Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Типология конфликтных ситуаций, факторов, влияющих на их динамику и необходимых профилактических мер
Конфликтные ситуации обусловленные
| Динамика конфликта
| Исход конфликта возможен как
| Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
| Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде:
| Конфликт не реализуется
в случае:
| Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный
| Негативный,
острый
| 1. Психологическими аспектами освидетельствуемых,
их родственников и законных представителей
|
1. Конфликтного поведения освидетельствуемого.
2.Неэффективного коммуникативного взаимодействия и конфликтного поведения специалистов учреждения МСЭ, спровоцированного (психологически сложным, конфликтным) поведением освидетельствуемого.
| 1. Эффективного коммуникативного мастерства специалистов учреждения, обладающих высокой профессиональной и психосоциальной компетентностью.
2. Наличия в учреждении эффективно организованной качественной экспертной среды
| 1. Если освидетельствуемый удовлетворен предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении освидетельствования гражданина.
| 1. В случае недовольства гражданина и последующих жалоб в вышестоящие организации, а также в случае неоднократных оспариваний экспертных решений
| 1. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе.
2. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.
| 2. Психологическими аспектами специалистов учреждения МСЭ
| 1.Неэффективного коммуникативного взаимодействия и конфликтного поведения специалистов с освидетельствуемыми.
2. Конфликтного поведения освидетельствуемого, спровоцированного (негативизмом, неэтичным поведением) специалистов.
| 1. Деонтологически продуманного поведения специалистов, обладающих высоким уровнем коммуникативной эффективности, психосоциальной и профессиональной компетентности.
2.Наличия в учреждении эффективно организованной качественной экспертной среды.
| 1. Если освидетельствуемый удовлетворен качеством взаимодействия со специалистами учреждения МСЭ (этичным неформальным отношением), а также предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении освидетельствования гражданина.
| 1. В случае недовольства гражданина и последующих жалоб в вышестоящие организации (в том числе на неэтичное, грубое отношение специалистов), а также в случае неоднократных оспариваний экспертных решений.
| 1. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе.
2. Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов.
3. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.
| 3.Некомпетентностью
врачей ЛПУ и специалистов соц.защиты (направляющих граждан в учреждения МСЭ)
| 1.Конфликтного поведения освидетельствуемого, обусловленного ригидной установкой на группу, рекомендуемую врачами ЛПУ.
2.Неэффективного коммуникативного взаимодействия и конфликтного поведения специалистов учреждения МСЭ, спровоцированного (ригидной установкой больного в отношении, полагающейся ему группы инвалидности).
| 1.Высокой коммуникативной эффективности специалистов, способных этично, грамотно и убедительно разъяснить сложившееся противоречие между мнениями специалистов ЛПУ и специалистами учреждения МСЭ.
| 1.Если освидетельствуемый удовлетворен качеством взаимодействия со специалистами учреждения МСЭ (этичным неформальным отношением), а также предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении освидетельствования гражданина.
| 1. Если гражданин продолжает ориентироваться на установку, полученную от врача ЛПУ в отношении степени инвалидизации, не удовлетворен разъяснениями специалистов учреждения МСЭ, считая их решение некомпетентным, оспаривает его далее в вышестоящем учреждении и выражает жалобы не недовольство работой учреждения МСЭ.
| 1.Налаживание межведомственного взаимодействия с лечебными учреждениями и учреждениями социальной защиты по вопросам направления больных на МСЭ и разъяснительная работа в отношении соблюдения границ профессиональной компетентности и недопустимости формирования у больных «ложных» ожиданий в отношении установления инвалидности.
|
Конфликтные ситуации обусловленные
| Динамика конфликта
| Исход конфликта возможен как
| Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
| Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде:
| Конфликт не реализуется
в случае:
| Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный
| Негативный,
острый
| 4.Спецификой психологии инвалидности (динамическими изменениями статуса)
| 1.Конфликтного поведения освидетельствуемого, обусловленного незнанием динамического свойства категории инвалидность, наличием когнитивных ошибочных установок в отношении данного статуса, формирующего неадекватную «Внутреннюю картину инвалидности» и в связи с этим нежелание реабилитироваться.
