Значение кормления грудью для матери. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение кормления грудью для матери.



1. Ранее прикладывание новорожденного к груди в первые 30 мин. после рождения, включая неограниченное сосание, способствует началу и становлению лактации. Количество вырабатываемого молока определяется и соответствует исключительно потребностям ребенка; каждое прикладывание к груди стимулирует секрецию молока, которая прекращается по мере наполнения груди.

2. В период окситоциновой фазы секреции молока происходит сокращение матки, которое может быть очень болезненно в первые несколько дней после родов; окситоцин способствует остановке кровотечений после родов; содействует более полной и быстрой инволюции матки.

Жир. Энергетическая плотность грудного молока составляет приблизительно 280 кДж (67 ккал)/100 мл. На долю жира приходится около 50% общей калорийности грудного молока. Раннее молоко, появляющееся в начале кормления, более водянистое, содержит больше лактозы и имеет относительно низкую концентрацию жира, которая затем повышается так, что молоко с наивысшей энергетической плотностью выделяется в конце кормления. Это позднее молоко, таким образом, вносит важнейший вклад в потребление энергии ребенком. Богатое жиром молоко течет медленнее, но обеспечивает ребенка столь важными энергией и пищевыми веществами, поэтому не нужно прекращать кормление, когда поток молока замедлился или ребенок начинает сосать менее энергично.

Коровье молоко и грудное молоко значительно отличаются друг от друга по процентному содержанию жирных кислот. По сравнению с коровьим молоком, в грудном молоке выше процент ненасыщенных жирных кислот и выше концентрация незаменимых жирных кислот. Кроме того, содержащиеся в грудном молоке полиненасыщенные жирные кислоты с длинной цепью (ПНЖКДЦ) всасываются лучше, чем ПНЖКДЦ из коровьего молока. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что ПНЖКДЦ важны для нормального развития нервной ткани и зрительной функции коры головного мозга. Поскольку в первые несколько месяцев жизни способности новорожденного превращать жирные кислоты в ПНЖКДЦ ограничены, потребности организма ребенка обеспечиваются за счет эффективной передачи ПНЖКДЦ от матери: в дородовой период через плаценту, а в послеродовой – с грудным молоком. Содержащиеся в молоке жиры также являются носителями для поглощения жирорастворимых витаминов. А, D, Е и К.

Углеводы. Основным видом углеводов в грудном молоке является лактоза, на долю которой приходится около 40% его калорийности и которая хорошо переваривается и всасывается (> 90%) в тонкой кишке под влиянием лактазы из эпителия. Неусвоенная лактоза переходит в толстую кишку, где в результате ферментации под действием присутствующих там бактерий превращается в жирные кислоты с короткой цепью и лактат, которые, в свою очередь, всасываются и вносят свой вклад в потребление энергии, а также уменьшают показатель рН в толстой кишке, улучшая всасывание кальция. Кроме этого, лактоза способствует росту лактобацилл и может содействовать развитию благоприятной флоры в толстой кишке, которая защищает от гастроэнтерита. Во время острой желудочно-кишечной инфекции у детей, вскармливаемых питательной смесью, иногда вырабатывается непереносимость лактозы вследствие повреждения эпителия и потери активности лактазы, и поэтому может возникнуть необходимость перевести их на питательные смеси без лактозы.

Белок. Содержание белка в грудном молоке соответствует пищевым потребностям грудных детей. Оно составляет менее одной трети от того количества белка, которое содержится в коровьем молоке. Кроме того, грудное молоко содержит преимущественно белок молочной сыворотки, тогда как в коровьем молоке содержится преимущественно казеиновый белок и только 20% белка молочной сыворотки.

Витамины и минералы. Питательные вещества, содержащиеся в грудном молоке, на которые больше всего влияют величины их потребления с пищей матерью, – это, прежде всего водорастворимые витамины и, в меньшей степени, жирорастворимые витамины. На количество же минералов, выделяемых в грудное молоко, напротив, не влияют, за малым исключением, ни их потребление матерью с пищей, ни запасы в материнском организме. В тех случаях, когда потребление матерью может повлиять на выделение питательных веществ в молоко, обычно есть некоторый уровень стабилизации, выше которого дальнейшее увеличение потребления не оказывает никакого действия на повышение их концентраций в молоке. У детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании, недостаточность питательных микроэлементов с клиническими признаками в первые 6 месяцев жизни встречается редко. Если положение с питательными микроэлементами у матери во время беременности и лактации удовлетворительно, детям до 6 месяцев, находящимся на исключительно грудном вскармливании, добавки витаминов или минералов не требуются. Когда же имеет место дефицит питательных микроэлементов, то улучшение питания матери или получение ею добавок будет, скорее всего, давать положительные результаты и принесет пользу, как самой матери, так и ребенку.

