Организационный момент и итог занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный момент и итог занятия



+ Принципы

+ Наличие и целенаправленность организационного момента.

+ Наличие и целенаправленность итога.

+ Полное формулирование итога логопедических занятий.

+ Совместное подведение итога занятия логопедом и детьми.

+ Подведение итога занятия в виде повторения изучаемого алгоритма.

+ Совпадение содержания вопросов, используемых при подведении итога занятий, с вопросами на этапе актуализации или при объяснении нового материала.

# # #

& Возможная ошибка

В состав организационного момента включается один из видов работ по изучаемой теме, при этом отсутствует этап актуализации знаний, полученных на предыдущем занятии.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация [с’] – [щ]». Организационный момент: «Первым сядет тот, кто назовет слова со звуками [с’] и [щ]».

$ Методические рекомендации

Организационный момент, являющийся неотъемлемой частью любого логопедического занятия и урока, представляет собой посадку детей на свои места, а также должен быть направлен на концентрацию внимания учащихся. Любые дополнительные задания, использующиеся в качестве организационного момента, являются уже одним из этапов занятия с одной стороны, и не обеспечивают концентрации внимания детей на предстоящей деятельности, а с другой стороны, при этом оказывается пропущенным этап актуализации и повторения знаний, усвоенных на предыдущих занятиях.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация [с’] – [щ]». Организационный момент: «Сели. Положили руки перед собой. Внимательно смотрим на меня». Актуализация имеющихся знаний: «О каких звуках мы говорили на прошлом занятии? Чем похожи эти звуки? Они оба (пауза) –.... Чем они отличаются? (Пауза.) Что делают губы, когда мы произносим звук [с’]? А звук [щ]? Где находится язычок, когда мы произносим звук [с’]? А звук [щ]?»

# # #

& Возможная ошибка

При подведении итогов занятия логопед ограничивается вопросом: «Какое маленькое слово мы сегодня изучали, и как оно называется?».

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Предлог на». Подведение итога: «Какое маленькое слово мы сегодня изучали? Как оно называется? Каждый придумывает словосочетание или предложение с нашим предлогом».

$ Методические рекомендации

При изучении предлогов логопед должен не только добиваться от детей понимания их значения и верного употребления в связной речи, но и формировать у них грамматическое представление о предлоге, что будет являться соответствующей пропедевтикой этой темы на уроках русского языка.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Предлог на». Подведение итога: «Какое маленькое слово мы сегодня изучали? Как оно называется? Для чего нужен предлог? Как он пишется со словом? Каждый придумывает словосочетание или предложение с нашим предлогом».

# # #

& Возможная ошибка

При подведении итога на занятии по закреплению предлога отсутствует уточнение его пространственного значения.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Предлог с». Итог занятия: «Какую тему изучали? Что такое предлог? Для чего он нужен? Как пишется со словом?»

$ Методические рекомендации

Итог занятий по закреплению тех или иных предлогов должен включать в себя кроме традиционных моментов, предполагающих припоминание («Какую тему изучали? Что такое предлог? Для чего он нужен? Как пишется со словом?»), также и составление словосочетаний или предложений с данным предлогом, т. к. наличие у ребёнка только перечисленных знаний не является единственной и главной целью занятий подобного рода. Прежде всего ребёнок должен усвоить пространственные и иные значения предлогов.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Предлог с». Итог занятия: «Какую тему изучали? Что такое предлог? Для чего он нужен? Как пишется со словом? Каждый придумывает словосочетание или предложение с нашим предлогом».

# # #

& Возможная ошибка

При подведении итога занятия логопед полностью проговаривает за детей отрабатываемый алгоритм по теме.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Ознакомление с приставкой вы-». Итог: логопед напомнил, что сегодня дети проходили приставку вы-, и объяснил, для чего нужна приставка и как она пишется.

$ Методические рекомендации

Подведение итога занятия должно представлять собой новую актуализацию полученных ранее и на данном занятии знаний, поэтому логопед строит работу таким образом, чтобы она носила полусамостоятельный характер. При этом он задает вопросы по заранее сформулированному алгоритму. Требовать от детей полностью самостоятельного изложения алгоритма целесообразно только на завершающих занятиях по теме. В то же время, когда логопед стремится полностью подменить собою детей, делая это, очевидно, по различным соображениям типа не успел уложиться по времени, устали дети и т. п., и полностью проговаривает за них требуемый алгоритм, то цель подведения итога занятия оказывается недостигнутой.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Ознакомление с приставкой вы-». Итог: «О чём мы сегодня говорили? Вы- это ... Приставка – это... Она находится в слове... Приставка нужна для... Приставка пишется со словом...»

