Темы сценариев в детских сказках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы сценариев в детских сказках



Подобно древним мифам, множество жизненных драм популяризуется через

детские сказки, рассказываемые в книгах, по радио, телевидению или в

семейном кругу. Сценарий личности часто отражается в сказках, которые

содержат как основные манипуляторские роли, так и сюжет, по которому эти

роли исполняются.

Сказочный Преследователь -- это часто злые мачехи, ведьмы,

великаны-людоеды, свирепые волки, драконы или другие чудовища. Жертва -- это

лягушки,сироты, спящие красавицы, несчастные Дюймовочки идругие "бедняжки".

Спасители -- это добрые феи, полезные эльфы, мудрые волшебники, прекрасные

принцессы и принцы. '

Чтобы спастись, Жертва должна найти Спасителя. Спаситель в детских

сказках часто обладает "магической силой". Одна известная сказка,

показывающая дополняющие друг друга функции Жертвы и Спасителя, -- сказка о

Красавице и Чудовище. Красавица, отличие от своих сестер, никогда ничего не

просила для себя. Когда ее отец заболел, она стала самоотверженно выполнять

всю работу. Такое зависимое поведение вызывало насмешки ее сестер, а с

другой стороны -- похвалу отца.

В поисках удачи отец Красавицы попал в лапы Чудовища. Чудовище

поставило условие, что лишит отца жизни, если одна из его дочерей не выйдет

за него замуж. Красавица вызвалась исполнить это требование, а отец

согласился на спасение такой ценой. Чудовище оказалось очень добрым

(симпатичным малым), и, когда оно заболело, Красавица, полная сочувствия к

нему, вышла за него замуж. Это чудесным образом превратило Чудовище в

прекрасного принца.

Молодая женщина, имеющая в жизни такой тип поведения, полагает, на

основе своего раннего жизненного опыта, что мужчины -- "это бедняжки",

которые нуждаются в ее самозабвенной преданности.

В соответствии с распределением ролей своей жизненной драмы современная

Красавица выбирает в мужья мужчину, который недостоин любви, уважения, то

есть Чудовище. Он может быть наркоманом или алкоголиком, безнадежным

должником или не ладить с законом, выглядеть несчастным, раздавленным,

угнетенным. Когда Красавица обнаруживает, что ее магия не действует на него,

она может принять жертвенную позицию и остаться с Чудовищем либо развестись

и искать новое действующее лицо (также в чем-то Чудовище), чтобы спасать

теперь уже его. Чудовище в соответствии со своей ролью может продолжать

ждать нового Спасителя, вместо того чтобы самому принять участие в

собственной судьбе. В конце концов злая колдунья (подобная его матери)

наложила на него страшные чары, а подлый великан-людоед (подобный его отцу)

показал ему, как быть Чудовищем (20).

Подобную драму могут исполнять люди противоположного пола. В этом

случае главными персонажами будут Красавец и Женщина-Чудовище (21).

Другой сказочный персонаж -- Золушка, Жертва, выполняющая всю черную

работу и окруженная жестокими, злыми людьми. Ее первым Спасителем была

крестная, добрая фея-волшебница, которая подарила ей великолепное платье,

хрустальные башмачки и чудесную карету, чтобы она смогла поехать на бал. На

балу Золушка привлекла к себе внимание другого Спасителя -- Принца.

Некоторые терапевты полагают, что роль Принца больше сходна с ролью

Лягушки (на языке сценариев так называют Проигрывающего) в том, что, хотя он

и захотел сделать Золушку своей невестой, дважды давал девушке возможность

исчезнуть, не оставив о себе никакой информации, и не смог узнать ни ее

имени, ни где она живет. Темы детских сказок могут исполнять как

Выигрывающие, так и Проигрывающие. В конце концов некоторые Золушки

дожидаются своего звездного часа, осуществления своей темы, однако в

реальной жизни мало кто, дождавшись его, начинает "жить поживать да добра

наживать", так как волшебство быстро кончается.

Современная Золушка, следующая сценарию Проигрывающего, выполняет не

только свою работу, но и часто, по ее мнению, "черную работу" за других

людей. Она живет иллюзией, что кто-то даст ей самую модную одежду, машину,

положение, она встретит своего Принца и, таким образом, покончит со своим

прозаическим существованием. Некоторые Золушки бывают поражены, обнаружив,

что после свадьбы с Принцем у них возникают лишь новые обязанности (22).

Современные Золушки также видят себя Жертвами, прикованными к нелюбимой

работе, они ожидают волшебного Спасителя, который в реальной жизни может

никогда и не появиться.

