопределение, а вера того кто станет отрицать что-либо из этого, будет подвергаться колебаниям.

Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко». [584]

 

1. Вера в то, что Всевышний Аллах обладает подробным и детальным знанием о случившимся, и о том, что случится. Он зная о деяниях Своих рабов до их сотворения, так же обладает извечным знанием об их уделе, о продолжительности жизни, о разговорах, деяниях, всех действиях, о тайном и о явном, о том кто является обитателем рая, а кто обитателем ада, кто будет счастливым, а кто несчастным.

Сообщается, что 'Имран бин Хусайн, t, сказал: «Один человек спросил: "О посланник Аллаха, можно ли отличить обитателей рая от обитателей огня?" (Пророк, r ,) сказал: "Да". (Человек) спросил: "Так ради чего же (люди стараются) делать (добрые дела)?" (Пророк, r ) ответил: "Каждый будет делать то, ради чего он создан (или: то, что было для него облегчено)"». [585]

Каждый человек уйдёт из этого мира согласно сроку, который Он установил. Никто не в силах пережить этот срок или не дожить до него. Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час». [586]

Аллах обладает знанием о всякой вещи так же, как Он обладал знанием обо всём до сотворения всего сущего. Всевышний Аллах сказал: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании». [587]

«Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный». [588]

Он знал единобожников и неверных, праведников и грешников до того как создал их. Он знает о том, что произойдёт с Его рабами в определённый день, время и месте. Никто из Его созданий не скроется от Него. Всевышний Аллах сказал: «Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий». [589]

Передают что Али бин Абу Талиб t, рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха r принимал участие в похоронах, он взял что-то и стал разгребать этим землю. Затем он сказал: «Среди вас нет ни одного человека, которому не было бы предопределено его место в Аду или Раю». Люди сказали: «О Посланник Аллаха, не стоит ли нам положиться на то, что предписано нам и перестать трудиться?». Он сказал: «Трудитесь, потому что каждому из вас облегчается путь к тому, для чего он был сотворён. Тому, кто принадлежит к числу тех, кто будет счастлив, облегчаются деяния тех, кто будет счастлив, и тому, кто принадлежит к числу тех, кто будет несчастен, облегчаются деяния тех, кто будет несчастен». Потом он прочитал айаты: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее. Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему». [590][591]

2. Вера в то, что Всевышний Аллах обладая извечным знанием о Своих созданиях, записал всё в Хранимой Скрижали. Хранимая Скрижаль является книгой, в которой записи о том, что предопределено для каждой вещи. Всё что произошло, произойдёт и случиться до Судного дня, записано Аллахом в Уммуль китаб.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя. Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)». [592]

«Аллах создал вас из земли, затем – из капли, а затем сделал вас парами. Самка может зачать или родить только с Его ведома. Даруется долгожителю долгая жизнь или укорачивается его жизнь, все это есть в Писании (Хранимой скрижали). Воистину, это для Аллаха легко». [593]

Данная основа имеет несколько пунктов:

А) Извечное предопределение.

Всевышний Аллах сказал: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко». [594]

Передаётся от Абдуллах бин Амра бин аль-Аса t, что пророк r сказал: «Поистине Аллах предопределил всё для Своих творений за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли, а Его Трон находится над водой». [595]

Пророк r сказал: «Как только Аллах создал Перо, Он повелел ему: “Пиши!” Перо спросило: “О Господь, что мне писать?” И в этот час было записано всё сущее вплоть до Дня воскресения». [596]

Б) Жизненное предопределение.

Всевышний Аллах сказал: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого»». [597]

Передаётся от Исхака бин Рахауйи, что однажды посланнику Аллаха r задали вопрос о предопределении, на который он ответил так: «После того как Всевышний Аллах вывел из поясницы Адама его потомство и взял с них слово, Он взял одних из них в Свою ладонь и сказал: «Это обитатели рая», затем взял другую половину и сказал: «Это обитатели ада». Затем обитателям рая были облегчены дела обитателей рая, а обитателям ада были облегчены дела обитателей ада». [598]

Передаётся от Ибн Аббаса t, что пророк r сказал: «Аллах вывел всё потомство Адама и собрал их перед собой. Затем заговорил с ними, сказав: «Не Я ли ваш Господь?» Они ответили: «Да, мы свидетельствуем»». [599]

