Проектирование технологического процесса перевозки грузов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование технологического процесса перевозки грузов



 

Процесс перевозки грузов затрагивает большое число участни­ков транспортного процесса и должен рассматриваться комплекс­но на основе технологии, согласованной всеми сторонами и ба­зирующейся на нормативных документах или результатах инже­нерной подготовки перевозок.

Технология грузовых перевозок — это совокупность приемов и способов выполнения процесса доставки груза потребителю.

Для унификации технологических средств, методов и терми­нологии с 1975 г. в нашей стране в качестве государственного стандарта действует Единая система технологической документации (ЕСТД). В соответствии с ГОСТ 3.1109 — 82 технологический про­цесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению предмета труда. При перевозках технологический процесс обычно представляется в виде описания процесса перевозки, инструкций по его выполнению, правил и ограничений, особых требований, графиков и т.д. Тех­нологический процесс перевозок грузов обычно содержит элементы, представленные на рис. 5.3.

Разработка технологического процесса перевозок грузов осуществляется в следующей последовательности:

• установление нормируемых характеристик перевозки (расчетная скорость движения, время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, график или интенсивность подачи подвижного соста­ва, суточный или почасовой объем перевозок и т.п.);

• выбор маршрута и технологии выполнения перевозок;

• разработка технологической документации;

• определение методов контроля качества и безопасности
выполнения перевозок;

• анализ характеристик технологического проекта, который должен подтвердить выполнение нормируемых показателей, обеспечение безопасности и качества перевозок;

• утверждение технологического проекта руководящим составом АТО.

Основой для разработки технологического процесса перевозки является заявка на перевозки или договор (коммерческое предложение) с описанием требований к транспортной услуге заказчика перевозок. Для каждой характеристики транспортной услуги


должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполните­ля значения. Технологический проект должен содержать конкрет­ные требования по обеспечению безопасности перевозок.

Совершенствование технологического процесса является важней­шим условием повышения эффективности работы организации.

Эффективность выбранной технологии перевозок может оцени­ваться по следующим показателям:

• себестоимость перевозок;

• удельные затраты;

• производительность ПС;

• качество перевозок.

Процесс доставки груза может быть представлен в виде отдель­ных взаимосвязанных операций, выполняемых на каждом этапе, которые в зависимости от содержания работы классифицируются следующим образом.

Контрольно-учетная операция предусматривает оформление документов, поиск конкретного грузового места, осмотр грузов, опломбирование и т. п.

Строповочная операция предусматривает крепление и откреп­ление штучных грузов при их перегрузке краном.

Грузовая операция связана с подъемом и опусканием груза при помощи ПРМ.

Операция перемещения — перемещение груза ПРМ.

Вспомогательная операция связана с дополнительными рабо­тами, которые необходимо выполнить перед или после погрузки грузов (открытие крышек, закрытие брезентом и т.п.).

Транспортная операция включает в себя движение ПС с грузом или без него.

Складская операция предусматривает подготовку груза к от­правке, подбор и сортировку по партиям и т.п.

При выполнении ГАП выделяют несколько основных видов технологий, которые существенно отличаются друг от друга и в значительной степени зависят от типа грузообразующего объекта — грузоотправителя. Особенности конкретного грузоотправителя влияют на количество используемых для доставки грузов АТС, вид ПС, возможность оптимизации маршрутов движения, необходимость согласования грузопотоков с другими видами транспорта, состав сопутствующих перевозке транспортно-экспедиционных услуг.

Отличительные особенности основных видов технологий ГАП приведены в табл. 5.1.

Для тщательной проработки процесса выполнения перевозок в конкретных условиях разрабатываются транспортно-технологические карты, которые согласовываются с грузоотправителем и гру­зополучателем. Пример транспортно-технологической карты при перевозке товаров в магазин в таре-оборудовании приведен на рис. 5.4.

