Понятие магистерской диссертации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие магистерской диссертации



Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………...........  
1 Понятие магистерской диссертации……………………………………...........  
2 Структура магистерской диссертации…………………………………………  
2.1 Введение……………………………………………………………………….  
2.1.1 Актуальность темы………………………………………………………….  
2.1.2 Формулирование цели и задач исследования……………………………..  
2.1.3 Объект и предмет исследования……………………………………………  
2.1.4 Научные результаты………………………………………………………….  
2.1.5 Научная новизна………………………………………………………………  
2.1.6 Практическая значимость.....................................................................................  
3 Текст диссертации……………………………………………………………….  
3.1 Основная часть…………………………………………………………...........  
3.2 Заключение…………………………………………………………………….  
3.3 Список использованных источников…………………………………...........  
4 Примерная тематика магистерских диссертаций……………………………..  
5 Текущий контроль магистерской диссертации………………………………..  
6 Порядок представления в государственную аттестационную комиссию магистерской диссертации и сопутствующей документации………………….  
6.1 Порядок защиты магистерской диссертации………………………………..  
6.2 Критерии выставления оценок (соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС ВПО) на основе выполнения и защиты магистерской диссертации………………………………………………………..    
Список использованных источников…………………………………………….  
Приложение А Пример содержания магистерской диссертации………………  
Приложение Б Пример оформления автореферата магистерской диссертации…...  
   
   

Введение

 

 

Методические указания разработаны в целях оказания помощи магистрантам, обучающимся по направлению подготовки 38.04.01 (080100.68) Экономика, программы подготовки «Стратегическое управление и планирование на предприятии», «Экономика и управление на предприятии электроэнергетики», в подготовке выпускных квалификационных, далее магистерских, работ и успешной их защите в Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Излагаемый материал содержит требования к магистерской диссертации и ее типологические признаки как вида научного произведения, планирование этапов научного творчества, способы и приемы поиска и обработки литературных источников, процедуры написания текста диссертации.

Целью методических указаний является оказание помощи магистрантам в овладении:

- методов исследования;

- особенностей стиля научного изложения.

Содержание указаний построено таким образом, чтобы помочь достичь поставленных целей в процессе подготовки магистерской диссертации.

В методических указаниях рассматривается содержание и структура магистерской диссертации.Отдельными разделами выделены и рассмотрены основные этапы выполнения магистерской диссертации. Текст подкрепляется примерами написания научного обзора, введения, формулирования научных результатов и новизны, что облегчает восприятие материала.

Диссертация может стать свидетельством научной квалификации автора. Должна содержать элемент новизны – научные результаты, оформленные в виде положений выносимых на защиту и иметь единую логику изложения.

Введение

 

 

Введение является составной частью магистерской диссертации. Это одна из самых важных структурных частей диссертации, содержащих все необходимые квалификационные характеристики.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, раскрываются ее актуальность, цель и задачи диссертации, объект и предмет исследования, научные результаты, новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Желательно во введении к работе кратко сказать о структурных этапах дальнейшего изложения и обосновать логику его построения.

Основные составляющие введения приведены ниже:

- актуальность темы;

- степень ее разработанности;

- цели и задачи исследования;

- объект и предмет исследования;

- методы исследования;

- источники информации;

- основные пункты научной новизны;

- практическая значимость исследования.

Логическую увязку объекта и предмета исследования с темой диссертации, сформулированной в соответствии с поставленными целью, задачами и полученными результатами поможет обеспечить взаимосвязь структурных элементов магистерской диссертации, показанная на рисунке 2. Данную схему рекомендуется составлять, прежде всего, для самопроверки.

 

 

 
 

 

 


Рисунок 2 – Взаимосвязь структурных элементов магистерской диссертации

Актуальность темы

 

 

Тема – это не просто название диссертации. Тема – это намечаемый результат исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Поэтому в первую очередь следует определить проблему.

Проблема – это неблагополучное положение в какой-либо области деятельности, т.е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дела.

Под проблемой понимается различие между знанием и незнанием об исследуемом феномене, различие между тем, как в настоящее время функционирует исследуемая система и тем, как она должна быть организована в соответствии с повышением уровня знаний и условиями их практического применения в изменении существования системы в нужном для автора исследования направлении.

