Организация междугородных и международных перевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация междугородных и международных перевозок



 

Межгосударственное регулирование международных перевозок обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних до говоров. В связи с расширением международной торговли все I шее значение приобретают многосторонние договоры, для реализации которых создаются специальные международные организации. Регулированием, организацией и разработкой норм и правил выполнения международных автомобильных перевозок (МАП занимаются организации, основные из которых перечислены табл. 6.9.

Основные нормативные документы в области регулирования международных автомобильных перевозок готовятся в рамках ЕЭК ООН, которая располагается в Женеве. Законодательные документы ЕС делятся на группы:

конвенции (договоры) — документы, определяющие обязательные для выполнения требования подписавшими их сторонами. До говоры обычно согласовываются и подписываются на межправительственной основе и в необходимых случаях утверждаются национальными парламентами для согласования с внутренним законодательством;

правила — документы, обязательные для исполнения во станах, входящих в ЕС, независимо от норм внутреннего законодательства. Однако штрафные санкции, налагаемые за нарушений правил, определяются законодательством конкретной страны;

директивы — определяют необходимый уровень требований не ограничивают средства для их достижения;

определения — обычно вносятся по конкретным проблемам, масштаб которых носит локальный характер (например, недостаточная пропускная способность на конкретном таможенном переходе). Определения обязательны для всех стран, которым они адресованы


рекомендации и мнения — разрабатываются Советом ЕС или ЕЭК ООН и не имеют обязательной силы.

Действующие на настоящий момент основные конвенции пе­речислены в табл. 6.10.

Международные автомобильные перевозки выполняются на ос­нове разрешений. Порядок и условия получения разрешений в большинстве случаев определяются двусторонними соглашениями международном автомобильном сообщении, заключенными между государствами на уровне правительств. Россия имеет такие согла­шения практически со всеми европейскими странами (кроме Португалии) и со странами, с которыми имеется общая сухопутная граница.

В настоящее время Минтранс РФ на основе подписанных меж­правительственных соглашений ежегодно согласовывает со стра­нами контингент выдаваемых сторонами разрешений для международных перевозчиков. Это позволяет, ограничивая количество разрешений, регулировать важный для экономики страны рынок МАП, защищать интересы российских перевозчиков.

Если перевозки осуществляются между странами, не заключившими между собой двусторонних соглашений, разрешения могут выдаваться в разовом порядке при обращении к компетент­ным органам или эти органы могут в одностороннем порядке уста­навливать контингент разрешений для перевозчиков другой страны.

Участие перевозчиков в МАП определяется Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.09.2001 № 730 (с изменениями на основании Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 731). Положение определяет порядок предоставления российским перевозчикам специального разрешения на выполнение МАП — допуска к
осуществлению указанных перевозок.

К МАП допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, выполняющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров. Допуск российского перевозчика к осуществлению МАП предоставляют органы РТИ Минтранса РФ. Условиями допуска российского перевозчика к МАП являются:

• наличие лицензии на перевозку грузов АТ по территории РФ (кроме перевозчиков, осуществляющих некоммерческие перевозки)

• наличие АТС, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим МАП;

• соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление МАП, квалификационным требованиям по организации перевозок АТ в международном сообщении;

• устойчивое финансовое положение российского перевозчи­ка: наличие собственного имущества, стоимость которого в рас­чете на одно АТС, осуществляющее МАП, составляет не менее 50 тыс. р. или в расчете на 1 т разрешенной максимальной массы указанного АТС — не менее 2,5 тыс. р. Достаточным является соот­ветствие одному из показателей;

• обязательное страхование гражданской ответственности владельцев АТС.

 

 


 

 

В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к МАП ему выдается удостоверение допуска, а также картонка допуска на каждое АТС, на котором будут осуществляться МАП. Удостоверение выдается на один год перевозчикам, впервые по­давшим заявление, не имеющим опыта осуществления МАП или имеющим такой опыт продолжительностью менее одного года, на пять лет перевозчикам, которые на протяжении последних че­тырех лет, предшествовавших подаче заявления, осуществляли МАП как минимум не менее одного года. Срок действия удосто­верения, выданного на пять лет, может быть продлен по заявле­нию его владельца, но не более двух раз. Срок действия удостове­рения, выданного на один год, не продлевается. Выдача удостове­рений со сроком действия пять лет и его продление согласовыва­ется с Государственным таможенным комитетом РФ.

