Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические особенности проведения отдельных видов работ
+ Принципы + Установка перед прослушиванием или прочтением материала задания. + Наличие анализа, предваряющего выполнение задания. + Предлагаемые логопедом вопросы не должны содержать предполагаемый ответ. + Выполнение задания с содержательным разбором итогового результата. + Непрерывание по ходу выполнения задания возвратом к первоначальной инструкции или разбору. + Отсутствие временного разрыва между записью и разбором анализируемого материала. # # # & Возможная ошибка Перед чтением текста отсутствует предварительная установка на запоминание его главных героев и происходящих с ними событий. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация согласных [к] – [г] в слогах и словах». На этапе выделения изучаемых звуков из слов: послушать стихотворение: Пишет Мишка-Михаил: «Дед Герасим гол забил». Все читают, восклицают: – Ай да старый, гол забил! Дать во все газеты Дедовы портреты! – Нет, – сказал сердито дед, – Мишкин дайте в них портрет! Писал диктовку в школе, А думал о футболе. Оттого-то кол превратился в гол, И за этот гол получил он кол. Ответить на вопросы по содержанию стихотворения. Инструкция: «В чём была ошибка Мишки? Какие два значения есть у слова «кол»? И т. д.». $ Методические рекомендации Перед чтением любого текста, стихотворного или прозаического, необходимо давать предварительную установку, заключающуюся в том, что детей просят в ходе прослушивания запомнить, о ком в нём говорится и какие события происходят. При этом учащиеся более или менее концентрируют внимание на прослушиваемом тексте и осуществляют его первоначальный анализ. Отсутствие установки приводит к тому, что, как правило, дети слушают только тот текст, в котором ярко выражены сюжетные линии, или не слушают даже его в зависимости от настроения и состояния. В итоге последующий за текстом разбор его содержания требует нового прочтения. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация согласных [к] – [г] в слогах и словах». На этапе выделения изучаемых звуков из слов: послушать стихотворение: «Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Слушайте его внимательно, а потом скажите, о ком в нём говорится и что он делал. И т. д.».
# # # & Возможная ошибка Объём стихотворения, предлагаемого детям, превышает объём их произвольного внимания и памяти, что в сочетании с отсутствием анализа содержания стихотворения выражается в неполном выполнении задания. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [с’] в словах». Задание: послушать стихотворение, запомнить слова со звуками [с] и [с’]. Инструкция: «Послушайте стихотворение, запомните слова со звуками [с] и [с’]». Речевой материал:
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики Сегодня – посмотри! Как розовые яблоки На ветках снегири. Продолжение инструкции: «В каких словах вы услышали звуки [с] и [с’]?» $ Методические рекомендации При использовании стихотворного речевого материала желательно, чтобы в первых-вторых классах его объём не превышал шести-восьми строчек. Сначала логопед выразительно читает стихотворение, задаёт два-три вопроса по содержанию, после чего по очереди прочитывает по одной-две строчки так, чтобы они представляли собой законченные по содержанию предложения, и после прослушивания просит детей выбрать слова с соответствующими звуками. Когда все слова в прочитанной строчке названы, логопед задаёт такой же вопрос, как и ранее, типа: «А ещё?» и т. д. Если после называния всех слов звучит вопрос, отличный от предыдущих, то дети тут же понимают, что, очевидно, все слова закончились, и перестают самостоятельно анализировать прослушанное. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [с’] в словах». Задание: послушать стихотворение, выделить слова со звуками [с] и [с’]. Инструкция: «Послушайте стихотворение и запомните, о чём в нём говорится». Речевой материал:
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики Сегодня – посмотри! Как розовые яблоки На ветках снегири. Продолжение инструкции: «О чём говорится в этом стихотворении? Какое время года на улице? Как вы догадались? Почему автор говорит, что лужицы превратились в холодное стекло? Почему снегири похожи на розовые яблоки?