По мнению В.И. Самаруха, «проблема заключается не в констатации того, что «что-то происходит не так». Проблема всегда заключается в понимании того, что происходит в рамках изучаемой системы в целом, за счет каких средств поддерживается ее единство, каковы исходные предпосылки ее существования. Только на пути изучения всех взаимосвязей и взаимозависимостей элементов системы можно обнаружить пути устранения причин конфликтов и разбалансированности отдельных звеньев системы» [11].

Формулировка проблемы научного исследования – это, по сути, кристаллизация научного замысла [9]. Поэтому правильная постановка проблемы – залог успеха всей работы.

Формулируя проблему исследования, необходимо иметь в виду весь комплекс взаимоувязанных характеристик некоего целого. Сама формулировка проблемы должна нести в себе ответы на поставленные в самом начале исследования вопросы, ради разрешения которых и предпринимается научное изучение (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Укрупненная схема решения проблемы [5]

Наиболее важным этапом для уяснения четкости проблемы является определение степени её разработанности, систематизация точек зрения патриархов науки и современных ученых, выявление достижений и «белых пятен» в «поле» исследования поставленной проблемы.

Это делается с помощью изучения литературы методом «снежного кома», когда из первоначального источника (например, монографии) выделяются все смысловые единицы изучаемой проблемы, далее из второго источника – те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего источника – опять те же, что уже встречались в двух предыдущих плюс дополнительные и т.д. Представить полученную информацию можно либо в хронологическом порядке, либо сгруппировав по выбранным автором основаниям и т.д.

Это первое по ходу изучения и первое по смыслу изучения всей исследовательской программы действие магистранта, задающего алгоритм всем последующим действиям и определяющее все то, ради чего предпринято диссертационное исследование [11].

Кратко параметры проблемы можно определить ограничительными вопросами: «Что?», «Где?», «Когда?». В этом случае проблема будет сформулирована таким образом, что позволит магистранту четко очертить круг исследуемых задач, сопряженных по смыслу с временным и пространственным аспектами. В этом случае проблема не будет выглядеть как название параграфа в учебнике, например «Виды стратегий предприятий». Само название проблемы должно содержать ее именно проблемное восприятие, требующее развернутого научного исследования, например «Основные подходы к разработке стратегии предприятия».

Необходимо заметить, что название проблемы, по сути, должно соответствовать названию самой диссертационной работы.

Если магистрант затрудняется с формулировкой темы диссертационной работы, а также с правильной постановкой вопросов, он может обратиться за консультацией к научному руководителю. Кроме того, действенны следующие меры:

- целесообразно обратиться к каталогу уже защищенных диссертаций в научной библиотеке;

- стоит обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например экономики и социологии, социологии и философии, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы;

- большое значение имеет методологический ракурс рассмотрения проблемы. Порой смена ракурса, новый угол зрения – это уже тема научной разработки;

- полезным может оказаться просмотр научной периодики, специальных изданий, даже размышления над работами классиков науки. Чем больше будет прочитано источников по научной специальности, тем проще будет ориентироваться [9].

При выборе и формировании темы магистерской диссертации следует учитывать требования, приведенные на рисунке 4.

Рисунок 4 – Требования, предъявляемые к определению темы [5]

 

Как видно из рисунка 4 все диссертации должны быть выполнены на актуальную тему. При этом следует внести некоторые пояснения при возникновении затруднений в написании актуальности темы диссертационного исследования. Надо отметить, что все диссертации выполняются на актуальную тему, так как в них рассматриваются недостаточно изученные проблемы. Проблема возникает тогда, когда устаревают, например, методы и модели управления организацией, а новые еще не сформированы. И если магистрант выявляет эти несоответствия о предмете исследования, то достаточно логично он может определить актуальность исследования.

После определения актуальности темы диссертации, можно переходить к формулированию цели и задач исследования.

 

 

Пример формулирования цели и задач исследования.

Тема исследования: «Совершенствование стратегического планирования на предприятии».

Целью исследования является развитие теоретических и методических положений стратегического планирования деятельности предприятия, интегрирующих усилия для достижения конкурентных преимуществ.

Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

- изучить сущность понятий «планирование», «стратегическое планирование», «предпринимательская деятельность», «конкурентные преимущества» применительно к предприятию;

- предложить инструментарий стратегического планирования на предприятии;

- обосновать методику определения стратегических приоритетов развития предприятия;

- разработать концепцию стратегического планирования на предприятии, ориентированную на интеграцию усилий для достижения конкурентных преимуществ;

- предложить инструментарий для рациональной организации процесса стратегического планирования на предприятии.

Цель и задачи исследования образуют логические взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка [11].

Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к диссертации. В свою очередь цель определяет тактику исследования – последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание диссертации, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотезы исследования. Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте диссертации.

Другими словами, характер задачи зависит от содержания цели, а цель, в свою очередь, зависит от четкости формулирования проблемы. Цель предполагает разрешение проблемы исследования, задачи исследования определяют разные подходы к разрешению общей проблемы исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования.

Научные результаты

 

Согласно пункту 10 Положения о присуждении ученых степеней, «диссертация должна… содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты… и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку» [2].

Ввиду недостаточного освящения соответствующих определений в энциклопедической и справочной литературе, надо определиться с тем, что такое научный результат и чем научные положения отличаются от других научных результатов. Будем исходить из даваемых ниже определений.

Научный результат – это выраженный в том или ином виде фрагмент системы знаний и/или эффект от применения знаний.

В любом научном исследовании одни научные результаты по отношению к другим могут выступать в роли предваряющих (в том числе исходных) и/или вытекающих (в том числе итоговых).

Научные положения – это выраженные в виде четких формулировок теоретические результаты-идеи, имеющие научное объяснение (обоснование), констатирующие свойства предмета исследования и/или указывающие возможности (пути, способы) их применения (реализации).

К наиболее важным видам научных положений относятся объяснения, обоснования, доказательства, выводы, предложения, рекомендации.

Научные положения не исключают других научных результатов.

В отличие от научных положений, другие научные результаты обычно носят практическую направленность и представляют собой результаты-объекты научного творчества, являющиеся воплощениями научных результатов-идей, сформулированных в виде научных положений. Такие результаты лежат в широком спектре от «теоретических» до «прагматических» и выражаются в виде результатов методического (методологического) и предметного уровня – научного инструментария (методов, моделей, методик, экспериментальных установок), научных эффектов, результатов экспериментов, устройств, технических и организационных систем и др.

Другие выдвигаемые для защиты наиболее существенные научные результаты (не являющиеся научными положениями) представляют собой результаты-объекты научного творчества – такие, как метод, методика, модель, формульное соотношение и другие результаты обычно научно-методического характера.

Формулировки наиболее существенных научных положений и других новых научных результатов, выдвигаемых для защиты, рекомендуется получить либо (при заблаговременном формулировании) откорректировать после завершения работы над выводами по всем разделам диссертации. Окончательные формулировки получаются (корректируются) на основе взятых в непосредственном или обобщенном виде тех выводов и их элементов, которые, во-первых, являются ключевыми с точки зрения достижения общей цели диссертационного исследования, во-вторых, потребовали наибольшего научного творчества и наиболее сложного научного обоснования и доказательства, а в-третьих, обладают наибольшей научной актуальностью, новизной и значимостью.

При необходимости и/или целесообразности, результат должен быть охарактеризован понятием, конкретизирующим заслуживающий внимания частный случай полной научной новизны (в терминах «впервые предлагаемый (рассмотренный, обоснованный и т.п.)», «не имеющий аналогов», «раннее не применявшийся», «оригинальный» и т.п.), либо частный случай явно подчеркиваемой частичной научной новизны (в понятиях «усовершенствованный», «модифицированный» и др.).

Формулировку каждого нового научного результата следует начинать с вводных слов: развито (развиты), доказано, получено, установлено, показано, обосновано, предложено, определено, выявлено, разработано и т.п.

Следует стремиться к тому, чтобы наиболее существенные научные положения и другие новые научные результаты взаимно дополняли друг друга, поясняя сущность и результаты конкретного диссертационного исследования. Вполне оправдано, если некоторые или даже все наиболее существенные положения, выдвигаемые для защиты, дословно совпадают с выводами по тем или иным разделам диссертации.

