Типология конфликтных ситуаций, факторов, влияющих на их динамику и необходимых профилактических мер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология конфликтных ситуаций, факторов, влияющих на их динамику и необходимых профилактических мер



  Конфликтные ситуации обусловленные Динамика конфликта Исход конфликта возможен как Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде: Конфликт не реализуется в случае: Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный Негативный, острый
1. Психологическими аспектами освидетельствуемых, их родственников и законных представителей   1. Конфликтного поведения освидетельствуемого. 2.Неэффективного коммуникативного взаимодействия и конфликтного поведения специалистов учреждения МСЭ, спровоцированного (психологически сложным, конфликтным) поведением освидетельствуемого. 1. Эффективного коммуникативного мастерства специалистов учреждения, обладающих высокой профессиональной и психосоциальной компетентностью. 2. Наличия в учреждении эффективно организованной качественной экспертной среды 1. Если освидетельствуемый удовлетворен предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении освидетельствования гражданина. 1. В случае недовольства гражданина и последующих жалоб в вышестоящие организации, а также в случае неоднократных оспариваний экспертных решений 1. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе. 2. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.  
2. Психологическими аспектами специалистов учреждения МСЭ 1.Неэффективного коммуникативного взаимодействия и конфликтного поведения специалистов с освидетельствуемыми.   2. Конфликтного поведения освидетельствуемого, спровоцированного (негативизмом, неэтичным поведением) специалистов. 1. Деонтологически продуманного поведения специалистов, обладающих высоким уровнем коммуникативной эффективности, психосоциальной и профессиональной компетентности.   2.Наличия в учреждении эффективно организованной качественной экспертной среды. 1. Если освидетельствуемый удовлетворен качеством взаимодействия со специалистами учреждения МСЭ (этичным неформальным отношением), а также предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении освидетельствования гражданина. 1. В случае недовольства гражданина и последующих жалоб в вышестоящие организации (в том числе на неэтичное, грубое отношение специалистов), а также в случае неоднократных оспариваний экспертных решений. 1. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе. 2. Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов. 3. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.
3.Некомпетентностью врачей ЛПУ и специалистов соц.защиты (направляющих граждан в учреждения МСЭ) 1.Конфликтного поведения освидетельствуемого, обусловленного ригидной установкой на группу, рекомендуемую врачами ЛПУ.   2.Неэффективного коммуникативного взаимодействия и конфликтного поведения специалистов учреждения МСЭ, спровоцированного (ригидной установкой больного в отношении, полагающейся ему группы инвалидности). 1.Высокой коммуникативной эффективности специалистов, способных этично, грамотно и убедительно разъяснить сложившееся противоречие между мнениями специалистов ЛПУ и специалистами учреждения МСЭ.   1.Если освидетельствуемый удовлетворен качеством взаимодействия со специалистами учреждения МСЭ (этичным неформальным отношением), а также предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении освидетельствования гражданина. 1. Если гражданин продолжает ориентироваться на установку, полученную от врача ЛПУ в отношении степени инвалидизации, не удовлетворен разъяснениями специалистов учреждения МСЭ, считая их решение некомпетентным, оспаривает его далее в вышестоящем учреждении и выражает жалобы не недовольство работой учреждения МСЭ. 1.Налаживание межведомственного взаимодействия с лечебными учреждениями и учреждениями социальной защиты по вопросам направления больных на МСЭ и разъяснительная работа в отношении соблюдения границ профессиональной компетентности и недопустимости формирования у больных «ложных» ожиданий в отношении установления инвалидности.  

 

