Глава 2. Алгебра высказываний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Алгебра высказываний



Глава 2. АЛГЕБРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ

ПОНЯТИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Основные понятия алгебр высказываний и предикатов – утверждение, высказывание и предикат.

Утверждение – это формализация повествовательного предложения естественного языка. Высказывание – это утверждение, про которое можно сказать истинно оно или ложно, но ни то и другое одновременно. Истинному высказыванию придается значение T (T rue – истина), а ложному – F (F alse – ложь).

Пример 1

Предложения:

1) «Волга впадает в Черное море» – высказывание ложно (его истинностное значения F);

2) «Волга впадает в Каспийское море» – высказывание ложно;

3) «» – высказывание истинно;

4) «Когда идет дождь, небо покрыто тучами» – высказывание истинно;

5) «Если натуральное число 81 делится на 9, то оно делиться и на 5» – высказывание ложно;

6) «Какой сегодня день?» – не высказывание, так как это вопросительное предложение;

7) «Пусть живет дружба!» – не высказывание, так как это восклицательное предложение.∎

Высказывание будем обозначать большими буквами латинского алфавита или большими буквами латинского алфавита с индексами:

Высказывания разделяются на простые (атомы) и составные (молекулы). Простым высказываниям соответствуют простые повествовательные предложения, составным высказываниям – сложные предложения.

Пример 2

Высказывания 1, 2, 3 (см. пример 1.1) – простые высказывания, а высказывания 4, 5 – составные.

Сложные повествовательные предложения естественного языка образуются из простых предложений с помощью союзов и оборотов, а соответствующие им составные высказывания составляются из простых высказываний с помощью логических связей (логических операций) (табл. 1).

 

 

Таблица 1.

Логические связки логики высказываний

Название логической связи Обозначение логической связи Союзы и обороты естественного языка
отрицание «нет», «неверно, что», «неправда, что»
конъюнкция «и»
дизъюнкция «или», «или одно из них…или оба»
импликация «если…, то», «только если», «тянет», «из того, что…следует…»
эквивалентность «эквивалентно», «равносильно», «равнозначно», «тогда и только тогда», «если и только если»

В алгебре предикатов не существенен конкретный смысл высказываний, а только их значения ().

АЛГЕБРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Алгеброй высказываний называется множество , на котором определены логические операции отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквивалентности.

Отрицанием высказывания называется высказывание , которое истинно, если ложно, и ложно, если истинно:

Отрицание по определению – унарная операция. В естественном языке данной логической операции соответствует отрицание, которое может иметь разные синтаксические выражения.

Пример 1

Пусть высказывание «У Ивана есть время». Тогда высказывание можно представить такими повествовательными предложениями: «Не верно, что у Ивана есть время»; «Не правда, что у Ивана есть время»; «У Ивана нет времени».

Конъюнкцией (логическим произведением) высказываний и называют высказывание , которое истинно, если оба высказывания и – истинны, и ложно, если хотя бы одно с них – ложное:

Эта логическая операция соответствует союзу «и» естественного языка: « и ».

Пример 2

Записатьформулой алгебры высказываний предложение естественного языка: «6 делится на 3 и 10 больше 5».

Выполнение. Введем атомы: : «6 делится на 3»; : «10 больше 5». Тогда заданное предложение естественного языка можно представить формулой алгебры высказываний . Так как и , то и , то есть высказывание «6 делится на 3 и 10 больше 5» – истинно.∎

Дизъюнкцией высказываний и называют высказывание , которое истинно, если хотя бы одно из высказываний или – истинно, и ложно, если оба высказывания – ложные:

Эта логическая операция соответствует союзу «или» естественного языка: « или ».

Пример 3

Записатьформулой алгебры высказываний повествовательное предложение естественного языка: «6 делится на 3 или 10 больше 15».