При увеличении парка АТС владелец удостоверения может по­лучить в органе РТИ карточку допуска на каждое вновь приобре­тенное АТС с предъявлением документа на право владения указанным транспортным средством, а также документов, подтверж­дающих его соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим МАП.

На сегодняшний день доставка грузов в международном сооб­щении может быть оформлена по одному из двух вариантов: либо по книжке МДП (см. табл. 6.10), либо по процедуре ВТТ (внут­ренний таможенный транзит).

При использовании книжки МДП наиболее частая ошибка, которая возникает при оформлении документов, — отсутствие указания конкретного места доставки. Согласно Таможенному кодексу местом доставки является склад временного хранения. Поэтому при заключении договора на перевозку потенциальный покупатель должен указывать конкретный адрес и склад, куда нужно доставить груз, а также номер лицензии получателя на внеш­неэкономическую деятельность.

Российская процедура таможенного оформления устанавлива­ет порядок перевозки товаров под таможенным контролем от та­можни отправления до таможни назначения. Суть заключается в том, что таможне предоставляются гарантийные обязательства получателя товара об оплате таможенных пошлин и сборов, НДС и акцизов в случае непредставления товаров таможенного назна­чения. Таким образом, если автомобиль пересекает границу Рос­сии без книжки МДП, при нем должно быть гарантийное обяза­тельство получателя товара.

Транспортный контроль. В соответствии с Федеральным зако­ном РФ «О государственном контроле за осуществлением между­народных автомобильных перевозок и об ответственности за на­рушение порядка их выполнения» от 24.07.98 № 127-ФЗ и Поста­новлением Правительства РФ «О государственном контроле за осу­ществлением международных автомобильных перевозок» от 31.10.98 № 1272 на РТИ Минтранса РФ возложено осуществление в пунк­тах пропуска через государственную границу Российской Федера­ции, а также на территории Российской Федерации контроля над соблюдением иностранными и российскими юридическими и фи­зическими лицами, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, международ­ных договоров Российской Федерации, регламентирующих такие перевозки.

Основными задачами транспортного контроля являются:

• обеспечение учета и контроля АТС, осуществляющих между­народные перевозки;

• получение достоверных сведений об объемах перевозок АТ экспортно-импортных грузов;

• учет использования установленных квот на въезд в страну иностранных перевозчиков;

• предотвращение каботажных перевозок на территории России иностранными перевозчиками и иностранными владельцами АТС;

• контроль соблюдения допустимых весовых параметров и габаритов АТС на территории России, а также правил перевозки опасных грузов;

• проверка соблюдения водителями режима труда и отдыха, выполнение правил и условий перевозок.

Для исключения излишних простоев ПС при пересечении грани­цы автогрузовой контроль в пунктах пропуска выполняется в тесном взаимодействии с таможенными органами и пограничной службой.

Для выполнения контролирующих функций службы транспорт­ного контроля используют соответствующие технические средства: компьютерную технику, средства связи, сканеры для тахограмм, приборы для замера габаритных параметров ПС, весовое оборудо­вание. На современных пунктах пропуска (например, погранпереход на российско-финляндской границе Торфяновка) контрольно-измерительные приборы передают данные в компьютерную сеть, позволяя инспектору РТИ принять решение непосредствен­но на рабочем месте. В связи с тем, что транспортный контроль на погранпереходе выполняется в первую очередь, данные о прибы­вающих АТС по компьютерной сети передаются в компьютерные системы таможенных органов, позволяя им заранее подготовиться к обслуживанию данного автомобиля, снижая тем самым общий простой АТС.

Российская транспортная инспекция при выявлении наруше­ний перевозчиком требований законодательства и международ­ных договоров РФ вправе:

· выносить предупреждения;

· накладывать на перевозчика штрафные санкции;

· приостанавливать действие удостоверения на допуск к МАП на срок не более шести месяцев;

· аннулировать удостоверение на допуск к МАП.

Регистрация режимов работы автомобилей. Для обеспечения возможности получения объективной информации о режимах работы ПС при осуществлении МАП автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 т должны быть оснащены контрольными устройствами.

Тахограф — это контрольное устройство для непрерывной ре­гистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. Тахограммы (регистрационные листки) представляют собой картонные диски и используются для доку­ментальной регистрации режимов движения АТС в тахографах. Образец тахограммы представлен на рис. 6.5.