  Конфликтные ситуации обусловленные Динамика конфликта Исход конфликта возможен как Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде: Конфликт не реализуется в случае: Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный Негативный, острый
4.Спецификой психологии инвалидности (динамическими изменениями статуса) 1.Конфликтного поведения освидетельствуемого, обусловленного незнанием динамического свойства категории инвалидность, наличием когнитивных ошибочных установок в отношении данного статуса, формирующего неадекватную «Внутреннюю картину инвалидности» и в связи с этим нежелание реабилитироваться.   2. Неэффективного коммуникативного взаимодействия, конфликтного и неэтичного поведения специалистов учреждения МСЭ, спровоцированного неадекватным субъективным отношением больного к инвалидности и к себе как к инвалиду, несмотря на отсутствие объективных причин к установлению данного статуса). 1.Высокой коммуникативной эффективности специалистов, способных этично, грамотно, понятно и убедительно разъяснить недопонимание сложившееся в интрапсихическом плане больного в отношении критериев установления инвалидности, с нормативно-правовым обоснованием и личностно-ориентированным подходом к индивидуально-психологическим качествам и жизненной ситуации больного.   2.Наличия в учреждении эффективно организованной качественной экспертной среды 1.Если освидетельствуемый удовлетворен качеством взаимодействия со специалистами учреждения МСЭ (этичным неформальным отношением), а также предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении критериев установления статуса инвалид в РФ и вопросов, касающихся реабилитации. 1. Если гражданин продолжает ориентироваться на свои субъективные представления в отношении статуса инвалид, оспаривает решения в вышестоящих инстанциях и выражает жалобы на недовольство работы учреждением МСЭ. 1. Информационно-просветительская работа на уровне межведомственного взаимодействия, организация конференций, издание методических пособий и рекомендаций, публикации научных статей в специализированных медицинских журналах и научно-популярных изданиях, а также для учреждений оказывающих лечебно-профилактическую помощь и учреждений социальной защиты) (разъяснение критериев установления инвалидности, изменение массовых ложных стереотипов в отношении статуса «инвалид»). 2. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе. 3. Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов. 4. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.  

 

Конфликтные ситуации обусловленные Динамика конфликта Исход конфликта возможен как Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде: Конфликт не реализуется в случае: Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный Негативный, острый
5.Психосоциальными особенностями процедуры освидетельствования (ограничительный фактор времени, доминирующая позиция эксперта) 1.Неудовлетворенности и конфликтного поведения освидетельствуемого, возникшего в результате «спешки», формального, либо грубого, неэтичного отношения специалистов.   2.Конфликтного поведения специалистов, спровоцированного недовольством граждан качеством взаимодействия (спешкой, грубостью, формальным отношением). 3. Неэффективно-организованного средового пространства экспертного учреждения (отсутствия указателей, отсутствие мест для отдыха, большое скопление людей, грубое отношение охраны, медрегистраторов и др.) 1. Соблюдения принципов эффективного ведения экспертной процедуры, знания экспертами психосоциальных причин, обостряющих недовольство граждан, знания и умения применять навыки эффективного общения и бесконфликтного поведения при общении с освидетельствуемыми их родственниками и законными представителями. 2. Организации качественной доступной и эффективной экспертной среды (наличие информационных стикеров, доступность для лиц с ограничениями передвижения (проемы, пандусы, лифты), продуманность мест ожидания, инструктаж охранников в отношении распределения граждан по экспертным составам, наличие мест для кормления ребенка и питания граждан и др). 1. Если гражданин удовлетворен качеством проведения медико-социальной экспертизы, качеством взаимодействия со специалистами учреждения МСЭ (этичным неформальным отношением), а также предоставленными специалистами учреждения МСЭ разъяснениями, аргументами, выводами и заключениями, в отношении критериев установления статуса инвалид в РФ и вопросов, касающихся реабилитации. 1.В случае недовольства гражданина качеством проведения услуги по медико-социальной экспертизе, в том числе из-за формального, грубого и неэтичного отношения и неэффективно организованной работы учреждения (наличием информационных и физических барьеров), с последующим обжалованием решения экспертной комиссии и жалоб в вышестоящие организации. 1. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной экспертизе. 2. Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов. 3. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной (безбарьерной) экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.
Конфликтные ситуации обусловленные Динамика конфликта Исход конфликта возможен как Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций  
Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде: Конфликт не реализуется в случае: Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный Негативный, острый  
6.Неэффективностью организации доступной, качественной экспертной среды 1.Конфликтного поведения освидетельствуемого, обусловленного недовольством существующих барьеров и неэффективной организацией экспертной среды (отсутствием информационных стикеров, нежеланием персонала доступно и дружелюбно ответить на вопросы граждан, отсутствие проемов, пандусов и лифтов, звуковых оповещений, мест для питания и отдыха, комнаты матери и ребенка, изолированных помещений для экспертной диагностики детей и больных психоневрологических нозологических категорий и др.). 2.Неэффективного коммуникативного взаимодействия, конфликтного и неэтичного поведения специалистов учреждения МСЭ, спровоцированного недовольством граждан качеством организации экспертного пространства). 1.Эффективно организованной качественной экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние человека(информационной доступности, безбарьерности, этичного и дружелюбного отношения) 1.Если освидетельствуемый удовлетворен качеством оказания услуги по медико-социальной экспертизе и условиями нахождения в экспертном учреждении в соответствии с принципами доступности, безбарьерности, достаточной информированности и дружелюбного отношения персонала. 1.Если освидетельствуемый не удовлетворен качеством оказания услуги по медико-социальной экспертизе, в части имеющихся средовых барьеров в экспертном учреждении, а также в результате недостаточно дружелюбной коммуникативной обстановки при нахождении в учреждении (грубой охраны, младшего медперсонала и др.). 1.Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной (безбарьерной) экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека. 2.Информирование всех специалистов (в.ч. охраны, медрегистраторов о необходимости предоставлять всем гражданам разъяснительную и справочную информацию касательно интересующих их средовых факторов (мест нахождения туалетных комнат, столовой регистратуры и др.) 3.Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов, в т.ч. в вопросах этики, деонтологии и эффективных коммуникативных технологий общения и бесконфликтного поведения при оказании гражданам государственной услуги по медико-социальной

