Источники отрасли конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники отрасли конституционного права



Им. ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Руководство по самостоятельной работе

для студентов направления 030900.62 – «Юриспруденция»

 

К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Разработал:

доцент кафедры ГПД

__________А.В. Гусев

 

«___»_________2011г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения…………………………………………………………………..3

Темы, рекомендуемые для научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………...7

Планы и содержание семинарских занятий для студентов

очного отделения…………………………………………………………………...9

ОБЩАЯ ЧАСТЬ………..……………………………………..9

Тема № 1. Конституционное право – как ведущая отрасль права…………………………………………………………….9

Тема № 2. Учение о Конституции……………………….......10

Тема № 3. Источники отрасли конституционного права…..11

Тема № 4. Основы конституционного строя Российской Федерации……………………………………………………..13

Тема № 5. Тема № 6.

Статус человека и гражданина в Российской Федерации….15

Институт гражданства в Российской Федерации…………...15

Тема № 7. Федеративное устройство Российской

Федерации……………………………………………………..17

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ……………………………………...19

Тема № 8. Избирательное право, избирательный процесс в Российской Федерации……………………………………….19

Тема № 9. Законодательная (представительная) власть в Российской Федерации……………………………………….20

Тема № 10. Коррупциогенные факторы в системе конституционного законодательства………………………..22

Тема № 11. Исполнительная власть в Российской Федерации……………………………………………………..25

Тема № 12. Президент Российской Федерации……………..26

Тема № 13. Судебная власть Российской Федерации……...28

Тема 14. Местное самоуправление, как форма

народовластия………………………………………………...32

Контрольно-диагностические материалы……………………………………..34

Индивидуальные задания для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям студентами очного и заочного отделений…………………………………………...34

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Семинар – одна из форм контроля самостоятельной работы студентов, в ходе которого углубляются, уточняются и обобщаются полученные знания. Семинар или практические занятия по «Конституционному (государственному) праву Российской Федерации» в учебном процессе идут, как правило, за лекциями. На семинары выносятся не все, а только наиболее сложные темы курса. Планы семинаров являются основным методическим документом по организации самостоятельной работы студентов.

Студенты должны быть готовы ответить по каждому вопросу темы семинарских занятий, активно участвовать в работе семинара. При неподготовленности или пропуске занятий студенты в индивидуальном порядке отрабатывают пропущенную тему. Все выступления на семинарах оцениваются. Выступления на семинаре должны соответствовать следующим требованиям:

1) излагая теоретический аспект рассматриваемого вопроса, анализировать соответствующие принципы, нормы закона, понятия и категории;

2) выдвинутые теоретические положения подкреплять фактами, примерами и иллюстрациями, взятыми из политико-правовой жизни, практики совершенствования конституционно-правовых институтов в современный период в свете обновляемого законодательства Российской Федерации.

В процессе подготовки ответов на вопросы, которые вынесены на обсуждение семинарских занятий, необходимо сначала подобрать литературу. Затем путем ее просмотра и выборочного чтения, необходимо найти те разделы книги, которые отвечают теме семинара. При этом имеется в виду, что приведенный после каждой темы список литературы носит рекомендательный характер, и при подготовке к семинару вы можете использовать только часть ее или использовать по своему желанию другие материалы. Используя конспект лекций, учебник, вспомогательные литературные источники составьте план ответа по каждому вопросу семинара.

Есть два основных способа составления плана ответа.

Первый – на основе работы с литературой во время чтения.

Второй – его составление после глубокого ознакомления с разнообразными источниками, что даст возможность обобщить проделанную вами работу. При таком подходе план получается более последовательным и логичным, так как исчезает соблазн переделать почти каждую мысль источника в один из пунктов вашего плана.

Составление плана-ответа может показаться простым делом. Но это далеко не так. Сложность заключается в том, что необходимо выяснить для себя строение и ход мыслей в изучаемых источниках, а затем сжато, ясно и лаконично выделить главное содержание проблемы. План может быть простым и развернутым. В первом случае записывается только порядок основных вопросов, которые необходимо раскрыть во время выступления на семинаре по той или иной проблеме.

В отличие от простого в развернутом плане выделяется порядок освещения вопросов темы, складывается и записывается содержание ответа по каждой проблеме семинара. Могут быть цитаты, наиболее важные цифровые сведения, обобщения и выводы. На полях полезно отмечать страницы используемых в плане-ответе сведений, что поможет в нужный момент быстро найти в книге необходимое место и обратить внимание слушателей на те или иные подходы автора.

