Образцы формулирования цели и задач исследования в научных работах По специальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образцы формулирования цели и задач исследования в научных работах По специальности



«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

 

Название работы Цель исследования Задачи исследования
Социальная защита военнослужащих, уволенных с военной службы на примере ФГУП «Главный Центр Специальной Связи». Проанализировать степень социальной защищенности военнослужащих, уволенных с военной службы. 1. Охарактеризовать социально-правовой статус военнослужащих. 2. Определить направления социальной работы в армии. 3. Выявить технологии социальной работы в ФГУП «Главный Центр Специальной Связи». 4. Исследовать проблемы военнослужащих, уволенных с военной службы на примере ФГУП «Главный Центр Специальной Связи».
Социальная работа с подростками с девиантным поведением на примере ОПДН ОВД г. Гаджиево. Проанализировать технологии социальной работы с подростками с девиантным поведением и предложить рекомендации по совершенствованию данной системы. 1. Охарактеризовать причины девиантного поведения подростков. 2. Проанализировать вандализм как социальную проблему. 3. Изучить пути профилактики подросткового вандализма. 4. Проанализировать деятельность инспекторов ОПДН Мурманской области и г. Гаджиево. 5. Изучить факторы подросткового вандализма по материалам анкетирования. 6. Разработать систему профилактической работы с подростками по предупреждению и предотвращению вандализма.

7 шаг: Определение методологии дипломного исследования.

· Методологические основы – система базисных принципов и методы научного познания, теоретическое обоснование проблемы и логики исследования, которые реализуются в организации и построении научно-практической деятельности студентов.

В качестве базовых общенаучных подходов можно использовать: системный, структурный, функциональный, исторический и компаративистский подходы. Используя предложенные подходы, студент должен понимать смысл их применения и уметь обосновать свой выбор.

8 шаг: Выбор методов исследования.

Метод это путь, способ достижения цели исследования.

Методы, применяемые в выпускных квалификационных проектах, по специальности «Социальная работа»:

Наблюдение

· Контролируемое (структурализованное)

· Неконтролируемое (неструктурализованное)

· Включенное

· Невключенное

· Открытое

· Скрытое (закрытое)

· Полевое

· Лабораторное

· Систематическое

· Случайное (стихийное)

Метод анализа документов

· Традиционный (качественный)

· Специальный (юридический, психологический и т.д.)

· Формализованный (контент-анализ)

Социологический опрос

· Анкетный (письменный)

· Интервью (устный очный): неформализованное (нестандартное), формализованное (стандартизированное), клиническое, фокусированное групповое интервью (метод фокус-групп)

· Почтовый, телефонный, прессовый (заочный)

· Экспертный

· Массовый

Метод социометрии

5. Метод экспертной оценки

6. Социологический эксперимент

· Научно – исследовательский

· Практический

· Параллельный

· Последовательный

· Полевой

· Лабораторный

 

За основу взяты социологические методы, в связи с этим список является лишь примерным вариантом: студент вправе использовать и другие возможные методы (статистический, юридический, исторический) в зависимости от темы.

Пример:

В качестве способов достижения поставленных задач были использованы следующие методы:

1) изучение и анализ материалов по данной проблеме;

2) письменный опрос - анкетирование;

3) неформализованное наблюдение;

4) сравнительно-исторический метод (сравнение форм организации помощи бездомным на разных этапах истории России);

5) методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

9 шаг: Характеристика правовой базы, соответствующей теме исследования.

Правовая база – это нормативные документы федерального, регионального и местного уровней. Студент должен уметь оперировать правовой базой и компетентно применять ее в научно-практической деятельности.

Ссылка на правовую базу может быть из трех источников федерального уровня: «Российская газета», «Парламентская газета», «Сборник законодательных актов»; а также из трех источников регионального уровня: «Мурманский вестник», «Вечерний Мурманск», «Полярная правда». Указывать Справочно-правовую поисковую систему «Консультант плюс», «Гарант» можно лишь в случае, если документ еще не опубликован в печатном источнике.

Пример характеристики правовой базы во введении дипломной работы:

Для решения поставленных задач были изучены следующие нормативно-правовые документы: Конституция РФ, Федеральный закон от 10 декабря 1995 № 1995-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июня 1995 № 5242-1-ФЗ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Закон Мурманской области от 23.12.04 № 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Закон Мурманской области от 29.12.2004 № 572-01-ЗМО «О социальном обслуживании населения Мурманской области».

10 шаг: Характеристика теоретической базы исследования

Теоретическую основу выпускного проекта составляют работы исследователей в области социальной сферы, социальной педагогики, социальной психологии, истории социальной работы, социальной экономики, социальной медицины, социологии и социального права. Во Введении на каждого исследователя/источник/литературу необходимо делать ссылки.

