Уолт Уитмен. Путешествие в Индию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уолт Уитмен. Путешествие в Индию.



Для всего человечества во все времена море было великим символом бессознательного. Дальние морские острова, экзотические королевства и дальние земли всегда представляли собой Великое Неизвестное. Наше страстное желание этих мест, где существуют мистерии, магия, летающие ковры и добрые духи, несет в себе огромный внутренний смысл. Это наша ностальгия по загадочным неисследованным островам нашей собственной психики, по открытию скрытых в нашей душе возможностей, по тому, что мы никогда не знали, никогда не испытывали и никогда не пробовали.

Во времена Тристана мир был очень небольшим. Экзотической неизвестной землей на другой стороне моря была Ирландия. В Ирландии можно было найти королеву-колдунью, сказочную принцессу, драконов и великанов. Во времена Уолта Уитмена такую мистическую неописуемую область бессознательного символизировала Индия, и путешествие в Индию представляло собой героическое странствие в бессознательное "куда еще не осмелился пойти ни один моряк". В нашем столетии мы имеем другой миф и другой символ. Космические корабли, приносящие свидетельства существования неземной жизни с удаленных галактик и планет, существование внеземных цивилизаций более развитых и мощных, чем наша, у которых мы учимся новым и удивительным вещам.

Каждая из этих мистических карт обозначает человеческую психику. Эго живет на своем крошечном островке в Корнуолле, этой маленькой частичке обширного психического универсума, и ему об этом известно. Но среди моря бессознательного, среди огромного межзвездного пространства существуют другие "островки сознания" со своими собственными ценностями, своими силами, своими точками зрения. Эти центры сознания эго стремится синтезировать.

Корнуолл - это остров эго с преобладающей доминирующей патриархальной установкой. Ирландия - это остров бессознательной матриархальной феминности, управляемый королевой - колдуньей. Ни один из них не может жить без своей комплементарной противоположности. Корнуолл должен отправиться в Ирландию или Ирландия должна прийти к Корнуоллу.

Бессознательное все сильнее тащит Тристана по направлению к Ирландии, ибо Тристан - это герой, который должен свести эти острова воедино. Он должен пуститься в плавание по этим морям Господа Бога и идти туда, "куда до сих пор не отважился пойти ни один моряк".

Даже пираты служат этому эволюционному процессу. Когда для эго наступает время отправиться в путешествие в поисках целостности, происходят странные и парадоксальные вещи: судьба выбирает для этого весьма необычных посланцев. Похищение пиратами является ужасным несчастьем. Но когда мы становимся мудрее, мы начинаем понимать, что превратности и несчастья жизни - это вестники бессознательного, толкающие наше эго на путь приобретения нового опыта и новых испытаний самости. Так Рок под видом отвратительных и мерзких пиратов, пропахших ромом и кровью, стащил Тристана с суши на море и толкнул его по направлению к следующему порту в его эволюционном путешествии.

Конечно же между Корнуоллом и Ирландией происходит борьба. Внутренние попытки синтеза всегда начинаются с конфликта. Поэтому когда мы впервые слышим об Ирландии, мы одновременно слышим о дани, о дани ужасной - триста юношей и триста девушек! Давайте посмотрим, что это значит.

Если мужчины и женщины цепляются за доминантные патриархальные установки и отказываются жить в мире с внутренний феминностью, она будет требовать дань: когда мы отказываемся интегрировать новую энергетически заряженную возможность, заложенную в бессознательном, бессознательное так или иначе потребует соответствующую дань. Эта "дань" может принимать форму невроза, подавленного настроения, ипохондрии, навязчивых состояний, болезненного воображения или парализующей депрессии. В своих сочинениях Карл Юнг дает нам живой пример. Его пациентом был высочайший интеллектуал, ученый. Он пытался существовать, исключив свои чувства, без эмоциональной связи и религиозной жизни. Внезапно у него возникла навязчивая идея о том, что он болен раком желудка. Рака не было, но он испытывал физическую боль и ужасно страдал от нее. Эта навязчивая идея парализовала и его, и его профессиональную деятельность. Присущий ему строгий рациональный ум не мог разрешить эту проблему. Он получил облегчение от своих навязчивых мыслей только после того как он согласился реинтегрировать феминную часть своей психики, те человеческие и духовные ценности, от которых он отказался много лет назад. Это и есть Моргольт. Эта та самая дань Моргольта, которую следует заплатить за его меч.

Если бы только мы могли научиться чтить феминную часть! Если бы мы знали, как добраться до Ирландии и обрести мир! Вместо этого мы пытаемся избавиться от нашей феминности, и делаем это бессознательно и навязчиво: мы объедаемся и упиваемся, мы попадаем под власть своего настроения, нас мучают головные боли. Если бы мы научились обходиться с феминностью более сознательно, продажа аспирина сократилась бы необычайно. Нам требуется научиться гулять, когда светит солнышко, и видеть земные краски, относиться с уважением к своему телу, быть чуткими к музыке жизни и прислушиваться к собственным снам, не скрывать эмоции от людей, которых мы любим. В этом случае мы можем обрести мир; мы больше не обнаружим Моргольта перед нашей дверью и не почувствуем острие меча у себя на горле.