Развернутый план поможет не только научиться логически формулировать ваши мысли, но и сжато, аргументировано и убедительно выступить перед аудиторией. Рекомендуется взять на вооружение именно такой метод подготовки к семинарам. Понятно, он требует много времени и усилий, но сторицей. Ваши знания по курсу станут крепкими, глубокими, осмысленными. Постепенно сформируются навыки публичного выступления и научного отстаивания авторской мысли.

Порядок проведения семинара примерно такой: преподаватель коротко формулирует тему, цель и задачи, вызывает по собственному желанию любого студента осветить одну из проблем темы. Все студенты должны быть готовыми выступить по любому вопросу семинарского плана. Сообщение должно быть кратким, аргументированным, рассчитанным на 8-10 минут. Сначала называется вопрос, который будет обсуждаться, потом, если Вы выступаете не первым, дайте оценку предыдущему выступающему, исправьте ошибки, если они допущены. После чего приступайте к освещению содержания своего вопроса, углубляя обсуждаемую тему, стремитесь не повторять уже сказанное товарищами и, наконец, делайте необходимые выводы.

Главное на семинарских занятиях – глубокое, заинтересованное и активное обсуждение проблем. Творческие дискуссии оживляют занятия, способствуют глубокому, крепкому закреплению изучаемого материала.

Для более глубокого изучения той или иной темы преподаватель в рамках самостоятельной работы студентов может предложить подготовить рефераты, которые зачитываются и обсуждаются на семинаре.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе по «Конституционному (государственному) праву Российской Федерации», как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков правильного, грамотного, юридически обоснованного применения законов и подзаконных актов и использования литературы юридического характера.

Самостоятельная работа включает в себя следующие направления:

– выступления на семинаре, особенно с докладами и научными сообщениями;

– участие в диспутах, ролевых играх и «пресс-конференциях», которые будут способствовать выработке навыков публичных выступлений;

– решение практических задач, исследование судебной практики, пробелов и коллизий в действующем законодательстве;

– ведение профессионального диалога, грамотной и культурной речи, без чего трудно себе представить успешно действующего юриста.

Каждый студент должен это осознать и упорно стремиться достичь в этом определенных успехов на занятиях.

В качестве самостоятельной работы студентам также предлагается написание рефератов. Реферат – это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Оформление реферата должно соответствовать требованиям ЕСКД ГОСТ 2.105–95 «Общие требования к текстовой документации». Вместе с тем оформление реферата в общем случае должно вестись в соответствии с требованиями государственных стандартов ГОСТ 2.105 и ГОСТ Р 21.1101. Шрифт должен соответствовать ГОСТ 2.304–81 «ЕСКД. Шрифты чертежные».

Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т.д.

Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущих специалистов, закреплению у студентов юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать современное законодательство и общественно-политические явления современности, вести полемику.

Процесс написания реферата, научного доклада и/или сообщения включает:

• выбор темы;

• подбор нормативных актов, специальной литературы и
иных источников, их изучение;

• составление плана;

• написание текста работы и ее оформление;

• устное изложение содержания выполненного исследования.

Рефераты, научные доклады и/или сообщения пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного мате­риала сопоставляются различные взгляды авторов и опреде­ляется собственная позиция студента с изложением соответ­ствующих аргументов.

Темы рефератов, научных докладов и/или сообщений должны охватывать и дискуссионные вопросы курса. Они призваны отражать передовые научные идеи, обобщать тенденции юридической практики, учитывать при этом изменения в текущем законодательстве.

Рекомендованная тематика рефератов, научных докладов и/или сообщений примерная. Студент при желании может сам предложить ту или иную тему, предварительно согласовав ее с научным руководителем.

Работу над рефератом, научным докладом и/или сообщением следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого не­обходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако перечень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журнальными статьями в «Государстве и праве», «Правоведении», «Журнале российского права», «Конституционном и муниципальном праве».

В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал.

План реферата, научного доклада и/или сообщения должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержа­щего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные науке конституционного права, избегать непривыч­ных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грам­матических оборотов. Термины, отдельные слова и словосоче­тания допускается заменять принятыми текстовыми сокраще­ниями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется вклю­чить в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем работы. Объем реферата – от 5 до 10 машинописных страниц. На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя, а в самом конце – дату написания работы и личную подпись.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и, прежде всего, подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Для статей из журналов, сборни­ков указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газет­ную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его при­нятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья официального издания, где был опубликован нормативный акт.

Текст полностью написанной и оформленной работы под­лежит тщательной проверке. Ошибки и описки, как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицатель­но сказываются на оценке.

Важно, что список литературы, необходимой для выполнения научно-исследовательских работ различных типов, представлен в рабочей программе дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации».

ТЕМЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(РЕФЕРАТЫ, НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ И/ИЛИ СООБЩЕНИЯ)

1. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

2. Источники отрасли конституционного (государственного) права России.

3. Система отрасли конституционного (государственного) права России.

4. Конституционное развитие России.

5. Конституция – основной закон государства.

6. Конституционный строй и его основы.

7. Конституционно-правовой статус личности: понятие и принципы.

8. Гражданские (личные) права и свободы.

9. Политические права и свободы.

10. Экономические, социальные и культурные права и свободы.

11. Конституционные обязанности личности.

12. Конституционные гарантии правового статуса личности.

13. Гражданство в Российской Федерации.

14. Становление и развитие федерализма в России.

15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

16. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.

17. Конституционно-правовой статус областей, краев и городов федерального значения.

18. Конституционно-правовой статус автономий в составе Российской Федерации.

19. Избирательная система Российской Федерации

20. Референдум в Российской Федерации.

21. Президент Российской Федерации.

22. Федеральное Собрание Российской Федерации.

23. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

24. Особенности законодательного процесса в Российской Федерации.

25. Правительство Российской Федерации.

26. Судебная власть в Российской Федерации.

27. Прокуратура Российской Федерации.

28. Конституционные принципы правосудия.

29. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

30. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

31. Конституционные основы местного самоуправления.

32. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации.

 

 

ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА № 1.

Конституционное право – как ведущая отрасль права

(2 часа)

 

Цель: рассмотреть вводную часть «Конституционного (государственного) права Российской Федерации», понять ключевое значение дисциплины в системе права Российской Федерации и научиться отличать нормы конституционного права от норм других отраслей права.

 

Основные вопросы:

 

1. Что такое конституционное право, каково его место в системе других отраслей права?

2. Понятие отрасли конституционного права.

3. Метод правового регулирования отрасли конституционного права.

4. Отличие конституционно-правовых норм от норм других отраслей права.

5. Понятие и примеры конституционно-правового института. Конституционно-правовые отношения.

6. Классификация конституционно-правовых норм.

7. Предмет науки конституционного права.

8. Источники конституционного права.

9. Конституционное право как наука.

10. Предмет науки конституционного права.

 

Нормативные акты и литература для подготовки к семинару:

 

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных 30.12.2008). М., 2011.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / Том 1 / 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010.

3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / Том 2 / 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007.

5. Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть: Программа, тезисы лекций и задания к семинарским занятиям. Москва, Зерцало-М, 2009.

6. Кашкин С.Ю. Современные тенденции развития конституционного права // Право и жизнь. 2002. № 48.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.

8. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право 1998. № 7.

9. Чиркин П.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2003.

 

ТЕМА № 2.

Учение о конституции

(2 часа)

Цель: определить эволюционный путь конституционного развития России, осознать сущность Конституции, как Основного закона; рассмотреть этапы пересмотра текста Конституции и внесения в нее изменений; научиться грамотно обосновывать преимущества Основного закона страны перед существующими нормативными актами государства.

Основные вопросы:

1. Что такое Конституция и каково ее назначение?

2. Особенности Конституции Российской Федерации?

3. Преамбула Конституции Российской Федерации и ее практическая необходимость.

4. Конституционная реформа в Российской Федерации.

5. Краткая характеристика Конституций России. Основные черты Конституции Российской Федерации 1993 года. Сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

6. Структура Конституции Российской Федерации.

7. Порядок принятия новой Конституции России. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. Порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции Российской Федерации.

8. Субъекты, которые могут инициировать процесс пересмотра российской Конституции.

Нормативные акты и литература для подготовки к семинару:

 

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных 30.12.2008). М., 2011.

2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 года «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 20. Ст. 1757.

3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1993 года «О порядке работы конституционного совещания» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 23. Ст. 2105.

4. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

5. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 1994 года № 2100 «О мерах по реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации» // Российская газета. 30.11.1994. № 232.

6. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5086.

7. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / Том 1 / 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010.

8. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / Том 2 / 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010.

9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007.

10. Гусев А.В. История возникновения института конституционного контроля в России / Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы публично-правового и частно-правового регулирования: теория и практика». Уфа: РИО БашГУ, 2005.

11. Гусев А.В. Некоторые теоретические аспекты осуществления конституционного контроля в России и зарубежных странах / Сборник тезисов Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов «Традиции и новации в системе современного российского права». М.: МГЮА, 2005.

12. Златопольский Д.Л. О сущности Конституции // Журнал российского права. 1997. № 10.

13. Кравец И.А. Сущность конституции и конституционный процесс // Правоведение. 2002. № 2.

14. Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Правоведение. 2001. № 5.