Передаётся что Аиша t, рассказывала: «Однажды Посланника Аллаха r пригласили на проводы одного умершего ребёнка из ансаров. Я сказал: «О Посланник Аллаха! Как же счастлив он! Он птица из числа райских птиц Он не совершил ни одного злодеяния и не дорос до возраста, когда он мог бы это сделать». Пророк r сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллах создал обитателей рая, когда они были еще в чреслах их отцов. Аллах создал обитателей ада, когда они еще находились в чреслах их отцов». [600]

Передаётся от Умара t, который сказал: «Аллах вывел из чресла Адама его потомство и взял с них слово, что бы они не сказали: «Мы ничего не знали об этом». Всевышний Аллах сказал: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого»»». [601] [602]

В) Предопределение, которое записывается на год в ночь Предопределения (лейлят аль-къадр).

Всевышний Аллах сказал: «В ней (в ночь Предопределения) решаются все мудрые дела (т.е. обнародуются и записываются в мудрые книги все веления Аллаха, касающиеся Его религии и судеб творений. Запись, которую благородные ангелы делают в ночь Предопределения полностью совпадает с первоначальным предопределением Аллаха, в котором Всевышний Аллах предопределил судьбы всех творений: срок их жизни, удел, деяния, богатство [603]) по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания». [604]

Ибн Аббас t, сказал: «В ночь Предопределения записываются действия которые будут, происходит в течении года, это смерть, жизнь, удел, дожди и даже совершаемый людьми хадж. Такой-то сделал хадж, такой-то сделал хадж».

Г) Предопределение на день.

Всевышний Аллах сказал: «Его просят те, кто на небесах и на земле. Каждый день Он занят делом». [605] Он кормит бедняков и исцеляет больных, одаряет богатством одних и лишает его других. Он дарует жизнь и умерщвляет, возвышает и унижает. Ничто не мешает Ему заниматься этим и многим другим одновременно, и ничто не в силах привести в беспорядок Его дела.[606]

Передаётся что Ибн Аббас t, сказал: «Поистине среди творений Аллаха есть Хранимая Скрижаль из белого жемчуга. Его обе крышки из красного рубина. Перо из света и надписи из света. Каждый день Всевышний триста шестьдесят раз обращает на него Свой взор. При каждом взгляде Он создаёт, наделяет уделом, дарует жизнь, умерщвляет, оказывает милость, унижает и творит всё что пожелает». Затем прочитал аят: «Каждый день Он занят делом». [607]

3. Все, что происходит во вселенной, происходит по милости, мудрости, воле и могуществу Всевышнего Аллаха. Ничто не способно возникнуть во вселенной без воли Аллаха. Он наставляет на истину по милости Своей, и сводит с истинного пути по мудрости Своей.

Всевышний Аллах сказал: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает». [608]

«Если бы Аллах пожелал, то Он сделал бы вас единой общиной. Однако Он вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает, и вы непременно будете спрошены о том, что вы совершали». [609]

«Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора». [610]

«Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает». [611]

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем». [612]

Всё что Он пожелает непременно произойдёт согласно Его могуществу. Иначе не может быть. Не произойдёт то, чего Он не пожелал. Всевышний Аллах сказал: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается». [613]

Произойдёт то, что Он пожелал для Своих рабов. А если Он не пожелает чего-то, то это не произойдёт, даже если этого пожелают все люди. Всевышний Аллах сказал: «Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он – Прощающий, Милосердный». [614]

«Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый». [615]

«…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров». [616]

Передаётся от Ибн Аббаса t, что посланник Аллаха r давая ему несколько советов сказал: «…знай, что если все люди соберутся вместе что бы сделать тебе добро, они не сделают больше того, что предписал для тебя Аллах, точно так же, если все люди соберутся что бы сделать тебе зло, они не сделают больше того, что предписал для тебя Аллах. Так как перо поднято и высохли страницы». [617]

Всевышний Аллах сказал: «Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он – Могущественный, Мудрый». [618]

«Он вершит то, что пожелает». [619]

Передаётся со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса t, что Пророк r сказал: «Воистину сердца сынов Адама находятся между пальцами Милостивого как единое сердце. Он повелевает ими как пожелает». [620]

Пророк r сказал: «Не говорите: Если пожелает Аллах и Его Посланник. А говорите: если пожелает один лишь Аллах». [621]

Он не отчитывается за Свои действия, тогда как Его творения будут спрошены об этом. Ничто не способно выйти за пределы Его воли.