Но мы не можем этого сделать, увязнув в наших патриархальных установках в бессознательном Корнуолле. Мы должны отправиться к тем своим частям, которых лишь едва касались и едва знаем. Мы должны плыть вперед и направляться в глубокие моря, рискуя всем и оставаясь в безопасности в плавании по морям Господа Бога.

Меч и Арфа

Следует уточнить, что Тристан является одновременно в двух ипостасях: эго западного мужчины, "я", который переживает эту историю, и образа главного героя. Для нас это имеет огромное значение. Эго западного человека жаждет героизма. Только героический дух поднимает нас над мелким эгоцентризмом, только он заставляет нас служить высокому идеалу, именно он вдохновляет нас на движение по эволюционному пути.

Деятельность героя очень специфична: совершить путешествие в глубины самого себя, встретиться там с драконами и великанами и найти скрытые сокровища. Внешняя роль героя в наше время становится все менее и менее уместна. Штурм каких-то "реальных" замков и победа над "реальными" драконами уже не помогают. Но самая героическая задача из всех существующих может быть поставлена перед любой личностью, безотносительно к внешним обстоятельствам ее жизни. Каждый может заняться своим внутренним миром и взять на себя ношу достижения целостности.

Герою требуются две вещи: меч и арфа. Вся наша история с этого момента представляет собой внутреннюю игру в Тристане между властью меча и властью арфы. Тристану нужен меч, чтобы сражаться, сначала с вероломным Дюком Морганом, потом - с жестоким Моргольтом. Меч символизирует жесткое, агрессивное владение маскулинной энергии, умение держать контроль над ситуацией, занятие сильной позиции, победу над противником. На уровне сознания меч означает различающий интеллект, который умеет разделять и анализировать. Образно говоря, он "пронзает" проблемы и идеи, чтобы их понять; это логическая, критическая способность мышления.

Каждому из нас требуется энергия меча. Сейчас такое время, которое требует умения логически мыслить и анализировать. Временами мы должны быть сильными и уверенными в себе. Но иногда не годятся ни логика, ни сила, тогда следует обратиться к арфе.

После сражения с Моргальтом, в котором Тристан был ранен, и его меч больше не мог ему служить, он положил его и взял с собой арфу. Именно арфа сопровождала его в морском путешествии. Арфа - это лирическая, чувственная сторона, соответствующая внутренней феминности. Энергия, которую он получает от арфы, дает ему возможность открывать свои чувства, выражать любовь и устанавливать отношения с людьми. Именно энергия арфы пробудила любовь между Тристаном и его дядей. Услышав звуки арфы, Король Марк вскликнул: "На радость пришел ты под крышу этого дома. Оставайся с нами надолго, друг мой!"

Арфа символизирует энергию, способствующую развитию ценностных смыслов, утверждающих истину и добро, воздающих должное прекрасному. Арфа дает возможность герою заставить служить меч благородным идеалам. Наша история демонстрирует нам, как арфа способствует нашему путешествию по морям бессознательного.

Чтобы обрести полноту, герой должен иметь оба атрибута. Без меча арфа становится бездейственной. Но без арфы меч превращается в эгоистическую жесткую силу. В своих отношениях люди путают и смешивают эти две энергии чаще, чем в других областях своей жизни. Мы часто слышим, как мужчина и женщина пытаются "установить истину", споря, критикуя друг друга, рассуждая логически, находя изъяны в аргументах противоположной стороны, расщепляя волоски. А потом они удивляются, почему все спонтанные чувства любви и теплоты куда-то ушли из их брака, когда они находятся вместе. Такие переговоры - это всегда деятельность меча. Люди разговаривают на языке мечей.

Меч не может созидать и строить отношения. Он не может ничего соорудить, ничего связать воедино. Он может только разрубить на части. Если вы хотите укрепить или построить ваши отношения, тогда вы должны научиться говорить на языке арфы. Вы должны поддержать другого человека, проявить свою любовь, чувства и даже поклонение. Этот закон абсолютен: арфа лечит и связывает воедино; меч наносит раны и разрубает на части.

Победа Тристана над Моргольтом представляет собой очень глубокий и поучительный урок правильного применения меча. Нам следует обратить на это внимание. Моргольт олицетворяет ужасные силы - примитивную, дикую энергию, которую бессознательная феминность спускает с привязи против маскулинного эго, стремящегося заткнуть ее. Как только на сцене появляется Моргольт, уже нет места рассуждениям и переговорам; начинается смертельная война. Бессознательная феминность требует не только какого-то места в жизни мужчины - ей нужна абсолютная власть. Она добивается того, чтобы Тристан платил дань и подчинялся ее приказам.

Таким образом возникает огромный размах от патриархальной установки с одной стороны к равным образом несбалансированной феминной установке. Здесь не может быть никакого брака, никакого синтеза: может быть лишь порабощение и подавление противоположной крайностью - доминирующей феминин-ностью. Если мужчина сдается и платит ей дань, или его эго разрушается в схватке с Моргольтом, он теряет свою маскулинность и становится рабом своей феминной части.

