Актуальные проблемы виктимологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы виктимологии



АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМОЛОГИИ

Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Квалификация выпускника «магистр»

Профили подготовки «Уголовное право»

Форма обучения – заочная

Срок освоения ООП – 2 года 6 мес., год набора – 2015


Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы виктимологии»

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_04_»__05_2010 г. № 464.

 

 

Программу составили:

Преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ОмЮА, к.ю.н. А. Н. Хоменко

 

рецензенты:

 

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ОмЮА, к.ю.н., доцент С.Е. Тимошенко

 


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Разделы рабочей программы

1. Цели освоения дисциплины……………………………………………………4

2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы…..5

3. Структура и содержание дисциплины…………………………………………6

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……….14

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………...15

 

Приложения к рабочей программе дисциплины

Приложение 1. Технологии и формы преподавания.

Приложение 2. Технологии и формы обучения.

Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения.

Приложение 4. Работа в малых проблемных группах.

Приложение 5. Характеристика содержания и структуры рубежного контроля.

Приложение 6. Описание работы с кейсами и пример типового кейса.

Приложение 7. Пример типового теста, использующегося для текущего контроля.

Приложение 8. Сборник задач.

 

 


ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Преподавание дисциплины «Актуальные проблемы виктимологии» имеет целью раскрыть основные положения виктимологии и сформировать у магистров комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых в правоприменительной деятельности по виктимологическому предупреждению преступлений в системе криминологической безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные виктимологические теории и школы; теоретические основы сущности и содержания виктимологии, применяемых методов виктимологического предупреждения преступлений, осуществляемых в системе процессов предупреждения преступности, организации их кадрового и документационного обеспечения, а также основных научных подходов к виктимологическому предупреждению преступлений.

Уметь: использовать правовую и иную информацию в организации эффективной виктимологической профилактики в предупреждении преступности, и связанных с ней негативных социальных явлений; использовать в практической деятельности тактические приемы виктимологического предупреждения преступлений; определять приоритеты в обеспечении виктимологического предупреждения в системе криминологической безопасности; разрабатывать комплексные планы и целевые программы виктимологического предупреждения преступлений.

Владеть: методами сбора и анализа информации о жертвах преступлений, оценки виктимологической ситуации на определенной территории или объекте, а также проведения прикладных виктимологических исследований и навыками составления виктимологической карты; методикой по непосредственному осуществлению виктимологического предупреждения замышляемых преступлений, а также осуществления общей и индивидуальной виктимологической профилактики преступлений.

Перечисленные результаты образования позволяют формировать следующие компетенции:

Профессиональные

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Актуальные проблемы виктимологии» относится к циклу профессиональных дисциплин вариативной части.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание методов и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации; природы и сущности процессов криминализации и декриминализации, основ уголовной политики государства, умения применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, владение навыками сбора и обработки информации, уголовно-правовой терминологией; навыками работы с правовыми актами;

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

 

№ п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин)
Профессиональные компетенции
1. способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4) Общая теория государства и права Конституционное право Психология Уголовное право Уголовный процесс  
2. способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5) Общая теория государства и права Конституционное право Психология Уголовное право Уголовный процесс  
3. способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) Общая теория государства и права Конституционное право Психология Уголовное право Уголовный процесс  
         

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы, 144 часа

Тематический план

заочная форма обучения, 3 лет (2015 г.н.)

№ п/п Наименование тем модуля Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Компетенции, формируемые в процессе изучения тем модуля Формы контроля по итогам освоения компетенции
Лекции Практические занятия СРС Всего
Всего Из них в ин-терактив. форме Всего Из них в ин-терактив. форме
Модуль 1. Общая часть виктимологии
                ПК 4, 5, 11. Тестирование, устный опрос.
Модуль 2. Особенная часть виктимологии
                ПК 4, 5, 11. Задачи, тестирование, устный опрос.
  Итого               Экзамен (9)

Содержание дисциплины

Самостоятельная работа магистра

№ п/п Номер модуля дисциплины Вид СРС Трудоемкость, часов (ЗЕ) Коды компетенций
  № 1 Подготовка к лекции. Подготовка к практическому занятию, анализ теоретического материала.   ПК 4, 5, 11
  № 2 Подготовка к практическому занятию (решение задач), анализ теоретического материала.   ПК 4, 5, 11
Итого:    

 

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Старков, О. В. Криминология: общая, особенная и специальная части [Электронный ресурс]: учебник / О. В. Старков. - Электрон. дан. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2012. - 1 file_net; 1046 с. - (Учебники и учебные пособия). Электронно-библиотечная система IPRbooks Издание имеет гриф.

