III. Базовые знания, необходимые для изучения тем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Базовые знания, необходимые для изучения тем



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Во ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

Учебная дисциплина ДЕОНТОЛОГІЯ В МЕДИЦИНЕ
Модуль №1 Роль, содержание и задание медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
Содержательный модуль № 2 Статус и функции современной медицинской деонтології
Тема занятия Врачебные ошибки и правовая ответственность врача
Курс II
Факультет Медицинский

 

 

Полтава 2011

Актуальность темы:

 

Человек, который нуждается в медицинской помощи, надеется, что эта помощь будет предоставлена должным образом, на высоком профессиональном уровне. Врачи, люди в белых халатах, во все времена воспринимались как носители добра, к ним всегда обращались с надеждой на помощь. Однако, проблема ошибок медиков является острой и в Украине, и в государствах ЕС.

Профессиональные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем знаний, отсутствием опыта, несовершенными методами исследования. Врач должен всю жизнь учиться, в том числе на своих ошибках.

Медицинские ошибки следует отличать от преступных действий, которые караются законом. Врачебная ошибка -это в большинстве случаев не преступная халатность, погрешность профессиональных действий врача, которые осуществляются для больного. Но пациенты, страдающие из-за неумения или небрежности медиков, обращаются в судебные учреждения.

Поэтому, знание видов медицинских ошибок, осознание глубокой моральной ответственности пред больными за свои медицинские действия, уровень профессиональной подготовки и знания о видах ответственности, к которой притягиваются врачи при возникновении различных видов медицинских ошибок, является очень важным в профессиональной подготовке будущих врачей.

 

Учебные цели:

Знать (α- II):

1. Определение и сущность врачебной ошибки.

2.Історичний развитие понятия "врачебная ошибка".

3. Разновидности и основные причины врачебных ошибок.

4. Релевантные и нерелевантные медицинские ошибки.

6. Понятие "казус", "непреодолимая сила" и "квалифицированный случай" как пределы ответственности без вины.

7. Право на риск врача. Условия правомерности деяния связаны с риском.

8. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск.

9. Понятие о врачебных правонарушениях, служебные преступления. Виды.

10. Виды юридической ответственности врача. Документы, которые ее регламентируют.

 

Уметь (α-ІІІ)

1. Применять деонтологические принципы для исключения возможных врачебных ошибок.

2. Решать казусы на основе деонтологических принципов.

3. Работать с правовыми документами, которые регламентируют юридическую и этичную ответственность в Украине.

4. Общаться с пациентами и их родственниками, пользуясь деонтологическими принципами.

 

Содержание темы занятия.

Структурно-логическая схема содержания темы:

       
   
 
 

 

 


1. Сущность понятия "врачебная ошибка", разновидности и основные причины врачебных ошибок. Свобода и ответственность в профессиональной деятельности врача.

 

История медицины и охраны здоровья демонстрирует процесс зарождения и развития правовой ответственности медработников за их ошибки и недобросовестность при предоставлении медицинской помощи. Понятие врачебной ошибки и ответственности за нее изменялось постоянно. Первые упоминания об этом есть в законодательных документах Древнего Востока периода рабовладельческого общества. В сборнике законов Вавилонского царя Хамураппи (18 в. до н.э.) есть ряд статей об условиях деятельности врача и его судебной ответственности за проступки. Мера ответственности определялась классовой принадлежностью пострадавшего. Врачу, который вылечил, надлежало вознаграждение, размер которого зависел от классовой принадлежности больного. Если после операции умер больной, врача карали. За смерть рабовладельца врачу отрезали пальцы или руку, за смерть раба - врач оплачивал рабовладельцу его стоимость или предлагал другого.

В Древней Греции врачебная деятельность была делом личного согласия больного и врача. Учитывая высокую оценку обществом деятельности врача, его полностью освобождали от наказания за неблагоприятный результат лечения.

Во французском и немецком законодательстве второй половины 17 в. существовал контракт между больным и врачом, согласно которого врач не отвечал за свои ошибки, поскольку выбирался пациентом.