В ближайшее время дисковые тахографы начнут постепенно заменяться электронными. Диск тахограммы заменит специальная идентификационная пластиковая карточка водителя с его

 

 

фотографией, на которую будет записываться информация о ре­жимах движения ПС в течение длительного времени. Сам элек­тронный тахограф, похожий на автомобильную магнитолу, осна­щается объемом памяти, достаточным для хранения информации в течение года эксплуатации. Одновременно в тахограф могут быть установлены две карточки. Электронный тахограф может быть соединен с другими системами автомобиля и записывать допол­нительную информацию, которую могут использовать работники контролирующих и технических служб.

Новый тахограф будет предупреждать водителя, если тот пре­высит допустимое время безостановочного или суточного вожде­ния. Соответственно, предусмотрено и много дополнительных функций: например вывод информации на принтер, подключе­ние к спутниковой связи и автоматическая передача данных в АТО, противоугонные функции и т. п.

Использование тахографов определяется Правилами использова­ния тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федера­ции, утвержденными приказом Минтранса РФ от 07.07.98 № 86.

Тахографы, применяемые в Российской Федерации на ПС, предназначенном для междугородных и международных перево­зок, должны соответствовать требованиям международного дого­вора ЕСТР и иметь выданный Госстандартом России сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий тахогра­фы к применению в РФ, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (по­верки) или поверительное клеймо. Свидетельство о поверке та­хографа хранится в течение установленного срока и предъявляет­ся по требованию инспектирующих органов.

В РФ в настоящее время наиболее распространены тахографы Кienz1е 1318 производства ФДО «Автомобильные компоненты» (Россия) или «VDО Кienz1е» (Германия) и тахографы Vееdеr-Rооt 8400 (Великобритания).

Водитель транспортного средства:

· обеспечивает правильную эксплуатацию тахографа, его свое-временное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы;

· своевременно производит установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также обеспечивает их сохранность;

· использует регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки;

· при выходе тахографа из строя ведет запись режима труда и отдыха на обороте своего регистрационного листа от руки с использованием нанесенной на него сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирует об этом владельца транспортного средства;

· имеет при себе и предъявляет для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненные регистрационные листы за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели в течение которого водитель управлял АТС;

· предоставляет возможность сотрудникам инспектирующих органов производить контроль оттиска клейма и установленных на тахографе табличек с параметрами его настройки.

Владелец транспортного средства:

· выдает водителям достаточное количество регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов;

· хранит заполненные регистрационные листы каждого водителя в течение не менее 12 месяцев со дня последней записи и свидетельства о поверках тахографов — в течение трех лет с момента их выдачи и предъявляет указанные документы для контроля сотрудникам инспектирующих органов;

· проводит анализ данных в регистрационных листах и в случае установления нарушений принимает меры по их устранению.

Организация движения подвижного состава. Междугородные и международные перевозки имеют ярко выраженные отличитель­ные признаки, такие как большие расстояния перевозки, длительная работа вдали от производственной базы, высокая стоимость перевозимых грузов, более сложная система оформления путевой документации, связанная с таможенными формальностями. По этой причине и с учетом особых требований к ПС для осуществления таких перевозок они, как правило, выполняются специа­лизированными АТО.

Маршруты движения при международных и междугородных ав­томобильных перевозках грузов называются автомобильными ли­ниями. Их основная особенность заключается в том, что в связи с большой протяженностью оборот подвижного состава может со­ставлять несколько суток. Это осложняет работу водителей, отры­вая их на значительный срок от места нахождения транспортного предприятия и проживания, затрудняет проведение технического обслуживания подвижного состава и организацию диспетчерско­го руководства. При выборе метода организации движения и рабо­ты водителей необходимо определить время оборота

где t дв — время движения; t п.р — время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ; t от — время отдыха водителей (вклю­чая кратковременные перерывы); t то — время на выполнение технического обслуживания и ремонта ПС в пути следования; t пр — время простоев на таможенных переходах, карантинных пунктах и т.п.; t др — время простоя подвижного состава, свя­занное с другими причинами.

На рис. 6.6 представлены варианты организации движения при выполнении междугородных и международных автомобильных перевозок и связанные с ними варианты организации работы во­дителей.

 

При сквозном методе движения каждый автомобиль проходит весь путь от начального до конечного пункта и обратно. Автомо­биль, а следовательно, и водитель находятся в рейсе продолжи-

Методы организации движения

 

тельное время. В этом случае к организации работы водителя предъявляются особые требования, связанные с необходимостью обеспечения безопасности движения.