2. Неэффективного коммуникативного взаимодействия, конфликтного и неэтичного поведения специалистов учреждения МСЭ, спровоцированного неадекватным субъективным отношением больного к инвалидности и к себе как к инвалиду, несмотря на отсутствие объективных причин к установлению данного статуса).
| 1.Высокой коммуникативной эффективности специалистов, способных этично, грамотно, понятно и убедительно разъяснить недопонимание сложившееся в интрапсихическом плане больного в отношении критериев установления инвалидности, с нормативно-правовым обоснованием и личностно-ориентированным подходом к индивидуально-психологическим качествам и жизненной ситуации больного.
2.Наличия в учреждении эффективно организованной качественной экспертной среды
| 1.Если освидетельствуемый удовлетворен качеством взаимодействия со специалистами учреждения МСЭ (этичным неформальным отношением), а также предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении критериев установления статуса инвалид в РФ и вопросов, касающихся реабилитации.
| 1. Если гражданин продолжает ориентироваться на свои субъективные представления в отношении статуса инвалид, оспаривает решения в вышестоящих инстанциях и выражает жалобы на недовольство работы учреждением МСЭ.
| 1. Информационно-просветительская работа на уровне межведомственного взаимодействия, организация конференций, издание методических пособий и рекомендаций, публикации научных статей в специализированных медицинских журналах и научно-популярных изданиях, а также для учреждений оказывающих лечебно-профилактическую помощь и учреждений социальной защиты) (разъяснение критериев установления инвалидности, изменение массовых ложных стереотипов в отношении статуса «инвалид»).
2. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе.
3. Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов.
4. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.
|
Конфликтные ситуации обусловленные
| Динамика конфликта
| Исход конфликта возможен как
| Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
| Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде:
| Конфликт не реализуется
в случае:
| Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный
| Негативный,
острый
| 5.Психосоциальными
особенностями процедуры освидетельствования (ограничительный фактор времени, доминирующая позиция эксперта)
| 1.Неудовлетворенности и конфликтного поведения освидетельствуемого, возникшего в результате «спешки», формального, либо грубого, неэтичного отношения специалистов.
2.Конфликтного поведения специалистов, спровоцированного недовольством граждан качеством взаимодействия (спешкой, грубостью, формальным отношением).
3. Неэффективно-организованного средового пространства экспертного учреждения (отсутствия указателей, отсутствие мест для отдыха, большое скопление людей, грубое отношение охраны, медрегистраторов и др.)
| 1. Соблюдения принципов эффективного ведения экспертной процедуры, знания экспертами психосоциальных причин, обостряющих недовольство граждан, знания и умения применять навыки эффективного общения и бесконфликтного поведения при общении с освидетельствуемыми их родственниками и законными представителями.
2. Организации качественной доступной и эффективной экспертной среды (наличие информационных стикеров, доступность для лиц с ограничениями передвижения (проемы, пандусы, лифты), продуманность мест ожидания, инструктаж охранников в отношении распределения граждан по экспертным составам, наличие мест для кормления ребенка и питания граждан и др).
| 1. Если гражданин удовлетворен качеством проведения медико-социальной экспертизы, качеством взаимодействия со специалистами учреждения МСЭ (этичным неформальным отношением), а также предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении критериев установления статуса инвалид в РФ и вопросов, касающихся реабилитации.
| 1.В случае недовольства гражданина качеством проведения услуги по медико-социальной экспертизе, в том числе из-за формального, грубого и неэтичного отношения и неэффективно организованной работы учреждения (наличием информационных и физических барьеров), с последующим обжалованием решения экспертной комиссии и жалоб в вышестоящие организации.
| 1. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе.
2. Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов.
3. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной (безбарьерной) экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.
| Конфликтные ситуации обусловленные
| Динамика конфликта
| Исход конфликта возможен как
| Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
|
| Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде:
| Конфликт не реализуется
в случае:
| Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный
| Негативный,
острый
|
| 6.Неэффективностью организации доступной, качественной экспертной среды
| 1.Конфликтного поведения освидетельствуемого, обусловленного недовольством существующих барьеров и неэффективной организацией экспертной среды (отсутствием информационных стикеров, нежеланием персонала доступно и дружелюбно ответить на вопросы граждан, отсутствие проемов, пандусов и лифтов, звуковых оповещений, мест для питания и отдыха, комнаты матери и ребенка, изолированных помещений для экспертной диагностики детей и больных психоневрологических нозологических категорий и др.).