В России допетровского периода лечение приравнивалось к знахарству, но в обязанности Аптекарского приказа входила судебно-медицинская экспертиза при подозрении на отравление, если это касалось богатых. Законодательные указы Петра І уже регламентировали врачебную деятельность - обязанности перед государством, о необходимости функций военного врача, врачебные моральные качества. В Морском уставе Петра І написано об ответственности врача за неблагоприятный результат лечения: врач приравнивался к убийце. Введена обязательная секция умерших, которая позволяла определить причинно-следственную связь между смертью и неправильным лечением.

В отечественной медицине изучению причин врачебных ошибок традиционно уделялось достаточно много внимания. Высказывание Гиппократа о том, что ошибка должна стать источником знаний, крепко вошла в клиническую практику. Разбором врачебных ошибок, связанных с диагностикой и лечением больных, занимаются патоморфологи и судебно-медицинские эксперты. Но кроме таких ошибок, еще деонтологічні, с моральных позиций, ошибки. Этому аспекту почему-то мало уделяется внимания.

М. Пирогов писал, что «…. каждый добросовестный человек должен уметь признавать и обнародовать свои ошибки, чтобы предупредить от них людей меньше знающих…». Он постоянно заботился об изучении врачебных ошибок, придавая этому значительное профессиональное и моральное значение.

Известный австрийский хирург Т. Бильрот отмечал, что только слабые духом боятся открыто сказать о сделанных ими ошибках, тот, кто чувствует в себе силу сделать больше, не чувствует страха перед признанием своей ошибки.

Честно о своих ошибках говорил выдающийся хирург М. Бурденко, выдающийся педиатр М. Филатов, терапевт академик Ф. Яновский, кардиохирург М. Амосов. Вызывает тревогу редкое признання своих ошибок врачом, желание отойти от ответственности, перевести ее на своего коллегу.

Известный патологоанатом И. Давидовский не однократно говорил о характере и причинах врачебных ошибок: "надо ли врачу добиваться правильного диагноза болезни? Как можно помогать, не зная болезнь? И тем не меньше, ответ один: сначала немедленно помочь, то есть спасти от смерти, а потом уточнить диагноз для того, чтобы окончательно избавиться от болезни.. Глупо, если пожарная команда вместо того, чтобы гасить пожар, начнет изучать ее причины". Он отмечал, что с увеличением опыта терапевта или хирурга количество ошибок не уменьшается, а увеличивается, потому что такие врачи переполнены творческих замыслов и риска.

Врачебная ошибка - это в большинстве случаев не преступная халатность, погрешность профессиональных действий врача, которые осуществляются для больного. В 30-е годы по отношению к врачебным ошибкам употребляли термин "добросовестная ошибка" для защиты от криминала. "История болезни пишется для прокурора". Появилась по причине страха профессия "неоперирующего хирурга". В последнее время врачи перестали советоваться между собой, появилась мысль, что врач, который советуется, - слабый и плохой врач. Посредственный врач более вреден, чем полезен (М. Мудров).

Причины ошибок бывают объєктивными и необъективными. Первые связаны с изменениями взглядов на тактику лечения, нарушением деонтологічних принципов.

Врач должен целая жизнь учиться, в т.ч. на своих ошибках. Знаменательно то, что на деонтологічному конгрессе в Париже в 1967 г. К "Клятве Гиппократа" было сделано единственное дополнение: "Клянусь учиться всю свою жизнь"!

Особенно значимы нарушения медработниками профессиональных обязательств, проявляющихся небрежностью, дерзкостью, неправильным лечением и недобросовестным отношением к работе.

Их делят на 3 группы - несчастные случаи, медицинские ошибки, упущения или профессиональные нарушения, которые караются в криминальном порядке.

· Несчастные случаи происходят по причинам, которые не мог предупредить и перевидеть медработник - индивидуальная непереносимость, побочное действие лекарств.

