Правовое регулирование семеноводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование семеноводства



Для эффективного ведения сельского хозяйства и в первую очередь растениеводства, успехи которого отражаются и на резуль­татах животноводства (себестоимость и качество кормов собствен­ного производства), неоценимое значение имеют посевное качество семян и их сортовые достоинства. Это хорошо известно не только руководителям и специалистам сельскохозяйственных организа­ций, но и миллионам граждан, ведущим личное подсобное хозяй­ство, коллективное садоводство и огородничество.

Поэтому в условиях доминирующей роли частного сектора сельскохозяйственной деятельности государство сохранило за со­бой функцию управления семеноводством и прежде всего правово­го регулирования отношений, возникающих в его сфере.

Нормативная база правового регулирования семеноводства пред­ставлена Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве», а также постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минсельхоза России и органов исполнительной власти субъектов Федерации, дополняющими и раз­вивающими федеральный закон.

Семеноводство представляет собой разветвленную деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян не только сельскохозяйственных, но и лесных растений, а также сортовой и семенной контроль.

На практике используются несколько видов контроля, раз­личающихся по предмету и методам проведения. Так, семенной контроль означает самые объемные управленческие мероприятия по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдени­ем требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.

Сортовой контроль — наиболее сложные мероприятия по опре­делению сортовой чистоты и установлению принадлежности сель­скохозяйственных растений и семян к определенному сорту по­средством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.

Грунтовой контроль осуществляется посредством посева семян на специальных участках и последующей проверки результатов, а лабораторный — способом лабораторного анализа. Апробация посевов — трудоемкая работа по обследованию сортовых посевов в целях определения их сортовой чистоты или сортовой типично­сти растений, засоренности посевов, поражения болезнями и по­вреждения вредителями растений.

Семеноводство — основа всего сельского хозяйства — является сложной по своей организации и технологии деятельностью, доро­гостоящей и трудозатратной.

Государственное управление в области семеноводства сельско­хозяйственных растений осуществляет Правительство РФ непо­средственно или через Минсельхоз России, а лесных растений — через Федеральное агентство, находящееся в ведении Минсельхоза России; на территории субъектов Федерации — через органы ис­полнительной власти этих субъектов непосредственно или (если это предусмотрено соответствующими соглашениями) через тер­риториальные органы Минсельхоза России.

Минсельхоз России определяет порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян, порядок реализации и транспор­тировки партий семян, принимает положение о регистрации оригинаторов сорта, ведет учет федерального фонда семян, регистры и реестры в области семеноводства.

Федеральный закон «О семеноводстве» предусматривает госу­дарственную поддержку семеноводства путем предоставления го­сударственных инвестиций, налоговых льгот, льготных кредитов, компенсации затрат на производство оригинальных и элитных се­мян. Государственной программой развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы намечено субсидирование элитного семеновод­ства в размере 30% затрат из федерального бюджета при условии субсидирования за счет средств бюджетов субъектов Федерации в размере 30% указанной суммы.

Минсельхоз России за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников формирует федераль­ные фонды семян сельскохозяйственных растений, которые предна­значены для регионов, где не ведется производство семян или име­ются ограниченные его возможности, а также для оказания помощи в случае стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций.

Создаются также переходящие фонды семян (запасы семян озимых сельскохозяйственных растений) физическими и юриди­ческими лицами в регионах, на территории которых уборка урожая этих культур проводится после наступления оптимальных сроков их посева или между уборкой и посевом их имеется непродолжи­тельный период.

Семеноводство представляет собой систему, состоящую из сово­купности функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству оригинальных, элитных и репродукционных семян сельскохозяйственных культур, нормальных, улучшенных и сортовых семян лесных растений.

Оригинальные семена производятся оригинатором сорта — физическим или юридическим лицом, которое создало, вывело, выявило сорт и обеспечивает его сохранение и которое зарегистри­ровано в порядке, установленном в принятом Минсельхозом Рос­сии Положении о регистрации оригинаторов сорта сельскохозяй­ственного растения.