2.Неэффективного коммуникативного взаимодействия, конфликтного и неэтичного поведения специалистов учреждения МСЭ, спровоцированного недовольством граждан качеством организации экспертного пространства).
| 1.Эффективно организованной качественной экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние человека(информационной доступности, безбарьерности, этичного и дружелюбного отношения)
| 1.Если освидетельствуемый удовлетворен качеством оказания услуги по медико-социальной экспертизе и условиями нахождения в экспертном учреждении в соответствии с принципами доступности, безбарьерности, достаточной информированности и дружелюбного отношения персонала.
| 1.Если освидетельствуемый не удовлетворен качеством оказания услуги по медико-социальной экспертизе, в части имеющихся средовых барьеров в экспертном учреждении, а также в результате недостаточно дружелюбной коммуникативной обстановки при нахождении в учреждении (грубой охраны, младшего медперсонала и др.).
| 1.Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной (безбарьерной) экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.
2.Информирование всех специалистов (в.ч. охраны, медрегистраторов о необходимости предоставлять всем гражданам разъяснительную и справочную информацию касательно интересующих их средовых факторов (мест нахождения туалетных комнат, столовой регистратуры и др.)
3.Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной
|
Конфликтные ситуации обусловленные
| Динамика конфликта
| Исход конфликта возможен как
| Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
| Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде:
| Конфликт не реализуется
в случае:
| Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный
| Негативный,
острый
| 7.Аггравантным поведением
граждан
| 1.Конфликтного поведения специалиста, вызванного предположением в отношении аггравантного поведения освидетельствуемого.
| 1. Соблюдение этики и профессионального такта, использование более детального, объективного диагностического инструментария для объективизации предъявляемых симптомов и аргументации выявленных фактов в заключении.
2..Высокая коммуникативная и профессиональная компетентность специалистов, тактичное, сдержанное взаимодействие с освидетельствуемым, владение нормативно-правовым обоснованием и личностно-ориентированным подходом к индивидуально-психологическим качествам и жизненной ситуации больного.
| 1. Если освидетельствуемый будет удовлетворен внимательным отношением, доскональным изучением его жалоб и претензий, объективными объяснениями и разъяснениями относительно его здоровья и вопросов, касающихся инвалидности и реабилитации.
| 1. Если освидетельствуемый не удовлетворён качеством оказания медико-социальной экспертизы (грубость со стороны сотрудников медико-социальной экспертизы, обвинение в установочном поведении и аггравации, невнимательное, формальное обследовании, игнорирование истинных жалоб больного и т.д.)
| 1.Повышение профессиональной и социально-психологической компетенции специалистов медико-социальной экспертизы, в том числе по объективизации аггравантного поведения.
2. Использование в процедуре МСЭ эффективных приемов конструктивного общения с различными категориями граждан с учетом индивидуально-типологических особенностей, внутренней картины болезни и т.д.).
3.Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов.
|
Конфликтные ситуации обусловленные
| Динамика конфликта
| Исход конфликта возможен как
| Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
| Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде:
| Конфликт не реализуется
в случае:
| Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный
| Негативный,
острый
| 8.Несоблюдением письменного этикета
| 1. Неэффективностью ведения письменного делопроизводства: небрежность в написании домашнего адреса, фамилии, имени, отчества, года рождения, формализм в подготовке ответов.
| 1. Соблюдение письменного этикета и правил ведения делопроизводства при оказании услуги медико-социальной экспертизы
| 1. Если освидетельствуемый будет удовлетворен адресной направленностью письменного сообщения, получит убедительные разъяснения, которые подкреплены нормативно-правовыми документами.
| 1. Если в процессе письменного сообщения допущены ошибки в написании анкетных данных, не принесены извинения за допущенные ошибки, ответ носит формальный характер, отсутствуют ссылки на нормативно-правовые документы, разъяснения представлены недоступным языком.
| 1. Повышение профессиональной компетентности специалистов МСЭ в области делового этикета.