# # #

& Возможная ошибка

Использование при подведении итога занятия дополнительного вида работы, направленного на закрепление изучаемой темы и представляющего собой конкретизацию сформулированного (самостоятельно детьми или с помощью логопеда) алгоритма.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака на конце слова». Подведение итога: «Кто мне скажет, для чего используется мягкий знак? Кто вспомнит, на какой вопрос отвечает слово «купит»? Значит, мы будем писать мягкий знак в конце слова или нет? А в слове «купить»? А на какой вопрос отвечает слово «купить»?»

$ Методические рекомендации

Подведение итогов занятия должно представлять собой только воспроизведение алгоритма, отрабатываемого на данном занятии. Любые дополнительные задания, направленные на конкретизацию этого алгоритма, фактически являются новым видом работы.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака на конце слова». Подведение итога: «Какую букву мы сегодня проходили? Для чего нам нужен мягкий знак?»

# # #

& Возможная ошибка

Различные формулировки алгоритма знаний по изучаемой теме на этапе актуализации и при подведении итогов.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [с’]». Актуализация имеющихся знаний: «На прошлых занятиях мы с вами проходили звуки [с] и [с’]. Давайте повторим слова с этими звуками. Слушайте: сад – сядь, сыпать – синий, Соня – Сёма. Как звучит звук [с] в слове «сад»? Твёрдо или мягко? Значит, он какой? А в слове «сядь» как звучит [с’]? Какой он?» (Аналогично разбираются остальные пары слов.)

«Значит, сегодня мы будем учиться различать твёрдый звук [с] и мягкий [с’]».

Итог занятия: «Теперь давайте вспомним, что мы с вами сегодня проходили. Повторим звук [с], какой он? А [с’] – какой? А что у них общего?»

$ Методические рекомендации

На всех занятиях в обязательном порядке должны присутствовать такие составляющие, как актуализация имеющихся у детей знаний в виде припоминания материала, пройденного на предыдущих занятиях, и итог занятия. При этом необходимо, чтобы формулировки во время повторения были идентичны формулировкам, звучащим при подведении итогов. Это могут быть ответы на вопросы логопеда по отрабатываемому штампу, полный ответ наиболее сильного ученика или договаривание штампа по отрабатываемому алгоритму.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация звуков [с] – [с’]». Актуализация имеющихся знаний: «О каких звуках мы говорили на прошлом занятии? Чем они похожи? Они – оба (пауза).... Чем они отличаются? Звук [с] – твёрдый или мягкий? А звук [с’]?»

Итог занятия: «О каких звуках мы сегодня говорили? Чем они похожи? Они – оба (пауза).... Чем они отличаются? Звук [с] – твёрдый или мягкий? А звук [с’]?»

Объяснение нового материала

+ Принципы

+ Целостное объяснение темы занятия.

+ Объяснение с использованием предметного и рисуночного материала.

+ Использование при объяснении нового материала обобщённой схемы с её конкретизацией рисуночным материалом.

+ Первоначальное выявление в ходе сравнительной характеристики сходства, а затем различия изучаемых языковых явлений.

+ Первоначальная иллюстрация пространственных различий обоих предлогов на примере одного объекта.

+ Недопустимость использования многословной инструкции и объяснений.

+ Использование однотипных формулировок при создании алгоритма по изучаемой теме.

+ Недопустимость при объяснении нового материала отражённого проговаривания формулировок логопеда.

+ Подведение к самостоятельным ответам на поставленные вопросы.

+ Объяснение грамматических признаков изучаемых частей речи.

# # #

& Возможная ошибка

Использование при объяснении нескольких заданий, хотя и объединённых общей темой, но направленных на решение различных составляющих получаемых знаний. Углублённое усвоение каждого из компонентов отсутствует.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация [с] – [з] в словах». Объяснение: «К нам пришла Бабушка-Загадушка, чтобы повторить с нами знакомые звуки. Отгадайте загадки, и вы вспомните эти звуки».