Пример формулирования основных научных результатов диссертации на тему «Совершенствование стратегического планирования на предприятии».

Научную новизну подтверждают следующие научные результаты, выносимые на защиту:

- уточнено определение «стратегическое планирование»;

- предложены методы и модели стратегического планирования, адаптированные для предприятия;

- разработана методика определения стратегических приоритетов развития предприятия.

Научная новизна

 

 

Научная новизна диссертационного исследования – это признак, на­личие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом [11].

Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных ре­зультатов до публикации результатов, полученных автором той или иной научной разработки.

Впервые могут проводиться исследования на оригинальные темы, ко­торые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. В такой ситуации возможны случаи, когда научная новизна абсолютна и не терпит возражений – такая ситуация имеет место при выполнении иссле­дований впервые в мире, стране; относительно – когда тема является но­вой для отраслей науки или хозяйства.

Оценка научной новизны исследования означает выявление первенства автора в определении и исследовании той или иной темы диссертационно­го исследования.

Автор вправе претендовать на новизну, если его научные разработки содержат: формулировки и обоснования понятий, категорий и их отдель­ных элементов, углубляющих понимание сущности социально-экономических и политических процессов и явлений, законов и законо­мерностей развития, механизмов взаимодействия, организации производства и общественных отношений; развитие методологии и методов науки.

Не менее значимы при оценке новизны такие признаки, как разработ­ка и обоснование концепций экономического и политического развития общества, его отдельных элементов и организационно-экономических и социальных структур, обоснование новых или совершенствование применяемых методов обеспечения управления производственной и непроизводственной сферами деятельности [11].

Критериями научной новизны диссертации являются результаты, полученные магистрантом в указанной области исследования:

- разработка нового теоретического положения, относящегося к объекту и/или предмету исследования;

- совершенствование существующих методов, моделей, инструментов решения научно-исследовательских задач, относящихся к объекту и/или предмету исследования;

- применение уже известных моделей и методов к новой предметной области, позволяющее получить новые знания об исследуемом объекте;

- усовершенствование известного элемента системы управления, относящегося к предмету исследования и к данному объекту исследования. [3]

Пример формулирования научной новизны.

Научная новизна диссертационного исследования:

1 Разработан метод оценки привлекательности рынка конечного потребителя, основанный на статистических данных по расходам и доходам населения, и шкала измерения результатов выбора привлекательной совокупности потребителей, который в отличие от известных методов позволяет более точно оценить уровень доходов (скрытые доходы) населения и учесть уровень расходов на исследуемую группу товаров.

2 Предложен инструмент для выбора методов и моделей стратегического планирования в виде матрицы, в основе которой признаки характеризующие размер предприятия, широту номенклатуры производимой продукции, структуру потребительского рынка.

3 Разработана методика определения стратегических приоритетов развития предприятия как исходного пункта логики стратегического планирования: сформирована система, включающая пять уровней; определена последовательность выбора стратегических приоритетов на основе согласования целей субъектов стратегического процесса.

Результаты рассмотрения диссертационных работ с позиций научного обоснования и аргументирования свидетельствуют о том, что формулировки новизны зависимы от научных результатов исследований.

 

Практическая значимость

Само определение «практическая значимость» отражает реализацию научной новизны и свидетельствует об оправданности, необходимости выполнения диссертационных исследований, позволяющих что-то создать, улучшить и т.д., т.е. получить определенный эффект, выгоду. Практическая значимость свидетельствует о перспективности использования конечного результата диссертационного исследования в той или иной области, с той или иной целью.

Если результат исследования не материален, то практическая значимость результатов диссертационных исследований способствует расширению знаний и их применению в определенной области.

Практическая значимость диссертационной работы определяет возможность использования полученных автором результатов в той или иной области науки, производства, образования и т.д. При этом повышению иллюстративности практической значимости результатов исследований способствует их цифровое выражение.

Практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования в научных статьях, монографиях, учебниках; в наличии авторских свидетельств (ныне – патентов, прим. автора), актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства; использовании результатов исследованияпри подготовке новых нормативных и методических документов и т.д. [1].

Приведем пример практической значимости проведенного исследования.

Практическая значимость исследования.