2. Виктимология: учебное пособие / ред.: С. И. Курганов - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 184 с. Электронно-библиотечная система IPRbooks Издание имеет гриф.

3. Ившин В. Г., Идрисова С. Ф., Татьянина Л. Г. Виктимология. Учебное пособие. - М., Волтерс-Клувер, 2011, - 264 с. Электронно-библиотечная система IPRbooks Издание имеет гриф.

4. Варчук Т. В. Виктимология: учебное пособие / Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 191 с. - ISBN 978-5-238-01824-9. Электронно-библиотечная система IPRbooks Издание имеет гриф;

б) дополнительная литература:

1. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2014. – 800 с. - ISBN 978-5-91768-394-2.

2. Варчук Т. В. Виктимологическое моделирование в криминологии и практике предупреждения преступности [Электронный ресурс]: монография/ Варчук Т.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.– 239 c.– Электронно-библиотечная система IPRbooks Издание имеет гриф.

в) рекомендованная литература:

1. Савельев А., Никульченкова Е. Криминологическая характеристика несовершеннолетних жертв причинения физического вреда // Уголовное право. - 2015. - № 4.

2. Гриб В. Г. Основы обеспечения виктимологической безопасности жертв преступного насилия: учебное пособие / В. Г. Гриб, И. Р. Шикула, А. В. Мажников. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 288 с.: табл., схемы - (Университетская серия). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4257-0135-0;

3. Гаптелганиев Р. Г. Виктимизация как процесс реализации криминальной виктимности // Российский следователь. - 2010. - № 23.

4. Мусаев М. А. Жертва преступления в криминологическом, уголовном и гражданско-правовом аспектах // Современное право. - 2011. - № 10.

5. Оноколов Ю. П. Девиантные отклонения и виктимность несовершеннолетних влияют на преступность в армии // Вопросы ювенальной юстиции. - 2011. - № 3.

6. Полубинский В. И. Заметки о становлении отечественной криминальной виктимологии, ее понятийном аппарате и превратностях русской грамматики в виктимологии // Научный портал МВД России. - 2011. - № 2.

7. Полубинский В. И., Ситковский А. Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии: Монография. - М.: ВНИИ МВД России. 2006.

8. Пахомова Е. В. Социально-демографические и нравственно-психологические обстоятельства в аспекте личностной виктимности // Общество и право. - 2011. - № 2.

9. Сердюченко И. Н. Факторы пенитенциарной виктимизации осужденных: проблемы классификации // Российский следователь. - 2010. - № 11.

10. Ситковский А. Состояние и прогноз криминальной виктимизации // Профессионал. - 2011. - № 5.

11. Шитяков И. Н. Статусно-ролевая и индивидуальная виктимность сотрудников уголовно-исполнительной системы // Российский следователь. - 2011. - № 6.

г) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: http://www.sartraccc.ru, http://crimpravo.ru/,

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1) Видеотека

2) Электронные базы приговоров суда

3) Тесты на электронном носителе.

4) Читальный зал.

5) Библиотека.

 


Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Актуальные проблемы виктимологии»

 

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

I. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. По модулю 1-2.

Работа в команде – совместная деятельность магистров в группе для выполнения практических заданий. По модулю 1-2.

Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. По модулю 1-2.

Игра – ролевая имитация магистрами. По модулю 2.

Проблемное обучение – стимулирование магистров к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. По модулю 1-2.

Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности магистра за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения. По модулю 1.

Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи. По модулю 1-2.

Опережающая самостоятельная работа – изучение магистрами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий. По модулю 1-2.

 

 


Виды и содержание учебных занятий

Модуль 1. Общая часть виктимологии

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендации по освоению дисциплины для магистров

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 144 часа, из них 20 часов аудиторных занятий и 115 часов, отведенных на самостоятельную работу магистра.

Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и модулям дисциплины приведены в таблице.

Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложении 4 к Рабочей программе.