Речевой материал:

 

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спине – щетинка. (Свинья)

Продолжение объяснения: «Давайте вспомним, как звенит комар (хором): з-з-з. А как воздух выходит из насоса, когда накачивают шину (хором): с-с-с. При произнесении звука [с] губки улыбаются. Кончик языка внизу. Горлышко не дрожит, если приложить ладонь. А при звуке [з] что с губками? (Улыбаются.) А кончик где? (Внизу.) И горлышко дрожит».

$ Методические рекомендации

Объяснение темы занятия должно осуществляться только одним путём и в виде одного задания. Объём этого задания может быть различен как по количеству используемого материала, так и по времени, затрачиваемому на его выполнение. Все остальные задания должны быть направлены на закрепление.

Подача одного и того же материала с помощью разных заданий приводит к неусвоенности темы в связи с тем, что детей, имеющих снижение интеллектуального развития любой степени выраженности, в данном случае вторичную задержку психического развития, в значительной степени затрудняет усвоение разных принципов и подходов к одному и тому же итогу.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация [с] – [з] в словах». Объяснение: «Давайте вспомним, как звенит комар (хором): з-з-з. А как воздух выходит из насоса, когда накачивают шину (хором): с-с-с. Когда мы произносим звук [с], губки улыбаются, кончик языка внизу, горлышко не дрожит. Когда мы произносим звук [з], губки тоже улыбаются, кончик языка внизу, а горлышко не дрожит. Значит, чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?»

# # #

& Возможная ошибка

Знакомство с пространственным значением предлогов в и на начинается с использования рисуночных изображений.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на».

Задание № 1 «Чудесный мешочек»: рассмотреть предметы, изображенные на картинках, и составить по ним словосочетания с предлогами. Инструкция: «Ребята, вы вытаскиваете из мешочка картинку, показываете всем и говорите, что на ней нарисовано. Например, «птица в гнезде». Затем тот, кто вытащил картинку, диктует название, а мы записываем. Как пишем предлоги со словом?»

Задание № 2: логопед даёт серию инструкций, направленных на выполнение различных действий с предметами, например: положите карандаш в книгу, положите тетрадь в книгу, положите карандаш в тетрадь, положите карандаш на книгу и т. д.

$ Методические рекомендации

Знакомство с пространственным значением того или иного предлога может происходить с использованием как рисуночного материала, так и различных предметов. Однако в силу специфики рисуночных изображений и особенностей их восприятия детьми с ОНР может иметь место неверное восприятие перспективы предметов, их размеров, расположения относительно друг друга и других предметов. Все это, в принципе, допускает использование картинного материала при знакомстве с предлогами, однако бо%льший эффект достигается при выполнении упражнений с реальными предметами, т. к. в данном случае присоединяется возможность самостоятельного манипулирования детьми соответствующими объектами по перемещению их в пространстве.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация предлогов в – на».

Задание № 1: логопед дает серию инструкций, направленнs[ на выполнение различных действий с предметами типа положите карандаш в книгу, положите тетрадь в книгу, положите карандаш в тетрадь, положите карандаш на книгу и т. д.

Задание № 2 «Чудесный мешочек»: рассмотреть предметы из «Чудесного мешочка», придумать и осуществить какие-либо действия с этими предметами, составить соответствующие словосочетания или предложения, выделить слово с предлогом, предлог. Инструкция: «Я сейчас буду вытаскивать из этого «Чудесного мешочка» разные предметы. А вам нужно придумать, что с этим предметом можно делать или что он сам умеет делать.

(Вытаскивается игрушечная птичка.) Кто это? Что она может делать? А ещё? (Действия перечисляются до тех пор, пока не прозвучит предложно-падежная конструкция.)

Покажите, как она будет это делать.

Скажите это полным красивым предложением. Назовите слово с предлогом. И предлог –?

Записываем и выделяем предлог кружочком».

