Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
Под нормированием труда в сельскохозяйственных, как и в иных организациях, понимается установление меры (нормы) труда на основе регламентации соотношения между затратами рабочего времени и объемом выполняемой работы (полученной продукции). Следует отметить, что в разд. VI «Оплата и нормирование труда» ТК РФ нормы права, посвященные нормированию труда (гл. 22), помещены после двух глав — 20 и 21, в которых закреплены правила регулирования оплаты труда. Между тем в системе правового регулирования трудовых отношений нормирование труда занимает особое место, так как нормы труда (нормы выработки, времени, нормативы численности) выполняют разные функции: во-первых, экономические — как основа правильной организации труда и производства; во-вторых, социальные — как регулятор интенсивности труда и охраны здоровья и как основа начисления заработной платы. Содержание ст. 159-163 ТК РФ носит общий характер, ряд их положений не применим в сельском хозяйстве в силу организационно-технической, технологической и экономической специфики его ведения. Современное трудовое законодательство относит решение вопросов нормирования труда к компетенции организаций. Нормы труда должны устанавливаться локальными нормативными актами. Однако для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и др.) нормы труда, которые согласно ст. 161 ТК РФ разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. До 2005 г. государственное регулирование нормирования труда во всех сельскохозяйственных организациях осуществлялось путем разработки и внедрения типовых отраслевых и региональных норм труда в растениеводстве и животноводстве, на ремонтных и других видах работ. Так, постановлением Минтруда России от 18 октября 1992 г. № 19 были утверждены Нормы выработки и времени на ремонт технологического (механического) оборудования и тары на плодоовощных базах и в хранилищах совхозов и колхозов. Вся деятельность по нормированию труда в сельском хозяйстве осуществлялась Центральной нормативно-исследовательской станцией (Роснисагропромом) и ее зональными филиалами и 67 территориальными отделами, которые проводили хрономет-ражные наблюдения непосредственно на полях, фермах, в теплицах, ремонтных мастерских и других производственных объектах. Зональные филиалы разрабатывали типовые нормы для различных природных и производственных условий по экономическим регионам Российской Федерации. Этой системой при координации и контролирующей роли Министерства сельского хозяйства РФ были разработаны и изданы около 178 типовых общероссийских и региональных сборников норм труда.
При таком порядке государственного регулирования локальное регулирование нормирования сводилось лишь к привязке типовых норм к конкретным условиям труда, к корректировке этих норм в растениеводстве при отклонении данных условий от тех средних, на основе которых рассчитывались типовые нормы (в животноводстве обычно нормы обслуживания были стабильны принеизменной технологии). Корректировка норм труда, как правило, связывалась с изменением погодных условий, имела определенный временный характер. Поэтому правило о том, что о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца, не применялось в сельском хозяйстве (ст. 162 ТК РФ, п. 4.5 гл. IV «Оплата труда» отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2006-2008 годы). Однако для сельскохозяйственных организаций оказалось затруднительным исполнение ст. 159 ТК РФ, которая гарантирует работникам государственное содействие в системной организации нормирования труда, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 августа 2005 г. № 1172-р1 Центральная нормативно-исследовательская станция (Роснисагропром) была передана в ведение Россельхоза и реорганизована. Впоследствии в связи с упразднением Россельхоза Роснисагропром вновь была передана в ведение Министерства сельского хозяйства РФ, а распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2007 г. № 889-р3 Центральная нормативно-исследовательская станция была присоединена к федеральному государственному учреждению «Специальный центр учета в агропромышленном комплексе». Поскольку произошло прекращение деятельности региональных подразделений Роснисагропрома, последняя ее реорганизация не обещает больших перспектив в сфере типового нормирования труда в сельском хозяйстве.
Типовые нормы труда (ст. 161 ТК РФ) должны разрабатываться и утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением от 11 ноября 2002 г. № 804 Правительство РФ утвердило Правила разработки и утверждения типовых норм труда для однородных работ4, в соответствии с которыми типовые отраслевые нормы должны разрабатываться федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности (в данном случае Министерством сельского хозяйства РФ), а утверждаться — тем же федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ. Реализация этого правила также проблематична, так как Министерство сельского хозяйства РФ после административной реформы 2004 г. не наделено никакими функциями в области регулирования трудовых отношений. Следовательно, остаются нерешенными вопросы: кто будет разрабатывать типовые нормы труда при использовании новой техники и кто будет утверждать их. Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования (ч. 2 ст. 160 ТКРФ). Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя пересматривать нормы труда при внедрении новой техники, технологии и пр. Окончательное решение вопроса о пересмотре норм труда законодатель передает работодателю. Поскольку применение систем нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливается в коллективном договоре, то нормы труда также должны пересматриваться с учетом мнения представительного органа работников. Последнее положение особенно важно для работников сельского хозяйства, так как по ряду причин в сельскохозяйственных организациях коллективные трудовые споры затруднены в связи с отсутствием профсоюзных органов, которые могли бы защищать интересы работников организации. Таким образом, сложившееся состояние с нормированием труда в сельском хозяйстве требует восстановления прежней системы государственного регулирования данной сферы трудовых отношений, пересмотра функций Министерства сельского хозяйства РФ и соответственно его организационной структуры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.130.73 (0.016 с.) |