Всевышний Аллах сказал: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены». [622]

«Если бы Аллах пожелал, то следующие за ними поколения не сражались бы друг с другом после того, как к ним явились ясные знамения. Однако они разошлись во мнениях, одни из них уверовали, а другие не уверовали. Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает». [623]

«Он – Тот, Кто придает вам в утробах такой облик, какой пожелает. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого». [624]

«Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями». [625]

4. Вера в то, что Аллах является создателем всего сущего, а так же всего того, что находится рядом с ними между небом и землёй. Нет кроме Него иного создателя, и нет кроме Него иного Господа. Всё помимо Него является сотворённым. Он является создателем того кто совершает действие и само действие, и того кто совершает деяния и само деяние.

Всевышний Аллах сказал: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете…». [626]

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным)». [627]

«Аллах – Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит». [628]

«Таково творение Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные. О нет! Беззаконники находятся в очевидном заблуждении». [629]

«Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение». [630]

Посланник Аллаха r сказал: «Поистине Аллах является создателем того, кто совершает действие и само действие». [631]

Вера в предопределение в том виде, в котором это приводится выше, не противоречит тому, что раб сам является хозяином своих плохих и хороших деяний, и что он обладает достаточной силой для их совершения. Всевышний Аллах сказал:

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей…». [632]

«Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете. Готовьте для себя добрые деяния…». [633]

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел». [634]

Поэтому раб не может оправдывать себя предопределением, отказавшись от совершения религиозных предписаний и совершая грехи.

А. Аллах согласно Своему извечному знанию знает о том, кто из сынов Адама является обитателем рая, а кто обитателем ада. Их число не увеличивается и не уменьшается. Аллах знает, кто из людей является приверженцем веры, а кто приверженцем неверия еще тогда, когда, тот находится в утробе своей матери. Это так же записано на хранимой Скрижали. Знание Аллаха об этом неизменно.

Так же Аллах знает о деяниях Своих рабов до того, как они совершают их. Это извечное знание Аллаха. Каждый человек совершает деяния в соответствии с тем, для чего он был создан. Обитатели рая это те, кто совершает деяния обитателей рая, а обитатели ада это те, кто совершает деяния обитателей ада. Если кому, то предписано совершит благодеяния после совершения злодеяний, этот человек окажется в раю после совершения им грехов. Так же существуют и такие, жизнь которых после совершения благодеяний заканчивается совершением злодеяний, и они записываются как обитатели ада. Важно то, что человек станет совершать в последние мгновения. Верующий является верующим только по воле Аллаха, и неверный является неверующим только по воле Аллаха.

Передаётся от Сахля бин Сада t, что пророк r сказал: «Среди людей есть такие, которые как видят люди, совершают деяния обитателей рая. Однако они являются обитателями ада. Среди людей есть и такие, которые как видят люди, совершают деяния обитателей ада. Однако они являются обитателями рая». [635]

Передаётся со слов Абу Хурайры t, что пророк r сказал: «Поистине есть такие люди, которые на протяжении долгого времени совершают деяния из деяний обитателей рая. Однако его последнее деяние оказывается из деяний обитателей ада и на этом ставится печать. Есть и такие люди, которые на протяжении долгого времени совершают деяния из деяний обитателей ада, а затем последним его деянием оказывается деяние обитателей рая и на этом ставится печать». [636] Всевышний Аллах сказал:

«Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете»». [637]

Если бы предопределение являлось бы доводом за них, тогда Аллах Всевышний не заставил бы их вкусить наказания.

Б) У человека, которого Аллах сбил с истинного, пути нет довода, который он мог бы привести в своё оправдание. Потому что Всевышний Аллах послал пророков для того, что бы у людей не осталось довода, и тем самым дал понять рабам, что все совершённые ими деяния исходят от него самого. Всевышний Аллах сказал:

«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый». [638]

Если бы предопределение являлось бы доводом за тех, которые неповинуются Аллаху, тогда с пришествием пророков этот довод не должен был быть отменён. Однако Аллах послал пророков, что бы те разъяснили людям добро и зло (дозволенное /халяль/ и запретное /харам/). Таким образом, истина была отделена ото лжи и предоставление ими предопределения в качестве довода безосновательно.

