ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ГАЗЕТНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ



 

Текстовые публикации в газете различаются содержанием и формой. Один из важнейших элементов формы публикации – ее жанр. Под жанромжурналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его особенностями и возможностями.

Жанры существуют не только в журналистике. К таким же устойчивым содержательным формам произведений обращаются и в других областях творческой деятельности. Известны литературные жанры: в прозе это рассказ, новелла, повесть, роман, в поэзии – стихотворение, поэма, ода и др. Композиторы избирают для своих произведений музыкальные жанры – сонату, симфонию, концерт, оперу и др. И ученые используют устоявшиеся во времени жанры научных произведений – статью, доклад, диссертацию и др. Выбор определенного жанра помогает автору произведения в процессе сбора материала, его обработки, достижения намеченной цели.

В каждой области творчества жанры имеют свою специфику. Это относится и к журналистским произведениям – к публикациям всех известных нам типов в печатных периодических изданиях. И, прежде всего к жанрам газетной публицистики.

Появление того или иного жанра, его развитие объясняется, прежде всего, потребностью в нем. Как и рождение первых газет и журналов объясняется возникновением и усилением информационных запросов представителей определенных социальных групп, формировавшихся в наиболее развитых европейских странах. Не следует думать, что известные нам сейчас жанры публицистики были когда-то выдуманы, разработаны кем-то из журналистов, пытавшихся осмыслить процесс своей деятельности. В действительности каждый из жанров публицистики возникал в результате реакции на рождение информационных запросов читателей печатных периодических изданий. Спрос на журналистскую информацию рождал предложение журналистских текстов, отличавшихся определенными особенностями. С возникновением международного рынка купцы, торговцы и предприниматели испытывали потребность в информации о производстве различных товаров и их ценах в разных странах и городах, о прибытии в порты кораблей с заморскими товарами, о столкновениях между армиями различных государств, о смене правителей и т.п. Издатели газет удовлетворяли эту потребность, публикуя в них сжатые сообщения о важнейших политических и экономических событиях, происходивших в тех странах, где они находились. Так возник жанр, который позже был назван заметкой. Когда во время столкновений протестантов и католиков в Европе, с усилением буржуазии, стремившейся к политической власти, у нее возникла потребность в идеологическом оружии, это быстро привело к появлению текстов, распространявшихся в форме листовок и плакатов, а затем и газетных публикаций, позже названных памфлетами. Так рождались и формировались и другие жанры публицистики.

Этот процесс продолжается и в наше время, приводя к возникновению новых жанровых форм.

Чем же обусловлено использование жанров публицистики в печатных периодических изданиях? Что влияет на выбор журналистом того или иного жанра в газете? Жанровая система ее публикаций формируется под воздействием ряда факторов – объективных и субъективных. К первым относятся тип и уровень издания, особенности его читательской аудитории, периодичность выхода номеров и состав творческого коллектива. Ко вторым – профессиональный уровень журналиста, его творческие интересы, повод для работы над текстом: редакционное задание или самостоятельный выбор объекта исследования. И в частности, понимание роли каждого жанра и его специфики.

Профессиональный журналист обязан владеть подавляющим большинством жанров публицистики – за исключением некоторых, для обращения к которым требуется особый творческий дар. Например, для того чтобы написать настоящий фельетон или памфлет, журналисту нужен сатирический талант, – не каждый может назвать себя сатириком. Однако на практике большинство журналистов ограничивает себя обращением к нескольким самым популярным жанрам публицистики, а некоторые даже специализируются на использовании одного-двух жанров. Заметим, что некоторые должности творческих работников редакции предполагают использование ими определенной ограниченной жанровой «палитры». Так, газетный обозреватель обычно публикует обозрения, статьи и комментарии, а репортер выступает как автор оперативных заметок, репортажей, отчетов и интервью, – статей и обозрений он не пишет. В крупной редакции могут работать и «узкие специалисты», выступающие лишь в одном жанре, – фельетонисты, интервьюеры или даже рецензенты. В течение нескольких десятков лет отделом информации редакции газеты «Московская правда» работал Лев Колодный, публиковавший только репортажи, посвященные лишь одной теме – о Москве и москвичах.

