Классические исследования — как пугали маленького Альберта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические исследования — как пугали маленького Альберта



В февральском выпуске за 1920 г. «Журнала экспериментальной психологии» (Journal of Experimental Psychology) была напечатана статья «Условные эмоциональные реакции». Хотя методологически статья была довольно слаба (Harris, 1979), она вскоре стала одной из самых цитируемых в литературе. Ее авторами были основатель бихевиоризма Джон Б. Уот-сон и Розали Рейнер - в то время аспирантка Уотсона и в будущем его вторая жена. В исследовании принимал участие лишь один испытуемый - 11 -месячный мальчик, которому дали псевдоним Альберт Б. Целью исследования было проверить, можно ли создать у Альберта условную реакцию страха.

Эксперимент с маленьким Альбертом являлся частью программы изучения эмоций. До начала эксперимента было известно, что младенцы «по природе своей» почти ничего не боятся, кроме громких звуков и отсутствия опоры (Уотсон открыл это эмпирическим путем - рис. 2.1). Однако уже в раннем детстве появляется множество страхов: боязнь темноты, пауков, змей и т. д. Будучи бихевиористом, Уотсон считал, что эти страхи являются продуктами жизненного опыта, и хотел увидеть, могут ли искусственно вызванные события повлечь за собой их образование.

Фотографии взяты из видеозаписей, сделанных Уотсоном при исследовании младенцев (в том числе при экспериментах с маленьким Альбертом). Данные кадры опубликованы Уотсоном в его книге «Психологический уход за младенцами и детьми» (Psychological Care of Infant and Child, 1928). Левая фотография показывает, что произошло, когда «неподалеку от головы [ребенка] по стальному бруску ударили молотком» (р. 26). На правой фотографии показана реакция ребенка на «внезапное выдергивание из-под него простыни» (р. 27), т. е. на потерю опоры.

Сначала Уотсон и Рейнер установили, что Альберт не боится белой крысы, но сильно пугается удара молотка по стальному бруску, помещенному рядом с его головой (!). Далее исследователи попытались связать шум с крысой. Вот что произошло при первой попытке: «Белую крысу быстро достали из корзины и показали Альберту. Он попытался дотянуться до нее левой рукой. Как только он коснулся животного, за его головой ударили молотком по бруску. Младенец сильно подпрыгнул, а затем упал вперед и зарыл лицо в матрац» (Watson & Rayner, 1920, p. 4)

После нескольких повторений громкий шум стал не нужен - у Альберта выработалась прочная ассоциация, и он начал бояться крысы. Вследствие обобщения ассоциации на сходные стимулы он начал испытывать страх перед кроликом, меховым пальто и ватой. Несомненно, невозможно призвать Уотсона и Рейнер к ответственности на основании этических норм, опубликованных через 33 года после выхода статьи об экспериментах с маленьким Альбертом. Кроме того, исследователи понимали, что найдутся люди, которые будут возражать против проведения таких экспериментов, и что «на тех, кто занимается подобными исследованиями, лежит определенная ответственность» (Watson & Rayner, 1920, p. 3). Они решили продолжать эксперименты, потому что Альберт выглядел сильным и здоровым ребенком, «в целом невозмутимым и неэмоциональным. Стабильность его состояния была одной из основных причин выбора его в качестве испытуемого... Мы чувствовали, что нанесем ему относительно небольшой вред, проводя подобные эксперименты» (р. 1-2). Уотсон и Рейнер также оправдывали свои методы тем, что Альберт приобретет эти страхи в любом случае. «Как только [он] поменяет безопасную детскую комнату на грубую и беспорядочную обстановку» (р. 3), он все равно приобретет их. Наука только немного раньше приведет его к этому результату.

Хотя Уотсон и Рейнер не пытались устранить страх Альберта, несколько лет спустя беседа с Уотсоном, состоявшаяся в колледже Вассар, вдохновила одну из студенток на такой эксперимент. Мэри Кавер Джонс решила показать, что приобретенный детский страх можно ликвидировать. Успешное устранение боязни кроликов у маленького мальчика (Jones, 1924) часто приводят в пример как новаторское применение техники поведенческой терапии, названной «систематическая десенсибилизация».

Читая об этических нормах АРА, попытайтесь задать себе вопрос, возможно ли сегодня проведение такого эксперимента. Если нет, то почему? Если да, то какие меры предосторожности необходимо принять и какие изменения внести в процедуру?

Разработка этического кодекса АРА

Психологи в США опубликовали первый этический кодекс в 1953 г. (АРА, 1953). Документ, содержащий 171 страницу, явился результатом 13 лет обсуждений, проходивших в стенах АРА, где в конце 1930 г. был создан временный Комитет научной и профессиональной этики (Scientific and Professional Ethics). Комитет вскоре стал постоянным и занимался расследованиями обративших на себя внимание случаев неэтичного поведения, обычно имевших место в практике профессиональных психологов. В 1948 г. участники комитета предложили выработать официальный этический кодекс. Под руководством Никласа Хоббса был создан новый Комитет психологических этических стандартов (Ethical Standards for Psychology), просуществовавший 5 лет (Hobbs, 1948).