Выполнение. Введем атомы: : «6 делится на 3»; : «10 больше 15». Тогда заданное предложение естественного языка можно представить формулой алгебры высказываний . Так как и , то , то есть высказывание «6 делится на 3 или 10 больше 15» – истинно.∎

Импликацией двух высказываний и называют высказывание , которое ложно, если высказывание – истинно, а высказывание – ложно, и ложное в остальных случаях:

Эта логическая операция в естественном языке представлена такими оборотами: «если , то », «достаточное основание для », « потому что », «условие для выполнения », « тянет ».

В импликации высказывание называется посылкой (условием), заключением (выводом).

Пример 4

Высказывание «Если натуральное число 16 делится на 4, то оно четное» можно представить формулой , где атом Натуральное число 16 делится на 4», а атом : «Натуральное число 16 четное». Так как , , то , то есть высказывание «Если натуральное число 16 делится на 4, то оно четное» истинно.∎

Пример 5

Высказывание «Если натуральное число 32 делится на 8, то оно нечетное» можно представить формулой , где атом : «Натуральное число 32 делится на 8», а атом : «Натуральное число 32 нечетное». Так как , , то , то есть высказывание «Если натуральное число 32 делится на 8, то оно нечетное» ложно.∎

Пример 6

Высказывание «Если натуральное число 32 делится на 7, то оно четное» можно представить формулой , где атом : «Натуральное число 32 делится на 7», а атом : «Натуральное число 32 четное». Так как , , то , то есть высказывание «Если натуральное число 32 делится на 7, то оно четное» истинно.∎

Эквивалентностью двух высказываний и называют высказывание , которое истинно, если высказывание и имеют одинаковые истинностные значения, и ложно, если эти значения разные.

В естественном языке эквивалентности соответствуют «тогда и только тогда», «эквивалентно», «все равно что….», «тождественно» и т. п.

Пример 2

Высказывание «Изучение информатики будет успешным тогда и только тогда, когда будет усвоена математическая логика» можно представить формулой , где атом : «Изучение информатики успешное», а атом : «Математическая логика усвоена».∎

Выражения , , , – это атомы (первичные, элементарные формулы) логики высказываний. Сложные формулы логики высказываний (молекулы) создаются с атомов с помощью логических операций отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквивалентности. Правильно построенная формула алгебры высказываний определяется рекурсивно следующим образом:

· Атом – формула;

· Если и – формулы, то , , , , – также формулы;

· Никаких формул, кроме порожденных формул указанными выше правилами, не существует.

Если формула содержит атомы , то будем обозначать ее как .

Пример 2

.∎

Приписывание истинностных значений атомам, входящих в высказывание называется интерпретацией высказывания. Для высказывания, содержащего атомов, существует интерпретаций.

Операции алгебры логики на множестве и алгебры высказываний на множестве одинаковы, а между множествами и можно установить взаимно-однозначное соответствие (биекцию). Это означает, что алгебры логики и высказываний изоморфны. Это значит, что все определения, теоремы, выводы алгебры логики справедливы и в алгебре высказываний (после соответствующих переформулировок). При этом:

· атомы алгебры высказываний соответствуют логическим переменным алгебры логики;

· истинностные значения высказываний F и T соответствуют логическим значениям 0 и 1;

· формулы алгебры высказываний соответствуют формулам алгебры логики;

· интерпретации высказывания алгебры высказываний соответствуют словам алгебры логики и т. д.

Это дает возможность, например, вычисление значения формулы алгебры высказываний, привести к вычислению логичного значения соответствующего выражения алгебры логики

Пример 2

Задана формула алгебры высказываний

.

Вычислить истинностное значение этой формулы с использованием соответствующей формулы алгебры логики если , , .

Выполнение. Сопоставим атомам , , логические переменные , , соответственно. По условию , , Соответствующая заданной формуле алгебры высказываний формула алгебры логики имеет вид:

.

Вычисление по формуле.

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) .

Ответ: .∎

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Упражнение 1. Среди следующих предложений естественного языка выделить высказывания, определить, истинные они, или ложные.