2. Информатизация деловой переписки
|
Конфликтные ситуации обусловленные
| Динамика конфликта
| Исход конфликта возможен как
| Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
| 9.Несоблюдением телефонного этикета
| 1. Несоблюдения этикета ведения деловых телефонных переговоров, неэффективности взаимодействия: грубости, небрежности в разговоре, нечеткости, непоследовательность в изложении, а также отсутствия личностно-ориентированного подхода в беседе с гражданином, родственниками, организациями и др.
| 1. Соблюдения делового этикета переговоров (доходчивого разъяснения экспертному больному схемы проезда, разъяснения необходимого перечня документов, обследований и т.д), разъяснения ответов на вопросы больного (законных представителей) в рамках своей компетентности.
| 1. Если освидетельствуемый (законный представитель) будет удовлетворен уровнем общения, компетентностью говорящего, его аргументированностью.
| 1. Если в процессе общения с экспертным больным (законным представителем) допущена грубость, резкость, разговор шел на повышенных тонах, допускались оскорбительные или унижающие достоинство высказывания, разъяснения были невнятными, не объективизированными; специалист вел беседу не в рамках своей компетентности.
| 1. Повышение профессиональной компетентности специалистов МСЭ в области делового этикета (ведение телефонных переговоров).
2. Использование в процессе общения приемов конструктивного взаимодействия
| | | | | | |
Конфликтные ситуации обусловленные
| Динамика конфликта
| Исход конфликта возможен как
| Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
| 10.Противоправными действиями граждан (обвинения, попытка подкупа, хулиганские действия)
| 1. Противоправного поведения освидетельствуемого лица (хулиганства, оскорблений, нецензурных выражений, попыток подкупа и т.д.)
2.Конфликтного поведения специалистов, спровоцированного противоправными действиями освидетельствуемого (взаимные оскорбления, нецензурные выражения и др.)
| 1. Соблюдения административного регламента к проведению процедуры медико-социальной экспертизы, создания эффективной экспертной среды, профессиональной компетентности, использование практики эффективного взаимодействия с освидетельствуемым лицом (законным представителем), предупреждение конфликтных ситуаций, уменьшение действия конфликтогена, владение техникой общения в конфликтной ситуации, действие строго в нормативно-правовом поле.
| 1. Если освидетельствуемому лицу понятно, что процедура медико-социальной экспертизы проходит строго в нормативно-правовом поле.
2. Если специалист медико-социальной экспертизы не вступает в открытый конфликт, пресекает хулиганские действия (возможно с привлечением охраны, службы безопасности и юристов учреждения).
3. Если специалист медико-социальной экспертизы владеет способами взаимодействия в конфликте и умеет его регулировать.
| 1. Если освидетельствуемый (законный представитель) чувствует, что нарушена процедура проведения медико-социальной экспертизы.
2. Если специалист медико-социальной экспертизы открыто провоцирует экспертного больного, усиливает конфликтоген своим действием или бездействием.
3. Если специалист медико-социальной экспертизы не владеет способами взаимодействия в конфликтной ситуации, вступает с больным в конфронтацию, активно поддерживает разгоревшийся конфликт, что приводит к его эскалации и переходу в открытую фазу.
| 1. Соблюдение нормативно-правовой составляющей процедуры медико-социальной экспертизы.
2. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов медико-социальной экспертизы, обучение их навыкам поведения в конфликтной ситуации.
3. Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов.
4. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной (безбарьерной) экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.
| | | | | | |
Конфликтные ситуации обусловленные
| Динамика конфликта
| Исход конфликта возможен как
| Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
| 11.Психологической несовместимостью специалистов в коллективе
| 1. Конфликтного поведения специалистов друг с другом, их противостояния, препятствующего принятию объективного экспертного решения и эффективному ведению процедуры экспертизы.
| 1. Соблюдения этики делового общения, административного регламента проведения процедуры МСЭ, эффективность, продуктивность, результативность профессиональной деятельности
| 1. Если соблюдается этика делового общения и межличностного взаимодействия и экспертная команда функционирует слаженно и эффективно.
2. Если обеспечивается результативность, эффективность, продуктивность и оптимальность труда.
| 1. Если специалистами индуцируется и провоцируется межличностный и межпрофессиональный конфликт.
2. Если специалисты игнорируют этику делового общения межличностного и межпрофессионального взаимодействия не владеют навыками эффективного общения
| 1. Повышение профессиональной компетентности, организационной культуры и результативности труда, сплочение профессионального коллектива, обучение способам межличностного взаимодействия.