А теперь я буду читать по несколько строчек, а вы выбирайте слова с нашими звуками [с] и [с’]... Назовите слог с нашим звуком. Какой это звук – твёрдый или мягкий? А ещё?...». # # # & Возможная ошибка Использование при закреплении значений предлогов вопросов, содержащих изучаемые предлоги. @ Пример ошибки Тема занятия: «Предлог к (в значении направления в сторону кого-нибудь, чего-нибудь)». Задание: послушать вопрос с изучаемым предлогом и ответить на него словом с предлогом: «Когда мы заболеем, мы идём к кому? На каникулах мы едем в деревню к кому?» $ Методические рекомендации При закреплении предлогов в целях их актуализации могут использоваться незаконченные предложения, интонационно заканчивающиеся вопросом, который предполагает подбор слова с изучаемым предлогом. При этом необходимо учитывать, что задаваемые детям вопросы не должны содержать актуализируемые предлоги. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Предлог к (в значении направления в сторону кого-нибудь, чего-нибудь)». Задание: послушать вопрос и ответить на него словом с предлогом: «Когда мы заболеем, мы идём куда? На каникулах мы едем в деревню. Кто нас там ждёт?... Значит, мы едем в деревню...» # # # & Возможная ошибка При образовании новых слов с помощью приставки осуществляется механическое манипулирование составом слов, содержащих изучаемую приставку, не сопровождающееся уточнением её значения или дифференциацией от значений других приставок. @ Пример ошибки Тема занятия: «Приставка за-». Задание: от предлагаемых глаголов образовать новые слова с приставкой за-. Инструкция: «Прочитайте слова, которые я записала на доске. Нам нужно подставить к ним приставку за-, подумать, какие слова получатся, и записать их». Речевой материал: -летел, -плыл, -говорил и т. д. $ Методические рекомендации При изучении приставок основной целью занятий должно быть уточнение различными средствами значений слов, содержащих ту или иную приставку. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Приставка за-». Задание: от предлагаемых глаголов образовать новые слова с приставкой за-; придумать словосочетания или предложения с этими словами; уточнить их значение. Инструкция: «Читаем по очереди слова, которые я записала на доске.... Подставьте к этому слову приставку за-, какое слово получилось?... Придумайте с этим словом словосочетание или предложение.... Покажите рукой, что значит «залететь». Речевой материал: -летел, -плыл, -говорил и т. д. # # # & Возможная ошибка Использование при дифференциации приставок задания на образование слов по аналогии с механическим изменением данных приставок и без разбора слов, содержащих эти приставки. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация приставок в- – вы-». Задание: назвать противоположные действия при помощи приставок в- и вы-, записать слова и выделить в них приставки. Образец: внести – вынести. Речевой материал: вложить, впустить, вкатить, влезть, влететь, вползти. $ Методические рекомендации При изучении темы «Приставки» часто используются задания типа назвать противоположные действия при помощи приставок... и.... В этом случае дети образовывают по аналогии с образцом новые слова. И если это образование не сопровождается соответствующим разбором их значения, то задания выполняются просто механически. В связи с этим отсутствие ошибок при его выполнении не является показателем усвоения значения тех или иных приставок и содержащих их слов.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация приставок в- – вы-». Задание: назвать противоположные действия при помощи приставок в- и вы-, записать слова, выделить в них приставки, объяснить значение каждого слова, устно придумать предложения с приставочными глаголами. Образец: внести – вынести. Речевой материал: вложить, впустить, вкатить, влезть, влететь, вползти. # # # & Возможная ошибка Выполнение задания, предложенного в игровой форме, постоянно прерывается возвратом к первоначальному разбору. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в словах». Задание: слушать слоги с твёрдыми согласными и называть оппозиционные им с мягкими согласными. Инструкция: «Я – учитель, а ты – вредный(-ая) ученик(-ца). Я называю слог с твёрдым согласным, а ты, из вредности, с мягким согласным. Му, звук [м] звучит твёрдо или мягко? (Твёрдо.) А ты назови слог с мягким согласным [м]. (Мю.) Ку, звук [к] звучит твёрдо или мягко? А ты назови слог с мягким звуком [к]. (Кю.) Су, звук [с] звучит твёрдо или мягко? (Твёрдо.) А ты назови слог с мягким согласным [с]. (Сю.)». $ Методические рекомендации При работе с детьми, имеющими ОНР IV уровня, время выполнения упражнений, предполагающих реализацию одной, предельно простой, инструкции типа игры «Наоборот», не следует прерывать выполнение задания после каждого слога или слова возвратом к первоначальной инструкции. Это обусловлено тем, что дети этой категории, не имея выраженных нарушений внимания и произвольной деятельности, как правило, «не теряют» данную инструкцию по ходу выполнения задания. Возможные ошибки могут быть связаны только с чрезмерностью материала, предлагаемого для того или иного упражнения, и, как следствие, с утомляемостью детей при выполнении задания. В таких случаях следует или завершить задание, или, ещё раз напомнив инструкцию, продолжить до появления признаков утомления. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями
Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в словах». Задание: слушать слоги с твёрдыми согласными и называть оппозиционные им с мягкими согласными. Инструкция: «Я – учитель, а ты – вредный(-ая) ученик(-ца). Я называю слог с твёрдым согласным, а ты, из вредности, с мягким согласным. Му, звук [м] звучит твёрдо или мягко? (Твёрдо.) А ты назови слог с мягким согласным [м]. (Мю.)». # # # & Возможная ошибка Проговаривание слогов с оппозиционными звуками перемежается анализом их звукового состава. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [з]». Задание № 1: послушать слоги с изучаемыми звуками, повторить, назвать первый звук. Инструкция: «За. (За.) Назовите первый звук в слоге за. ([з]) Са. (Са.) Назовите первый звук в слоге са. ([с]) Зы. ([з]) Назовите первый звук в слоге зы. ([з]) Сы. ([с]) Назовите первый звук в слоге сы. ([с]) И т. д.». Речевой материал: су, зу, со, зо, зэ, сэ. Задание № 2: послушать слоги и записать их в два столбика: в первый – со звуком [с], во второй – со звуком [з]. Речевой материал: из предыдущего задания. $ Методические рекомендации Проговаривание слогов с оппозиционными звуками (гласными или согласными) не должно перемежаться анализом их звукового состава, так как в подобных случаях нарушается процесс концентрации внимания и фиксации его на слуховых дифференцировках. Соответствующий анализ должен проводиться позже, предваряя написание слогов и слов. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [з]». Задание № 1: послушать слоги с изучаемыми звуками, повторить, назвать первый звук. Инструкция: «За.... Назовите первый звук в слоге за.... Са.... Назовите первый звук в слоге са.... Зы. Сы. И т. д.». Речевой материал: су, зу, со, зо, зэ, сэ. Задание № 2: послушать слоги и записать их в два столбика: в первый – со звуком [с], во второй – со звуком [з]. Инструкция: «А теперь мы запишем эти слоги в два столбика. В звонкий столбик будем записывать слоги с какой буквой?... А в глухой столбик – с какой буквой?...». Речевой материал: из предыдущего задания. # # # & Возможная ошибка При выполнении заданий на уровне предложений отсутствует требование от детей полных ответов. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш] в словах и предложениях». Задание: послушать загадки, отгадками в которых являются названия животных, назвать действия, которые эти животные могут выполнять, так, чтобы в них были звуки [с] или [ш]. Инструкция: «К нам в гости придут звери, угадайте, какие (на доске выставлены соответствующие картинки). Лежит под крылечком, хвост колечком? (Собака.) Усищи, хвостище, а моется всех чище? (Кот.) А теперь назовите действия, которые могут выполнить кошка и собака, и чтобы в этих словах были звуки [с] или [ш]». Примерные варианты ответов: шипеть, скулить, ласкаться, шалить, чесаться и т. д. $ Методические рекомендации Известно, что дети, путая те или иные буквы на письме, практически всегда заменяют и смешивают соответствующие им звуки в устной речи. В связи с этим виды работ на уровне предложения должны предполагать не просто называние отдельных слов из этого предложения, а в качестве итога формулирование ответа на вопрос в виде полного предложения.
|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш] в словах и предложениях». Задание: послушать загадки, отгадками в которых являются названия животных, назвать действия, которые эти животные могут выполнять, так, чтобы в них были звуки [с] или [ш]. Инструкция: «К нам в гости придут звери, угадайте какие (на доске выставлены соответствующие картинки). Лежит под крылечком, хвост колечком? (Собака.) Усищи, хвостище, а моется всех чище? (Кот.) А теперь назовите действия, которые могут выполнить кошка и собака, и чтобы в этих словах были звуки [с] или [ш]. Отвечайте полным предложением».