· Медицинские ошибки и криминальные упущения порождаются неправильными действиями медработников, которые идут в разрез с медицинскими правилами. Имеются в виду нарушения законов и инструкций относительно поведения и выполнения профессиональных обязательств - это недостаточный опыт, отсутствие условий для предоставления помощи. Смягчает ситуацию добросовестность, желание оказать помощь, хотя действия были ошибочными.

· Основой криминального профессионального преступления является недобросовестность медработника, напыщенность и халатность. Это непредоставление помощи, незаконный аборт, халатное отношение к своим обязательствам, злоупотребление служебным положением, незаконное лечение, нарушение правил борьбы с эпидемиями, взяточничество, выдача фиктивных больничных листков, недопустимые эксперименты на людях, нарушение правил производства, хранения, отпуска, перевозки и пересылки сильнодействующих, ядовитых и наркотических веществ. Моральным и священным обязательством медработника есть предоставление помощи в любом месте. Ответственность за непредоставление ее предусмотрена законом.

Медицинская помощь предоставляется работником соответствующей квалификации и профессионального профиля, и данный вид медицинской помощи входит в круг профессиональных обязанностей лица. Ошибка, осуществленная медицинскими работником несоответственно квалификации или профессионального профиля, не может считаться релевантной врачебной, и приводит к ответственности на общих основаниях.

Пример:

Фельдшер медпункта Х., осмотрев больную Б., не смогла установить характер травмы грудной клетки и левого плеча, не сделала всего необходимого для установления предварительного диагноза и не госпитализировала больную Б. Из-за невыполнения фельдшером своих профессиональных обязанностей относительно диагностики и своевременной госпитализации наступила смерть Б.

 

Медицинский работник в конкретной ситуации имеет реально существующую возможность оказать надлежащую медицинскую помощь, адекватную фактическим обстоятельствам. Отсутствие такой возможности исключает существование релевантной врачебной ошибки.

 

Пример:

В терапевтическом отделении городской клинической больницы больной С. в течение 8 суток находился на обследовании. По заключению консилиума был установлен диагноз - инфильтративный туберкулез легких. Больной был переведен в районный туберкулезный диспансер. Однако на основе анамнеза, собранного у родственников, и объективного обзора больного уже перед смертью у него была выявлена флегмонозная ангина. На аутопсии и при бактериологическом исследовании секционного материала подтвержден диагноз гнойного стафилококкового тонзиллита, усложненного абсцессом, глубокой флегмоной шеи, фиброзно-гнойным плевритом и перикардитом. Туберкулез при аутопсии не выявлен.

Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы, причины диагностической ошибки заключались в недостаточно собранном анамнезе, поверхностном обзоре больного, а также в лечебно-тактических ошибках, которые стали следствием диагностической ошибки.

3. На любом этапе предоставления медицинской помощи медицинский работник избирает ее однозначно неверный вариант, следствием которого становится неосторожное нанесение криминально значимого вреда жизни или здоровью пациента. Наличие нескольких апробированных (официально рекомендованных) вариантов предоставления медицинской помощи в каждом конкретном случае исключает существование релевантной врачебной ошибки, а вопрос о криминальной ответственности решается на общих условиях.

 

Пример:

Поверхностное обследование врачом Г. больного К. привело к смерти последнего. В приёмное отделение больницы больной поступил с тупой травмой живота. Врач Г. не уделил выявленным симптомам надлежащего значения и не вызывал для консультации хирурга, не назначил лабораторных исследований, не наблюдал за больным на протяжении ночи - в результате поставил ему ошибочный диагноз и не назначил соответствующих лекарственных средств и процедур.

Медицинский работник, который допускает ошибку, субъективно относится к ее последствиям небрежно или легкомысленно. Установление хотя бы безразличного отношения к последствиям своего поведения (при осознании возможности их наступления) свидетельствует об умышленном отношении к результату и должно приводить к криминальной ответственности за соответствующее умышленное преступление.