 

Конфликтные ситуации обусловленные Динамика конфликта Исход конфликта возможен как Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде: Конфликт не реализуется в случае: Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный Негативный, острый
7.Аггравантным поведением граждан 1.Конфликтного поведения специалиста, вызванного предположением в отношении аггравантного поведения освидетельствуемого.   1. Соблюдение этики и профессионального такта, использование более детального, объективного диагностического инструментария для объективизации предъявляемых симптомов и аргументации выявленных фактов в заключении. 2..Высокая коммуникативная и профессиональная компетентность специалистов, тактичное, сдержанное взаимодействие с освидетельствуемым, владение нормативно-правовым обоснованием и личностно-ориентированным подходом к индивидуально-психологическим качествам и жизненной ситуации больного. 1. Если освидетельствуемый будет удовлетворен внимательным отношением, доскональным изучением его жалоб и претензий, объективными объяснениями и разъяснениями относительно его здоровья и вопросов, касающихся инвалидности и реабилитации.   1. Если освидетельствуемый не удовлетворён качеством оказания медико-социальной экспертизы (грубость со стороны сотрудников медико-социальной экспертизы, обвинение в установочном поведении и аггравации, невнимательное, формальное обследовании, игнорирование истинных жалоб больного и т.д.) 1.Повышение профессиональной и социально-психологической компетенции специалистов медико-социальной экспертизы, в том числе по объективизации аггравантного поведения. 2. Использование в процедуре МСЭ эффективных приемов конструктивного общения с различными категориями граждан с учетом индивидуально-типологических особенностей, внутренней картины болезни и т.д.).   3.Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов.    

 

Конфликтные ситуации обусловленные Динамика конфликта Исход конфликта возможен как Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
Конфликт реализуется, если присоединится инцидент в виде: Конфликт не реализуется в случае: Относительно урегулированный, либо полностью урегулированный Негативный, острый
8.Несоблюдением письменного этикета 1. Неэффективностью ведения письменного делопроизводства: небрежность в написании домашнего адреса, фамилии, имени, отчества, года рождения, формализм в подготовке ответов. 1. Соблюдение письменного этикета и правил ведения делопроизводства при оказании услуги медико-социальной экспертизы 1. Если освидетельствуемый будет удовлетворен адресной направленностью письменного сообщения, получит убедительные разъяснения, которые подкреплены нормативно-правовыми документами. 1. Если в процессе письменного сообщения допущены ошибки в написании анкетных данных, не принесены извинения за допущенные ошибки, ответ носит формальный характер, отсутствуют ссылки на нормативно-правовые документы, разъяснения представлены недоступным языком. 1. Повышение профессиональной компетентности специалистов МСЭ в области делового этикета. 2. Информатизация деловой переписки

 

Конфликтные ситуации обусловленные Динамика конфликта Исход конфликта возможен как Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
9.Несоблюдением телефонного этикета 1. Несоблюдения этикета ведения деловых телефонных переговоров, неэффективности взаимодействия: грубости, небрежности в разговоре, нечеткости, непоследовательность в изложении, а также отсутствия личностно-ориентированного подхода в беседе с гражданином, родственниками, организациями и др. 1. Соблюдения делового этикета переговоров (доходчивого разъяснения экспертному больному схемы проезда, разъяснения необходимого перечня документов, обследований и т.д), разъяснения ответов на вопросы больного (законных представителей) в рамках своей компетентности. 1. Если освидетельствуемый (законный представитель) будет удовлетворен уровнем общения, компетентностью говорящего, его аргументированностью. 1. Если в процессе общения с экспертным больным (законным представителем) допущена грубость, резкость, разговор шел на повышенных тонах, допускались оскорбительные или унижающие достоинство высказывания, разъяснения были невнятными, не объективизированными; специалист вел беседу не в рамках своей компетентности. 1. Повышение профессиональной компетентности специалистов МСЭ в области делового этикета (ведение телефонных переговоров). 2. Использование в процессе общения приемов конструктивного взаимодействия
           


