Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая наука и псевдонаука
Все люди интересуются особенностями человеческого поведения и высказывают свое мнение по поводу его причин и внутренних механизмов. Многие из таких утверждений основываются на серьезных научных исследованиях, проводимых по прави- лам, которые вы узнаете, прочитав данную книгу, и на только что описанном «скептическом оптимизме». Это означает, что большое количество наших знаний базируется на способах мышления и методах, характерных для истинной науки. Но кроме того, многие утверждения делаются от имени психологической науки, имея в основе способы мышления и методы, не истинно научные, а псевдонаучные (префикс «псевдо» в переводе с греческого означает «ложный»). Термин псевдонаука используется для характеристики исследований, которые на первый взгляд проводятся научными методами, но на самом деле базируются на неадекватной, ненаучной основе и, как правило, приводят к ложным выводам. Карикатура Сидни Харрисона (рис. 1.1) иллюстрирует печальную правду об отношении людей к псевдонауке — ее популярность. Привлекательность псевдонауки подтверждается распространенностью телефонных служб предсказателей и большим количеством веб-сайтов, посвященных сомнительным психическим феноменам. Как же отличить истинную науку от псевдонауки и чем объясняется высокая популярность последней? Как распознать псевдонауку? В конце XIX в. в нью-йоркской фирме Фаулера и Уэллса можно было заказать изображения «Символической головы и френологической карты» за 10 центов, а за 1 доллар 25 центов к этому прилагалась инструкция «Как читать характер: новое иллюстрированное руководство по френологии и физиогномике» (Anonymous Advertisment, 1881). Эти материалы предлагали «научное» определение характера по форме черепа. В конце XX в. за 30 долларов на многих веб-сайтах принимались заказы на «бессознательно воспринимаемые» аудиозаписи, способные улучшить вашу жизнь. Просто прослушав такую запись, можно было значительно развить память, сбросить вес, бросить курить, увеличить потенцию и чувство собственного достоинства, разбогатеть, играя на фондовом рынке, или даже стать более искусным охотником на оленей (buckblaster.com). Эти записи позволяли решать любые жизненные проблемы с минимальными усилиями («Просто расслабьтесь и включите кассету — остальное за вас сделаем мы»).
Как показывают эти примеры, люди готовы платить за самопознание и саморазвитие, особенно если это делается с помощью научных методов, которые легко понять и применить. И френология, и индустрия «бессознательно воспринимаемых аудиозаписей» относятся к псевдонаучной области. Конечно, между ними есть существенные различия, но в целом оба примера демонстрируют основные черты псевдонауки. Наукообразие Люди, занимающиеся псевдонаукой, всячески стараются связать ее с настоящей наукой или создать видимость такой связи. Иногда первичным источником псевдонауки действительно является истинная наука, в других случаях ее положения имеют такой вид, что их легко спутать с научными. Френология иллюстрирует первый случай, «бессознательно воспринимаемые записи» — второй. Френология берет свое начало в попытках ученых показать, что различные участки мозга выполняют различные функции, и ее можно рассматривать как одну из первых теорий локализации функций мозга (Bakan, 1966). Она была создана в конце XVIII в. венским врачом Францем-Иосифом Галлем, подтвердившим принципконтрлатеральности мозга (левая часть мозга управляет правой половиной тела,и наоборот). Название «френология» получила его теория о наличии взаимосвязи между особенностями личности и структурой мозга. Она предполагает, чтоа) различные личностные и интеллектуальные свойства (способности) связаныс различными участками мозга (рис. 1.2), б) сильным способностям соответствуют относительно большие по размеру участки и в) по форме черепа можно сделать выводы об относительной силе способностей. Соответственно предполагалось, что по форме черепа можно определить свойства личности и уровень интеллекта. Несмотря на то что в середине 1800-х гг. положения френологии былиопровергнуты блестящими исследованиями французского врача Пьера Флора-на, она оставалась популярной до начала XX в. (вставка 1.2). Во второй половине XIX в. френологический бизнес процветал, хотя сама френология была отвергнута учеными — функционировали френологические общества, выпускалисьпопулярные журналы, а френологический анализ применялся в любых жизненных ситуациях, от выбора профессии до подбора честного слуги. Даже отвергнутая наукой теория может найти отклик в душе людей. Для психологии это большая проблема, так как практически любая теория, касающаяся человеческогоповедения, обладает известной привлекательностью и находит своих сторонников. Новейшим подтверждением этого является продажа «бессознательно воспринимаемых аудиозаписей».
Рис. 1.2. Голова, отображающая схему локализации различных способностей, предложенную френологами ВСТАВКА 1.2
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.006 с.) |