Мы можем наблюдать как это происходит у некоторых мужчин на отдельных этапах жизни. Мужчина, который всегда был жестким, агрессивным добытчиком, подвергается атакам своей феминной части, вырвавшейся из бессознательного, подобно джину из бутылки. Это может принимать форму болезни, депрессии, потери интереса к жизни. Внезапно человек становится грубым, гиперэмоциональным, нерешительным. В то время как он уходит в свое настроение и ипохондрию, его жена должна принимать все решения за него.

На этом этапе нашей истории перед нами возникает великий парадокс. Прежде чем маскулинное эго заключит мир со своей феминной частью, прежде чем станет возможен союз противоположностей, оно должно вступить в поединок с Моргольтом. Мужчина в первую очередь должен уметь защитить себя от дикой неуправляемой энергии внутренней феминности Он должен развить достаточно сильное маскулинное эго, чтобы иметь возможность разговаривать с мощной внутренней феминностью на равных.

Многие люди на Западе, захваченные восточными религиями и философиями, но недопонимая их сути, достижение своего идеала связывают с избавлением от эго. Нам следует уяснить себе абсолютную необходимость эго. Оно играет жизненно важную роль в великом драматическом процессе развития сознания. Эго имеет свою особенную цель достижения внутренней "Ирландии", установления синтеза между двумя разными центрами сознания в пределах мирного психического универсума. Для решения этой задачи мужскому эго требуется герой наподобие Тристана. И первое задание этого героя состоит в усилении своего маскулинного сознания.

В этом для мужчины состоит суть правильного владения мечом. Он должен обладать энергией меча, чтобы защитить свою сознательную жизнь и энергией арфы для путешествия в бессознательное.

После прекрасной победы Тристана над Моргольтом было огромное ликование. Мы помним, что люди приветствовали победителя радостными криками, в честь победы звонили колокола. Все то же самое происходит внутри мужчины, когда он побеждает Моргольта и тем самым одерживает победу его маскулинность. Человек ощущает великое чувство освобождения и триумфа над силами, которые делали его слабым и зависимым. Но даже если мужчина ликует, он уже поражен, ибо ранен отравленным копьем.

Ужасная игра судьбы! Правда восторжествовала над ложью. Дети спасены, благодаря мужеству Тристана. Зачем же жестокий удар судьбы поражает Тристана в виде отравленной пики? Тристану следует отправиться в Ирландию. Иначе он никогда не встретит прекрасную Изольду. Иначе Тристан просто возвратится к однобокому патриархальному менталитету Корнуолла, поздравляя самого себя с достижением маскулинного совершенства, чтобы уже никогда не думать о приближении к феминности снова. Отравленная пика демонстрирует нам, что не существует конечной победы над внутренней феминностью: в каждой победе будет присутствовать рана, нанесенная отравленной пикой, и в то время как герой празднует победу, из его вен сочится его поражение. Вот что заставляет мужчину в конце концов уронить свое высокомерие и добровольно пойти к феминности.

Тристан демонстрирует нам, как можно сдаваться нужным способом и в нужный момент. Он отложил в сторону свой меч, лег в лодку без руля и без ветрил, взяв лишь свою арфу и отдал себя на волю волн.

Бывает так, что в жизни мужчины наступает такое время, когда его эго не может найти ответа. У него недостаточно знаний, у него не хватает ресурсов, необходимых для разрешения безвыходной ситуации. Кого бы из жителей Корнуолла не спрашивал Тристан, никто не мог излечить его болезнь. В такое время мужчина может потерять контроль над собой. Тогда ему следует вспомнить слова Тристана: "Я бы хотел предоставить себя воле моря и его случайностям... Неважно, какая это будет земля, лишь бы там я мог исцелить свои раны". Ему следует отдаться на волю своего бессознательного и плыть по его течениям до тех пор, пока он не найдет островок нового сознания для новой эры в своей жизни.

Одна из великих сил внутренней феминности состоит в способности устранить и отбросить на какое-то время контроль эго, перестать пытаться управлять ситуацией и людьми, повернуть ситуацию навстречу судьбе и ждать, в каком направлении тебя повлечет универсум. Выбросить парус и весла означает убрать контроль личности и предоставить себя воле Бога. Оставить меч означает перестать пытаться понимать интеллектуально и мыслить логически, перестать совершать принудительные действия, предоставить возможность событиям следовать своим естественным ходом. Взять арфу означает ждать спокойно, слушая свой внутренний голос, голос мудрости, которая приходит не от логики или деятельности, но от чувств, ситуации, иррационального и лирического начала.

Мы видим Тристана, оставленного на волю волн. Мы слышим звуки арфы, скользящие над водной гладью. Увлеченный энергией, которая намного больше понимания эго, лишенный возможности ориентироваться, Тристан все-таки достигает Ирландии. А здесь его ждет Изольда.

Глава 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.24.82 (0.03 с.)