Таблица 2.1 Общие принципы этического кодекса АРА

Принцип А. Компетентность

Психологи «осознают границы личной компетентности и пределы своих способностей» и постоянно повышают уровень своей компетентности.

Принцип В. Честность

Психологи кристально честны в «научной работе, преподавании и психологической практике» и «ведут себя по отношению к окружающим безупречно, честно и с уважением».

Принцип С. Профессиональная и научная ответственность

Психологи «придерживаются профессиональных стандартов в работе» и «несут ответственность за свое поведение».

Принцип D. Уважение к правам и достоинству людей

Психологи стараются избегать ошибок в обращении с людьми и уважают их право на «частную жизнь, конфиденциальность, самоопределение и независимость».

Принцип Е. Забота о благополучии других людей

Психологи «стараются повлиять на благополучие людей, с которыми они взаимодействуют профессионально», а также не «используют и не вводят в заблуждение других людей в процессе или по завершении профессионального контакта».

Принцип F. Социальная ответственность

Психологи «применяют и делают общедоступными знания по психологии с целью повлиять на благополучие людей».

Источник: АРА 1992.

Из главы 1 вы узнали, что психологи предварительно обучаются научному мышлению. Следует отметить, что члены комиссии Хоббса (в соответствии с принципом выводов на основе собранных данных) для создания кодекса провели экспериментальное исследование. Используя метод критических случаев, они опросили всех членов АРА (в то время около 7500 человек) и попросили их привести примеры случаев неэтического поведения психологов, свидетелями которых были сами опрашиваемые, а также «описать, в чем, по их мнению, заключалась этическая проблема» (АРА, 1953, p. vi). Было получено более 1000 ответов, в том числе несколько касающихся проведения исследований. Члены комитета разделили ответы на группы и опубликовали их в «Американском психологе» — главном журнале ассоциации АРА. Совет директоров АРА принял итоговую версию кодекса в 1952 г. В следующем году она была опубликована. Хотя в целом кодекс был посвящен профессиональной практике психологов, в него также вошел раздел «Этические стандарты исследований».

С тех пор кодекс был несколько раз пересмотрен, последний раз в 1992 г. Во время подготовки этой книги к печати идет еще одна переработка кодекса. Сегодня кодекс включает в себя 6 общих принципов (табл. 2.1) и 102 стандарта, разделенные на 8 основных категорий (табл. 2.2). Общие принципы имеют целью «привести психологов к высоким идеалам психологии», а стандарты — «установить обязательные правила поведения психологов» (АРА, 1992, р. 1598; курсив в оригинале). Стандарты призваны более точно, чем принципы, определять поведение исследователей, но я думаю, что, изучив их, вы согласитесь с мнением социального псйхо-

лога Джоан Сибер (1994). Она критиковала наличный кодекс за аморфность, имеющую особенно важные следствия для тех, кто проводит психологические эксперименты без достаточного опыта (например, для вас и ваших коллег-студентов). В этой главе мы рассмотрим стандарты АРА, касающиеся исследований с участием людей и животных1.

Таблица 2.2 Категории этических стандартов в кодексе 1992 г.

Категория Примеры стандартов

Общие стандарты (27) 1.02. Взаимоотношения этики и закона

1.11. Сексуальное преследование1.27. Направления и гонорарыПодготовка, оценка или вмешательство 2.03. Разработка тестов(10) 2.05. Интерпретация результатов оценочного

исследования

2.08. Получение тестовых оценок и их интерпретация

Реклама и другие публичные заявления 3.01. Определение публичного заявления(6) 3.04. Презентации для прессы,

3.06. Личные ходатайства

Терапия (9) 4.02. Осведомленное согласие на проведение

терапии

4.05. Сексуальная близость с пациентами иликлиентами

4.09. Границы профессиональных отношенийПрофессиональная тайна 5.02. Соблюдение конфиденциальности

и конфиденциальность (11) 5.05. Разглашение информации

5.07. Базы данных с конфиденциальной

информацией'Преподавание, руководство обучением, 6.03. Аккуратность и объективность в препо-исследования и публикации (26) давании

6.06. Планирование исследований6.23. Доверие к публикациям

Судебные разбирательства (6) 7.02. Судебные оценки

7.04. Честность и откровенность7.06. Соблюдение законов и правил

Решение этических проблем (7) 8.02. Обнаружение этических проблем

8.5. Информирование о нарушениях этики

8.6. Взаимодействие с комитетами по этике

Примечания:

1. Число в скобках означает общее количество стандартов в этой категории.

2. Полный перечень и описание 102-х стандартов напечатан в декабрьском выпуске American Psychologist за 1992 г. (vol. 47, р. 1597-1611).

' Еще один полезный источник информации об этическом отношении к людям, участвующим в исследовании, — Управление корректности исследований (Office of Research integrity) в Министерстве здравоохранения и сферы услуг. Адрес их веб-сайта http://ori.dhhs.gov.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.44.242 (0.013 с.)