При системе турной езды автомобиль в течение всего оборота обслуживают два водителя. Турная езда, по сравнению с одиночной, обеспечивает сокращение времени оборота, так как частично водители могут отдыхать во время движения автомобиля на специально оборудованном спальном месте.

Организация движения со сменой водителя позволяет исключить простои, связанные с длительным отдыхом экипажа, но требует дополнительных затрат на размещение или найм водителей по трассе маршрута.

При участковом методе движения автомобильную линию разбивают на отдельные участки. Подвижной состав работает только на отдельных участках. Груз на стыках участков (оборотных пунктах или грузовых терминалах) передается, а подвижной состав возвращается на начальный пункт своего участка.

Протяженность участка выбирается исходя из условия, чтобы время оборота автомобиля составляло 1... 1,5 продолжительности смены водителя. Это позволяет водителю в тот же день возвращаться к месту постоянной работы. В этом случае длина участка может быть определена по формуле

Число автомобилей для работы на каждом участке

где Q сут суточный объем перевозок; q н номинальная грузоподъемность автопоезда; γ — коэффициент использования грузоподъемности; n0 — количество оборотов, выполняемых поездом за смену.

Организация перевозок участковым методом без перегрузки груза, путем перецепки полуприцепов, называется перевозкой по системе тяговых плеч и позволяет существенно повысить их эффективность.

Организация работы водителей при международных перевозках В соответствии с Европейским соглашением, касающимся работ экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) для автотранспортных средств полной массой более 3,5 т период вождения должен продолжаться не более 9 ч (увеличение до 10 ч может быть не более двух раз в неделю), не более 56 ч в неделю, но не более 90 ч в любые недели.

После каждых 4,5 ч вождения должен предоставляться перерыв для отдыха на 45 мин, если не аступит период отдыха. Этот период может быть разбит на более короткие продолжительностью менее 15 мин каждый. Во время этих перерывов водитель не дол­жен выполнять никакой работы, но ПС может находиться в дви­жении. Пример графика управления АТС в соответствии с требо­ваниями ЕСТР представлен на рис. 6.7.

Каждые 24 ч водитель должен иметь не менее 11ч непрерывно­го отдыха. В течение недели допускается три раза снизить его про­должительность до 9ч с обязательной компенсацией до конца следующей недели. В соответствии с правилами ЕС, если автомо­билем управляют два водителя, каждый должен отдыхать 8 непре­рывных часов в течение каждых 30 ч движения.

Еженедельный отдых водителя должен составлять 45 непрерыв­ных часов, но его можно сократить до 36 ч в месте приписки ПС или водителя и до 24 ч в рейсе с обязательной компенсацией до конца третьей рабочей недели эквивалентным временем отдыха.

Режимы труда и отдыха водителей оказывают существенное и часто определяющее значение при организации междугородных и международных перевозок. В этом случае технологические аспекты перевозок приходится согласовывать с режимами работы водите­лей, и оптимальное решение, как правило, является результатом творческого поиска в допустимом диапазоне решений.

При осуществлении международных перевозок нарушения пред­писаний ЕСТР по нормам режимов труда и отдыха водителей вле­кут наложение штрафа. Так, в Германии превышение установлен­ного времени управления транспортным средством наказывается штрафом до 100 евро за каждые 30 мин превышения допустимого времени, а за сокращение отдыха — более 50 евро за каждый час.

Сроки доставки грузов. При выполнении междугородных пере­возок по территории России действуют сроки доставки грузов, приведенные в табл. 6.11.

 

Таблица 6.11

Сроки доставки, сут

 

Расстояние перевозки, км Помашинные отправки Контейнеры и мелкие отправки
До 200    
200...400 1,5  
Свыше 400 за каждые полные или неполные 250 км +1 +1

В соответствии с Уставом АТ за каждые сутки опоздания по вине перевозчика с него может взиматься штраф в размере 12 % провозной платы, но не более 60 % общей стоимости перевозки.

Для гарантированного соблюдения сроков доставки при устой­чивых грузопотоках организуют движение ПС по расписанию (ре­гулярные автомобильные линии).

Требования к подвижному составу для международных перево­зок. Еще в самом начале широкого развития МАП в 1958 г. в Же­неве было принято Соглашение о принятии единообразных усло­вий утверждения и признания предметов оборудования и частей механических транспортных средств. Наша страна присоединилась к этому Соглашению в 1987 г., что обусловило введение у нас сертификации АТС.