# # #

& Возможная ошибка

Сравнение значений предлогов осуществляется с использованием двух различных трудно сопоставимых по пространственным характеристикам объектов.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация предлогов по – под». Вопрос логопеда: «Есть ли разница: по дорогепод столом

$ Методические рекомендации

Сравнение значений изучаемых предлогов должно осуществляться в качестве сопоставительных действий с одним и тем же объектом. Привлечение различных объектов раздельно к объяснению значения одного предлога и раздельно к объяснению значения другого предлога приводит к тому, что у ребёнка не формируется нужная языковая оппозиция.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация предлогов по – под. Задание: рассмотреть сюжетные картины, составить предложения, выделить слова с предлогами, сравнить значения предлогов. Инструкция: «Посмотрите на эту картину. Что здесь нарисовано? (Машина.) Что она делает? (Едет по мосту.) Скажите полным предложением. (Машина едет по мосту.) Назовите слово с предлогом. (На мосту.) Запишем это сочетание. Предлог? (На.) Теперь посмотрите на эту картину. Что здесь нарисовано? (Машина.) Что она делает? (Проезжает под мостом.) Скажите полным предложением. (Машина проезжает под мостом.) Назовите слово с предлогом. (Под мостом.) Запишем это сочетание. Предлог? (Под.) Прочитайте оба сочетания. (По мосту – под мостом.) Покажите рукой, как машина будет ехать по мосту, а как она будет проезжать под мостом».

# # #

& Возможная ошибка

Логопед предъявляет детям многоступенчатое задание, требуя его полного выполнения на основании только один раз произнесенной им перед выполнением этого задания инструкции.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в слогах и словах». Задание (конец первого – начало второго класса):прослушать слова, содержащие гласные у – ю, к каждому слову начертить схему, представляющую собой горизонтальную линию, разделённую несколькими вертикальными линиями по количеству слогов, входящих в состав данного слова; найти согласные, твёрдость и мягкость которых обозначается с помощью гласных у, ю; вставить данные гласные в составленную схему. Инструкция: «Запишем слова на доске в тетрадь с помощью схем, разделяя их на слоги. Найдём в них твёрдые и мягкие согласные, после которых будем писать у или ю».

$ Методические рекомендации

При предъявлении многоступенчатых заданий нецелесообразно предлагать детям все части задания одновременно. Как правило, длинная многоступенчатая инструкция не запоминается, при этом в памяти не сохраняются даже отдельные её элементы. В связи с этим при разборе слогов, слов, предложений следует расчленять задание и предлагать его в виде отдельных инструкций последовательно после выполнения каждой предыдущей операции. И только когда логопед видит, что выполнение отдельных составляющих не затрудняет детей, можно, начиная, как правило, с четырех-пяти предложений, требовать выполнения ребёнком всех заданий максимально самостоятельно и сразу.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в слогах и словах». Задание (конец первого – начало второго класса): прослушать слова, содержащие гласные у – ю, к каждому слову начертить схему, представляющую собой горизонтальную линию, разделённую несколькими вертикальными линиями по количеству слогов, входящих в состав данного слова; найти согласные, твёрдость и мягкость которых обозначается с помощью гласных у, ю; вставить данные гласные в составленную схему. Инструкция: «Сейчас я буду читать слова с твёрдыми и мягкими согласными. Сначала к каждому слову делаем схему. Первое слово палуба. Что такое палуба? Чертим вместо слова чёрточку (показ на доске). Теперь делим слово палуба на слоги. Сколько в нём слогов?... Делим нашу чёрточку на три части (показ на доске). Теперь ещё раз делим на слоги рукой и думаем, какой по счёту слог нам нужен.... Как звучит этот слог – твёрдо или мягко?... Значит, какую букву мы напишем – у или ю?... Какой это слог по счёту?... Записываем его над вторым делением».

# # #

& Возможная ошибка

Использование при объяснении темы и на начальных этапах её закрепления различных формулировок содержательно равнозначных вопросов, что разрушает единообразный алгоритм достижения ребёнком поставленной цели.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Объяснение: «Пропоём слоги хором. Сначала слог поёт большой медведь, а потом слог поёт маленький. Большой медведь поёт твёрдо и громко, а маленький – тихо и мягко. Сначала поем с большим – на, а теперь с маленьким – ня. Итак, большой медведь пел какой слог? Какой звук [н] слышался вначале – твёрдый или мягкий? Какая гласная стоит после этого звука? После звука [н] какая гласная шла в слоге на?

