Обозначение мягкости согласных с помощью гласных букв второго ряда (акустическая дисграфия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных букв второго ряда (акустическая дисграфия)



+ Методические основы

+ Необходимость попарного предъявления слогов с оппозиционными гласными первого – второго ряда в сочетании с опорой на понятия «громко» – «твёрдо», «тихо» – «мягко».

+ При объяснении темы использование слов типа лук – люк.

+ Повторение общего алгоритма определения твёрдости – мягкости согласных при помощи гласных первого – второго ряда перед изучением конкретной пары.

+ Кратковременное протягивание гласных второго ряда.

+ Недопускание изолированного произнесения мягких согласных при характеристике звуков по твёрдости – мягкости.

+ Хоровое проговаривание слогов без опоры на таблицу.

+ Сознательное заучивание гласных первого – второго ряда.

+ Ограничение по времени работы над дифференциацией гласных эе.

# # #

& Возможная ошибка

Использование при объяснении темы «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда» слов типа лук – люк, отличающихся одним из оппозиционных гласных.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Объяснение: «Прочитайте пару слов: воз – вёз. Сравним эти слова по смыслу. Что такое воз? (Что везут.) Что такое вёз? (Кто-то вёз.) Одинаково ли звучат данные слова? (Нет.) Назовите первый звук в слове воз? ([в]) Назовите первый звук в слове вёз? ([в’])

Сравним звуки [в] и [в’] по звучанию. Какой звучит твёрдо – [в] или [в’]? ([в]) Какая гласная пишется после твёрдого [в]? (гласная о) Какой мягко – [в] или [в’]? ([в’]) Какая гласная пишется после мягкого [в’]? (гласная ё)».

Речевой материал: рад – ряд, мыла – мила, лук – люк, сэ – сел.

Вывод: «Итак, какие гласные пишутся после твёрдых согласных? Какие гласные пишутся после мягких согласных?»

$ Методические рекомендации

Задания, представляющие собой перефразировку слов типа луклюк, мал – мял, мол – мёл, являются полезными в качестве игровых моментов. Но они не должны применяться для объяснении темы, т. к. используемые в них слова, как правило, немногочисленны, сложны по семантике и после прослушивания каждой пары требуется разбор, который прерывает процесс концентрации внимания и слуховой дифференциации.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Задание (желательно после физкультминутки): «Прочитайте пару слов: воз – вёз. Сравним эти слова по смыслу. Что такое воз? (Что везут.) Что такое вёз? (Кто-то вёз.) Одинаково звучат эти слова? (Нет.) Назовите первый звук в слове воз? ([в]) Назовите первый звук в слове вёз? ([в’])

Сравним звуки [в] и [в’] по звучанию. Какой звучит твёрдо – [в] или [в’]? ([в]) Какая гласная пишется после твёрдого [в]? (Гласная о.) Какой мягко – [в] или [в’]? ([в’]) Какая гласная пишется после мягкого [в’]? (Гласная ё.)».

Речевой материал: рад – ряд, мыла – мила, лук – люк, сэ – сел.

Вывод: «Итак, какие гласные пишутся после твёрдых согласных? Какие гласные пишутся после мягких согласных?»

# # #

& Возможная ошибка

Логопед, отработав на обобщённом занятии алгоритм анализа слогов с оппозиционными согласными, не повторяет этот алгоритм перед изучением конкретной пары согласных, рассчитывая на его достаточную закрепленность в сознании детей.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных ую». Объяснение: «Сегодня мы будем учиться различать гласные у и ю. Прочитаем слоги на доске: лу – лю. Сравним их по звучанию. Произнесём первый слог лу, как звучит [л] – твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после твёрдого согласного? Запишем слог в тетрадь. Прочитаем слог лю, как звучит [л] – твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после мягкого согласного?Запишем слог в тетрадь. Итак, гласная у пишется после твёрдого или мягкого согласного? А гласная ю

