Денежно-кредитная (монетарная) политика и денежная система в Республике Беларусь. Инструменты денежно-кредитной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежно-кредитная (монетарная) политика и денежная система в Республике Беларусь. Инструменты денежно-кредитной политики



Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции.

Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений: субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры).

Кроме Национального банка, в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь Министерство экономики Республики Беларусь, которое выполняют целеустанавливающую функцию с общеэкономических позиций.

Субъекты системы денежно-кредитного регулирования воздействуют на денежные потоки (объект) в целях реализации общих и индивидуальных интересов через имеющиеся у них монетарные инструменты, используемые в определенных технологических режимах.

Монетарный, или денежно-кредитный, сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего, реального сектора.

Для управления потоками денежных средств и формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Она обеспечивает движение денег в общем кругообороте товарно-денежных потоков, который образуется в процессе воспроизводства товаров и услуг, состоящем из четырех основных стадий – производства, распределения, обмена и потребления.

Следовательно, конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общие цели развития экономики, которые в принципе устанавливаются исходя из глобальной функции любой трудовой деятельности – удовлетворения потребностей человека или максимизации общественного благосостояния.

В качестве основных из них наиболее часто выделяют так называемый магический четырехугольник – четыре взаимосвязанные цели:

1. Рост производства товаров и услуг;

2. Обеспечение занятости населения;

3. Формирование равновесия платежного баланса страны;

4. Стабильность цен – как внутренних, так и внешних.

В Банковском кодексе Республики Беларусь также определена подобная цель – «защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам».

При проведении денежно – кредитной политики используются инструменты, которые можно подразделить на прямые, косвенные и селективные.

К прямым относятся: лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента.

К косвенным относятся:

1. Операции на открытом рынке

2. Изменения норм обязательных резервов.

3. Изменения в учетной ставке.

Селективные инструменты регулируют отдельные виды кредита или условия кредитования определенных отраслей, крупных или мелких фирм и т.д. Как правило, это прямое ограничение размеров кредитов в тех или иных отраслях путем установления лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений или контроль за кредитами под залог векселей, ценных бумаг.

Денежно-кредитную политику государство проводит через банковскую систему, используя основные инструменты: норма резервирования, официальная учетная ставка (ставка рефинансирования), операции на открытом рынке. Эти инструменты воздействуют либо на количество денег в обращении, либо на уровень процентных ставок.

Кроме названных инструментов Центральный банк прибегает к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др.

Различные подходы к реализации денежно-кредитной политики государства определяют «лицо» денежно-кредитного регулирования. Для достижения поставленных целей, как уже было отмечено, органы денежно-кредитного регулирования формулируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссии, уровень цен денежного рынка, в том числе процентные ставки и валютный курс.

Соотношение между этими параметрами в их количественном измерении определяет, в какой степени, насколько активно и какими именно инструментами денежно-кредитного регулирования будет пользоваться центральный банк государства для решения поставленных перед ним задач. Сами же инструменты общие для всех стран, изменяется лишь конкретная форма их реализации, которая определяется традициями, уровнем развития кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике, сложившейся нормативно-правовой базой, конкретной экономической и политической обстановкой (Приложение 1).

Национальная денежная система включает ряд элементов, основными из которых являются:

· наименование денежной единицы и ее частей;

· виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу;

· эмиссионный механизм;

· денежная масса, находящаяся в обращении;

· структура денежного оборота, регламентация безналичного и наличного денежного оборота;

· порядок установления валютного курса;

· государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения, механизм такого регулирования.

Становление денежной системы Республики Беларусь проходило эволюционно. В советский период в стране обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – Центрального банка России (рубль). После распада Советского Союза каждая республика в целях защиты внутреннего потребительского рынка от проникновения платежных средств из других республик, создавала свои инструменты защиты.

В 1992 году Национальный банк РБ выпустил расчетные билеты как многоразовые купоны для защиты внутреннего потребительского рынка и ряд товаров можно было приобрести только с оплатой расчетными билетами. Расчетные билеты были выпущены в дополнение к российскому рублю, при этом соотношение белорусского рубля к российскому составляло 10: 1. В 1994 г. НБ РБ постановил, что единственным платежным средством в стране становится белорусский рубль и это решение было утверждено постановлением Верховного Совета РБ в октябре 1994 года. В последующие годы из обращения был изъят расчетный билет и в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль – билет Национального банка Республики Беларусь.

Для совершенствования учета и упорядочения денежного обращения в Республике Беларусь были проведены три деноминации. В результате первой деноминации белорусского рубля, проведенной в 1994 г. все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз; вторая деноминация, начавшаяся с 1-го января 2000 г., повлекла перерасчеты в соотношении 1000 рубль в деньгах старого образца на 1 рубль нового образца. Сейчас же белорусский рубль деноминируется в 10 тысяч раз. То есть прежние 10 тысяч превращаются уже в 1 рубль. К тому же, появляются не только новые банкноты (номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 рублей), но и монеты (1, 2, 5, 10, 20, 50 копеек, 1 и 2 рубля).

В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. Для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости денежно – кредитной системы Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.

 

Заключение

Сегодня экономическая политика государства многогранна. В нее входит множество составных элементов: структурная политика, инвестиционная, научно-техническая политика, внешнеполитическая, промышленная, аграрная, социальная политика и т.д.

Экономическая политика Республики Беларусь учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество; возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.

Касаемо экономической политики Республики Беларусь, следует отметить следующее. РБ, начиная с 1991 г., когда были нарушены все экономические связи, началась перестройка экономики. Экономическая политика нашего государства не существовало, и главной задачей было разработать эту самую политику и определиться, каким курсом идти Республике. На сегодняшний день мы видим экономическую политику, прежде всего, в разрезе приватизации, либерализации, дебюрократизации. И хотя данные понятия носят скорее политический аспект, это не означает, что они не повлияют на экономику страны в целом и на отдельных субъектов хозяйствования в частности. При активизации описанных выше процессов Беларусь ждет кардинальное изменение всех экономических процессов.

Особое место занимает сегодня мировой финансово-экономический кризис. Экономическая политика РБ в данном аспекте выглядит несколько противоречивой. Основная проблема сегодня – структурный кризис в стране. Именно это и объясняет некоторые особенные черты мирового кризиса в Республике Беларусь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.015 с.)