 

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. (ЗЕ) Рекомендации
Модуль 1. Общая часть виктимологии
Подготовка к лекции 1 Самостоятельное изучение вопросов: 1. История развития научных представлений о жертве. 2. Предмет, задачи и практическое значение виктимологии. 3. Виктимология в системе других наук и учебных дисциплин. 4. Отражение и развитие виктимологического знания в российской криминологической науке и практике предупреждения преступности. 5. Теории и практика зарубежной виктимологии.   См.: 1. Вишневецкий К.В., Варчук Т.В. Виктимология: учебное пособие для вузов (под ред. Лебедева С.Я.). - М., ЮНИТИ, 2012. - 191 с. 2. Ишвин В.Г., Идрисова С.Ф., Татьянина Л.Г. Виктимология. Учебное пособие. - М., Волтерс-Клувер, 2011, - 264 с. 3. Криминология: учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Норма, 2014. – 800 с.
Анализ теоретического материала Вопросы: Что изучает виктимология? 2. В чем состоит специфика виктимологического знания? 3. В каких направлениях развивался предмет виктимологии? 4. Каковы цели и задачи виктимологии? 5. Раскройте содержание функций виктимологии. 6. Что представляет собой система виктимологии? 7. Раскройте понятие методов виктимологии. 8. Покажите соотношение общенаучных и частнонаучных методов виктимологии. 9. Каковы специальные методы виктимологии? 10. С какими науками наиболее тесно связана виктимология? 11. Какова связь виктимологии с науками криминального цикла? 12. В чем выражается самостоятельность науки виктимологии?   См.: 1. Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. - М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999. 2. Полубинский В.И. Заметки о становлении отечественной криминальной виктимологии, ее понятийном аппарате и превратностях русской грамматики в виктимологии // Научный портал МВД России. - 2011. - № 2. 3. Полубинский В.И. Криминальная виктимология: что это такое? – М., 1977. 4. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. – СПб., 2002. 5. Туляков В.А. Виктимология. – М., 2003. - 148 с.
Подготовка к лекции 2 Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие и свойства виктимности. 2 Виды виктимности. 3 Латентная виктимность и методы ее выявления. 4 Состояние виктимности в России. 5 Роль ситуации в механизме виктимизиции.     См.: 1.Вишневецкий К.В., Варчук Т.В. Виктимология: учебное пособие для вузов (под ред. Лебедева С.Я.). - М., ЮНИТИ, 2012. - 191 с. 2. Ишвин В.Г., Идрисова С.Ф., Татьянина Л.Г. Виктимология. Учебное пособие. - М., Волтерс-Клувер, 2011, - 264 с. 3. Криминология: учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Норма, 2014. – 800 с.
Анализ теоретического материала Вопросы: 1. Раскройте понятие виктимности. 2. В чем состоит характеристика виктимности как социального явления? 3. Какова криминальная сущность виктимного состояния? 4. Раскройте криминальную сущность виктимного поведения. 5. В чем состоит криминологическая сущность соотношения виктимности и преступности? 6. Каково назначение параметров виктимности? 7. Назовите основные источники информации о виктимности. 8. Раскройте понятие латентной виктимности. 9. Назовите основные способы выявления виктимности. 10. Каковы основные тенденции современной криминальной виктимности   См.: 1. Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем / под ред. Н.А. Лопашенко. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 248 с. 2. Гаптелганиев Р.Г. Виктимизация как процесс реализации криминальной виктимности // Российский следователь. - 2010. - № 23. 3. Коновалов В.П. Виктимность и её профилактика. - М., 1982. 4. Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии: Монография. - М.: ВНИИ МВД России. 2006. 5. Пахомова Е.В. Социально-демографические и нравственно-психологические обстоятельства в аспекте личностной виктимности // Общество и право. - 2011. - № 2. 6. Ростокинский А.В. Виктимность и девиация // Российский следователь. - 2009. - № 13. 7. Ситковский А. Состояние и прогноз криминальной виктимизации // Профессионал. - 2011. - № 5.
Подготовка к лекции 3 Самостоятельное изучение вопросов: 1. Понятие детерминант виктимности. 2. Виды детерминант виктимности. 3. Основные направления виктимологических исследований. 4. Понятие и значение виктимологической статистики.   См.: 1. Вишневецкий К.В., Варчук Т.В. Виктимология: учебное пособие для вузов (под ред. Лебедева С.Я.). - М., ЮНИТИ, 2012. - 191 с. 2. Ишвин В.Г., Идрисова С.Ф., Татьянина Л.Г. Виктимология. Учебное пособие. - М., Волтерс-Клувер, 2011, - 264 с. 3. Криминология: учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Норма, 2014. – 800 с.
Анализ теоретического материала Вопросы: 1. Понятие причин и условий виктимности. 2. Какова научная и практическая значимость установления причин и условий виктимности? 3. Соотношение причин и условий криминальной виктимности с общей криминологической детерминацией. 4. В чем состоит уровневый подход к определению причин и условий виктимности? 5. Какова взаимосвязь причин и условий виктимности с социальными противоречиями? 6. Назовите биологические причины и условия виктимности. 7. Назовите социальные причины и условия виктимности. 8. Назовите нравственно-психологические причины и условия виктимности. 9. Как влияют на виктимность населения противоречия и недостатки в основных сферах жизнедеятельности общества?   См.: 1. Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. - М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999. 2. Полубинский В.И. Заметки о становлении отечественной криминальной виктимологии, ее понятийном аппарате и превратностях русской грамматики в виктимологии // Научный портал МВД России. - 2011. - № 2. 3. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. – СПб., 2002.  
Подготовка к практическому занятию Решение задач. Разбор кейсов.   Решить рекомендованные преподавателем задания (задачи) по исследованию дерерминант виктимности населения на современном этапе развития общества.