Теоретические и практические выводы направлены на дальнейшее развитие методического инструментария стратегического планирования деятельности предприятия в современных условиях.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что сформированный и доведённый до рабочих форм методический инструментарий, разработанный в диссертации, позволяет принимать стратегические и тактические плановые решения текущих задач сбыта, выхода на новые рынки, маркетинга, экономической работы, развития персонала и других направлений на основе рациональной системы процедур, современных методов анализа и оценки, комплексно охватывающих все стороны деятельности организации.

Данные методические инструменты носят универсальный характер и позволяют применять их на предприятиях различных организационно-правовых форм.

Научные результаты, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, могут быть использованы при дальнейших исследованиях в области стратегического управления и планирования.

 

Текст диссертации

Основная часть

Эта часть диссертации представляет собой научно обоснованный и систематизированный магистрантом материал исследований, отвечающий поставленным целям и задачам.

Научный текст диссертации характеризуется логикой изложения, ис­пользованием опубликованных материалов, точных сведений и фактов, а также научно обоснованных положений, результатов и выводов.

Предложенные магистрантом новые методические решения должны быть строго аргументированы (рисунок 5) и критически оценены по сравнению с другими известными научно-практическими положениями. При написании научного текста диссертации необходимо давать ссылки на источники научной, фактографической и другой информации.

 

Рисунок 5 – Основные характерные черты аргументации [5]

Диссертация должна содержать 3 главы, примерный объем пояснительной записки 85-100 страниц без учета приложений. В каждой главе должно быть не менее двух параграфов.

 

Таблица 1 - Структура основной части работы

 

Структура работы Количество параграфов Количество страниц
Введение - 3-5
1 глава 2-3 27-30
2 глава 2-3 27-30
3 глава 2-3 25-30
Заключение - 3-5

 

 

В первой главе обычно приводят результаты научного обзора концепций, методических позиций, научных подходов и взаимосвязей элементов систем. В процессе анализа научных работ магистрант аргументировано описывает достоинства основных научных положений и факторы, влияющие на их развитие.

Теоретическая часть магистерской диссертации имеет целью показать знание магистрантами существа вопроса и умение работать с научной и учебной литературой, она предусматривает формулировку основных понятий, касающихся проведения исследований, раскрытие их социально-экономического содержания.

В данном разделе отображается теоретическая сущность объекта исследования, понятие, роль и значение в общественной жизни, рассматриваются проблемы управления, совершенствования, внедрения, разработки или использования объекта в рамках выбранной темы и с учетом отраслевых особенностей изучаемого предприятия.

Изложение рассматриваемой проблемы целесообразно начинать с проведения краткой оценки степени ее изученности, рассмотреть вопросы, которые к настоящему времени теоретически и практически решены, а также дискуссионные, с различных точек зрения, освещаемые в научной литературе. Мнение различных авторов по поводу отдельных аспектов исследуемого объекта должны излагаться в хронологической последовательности.

Большое значение имеет правильная трактовка используемых категорий, понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора.

В процессе подбора, изучения имеющихся литературных источников необходимо найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Для изучения основных понятий можно использовать труды, как признанных ученых-экономистов, так и малоизвестных авторов. Известность автора важна для исследования. Если автор широко известен, то издание будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательства приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации известных ученых, именно они выдвигают и доказывают новые положения.

Теоретическая часть работы выполняется на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и специальной экономической литературы по рассматриваемой проблеме, законодательных и нормативных материалов, публикациям в специализированных журналах и сети Интернет. Так, на сайте научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (artlib.osu.ru) имеется электронный каталог, позволяющий выполнять поиск литературы по следующим параметрам: автор, название, год, ключевые слова, издательство и д.т. Информационно-поисковый запрос в электронном каталоге библиотеки ОГУ возможно выполнить с любой точки сети Интернет. Консультации по подбору литературы можно получить в справочно-библиографическом отделе научной библиотеки (аудитория 170320).

Особое внимание должно быть уделено критическому обзору существующих точек зрения по предмету исследования и обоснованной аргументации авторской позиции при решении проблемы.