4. Направленный профотбор специалистов учреждения МСЭ.
| | | | | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день проблема этики, деонтологии и бесконфликтного поведенияспециалистов при оказании гражданам услуги по медико-социальной экспертизе является сверхзначимой. Само экспертное освидетельствование потенциально конфликтно и в большинстве случаев, может квалифицироваться как предвестник конфликта – т.е. конфликтная ситуация, провоцирующая взаимодействующие между собой сторонына инцидент. В зависимости от уровня учреждения (первичное бюро – Главное бюро – Федеральное бюро МСЭ) степень конфликтности возрастает, а реализация конфликта возможна в результате формирования инцидента как «силами» освидетельствуемых и их родственников, так и «стараниями» экспертов. В реализации конфликтов поимо личностных, могут быть задействованы и организационные факторы, либо способствующие эффективной профессиональной деятельности специалистов учреждений и «сглаживающие» конфликтную атмосферу, либо обостряющие и так не радостное настроение больных, решающих в учреждении МСЭ свои социальные интересы.
Вспоминая любимый в России аналитический вопрос «Кто виноват?», можно констатировать, что институциональная система экспертизы инвалидности еще далека от совершенства, что конечно требует средств и механизмов для ее оптимизации, в том числе посредством повышения уровня профессиональной компетенции специалистов, участвующих в медико-социальной экспертизе. Также неоднозначна и сложна проблема личности, перед которой стоит задача реабилитации. Рефлексируя, и отвечая на поставленный вопрос очевидно, что виноваты здесь и экономическая ситуация в стране, и низкий уровень заработной платы специалистов и выраженная степень их эмоционального выгорания (по вышеперечисленным причинам) и нехватка рабочих мест для реабилитированных больных и недостаточность реабилитационной базы, и межведомственная разобщенность, а также личностная пассивность, незрелость либо душевная сломленность человека, возникшая в результате болезни и недостатка ресурсов общества для преодоления этих трудностей). Однако, дальше для изменения ситуации, необходимо переходить к стратегическому и более продуктивному вопросу «Что делать?», как правило, мотивирующего на изменения, а значит подталкивающего к конкретным действиям.
Повысить качество оказания предоставления государственной услуги по медико-социальной экспертизе возможно через планомерное обучение специалистов основным деонтологическим принципам этического отношения к больному, чему и посвящено данное пособие.Также отметим, что наряду с теоретической подготовкой и обучением специалистов руководителям учреждений необходимо уделять внимание вопросам актуального психоэмоционального состояния сотрудников и проработке возникающих и текущих конфликтных ситуаций на местах. Данный вид деятельности может быть реализован в виде практических семинаров по профилактике и коррекции эмоционального выгорания специалистов МСЭ, либо в виде «групп психологической поддержки» в которых специалисты, непосредственно участвующие в процедуре медико-социальной экспертизы, обучатся навыкам эффективного общения, проработают индивидуальные психоэмоциональные проблемы, освоят методы психоэмоциональной саморегуляции.
И, наконец, обращаем внимание всех специалистов на самый главный принцип, который необходимо соблюдать в профессиональной деятельности в учреждении медико-социальной экспертизы:
КАЖДЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОБЯЗАН НЕСТИ СОБСТВЕННУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НЕ ТОЛЬКО ЗА УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ, НО И ЗА УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ
В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ
|
Освоение изложенных в пособии рекомендаций позволит интегрировать деонтологические принципы в деятельность специалистов, изменить «психологию профессиональных взаимодействий» в целом и расширить ракурс восприятия специалистов учреждений и врачей-экспертов в частности, сориентировав их мышление в гуманистическом направлении, то есть в направлении, нуждающегося в социальной помощи и поддержке человека.
Литература
1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2002.
2. Бертрудин В.А. и соавт. Психологический портрет медицинского эксперта с позиции соционического подхода//«Медико-социальная экспертиза и реабилитация», Издательство «Медицина», 2011. - № 2. – С. 29-33.
3. Билибин Д.Ф. Горизонты деонтологии// Вести. АМН СССР, 1979., № 5, - 35 с.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. – 50 с.
5. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988;
6. Дернер К. Хороший врач. Учебник основной позиции врача., Алетейа., М. 2006. – 541 с.
7. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990.
8. Интернет ресурсы: Большая медицинская энциклопедия: http://bigmeden.ru/
9. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
10. Концевич И.А. Долг и ответственность врача. Киев, 1983.
11. Ларенцова Л.И., Смирнова Н.Б. Психология профессионального взаимодействия: Учебное пособие к практическим занятиям – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008 – 112 с.
12. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. – М., 1977. – 112 с.
13. Матвеев В.С. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии //М.: Медицина, 1984.
14. Морозова Е.В. Кризис инвалидности и его социально-психологические последствия // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии 2006 г. № 3-4, С. 148-151.