Анализ теоретического материала Вопросы: 1. Каковы основные признаки понятия личности потерпевшего? 2. В чем заключаются особенности виктимного поведения, приводящего к совершению преступления? 3. Назовите содержательные признаки структуры личности потерпевшего и покажите, в чем заключается их практическое значение. 4. Какие особенности личности играют основную роль в детерминации виктимного поведения? 5. Как следует рассматривать соотношение биологического и социального в личности потерпевшего? 6. В чем заключается практическое назначение классификации (типологии) личности потерпевшего? 7. Каковы основные факторы, оказывающие существенное влияние на формирование виктимогенных свойств у лиц, в отношении которых возможно совершение преступлений?     См.: 1. Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем / под ред. Н.А. Лопашенко. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 248 с. 2. Гаптелганиев Р.Г. Виктимизация как процесс реализации криминальной виктимности // Российский следователь. - 2010. - № 23. 3. Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии: Монография. - М.: ВНИИ МВД России. 2006. 4. Ростокинский А.В. Виктимность и девиация // Российский следователь. - 2009. - № 13. 5. Ситковский А.Л. Криминальная виктимизация в России: состояние и тенденции развития // Российский следователь. - 2010. - № 20. 6. Ситковский А. Состояние и прогноз криминальной виктимизации // Профессионал. - 2011. - № 5.
Подготовка к практическому занятию Решение задач. Разбор кейсов.   Решить рекомендованные преподавателем задания (задачи) по определению факторов, оказывающих влияние на формирование виктимогенных свойств у лиц, в отношении которых возможно совершение преступлений.
Итого по модулю 1      
Модуль 2. Особенная часть виктимологии
Анализ теоретического материала Вопросы: 1. Понятие, объекты и виды виктимологического предупреждения. 2. Стратегии и принципы виктимологического предупреждения. 3. Меры виктимологического предупреждения. 4. Субъекты виктимологического предупреждения. 5. Виктимность и безопасность: криминологические взаимосвязи и превентивный потенциал. 6. Девиктимизация и виктимологическое предупреждение преступности как условия обеспечения виктимологической безопасности.   См.: 1. Басков А.В. Особенности виктимологической профилактики современных корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в общественных местах // Российский следователь. - 2009. - № 12. 2. Безопасность личности и виктимологические проблемы предупреждения преступлений: Материалы научно-практической конференции. - М.: ВНИИ МВД России, 2006. 3. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимологическое предупреждение преступности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 4. Задорожный В.И. Виктимологическая профилактика преступлений: организационно-управленческий и правовой аспекты: Монография.- М.: Академия управления МВД России, 2005. 5. Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и её обеспечение мерами виктимологической профилактики: Монография. - Тамбов: Першина, 2005. 6. Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. - М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999. 7. Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии: Монография. - М.: ВНИИ МВД России. 2006. 8. Криминальная сексология [Текст]: учеб. пособие / Г. Б. Дерягин [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.
Подготовка к рубежному контролю   См.: Приложение № 6.
Подготовка к практическому занятию Решение задач. Разбор кейсов.   Решить рекомендованные преподавателем задания (задачи) по определению мер виктимологического предупреждения отдельных преступлений.
Анализ теоретического материала Вопросы: 1. Социальные причины и условия виктимного поведения лиц, в отношении которых совершаются насильственные преступлений сексуальной направленности. 2. Социальные причины и условия виктимного поведения лиц, в отношении которых совершаются хулиганские действия. 3. Социальные причины и условия виктимного поведения лиц, в отношении которых совершаются насильственные преступлений экстремистской направленности. 4. Какова основная нравственно-психологическая характеристика лиц, в отношении которых совершаются корыстные преступления. 5. Социальные причины и условия виктимного поведения лиц, в отношении которых совершаются корыстные преступления против собственности. 6. Социальные причины и условия виктимного поведения лиц, в отношении которых совершаются корыстные преступления в сфере экономической деятельности. 7. Раскройте нравственно-психологическую и социально-демографическую характеристику личности, вовлекаемой в употребление наркотических средств. 8. Какие меры виктимологической профилактики применяют сотрудники ОВД в борьбе с нарушениями правил дорожного движения.   См.: 1. Басков А.В. Особенности виктимологической профилактики современных корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в общественных местах // Российский следователь. - 2009. - № 12. 2. Безопасность личности и виктимологические проблемы предупреждения преступлений: Материалы научно-практической конференции. - М.: ВНИИ МВД России, 2006. 3. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимологическое предупреждение преступности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 4. Задорожный В.И. Виктимологическая профилактика преступлений: организационно-управленческий и правовой аспекты: Монография.- М.: Академия управления МВД России, 2005. 5. Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и её обеспечение мерами виктимологической профилактики: Монография. - Тамбов: Першина, 2005. 6. Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. - М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999. 7. Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии: Монография. - М.: ВНИИ МВД России. 2006. 8. Криминальная сексология [Текст]: учеб. пособие / Г. Б. Дерягин [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.
Подготовка к практическому занятию Решение задач. Разбор кейсов.   Решить рекомендованные преподавателем задания (задачи) по определению мер виктимологической профилактики отдельных преступлений.
Итого по модулю 2    

Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Актуальные проблемы виктимологии»

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включают в себя:

§ комплект тестовых заданий по модулям 1-2 – 45 вариантов, находятся в электронном и бумажных вариантах в папке методика на кафедре уголовного права и криминологии;

§ комплекты для рубежного контроля (промежуточного контроля) по модулям 1-2 – 16 вариантов, находятся в электронном и бумажных вариантах в папке методика на кафедре уголовного права и криминологии;

§ тесты для итогового контроля, находятся в электронной системе банка тесовых заданий института;

§ задачи по модулям 1-2 дисциплины «Актуальные проблемы виктимологии» содержаться в «Сборнике задач. Криминология».

§ кейсы по модулям 1- 2, содержатся на бумажных и электронных носителях, находятся в методической базе данных кафедры уголовного права и криминологии.

§ темы рефератов содержатся в данной рабочей программе

Вопросы к экзамену.

1. Ранние философские идеи о жертве, зарождение виктимологической мысли.

2. Виктимологические взгляды философов средневековья.

3. Возникновение виктимологической теории в криминологической науке.

4. Виктимологические учения и частные теории, их место в системе криминологического знания.

5. Становление виктимологии в России в 60-х гг. 20 века. Основоположники отечественной виктимологии.

6. Первые виктимологические школы в России.

7. Понятие и предмет виктимологии.

8. Система виктимологии как науки и учебной дисциплины. Место виктимологии в системе наук.

9. Методология виктимологической науки.

10. Виктимология и развитие системы социально-правового контроля над преступностью.

11. Понятия и признаки виктимности.

12. Виды виктимности и их соотношение. Региональные различия виктимности.

13. Виктимизация, и её взаимосвязь с виктимностью.

14. Виктимологическая стратификация социальных групп.

15. Использование количественных и качественных показателей виктимности в информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел.

16. Латентная виктимность и её виды.

17. Методы выявления и анализ латентной виктимности.

18. Социальные последствия виктимности.

19. Понятие виктимологической детерминации.

20. Виды виктимологической детерминации.

21. Классификация виктимологических детерминант. Детерминанты отдельных видов виктимности.

22. Виктимогенные и антивиктимогенные детерминанты в механизме совершения преступления.

23. Понятие жертвы преступления. Соотношение понятий «жертва» и «потерпевший от преступления».

24. Структура личности жертвы.

25. Классификация и типология жертв.

26. Понятие виктимологического предупреждения преступлений как вида государственной и общественной деятельности.

27. Принципы виктимологической предупредительной деятельности и их содержание.

28. Виды виктимологического предупреждения и их содержание.

29. Состояние видов виктимологического предупреждения преступлений в России.

30. Система виктимологического предупреждения преступлений и её элементы.

31. Классификация мер виктимологического предупреждения преступлений.

32. Субъекты виктимологического предупреждения.

33. Роль общественности и негосударственных структур в виктимологическом предупреждении преступлений.

34. Виктимологическая профилактика как наиболее эффективная разновидность предупредительной деятельности.