# # # & Возможная ошибка При работе по закреплению значений предлогов и их дифференциации на уровне предложений осуществляется вычленение из предъявляемого речевого материала только изолированных предлогов. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на». Задание (на этапе дифференциации в предложениях): послушать предложения и назвать предлоги, которые в них встретятся. Речевой материал: Птица сидит в клетке. Ваза стоит на столе. Лиса живёт в лесу. Пальто висит в шкафу. Яблоко лежит на тарелке. На клумбе расцвели цветы. Книга лежит на парте. Рыбы живут в воде. $ Методические рекомендации На занятиях по дифференциации тех или иных предлогов логопед должен планировать вычленение изучаемых предлогов из состава предложений в целях предупреждения их слитного написания со словами. Однако за выделением изолированного предлога должно следовать выделение этого же предлога со словом, т. к. восприятие одного предлога без конкретизации относящегося к нему объекта затрудняет осознание его пространственного значения. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на». Задание (на этапе дифференциации в предложениях): послушать предложения, назвать слова с предлогами, предлоги. Речевой материал: Птица сидит в клетке. Ваза стоит на столе. Лиса живёт в лесу. Пальто висит в шкафу. Яблоко лежит на тарелке. На клумбе расцвели цветы. Книга лежит на парте. Рыбы живут в воде. # # # & Возможная ошибка Введение нового понятия осуществляется в устном плане без параллельной записи анализируемых слов. @ Пример ошибки Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака». Объяснение нового: «Ребята, я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: ел – ель. Что значит ел? Что можно есть? А что такое ель? Значит, эти слова отличаются значением. А ещё чем? Как звучит последний согласный? Слушайте внимательно: ел – ель. В слове ел... В слове ель... Как звучит согласный [л] в слове ел? В слове ель? Чтобы звук [л] стал мягким, нужно написать после него мягкий знак. Для чего нам нужен мягкий знак?» Речевой материал: угол – уголь, брат – брать. $ Методические рекомендации При знакомстве с темой «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» возможно использование слов, отличающихся одной буквой, типа стал – сталь, мол – моль и т. д. Однако сопоставление их звучания и написания возможно только при одновременной записи (слов без мягкого знака) и попытках записи (слов с мягким знаком) на доске. Опора только на проговаривание таких слов недостаточна в силу того, что в данном случае осуществляется не только анализ каждого слова в отдельности, но и сравнение этих слов, что значительно затрудняет детей с ОНР III уровня. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака». Объяснение нового: «Ребята, я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: ел – ель. Что значит ел? Что можно есть? А что такое ель? Значит, эти слова отличаются значением. А ещё чем? Как звучит последний согласный? Слушайте внимательно: ел – ель. В слове ел... В слове ель... Давайте запишем эти слова. Я на доске, а вы у себя в тетради. Как звучит согласный [л] в слове ел?... В слове ель?... Поэтому после л мы должны написать мягкий знак. Прочитайте ещё раз эти слова. Значит, как называется наша буква? Для чего нам нужен мягкий знак?». Речевой материал: угол – уголь, брат – брать. Физкультминутки + Принципы + Включение в структуру занятия физкультминуток с учетом утомляемости детей. + Соответствие содержания физкультминутки теме проводимого занятия. # # # & Возможная ошибка Место использованной на занятии физкультминутки выбрано без учета момента наступающего у детей утомления. @ Пример ошибки Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака». План работы: 1. Организационный момент. 2. Объяснение новой темы (см. выше в разделе Темы и цели логопедических занятий). 3. Закрепление нового материала. Задание: послушать слова, определить характер звучания последнего согласного, объяснить правописание, записать эти слова. Инструкция: «Какую букву мы ставим после мягкого согласного? Послушайте внимательно слово тюлень, звук [н] какой? Значит, что мы пишем после буквы н? Запишите». 4. Физкультминутка. Мы писали, мы писали – Наши пальчики устали. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. 5. Подведение итогов. Какую букву мы сегодня прошли? Для чего нужен мягкий знак? $ Методические рекомендации Цель проведения физкультминутки заключается в некотором снятии физического и умственного утомления, возникающего у детей в ходе занятия. Поэтому физкультминутка должна занимать промежуточное место между отдельными этапами занятия, не обязательно на середине, а по мере того, как отмечаются признаки повышенного утомления. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака». План работы: 1. Организационный момент. 2. Объяснение новой темы (см. выше в разделе Темы и цели логопедических занятий). 3. Закрепление нового материала. Задание: послушать слова, определить характер звучания последнего согласного, объяснить правописание, записать эти слова. Инструкция: «Какую букву мы ставим после мягкого согласного? Послушайте внимательно слово тюлень, звук [н] какой? Значит, что мы пишем после буквы н? Запишите». Должен присутствовать минимум ещё один вид работы. 4. Физкультминутка. Мы писали, мы писали – Наши пальчики устали. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. Должны присутствовать минимум один-два вида работ. 5. Подведение итогов. Какую букву мы сегодня прошли? Для чего нужен мягкий знак?
# # # & Возможная ошибка Содержание проводимой физкультминутки не соответствует теме занятия. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация звуков [с’] – [щ]». Физкультминутка (стихотворение, сопровождающееся движениями): Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем. Мы крутимся потом, Мы топаем ногами: – Топ – топ – топ. Мы руки поднимаем: – Хлоп – хлоп – хлоп. Мы руки разведём И побежим кругом. $ Методические рекомендации На логопедических занятиях допустимо проведение физкультминуток, но не более одной в течение одного занятия. Их содержание должно жёстко соответствовать изучаемой теме занятия, в противном случае дети полностью отвлекаются от содержания занятия, и следующий вид работы нужно снова предварять соответствующей актуализацией. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация звуков [с’] – [щ]». Физкультминутка (стихотворение, сопровождающееся движениями): Совища из лесища глазами-то хлоп, хлоп, а козлище из хлевища ногами-то топ, топ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.184 (0.101 с.) |