Элитные семена (семена элиты) получаются от оригиналь­ных семян (число их поколений определяет оригинатор сорта) и используются для производства репродукционных семян (число поколений их определяется территориальными органа­ми Минсельхоза России или органами исполнительной власти субъектов Федерации). Гибридные семена считаются репродук­ционными только в первом поколении. Элитные и репродукци­онные семена могут производиться физическими и юридически­ми лицами.

Данным Законом установлены требования к производству, реа­лизации и транспортировке семян. Для производства семян долж­ны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям государственных стандартов и иных Нормативных документов в области семеноводства. Запрещается использовать семена, засоренные семенами карантинных растений, зараженные карантинными болезнями и вредителями растений.

Допускается оборот партий семян сельскохозяйственных рас­тений, сорта которых включены в Государственный реестр охраня­емых селекционных достижений (при исключении из него — раз­решается оборот в течение двух лет).

Партии семян — определенное количество однородных по про­исхождению и качеству семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посев­ные качества семян. На семена, предназначенные для собственных нужд их производителей, а также на семена, не соответствующие требованиям государственных стандартов и иных нормативных до­кументов, выдаются удостоверения о качестве семян. Сертифика­ты и удостоверения выдаются семенными и лесосеменными стан­циями.

Партии семян при их реализации и транспортировке могут находиться в затаренном или незатаренном состоянии. В первом случае их тара и упаковка должны иметь этикетки установленных форм, во втором — требуются сопроводительные документы с ука­занием сортовой принадлежности, происхождения и качества се­мян каждой партии.

Законом определены условия, при которых допускается ввоз в Россию и вывоз из нее партий семян. Так, запрещен ввоз партий семян в незатаренном состоянии, обработанных химическими или биологическими препаратами, а также партий семян сельскохозяй­ственных растений, сорта которых не включены в Государствен­ный реестр охраняемых селекционных достижений, за исключе­нием партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний. Ввезенные партии семян подлежат семенному и фитосанитарному контролю.

Запрещен ввоз в страну и вывоз из нее партий семян охраняе­мых государством сортов растений в случае несоблюдения граж­данского законодательства.

Посевы и семена, принадлежащие физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области семеноводства, подлежат сортовому и семенному контролю, которые проводятся семенными инспекциями и лесосеменными станциями. Положе­ние о сортовом и семенном контроле утверждено постановлением Правительства РФ от 15 октября 1998 г. № 12001.

Положение о Государственной семенной инспекции Рос­сийской Федерации при Минсельхозе России утверждено положе­нием о ней.

Государственный инспектор в области семеноводства сельско­хозяйственных растений имеет право: беспрепятственно посещать физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области семеноводства и получать от них безвозмездно необхо­димую информацию; приостанавливать реализацию или иное ис­пользование семян при нарушении ими законодательства или да­вать им предписание об устранении этих нарушений.

Кодексом РФ об административных правонарушениях преду­смотрена административная ответственность за три вида правона­рушений.

Нарушение правил производства, заготовки, обработки, реа­лизации, транспортировки и использования семян сельскохозяй­ственных растений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб., на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 10.12).

Нарушение правил ведения документации на семена сель­скохозяйственных растений либо внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян влечет админи­стративный штраф на граждан в размере 100-200 руб., на долж­ностных лиц — 300-500 руб., на юридических лиц — 3-5 тыс. руб. (ст. 10.13).

Нарушение порядка ввоза на территорию Российской Феде­рации семян сельскохозяйственных растений, а именно: ввоз не со­ответствующих требованиям государственных стандартов партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), об­работанных химическими и биологическими препаратами, либо допущенных к использованию партий семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, за исключением семян, предназначенных для научных исследова­ний, государственных испытаний, производство семян для вывоза из Российской Федерации влечет наложение административно­го штрафа на граждан в размере 1-1,5 тыс. руб., на должностных лиц — 3-4 тыс. руб., на юридических лиц — 30-40 тыс. руб.

