Программа исследования социальной проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа исследования социальной проблемы



Обоснование программы исследования проводится автором работы во второй части дипломного проекта (как правило, во втором параграфе второй главы). В этой части описывается процедура и методы исследования, основные результаты, выводы и рекомендации.

Программа выступает важнейшим документом исследования, который определяет концепцию всего исследования, методологию и методы, с помощью которых необходимо осуществить анализ той или иной социальной проблемы.

Программа обычно состоит из двух основных частей, составляющих рабочий план.

1. Методологическая часть: постановка и обоснование проблемы, указание цели, задач исследования, определение объекта и предмета исследования, формулирование гипотез.

Методологическую часть программы как логическую цепь последовательных операций можно схематично представить следующим образом: проблема Þ цели Þ задачи Þ объект Þ предмет Þ гипотезы.

2. Методическая часть: определение исследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной информации, логическая структура инструментария для сбора информации.

Проблема это объективное противоречие, которое реально существует в ходе функционирования и развития социального объекта. Для исследователя социальной сферы важно понимание проблемной ситуации и активизация усилий людей для ее разрешения.

Цель исследования (логически «вытекает» из понимания проблемы) – это разрешение проблемной ситуации или ее прояснение с помощью данного конкретного исследования.

Задачи исследования конкретные планы исследования, реализация которых в совокупности позволит достичь цели.Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения, они направлены на анализ и решение проблем.

Объект исследования это сам социальный объект (группа, общность или др.) и условия, в которых протекает его деятельность.

Предмет исследования содержит в себе свойства объекта, которые в наиболее полном виде отражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений или процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы разделяются на описательные, которые содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта, и объяснительные, которые содержат предположения о причинно - следственных связях в изучаемом объекте. Сама по себе разработка гипотезы - сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на предшествующем познании предмета исследования. Дальнейшие этапы исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез.

Гипотеза, как известно, должна соответствовать следующим требованиям:

1. Не противоречить основным теориям, истинность которых в данной области уже доказана. Однако в случаях, когда новая гипотеза охватывает значительно более широкий круг фактов, чем прежние теории, это противоречие допустимо.

2. Не противоречить известным и проверенным фактам. Однако эти факты, в свою очередь, должны быть просмотрены и перепроверены при изменении условий.

3. Быть доступной для проверки в процессе исследования.

4. Должна быть подвергнута логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость.

Эта часть программы включает также разработку понятийных индикаторов (показателей).

Показатели (индикаторы) социального факта — практически измеряемые характеристики поведения людей, групп; вербальных действий; взаимосвязей и взаимоотношений.

В результате вышеуказанных действий перед исследователем встает ряд задач по подготовке конкретных методов сбора и обработки данных — инструментария.

В методической части важное место отводится определению выборки (выборочной совокупности).

Вся общность (объект), на которую распространяется исследование, носит название «генеральная совокупность». Но поскольку обычно исследования носят не сплошной характер, то явления изучают по анализу выборки — определенного количества людей, отобранных по специальным параметрам. При этом система выбора должна точно отражать необходимые для изучения качества генеральной совокупности. В этом случае микромодель генеральной совокупности называют выборочной совокупностью (выборкой). Основные методы выборки:

- метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на определенные части (серии), и из каждой части пропорционально отбираются единицы для измерения (например, по 20% от групп студентов различных институтов);

- метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирают необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й);

- метод гнездовой выборки выбор для изучения определенной характерной группы из всей генеральной совокупности (например, склонность к девиациям и т.п.);

- метод основного массива — опрос 60—70% всей генеральной совокупности;

- метод квотной выборки отбор определенного количества респондентов по ряду признаков (по профессии, образованию, возрасту, доходу и т. д.).

- метод случайной (стихийной) выборки – опрос всех желающих принять участие в анкетировании без ограничений по полу, возрасту, национальности, образованию и т.п.

Полный перечень методов сбора информации при изучении социальной проблемы представлен в п. 3.1.

Пример рабочего плана исследования социальной проблемы см.в Приложении 9.

В качестве наиболее распространенного метода, при изучении социальных проблем в выпускных квалификационных работах, применяют анкетный опрос.

Анкетный опрос - один из основных видов социологического опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые как носители информации отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов.

Вопросы анкеты классифицируются в зависимости от следующих факторов:

1) содержания: вопросы о фактах; вопросы о знаниях, информированности; вопросы о поведении; вопросы об установках.

2) формализованности вариантов ответов:

· открытые (без вариантов ответа);

· закрытые (с вариантами ответов);

· полузакрытые (есть варианты ответов и возможность для самостоятельного ответа респондента).

Закрытые вопросы удобнее как для респондентов (им «не надо долго думать, чтобы сформулировать ответ»), так и для исследователей («проще обрабатывать результаты опроса: возможные варианты ответов заранее кодируются и заносятся в компьютер»).

3) выполняемых функций:

- наводящие вопросы помогают респонденту точнее понять смысл основного вопроса. Например, «Бывают ли скандалы в семье? Если бывают скандалы, то между кем они возникают?».