 

Грузоотпра­витель Вид технологии  
Промыш­ленные организации Перевозка массовых грузов Кольцевые маршруты; универсальный ПС; нестабильная технология; нестабильность основных грузопотоков
    Перевозка контейнеров Маятниковые маршруты; специализированный ПС; строгое выполнение графиков; согласование с другими видами транспорта
    Перевозка мелко­партионных грузов Сборочно-развозочные маршруты; разномарочный ПС; строгое выполнение графиков; нестабильность грузопотоков
Строительные организации Перевозка массовых грузов Маятниковые маршруты; специализированный ПС; стабильная технология; строгое выполнение графиков; стабильность грузопотоков
    Перевозка тяжело­весных грузов Маятниковые маршруты; тяжелые тягачи с трейлерами; нестабильность грузопотоков; сложный документооборот
Торговые организации Перевозка мелко­партионных грузов Развозочно-сборочные маршруты со сбором в обратном направлении порожней тары и контейнеров; специализированный ПС со средствами механизации ПРР; циклическое изменение грузопотоков; закрепление ПС за объектом; ограничение на перевозку разнородных грузов:
    Междугород­ные и между­народные перевозки Маятниковые маршруты; большегрузный ПС для дальних перевозок; нестабильность основных грузопотоков; сложный документооборот; работа через посредника

 

На основании транспортно-технологической карты разрабаты­вается технологический график доставки товаров, пример кото­рого представлен на рис. 5.5.

Этот график составляется с учетом времени выполнения работ и возможности их одновременного проведения различными ис­полнителями. После составления графика определяется фактичес­кое время, необходимое для подготовки груза к погрузке на скла­де отправителя t1; время использования ПС t2; время, необходи­мое для размещения груза на складе получателя t3; время, в тече ние которого обслуживается ПС у отправителя t 4 и получателя t5. На основании этих значений увязывается работа АТС и погрузочно-разгрузочных пунктов за счет корректировки количеств ПС и ПРМ и, при необходимости, изменения технологии выполнения работ.

 

 


После согласования и увязки различных технологических операций разрабатываются графики работы нескольких транспортных средств. В качестве примера на рис. 5.6 приведен график работы четырех АТС и погрузочно-разгрузочных пунктов грузоотправителя и грузополучателя.

Разработка и внедрение транспортно-технологических схем доставки позволяют:

упростить оперативное планирование и диспетчерское руководство перевозками за счет использования модульного принципа;

обеспечить поточность, непрерывность и максимальную паралдельность выполнения технологических операций;

организовать согласованное выполнение операций сотрудниками различных организаций;

сократить общее время доставки грузов.

 

Организация труда водителей

 

Организация работы водителей имеет важнейшее значение не только с точки зрения эффективности транспортного процесс сохранности груза и ПС, но и с точки зрения безопасности всех участников дорожного движения. Режим труда и отдыха водите­лей должен предотвращать накопление усталости, нервное и фи­зическое перенапряжение. К сожалению, стремление получить дополнительный доход или доехать до намеченного пункта во что бы то ни стало слишком часто завершается дорожно-транспорт­ным происшествием, ущерб от которого заведомо перекрывает за миг до этого казавшиеся такими неоспоримыми преимущества.

Организация работы водителей основывается на Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверж­денным Постановлением Министерства труда и социального раз­вития РФ от 25.06.99 № 16. Положение распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору, и индивидуаль­ных предпринимателей независимо от организационной формы и ведомственной подчиненности организации кроме водителей, за­нятых на международных перевозках.

В отличие от большинства других профессий водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени, как пра­вило, за месяц, исходя из 40-часовой продолжительности рабоче­го времени в неделю. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителя может устанавливаться не более 10 ч (12 ч при междугородных перевозках).

Если пребывание водителя в ПС предусматривается продолжи­тельностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя и дол­жен использоваться автомобиль, оборудованный спальным мес­том для отдыха водителя.

В состав рабочего времени водителя включается:

время управления АТС (в течение смены не может превышать 9 ч, а при перевозках тяжеловесных, длинномерных и крупнога­баритных грузов — 8 ч; не более двух раз в неделю смена может быть увеличена до 10 ч, при суммарном времени управления за две недели подряд не более 90 ч);

время остановок для кратковременного отдыха в пути и на ко­нечных пунктах;

подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — в пунктах стоянки в пути (может ориентировочно устанавливаться для проведения контрольно-осмотровых работ отечественного ПС по табл. 5.2, а для получения путевой документации, инструктажа и т.п. — 18 мин);

время проведения медицинского осмотра водителя перед вы­ездом на линию и после возвращения с линии (может ориентиро­вочно приниматься 5 мин на каждый осмотр);

время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов (затраты времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ будут рас­смотрены в гл. 6; время простоя автомобиля для выполнения дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки грузов можно принять по табл. 5.3);

время простоев не по вине водителя;

Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии неисправностей;

время охраны груза и ПС во время стоянки на междугородных перевозках, если эти обязанности возложены на водителя трудо­вым договором (засчитывается в рабочее время водителя в разме­ре не менее 1/3);

время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет АТС при направлении в рейс двух водителей (засчитывается в рабочее время водителя в размере не менее 1/2).