 

Конфликтные ситуации обусловленные Динамика конфликта Исход конфликта возможен как Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
10.Противоправными действиями граждан (обвинения, попытка подкупа, хулиганские действия) 1. Противоправного поведения освидетельствуемого лица (хулиганства, оскорблений, нецензурных выражений, попыток подкупа и т.д.)   2.Конфликтного поведения специалистов, спровоцированного противоправными действиями освидетельствуемого (взаимные оскорбления, нецензурные выражения и др.)   1. Соблюдения административного регламента к проведению процедуры медико-социальной экспертизы, создания эффективной экспертной среды, профессиональной компетентности, использование практики эффективного взаимодействия с освидетельствуемым лицом (законным представителем), предупреждение конфликтных ситуаций, уменьшение действия конфликтогена, владение техникой общения в конфликтной ситуации, действие строго в нормативно-правовом поле. 1. Если освидетельствуемому лицу понятно, что процедура медико-социальной экспертизы проходит строго в нормативно-правовом поле. 2. Если специалист медико-социальной экспертизы не вступает в открытый конфликт, пресекает хулиганские действия (возможно с привлечением охраны, службы безопасности и юристов учреждения). 3. Если специалист медико-социальной экспертизы владеет способами взаимодействия в конфликте и умеет его регулировать. 1. Если освидетельствуемый (законный представитель) чувствует, что нарушена процедура проведения медико-социальной экспертизы. 2. Если специалист медико-социальной экспертизы открыто провоцирует экспертного больного, усиливает конфликтоген своим действием или бездействием. 3. Если специалист медико-социальной экспертизы не владеет способами взаимодействия в конфликтной ситуации, вступает с больным в конфронтацию, активно поддерживает разгоревшийся конфликт, что приводит к его эскалации и переходу в открытую фазу. 1. Соблюдение нормативно-правовой составляющей процедуры медико-социальной экспертизы. 2. Повышение профессиональной и психологической компетентности специалистов медико-социальной экспертизы, обучение их навыкам поведения в конфликтной ситуации. 3. Мониторинг и профилактика эмоционального выгорания специалистов. 4. Создание в учреждении доступной, качественной и эффективной (безбарьерной) экспертной среды с учетом психологических факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт человека.
           

 

Конфликтные ситуации обусловленные Динамика конфликта Исход конфликта возможен как Профилактические мероприятия, которые позволят снизить динамику развития конфликтных ситуаций
11.Психологической несовместимостью специалистов в коллективе 1. Конфликтного поведения специалистов друг с другом, их противостояния, препятствующего принятию объективного экспертного решения и эффективному ведению процедуры экспертизы. 1. Соблюдения этики делового общения, административного регламента проведения процедуры МСЭ, эффективность, продуктивность, результативность профессиональной деятельности 1. Если соблюдается этика делового общения и межличностного взаимодействия и экспертная команда функционирует слаженно и эффективно. 2. Если обеспечивается результативность, эффективность, продуктивность и оптимальность труда. 1. Если специалистами индуцируется и провоцируется межличностный и межпрофессиональный конфликт. 2. Если специалисты игнорируют этику делового общения межличностного и межпрофессионального взаимодействия не владеют навыками эффективного общения 1. Повышение профессиональной компетентности, организационной культуры и результативности труда, сплочение профессионального коллектива, обучение способам межличностного взаимодействия. 4. Направленный профотбор специалистов учреждения МСЭ.
           