$ Методические рекомендации

После обобщённого занятия, на котором происходит комплексная отработка всех пар, проводятся занятия, предполагающие дробное изучение пар: у – ю, а – я, ы – и, о – ё, ы – и, а также пары ё – ю. При этом необходимо помнить следующее. Даже если во время актуализации отработанного на предыдущих занятиях материала дети полностью сформулировали требуемый от них алгоритм поиска нужной гласной, это не означает, что такой алгоритм может ими самостоятельно расчленяться и использоваться при изучении каждой последующей пары, поэтому необходимо сначала вычленить отрабатываемую пару гласных, а затем конкретно к ней применить те качественные характеристики этого алгоритма, которые были ранее сформулированы в обобщённом виде для всех пар гласных.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных ую». Объяснение: «Сегодня мы будем учиться различать гласные у и ю. Сначала вспомним то, что мы проходили на прошлом занятии. Если согласный звучит твёрдо, то язычок как ведёт себя?... И мы пишем гласную какого ряда: первого или второго?... А если согласный звучит мягко, то что делает язычок?... И мы пишем гласную какого ряда?...

Прочитаем слоги на доске: лу – лю. Сравним их по звучанию. Произнесём первый слог лу, как звучит [л] – твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после твёрдого согласного? Запишем слог в тетрадь. Прочитаем слог лю, как звучит [л] – твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после мягкого согласного?Запишем слог в тетрадь. Итак, если согласный звучит твёрдо, пишем букву... А если согласный звучит мягко, то пишем букву...»

# # #

& Возможная ошибка

Для выделения гласных второго ряда из звукового состава слов логопед требует от детей длительного произношения этих гласных.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных ую в словах». Задание: слушать слова с гласными у и ю, записать их в два столбика: в первый – с гласной у, а во второй – с гласной ю. Инструкция: «Вспомним, гласная у пишется после твёрдого или мягкого согласного? А гласная ю? Запишите слова в два столбика: в первый – с гласной у, а во второй – с гласной ю. Первое слово нюхать. Произнесём нараспев [н’ууухат’]. Какая гласная пишется в этом слове? Запишем. Слово салют. Произнесём нараспев [сал’ууут]. Какая гласная пишется в этом слове? Запишем».

Речевой материал: буквы, гусь, верблюд, петух, колют, мука.

$ Методические рекомендации

Произнесение гласных второго ряда должно быть ограничено временными рамками и осуществляться утрированно, чтобы в итоге эти гласные не распадались на такие составляющие, как [й] и соответствующие парные гласные из первого ряда. Для этого следует требовать от детей не длительного произношения этих гласных, а утрированного выделения из состава слова, даже если на этот слог не падает ударение.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных ую в словах». Задание: слушать слова с гласными у и ю, записать их в два столбика: в первый – с гласной у, а во второй – с гласной ю. Инструкция: «Вспомним, если согласный звучит мягко, пишем букву.... Если согласный звучит твёрдо, пишем букву.... Я буду читать слова. А вы думайте, как в них звучит согласный, и в какой столбик мы запишем слово: в правый или левый. Слово нюхать. (Логопед произносит слово утрированно, выделяя нужный слог силой голоса при сохранении правильности ударения.) Как звучит согласный [н] – твёрдо или мягко? Значит, пишем букву.... И записываем в столбик...»

Речевой материал: буквы, гусь, верблюд, петух, колют, мука.

# # #

& Возможная ошибка

Логопед, прося детей дать характеристику оппозиционных звуков по твёрдости – мягкости, требует изолированного произнесения мягких согласных без их сочетания с гласными второго ряда, что в итоге приводит к звучанию данного согласного как смягчённого мягким знаком.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных а – я в слогах и словах». Задание: послушать слог, произнести, определить характер звучания согласного по твёрдости – мягкости и гласную, которая пишется после этого согласного. Инструкция: «Произнесём слог ня. Какой [н] слышится в начале – твёрдый или мягкий? (Мягкий.) А мягко он как звучит?»