 

Таблица 5.2

Нормативы трудоемкости ежедневного обслуживания ПС

 

Тип ПС Г Грузоподъемность, т Тр Трудоемкость, чел.-час
Грузовые автомоби­ли общетранспорт­ного назначения До 1 1...3 3...5 5... 8 8 и более 0, 2 0,3...0,55 ,4 ... 0,6 0,45... 0,6 0,5
Прицепы одноосные до 3 Двухосные до 8 8 и более 0,1 0, 2...0,3 0,3...0,4
Полуприцепы 8 и более 0,2...0,3

 

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч не позднее, чем через 4 ч после] начала работы. Если продолжительность смены более 8 ч, предо­ставляется два перерыва. При междугородных перевозках, в соот­ветствии с российскими нормами, водителю должен предоставлять­ся перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 мин после первых 3 ч непрерывного движения и затем через каждые 2 ч. При совпадении этого перерыва с обеденным указанное дополнитель­ное время для отдыха не предоставляется (рис. 5.7).

 

Таблица 5.3.

Время простоя при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки грузов

 

Наименование работ Время, мин
Взвешивание груза на автомобильных весах  
Взвешивание или перевешивание груза на десятичных или сотенных весах на АТС при грузоподъемности, т: до 4 свыше 4 до 7 свыше 7  
Пересчет грузовых мест на каждый автомобиль, прицеп или полуприцеп  
Заезд в каждый промежуточный пункт погрузки или разгрузки  

 

 

Продолжительность междусменного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующую отдыху смену. На междугородных перевозках продолжительность ежеднев­ного отдыха может быть установлена не менее продолжительнос­ти времени предшествующей смены, а при двух водителях — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличе­нием времени отдыха непосредственно после возвращения к мес­ту постоянной работы. Во время междусменного отдыха подвиж­ной состав не должен находиться в движении.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно пред­шествовать или следовать за ежедневным отдыхом и их продолжи­тельность не должна быть менее 42 ч (не менее 29 ч при продол­жительности смены более 10 ч, но сохраняя значение 42 ч в сред­нем за учетный период). При скользящих выходных число дней еженедельного отдыха не должно быть менее числа полных недель этого месяца.

Нормирование пробега автомобиля в течение смены основывает­ся на расчетной скорости движения в разных условиях. Расчетная скорость движения АТС должна устанавливаться для каждого марш­рута или их группы приказом по АТО и периодически корректи­роваться на основании анализа объективных результатов работы ПС, контрольных замеров и т.п. Ориентировочно значения рас­четной скорости движения ПС можно принять по табл. 5.4.

 

Таблица 5.4

Значения расчетной скорости движения ПС

Вид дороги Норма пробега, км/ч
Магистральные дороги европейских стран 60...80
Дороги с усовершенствованным покрытием в пределах РФ и стран СНГ  
Дороги с твердым покрытием и грунтовые улучшенные  
Дороги естественные грунтовые  
Городские улицы для АТС грузоподъемностью: до 7 т (автоцистерны до 6 тыс. л) 7 т (автоцистерна 6 тыс. л) и выше  

В Москве к городским улицам по расчетным нормам пробега относятся дороги пригородной зоны, в пределах 20 км от границы города, в Санкт-Петербурге, столицах автономных республик, краевых и областных центрах — в пределах 10 км.

Расчетные нормы пробега рекомендуется снижать в следующих случаях:

• при перевозке грузов, требующих особой осторожности (хрупкие изделия, опасные грузы, электроника), до 15 %;

• при длине груженой ездки до 1 км, в карьерах и в условиях
бездорожья до 40 %;

• при длине груженой ездки свыше 1 до 3 км до 20 %;

• в других случаях, когда по дорожным условиям или в зависимости от характеристик груза или в соответствии с тягово-скоростными характеристиками ПС расчетная скорость не может быть
достигнута.

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите основные законодательные акты, определяющие ус­ловия выполнения грузовых автомобильных перевозок.

2. Как осуществляется регулирование работы автомобильного транс­
порта в РФ?

3. Какой вид деятельности при выполнении грузовых автомобильных
перевозок подлежит лицензированию?

4. Каковы правила перевозок грузов, их назначение и содержание?

5. Перечислите унифицированные формы первичной учетной документации на автомобильном транспорте.

6. Какие требования предъявляются к режиму труда и отдыха водителей
в РФ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.68 (0.054 с.)