"Принц Хромоножка" -- другая сказка о Жертве, которую несправедливо

преследовали и которая нуждалась в спасении. В этой сказке королевская семья

заточила Принца Хромоножку в башню из-за его хромоты. Добрая фея пришла ему

на помощь и подарила волшебный плащ, с помощью которого он смог "совершить

путешествие", пролететь над Необитаемой Землей и в первый раз увидеть

деревья, цветы и другие красоты природы.

У. Рэй Пойндекстер рассказывает о молодом человеке, чья жизненная драма

повторяла сказку о Принце Хромоножке (23). Отец юноши решил, что его

любознательный, интеллектуальный, но страдающий хромотой сын "не в порядке",

так как он не отличался атлетическим телосложением и не подходил к образу

"американского парня". Хотя юноша не имел недостатка в заботе и получил

хорошее образование, он не мог добиться признания отца. Он чувствовал себя

отверженным и нашел убежище в "общине беглецов". Здесь, чтобы покинуть свою

"башню", он использовал наркотики, подобно волшебному плащу для путешествий.

В повседневных жизненных драмах часто встречаются персонажи из книжных

историй. Человек может искать одиночества, как Робинзон Крузо (возможно,

вместе с юношей или девушкой Пятницей), убегать, как Гекльберри Финн,

сражаться с ветряными мельницами, как Дон Кихот, приходить на помощь, как

супермен, отказываться расти, как Питер Пэн, бесконечно и по ничтожному

поводу переживать трагедии, как примадонна в мелодраме, быть шутом или

злодеем, героем или героиней, королем или королевой. Человек может быть:

-несчастным, как Дюймовочка,

-скупым, как Гобсек,

-галантным с женщинами и стреляющим без промаха, как Джеймс Бонд,

-"бесчувственным компьютером", как звездный путешественник м-р Спок,

-рыцарем, спасающим дев из беды, как Сир Ланселот.

Люди, живущие по сценариям, перенятым из книжных историй, и не желающие

ощущать свою собственную неповторимость, как правило, являются

Проигрывающими.

Резюме

Каждая личность имеет психологический сценарий и живет в культуре,

которая также имеет свои сценарии. Психологический сценарий содержит

программу исполнения индивидуальной жизненной драмы. Он берет свои корни из

предписаний, принятых ребенком от родителей, которые могут быть

конструктивными, деструктивными или непродуктивными, и из психологических

позиций, которые ребенок в конечном счете принимает относительно себя и

других. Позиции принимаются относительно людей в целом или относительно

каждого пола в отдельности.

В зависимости от того, насколько сценарные сообщения не соответствуют

реальным возможностям ребенка и отрицают его желание быть, они могут

приводить к развитию патологии. Патология имеет различные степени и может

изменяться от легкой степени, редко мешающей личности использовать свои

способности, до сильной, когда человек становится нелепой карикатурой на

свое настоящее Я.

Хотя все сценарии напоминают колдовство, некоторые из них дают личности

вполне реальные идеи об использовании своих способностей в обществе. Одни

сценарии направляют личность по ложному пути следования за несуществующими

идеалами или, возможно, идеалами, выбранными с досады. Другие сценарии

программируют Ребенка на разрушение и трагический конец.

Большинство людей так или иначе играют роли и скрывают свое Я. Если они

начнут осознавать, когдаони играют в жизни, то это осознание даст им

определенную свободу, чтобы отказаться от ложных ролей. Ради аутентичности

можно отказаться от исполнения| ролей.

Осознающий человек может определить линию своих жизненных планов и

переписать свои драмы в соответствии со своей неповторимой

индивидуальностью. Такие люди могут встретиться со своими возможными Я и

справиться со своей принужденностью жить в строго определенных рамках.

Большинству людей это дается не так легко, и на самом деле такая работа

часто болезненна и требует больших усилий. Иногда для этого необходим

настоящий Спаситель, как описано в "Притче об Орле" Джеймса Аггри (24):

Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и

оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как

они.

В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как

орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.

"Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он

никогда не научится летать, -- объяснил хозяин. -- Он перестал быть орлом и

ведет себя, как настоящий цыпленок".

"Тем не менее, -- настаивал натуралист, -- у него сердце орла, и он

может научиться летать". Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: "Ты

создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети".

Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на

цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.

На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на

крышу дома. "Ты орел, -- снова убеждал он его. -- Расправь крылья и лети".

Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся

перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.

На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он

встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его,

сказал: "Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети".

Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг

случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно

расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под

облака и улетел.

Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда

навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней

жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.

Так же как и герой этой притчи, люди, которые научились осознавать свою

неповторимую индивидуальность, могут заново принять решение в пользу своих

настоящих возможностей. Они могут стать Выигрывающими.