Выбор той или иной жанровой формы диктуется не только требованиями редакционного плана и творческими интересами журналиста, но и ее особенностями, признаками. К ним относятся: назначение жанра, объект, предмет и методы отображения, выразительные средства, стилистика текста и роль автора.

Важнейшее значение имеет, конечно, назначение, функция жанра.Назначение заметки – сообщение новости, оперативной информации. Назначение репортажа – рассказ о событии его очевидца или участника. Выбор корреспонденции определяется ее назначением – формы анализа конкретной ситуации. Когда автор ставит перед собой задачу создания публицистического образа человека, он обращается к очерку. Когда ему нужно выступить против социального зла, раскрыть отрицательные черты характера человека, он избирает жанр фельетона. Журналист знает или интуитивно постигает целевое назначение различных жанров и обращается к ним в соответствии с задачей, которую решает. Ошибочный выбор жанра его выступления в газете может помешать ему успешно выполнить полученное задание. Он не сможет, например, передать свое впечатление от встречи с интересным человеком в корреспонденции, ему придется для этого написать зарисовку или даже очерк.

У каждого жанра публицистики – свой объект отображения.Это та область реальной действительности, которую исследует автор текста. Газетный репортер может написать репортаж обо всем, что он увидел, что происходило на его глазах, – о героическом поступке и о природном катаклизме, тематика его выступлений не ограничена – в соответствии с теми событиями, свидетелем которых он являлся. Обозреватель раскрывает в своем обозрении панораму событий, происходивших в течение определенного периода в определенной области жизни – политики или экономики. Объект отображения в произведениях рецензента – литературная жизнь или то, что происходит в другой области искусства.

Однако при обращении журналиста к определенному жанру объект отображения конкретизируется в предмете отображения.Информационная заметка посвящена конкретному факту. Автор репортажа сосредоточивает свое внимание на показе события, его развития. В статье раскрывается определенная идея или анализируется актуальная проблема. Интервьюера интересует мнение человека, у которого он берет интервью, о событии или ситуации. А очеркист стремится раскрыть характер своего героя, важнейшие черты его психологии, объясняющие его действия в конкретной жизненной обстановке.

Жанры различаются и особенностями своей стилистики.Заметка пишется предельно сжато и просто, в ней нет ничего лишнего. Иной стиль у репортажа – его автор использует яркие эпитеты, красочные сравнения, детали и подробности, его рассказ динамичен и эмоционален. Для стиля статьи характерны деловитость, насыщенность размышлениями, опора на факты. Раскрывая свою мысль, автор стремится убедить читателя в своей правоте, приводя аргументы, подтверждающие его выводы. Приступая к написанию очерка, журналист обращает внимание на образность своего языка и стиля, его текст во многом сближается с художественным произведением, отличаясь от него, однако, в главном – он строго документален, в нем нет места вымыслу. А для фельетона характерно активное использование сатирических средств – иронии и насмешки, гиперболы, сарказма и гротеска.

Без учета важнейших особенностей стилистики различных жанров публицистики трудно создать журналистский текст. Конечно, и в статье можно использовать ироничное сравнение или гиперболу и даже в заметке вспомнить об известном литературном образе, но для этих жанров подобная стилистика нехарактерна. А вот без опоры на детали и подробности того, о чем рассказывает репортер, ему не удастся обеспечить эффект присутствия читателя на месте события и создать настоящий репортаж.

Еще более важна роль различных выразительных средствпри обращении к тому или иному жанру публицистики. В ее текстах используют факты, понятия и образы. Их можно уподобить кирпичам, из которых возводят здания. В публицистике это журналистский факт, представляющий собой отражение реального факта. Понятие – результат осмысления факта, воплощающийся в определенную мысль, идею, рассуждение и т.п. Образ в публицистике – сжатое отображение какого-либо реального объекта – предмета, человека, ситуации, позволяющее быстро получить представление о его важнейших чертах и особенностях. Эти выразительные средства используются в разных жанрах в различных сочетаниях. Публицистика фактологична, факты составляют основу всех ее жанров. Специфика жанра, избранного автором, определяется прежде всего его назначением и использованием различных выразительных средств.

