Анализ формирования и выполнения производственной программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ формирования и выполнения производственной программы



В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

При этом могут применяться следующие методы:

- пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции).

- корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

 

Jц = SVВП1Ц0: SVВП0Ц0

где VВП1 - выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП0 - выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц0 - цена единицы продукции в базисном периоде.

 

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле:

 

ВП1ЦП = ВП1: Jц,

где ВП1 - объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

 

Анализ объема продукции

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл. 7.2).

 

Динамика товарной продукции Таблица 7.2

Год Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб Темпы роста, %
Базисные Цепные
    Тб=ТПi/ТП0 × 100% Тц=ТПi/ТПi-1 × 100%

 

где ТПi-1, ТПi - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТП0 - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

 

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Тcр) и прироста (Тпр) товарной продукции:

Тпр = Тср - 100

Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

 

Анализ ассортимента продукции

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатуры - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКГТП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего процента (для нашего примера - 87,5%);

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

- по способу среднего процента по формуле.

 

ВПа = ВПп : ВП0 ´ 100%

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %,

ВПп - сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска,

ВП0 - плановый выпуск продукции.

 

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.

 

Анализ структуры продукции

Структура продукции - это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле:

 

DВПс = ВП1 –В1,0 ,

где DВПс - изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 - фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,0 - фактический выпуск продукции при плановой структуре.

 

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

 

При использовании средних цен расчет производится по формуле:

DВПс = (Ц1 – Ц0)VВП1,0,

где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий - фактическая и клановая соответственно,

VВП1,0 - фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

 

Анализ качества продукции

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:

- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные - штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана, по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:

DВП = (Ц1 –Ц0) VВПК

DВ = (Ц1 – Ц0) РПК

DП = [(Ц1 – Ц0) VВПК] - [ (С1 - С0) × РПК]

 

где Ц0, Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 - себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.007 с.)