Пример:

Проблема бездомности, ставшая наиболее актуальной в начале 90-х годов, привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.. На современном этапе наибольший интерес представляют статистические, правовые, социологические, социально-психологические исследования отечественных ученых И. Карлинского [1], О. Бородкиной, И. Григорьевой, Р. Гутова [2], В. Иванова [3], Е. Коваленко [4], Е. Костиной [5], В. Красновой [6], Р. Рыжова [7], Е. Холостовой [8], А. Сорвиной, А. Панова, М. Хоменко [9] и др.

Статистические данные по количеству бездомных, анализ причин бездомности, социальный портрет бездомного, рассматриваются в наиболее полном на сегодняшний день исследовании данного явления: «Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности» [10]. Исследование проводилось в семи регионах России (Архангельская, Владимирская, Мурманская, Новгородская и Самарская области, Республика Карелия и г. Санкт-Петербург). Были проведены репрезентативные стандартизированные опросы взрослого населения среди бездомных, проанализированы экспертные интервью и собраны статистические данные.

Исследование феномена бездомности, как процесса, имеющего свои стадии и закономерности, результатом которых является все увеличивающийся отрыв человека от общества, представлено в работе С.А. Стивенсона «О феномене бездомности» [11]. Особую значимость при написании данной дипломной работы имели исследования И.З. Карлинского «Анализ социального и правового положения бездомных в современной России» [12], «Возможность реализации бездомными конституционного права на медицинскую помощь. Анализ законодательства» [13], «Анализ законодательства, регулирующего правоотношения в жилищной сфере» [14]. Именно в работах И.З. Карлинского представлен глубокий анализ Российского законодательства и возможность реализации бездомными своих прав. Являясь консультантом по социально-правовым вопросам региональная благотворительная общественная организация «Ночлежка», обладает не только теоретической информацией, но и понимает суть проблемы на практике.

Также в ходе работы были использованы материалы Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключённости» [15], которая характеризует организации, занимающиеся решением проблемы бездомности. Данные размещены на сайте Сети и в вестнике, изданном Сетью «Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения». В него вошли материалы, раскрывающие различные аспекты данной проблемы. Это статистические данные, результаты исследований, рекомендации экспертов, аналитические статьи, описания опыта государственных и негосударственных организаций, работающих с бездомными.

Для изучения исторического аспекта бездомности были использованы учебные пособия К. Кузьмина, Б. Сутырина «История социальной работы за рубежом и в России» [16], М. Фирсова «История социальной работы» [17], Е. Костина «История социальной работы» [18], А. Свирского, С. Максимова «История нищенства на Руси» [19]. Также статьи Н. Макарухиной «Взгляд в прошлое: некоторые сведения о петербургских ночлежных домах конца XIX - начала XX веков и их обитатели» [20], и Е. Ринн «История бездомности в России» [21] и др.

При рассмотрении положения бездомных в городе Мурманске были проанализированы материалы, расположенные на сайтах Интернета, данные межрегионального исследования «Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности» [22], статьи И. Столыги «Проблема бездомности и работа с бездомными в Мурманской области» [23], «Бездомность в среде коренного населения Кольского полуострова» [24], Л. Лопатко «Упасть может каждый» [25], а также книги, выпущенные Межрегиональной Сетью «За преодоление социальной исключённости»: «Невидимые люди» и «Бездомные и язык вражды» [26].

11 шаг: Характеристика структуры дипломного проекта

Структура исследования это номинативное обозначение логически взаимосвязанных частей дипломной работы.

Пример 1:

В структурном отношении работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Структура работы определена целью исследования и отражает последовательность решения конкретных познавательных задач.

Пример 2.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, раскрывающие особенности становления социальной работы в отечественной пенитенциарной системе, основные направления, формы и методы данной работы.

Вторая глава посвящена проведенному нами исследованию форм и методов социальной работы на базе отдельно взятого исправительного учреждения и анализу его результатов.

В заключении подводятся итоги результатов исследования, намечаются эффективные пути решения проблем социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

В приложении представлены диагностический инструментарий, сводные таблицы результатов исследования и локальные нормативные акты.

Пример Введения см. в Приложении 6.

 

Основная часть работы

Основная часть раскрывает содержание темы. Содержание основной части строится на следующих принципах: убедительность аргументации, достоверность выводов, диалогический характер текста (автор как бы ведет диалог с предшественниками или другими авторами по этой проблеме), наличие научных инноваций. Дипломную работу отличает академический стиль, в идеале – емкий, строго научный, лишенный эмоций. Обычно научный текст имеет безличный характер, поэтому не рекомендуется употребление выражений с местоимением «я». Их принято заменять такими выражениями как: «представляется необходимым отметить…», «мы полагаем…», «нам видится…», «мы пришли к выводу…» и т.п.