 

ТЕМА № 3.

Тема № 4.

ТЕМА № 5 и ТЕМА № 6

ТЕМА № 7.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

ТЕМА № 8.

ТЕМА № 9.

ТЕМА № 10.

ТЕМА № 11.

ТЕМА № 12.

ТЕМА № 13.

ТЕМА № 14.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА № 1.

Задача № 1

ООО «Лопух» и ЗАО «Тромбон» получили разрешение от Администрации Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Администрацию города представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности.

Одновременно против ЗАО «Тромбон» и Администрации Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета «Медный всадник» выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр.

Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично-правового от частно-правового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права?

 

Задача № 2

Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер.Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п. 13 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 года № 12-П, признал Постановление не соответствующим Конституции Российской Федерации, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег.

Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их особенности?

Задача № 3

Прокурор г. Нска возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации «Свидетелей Иеговы», разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело было возбуждено по статье 148 Уголовного кодекса Российской Федерации – «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституция не раскрывает понятия «права на свободу совести» и не дает определение религиозного обряда.Действия, совершаемые членами организации «Свидетели Иеговы», не являются религиозным обрядом. Кроме того, Конституция не содержит санкции на нарушение нормы о свободе совести, а, следовательно, в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция.

Подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты? В чем специфика такого элемента конституционно-правовой нормы, как санкция? Обладают ли нормы Конституции свойствами прямого действия?

ТЕМА № 2.

Учение о Конституции

Подготовьте сравнительную таблицу основных положений ранее принятой Конституции Российской Федерации с действующей Конституцией по следующей схеме: студенты, чьи фамилии начинаются на буквы алфавита от:

А до Д с Конституцией 1918 года;

Е до К с Конституцией 1925 года;

Л до П с Конституцией1937 года;

Р до Я с Конституцией 1978 года

 

ТЕМА № 3.

ТЕМА № 4.

ТЕМА № 5.

ТЕМА № 6.

ТЕМА № 7.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА № 8.

ТЕМА № 9.

ТЕМА № 10.

Коррупциогенные факторы в системе конституционного законодательства

По итогам рассмотрения данной темы каждый студент должен провести собственную антикоррупционную экспертизу одного проекта нормативного правового акта и одного действующего правового акта. Смысл сводится к тому, удастся ли студенту, знающему методику проведения антикоррупционной экспертизы, выявить коррупциогенные факторы. В случае удачи студент должен сформулировать свое мнение и предложить способы урегулирования выявленного законодательного дисбаланса.

ТЕМА № 11.

ТЕМА № 12.

Задача № 1

 

Министерство экономического развития и Министерство внутренних дел Российской Федерации обратились к Президенту Российской Федерации с предложением одобрить программу разработки электронных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пластиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация. По поручению Президента Российской Федерации Правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации была проведена правовая экспертиза программы и дано заключение, что сосредоточение в одной базе данных всей информации о гражданине способно нарушить его конституционные права, в частности, право на защиту информации о частной жизни. В условиях единого банка данных сложно будет обеспечить конфиденциальность этой информации.

Оцените доводы, приведенные в заключении.

Задача № 2

Выберите среди актов Президента Российской Федерации несколько актов, свидетельствующих о том, что Президент Российской Федерации осуществляет правовое регулирование вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), и при помощи которых восполняются пробелы в федеральных законах через реализацию Президентом Российской Федерации права законодательной инициативы.

При каких условиях Президент Российской Федерации вправе принимать подобные акты?

Задача № 3

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 4 июня 1997 года приняла Федеральный закон «О семеноводстве», одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11 июня 1997 года и направленный на подпись Президенту Российской Федерации. Президент Российской Федерации отклонил представленный для подписания и обнародования федеральный закон на том основании, что им предусматривалось создание Государственной семенной инспекции Российской Федерации, а такого органа не предусмотрено структурой федеральных органов исполнительной власти, которую утвердил Президент Российской Федерации.

Можно ли обжаловать такое решение Президента Российской Федерации? Является ли установление видов органов государственной власти исключительной прерогативой Президента Российской Федерации? Сделайте юридическое заключение по данному спору.

ТЕМА № 13.

ТЕМА № 14.

Задача № 1

Гражданин К.В. Ансумов оспаривает принятое Муниципальным Советом Муниципального образования «Всеволожский район» решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройстве придомовых территорий в населенных пунктах района.

К.В. Ансумов считает, что органы местного самоуправления не вправе принимать общеобязательные решения, поскольку они по Конституции не являются государственными органами, а значит и органами власти. Право на осуществление местного самоуправления – это право тех граждан, кто желает решать свои проблемы местного значения, однако поскольку подавляющее большинство избирателей (более 80%) даже не принимает участия в выборах органов местного самоуправления, то и права выступать от имени всех жителей у этих органов нет.

