Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сведение сложных явлений к упрощенным понятиям
В завершение отметим еще одну черту псевдонауки, заключающуюся в том, что очень сложные явления (причины поведения, факторы развития личности или факторы, вызывающие серьезные изменения в жизни) сводятся к упрощенным понятиям. Подобный подход весьма популярен, особенно если речь идет о психологии. Для человека естественно пытаться объяснять и изменять поведение, и если весь процесс можно упростить до измерения объема головы, прослушивания записей, определения астрологического знака или расшифровки почерка, то этим займутся очень многие. Обратите внимание, что в псевдонауке упрощенность идей маскируется видимой сложностью измерений. Так, френологи для выявления способностей проводили серию детально разработанных измерений черепа, а графологи, которые утверждали, что по почерку могут определить все, что вы хотите о себе узнать, замеряли десятки его характеристик (например, углы наклона). Обобщая сказанное ранее, можно выделить следующие черты псевдонауки: а) наукообразие, б) опора на единичные свидетельства, нарушающая правила доказательства теорий, в) размытость формулировок, мешающая истинной проверке теории, и г) излишнее упрощение сложных процессов. Вследствие большого интереса людей к причинам того или иного типа поведения псевдонаучные исследования в области психологии проводились во все исторические эпохи, и, возможно, именно этот интерес способствует тому, что многие люди сегодня не замечают слабости и несостоятельности псевдонаучных теорий. Развитие навыков научного мышления, к которому ведут занятия методикой исследований, позволит вам отличить истинную психологию от подделок. Задачи исследований в психологии В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ими открытий принести пользу людям. Описание поведения Создать описание в психологии означает выявить регулярные последовательности событий, включая стимулы или внешние факторы, а также ответные реакции или поведение. Например, описание агрессивного поведения у некоторых видов приматов включает набор ситуаций, в которых борьба наиболее вероятна (например, драка за еду), типы сигналов угрозы, предшествующих драке (например, оскал зубов), и виды самой драки (например, удары по зонам, не представляющим жизненной важности, — плечам и бедрам). Описание также включает классификацию (в нашем случае видов агрессивного поведения, например, борьба и хищничество). Составление ясных и точных описаний — это первый шаг в любых научных изысканиях, без него невозможно предсказать или объяснить поведение.
Прогнозирование поведения Существование законов поведения означает наличие постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными. В зависимости от прочности этих взаимосвязей можно осуществлять прогнозирование с той или иной степенью вероятности. Например, после описания нескольких сражений между приматами, становится ясно, что если двое животных подрались из-за еды и одно из них победило, то они не станут больше драться. Если оба животных одновременно заметят банан, то победитель ограничится угрожающими жестами, а побежденный, скорее всего, удалится. Если такие события наблюдается достаточно часто, то исследователи предскажут подобное поведение при будущих встречах этих животных, а также, обобщив эти результаты, предскажут поведение других пар животных, из которых одно является победителем, а другое побежденным. Объяснение поведения Третья задача экспериментаторов — объяснение. Объяснить поведение означает найти причины его возникновения. Понятие причинности весьма сложно, философы на протяжении многих веков размышляли о нем, и психологи-экспериментаторы хорошо осознают предположительный характер всех объяснений. Обычно исследователи пытаются выявить, что X является причиной Y, проводя эксперименты, в которых меняются параметры X, осуществляется управление всеми внешними факторами, способными повлиять на результат, а также наблюдается соотношение вероятности появления Y и вероятности случая. Таким образом, по изменению X можно предсказать изменение Y. В этом случае говорится, что X и Y ковариантны друг другу, или, иначе, появляются вместе, а так как X возникает раньше, то считается, что X является причиной У. Более того, исследователи настолько уверены в причинно-следственном объяснении явлений, что считают, что а) объяснение имеет смысл, если оно опирается на некоторую теорию или набор установленных законов, и б) все остальные возможные объяснения появления Y в присутствии X могут быть отброшены. Процесс построения теории и разработки на ее основании эмпирических исследований, а также особенности влияния этих исследований на дальнейшее развитие теории рассматриваются в главе 3, а пока следует отметить, что процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает в себя ковариацию, экспериментальное управление, временные последовательности с эффектом предшествующей причины, теоретическую структуру и исключение альтернативных объяснений.
Управление поведением К задаче управления поведением иногда относятся скептически, так как нередко возникает необоснованное мнение, что психологи специально и, возможно, злонамеренно управляют жизнями людей (подробнее см. вставку 11.3 главы 11). В действительности управление означает применение законов поведения, открытых в ходе психологических исследований. Психологи предполагают, что знания, полученные с помощью научных исследований, помогут людям изменить свою жизнь к лучшему. Например, исследование факторов, вызывающих депрессию, даст врачам возможность помочь страдающим ею, а исследование агрессивности поможет родителям воспитывать детей. Эта задача редко бывает главной для исследований, но ученые о ней всегда помнят.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.003 с.) |