 

ЖАНРЫ НОВОСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

В современной газетной публицистике используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них – жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж.

К этим жанрам обращаются тогда, когда стремятся сообщить читателям новость. Под новостью мы понимаем то, что неизвестно всей читательской аудитории газеты или хотя бы ее части. Однако не каждый факт, не каждое событие могут представлять интерес для читателей и стать новостью. Это зависит от актуальности факта – его общественного значения. Актуально то, что привлекает к себе внимание читателей, возбуждает их интерес – личный и общественный. Факт может сохранять свою актуальность длительное время или быстро терять ее – это зависит от многих обстоятельств. В том числе – от масштабности факта. Иные факты актуальны лишь для ограниченной аудитории, другие представляют широкий общественный интерес. В определении их актуальности для газеты немалую роль играет ее тип и уровень. Так, например, решение студента и студентки университета создать новую семью вряд ли станет для журналиста городской или областной газеты поводом для написания репортажа или хотя бы заметки – слишком мелок для такого издания масштаб данного факта, в наше время подобное событие стало заурядным. Но в низовой, университетской газете о нем могут напечатать заметку, для узкой студенческой аудитории оно сохраняет свою актуальность.

В поисках актуальной информации следует различать новость и новое. Новость – это то, что неизвестно всем или подавляющему большинству читателей. Новое – это неизвестное об уже известном. Поясним это примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина, предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, – стремление всех журналистов газеты. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории издания.

Цель автора заметки–возможно быстрее сообщить читателю актуальную новость – определяет основные особенности этого жанра газетных публикаций. Прежде всего, её структуру: обычно она представляет собой своеобразную перевернутую пирамиду – начинается с опорного факта, содержащего новость, и далее детализирует ее в последующих предложениях. Такое построение текста облегчает его восприятие и при необходимости его сокращение – с последних абзацев или строчек, суть сообщения остается неизменной в начальных абзацах. Стремление обеспечить оперативность передачи читателю информации, содержащейся в заметке, ограничивает ее объем: обычно она не превышает двух-трех десятков строк, нередко ограничивается в предельно лаконичном оперативном сообщении – разновидности этого жанра – всего одним-двумя предложениями. Тем же объясняются и особенности стиля заметки: в ней избегают стилистических красот, она деловита, подчас суха, но точна.

От автора заметки не требуют подробных описаний и характеристик. Но он обязан ответить на «триаду» вопросов: Что произошло? Где произошло? Когда произошло? Иногда к этому присоединяют ответ и на четвертый вопрос: Кто участвовал в событии? Этого достаточно для сообщения новости. О ее значении разъяснят в по­следующих репортажах и корреспонденциях.

Свои особенности – у названия заметки. Нередко заметки публикуют блоками, подборками, без заголовков – под тематическими рубриками. Чаще, однако, заметка имеет заголовок. Обычно в него выносят указание на опорный факт заметки, тогда заголовок передает ее суть: «Открыт памятник легендарному священнику-хирургу», «Увеличивается экспорт нефти», «Автокатастрофа в Новосибирске» и т.п.

Роль автора заметки ограничивается сообщением информации и обозначается иногда его подписью. Однако это не означает его пассивного отношения к факту, о котором он сообщает в заметке. Уже сам выбор этого факта фиксирует позицию автора – его заинтересованность в получении данной информации.