Витамин А. имеет жизненно важное значение для роста и развития и дифференциации тканей, особенно эпителия желудочно-кишечного и дыхательного трактов. Грудное молоко, в особенности молозиво, является, хорошим источником витамина А. У грудных детей на грудном вскармливании редко бывают признаки недостаточности даже при малых дозах потребления, однако в случае дефицита витамина А у матери у них может проявляться субклиническая недостаточность.

Витамин D. Витамин D вырабатывается, главным образом, посредством фотосинтеза в коже под действием ультрафиолетовых лучей. Витамин D у новорожденного зависит от степени наличия витамина D в организме матери во время беременности и лактации. При нехватке его запасы в организме ребенка будут низкими, и содержания витамина D в грудном молоке будет недостаточно, если ребенок не будет получать достаточного облучения ультрафиолетовыми лучами.

Фолат. Грудное молоко имеет высокое содержание фолата, которое поддерживается за счет запасов в организме матери. Концентрации фолата в грудном молоке не снижаются, если только мать не страдает тяжелым истощением, а в тех странах Европы, где введение добавок всем беременным и кормящим женщинам является вопросом политики, недостаточность фолата маловероятна.

Железо. Несмотря на относительно низкую концентрацию железа в грудном молоке (которое, тем не менее, отличается высокой биологической доступностью), детям с нормальной массой тела при рождении, которые находятся на исключительно грудном вскармливании по меньшей мере в течение 4 месяцев и которые продолжают кормиться грудью по требованию, железодефицитная анемия до 9 месяцев практически не угрожает. Концентрации железа в грудном молоке не зависят от содержания железа в организме матери, и на них относительно мало влияет содержание железа в рационе питания матери. Низкие уровни гемоглобина или анемия у матери не являются противопоказанием для грудного вскармливания. Фактически потери железа из организма матери с молоком во время грудного вскармливания меньше, чем потери при менструации. Таким образом, грудное вскармливание помогает предупреждать анемию, и анемичным матерям следует рекомендовать продолжать кормление грудью.

Цинк. Как и в случае железа, концентрация цинка в грудном молоке относительно низка, но он отличается высокой биологической доступностью и всасывается намного лучше, чем цинк, содержащийся в детских питательных смесях промышленного производства или в коровьем молоке. Поэтому потребности в цинке у детей на искусственном вскармливании могут быть примерно на треть больше, чем у детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании. У детей, вскармливаемых исключительно грудью, недостаточность цинка до 6 месяцев бывает редко. В течение первых шести месяцев лактации колебания в потреблении цинка с пищей (включая добавки) или в статусе цинка у женщин с хорошим пищевым статусом на концентрации цинка в грудном молоке не влияют. Потребление ребенком иной пищи, кроме грудного молока, может значительно снизить биологическую доступность цинка и железа в грудном молоке.

Йод. Информации о содержании йода в грудном молоке в районах с низким потреблением йода с пищей имеется немного. Возможно, что при йодной недостаточности молочная железа захватывает достаточно йода из материнской плазмы и тем самым не позволяет значительно понизиться уровням йода в грудном молоке.

Сцеживание грудного молока.

Матери необходимо как можно раньше после родов начать сцеживание и производить его по 15-20 мин. по крайней мере, 7 раз в сутки. Можно помассировать грудь в направлении сосков за несколько минут до начала сцеживания, чтобы обеспечить ток молока.

Техника сцеживания.

1. Наклониться вперед и поддерживать грудь рукой.

2. Большой палец руки расположить на ареоле над соском, указательный и средний - под ареолой соска.

3. Несколько сдавить пальцами ареолу по направлению в сторону грудной клетки.

4. Осторожно нажать на молочные пазухи за соском, ниже ареолы.

5. Повторять эти движения до тех пор, пока молоко не начнет капать, а затем может брызнуть.