Пример:

В центральной районной больнице 53-летнему больному после осмотра невропатологом и хирургом был установлен диагноз: гипертоническая болезнь и острое нарушение мозгового кровообращения. На секции оказалась закрытая черепно-мозговая травма в виде трещины шва между теменными и затылочными костями и массивной субдуральной гематомы, а также отек головного мозга и вклинивание миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие. При рассмотрении данного случая было указано на ряд допущенных ошибок, прежде всего небрежный осмотр врачами.

На основе выше изложенного, релевантную врачебную ошибку можно определить как ошибочное убеждение медицинского работника соответствующей квалификации и профессионального профиля относительно характера, вида и объема медицинской помощи, которые привели по неосторожность к нанесению вреда жизни или здоровью пациента, если предоставление такой помощи входило в круг профессиональных обязанностей медицинского работника.

 

Пример многоступенчатой релевантной врачебной ошибки.

 

Суд, рассматривая заявление П., установил, что согласно амбулаторной карте, к ней, в связи с повышением температуры тела до 39ºС, слабостью и болями в горле, 9 октября в 2000 г. домой был вызванный врач. При обзоре со слов больной указано, что заболела она 7 октября и связывает это с переохлаждением. Врачом установлен диагноз - лакунарная ангина, назначено обследование и лечение в связи с указанным заболеванием, выданная справка №1617 об освобождении от работы с 9 по 13 октября в 2000 г., и назначен осмотр 10 октября в 2000 г. Далее в амбулаторной карте есть запись от 10.10.2000 г.: жалобы и состояние больной почти те же, отмечен в лакунах гнойный налет, дыхание везикулярне, хрипов нет, диагноз тот же - лакунарная ангина, лечение получает. П. не отрицает тот факт, что врачом было выданное направление на сдачу крови, которую она сдала по талону 12 октября в 2000 г., но никаких других анализов она не сдавала. Дальше, согласно записи от 13 октября следует, что П. на приеме не была, лечения не принимала. 17 октября в 2000 г. в карте П. имеется запись о двух консультациях: врача К и заведующей терапевтическим отделением З., факт которых П. отрицает. Остается неизменным диагноз заболевания "лакунарная ангина", однако выводы врачей о состоянии здоровья П. на 17 октября в 2000 г. частично противоречат друг другу. А именно: врач К. при осмотре отмечает, что дыхание в легких больной жесткое, жалобы на боль в горле. Однако имеется только общий анализ крови и отсутствует заключение флюорографии. Врач К. указывает на удовлетворительное состояние здоровья пациентки и не настаивает на проведении флюорографии. То есть, врач не объясняет больной П. о возможных негативных последствиях в случае отсутствия обследования и несвоевременного выявления заболевания органов дыхания. А З., как врач-терапевт и заведующая отделением, описывает дыхание, как "везикулярное", записала в карте, что рекомендованное обследование легких, но не настояла на нем! Записью в амбулаторной карте больной от 20 октября в 2000 г., выполненной врачом К. при осмотре П., в который раз при отсутствии анализов и результатов обследования легких, устанавливается диагноз "фолликулярная ангина" вместо "лакунарная ангина". Врач не описывает обстоятельно признаки состояния здоровья пациентки и причину изменения диагноза ее заболевания.

Из карты вызова скорой медицинской помощи № 35/17 от 22 октября в 2000 г., которая находилась в амбулаторной карте П., выясняется, что при обзоре врачом скорой помощи, ей был поставлен диагноз: межреберная невралгия слева, фолликулярная ангина. Далее, согласно записи в амбулаторной карте от 23 октября, при осмотре больной врачом М. был установлен диагноз: острое респираторное заболевание, острый бронхит, назначено то же обследование и лечение.

