Особенности научного типа мышления в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности научного типа мышления в психологии



Психологи предполагают, что человеческое поведение предсказуемо и строится по определенным законам, которые могут быть открыты с помощью научных методов. Исследователи используют метод объективного наблюдения (его результаты могут

быть подтверждены более чем одним наблюдателем). В ходе развития психологических методов стремление к объективности привело к переходу от метода интроспекции (особой формы самоотчета) к методам измерения конкретных характеристик поведения. Кроме того, выводы о причинах поведения должны опираться на получаемые данные, а поиск ответов на поставленные эмпирические вопросы должен проводиться с опорой на научные методы. Психологи-исследователи — скептические оптимисты, они относятся оптимистически к возможности открытия законов поведения и скептически к утверждениям, не имеющим достаточной эмпирической базы.

Психологическая наука и псевдонаука

Очень важно уметь различать истинную науку и псевдонауку. Последняя характеризуется наукообразием при отсылках к единичным недостоверным свидетельствам, неясным формулированием теорий, делающим невозможной их адекватную проверку с помощью научных методов, а также тенденцией к объяснению сложных явлений через излишне простые понятия. Френология XIX в. и «бессознательно воспринимаемые аудиозаписи» XX в. иллюстрируют особенности псевдонауки.

Задачи психологии

Психологические исследования нацелены на создание ясных подробных описаний типа поведения, на выявление законов, позволяющих ученым прогнозировать его с вероятностью выше вероятности случая, и на раскрытие его причин. Результаты психологического исследования должны быть применимы к непосредственному регулированию поведения — четвертой задачей является управление им.

Страсть к исследованию

Ученые-психологи очень увлечены своей работой по раскрытию законов поведения. Психологическое знание, относительно молодое, включает в себя больше вопросов, чем ответов, поэтому исследования весьма плодотворны. Удовольствие от исследования мы рассмотрели на примере жизни и работы известных психологов Элеанор Гибсон (исследования визуальной пропасти) и Б. Ф. Скиннера (создание и развитие учения о выработке инструментальных условных рефлексов).

Задания для повторения

В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите предшествующую им главу. В приложении £даны ответы на вопросы и указаны номера страниц с информацией по теме данного сочинения.

Выбор ответа

1. Каков смысл тезиса о том, что научному мышлению свойственна объективность?

1) истинные ученые никогда не позволяют априорным предпосылкам влиять на результаты работы;

2) измерения проводятся с помощью техники, поэтому воздействие человека полностью устраняется;

3) наблюдения могут быть подтверждены двумя или более наблюдателями;

4) ответы на все вопросы делаются на основании полученных данных.

2. Джон абсолютно уверен в том, что люди, получающие пособие по безработице, довольны тем, что получают «легкие деньги», и не хотят работать. Еготенденция обращать особое внимание на истории о мошенничестве социальных работников и запоминать их является примером:

1) искажения по подтверждению;

2) его свойства полагаться на авторитет специалистов;

3) проблем интроспекции как метода;

4) оправдания Джоном затраченных им усилий.

3. В соответствии с изложенным ранее психология имеет четыре задачи. Чтоиз следующего соответствует категории «управление»?

1) точная классификация различных видов шизофрении;

2) выявление законов, предсказывающих поведение людей в различных обстоятельствах;

3) открытие причин агрессивного поведения маленьких детей;

4) использование результатов исследования памяти очевидцев для обучения полицейских более эффективной технике допроса свидетелей.

4. Все перечисленные ниже высказывания является характеристиками псевдонауки, кроме следующих:

1) любые факты «объясняются» с помощью определенной теории;

2) относительно простые явления получают очень сложное объяснение;

3) псевдонаука выдается за нормальную научную работу;

4) концепция опирается на единичные свидетельства.

5. К чему, по мнению Куна, приведет нежелание ученого отказаться от излюбленной теории?

1) все обнаружат нечестность исследователя;

2) теория не будет забыта научным сообществом до тех пор, пока не завершится ее тщательная проверка;

3) другие исследователи заподозрят неладное и теория будет отброшена без основательной проверки;

4) настойчивость ученого убедит остальных в истинности его взглядов.

Короткие эссе

1. В чем состоят недостатки упорства, опоры на авторитет и метода априори как способов познания?

2. Объясните, почему необходимо изучить методы исследований, прежде чем заниматься социальной психологией, когнитивной психологией или психопатологией.

3. Психологи-исследователи при работе обычно опираются на теорию статистического детерминизма. Объясните, что это означает.

4. Согласно Карнапу, без причинной обусловленности не может существовать свобода выбора. Объясните логику данного утверждения.

5. На примере техники интроспекции покажите, как психологи-исследователи понимают термин «объективность».

6. Что такое эмпирический вопрос? Приведите пример эмпирического вопроса, который был бы интересен людям, изучающим проблемы отношения религии к физическому здоровью.

7. Псевдонауку критикуют за опору на единичные свидетельства. Что такое единичные свидетельства и почему это вызывает критику?

8. Псевдонаука стремится принять наукообразный вид. Как этого добиваются при продаже «бессознательно воспринимаемых аудиозаписей»?

9. Психологические исследования имеют четыре основные задачи. Опишите их.10. Какие условия должны выполняться, чтобы психологи-исследователи убедились в том, что открыта причина некоторого явления?

Упражнения

В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять знания, полученные в ходе чтения главы. В приложении Е представлены ответы на некоторые из упражнений. Полные наборы ответов вы найдете у преподавателей на практических занятиях.

Упражнение 1.1. Эмпирические вопросы

Для каждого из следующих неэмпирических вопросов придумайте эмпирический вопрос на ту же тему, ведущий к потенциально интересному научному исследованию.

1. Бог умер?

2. Что такое правда?

3. Добры ли люди по своей природе?

4. Более ли нравственны женщины, чем мужчины?

5. Что такое красота?

6. Является ли разум при рождении «чистой доской» или мы рождаемся, уже имея определенный набор знаний?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.91 (0.019 с.)