А теперь споём за маленького мишку – ня. Какой [н] слышится в начале его песенки – твёрдый или мягкий? Какая гласная идет после мягкого [н]? Теперь поём вторые слоги. Сначала за большого мишку – но. В слоге но какой звук слышится первым? Какой это звук – твёрдый или мягкий? Какая гласная идёт после твёрдого [н]? А теперь споём за маленького мишку – нё. Какой [н] слышится в начале его песни – твёрдый или мягкий? Какая гласная стоит после мягкого звука?»

$ Методические рекомендации

При объяснении темы и на начальных этапах её закрепления необходимо использовать только один путь достижения требуемого результата, что должно выражаться в стандартных формулировках аналогичных вопросов и, соответственно, в требовании стандартных ответов от детей. При этом желательно, чтобы у логопеда был заранее сформулированный им алгоритм ответа ребёнка, который он каждый раз требует от детей, достигая его разными путями. В одних случаях, когда уровень речевого и интеллектуального развития детей достаточен для быстрого запоминания предлагаемого им штампа и воспроизведения своего ответа по этому штампу, логопед может ограничиться показом устного или письменного образца ответа и в дальнейшем требовать его соблюдения. В тех случаях, когда уровень речевого и интеллектуального развития детей не позволяет им самостоятельно устанавливать аналогии между образцом, который даёт логопед, и своим ответом, необходимо предлагать детям штамп ответа с пропусками, т. е. логопед начинает ответ и по ходу обозначает ключевые моменты, а ребёнок заканчивает мысль логопеда, заполняя таким образом «пропуски» и фактически отвечая на поставленный вопрос.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Объяснение: «Пропоём слоги хором. Сначала слог поёт большой медведь, а потом – маленький медведь. Большой медведь поёт твёрдо и громко, а маленький – тихо и мягко. Сначала поём с большим – на, а теперь с маленьким – ня. Итак, большой медведь пел какой слог? Какой звук [н] слышался в начале – твёрдый или мягкий?... Какая гласная стоит после твёрдого [н]?... А теперь споём за маленького мишку – ня. Какой звук [н] слышится в начале – твёрдый или мягкий? Какая гласная стоит после мягкого [н]?...

Теперь поём вторые слоги. Сначала за большого мишку – но. В слоге но какой звук слышится первым? Какой звук [н] слышался в начале – твёрдый или мягкий?... Какая гласная стоит после твёрдого [н]? А теперь споём за маленького мишку – нё. Какой звук [н] слышится в начале – твёрдый или мягкий? Какая гласная стоит после мягкого [н]?...».

Или логопед говорит: «Я тебе называю слог ся, согласный [с] звучит (пауза) (мягко), значит, после него пишем букву (пауза) (я)».

# # #

& Возможная ошибка

При объяснении или уточнении значений ряда слов логопед требует от детей отражённого проговаривания формулировок.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Образование слов с помощью приставок».

Задание № 1: послушать, как маленькие части по-, до-, под- помогают называть разные действия: покатился – это значит куда-то, выкатился – это значит до чего-то докатился, подкатился – это значит подо что-то подкатился; повторить.

Задание № 2: рассмотреть действия мальчика на картинках, назвать и сравнить их.

Речевой материал: мальчик наливает воду в стакан, мальчик выливает воду из стакана, мальчик переливает воду из стакана в стакан.

Задание № 3: повторить за логопедом: наливает – это значит во что-то, выливает – это значит из чего-то, переливает – это значит из одного в другое выливают.

$ Методические рекомендации

На логопедических занятиях при изучении любой темы возможно отражённое проговаривание изучаемого правила, алгоритма и т. д., но не в частных объяснениях логопеда по поводу лексического значения тех или иных слов или частей слов. Такие задания не несут в себе никакой, даже общеобразовательной, цели.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Образование слов с помощью приставок».

Задание № 1: послушать, как маленькие части по-, до-, под- помогают называть разные действия: покатился – это значит куда-то, выкатился – это значит до чего-то докатился, подкатился – это значит подо что-то подкатился.

Задание № 2: рассмотреть действия мальчика на картинках, назвать и сравнить их.

Речевой материал: мальчик наливает воду в стакан, мальчик выливает воду из стакана, мальчик переливает воду из стакана в стакан.