Отношение журналиста к событию, привлекшему его внимание, выявляется с еще большей определенностью в отчете–жанре, который весьма часто выходит на газетные полосы. Автор отчета не ограничивается в его тексте ответами на вопросы, обязательными для заметки. Его цель – сообщить о существенных подробностях события, которое он описывает. Объем текста возрастает, как и роль автора, который может, если посчитает это нужным, сопровождать сообщение своим комментарием и оценкой. У отчета – свой предмет отображения: событие, развертывающееся во времени, состоящее из ряда деталей. Большинство событий, получающих отображение в этом жанре, имеет специфическую устную форму выражения содержания, их можно слышать, – тогда публикуют отчеты о конференции, собрании, встрече политиков, судебном заседании и т.п. Иногда за событием можно наблюдать, и в газете появляется отчет о спортивном матче или демонстрации.

В газетах используют разные виды отчета. Простейший из них – прямой информационный отчет. В нем воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко здесь приводят выступления участников события – встречи, конференции и т.п. – в сжатом пересказе, изложении важнейших мыслей и положений, перемежая это цитатами из самых интересных высказываний. Авторская оценка выступлений выражается в отборе фактов, деталей и подробностей. Все, что журналист считает несущественным, он оставляет за рамками отчета.

Нередко автор отчета не только сообщает о событии, но стремится и прокомментировать его. Он играет в своем тексте более активную роль. Его комментарий может принимать различную форму сжатых характеристик, дающих представление о значении какого-либо выступления или о реакции на него других участников встречи, или выражаться в кратких авторских отступлениях и даже в сжатой полемике с выступавшим. Иногда комментарий принимает форму вступления к отчету, раскрывающего цели его публикации, или в авторском заключении, подводящем итоги обсуждения. В результате в газете появляется аналитический отчет. Точка зрения журналиста, редакции получает здесь развернутое выражение.

Разновидность аналитического отчета – тематический отчет. Его посвящают самой актуальной теме, важнейшей проблеме, поднятой на собрании или встрече. В соответствии с этим группируется материал отчета, второстепенные детали и подробности опускаются. В таком отчете иногда сообщают лишь о нескольких выступлениях, тематически связанных между собой. Или же посвящают его одному важнейшему выступлению, сообщая об остальном в кратком пересказе.

Иногда сообщение о событии в отчете используют лишь как повод для постановки актуальных вопросов. Автор отказывается от подробного освещения события в целом, используя отдельные его элементы. В таком – проблемном отчете анализ выходит далеко за рамки первоначального события, захватывая новые факты, необходимые для постановки важной проблемы. Автор проблемного отчета не только дает оценку событию, но и раскрывает значение вопросов большого общественного звучания. Отчет приобретает черты, сближающие его с проблемной статьей. От прямого информационного отчета он отличается и своей более свободной композицией, и стилистикой. Вообще для стиля отчета характерна деловитость, экономность, отказ от всего, что мешает передаче главного. Однако при необходимости в аналитическом и тем более проблемном отчете используют образные средства языка – метафору, яркий эпитет, сравнение и т.п. Они помогают автору выразить отношение к сообщаемому, воссоздать атмосферу, в которой проходило событие.

Выразительные языковые средства особенно часто применяют в отчетах о событиях, проходящих в зримой форме, – о народных празднествах, спортивных соревнованиях и т.п. Для таких отчетов характерна эмоциональность стиля.

Публикацию отчетов в газете полезно планировать. Это позволит, с одной стороны, избежать перегрузки газетного номера текстами в этом жанре. А с другой стороны, – даст журналисту возможность лучше подготовиться к написанию отчета, получить предварительно хотя бы первичное представление о том, чему будет посвящено событие. Выбор темы отчета и его формы обычно происходит на месте события, в процессе его развития. Это предопределяет необходимость присутствия автора отчета на месте события, о котором он собирается сообщать. Лишь в некоторых ситуациях, когда невозможно обеспечить присутствие журналиста на встрече или собрании, о котором он должен опубликовать отчет, ему позволяют написать его, используя протоколы, текст или тезисы доклада, диктофонную запись выступлений и т.п.

