Подходы к изучению проблемы здоровья в санологии и валеологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к изучению проблемы здоровья в санологии и валеологии.



Психология здоровья

Вопросы к экзамену

1. Подходы к изучению проблемы здоровья в медицине и гигиене.

Подходы к изучению проблемы здоровья в санологии и валеологии.

Психология здоровья включает теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний (нервно-психических, соматических), однако этим не ограничивается. В сферу ее интересов входят вопросы: создания личностных условий индивидуального развития; обеспечения психологической адаптации личности в обществе, что предусматривает развитие личностных свойств, которые нужны индивидууму для установления гармоничных социальных связей; самореализации и всестороннего совершенствования человека, повышения его качества жизни, в том числе оказания психологической помощи при завершении жизненного пути и ухода из жизни. Представители валеологии предлагают в качестве синонимов «психологии здоровья» такие понятия, как валеопсихология, валеологическая психология. В соответствии с этой логикой сама психология здоровья трактуется как один из разделов валеологии, нацеленный на совершенствование механизмов психосаморегуляции для повышения психоэмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и упрочения психического компонента здоровья. Несклонность отводить психологии здоровья основополагающую роль в ряду других научных дисциплин валеологического направления объясняется опасением абсолютизации психического компонента здоровья в отрыве от его материальной (соматической) основы. Надо заметить, что такая позиция не является общепринятой в самой валеологии. Уместно напомнить, как подходил к этому вопросу И. И. Брехман, который считается одним из основоположников валеологии. Он особо отмечал важность разработки эффективных методов обучения здоровью. Здесь, по его мнению, большие задачи возникают перед медициной, педагогикой и «главным образом перед психологией». Так, Брехман писал: «Есть основания думать, что в науке о здоровье, которая рождается на стыке ряда наук, психология здоровья должна занять центральное место». И далее заключал: «Мы подчеркиваем крайнюю необходимость осознания нового научного направления - психологии здоровья».

 

Биомедицинская модель здоровья и болезни.

Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминируещее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.

 

Критерии социального здоровья.

Еще один пример попытки очертить совокупность критериев психического и

социального здоровья принадлежит американскому психологу А. Эллису. Он выделяет:

• интерес к самому себе;

• общественный интерес;

• самоуправление (самоконтроль);

• высокую фрустрационную устойчивость;

• гибкость;

• принятие неопределенности;

• ориентацию на творческие планы;

• научное мышление;

• принятие самого себя;

• риск;

• длительный гедонизм;

• нон-утопизм;

• ответственность за свои эмоциональные нарушения.

Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках:

· адекватное восприятие социальной действительности;

· интерес к окружающему миру;

· адаптация (равновесие) к физической и общественной среде;

· направленность на общественно полезное дело;

· культура потребления;

· альтруизм;

· эмпатия;

· ответственность

· перед другими;

· бескорыстие;

· демократизм в поведении.

 

Отношение к здоровью.

Отношение к здоровью — один из элементов самосохранительного поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.

Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п.

Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.

Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

 

Профилактика старения.

В настоящее время можно выделить по крайней мере два основных подхода к проблеме профилактики старения. Первый предусматривает использование биологически

активных веществ различного происхождения с целью продления жизни. Второе направление — макробиотическое по своей сущности, ориентированное на соблюдение определенных гигиенических правил и следование требованиям здорового образа жизни Представление о здоровом образе жизни людей пожилого возраста достаточно

полно отражено в гигиенических мерах, предложенных в начале XX в. Лондонским врачом Вебером. Правила эти просты и заключаются в следующем.

• Необходимо сохранять все органы в полной их силе, своевременно распознавать болезненные проявления и бороться с ними.

• Следует быть умеренным в потреблении пищи и питья точно так же, как и в других физических удовольствиях.

• Воздух должен быть чист как в помещении, так и вне его.

• Нужны ежедневные физические упражнения независимо от погоды. Во многих случаях полезны гимнастика дыхания и прогулки пешком.

• Следует вставать и ложиться рано. При этом сон не должен продолжаться более 6-7 часов.

• Ежедневно нужно принимать ванну или обтираться. Вода должна быть холодной или теплой, смотря по темпераменту.