1) Река Днепр впадает в Черное море.

2) Любой человек имеет брата.

3) Пейте томатный сок!

4) Ни один человек не весит больше 10000 кг.

5) Существует человек младше своего отца.

6) Где твоя чашка?

7) .

8) Для любых действительных чисел .

9) .

10)Любое действительное число .

11) .

12)При .

13)Не существует при котором .

Выполнение.

1) Да, это высказывание, оно истинно.

2) Да, высказывание ложно.

3) Нет, это восклицательное предложение.

4) Да, высказывание истинно.

5) Да, оно ложно.

6) Нет, это вопросительное предложение.

7) Да, высказывание ложное.

8) Да, высказывание истинно.

9) Да, высказывание ложно, .

10) Да, высказывание ложно.

11) Нет, не высказывание. Это алгебраическое выражение.

12) Да, высказывание истинно.

13) Да, высказывание истинно.

Упражнение 2. Записать формулами алгебры высказываний такие высказывания.

1) 45 кратное 3 и 42 кратное 3.

2) 45 кратное 3 и 12 не кратное 3;

3) и ;

4) ;

5) Если число 212 делится на 3 и 4, то оно делится и на 12;

6) Число 212 – трехзначное число, которое делится на 3 и 4.

Выполнение.

1) Атомы: : «45 кратное 3»; : «42 кратное 3». Формула логики высказываний: . Так как и , то (заданное высказывание истинно).

2) Атомы: : «45 кратное 3»; : «12 кратное 3». Формула логики высказывания: . Так как и , то (заданное высказывание ложно).

3) Атомы: : «»; : «». Формула логики высказывания . Так как и , то .

4) Атом : «». Формула логики высказываний (атомарная формула). Так как , то заданное высказывание истинно.

5) Атомы: : «число 212 делится на 3»; : «число 212 делится на 4», : «число 212 делится на 12». Формула логики высказываний: . Так как , , , то .

6) Атомы: : «число 212 делится на 3»; : «число 212 делится на 4», : «212 – трехзначное число». Формула логики высказывание . Так как , , , то .

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Какие из утверждений – высказывания?

1) Нью-Йорк – столица Канады;

2) Лондон – город на правом берегу Дона;

3) Студент физико-математического факультета;

5) 5 – логическое значение;

.

Пример 1

Пытаясь вспомнить победителей турнира прошлого года, пять зрителей, присутствующих на турнире, заявили:

1) Антон был вторым, а Борис – пятым;

2) Виктор был вторым, а Денис – третий;

3) Григорий был первым, а Борис – третий;

4) Антон был третий, а Евгений – шестым;

5) Виктор был третий, а Евгений – четвертым.

Впоследствии оказалось, что каждый зритель ошибся в одном из своих высказываний. Как на самом деле распределились места в турнире?

Выполнение. Обозначим высказывания зрителей логическими переменными , где – первая буква имени участника ( для Антона, для Бориса, для Дениса, для Евгения, для Григория, для Виктора), а – место, которое он занял в турнире. Например, высказывание «Антон был третий» обозначается как .

По условию задачи каждый зритель ошибся в одном из своих высказываний, а другое его высказывание – истинно. Поэтому можно записать:

, , , , .

А если это так, то

.

Раскроем скобки, учитывая, что, например, (один участник турнира не может занять два места), (два участника турнира не могут занять одно место):

,

,

,

.

Таким образом

,

А это возможно, если

, , , , .

Таким образом, распределение мест участников в турнире следующее:

1) Григорий;

2) Виктор;

3) Антон;

4) Евгений;

5) Борис;

6) Денис.∎

Пример 2

Было четыре мальчика: Андрей, Кирилл, Дмитрий, Федор. Их фамилии Андриенко, Карп, Демченко, Федун (какая в какого мальчика неизвестно). Известно, что первая буква имен мальчиков не совпадает с первой буквой их фамилий. Кроме того, фамилия Дмитрия не Андриенко. Необходимо определить фамилию каждого мальчика, если известно, что первая буква имени Федуна есть первая буква фамилии мальчика, первая буква имени которого – первая буква фамилии Кирилла.