Г) Аллах Всевышний установил предписания и границы дозволенного, и сделал человека ответственным только за те действия, которые под силу ему. Всевышний Аллах сказал:

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей…». [639]

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел». [640]

Если бы раб был вынужден совершать свои деяния, тогда ему пришлось бы отвечать и за те действия, совершение которых ему было не под силу. А такое убеждение ложно, так как с раба не будет спрошено за те действия, совершение которых ему было не под силу, или за грехи, и действия совершенные им по забывчивости или по принуждению.

Передаётся от Ибн Аббаса t, что пророк r сказал: «Поистине Аллах ради меня не потребует у членов этой общины ответа за деяния совершённые по ошибке, по забывчивости и совершённые вынужденно». [641]

Д) Предопределение Аллаха является скрытой тайной. Раб узнает об этом только после совершения им определенного деяния. Раб в истинном смысле является действующим (фаиль), а Аллах это Тот Кто создаёт действия раба. Раб является верующим, неверным, хорошим, грешником, молящимся или постящимся, а Аллах является создателем веры (иман) и деяний (’амаль). Аллах так же даровал рабу силу, волю и право выбора, а так же разум, что бы он мог различать между добром и злом. Всевышний Аллах сказал:

«…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров». [642]

Е) Мы видим, как люди в своих мирских делах стремятся к совершению тех деяний, которые больше всего им подходят, то есть они, отбросив приносящие им пользу деяния, не стремятся к деяниям, приносящим им вред. И в этом случае они не приводят предопределение как довод для себя. Так почему же люди в своих религиозных делах оставляют дозволенное и устремляются к запретному, а затем приводят предопределение как довод для самих себя?! Разве эти два случая не одинаковы?! Постараемся разъяснить этот вопрос. Представьте, что перед неким человеком оказывается два пути. Один из путей ведёт в страну, в которой царит голод, трудности, страдания, смерть и хаос. Другой путь ведёт в страну, в которой царит справедливость и спокойствие. Какой же из путей выберет человек? Конечно же, второй путь. И никогда разумный человек не выберет первый путь, сделав доводом предопределение. Так почему же в вопросах будущей жизни он выбирает путь, ведущий в Ад, оставляя райский путь, а затем говорит, что таким является предопределение?

Ж) Поистине если у человека, который оставил свои религиозные обязанности и совершает грехи, насильно отнять его имущество и привести в довод предопределение, он не примет это. Так почему же он не принимая этот довод, когда нарушаются его права, сам приводит в довод предопределение, при этом нарушая права самого Всевышнего Аллаха? Во времена правления Умара бин аль-Хаттаба t, привели человека совершившего воровство, что бы отрубить ему кисть. Когда был отдан приказ на исполнение наказания, этот человек сказал: «О повелитель правоверных! Поистине я совершил воровство по предопределению Аллаха». Умар t, ответил: «И мы тоже только лишь по предопределению Аллаха отрубаем тебе кисть».

Предопределение в своей основе является тайной Аллаха. Этим знанием не обладает никто из числа ангелов, пророков или людей. Глубоко задумываться и выдвигать какие-либо утверждения о предопределении неправильно. Передаётся от Ибн Масуда t, что пророк r сказал: «Умолкайте когда станете говорить о предопределении». [643] Всякий кто станет глубоко задумываться о предопределении, окажется в убытке. Он не найдёт блага на этом пути и сойдёт с прямой дороги. Он окажется в числе тех, которые излишествуют и переходят границы, так как истину предопределения не знает никто кроме Всевышнего Аллаха. Сколько бы ни задумывались об этом люди, они не способны понять истину предопределения. Однако мы, приверженцы сунны и единой общины, веруем в то, что Аллах Всезнающ и предопределил всякую вещь. Всевышний Аллах сказал: «А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа»». [644] Таким образом, мы изложили четыре основы, посредством которых можно понять предопределение, в противном же случае человек не считается уверовавшим в него.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.046 с.)