• Надо воспитывать в себе жизнерадостность для спокойствия души и оптимистического воззрения на жизнь.

• С другой стороны, следует побеждать в себе страсти и нервное беспокойство.

Остановимся на некоторых первостепенных факторах образа жизни, которые имеют существенное значение в обеспечении здоровья и долголетия стареющего человека.

Рациональное питание. Организации питания все ученые (и в прошлом, и в настоящем) отводят особую роль. Они призывают избегать обильных и изысканных блюд, при этом не впадая в другую крайность — не изнурять себя до крайности постом. В то же время большинство людей ест больше, чем требует их организм. Правильное питание должно быть умеренным, но достаточным.

Сон. Важнейшая роль в обеспечении долголетия принадлежит сну. Устойчивые нарушения в режиме сна ускоряют процесс старения. Самые общие требованияко сну: он должен быть спокойным и восстанавливать жизненные функции. Если после сна вы чувствуете себя свежим и отдохнувшим, то это хорошее подтверждение тому, что восстановлению сил было отдано необходимое время. Неудовлетворительное качество сна и его недостаточная продолжительность проявляют себя характерным образом: вы не можете подняться утром без звонка будильника, вам трудно на чем-то сосредоточиться, вы ощущаете себя вялым, ваши чувства как бы притуплены, самочувствие в целом и настроение могут быть испорчены на целый день, вы раздражительны и вспыльчивы в общении. Для пожилого человека активный образ жизни днем имеет особое значение в предотвращении бессонницы.

Умеренность. Основное правило макробиотики сводится к умеренности во всем. Крайности укорачивают жизнь, а умеренность составляет тайну долголетия.

Физическая активность. Считается, что в повседневной жизни человек реализует не более половины своих максимально возможных физических сил. Неверную

позицию занимают те, кто с возрастом начинает резко ограничивать свою физическую активность, полагая, что тем самым они оберегают собственное здоровье.

Но именно такой образ жизни и ведет к преждевременному старению. Гимнастика и массаж полезны как средство борьбы с застоями крови в организме. Чтобы затормозить процесс истощения функций организма, его старения, необходимо заставлять его работать. Значение гимнастических упражнений для физического и психического здоровья пожилого человека усиливается, если они дополняются постоянным закаливанием организма, к которому следует приучать организм постепенно, начав, например, с водных обтираний.

Саморегуляция и самоконтроль. Среди мер профилактики преждевременного старения большая роль отводится умению расслабляться. Оно помогает избавляться

от устойчивого психического и телесного напряжения, а также возвращать психическое равновесие в случаях его ситуативного нарушения под воздействием

тех или иных эмоциогенных воздействий. Благотворное влияние психической саморегуляции на укрепление и сохранение здоровья общеизвестно. Владение ее приемами в пожилом возрасте становится особенно важным для поддержания стабильного функционирования психики, эмоционального спокойствия, в целом уравновешенного и сосредоточенного самовосприятия, защиты от негативных воздействий извне. Среди известных методик психической саморегуляции, хорошо зарекомендовавшей себя на практике и вполне доступной людям пожилого возраста, можно упомянуть аутогенную тренировку.

Деятельность. Ленивые люди не живут долго, дольше всех живут те, кто проводит жизнь очень деятельно. Только постоянная и соизмеримая с силами работа

поможет уберечься от скуки, разрушительно действующей как на тело, так и на духовную сферу человека. Творческая старость — вот идеал геронтологии. Известно,

что умственная деятельность может сделать старость не только спокойной, но и приятной, плодотворной, подтверждением чему служит сравнительно высокая

продолжительность жизни представителей творческих профессий.

Семья. Научные исследования показывают, что здоровая семейная атмосфера, внимание и забота со стороны окружающих являются одним из важнейших факторов, благоприятно влияющим на самочувствие пожилого и старого человека. Доказано, что само по себе совместное проживание людей без доброжелательного и искреннего отношения друг к другу утрачивает значение семейного фактора и ничем не отличается от одинокого существования.

Общение. Не следует ограничивать себя только рамками внутрисемейных отношений, какими бы хорошими они ни были. Полезно поддерживать общение с друзьями, окружающими. Один из признаков психического здоровья долгожителей — их доброжелательное отношение к окружающим, общительность, хорошая

приспособляемость к своей микросреде.