Выполнение. Сопоставим каждому мальчику логическую переменную , где первая буква имени мальчика ( для Андрея, для Кирилла, для Дмитрия, для Федора), а первая буква фамилия мальчика ( для Андриенка, для Карпа, для Демченка, для Федуна).

По условию задачи

, , , , , .

Очевидно, что , , ,

Возможны два случаи:

1) , ;

2) , ;

Первый случай, однако, невозможный, потому что при этом , а по условию задачи .

Поэтому имеет место второй случай, при котором . и в результате фамилии мальчиков следующие: Андрей Демченко, Дмитрий Федун, Кирилл Андриенко, Федор Карп.∎

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Упражнение 1. По подозрению в совершении преступления были задержаны Браун, Джон и Смит. Один из них уважаемый в городе старый человек, второй малоизвестный чиновник и третий известный мошенник. В ходе следствия оказалось, что уважаемый человек всегда говорил правду, известный мошенник всегда лгал, а чиновник в одном случаи говорил правду, в другом – обманывал. Задержанные сказали следующие:

Браун: «Я сделал это, Джон не виновен»;

Джон: «Браун не виновен. Преступление совершил Смит»;

Смит: «Я не виновен, виновен Браун».

Необходимо определить имена троих задержанных, и кто с них виновен, если известно, что преступник один.

Выполнение. Высказываниям «Виновен Браун», «Виновен Джон», «Виновен Смит» сопоставим логические переменные , , соответственно. Тогда высказывания задержанных можно записать в виде конъюнкций , , , две из которых, по условию задачи, равны 0, а одна 1. Поэтому можно записать

.

Построим таблицу истинности этой формулы.

Видно, что на словах 001, 011, 100, 101, 110. На словах 011, 101, 110 две с переменных , , равны 1, что противоречит условию задачи (преступник один). На слове 100 две из конъюнкций , , равны 1, что также противоречит условию задачи. Остается только одно слово 001, то есть преступник Смит, а Джон и Браун не виновные. На слове 001 =1, что соответствует высказыванию «Браун не виновен. Преступление совершил Смит». А оно принадлежит Джону, т.е. Джон – уважаемый в городе старый человек. Браун один раз сказал правду (Джон не виноват) и один раз солгал (Я сделал это), поэтому он малоизвестный чиновник.

В результате:

Смит – известный махинатор и совершил преступление;

Джон – уважаемый в городе старый человек;

Браун – малоизвестный чиновник.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. В школе старшеклассникам Андриенку, Константинову, Савину и Давыдову поручили убрать 7-й, 8-й, 9-й, 10-й классы. После проверки оказалось, что 10-й класс убран плохо. Оставшиеся в школе ученики, сообщили:

· Андриенко: «Я прибирал 9-й класс, а Савин – 7-й»;

· Константинов: «Я убирал 9-й класс, а Андриенко – 8-й»;

· Савин: «Я убирал 8-й, Константинов – 10-й».

Давыдов ничего не сказал, так как ушел домой до проверки. В дальнейшем оказалось, что каждый ученик в одном из двух высказываний сказал правду, а в другом – солгал.

Кто какой класс убирал?

2. На вопрос «Кто с трех студентов изучал математическую логику?» получен верный ответ: «Если изучал первый, то изучал и третий, не верно, что если изучал второй, то изучал и третий». Кто изучал математическую логику?

3. Определить, кто с четырех студентов сдал экзамен, если известно:

· если первый сдал, то и второй сдал;

· если второй сдал, то третий сдал или первый не сдал;

· если четвертый не сдал, то первый сдал, а третий не сдал;

· если четвертый сдал, то сдал и первый.