Основная часть обычно имеет собственный план изложения и делится на главы и параграфы, количество которыхопределяется самим автором и связано с названием работы. Рекомендуемое число глав – 2-3, параграфов в каждой главе – 3-5. Следует иметь в виду, что не допустимо дублировать тему в их названии.

Главы должны соотноситься с темой исследования, т.е. полностью исчерпывать ее содержание. В конце каждого параграфа должны быть основные выводы. Каждая глава должна завершаться выводом в целом по содержанию главы.

Первая глава основной части посвящена теоретическим аспектам социальной проблемы. Проводится обзор литературы со ссылками на ведущих специалистов, c обобщением, отражением авторского отношения к различным подходам, дается определение основным понятиям, намечаются пути их изучения.

Теоретический анализ проблемы является естественным продолжением работы с литературой и обычно предшествует исследованию, поскольку результатом теоретического анализа проблемы является систематизация взглядов различных авторов и разработка теоретической модели изучаемого феномена.

Студент может отразить в работе собственный подход к анализу проблемы и сопоставить его с уже имеющимися в литературе по заранее выделенным критериям.

При анализе литературы целесообразнее начинать с книги, в которой даются основные подходы к проблеме. Эти теоретические подходы необходимо отразить в своей работе, высказать по отношению к ним собственное мнение, конкретизировать свой аспект изучения проблемы.

При анализе литературы необходимо делать записи: тезисы, конспекты, выписки, - указывая все выходные данные издания, страницу, из которой делается выписка. В тексте работы обязательно дается ссылка на мнение специалиста, где оно излагается. При анализе литературы необходимо обратить внимание на использование терминологии различными авторами.

Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре не рекомендуется излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все значимые публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

Как правило, первый параграф первой главы – это характеристика определенной социально-демографической группы (пожилые, инвалиды, дети-сироты). Второй параграф – это характеристика самой социальной проблемы (бездомность, социальное сиротство, миграция, безработица) и причины ее возникновения. Третий параграф – государственно-правовые основы поддержки, защиты, помощи определенной категории граждан.

Вторая глава основной части посвящена практическим аспектам социальной работы. В этой главе студент анализирует опыт своей работы (чаще всего за время прохождения преддипломной практики) в определенном учреждении социальной сферы. В первом параграфе второй главы дипломник представляет структуру и функционирование учреждения. Во втором параграфе – анализирует технологии работы с определенной категорией граждан; формы и методы работы; социально-психологические методики и техники; проводит исследование. В третьем параграфе – предлагает рекомендации по улучшению работы данного учреждения, пути повышения эффективности работы персонала, проекты по созданию инновационных учреждений социальной сферы.

Предложенная выше схема содержания диплома является примерной и может перерабатываться и дополняться автором в зависимости от темы диплома.

Варианты содержаний представлены в Приложении 7.

 

Иллюстративный материал

Иллюстративный материал – это схемы, чертежи, рисунки, графики, фотографии, диаграммы, гистограммы и т.п., которые располагаются внутри основной части и соответствуют общему замыслу дипломной работы.

Иллюстративный материал должен иметь номер и заголовок. Иллюстрации либо размещают в самом тексте сразу после первой ссылки на них (например, см. рис. 1, см. Диаграмму 1 и т.п.), либо выносят в приложение (например, см. Приложение 1).

Точка в конце заголовка не ставится. Нумерация рисунков может быть сквозной или по главам. Во втором случае указывается номер главы и порядковый номер рисунка, разделенные точкой (например, 1.2. – второй рисунок первой главы). Надпись «рис.» помещают под рисунком, знак «№» не ставится. Рисунок следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или в приложении. На все рисунки, графики должны быть ссылки в тексте.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Допускается помещать иллюстрации в альбомной ориентации. При этом надписи под иллюстрацией располагаются также вдоль длинной стороны листа так, чтобы они читались полностью при повороте листа по часовой стрелке на 90°.

Кроме номера, иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая включает в себя: тематический заголовок, порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой, объяснение, если это необходимо. В последнем случае детали рисунка обозначают цифрами и соответствующие пояснения выносятся в подпись.

Шрифт, используемый в иллюстративном материале, при необходимости может быть меньше 14 кегля, но не менее 10 кегля. В иллюстративном материале межстрочный интервал может быть одинарным.

Примеры иллюстративного материала представлены в Приложении 8.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.038 с.)