Смерть близких. С утратой супруга в старом возрасте оставшийся в живых попадает в очень сложное положение. В таких случаях лучше обратиться к обычным повседневным заботам, оградив себя от нестерпимых для сердца разговоров; надо хорошо обдумать все за и против и определиться с тем, в каком окружении

жить дальше (в семье детей, остаться одному, объединиться с одиноким близким родственником или другом и т. п.); вступить в новый брак; подумать о расширении

своих знакомств и общественных контактов; сосредоточиться на занятиях любимым делом.

Одиночество. Считается, что одиночество — злейший враг долголетия. В общем случае противопоставить ему можно оживление старых и приобретение новых

социальных контактов. Не следует чрезмерно привязываться к радиоприемнику или телевизору, ибо эти источники информации ни в коей мере не заменят живого

общения. Пешие походы, экскурсии, просто прогулки в обществе с другими дают хорошую возможность отвлечься от уединенного образа жизни. Изучение иностранного языка, занятия искусством, посещение театров, кино, выставок и т. п. — все это тоже помогает сделать жизнь одинокого человека разнообразной, увлекательной.

Отношение к смерти. Никогда еще не случалось, считает Гуфеланд, чтобы человек, боящийся смерти, достиг глубокой старости. Страх смерти бесполезен, утверждает и Брэгг, поскольку она придет независимо от того, думает человек о ней или нет. Смерть стоит принимать как неизбежность и необходимость и выбросить из головы вечный страх перед ней. Надо научиться говорить о смерти без содрогания, не закрывать на нее глаза. Пока человек живет, он должен мыслить категориями жизни и жить достойно, чтобы так же достойно умереть. Молодость — это приготовление к старости, жизнь — это приготовление к смерти. В. М. Бехтерев считает: для того, чтобы побороть страх смерти, нужно жить так, чтобы оставалось сознание небесплодно прожитой жизни. Надо не страшиться смерти, а утешаться мыслью о сделанном, о полезности проведенной жизни. Такое утешение не приходит ниоткуда, а является итогом беспрерывного умственного и морального самоусовершенствования в течение жизни. Необходимо, чтобы каждая личность по возможности активно участвовала в общей созидательной работе над развитием духовной культуры человечества, в совершенствовании общественных форм человеческой жизни.

 

Психология здоровья

Вопросы к экзамену

1. Подходы к изучению проблемы здоровья в медицине и гигиене.

Подходы к изучению проблемы здоровья в санологии и валеологии.

Психология здоровья включает теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний (нервно-психических, соматических), однако этим не ограничивается. В сферу ее интересов входят вопросы: создания личностных условий индивидуального развития; обеспечения психологической адаптации личности в обществе, что предусматривает развитие личностных свойств, которые нужны индивидууму для установления гармоничных социальных связей; самореализации и всестороннего совершенствования человека, повышения его качества жизни, в том числе оказания психологической помощи при завершении жизненного пути и ухода из жизни. Представители валеологии предлагают в качестве синонимов «психологии здоровья» такие понятия, как валеопсихология, валеологическая психология. В соответствии с этой логикой сама психология здоровья трактуется как один из разделов валеологии, нацеленный на совершенствование механизмов психосаморегуляции для повышения психоэмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и упрочения психического компонента здоровья. Несклонность отводить психологии здоровья основополагающую роль в ряду других научных дисциплин валеологического направления объясняется опасением абсолютизации психического компонента здоровья в отрыве от его материальной (соматической) основы. Надо заметить, что такая позиция не является общепринятой в самой валеологии. Уместно напомнить, как подходил к этому вопросу И. И. Брехман, который считается одним из основоположников валеологии. Он особо отмечал важность разработки эффективных методов обучения здоровью. Здесь, по его мнению, большие задачи возникают перед медициной, педагогикой и «главным образом перед психологией». Так, Брехман писал: «Есть основания думать, что в науке о здоровье, которая рождается на стыке ряда наук, психология здоровья должна занять центральное место». И далее заключал: «Мы подчеркиваем крайнюю необходимость осознания нового научного направления - психологии здоровья».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.06 с.)