Какова правовая природа органов местного самоуправления, и каковы особенности права граждан на осуществление местного самоуправления?

Обоснована ли позиция К.В. Ансумова? Приведите аргументы.

 

Задача № 2

Группа граждан, полагая, что одновременное осуществление Главой муниципального образования руководства представительным и исполнительным органами неконституционно, обратилась к Вам с просьбой подготовить текст заявления в конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации о несоответствии названного положения конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Подготовьте такой запрос.

А как бы Вы разрешили данное затруднение?

Им. ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Руководство по самостоятельной работе

для студентов направления 030900.62 – «Юриспруденция»

 

К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Разработал:

доцент кафедры ГПД

__________А.В. Гусев

 

«___»_________2011г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения…………………………………………………………………..3

Темы, рекомендуемые для научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………...7

Планы и содержание семинарских занятий для студентов

очного отделения…………………………………………………………………...9

ОБЩАЯ ЧАСТЬ………..……………………………………..9

Тема № 1. Конституционное право – как ведущая отрасль права…………………………………………………………….9

Тема № 2. Учение о Конституции……………………….......10

Тема № 3. Источники отрасли конституционного права…..11

Тема № 4. Основы конституционного строя Российской Федерации……………………………………………………..13

Тема № 5. Тема № 6.

Статус человека и гражданина в Российской Федерации….15

Институт гражданства в Российской Федерации…………...15

Тема № 7. Федеративное устройство Российской

Федерации……………………………………………………..17

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ……………………………………...19

Тема № 8. Избирательное право, избирательный процесс в Российской Федерации……………………………………….19

Тема № 9. Законодательная (представительная) власть в Российской Федерации……………………………………….20

Тема № 10. Коррупциогенные факторы в системе конституционного законодательства………………………..22

Тема № 11. Исполнительная власть в Российской Федерации……………………………………………………..25

Тема № 12. Президент Российской Федерации……………..26

Тема № 13. Судебная власть Российской Федерации……...28

Тема 14. Местное самоуправление, как форма

народовластия………………………………………………...32

Контрольно-диагностические материалы……………………………………..34

Индивидуальные задания для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям студентами очного и заочного отделений…………………………………………...34

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Семинар – одна из форм контроля самостоятельной работы студентов, в ходе которого углубляются, уточняются и обобщаются полученные знания. Семинар или практические занятия по «Конституционному (государственному) праву Российской Федерации» в учебном процессе идут, как правило, за лекциями. На семинары выносятся не все, а только наиболее сложные темы курса. Планы семинаров являются основным методическим документом по организации самостоятельной работы студентов.

Студенты должны быть готовы ответить по каждому вопросу темы семинарских занятий, активно участвовать в работе семинара. При неподготовленности или пропуске занятий студенты в индивидуальном порядке отрабатывают пропущенную тему. Все выступления на семинарах оцениваются. Выступления на семинаре должны соответствовать следующим требованиям:

1) излагая теоретический аспект рассматриваемого вопроса, анализировать соответствующие принципы, нормы закона, понятия и категории;

2) выдвинутые теоретические положения подкреплять фактами, примерами и иллюстрациями, взятыми из политико-правовой жизни, практики совершенствования конституционно-правовых институтов в современный период в свете обновляемого законодательства Российской Федерации.

В процессе подготовки ответов на вопросы, которые вынесены на обсуждение семинарских занятий, необходимо сначала подобрать литературу. Затем путем ее просмотра и выборочного чтения, необходимо найти те разделы книги, которые отвечают теме семинара. При этом имеется в виду, что приведенный после каждой темы список литературы носит рекомендательный характер, и при подготовке к семинару вы можете использовать только часть ее или использовать по своему желанию другие материалы. Используя конспект лекций, учебник, вспомогательные литературные источники составьте план ответа по каждому вопросу семинара.

Есть два основных способа составления плана ответа.

Первый – на основе работы с литературой во время чтения.

Второй – его составление после глубокого ознакомления с разнообразными источниками, что даст возможность обобщить проделанную вами работу. При таком подходе план получается более последовательным и логичным, так как исчезает соблазн переделать почти каждую мысль источника в один из пунктов вашего плана.

Составление плана-ответа может показаться простым делом. Но это далеко не так. Сложность заключается в том, что необходимо выяснить для себя строение и ход мыслей в изучаемых источниках, а затем сжато, ясно и лаконично выделить главное содержание проблемы. План может быть простым и развернутым. В первом случае записывается только



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.178 с.)