Из карты № 3821 стационарный больной видно, что 24 октября П. была госпитализирована к городской больнице № 9 за направлением поликлиники с диагнозом: крупозная пневмония слева. Пациентку в течение четырех дней неоднократно обследовали на фоне проведения назначенного лечения. 28 октября в 2000 г., после осмотра торакального хирурга, она была переведена в торакальное отделение ОКМЛ- 1 с диагнозом: внегоспитальная пневмония левого лёгкого, тяжёлое течение. Осложнения основного: острая тотальная эмпиема плевры слева, ограниченный плеврит, катаральная ангина. Это подтверждается имеющимися данными карты стационарного больного № 13861/120. П. в тот же день была проведенная операция - дренирование левой плевральной полости. 11 ноября в 2000 г. больной П. была проведена повторная операция - дренирование левой плевральной полости, потом проведена плевральная пункция в 11 межреберье по паравертебральной линии слева. П. находилась на стационарном лечении до 12 января в 2001 г. 7 декабря 2000 года ей была проведена еще одна операция - дренирование левой плевральной полости, то есть всего три операции.

Суд считает, по имеющимся в деле доказательствам, что своевременное, то есть раннее рентгенологическое исследование легких, которое не назначалось в амбулаторных условиях, могло выявить признаки пневмонии на самых ранних стадиях заболевания, еще 17 октября в 2000 г. По мнению эксперта Ш., повторное назначение антибиотика "ампициллин", который больная получала к этому в течение 10 дней, является тактически неправильным; развитие у больной П. эмпиемы плевры слева стало следствием несвоевременно диагностированной внебольничной пневмонии и соответственно неадекватной ее терапии. Причинно-следственная связь между организацией лечебного процесса и развитием эмпиемы плевры присутствует, так как в результате неадекватности лечебно-диагностических мероприятий, диагноз пневмонии своевременно установлен не был и лечение, проводилось не в полном объеме. Кроме того, при тщательном обследовании, динамическом наблюдении и флюорографическом исследования (чего не было сделано), возможно было бы поставить на этапе поликлинического ведения П. правильный диагноз.

Как показало изучение материалов судебно-следственной практики, в подавляющем большинстве случаев (34 из 42-81 %) последствия релевантной врачебной ошибки появляются из-за небрежного отношения медицинского работника к выполнению профессиональных обязанностей, в иных случаях устанавливается легкомысленное отношение медицинского работника к полученным последствиям.

Больше чем в половине случаев врачебная ошибка связана с выбором неправильного вида или объема лечения (62 %). Многочисленные ошибки связаны с неправильной диагностикой (29 %). В иных случаях имеют место ошибки в организации медицинской помощи.

Пример организационной ошибки при предоставлении медицинской помощи.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Ш. при сроке беременности 12 недель в мае в 2001 г. стала на диспансерный учет в женской консультации роддома №1, где и осуществлялось ее диспансерное наблюдение. В ходе наблюдения заявительница не получала от медицинского работника информации о том, что она относится к "группе риска", а также о тех последствиях, которые могут иметь место для ее здоровья и здоровья ребенка, если ею не будут пройдены предложенные лечащим врачом лабораторные обследования и госпитализация.

17 ноября в 2001 г. после начала схваток, заявительница бригадой скорой помощи была доставлена к роддому №1, где в приемном отделении врач Х., которая ее осмотрела, сообщила, что у заявительницы началась отслойка плаценты, потому с целью родоразрешения будет проводиться операция - кесарево сечение. Операция проводилась врачом Х. в течение 4 часов. Кислородная недостаточность плода при беременности и в родах привела к гибели нейронов головного мозга ребенка со следующей его атрофией, развитием внутренней задержки психомоторного развития. В настоящее время ребенок является инвалидом, прогноз для полноценного развития ребенка негативен.

Судом также установлено, что по заявлению Ш. была проведенная экспертиза качества медицинской помощи. Согласно выводам эксперта, причинами негативного завершения беременности и родов у Ш. было недостаточное по объему, несвоевременное обследование и лечение имеющихся осложнений на этапе женской консультации, а также организационные и тактические ошибки хирурга Х. во время выполнения операции кесарева сечения.

· Согласно криминальному кодексу Украины (ст. 2, п. 3), никто не может быть привлечен к криминальной ответственности за то же преступление более одного раза.