6. Передвигать пальцы вокруг ареолы, чтобы были задействованы все молочные пазухи.

7. Время от времени проводить массаж всей груди, мягко похлопывая по направлению к соску, проверяя твердость в груди.

8. Повторять движение до тех пор, пока грудь не станет мягкой и не прекратится вытекание молока.

Смешанное вскармливание (докармливание) - способ вскармливания детей первых 4-5 мес. жизни, при котором они получают не только женское молоко, но и искусственные молочные смеси. Необходимость такого докармливания возникает в случае, если потребности ребенка в пищевых ингредиентах и калориях в силу тех или иных причин не могут удовлетворяться полностью только одним женским молоком, а время для прикорма еще не наступило. В этих случаях назначают искусственный докорм, обычно молочными смесями.

Показания к смешанному вскармливанию:

1) недостаточное количество или неполноценный состав материнского молока;

2) индивидуальные особенности ребенка, требующие или ограничения количества материнского молока (тяжелые проявления экссудативного диатеза), или введения повышенного количества белка или жира (недоношенные дети, дети с расстройствами питания).

Количество и характер добавляемой смеси определяются возрастом ребенка, причиной докармливания и количеством недостающего материнского молока. Для длительного применения в качестве докорма здоровым детям назначают: молоко, разведенное отварами, цельное молоко с 5% сахара, кефир и разведения его, смесь "Малыш" и другие молочные смеси. Детям первых дней жизни, если не удается недостающее молозиво матери дополнить молозивом или молоком другой женщины назначают смесь Сперанского, смесь "Малютка". Эти смеси не могут считаться достаточно полноценными. При смешанном вскармливании особенно внимательно надо учитывать количество белков, жиров, углеводов и калорий на 1 кг веса ребенка. Количество белка надо несколько увеличить по сравнению с тем, что ребенок получает при естественном вскармливании, так как чужеродный белок хуже усваивается организмом ребенка. Количество жира должно оставаться приблизительно 7-7.5 г на 1 кг веса, как и при вскармливании, молоком матери. При смешанном вскармливании калорийный коэффициент должен быть несколько выше, чем при естественном вскармливании. Общее число кормлений в течение суток такое же, как и при естественном вскармливании. Прикорм можно назначать приблизительно на 2 недели раньше, чем при кормлении ребенка только грудью матери. При смешанном вскармливании особенно необходимо своевременно вводить фруктовые соки. Смешанное вскармливание ребенка в течение первых 6-8 недель жизни значительно уступает грудному и должно назначаться только при наличии безусловных показаний к нему и невозможности дополнить недостающее материнское молоко донорским.

Искусственное вскармливание - способ вскармливания грудных детей без женского молока, только одними искусственными молочными смесями или молоком некоторых животных.

Искусственное вскармливание не может считаться вполне физиологичным. Молоко животных не имеет ценных биологических свойств молока матери. Оно требует от организма ребенка большей затраты энергии и большей напряженности процессов желудочно-кишечного переваривания. Здоровые доношенные дети в возрасте после 3-4 мес. легко приспосабливаются к искусственному вскармливанию и вполне удовлетворительно развиваются, если оно проводится правильно. Дети первых 6-8 недель жизни, дети слабые от рождения, недоношенные, с различными диатезами, дистрофией и другими заболеваниями далеко не всегда удовлетворительно развиваются на искусственном вскармливании. Нежелательно назначать искусственное вскармливание новорожденным детям с первых дней их жизни. Для искусственного вскармливания обычно употребляются смеси, приготовленные из коровьего молока: молочные смеси, цельное молоко. При искусственном питании ребенок должен получать белок в несколько большем количестве, но не превышающем 4-4.5 г на 1 кг веса. За счет белка должно покрываться около 12% калорий, получаемых ребенком. Количество жира на 1 кг веса остается приблизительно таким же, как и при естественном и смешанном вскармливании. Соотношение между белками, жирами и углеводами приблизительно 1:1.5(2):3.5(4). Число калорий на 5-10% выше, чем при естественном вскармливании. Число кормлений - от 7 до 5, в зависимости от возраста ребенка. Желательно раньше переводить детей на 5кормлений, так как искусственные смеси дольше задерживаются в желудке ребенка.