$ Методические рекомендации

При уточнении характера звучания твёрдого или мягкого согласного логопед в ряде случаев вынужден отступать от норм русского языка. Это заключается в следующем: когда детям предлагается слово, содержащее тот или иной изучаемый мягкий согласный (например: тряпка), логопед сначала сам выделяет этот согласный, произнося его в твёрдом варианте [р], и просит дать его характеристику по твёрдости – мягкости, не требуя от детей называть этот согласный в мягком варианте типа [р’]. В противном случае в сознании детей возникает образ этого согласного в сочетании с мягким знаком, что не только не способствует закреплению дифференциации изучаемых гласных, но и провоцирует замену этих гласных на мягкий знак, например: утюг – утьг, утьюг.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных а – я в слогах и словах». Задание: послушать слог, произнести, определить характер звучания согласного по твёрдости – мягкости и гласную, которая пишется после этого согласного. Инструкция: «Произнесём слог ня. Какой [н] слышится в начале – твёрдый или мягкий?... Значит, какую букву напишем после него – а или я?...».

# # #

& Возможная ошибка

Хоровое проговаривание слогов с оппозиционными согласными осуществляется при наличии перед глазами детей таблицы, содержащей эти слоги.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». После сообщения темы занятия и формулировании вывода о том, что гласные а, о, у, ы, э стоят после твёрдых согласных, а гласные я, ё, ю, и, е – после мягких, логопед предлагает детям с опорой на таблицу гласных первого и второго ряда произнести хором следующие слоги: Ма. Звук [м] звучит твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после твёрдого [м] в слоге ма?

Мя. Звук [м] звучит твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после мягкого [м] в слоге мя?

Мо. Звук [м] звучит твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после твёрдого [м] в слоге мо?

Мё. Звук [м] звучит твёрдо или мягко? Какая гласная пишется после мягкого [м] в слоге мё?» И т. д.

$ Методические рекомендации

Хоровое проговаривание слогов с оппозиционными согласными должно проводиться без опоры на таблицу или любой другой письменный текст в связи с тем, что при этом дети ориентируются не на сигнальные показатели (например: твёрдости – мягкости), а просто читают соответствующие слоги, что, естественно, не способствует совершенствованию фонематического слуха.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Задание № 1: логопед называет твёрдые слоги, а дети соответствующие им мягкие слоги, и наоборот.

Задание № 2: одна группа детей говорит твёрдо, другая – мягко, и наоборот.

Оба задания проводятся с опорой только на слуховое восприятие.

# # #

& Возможная ошибка

При закреплении знания пар гласных первого и второго ряда логопед опирается на их механическое заучивание, не объясняя при этом принцип их соответствия друг другу.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Обобщение: «Посмотрите на таблицу гласных на доске. Эти гласные (обратите внимание, как они стоят) образуют пары: а – после твёрдого согласного, я – после мягкого согласного, о – после твёрдого согласного, е – после мягкого согласного. Давайте прочитаем их по парам хором: а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е. А теперь закрепим полученные знания. (Таблица закрывается.)».

Задание № 1: послушать слоги с твёрдым согласным и назвать с этим же согласным, но мягким.

Речевой материал: ма, ро, ну, лы, дэ, ка, го, ды, зу.

Задание № 2: послушать слоги с мягким согласным и назвать с этим же согласным, но твёрдым.

Речевой материал: рё, сю, де, ню, кё, лю, зя, вё, тя, мю.