Отчет – коварный жанр. Представление некоторых начинающих журналистов о легкости подготовки текста в этом жанре очень часто приводит к творческим неудачам. К публикации в газете раздутых скучных отчетов, нередко занимающих целые полосы. Чтобы избежать подобных неудач, от автора требуется, прежде всего, умение находить актуальную новость даже на скучном собрании, на бесполезной встрече. Если же это оказывается невозможным, у журналиста появляется повод для написания критического отчета с анализом причин неудачи организаторов события.

Один из самых популярных жанров газетной публицистики – репортаж(от лат. reportare –сообщать, передавать). Популярный и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его читателем.

Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра – его динамичность.

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность»: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа в газете.

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его публикациях, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты – цифра становилась у него средством убеждения читателя.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию – при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе – и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения – как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного в «Московской правде» о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

 

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

 

Интервью, диалог и беседа (полилог) образуют следующую группу – диалогических жанров публицистики. У них общее назначение и специфический предмет отображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. А различаются они количеством участников, их ролью и методами получения информации.

В интервьювсегда участвуют два собеседника – интервьюер и интервьюируемый. При этом главную роль играет интервьюируемый, у которого журналист получает интересующую его информацию, а также узнает его мнение о фактах и ситуациях, о которых он сообщает. Эта роль изменяется в зависимости от вида интервью, которое предполагают напечатать в газете.

Подавляющее большинство текстов в этом жанре – устные интервью, материал которых журналист получает в ходе непосредственной встречи с человеком, который его интересует. Но иногда в газете появляется письменное интервью. Его текст журналист получает при невозможности личной встречи с интервьюируемым, например с государственным деятелем, не находящим времени для беседы с представителем газеты. В подобной ситуации журналист может, договорившись с пресс-секретарем лица, у которого он хотел бы взять интервью, направить ему письменное послание с вопросами, ответы на которые ждет редакция. Текст этих вопросов и ответов на них и публикуют в газете в форме эксклюзивного интервью.

Разновидность письменного интервью представляют и нередко публикуемые в газетах анкеты с вопросами к читателям. Ответы на такую анкету позволяют редакции получить лучшее представление о читательской аудитории газеты.

Нередко в газете появляется интервью-монолог. После единственного вопроса журналиста следует пространный ответ интервьюируемого, текст приобретает форму его монолога. Но большинство текстов в этом жанре составляют интервью-диалоги.

Интервью различают и по количеству его участников. Нередко журналисту приходится участвовать в пресс-конференции, публикуя затем текст – результат коллективного интервью. В пресс-конференции могут принимать участие один или несколько интервьюируемых, например, члены очередного экипажа международной космической станции, которые отвечают на вопросы нескольких журналистов, представляющих разные средства массовой информации. Разновидностью такого коллективного интервью является и текст, подготовленный участником пресс-релиза – встречи с представителем какой-либо государственной или коммерческой организации, который передает журналистам актуальную информацию.

Успех в работе интервьюера зависит, прежде всего, от его подготовки к интервью. А начинается она с выбора лица, у которого он намерен взять интервью. Понятно, что интересную информацию можно получить у человека, достаточно компетентного в той ситуации, которая интересует редакцию, и мнение которого представляет интерес для большинства читателей газеты. Лишь в некоторых случаях, когда редакции необходимо быстро получить представление о реакции граждан на какое-либо событие, работники редакции берут микроинтервью, задавая на улице вопросы первым встречным.

Договорившись о времени и месте встречи с человеком, избранным для интервью, полезно предварительно собрать информацию о нем – о круге его интересов, результатах его деятельности, особенностях его характера. Если речь идет об ученом, постараться познакомиться в библиотеке с его трудами, если предстоит встреча с депутатом местной Думы, – получить представление о его биографии, политических предпочтениях, круге обязанностей и интересов и т.п. И после этого посвятить какое-то время осмыслению и фиксации на листе бумаги вопросов, ответы на которые хотелось бы получить в ходе интервью. Без таких вопросов идти на интервью не стоит: в ходе беседы они могут измениться, возникнут новые вопросы, но интервьюер не имеет права забывать о главной цели интервью.