- вопросы-фильтры позволяют отделить часть респондентов по определенному признаку. Например, вопрос «Являетесь ли Вы клиентом Отделения дневного пребывания Ленинского округа?» отсеет часть респондентов: те, кто не является клиентом ОДП этого округа, не смогут отвечать на нижеследующие вопросы о качестве социального обслуживания в данном Отделении.

- контрольные вопросы – для проверки стабильности и непротиворечивости ответов. Например, имеется вопрос «Часто ли Вы бываете со своим ребенком в театре?», а через несколько пунктов - контрольный вопрос «Назовите последний спектакль, который Вы смотрели с ребенком?». Если респондент ответил, что «часто» и в то же время не может назвать последний спектакль, значит, он лукавит.

- психологические - служащие для установления социально-психологического контакта с респондентом. Например, «Оцените свое настроение на данный момент по 5-балльной шкале».

Показатели (индикаторы) могут быть объективными(например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности и т.д.). Последовательность расположения образуют шкалы измерения. Основными уровнями измерения, с помощью которых дифференцируется возможность и однозначность приписывания чисел объектам, являются следующие типы шкал:

1. Номинальные (классификационные), в которых используются равноценно значимые шкальные значения. Эти шкалы только классифицируют, «категоризируют» объекты на классы (например, по полу, национальности, роду занятий, уровню образования и т. д.). Например, вид номинальной шкалы по вопросу образования:

среднее,

неполное среднее,

среднеспециальное,

высшее,

неполное высшее,

послевузовское образование (аспирантура, докторантура).

2. Ранговые (порядковые), с помощью которых измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия – несогласия с предложенными утверждениями. Например, вид порядковой шкалы:

абсолютно согласен,

согласен,

не совсем согласен,

не согласен,

абсолютно не согласен (с предложенным утверждением).

3. Интервальные шкалы используются в том случае, если определена единица измерения, с помощью которой фиксируется анализируемый признак (показатель). В них измерение преобразований происходит в границах определенных (как правило, числовых) интервалов. Например, сведения о доходах могут быть представлены:

1. менее 1000 руб. (на человека),

2. 1000-3000 руб.,

3. 3000-5000 руб.,

4. 5000-70000 руб.,

5. более 7000 руб.

Вопросы в анкете связаны друг с другом определенным образом. Еще до проведения опроса исследователь имеет представление о том, какие группы вопросов будут коррелировать друг с другом (взаимозависимы друг от друга) и позволят выйти на какие-либо связи и закономерности.

Для правильного построения вопросов важно соблюдать следующие основные требования:

- вопрос должен строго соответствовать тому индикатору или операционному понятию, которые он описывает и измеряет;

- каждый вопрос должен однозначно трактоваться респондентом; вопрос должен соответствовать культурному и образовательному уровню респондента;

- формулировка должна быть нейтральной; вопрос не должен заключать в себе несколько вопросов;

- вопрос должен быть сформулирован лексически корректно;

- текст вопроса не должен превышать 10—12 слов.

Нельзя забывать, что личная информация о респонденте («паспортичка») всегда идет после основного перечня вопросов со сквозной нумерацией. Перемена места «паспортички» считается грубейшим нарушением. Например:

Вопросы анкеты

1…

2…

3…т.д.

Затем «паспортичка»

Расскажите, пожалуйста, немного о себе:

4. Возраст

5. Пол

6. Национальность

7. Вуз/колледж/техникум

8. Семейное положение (полная семья/неполная семья/имею свою семью)

Т.о. анкетирование, как разновидность опроса, имеет ряд преимуществ: за короткое время можно узнать мнение большого количества людей, затраты при этом будут менее значительными, чем, например, при проведении интервьюирования. В то же время анкетирование не лишено недостатков: респонденты при ответе на вопросы анкеты могут отвечать неискренне, лукавить, вопросы могут быть неверно поняты. В связи с этим, при проведении пробных (пилотажных) исследований рекомендуется использовать интервьюирование, которое позволяет не просто зафиксировать ответы респондентов, но и их реакцию на сами вопросы, что само по себе очень ценно при отработке инструментария исследования.

Обработка результатов включает в себя и количественные, и качественные методы. При обработке и анализе результатов целесообразно на первом этапе расположить полученные данные по респондентам в таблице. В таблице отражаются ответы респондентов, а напротив каждого ответа дано процентное соотношение по количеству ответов. Например,

Известно ли Вам, что в отделении осуществляет свою деятельность социальный работник?

Варианты ответов Количество ответивших, %
да 25 %
нет 75 %

 

Данная таблица с результатами должна быть представлена в тексте работы, а ее графическая обработка в приложении (в виде диаграмм, гистограмм и т.п.).

Пример анкетного опроса см. в Приложении 10.

 

Заключение

 

Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Объем заключения от 3 до 6 страниц. Оно не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль синтеза накопленной в основной части работы информации, т.е. это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во Введении.

Заключение не должно содержать принципиально новой информации, которая отсутствует в основной части, либо заново повторять содержащийся там материал, и не должно иметь ссылки. В заключении необходимо сделать выводы по задачам и отразить решение проблемы.

Заключительная часть предполагает, как правило, наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а так же конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь. В конце работы обосновываются ее результаты: достигнута ли цель, раскрыты ли задачи.

Пример заключения см. в Приложении 11.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.03 с.)