# # #

& Возможная ошибка

При использовании наглядного материала логопед излагает содержание предлагаемого задания сам, не предоставляя детям возможности его слова самостоятельно соотнести с выставленным наглядным материалом.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Обозначение твёрдости – мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Объяснение: «Перед вами таблица: гласные звуки и два медведя, большой и маленький. Послушайте сказку про них. Жили-были два медведя: большой и маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Один медведь пел: «На, но, ну, ны, нэ», а другой: «Ня, нё, ню, ни, не». И т. д.

$ Методические рекомендации

При использовании наглядного материала различного рода, выставляемого для обозрения всем детям (на доске, фланелеграфе, магнитной доске и т. д.), необходимо активизировать произвольное внимание и анализирующее наблюдение детей в целях наиболее полного усвоения изучаемого материала. В связи с этим недопустимо, чтобы логопед сам рассказывал о содержании наглядного материала, а дети при этом пассивно воспринимали его инструкцию. Предлагаемый наглядный материал должен анализироваться детьми самостоятельно по наводящим вопросам логопеда.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Обозначение твёрдости – мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Объяснение: «Перед вами таблица. Посмотрите, кто на ней нарисован?... Прочитайте буквы, которые написаны рядом с большим медведем.... Прочитайте буквы, которые написаны рядом с маленьким медвежонком.... А теперь послушайте сказку про этих медведей». И т. д.

# # #

& Возможная ошибка

При знакомстве с новым предлогом логопед сам придумывает предложение по предъявляемым детям сюжетным картинкам.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Предлог к». Задание: рассмотреть предметы, изображённые на картинках, послушать предложения, составленные логопедом, в которых он интонационно выделяет предлог к, назвать слово с предлогом и сам предлог. Картинки: мальчик идёт к дому, машина подъезжает к гаражу, ёжик идёт к зайцу, ребёнок тянет руки к маме, автобус подъезжает к остановке.

$ Методические рекомендации

При знакомстве с новым предлогом логопед, используя сюжетные картинки, должен предлагать детям самостоятельно составить по ним предложения, но не делать это сам. Это прежде всего касается таких достаточно рано появляющихся в процессе речевого онтогенеза предлогов, как: на, в, к и т. д.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Предлог к». Задание: рассмотреть сюжетные картины, составить по ним предложения, выделить слова с предлогом и сам предлог. Картинки: Мальчик идёт к дому. Машина подъезжает к гаражу. Ёжик идёт к зайцу. Ребёнок тянет руки к маме. Автобус подъезжает к остановке.

# # #

& Возможная ошибка

В занятии по ознакомлению с предлогом отсутствуют задания, направленные на закрепление предлога как грамматического явления.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Предлог на».

Задание № 1: закончить предложения с предлогом на по предметным и сюжетным картинкам.

Задание № 2: отгадать загадки про птиц, разместить птиц на сюжетных картинах, составить по получившимся картинкам предложения, интонационно выделяя предлог.

Задание № 3: договаривание предложений словами с предлогом на.

$ Методические рекомендации

Цель занятий по ознакомлению с предлогами заключается не только в усвоении их пространственного и временного значения и верного использования в спонтанной и устной речи, но также должна предполагать осознание детьми предлога как грамматического явления. Поэтому, при том что на логопедических занятиях должно использоваться большое количество устных упражнений, их проведение каждый раз должно сопровождаться вычленением изучаемого предлога и уточнением того, как он пишется со словами – слитно или раздельно, в противном случае логопед занимается только развитием связной речи детей, но не готовит их к усвоению соответствующей темы на уроках грамоты и русского языка.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Предлог на».

Задание № 1: закончить предложения с предлогом на по предметным и сюжетным картинкам. После составления каждого предложения: «Саша, повтори полное предложение. Слово с предлогом...?... Предлог...?... Как пишется предлог со словом – слитно или раздельно?... Записываем. Петя диктует».

Задание № 2: отгадать загадки про птиц, разместить птиц на сюжетных картинах, составить по получившимся картинкам предложения, интонационно выделяя предлог. После составления каждого предложения: «Маша, повтори полное предложение. Слово с предлогом...?... Предлог...?... Как пишется предлог со словом – слитно или раздельно?... Записываем. Даша диктует».

Задание № 3: договаривание предложений словами с предлогом на. После составления каждого предложения: «Катя, повтори полное предложение. Слово с предлогом...?... Предлог...?... Как пишется предлог со словом – слитно или раздельно?... Записываем. Костя диктует».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.103 с.)