В настоящее время разработано более 90 Правил ЕЭК ООН и более 50 Директив ЕС, которым должны удовлетворять новые АТС, перемещающиеся по европейским дорогам. Практически все эти Правила касаются производителей АТС. Перевозчика могут вол­новать два Правила, относящиеся к экологичности ПС, и весо­вые и габаритные ограничения.

Правило № 49 накладывает ограничения на токсичность вы­хлопных газов двигателя. Основные требования этого правила при­ведены в табл. 6.12.

Автотранспортное средство, отвечающее требованиям стандарта Евро-1, обозначается белой буквой U (umwelt) в зеленом круж­ке, размещаемом на кабине, а требованиям Евро-2 — буквой S

Правило № 51 накладывает ограничения на уровень шума, про­изводимого АТС. Уровень внешнего шума при разгоне АТС с двига­телем мощностью более 150 кВт не должен превышать 80 дБ, а при выпуске сжатого воздуха из пневмосистемы в атмосферу не более 72 дБ. Автотранспортное средство, отвечающее этим требовани­ям, обозначается белой буквой L (larmarn) в зеленом кружке на кабине. Грузовики с еще более низким уровнем шума обознача­ются буквой G (gerauscharm).

Таблица 6.12

Требования ЕЭК ООН в части выбросов загрязняющих веществ для тяжелых грузовых автомобилей с дизельным двигателем, г/(кВт • ч)

Стандарт (год) СО СН NО, Сажа Дымность, м '
Евро-0 (1988) 11,2 2,4 14,4
Евро-1 (1992) 4,5 1.1 8,0 0,36
Евро-2 (1996) 4,0 2.1 7,0 0,15
Евро-3 (2000) 0,66 5,0 0,10 0,8
Евро-4 (2005) 1,5 0,46 3,5 0,02 0,5
Евро-5 (2008) 1,5 0,46 2,0 0,02 0,5

Комиссией по транспорту Европейского сообщества установ­лены следующие ограничения на габариты грузовых АТС (Дирек­тивы 85/3, 86/360, 88/218, 89/338, 89/460, 89/461, 91/60, 96/53 ЕС и стандарт 18О 1726):

• высота не более 4 м;

• ширина не более 2,55 м (2,6 м для рефрижераторов и ПС с изотермическими кузовами);

• длина для одиночного АТС не более 12м, для тягача с полу­ прицепом — 16,5 м, для автопоезда с прицепом — 18,75 м, с двумя прицепами — 25,9 м;

• минимальный дорожный просвет должен быть не менее 160 мм и не менее 190 мм, если расстояние между осями прицепа состав­ляет более 11,5 м;

• автопоезда с полуприцепом, общая длина которых превышает 15,5 м, должны обладать способностью выполнять разворот внут­ри концентрических окружностей радиусом 12,5 и 5,3 м (кроме АТС, перевозящих автомобили).

Предельные полные массы АТС и распределение полной массы по осям в соответствии с требованиями директив ЕС приведены в табл. 6.13.

Ограничения на габаритные параметры, полные массы и допу­стимые осевые нагрузки в отдельных странах могут существенно отличаться от стандартов ЕС. Директивы ЕС не обеспечивают пол­ного согласования, а лишь устанавливают определенную норму, которая должна быть принята каждым государством. Однако от­дельные страны оставляют в силе национальные нормативы, что­бы не допустить снижения эффективности перевозок или учесть местные дорожные условия. Например, в Бельгии допускается ширина АТС до 2,6 м. В Голландии максимальная полная масса для шестиосного ПС составляет 50 т, а в Финляндии для трехзвенного автопоезда — 60 т.

Согласно Директиве 3821/85 ЕС грузовые АТС, использующиеся для коммерческих перевозок, полной массой более 3,5 т дол-жны быть оснащены аттестованным в ЕС тахографом.

АТС полной массой более 12т согласно Директивам 92/6 и 92/24 ЕС должны иметь ограничитель скоростного режима, на­строенный на предельную скорость 86 км/ч.

Особенности перевозок скоропортящихся грузов в международ­ном сообщении. Основным документом, регламентирующим перевозку скоропортящихся грузов при МАП, является Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), подписанное в Женеве 1 сентября 1970 г. В СПС

Таблица 6.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.074 с.)