Основы законодательства Украины о здравоохранении от 19 ноября в 1992 г. в ст. 6 среди прав, которые входят в структуру права человека на здравоохранение, закрепляют право на возмещение причиненного здоровью вреда.

В ст. 8 Основ гарантируется государственная защита права на здравоохранение, а именно предвидено, что в случае нарушения законных прав и интересов граждан в отрасли здравоохранения соответствующие государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения и организации, их должностные лица и граждане обязаны принять меры относительно возобновления нарушенных прав, защиты законных интересов и возмещения причиненного вреда.

Рассматривая виды юридической ответственности в сфере медицины, следует обратить внимание на существование разных взглядов относительно этого вопроса.

Например, в современном австралийском праве существуют две модели ответственности - объективная и относительная. Согласно первой, медик ответственен за причинение вреда потерпевшему, если с точки зрения объективной оценки среднего наблюдателя именно поведение врача повлияло на естественный ход событий. Зато относительная модель ответственности используется тогда, когда имеет место материальный вред, нанесенный в результате лечения. Как критерий такого вреда рассматриваются общие правила относительно товаров, услуг, ценных бумаг, упущеної выгоды и такое др.

В США, сравнительно с другими странами, существенно упрощенная процедура доведения вины медиков.

Гражданский кодекс Украины содержит четыре принципиально разных вида ответственности врачей за совершенные правонарушения:

криминальная;

 гражданская (имущественная);

 административная;

 дисциплинарная.

VI. Задание для самоконтроля.

А. Тестовые задания:

- - с единичным выборочным ответом - I уровень.

1. Всегда ли влечёт за собой криминальную ответственность медицинская ошибка?

а) Да

б) Нет

в) Иногда

 

2. Всегда ли влечёт за собой криминальную ответственность профессиональное преступление?

а) Да

б) Нет

в) Иногда

 

3. "Релевантные", "нерелевантные" - что это?

а) Профессиональные преступления

б) Криминальные упущения

в) Несчастные случаи

г) Медицинские ошибки.

 

4. В основе квалификационного случая лежит:

а) непреодолимая сила

б) Гражданское правонарушение

в) Доказательная медицина

г) Профессиональная небрежность

 

5. "Стечением обстоятельств" чаще называют:

а) непреодолимую силу

б) Гражданское правонарушение

в) Казус

г) Дилемму

 

6. Уклонение от обследования и профилактического лечения лиц, больных венерической болезнью, влечёт за собой:

а) Криминальную ответственность

б) Административную ответственность

в) Гражданскую ответственность

г) Дисциплинарную ответственность

 

Эталоны правильных ответов (II уровень):

1 - б; 2 - а; 3 - г; 4 - а; 5 - в; 6 - б.

 

- с выборочной группой верных ответов - II уровень

 

7. Укажите основные документы, которые регламентируют дисциплинарную ответственность врача:

а) Женевская декларация

б) Этичный кодекс врача Украины

в) Кодекс Украины об административной ответственности

г) Закон Украины "Об охране труда"

д) Трудовой договор в медицинском заведении.

 

8. Гражданско-правовая ответственность в сфере медицинской деятельности наступает при:

а) Нарушении графика работы в медицинском заведении

б) Причинении вреда пациенту.

в) Противоправном поведении (действие или бездеятельности) медицинского персонала.

г) Подделке медицинских документов.

д) Служебной небрежности

г) Получении взятки.

 

9. Криминальная ответственность в сфере медицинской деятельности наступает при:

а) Нарушении графика работы в медицинском заведении

б) Причинении вреда пациенту.

в) Противоправном поведении (действии или бездеятельности) медицинского персонала.

г) Подделке медицинских документов.

д) Служебной небрежности

е) Получении взятки.

 

Эталоны правильных ответов (II уровень):

7 - г), д); 8 - б), в); 9 - д), г), е).

 

- с ответом, который самостоятельно формулируется, обозначается студентом - II уровень;

10. Определите соответствие определений понятиям:

1. Профессиональное медицинское преступление - это...

2. Гражданско-правовая ответственность - это...