Легче всего приготовить смеси молока с водой, слизистыми или мучными отварами с добавлением сахара (5%). Для длительного искусственного вскармливания с успехом можно применять кефир и разведения его слизистыми отварами. Кефир как кислая ферментированная смесь имеет некоторые преимущества перед цельным молоком и его разведениями, но приготовлять его сложнее. Искусственные смеси относительно бедны витаминами.

При искусственном вскармливании грудных детей, если систематически не учитывается динамика нарастания их веса и количество получаемых ими основных пищевых веществ и калорий, легко создаются условия количественно и качественно недостаточного или избыточного питания. Перекармливание чаще всего возникает при избыточном питании кашами и мучнистыми блюдами. Избыточное нарастание веса нередко ошибочно оценивается как признак хорошего развития ребенка. Однако тучные дети, как правило, чаще болеют и тяжелее переносят заболевания. Неполноценное вскармливание является одной из причин хронического расстройства питания.

Уже в конце первого года жизни ребенка надо приучать к разжевыванию пищи, что достигается разнообразием и усложнением меню, постепенной заменой жидкой и полужидкой пищи более плотной.

Принципы питания здоровых и больных детей старшего возраста (старше 1 года). Питание детей имеет ряд отличий от питания взрослых. В период детства, особенно у детей раннего возраста, потребность в пищевых веществах и энергии относительно выше, чем у взрослых. Это объясняется преобладанием ассимиляции над диссимиляцией, связанным с бурными темпами роста и развития ребенка.

Научное обоснование норм потребности детей разных возрастных групп в пищевых веществах и обоснование наборов продуктов, необходимых для покрытия этих потребностей, проведено на основе закономерностей развития детского организма. Величины физиологических потребностей детей различных возрастных групп в пищевых веществах установлены с учетом функциональных и анатомо-морфологических особенностей, присущих каждой возрастной группе. Рекомендуемые нормы потребности детей в пищевых веществах разработаны таким образом, чтобы по возможности избежать как недостаточности питания детей, так и введения в их организм избыточного количества пищевых веществ. Отклонение от этих принципов отрицательно сказывается на развитии детей. Ряд патологических состояний связывают с неправильным питанием детей в раннем возрасте. К ним относятся: нарушение формирования зубов, кариес, риск возникновения диабета, гипертензионного синдрома, почечной патологии, аллергических заболеваний, ожирения.

Биологическая ценность белков определяется аминокислотным составом и способностью этих белков к гидролизу под влиянием ферментов пищеварительного тракта. Для детей незаменимыми являются следующие 9 аминокислот:

· триптофан

· лизин

· метионин

· треонин

· гистидин

· фенилаланин

· валин

· лейцин

· изолейцин

А для детей первых месяцев жизни еще

· цистеин

40% потребности в аминокислотах должны покрываться за счет незаменимых аминокислот. Особое значение для детского организма имеет соотношение некоторых аминокислот. В период роста наиболее благоприятным является соотношение: триптофан: лизин: (метионин+цистеин) = 1: 3: 3

Дети нуждаются больше, чем взрослые, в белке животного происхождения. От 100% в грудном возрасте до 75-55% в последующие периоды. Потребность в пищевом белке на 1 кг. веса тела с возрастом постепенно снижается от 3-3,5 г. в раннем детском возрасте до 1-2 г. в подростковом. Как недостаточное, так и избыточное потребление белка в питании детей неблагоприятно сказывается на их росте и психомоторном развитии.

Важны компонентом пищи в детском возрасте являются жиры. В количественном соотношении потребность в жире соответствует потребности в белке. Потребность в полиненасыщенных жирных кислотах (ПНЖК) определяется по содержанию в пищевом рационе линолевой кислоты: от 3-6% в период новорожденности и грудном возрасте до 2-3% от общей калорийности рациона в дошкольном и школьном возрасте. Для обеспечения потребности в ПНЖК наряду с жирами животного происхождения следует в повседневном питании ребенка использовать растительные жиры, богатые полиненасыщенными жирными кислотами.

Рекомендации количестве углеводов в рационе ребенка неразрывно связано с исследованиями энергетического обмена. Принято считать, что в рационе детей старше года наиболее физиологично соотношение белков, жиров, углеводов 1:1:4. рационе детей школьного возраста количество углеводов при усиленной мышечной нагрузке может несколько увеличиваться, и соотношение белков, жиров, углеводов составит 1:1:4,5.