Одно из условий успешности интервью – обеспечение фиксации информации, получаемой в ходе беседы. Оптимальный вариант – использование в течение интервью диктофона (только с согласия интервьюируемого), но при его отсутствии важнейшую информацию полезно зафиксировать в журналистском блокноте; полагаться только на свою память не стоит, она может подвести.

Последний этап работы над интервью – оформление полученной в его ходе информации. Журналист выстраивает текст, свободно выбирая его форму. Но в любом случае он отвечает за точность воспроизведения информации, переданной ему собеседником. Он подтверждает свою ответственность во вступлении к интервью, сообщая о его теме и представляя его участников, или своей подписью по завершении текста.

Автор интервью может не ограничиться добросовестным воспроизведением в нем информации и мнения своего собеседника. Его роль при желании возрастает. Он ведет активный диалог: не только задает вопросы, но дополняет ответы на них своей информацией, даже, если требуется, оспаривает высказывание собеседника.

Повышенной эффективностью обладает так называемое интервью-зарисовка. Его автор не ограничивается сообщением информации, получаемой от собеседника, и его мнения. Он стремится воспроизвести и обстановку, в которой проходит интервью, использует встречу с интересным человеком как повод для того, чтобы рассказать о его жизни, характере, достижениях, воспроизводит отрывки из его воспоминаний. В интервью включаются элементы репортажа.

Интервью – гибкий разговорный жанр. Это предопределяет его стилистику – свободную, экспрессивную, насыщенную яркими сравнениями, характеристиками и другими образными элементами. И в то же время обеспечивающую точность в передаче информации и воспроизведении мнения человека.

Диалогранее считался разновидностью интервью. Но постепенно выкристаллизовались его признаки, дающие право считать его самостоятельным жанром публицистики. От интервью он отличается, прежде всего, количеством участников – оно возрастает до трех. Кроме ведущего-журналиста в диалоге представлены еще двое участников. У каждого из них – своя роль. Журналист готовит диалог и при необходимости ведет его, «подбрасывая» его участникам вопросы. А последние активно обсуждают актуальную проблему, обмениваясь мнениями, полемизируя между собой, отстаивая свои позиции.

Обычно в диалоге встречаются представители какой-то одной области жизни общества: литературы – писатель и литературный критик, музыки – композитор и музыковед, науки – двое ученых, представляющих разные научные школы, и т.п. Это разговорный жанр, и обязанность журналиста – зафиксировать процесс диалога, всю информацию, возникающую в его ходе. И потом отобрать самое существенное и написать текст, включив в него свое введение, объясняющее цель диалога и представляющее его участников, и заключение, где подводятся итоги диалога и формулируются важнейшие выводы. Разумеется, он обязан соблюдать объективность, оценивая позиции участников диалога и формулируя свое отношение к ним.

В газете появляются диалоги, которые готовят другим методом. Стремясь осветить актуальную проблему и столкнуть противоположные точки зрения на возможность ее решения, журналист заказывает двум авторам, стоящим на противоположных позициях, два текста, выражающие разные точки зрения. Потом он сводит их в газете рядом на одной полосе, создавая, таким образом, своеобразный заочный диалог. Если нужно, журналист заключает его своим текстом, формулируя позицию редакции. Подобные диалоги иногда публикуют в газете «Известия».

Еще более возрастает роль журналиста, проводящего в редакции беседу(полилог) и готовящего о ней текст для газеты. Количество ее участников не ограничено и определяется необходимостью возможно более полного освещения избранной темы или проблемы. Представитель газеты отбирает участников беседы и приглашает их, информируя о её теме. Журналист-ведущий начинает обсуждение, ставит перед его участниками вопросы, все свободно – на равных – высказывают свои мнения. Перед автором текста встает нелегкая задача отобрать из записи беседы самое актуальное и объединить это в единое целое, дающее представление о ходе беседы.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.184.78 (0.016 с.)