3. Вред - это..

4. Профессиональное медицинское преступление - это...

5. Гражданские проступки - это...

6. Моральный выбор - это...

 

1) вариант юридической ответственности, который возникает в результате нарушения в отрасли имущественных или личных неимущественных благ граждан в сфере здравоохранения и который заключается преимущественно в необходимости возмещения вреда;

2) преднамеренное или неосторожное деяние, совершенное медицинским работником при выполнении профессиональных обязанностей, запрещенное криминальным законом под угрозой наказания;

3) преднамеренное или неосторожное деяние, совершенное медицинским работником при выполнении профессиональных обязанностей, запрещенное криминальным законом под угрозой наказания;

4) связанные с причинением имущественных убытков врачебному заведению в связи с порчей имущества, бесхозяйственным хранением и использованием материала для перевיязок, медикаментов (в том числе - нанесение вреда больному неправильным лечениям пациента).

5) акт моральной деятельности, который заключается в том, что человек, выявляя свою суверенность, самоопределяется относительно системы ценностей и способов их реализации в линии поведения или отдельных поступков;

6) материальные убытки, которые выражаются в уменьшении имущества потерпевшего пациента и (или) уменьшении его нематериального блага (жизнь, здоровье).

Эталоны правильных ответов (II уровень):

10: 1- 2), 2 - 1), 3 - 6), 4 - 3), 5 - 4), 6 - 5).

 

- - на определение логично связанных пар - ІІ уровень

11. Назовите логично связанные пары ответов:

 

А - Профессиональное преступление Б - Квалификационный случай В - Опоздание на работу Г - Моральный вред Д - Нарушение правил переливания крови а - Гражданско-правовая ответственность б - Дисциплинарная ответственность в - Отсутствие ответственности г - Криминальная ответственность д - Административная ответственность

Эталон правильного ответа:

А - г; Б - в; В - б; Г - а; Д - д.

В. Задачи для самоконтроля:

- типичные, стандартные, классические, имеют однозначный ответ, студентам известный алгоритм их решения - ІІ уровень.

 

1. При каждом проведении судебно-медицинской экспертизы эксперт дает подписку, что за дачу сознательно ошибочного заключения он может привлекаться к ответственности.

Какой вид ответственности имеется в виду?

2. Врач продает на приеме пациентам биологически-активные добавки, избегая назначения медицинских препаратов, утвержденных в стандартах качества лечения (Приказ №512 МОЗ Украины).

Какие виды ответственности могут быть применены относительно врача?

Эталоны правильных ответов:

1 - Криминальная.

2 - Гражданско-правовая и криминальная ответственность.


-нетипичные, нестандартные, которые отображают усложненные профессиональные ситуации, - ІІІ уровень.

 

1. При обследовании врач частной коммерческой поликлиники ставит женщине диагноз - сифилис. Из медицинской карты он узнает, что женщина работает в системе общественного питания.

1) Какой этический принцип вынужден нарушить врач?

2) Какова юридическая ответственность врача за умалчивание этой информации?

2. У больного активного возраста, который участвует в общественной жизни и занимает руководящую должность в политической группе, выявлено венерическое заболевание. Больной информирован о своем заболевании, предупрежден о необходимости соблюдения им санитарно-гигиенического поведения, проходит курс лечения. В данном случае сведения о диагнозе не разглашаются.

1) Какой принцип биомедицинской этики соблюдает врач в подобной ситуации?

2) К какой ответственности может быть привлеченный врач в случае разглашения этой информации коллегам пациента?

3. Врач сообщил коллегам соседнего отделения больницы, что в его палате находится больной СПИДОМ.

1) Какой принцип биомедицинской этики нарушил врач?

2) Какой вид ответственности может наступить относительно врача?

Эталоны правильных ответов:

1 - 1) Врачебная тайна;

2) Административная ответственность.

2 – 1) Сохранение врачебной тайны.

2) Гражданско-правовая ответственность.

3 - 1) Врачебная тайна;

2) Криминальная ответственность.