Таким образом, важнейшим звеном в семеноводстве являет­ся система сертификации семян сельскохозяйственных растений, которая представляет собой единство организационных, правовых и методических элементов, направленных на обеспечение высоких сортовых и посевных качеств семян. Объектом обязательной серти­фикации являются партии семян для реализации и поставки в го­сударственные запасы. В иных случаях проводится добровольная сертификация на основе заявок их собственников по тем же пока­зателям.

Как показало изучение опыта 34 стран, проведенного специа­листами в данной области, системы сертификации в них различ­ны по перечню родов и видов растений, для семян которых серти­фикация является обязательной (в Индии — только рис, в других странах — несколько десятков родов и видов), хотя требования к фитосанитарному состоянию, а также ограничение количества сорняков в семенах зафиксированы во всех подвергшихся изуче­нию странах.

Система сертификации семян в России близка к аналогичным системам стран Европейского союза, где семена важнейших сель­скохозяйственных растений для реализации подлежат сертифика­ции, но отсутствует обязательная сертификация овощных, цветоч­ных и декоративных растений, что представляется рациональным для российской системы.

В нашей стране сертификация семян в современном виде вве­дена относительно недавно. Создана и функционирует система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабора­торий. Жесткие требования ГОСТов по важнейшим сельскохозяй­ственным растениям с 1 января 2006 г. заменяются минимальными требованиями нового национального стандарта. Этим стандартом введена система нормирования показателей качества по категори­ям, как это принято в зарубежных системах сертификации. Раз­работаны и приняты первые отечественные методики проведения грунтового и лабораторного сортового контроля. Ежегодно увели­чиваются объемы сертифицированных семян.

В то же время по результатам анализа различных систем сер­тификации семян в мире специалисты предлагают, например, сле­дующие направления совершенствования отечественной сертифи­кации семян:

- окончательная унификация с международными требованиями методик оценки сортовых и посевных качеств, процедур сертифи­кации и правил документирования результатов;

- расширение инфраструктуры через аккредитацию юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий и др.;

- ограничение перечня родов и видов растений, семена кото­рых должны подвергаться обязательной сертификации, сортами для сельскохозяйственного производства, как в Европейском союзе.

Племенное животноводство

Правовой базой для ведения племенного животноводства явля­ются Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О пле­менном животноводстве» и нормативные акты, принятые в Рос­сийской Федерации и ее субъектах в развитие этого Закона.

Общие положения. Племенное животноводство призвано обе­спечить воспроизводство племенных животных в целях улучшения продуктивных качеств разводимых сельскохозяйственных живот­ных, а также сохранения генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для сельскохо­зяйственных целей.

Племенное животноводство охватывает не только разведение племенных животных, но и производство и использование пле­менной продукции (материала) в селекционных целях. При этом понятие «племенная продукция» (материал) включает в себя пле­менное животное, его семя и эмбрионы. Племенным животным считается сельскохозяйственное животное, имеющее документаль­но подтвержденное происхождение, используемое для воспроиз­водства определенной породы и зарегистрированное в установ­ленном порядке.

Племенная продукция в имущественных и личных неимуще­ственных отношениях может выступать в качестве объекта:

- гражданских прав, к которому применяются общие правила гражданского законодательства Российской Федерации об имуще­стве, с изъятиями, предусмотренными законодательством о пле­менном животноводстве;

- исключительных прав (например, отчуждение или иной переход прав интеллектуальной собственности на племенную про­дукцию (материал) разрешается при наличии соответствующего сертификата).

Организации по племенному животноводству. Деятельностью по племенному делу могут заниматься как специализированные сельскохозяйственные организации, так и крестьянские (фермерские) хозяйства. В системе организаций по племенному животно­водству могут быть:

- племенной завод;

- племенной репродуктор;

- организация по искусственному осеменению сельскохозяй­ственных животных;

- организация по трансплантации эмбрионов;

- организация по племенной работе, организации по учету, конт­ролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, пле­менной ценности животных и др.

При этом племзавод, организации по искусственному осеменению и трансплантации эмбрионов создаются по согласию с Минсельхозом России, руководителями двух последних из них должны быть специа­листы с высшим зоотехническим или ветеринарным образованием.