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день проблема этики, деонтологии и бесконфликтного поведенияспециалистов при оказании гражданам услуги по медико-социальной экспертизе является сверхзначимой. Само экспертное освидетельствование потенциально конфликтно и в большинстве случаев, может квалифицироваться как предвестник конфликта – т.е. конфликтная ситуация, провоцирующая взаимодействующие между собой сторонына инцидент. В зависимости от уровня учреждения (первичное бюро – Главное бюро – Федеральное бюро МСЭ) степень конфликтности возрастает, а реализация конфликта возможна в результате формирования инцидента как «силами» освидетельствуемых и их родственников, так и «стараниями» экспертов. В реализации конфликтов поимо личностных, могут быть задействованы и организационные факторы, либо способствующие эффективной профессиональной деятельности специалистов учреждений и «сглаживающие» конфликтную атмосферу, либо обостряющие и так не радостное настроение больных, решающих в учреждении МСЭ свои социальные интересы.

Вспоминая любимый в России аналитический вопрос «Кто виноват?», можно констатировать, что институциональная система экспертизы инвалидности еще далека от совершенства, что конечно требует средств и механизмов для ее оптимизации, в том числе посредством повышения уровня профессиональной компетенции специалистов, участвующих в медико-социальной экспертизе. Также неоднозначна и сложна проблема личности, перед которой стоит задача реабилитации. Рефлексируя, и отвечая на поставленный вопрос очевидно, что виноваты здесь и экономическая ситуация в стране, и низкий уровень заработной платы специалистов и выраженная степень их эмоционального выгорания (по вышеперечисленным причинам) и нехватка рабочих мест для реабилитированных больных и недостаточность реабилитационной базы, и межведомственная разобщенность, а также личностная пассивность, незрелость либо душевная сломленность человека, возникшая в результате болезни и недостатка ресурсов общества для преодоления этих трудностей). Однако, дальше для изменения ситуации, необходимо переходить к стратегическому и более продуктивному вопросу «Что делать?», как правило, мотивирующего на изменения, а значит подталкивающего к конкретным действиям.

Повысить качество оказания предоставления государственной услуги по медико-социальной экспертизе возможно через планомерное обучение специалистов основным деонтологическим принципам этического отношения к больному, чему и посвящено данное пособие.Также отметим, что наряду с теоретической подготовкой и обучением специалистов руководителям учреждений необходимо уделять внимание вопросам актуального психоэмоционального состояния сотрудников и проработке возникающих и текущих конфликтных ситуаций на местах. Данный вид деятельности может быть реализован в виде практических семинаров по профилактике и коррекции эмоционального выгорания специалистов МСЭ, либо в виде «групп психологической поддержки» в которых специалисты, непосредственно участвующие в процедуре медико-социальной экспертизы, обучатся навыкам эффективного общения, проработают индивидуальные психоэмоциональные проблемы, освоят методы психоэмоциональной саморегуляции.

И, наконец, обращаем внимание всех специалистов на самый главный принцип, который необходимо соблюдать в профессиональной деятельности в учреждении медико-социальной экспертизы:

КАЖДЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОБЯЗАН НЕСТИ СОБСТВЕННУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗА УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ, НО И ЗА УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ  

 

Освоение изложенных в пособии рекомендаций позволит интегрировать деонтологические принципы в деятельность специалистов, изменить «психологию профессиональных взаимодействий» в целом и расширить ракурс восприятия специалистов учреждений и врачей-экспертов в частности, сориентировав их мышление в гуманистическом направлении, то есть в направлении, нуждающегося в социальной помощи и поддержке человека.


Литература

1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2002.

2. Бертрудин В.А. и соавт. Психологический портрет медицинского эксперта с позиции соционического подхода//«Медико-социальная экспертиза и реабилитация», Издательство «Медицина», 2011. - № 2. – С. 29-33.

3. Билибин Д.Ф. Горизонты деонтологии// Вести. АМН СССР, 1979., № 5, - 35 с.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. – 50 с.

5. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988;

6. Дернер К. Хороший врач. Учебник основной позиции врача., Алетейа., М. 2006. – 541 с.

7. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990.

8. Интернет ресурсы: Большая медицинская энциклопедия: http://bigmeden.ru/

9. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

10. Концевич И.А. Долг и ответственность врача. Киев, 1983.

11. Ларенцова Л.И., Смирнова Н.Б. Психология профессионального взаимодействия: Учебное пособие к практическим занятиям – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008 – 112 с.

12. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. – М., 1977. – 112 с.

13. Матвеев В.С. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии //М.: Медицина, 1984.

14. Морозова Е.В. Кризис инвалидности и его социально-психологические последствия // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии 2006 г. № 3-4, С. 148-151.