 

Задание для самостоятельной работы студентов.

1. Прочитайте список литературных источников в конце методических рекомендаций, посвященных проблемам медицинского права. Используйте его для самостоятельного чтения и как источники при написании рефератов.

2. Ознакомьтесь с разными вариантами профессиональных Кодексов врача: от Клятвы Гиппократа в Кодекс этики российского врача и Этического кодекса врача Украины. Выразите свое мнение о них. Предложите собственный проект Морального кодекса врача XXI ст. Какие нарушения этических норм приводят к юридической ответственности врача?

3. Прочитайте отрывки из знаменитых "Записок врача" русского писателя и врача начала ХХ в. В.В. Вересаева. Ознакомьтесь с ними, прочитайте книгу и сравните проблемы врачебной этики 100 лет тому назад и сегодня. Есть ли ссылка автора на действия врачей, которые бы могли быть расценены как медицинская ошибка и профессиональное преступление врача?

4. Ознакомьтесь с содержанием статей криминального и гражданского Кодекса Украины, определите пределы ответственности врача.

5. Какие условия обосновывают право врача на риск?

Тематика научно-исследовательской работы студентов:

1. Врачебные ошибки, их разновидности, причины и последствия ошибок медицинского персонала.

2. Врачебные правонарушения, должностные преступления и ответственность за них.

3. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск.

 

VIІ. Рекомендованная литература:

Основная:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Во ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

Учебная дисциплина ДЕОНТОЛОГІЯ В МЕДИЦИНЕ
Модуль №1 Роль, содержание и задание медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
Содержательный модуль № 2 Статус и функции современной медицинской деонтології
Тема занятия Врачебные ошибки и правовая ответственность врача
Курс II
Факультет Медицинский

 

 

Полтава 2011

Актуальность темы:

 

Человек, который нуждается в медицинской помощи, надеется, что эта помощь будет предоставлена должным образом, на высоком профессиональном уровне. Врачи, люди в белых халатах, во все времена воспринимались как носители добра, к ним всегда обращались с надеждой на помощь. Однако, проблема ошибок медиков является острой и в Украине, и в государствах ЕС.

Профессиональные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем знаний, отсутствием опыта, несовершенными методами исследования. Врач должен всю жизнь учиться, в том числе на своих ошибках.

Медицинские ошибки следует отличать от преступных действий, которые караются законом. Врачебная ошибка -это в большинстве случаев не преступная халатность, погрешность профессиональных действий врача, которые осуществляются для больного. Но пациенты, страдающие из-за неумения или небрежности медиков, обращаются в судебные учреждения.

Поэтому, знание видов медицинских ошибок, осознание глубокой моральной ответственности пред больными за свои медицинские действия, уровень профессиональной подготовки и знания о видах ответственности, к которой притягиваются врачи при возникновении различных видов медицинских ошибок, является очень важным в профессиональной подготовке будущих врачей.

 

Учебные цели:

Знать (α- II):

1. Определение и сущность врачебной ошибки.

2.Історичний развитие понятия "врачебная ошибка".

3. Разновидности и основные причины врачебных ошибок.

4. Релевантные и нерелевантные медицинские ошибки.

6. Понятие "казус", "непреодолимая сила" и "квалифицированный случай" как пределы ответственности без вины.

7. Право на риск врача. Условия правомерности деяния связаны с риском.

8. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск.

9. Понятие о врачебных правонарушениях, служебные преступления. Виды.

10. Виды юридической ответственности врача. Документы, которые ее регламентируют.

 

Уметь (α-ІІІ)

1. Применять деонтологические принципы для исключения возможных врачебных ошибок.

2. Решать казусы на основе деонтологических принципов.

3. Работать с правовыми документами, которые регламентируют юридическую и этичную ответственность в Украине.

4. Общаться с пациентами и их родственниками, пользуясь деонтологическими принципами.

 

III. Базовые знания, необходимые для изучения тем

(Междисциплинарная интеграция)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.183 с.)