Упражнения

Если Вы хотите исследовать свой сценарий, выделите время для работы со

следующими упражнениями, поскольку они будут интересны для Вас.

1. Культурный и семейный сценарий

Вообразите, что Вы движетесь назад во времени. Кто были Ваши предки

семьдесят пять лет или сто пятьдесят лет назад?

* Влияет ли на Вас каким-либо образом Ваше культурное наследство (в

Ваших половых ролях, в работе, в стремлении к образованию)?

* Вспомните хотя бы одну тему, которой Вы следуете теперь и которая

определяется культурным сценарием.

* Вспомните Ваши настоящие жизненные сцены. Включают ли какие-либо из

них субкультурные сценарии?

* Вспомните драматические роли семьи, в которой Вы выросли. Не

повторяете ли Вы какие-либо из них сейчас? Какие роли Вы изменили?

2. Личный сценарий

Невербальные сообщения Вашего сценария (прочтите все упражнение, перед

тем как выполнить его).

Закройте глаза и попытайтесь увидеть самые ранние выражения лиц,

которые Вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие, как

глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица Вы увидели?

Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные Вами от

родителей через их действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок,

нежный поцелуй).

* Какие приятные или неприятные чувства возникли у Вас?

* Какие сообщения передавались Вам через выражения лиц и телесные

действия?

Словесные сообщения Вашего сценария

Представьте себе, что Вы опять ребенок. Прислушайтесь снова к тем

словам, которые говорились о Вас в Вашей семье. Что говорилось:

* о Вашей ценности

* о Вашем лице

* о Вашей сексуальности

* о Ваших способностях

* о Вашем уме

* о Вашей морали

* о Вашем здоровье

* о Вашем будущем

* Произнесите фразы, которые Вы вспомнили и которые отражают, что думал

про Вас каждый из родителей.

* Связана каким-либо образом Ваша нынешняя самооценка с мнением Ваших

родителей о Вас?

 

Ролевые отождествления

Вспомните несколько последних дней и Ваши отношения с различными

людьми. Не играли ли Вы какую-либо из трех драматических ролей -- Жертвы,

Преследователя, Спасителя?

* Менялась ли Ваша роль при смене обстоятельств?

* Играли ли Вы одну роль чаще, чем остальные?

* Не были ли исполняемые Вами роли похожи на персонажей Ваших любимых

мифов, сказок, притч и т.п.?

Когда Вы читали "Притчу об Орле", не отождествляли ли Вы себя с

определенным персонажем? Спросите у себя:

* Кто-нибудь кормит и приручает меня? Кормил ли и приручал ли я

кого-нибудь?

* Спас ли я кого-нибудь по-настоящему? Кто-нибудь спасал меня?

На сцене

Вообразите, что Ваша жизненная драма исполняется на сцене.

* Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что?

* Содержит ли Ваша пьеса сценарную тему? Если да, то на что она

направлена, на успех или неудачу, является ли она конструктивной,

деструктивной или непродуктивной?

* Будьте зрителем Вашей пьесы. Станете ли Вы аплодировать, плакать,

свистеть, смеяться, уйдете спать, захотите получить обратно деньги за билет

или поведете себя как-нибудь по-другому?

Жизненные сцены

Представьте свою жизнь в виде вращающейся сцены. Изобразите на ней

различные окружения в соответствии со временем, которое Вы находитесь в

каждом из них. Возьмите типичный месяц Вашей жизни. Исключите время,

затрачиваемое Вами на сон, если оно не представляет для Вас особой важности.

Примеры таких диаграмм приведены на рис. 28.

 

* Соответствует ли энергия, которую Вы расходуете на каждой сцене,

количеству времени, проводимому на ней?

* Есть ли у Вас реальный интерес к той области, где Вы расходуете свое

время и энергию?

* Кто, по Вашему мнению, направляет Вашу жизненную драму на каждой

сцене?

* Вы удовлетворены тем, как Вы используете свои возможности в различных

окружениях?

Список действующих лиц

Вспомните наиболее важных для Вас людей, которые участвуют в Вашей

жизненной драме.

* Расположите их в соответствии со временем, энергией, которые Вы

расходуете на них, и реальным _ интересом, который Вы испытываете к ним.

* Измените ситуацию. Сколько времени, энергии они тратят и какой

реальный интерес, по Вашему мнению, они испытывают по отношению к Вам?

* Вы считаете, что они каким-либо образом способствуют Вашим жизненным

планам?

* С кем и на каких сценах Вы играете в игру "Если Бы..."?

* С кем и на каких сценах Вы действительно являетесь своей ролью, а не

только играете ее?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.24.82 (0.078 с.)