35. Правовые и организационные основы виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

36. Функционально-структурное обеспечение виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

37. Информационно-аналитическое обеспечение виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

38. Объекты виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

39. Общая и индивидуальная виктимологическая профилактика, осуществляемая органами внутренних дел.

40. Задачи виктимологической профилактики.

41. Разновидности методов и форм виктимологической профилактики.

42. Прогнозирование, планирование и программирование виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

43. Использование зарубежного виктимологического опыта предупреждения преступлений органами полиции.

44. Основные направления виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

45. Иные меры виктимологической профилактики, осуществляемые органами внутренних дел.

46. Стратегические направления виктимологической профилактики в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

47. Криминологическая безопасность как часть проблемы социальной безопасности. Соотношение и взаимосвязь криминологической безопасности и виктимологического предупреждения.

48. Понятие и сущность криминологической безопасности.

49. Комплексный подход в развитии и реализации идеи виктимологического предупреждения в системе криминологической безопасности.

50. Виктимологическое предупреждение преступлений органами внутренних дел в системе криминологической безопасности и социально-правового контроля над преступностью.

51. Место и роль органов внутренних дел в обеспечении криминологической безопасности населения.

52. Виктимологические особенности предупреждения преступлений в системе криминологической безопасности.

53. Виктимологическая профилактика как составная часть системы криминологической безопасности и одно из главных звеньев обеспечения криминологической защиты граждан от преступных посягательств.

54. Развитие виктимологических начал в обеспечении национальной безопасности России.

55. Совершенствование виктимологической предупредительной деятельности как основное направление обеспечения криминологической безопасности.

56. Меры виктимологического предупреждения и механизмы криминологического обеспечения национальной безопасности.

57. Социально-правовой контроль над виктимогенными угрозами России как виктимологическая основа успешного обеспечения национальной безопасности.

58. Основные виктимологические понятия (виктимность, виктимизация).

59. Понятие, предмет и история виктимологии.

60. Понятие жертвы преступления, её роль в генезисе преступления.

61. Биологическое направление в виктимологии.

62. Социологическое направление в виктимологии.

63. Классическая школа виктимологии.

64. Развитие виктимологии в России (дореволюционный, советский и современный периоды).

65. Понятие, предмет и функции виктимологии.

66. Виктимологическая характеристика молодежной преступности.

67. Опросы в виктимологических исследованиях. Социометрический опрос.

68. Наблюдение и эксперимент в виктимологических исследованиях.

69. Теологическая школа виктимологии, её особенности.

70. Методология виктимологии и связь виктимологии с другими науками.

71. Основные виктимологические понятия (виктимологическая ситуация, стокгольмский синдром).

72. Понятие виктимологической профилактики.

Темы эссе

Развитие виктимологии в первые годы советской власти.

Семейное насилие: стратегия предупреждения.

Виктимологические прогнозы и их точность.

Специфика индивидуального предупреждения и возможности его применения.

История виктимологии.

Жертва убийства и её характеристики.

Жертвы корыстных преступлений и их характеристики.

Виктимологическая характеристика бытовых преступлений.

Виктимологическая характеристика групп несовершеннолетних с устойчивой антисоциальной направленностью.

Причины и тенденции виктимности, несовершеннолетних в сельской местности.

Наркотизация несовершеннолетних как виктимологическая проблема.

Роль школы в виктимологическом предупреждении подростковой преступности.

Наркотизация несовершеннолетних как виктимологическая проблема.

 

Критерии оценивания

1. Текущая аттестация состоит из индивидуального тестового задания, состоящего из 5 вопросов. Система оценок: пять правильных ответов – 5 баллов; четыре правильных ответов – 4 балла; три правильных ответа – 3 балла; менее трёх – 2 балла[1].

2. Система оценки решения задачи: а) правильное решение задачи, подробная аргументация своего решение, хорошее знание теоретических аспектов решения казуса, ответы на дополнительные вопросы по теме занятия - оцениваются в пять баллов; б) правильное решение задачи, достаточная аргументация своего решение, хорошее знание теоретических аспектов решения казуса, частичные ответы на дополнительные вопросы по теме занятия - оцениваются в четыре балла; в) частично правильное решение задачи, недостаточная аргументация своего решение, определённое знание теоретических аспектов решения казуса, частичные ответы на дополнительные вопросы по теме занятия - оцениваются в три балла; г) неправильное решение задачи, отсутствие необходимых знание теоретических аспектов решения казуса - оцениваются в два балла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.138 с.)