Рост детей сопровождается процессами интенсивного формирования скелета, мышечной, кроветворной и других систем организма. Эти процессы должны обеспечиваться необходимым количеством минеральных веществ и их оптимальным соотношением. Это в первую очередь соли кальция, фосфора, магния, железа, калия, натрия и ряда микроэлементов, включая соли меди и цинка.

Существенное влияние на реактивность и метаболические процессы растущего организма оказывает обеспеченность витаминами. Напряженность метаболических процессов в детском возрасте определяет повышенную потребность организма в большинстве витаминов. Очень важно обеспечить детей достаточным количеством овощей, фруктов, ягод, являющихся источником витаминов и минеральных солей.

По мере роста ребенка количество необходимых продуктов изменяется. Общий объем, молока снижается от 650 г. в 2-х летнем возрасте до 550-500 г. к 7 годам. Количество мяса, рыбы, круп, овощей, творога постепенно увеличивается, приближаясь к норме для взрослых.

По мере увеличения количества зубов, объема секретируемой слюны, повышения активности ферментов желудочно-кишечного тракта расширяется ассортимент продуктов и блюд, усложняется их кулинарно технологическая обработка. В возрасте от 1 до 1,5 лет от протертой пищи можно переходить к мелко порубленной, к 3 годам - к пище в виде мелких кусочков, а затем - в виде порционных кусков. Для детей в возрасте старше 1,5 лет кулинарная паровая обработка пищи может комбинироваться с легкой поджаркой. Для детей старше 3 лет поджарка пищи используется шире.

Регулярное соблюдение правильного режима питания детей способствует выработке условных рефлексов на своевременное отделение пищеварительных соков, лучшему усвоению пищевых веществ, периодичности эвакуации пищи. В возрасте от 1 года до 1,5 лет детей с 5 разового питания переводят на 4-х разовое, но объем пищи остается прежним. Для детей в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет объем суточного рациона составляет 1300-1400 мл., от 3 до 6 лет - до 1800 мл., в школьном возрасте от 2000 мл. до 2800 мл. Первый завтрак составляет 20-25% суточной калорийности, обед 30-35%, полдник - 15%, ужин 20-25%. Рациональное питание детей, начиная с раннего возраста, является важным фактором в деле охраны здоровья подрастающего поколения.

Лечебное питание детей. При назначении диет, проведении этапности и установлениисроков лечебного питания детей, принимается во внимание более быстроетечение, чем у взрослых, и отрицательноевлияние на растущий организм ограничения в пище, особенно длительного.Этим объясняется отсутствие полного тождества в наименованииосновных диет и длительности их назначения при сходных заболеванияху детей и у взрослых.

Краткая характеристика основных требований к диете и составу рациона при некоторых заболеваниях:

1. Острый гастрит - вначале проводится пищевая разгрузка на 6-12 часов. Водят небольшими порциями 5% р-р глюкозы. Дают отвары фруктов, овощей, рисовый отвар. Через 12-24 часа назначают овощное пюре, жидкие каши, суп, бульоны с сухарем. Через 3-4 дня мясное пюре, творог, масло.

2. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки в стадии обострения назначается диета, предусматривающая химически, механически, и термически щадящее слизистую оболочку и быструю эвакуацию пищи. Содержание белка и углеводов должно быть несколько ниже возрастной нормы.

3. При панкреатитах - в остром периоде практикуется введение жидкости с сывороточного альбумина парентерально. При исчезновении болей назначают жидкую и полужидкую максимально химически и механически щадящую пищу: чай с молоком, мясное пюре, протертые каши.

4. При токсической диспепсии - вначале заболевания кормление отменяется на 12-24 часа в зависимости от тяжести состоянии, вводится жидкость внутривенно и в виде питья. После водной пауза назначается строго дозированное питание: через каждые 2 часа по 10 мл. грудного молока или адаптированной смеси. Постепенно количество пищи доводится до 50-60 мл., а затем ребенка переводят на кормление через 2,5-3 часа по 60-100 мл.

 

Лекция№15

Минералы

План:

1. Борьба с недостаточностью железа

2. Всасывание. Гемное и негемное железо

3. Запасы железа Потери железа Чрезмерное потребление

4. Симптомы анемии

5. Минералы помимо железа

6. Выгоды от грудного вскармливания, не связанные с питанием



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.04 с.)