Минсельхоз утвердил положения о каждом виде названных ор­ганизаций.

Виды организаций, занятых в области племенного животновод­ства, определяет Минсельхоз России.

В специальной главе Федерального закона «О племенном животноводстве» установлен особый порядок проведения ис­кусственного осеменения и трансплантации эмбрионов. Для этого граждане и юридические лица, осуществляющие разведе­ние и использование сельскохозяйственных животных, подают заявки в соответствующий орган государственной племенной службы и получают от него разрешение. Аналогичный порядок существует и в отношении трансплантации эмбрионов. Порядок подачи заявок и выдачи разрешений устанавливается Минсель­хозом России.

Государственное регулирование племенного животноводства. Управление племенным животноводством возложено на Минсель­хоз России, имеющий соответствующий департамент, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие функции управления сельским хозяйством, в том числе племен­ным животноводством, на своих территориях, которые образуют единую систему органов исполнительной власти — государствен­ную племенную службу.

Руководители племенных служб одновременно являются госу­дарственными инспекторами в области племенного животновод­ства с широкими правами:

- беспрепятственно посещать организации по племенному жи­вотноводству;

- получать от них безвозмездную информацию, давать им пред­писания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области племенного животноводства и осуществлять контроль за выполнением этих предписаний;

- приостанавливать реализацию племенной продукции (материа­ла) при нарушении указанного законодательства;

- осуществлять государственный надзор за применением в об­ласти селекции и воспроизводства племенной продукции (материа­ла) новых технологий, инструментов, оборудования, материалов и биотехнологических методов;

- не допускать реализацию и иное использование племенной про­дукции (материалов) без сертификата (свидетельства);

- давать заключения по спорам;

- привлекать к административной ответственности лиц, допу­стивших нарушения законодательства в области племенного жи­вотноводства.

Основными элементами (составляющими) системы государ­ственного регулирования являются:

- государственная регистрация племенных животных и пле­менных стад путем внесения записей соответственно в государст­венную книгу племенных животных и государственный племенной регистр, в которые Минсельхоз России заносит данные о племен­ных и продуктивных качествах племенных животных, племенных стадах и другие данные, необходимые для их идентификации;

- обязательная сертификация племенной продукции (материа­ла) на соответствие установленным стандартам, нормам и прави­лам, проводимая в целях определения и документального подтверж­дения продуктивности племенных животных, их происхождения, отсутствия у них генетических пороков, а также происхождения и качества семян и эмбрионов. Сертификат (свидетельство) явля­ется документом для признания конкретного животного племен­ным. Сертификация осуществляется соответствующими органами государственной племенной службы при участии названной выше пятой группы организаций и лабораторий селекционного контроля качества, а также лабораторий иммуногенетической экспертизы;

- государственное стимулирование племенного животновод­ства путем финансирования части затрат на его ведение из феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на основе соответствующих программ развития этой деятельности, а также предоставления льготных условий приобретения племенных жи­вотных в порядке финансовой аренды (лизинга);

- разработка научно-исследовательскими организациями со­вместно с органами государственной ветеринарной службы госу­дарственных научно-технических программ в области племенного животноводства, методов и приемов совершенствования процесса воспроизводства племенных животных, методик и технических средств для оценки и генетического контроля племенной продук­ции (материала), систем информационного обеспечения в области племенного животноводства;

- Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 10.11) предусмотрена ответственность за два вида наруше­ний норм и правил ведения племенного животноводства:

реализацию или использование в целях воспроизводства пле­менной продукции (материала) с нарушением требований, уста­новленных законодательством о племенном животноводстве, — административный штраф на граждан в размере 1-1,5 тыс. руб., на должностных лиц — 2-3 тыс. руб., на юридических лиц — 20-30 тыс. руб.;

нарушение правил государственной регистрации племенных животных и племенных стад — административный штраф на граж­дан в размере 300-500 руб., на должностных лиц — 500-1000 руб., на юридических лиц — 5-10 тыс. руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.58.132 (0.085 с.)