15. Морозова Е.В., Шабалина Н.Б. Субъективное отношение к инвалидности у пациентов в процессе прохождения медико-социальной экспертизы//Сборник научных статей. Выпуск 3. Ярославль-Минск: МАПН-ЯрГУ 2007. С.143-153.

16. Морозова Е.В. Социально-психологическая адаптация личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания – Дисс. канд. психол. наук. – Ярославль, 2008. – 248 с.

17. Морозова Е.В. Внутренняя картина инвалидности (генез, структура, функции, свойства). // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация», Издательство «Медицина», 2008, № 1, с. 42-46.

18. Морозова Е.В. Субъективное отношение к инвалидности как основной фактор социально-психологической адаптации личности//Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии - 2009 г. № 2 с. 144-150.

19. Морозова Е.В. Роль и значение психологической реабилитации личности в экспертно-реабилитационном процессе. // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация», Издательство «Медицина», 2010, № 1, с. 54-57.

20. Морозова Е.В. Внутренняя картина инвалидности. Психология инвалидности: хрестоматия// под ред. Д.И. Фильдштейна, сост. О.В. Краснова. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2011. – С. 133-146.

21. Морозова Е.В. Роль личности в реализации реабилитационного процесса//Медико-социальные проблемы инвалидности, М. – 2011, № 4. С. 24-27

22. Морозова Е.В. Структура идентичности, как фактор реабилитации личности// Медико-социальные проблемы инвалидности, М.- 2011, № 3 С. 67-72.

23. Морозова Е.В. Какова внутренняя картина инвалидности?// Медицинская газета – 2012. - № 44. С.10-11.

24. Морозова Е.В. Школа социальной жизни, как перспективная психосоциальная реабилитационная технология// Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии 2012 г. № 3, С. 19-27.

25. Морозова Е.В. Психологические и деонтологические аспекты в лечении больных сахарных диабетом // Актуальные вопросы МСЭ и реабилитации, Барнаул, 2013. – С. 217-221.

26. Морозова Е.В. Психология лечебного сопровождения диабетических больных.// Медико-социальные проблемы инвалидности. Сборник статей региональной научно-практической конференции, проводимой 27 февраля 2013 г., г. Краснодар., С. 60-67

27. Морозова Е.В. Проблема этики и деонтологии в практической деятельности специалистов государственных учреждений медико-социальной экспертизы//Медико-социальные проблемы инвалидности, М. – 2013, № 3. С. 63-68

28. Морозова Е.В. Парадоксы и факторы детерминации социальных и личностных конфликтов, связанных со статусом «инвалид» [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (1). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 10.09.2013).

29. Макшанов И.Я. Врачебная деонтология: Учеб. пособие для медицинских институтов. М., 1998.

30. Орлов А.Н. Милосердие: Избранные лекции по деонтологии. Красноярск, 1993.

31. Осадчих А.И., Пузин С.Н., Лаврова Д.И. и др. Основы медико-социальной экспертизы – М.: Медицина, 2005. – 448 с.

32. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта// Конфликтология/ Сост. Н.И. Леонов – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модэк», 2002. – С. 78-90.

33. Петровский Б.В. Деонтология в медицине в 2-х т., М. 1988.

34. Рогов Е.И. Психология общения// Владос., М. – 2003., - 336 с.

35. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 273-283

36. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. AKADEMIAIKIADO, BUDAPEST, 1973.

37. Шабалина Н.Б., Герсамия А.Г. Психологические особенности взаимодействия «Врач – больной» и способы профилактики конфликтных ситуаций в практике МСЭ // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии, 2005 г. № 2, с. 18-21.

38. Шмелева С.В. Медико-социальная реабилитация: учебник. – М.: Издательство РГСУ, 2013. – 208 с.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ [35]

Авторитет – влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Адаптация – процесс адекватного приспособления функциональных, структурных и социальных функций к окружающей среде.

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

Агграва́ция (лат. aggravate отягощать) - преувеличение больным симптомов действительно имеющегося заболевания

Анозогнозия — отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания (паралича, снижения зрения, слуха и т.д.).

Архетип — (собирательный прообраз, образец) универсальная модель бессознательной психической активности, спонтанно определяющая человеческое мышление и поведение.

Барьер смысловой – взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же имеет для них разный смысл.

Барьеры психологические – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.

Взаимодействие межличностное – в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющие следствием взаимные изменения из поведения, деятельности, отношений, установок; в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.06 с.)