Разработка первой главы предполагает, также, сбор статистической информации по изучаемой теме. Обобщение используемого в работе статистического материала позволит проследить изменение состояния исследуемой проблемы. Статистические данные помогут выявить основные тенденции и особенности развития данной проблемы для подтверждения взглядов автора.

Кроме того, автор может рассмотреть основные методы, методики и инструменты исследования и анализа данных с целью их последующего применения на практике.

Теоретические положения, сформулированные в первой главе, должны стать исходной научной базой для выполнения последующих глав работы.

Раздел должен завершаться обобщающим выводом (резюме).

Вторая глава диссертации. В этой главе анализируется состояние предметной области с помощью экономических показателей; критически характеризуется состояние нормативных документов, применяемых методов, методик, моделей, правил, регламентов; обосновывается (аргументируется, доказывается) необходимость совершенствования, принципиального обновления существующих методов, методик (в отдельности или в совокупности) в целях совершенствования (модификации, трансформации) существующей практики решения поставленных задач.

Использование инструментария комплексного экономического анализа (анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия) позволяет воссоздать текущую картину, обрисовать положение, в котором находится предприятие (как было, как есть и, возможно, как будет). Инструментарий экономической диагностики позволяет идентифицировать ситуацию, выявить практические проблемы, касающиеся экономики и управления предприятием (организацией). При анализе деятельности предприятия рекомендуется использовать хорошо зарекомендовавшие себя учебники, авторские методики, а также методические разработки по анализу и диагностике выпускающей кафедры.

Для проведения анализа можно использовать следующие методы и приемы:

- балансовый метод;

- экспертный;

- индексный метод;

- метод сравнений;

- метод группировки;

- экономическо-математические методы;

- методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, арифметических разниц, выявление изолированного влияния факторов, дифференциальный, интегральный и логарифмический);

- корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ;

- разработка системы показателей;

- методы ситуационного анализа и прогнозирования и др.

Источниками данных, характеризующих объект исследования (предприятие) являются следующие источники информации:

- Устав и учредительные документы;

- положение об организационной структуре;

- бухгалтерская отчетность;

- статистическая отчетность;

- планы, отчеты, материалы аудиторских проверок;

- внутренняя локальная информация (нормы и нормативы, коллективный договор, должностные инструкции, приказ об учетной политике и т.д.)

- бизнес-план;

- прайс-листы;

- хозяйственно - правовая документация (договоры, решения арбитража, судебных органов, заключения региональной торгово-промышленной палаты и др.);

- техническая и технологическая документация;

- материалы специальных обследований (фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени, анкетирование и т.д.);

- материалы, представленные на официальном сайте предприятия (организации).

Для проведения исследования могут быть использованы внешние источники информации, такие как:

- справочные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ;

- издания отраслевых региональных и профессиональных учреждений;

- публикации законодательных органов и правительственных учреждений;

- специализированные справочники;

- компьютерные базы данных;

- прайс-листы и рекламные материалы конкурирующих предприятий и др. [13]

По результатам проведенного анализа необходимо сделать соответствующие выводы об изменении того или иного показателя.

Выводы должны раскрывать причины изменения показателей и содержать заключение автора о влияние этих изменений на состояние объекта исследования.

В третьей главе приводятся разработанные магистрантом алгоритмы, методические инструменты, позволяющие решить поставленные задачи и достичь цели диссертационного исследования. Обосновывается внедрение в практику моделей и методических инструментов, позволяющих увеличить социально-экономическую выгоду.

Предложенные рекомендации необходимо представить с позиций, как экономической, так и социальной направленности, а также охарактеризовать возможность внедрения данных рекомендаций для объекта исследования.

Для решения поставленных в работе задач возможно использование следующих методов и инструментов:

- формирование авторской концепции применительно к исследуемой теме. Концепция – это система взглядов автора, отличающаяся от существующих по исследуемой проблеме. Создание концепции заключается в формировании понятийного аппарата (целей, принципов, методов, способов и др.) и разработки методики реализации концепции (организационного и экономического механизма, новых подходов к решению задач, применение контроллинга, бенчмаркетинга и т.д.);

- разработка сценариев развития объекта (базовый, пессимистический, оптимистический). Разрабатываемые сценарии позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий. С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачные управленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий.

- предложения по совершенствованию организационно-экономическог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.119 с.)