4. Известно, что:

· если Петр не видел Николая на улице, то или Николай ходил в кино, или Петр сказал правду;

· если Николай не ходил в кино, то Петр не видел Николая на улице, и Николай сказал правду;

· если Николай сказал правду, то он или ходил в кино, или Петр солгал.

Так ходил ли в кино Николай, или нет?

5. Студентки Валентина, Елена, Светлана, Виктория посещают институт по очереди и ведут общий конспект лекций. Необходимо составить график посещения института на следующую неделю, если:

· Понедельник – день самостоятельной работы, в институт не ходит никто, а в субботу необходимо быть всем.

· Светлана и Виктория не могут посетить занятия во вторник, через большую загруженность в понедельник.

· Если Светлана выйдет в среду, или Виктория – в четверг, то Елена согласится посетить занятие в пятницу.

· Если Валентина не пойдет в институт в четверг, то Лена разрешит себе пойти туда в среду.

· Если Валентина или Виктория будут в институте в середу, то Светлана сможет пойти в пятницу.

· Если Виктория в пятницу пойдет на свадьбу подруги, то Валентина будет вынуждена пойти в институт во вторник, а Светлана – в четверг.

6. Однажды следователю пришлось допрашивать одновременно трех свидетелей: Клода, Жака и Дика. Их показания противоречили одно другому, и каждый из них обвинял кого-то во лжи.

· Клод утверждал, что Жак обманывает.

· Жак обвинил во лжи Дика.

· Дик умолял не верить ни Клоду, ни Жаку.

Но следователь быстро вывел свидетелей на чистую воду, не задав при этом ни одного вопроса. Кто из свидетелей говорил правду?

7. Четверо друзей – Антонов, Вехов, Сомов и Деев решили провести каникулы в четырех разных городах – Одессе, Киеве, Ташкенте, Москве. Определить, в какой город должен поехать каждый, при следующих ограничениях.

Если Антонов не едет в Москву, то Сомов не едет в Одессу.

Если Вехов не едет ни в Москву, ни в Ташкент, то Антонов едет в Москву.

Если Сомов не едет в Ташкент, то Вехов едет в Киев.

Если Деев не едет в Москву, то и Вехов не едет в Москву.

Если Деев не едет в Одессу, то Вехов не едет в Москву.

8. Семья, состоящая с отца, матери и трех дочек – Светланы, Дианы и Елены, купила телевизор. Договорились еще с первого вечера смотреть передачи в соответствии с условиями.

Если отец смотрит передачу, то мать делает, то же самое.

Дочери Диана и Елена, обе или одна с них смотрит передачу.

С двух членов семьи – мать и дочка Светлана – смотрит передачу одна и только одна с них.

Дочери Светлана и Диана или обе смотрят телевизор, или не смотрит никто.

Если дочь Елена смотрит передачу, то отец и дочь Диана делают то же самое.

В каком порядке семья смотрела телевизор?

Пример 1

Построить П-схему эквивалентности

.

Выполнение. П-схема:

A
B

Пример 2

Построить П-схему импликации.

Выполнение. Учтем, что

.

П-схема:

A
B

Пример 4.3

Построить П-схему для оценки спортивного состязания, в котором судят три судьи. Судья, засчитывающий результат, нажимает кнопку, которая имеется в его расположении, а судья, не засчитывающий результат – не нажимает. Если кнопку нажали не меньше двух судьей, должна загораться лампочка, сигнализируя о том, что результат засчитан.

Выполнение. Работа такого устройства описывается булевой функцией трех переменных . С условия задачи следует, что эта функция задается такой таблицей истинности.

По этой таблице запишем СДНФ:

.

Этой формуле соответствует П-схема:

A
B

Эту схему можно упростить. Для этого упростим полученную формулу алгебры логики.

.

Этой формуле соответствует П-схема:

A
B

Эта схема содержит значительно меньше переключателей, чем предыдущая, 5 против 12.∎

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.18 с.)