15. Морозова Е.В., Шабалина Н.Б. Субъективное отношение к инвалидности у пациентов в процессе прохождения медико-социальной экспертизы//Сборник научных статей. Выпуск 3. Ярославль-Минск: МАПН-ЯрГУ 2007. С.143-153.
16. Морозова Е.В. Социально-психологическая адаптация личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания – Дисс. канд. психол. наук. – Ярославль, 2008. – 248 с.
17. Морозова Е.В. Внутренняя картина инвалидности (генез, структура, функции, свойства). // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация», Издательство «Медицина», 2008, № 1, с. 42-46.
18. Морозова Е.В. Субъективное отношение к инвалидности как основной фактор социально-психологической адаптации личности//Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии - 2009 г. № 2 с. 144-150.
19. Морозова Е.В. Роль и значение психологической реабилитации личности в экспертно-реабилитационном процессе. // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация», Издательство «Медицина», 2010, № 1, с. 54-57.
20. Морозова Е.В. Внутренняя картина инвалидности. Психология инвалидности: хрестоматия// под ред. Д.И. Фильдштейна, сост. О.В. Краснова. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2011. – С. 133-146.
21. Морозова Е.В. Роль личности в реализации реабилитационного процесса//Медико-социальные проблемы инвалидности, М. – 2011, № 4. С. 24-27
22. Морозова Е.В. Структура идентичности, как фактор реабилитации личности// Медико-социальные проблемы инвалидности, М.- 2011, № 3 С. 67-72.
23. Морозова Е.В. Какова внутренняя картина инвалидности?// Медицинская газета – 2012. - № 44. С.10-11.
24. Морозова Е.В. Школа социальной жизни, как перспективная психосоциальная реабилитационная технология// Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии 2012 г. № 3, С. 19-27.
25. Морозова Е.В. Психологические и деонтологические аспекты в лечении больных сахарных диабетом // Актуальные вопросы МСЭ и реабилитации, Барнаул, 2013. – С. 217-221.
26. Морозова Е.В. Психология лечебного сопровождения диабетических больных.// Медико-социальные проблемы инвалидности. Сборник статей региональной научно-практической конференции, проводимой 27 февраля 2013 г., г. Краснодар., С. 60-67
27. Морозова Е.В. Проблема этики и деонтологии в практической деятельности специалистов государственных учреждений медико-социальной экспертизы//Медико-социальные проблемы инвалидности, М. – 2013, № 3. С. 63-68
28. Морозова Е.В. Парадоксы и факторы детерминации социальных и личностных конфликтов, связанных со статусом «инвалид» [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (1). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 10.09.2013).
29. Макшанов И.Я. Врачебная деонтология: Учеб. пособие для медицинских институтов. М., 1998.
30. Орлов А.Н. Милосердие: Избранные лекции по деонтологии. Красноярск, 1993.
31. Осадчих А.И., Пузин С.Н., Лаврова Д.И. и др. Основы медико-социальной экспертизы – М.: Медицина, 2005. – 448 с.
32. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта// Конфликтология/ Сост. Н.И. Леонов – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модэк», 2002. – С. 78-90.
33. Петровский Б.В. Деонтология в медицине в 2-х т., М. 1988.
34. Рогов Е.И. Психология общения// Владос., М. – 2003., - 336 с.
35. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 273-283
36. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. AKADEMIAIKIADO, BUDAPEST, 1973.
37. Шабалина Н.Б., Герсамия А.Г. Психологические особенности взаимодействия «Врач – больной» и способы профилактики конфликтных ситуаций в практике МСЭ // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии, 2005 г. № 2, с. 18-21.
38. Шмелева С.В. Медико-социальная реабилитация: учебник. – М.: Издательство РГСУ, 2013. – 208 с.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ [35]
Авторитет – влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.
Адаптация – процесс адекватного приспособления функциональных, структурных и социальных функций к окружающей среде.
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Агграва́ция (лат. aggravate отягощать) - преувеличение больным симптомов действительно имеющегося заболевания
Анозогнозия — отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания (паралича, снижения зрения, слуха и т.д.).
Архетип — (собирательный прообраз, образец) универсальная модель бессознательной психической активности, спонтанно определяющая человеческое мышление и поведение.
Барьер смысловой – взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же имеет для них разный смысл.
Барьеры психологические – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.
Взаимодействие межличностное – в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющие следствием взаимные изменения из поведения, деятельности, отношений, установок; в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
|