$ Методические рекомендации

При закреплении пар твёрдых и мягких согласных, содержащих гласные первого и второго ряда, необходимо требовать от детей не механического заучивания состава данных пар, а объяснять принцип их объединения, который состоит в следующем. Когда мы произносим гласные первого ряда, то язык, находясь в ротовой полости, в разных положениях, располагается спокойно, не напрягаясь; если в процессе произнесения той или иной гласной первого ряда напрячь язык и оттянуть его назад, то возникает соответствующий мягкий аналог. Отсутствие необходимой артикуляционной дифференциации провоцирует соответствующие замены на письме.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Обобщение: «Посмотрите на таблицу гласных на доске. Эти гласные (обратите внимание, как они стоят) образуют пары: а – после твёрдого согласного, я – после мягкого согласного, о – после твёрдого согласного, ё – после мягкого согласного.... А как вы думаете, почему буквы выстроились так, а не по-другому? Давайте возьмём любую согласную, например м, прочитаем с ней все гласные первого ряда и подумаем, как в это время ведёт себя наш язык – спокойно или напрягается. Читаем хором слоги.... Как ведёт себя наш язык – спокойно или напрягается?... А теперь будем по очереди читать эти слоги и немножко отодвигать язык назад. И думаем, что из этого получается и как ведёт себя наш язык – спокойно или напрягается. Хором: ма – отодвинули язык назад. Что получилось?... Как ведёт себя наш язык – спокойно или напрягается?... Итак, когда мы произносим слоги с твёрдыми согласными, наш язык ведёт себя...? А если мы отодвинем язык немножко назад, то получается...? И язык...».

Задание № 1: послушать слоги с твёрдым согласным и назвать с этим же согласным, но мягким.

Речевой материал: ма, ро, ну, лы, дэ, ка, го, ды, зу.

Задание № 2: послушать слоги с мягким согласным и назвать с этим же согласным, но твёрдым.

Речевой материал: рё, сю, де, ню, кё, лю, зя, вё, тя, мю.

 

# # #

& Возможная ошибка

При первоначальном знакомстве детей с гласными первого и второго ряда логопед верно включает в их состав также пару э – е для создания полного представления о данной оппозиции, но в дальнейшем уделяет этой паре такое же по объёму внимание, как и всем остальным парам с гласными первого и второго ряда.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». После этапа сообщения нового на первом занятии логопед приступил к закреплению.

Задание № 1: послушать слоги с твёрдым согласным и назвать слоги с этим же согласным, но мягким. Инструкция: «Поиграем. Я – большой медведь и буду называть слоги с твёрдым согласным, а вы – маленькие мишки и будете называть слоги с мягким согласным».

Речевой материал: ла, ма, ды, су, ка, лэ, мы, тэ, со, вэ, пы.

Задание № 2: послушать слоги с мягким согласным и назвать слоги с этим же согласным, но твёрдым. Инструкция: «А теперь поменяемся ролями: я – маленький мишка и называю слоги с мягким согласным, а вы – большие медведи и называете слоги с твёрдым согласным».

Речевой материал: си, те, ля, дю, ре, кя, гё, ме, тю, ве.

Задание № 3: послушать слоги и записать их в два столбика: в первый – с твёрдыми согласными, а во второй – с мягкими. Инструкция: «Запишем слоги в два столбика: в первый – с твёрдыми согласными, а во второй – с мягкими. Первый слог ла, как звучит звук [л] – твёрдо или мягко? Какая гласная пишется в слоге ла? В какой столбик записываем слог? Запишем».

Речевой материал: ля, не, нэ, кя, ка, вё, во, сэ, се, дю, ду, ти, ты, дя, да, зе, зэ, лэ, ле.

$ Методические рекомендации

При объяснении темы в состав гласных первого и второго ряда должна быть включена такая пара, как э – е. Можно провести её анализ в ходе первоначального разбора таблицы, но позднее не следует акцентировать на ней внимание, так как показатели твёрдости – мягкости в данной паре выражены наиболее чётко, в связи с чем обозначающие их буквы практически никогда не заменяются.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». После этапа сообщения нового на первом занятии логопед приступил к закреплению.

Задание № 1: послушать слоги с твёрдым согласным и назвать слоги с этим же согласным, но мягким. Инструкция: «Поиграем. Я – большой медведь и буду называть слоги с твёрдым согласным, а вы – маленькие мишки и будете называть слоги с мягким согласным».

Речевой материал: ла, ма, ды, су, ка, мы, со, пы.

Задание № 2: послушать слоги с мягким согласным и назвать слоги с этим же согласным, но твёрдым. Инструкция: «А теперь поменяемся ролями: я – маленький мишка и называю слоги с мягким согласным, а вы – большие медведи и называете слоги с твёрдым согласным».

Речевой материал: си, ля, дю, кя, гё, ме, тю.

Задание № 3: послушать слоги и записать их в два столбика: в первый – с твёрдыми согласными, а во второй – с мягкими. Инструкция: «Запишем слоги в два столбика: в первый – с твёрдыми согласными, а во второй – с мягкими. Первый слог ла, как звучит звук [л] – твёрдо или мягко?... Какая гласная пишется в слоге ла?... В какой столбик записываем слог?... Запишем».

Речевой материал: ля, кя, ка, вё, во, дю, ду, ти, ты, дя, да.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (акустическая дисграфия)

+ Методические основы

+ Наличие дифференциации, предшествующей определению итога.

+ Неиспользование лексического материала с ошибочной подстановкой мягкого знака.

# # #

& Возможная ошибка

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Задание: отгадать загадки, из отгадок выделить последний согласный, уточнить характер его звучания – твёрдо или мягко, отгадку записать. Инструкция: «Сейчас я буду вам загадывать загадки. Сначала нужно их отгадать».

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Задание: отгадать загадки, из отгадок выделить мягкий согласный, уточнить способ его обозначения, отгадку записать. Инструкция: «Сейчас я буду вам загадывать загадки. Сначала нужно их отгадать».

 

Речевой материал:

а) С «б» ужасна я бываю,

С «м» меха я пожираю,

С «р» актеру я нужна,

С «с» для повара важна.

(Боль, моль, роль, соль)

«Какой звук мы слышим на конце этих слов – твёрдый или мягкий? Значит, в слове боль после согласного л пишем (пауза)? Записываем эту отгадку в тетради и обводим согласный л и мягкий знак в кружок». И т. д.

б) С «м» я в море,

С «в» я в поле,

С «п» я в доме,

С «г» – в футболе.

(Мол, вол, пол, гол)

Работа проводится аналогично.

$ Методические рекомендации

При закреплении любой темы могут использоваться задания, содержащие «провокационный» речевой материал, например, тот, в котором отсутствует изучаемый звук. Такие слова необходимо вычленять из общего контекста для сравнения с остальными, но не акцентировать на них внимания в дальнейшем и тем более не тратить времени на записывание их в тетрадь.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

Задание № 1: отгадать загадки, из отгадок выделить последний согласный, уточнить характер его звучания – твёрдо или мягко, отгадку записать. Инструкция: «Сейчас я буду вам загадывать загадки. Сначала нужно их отгадать».

 

Речевой материал:

С «б» ужасна я бываю,

С «м» меха я пожираю,

С «р» актеру я нужна,

С «с» для повара важна.

(Боль, моль, роль, соль)

«Какой звук мы слышим на конце этих слов – твёрдый или мягкий? Значит, в слове боль после согласного л пишем мягкий знак? Записываем эту отгадку в тетради и обводим согласный л и мягкий знак в кружок». И т. д.

Задание № 2: отгадать загадки, из отгадок выделить последний согласный, уточнить характер его звучания – твёрдо или мягко. Инструкция: «Какой звук мы слышим на конце этих слов – твёрдый или мягкий? Значит, в слове мол после согласного л пишем мягкий знак?»

С «м» я в море,

С «в» я в поле,

С «п» я в доме,

С «г» – в футболе.

(Мол, вол, пол, гол)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.072 с.)