Глава 3. Проблемы, связанные с организацией контроля за уплатой таможенных платежей и пути их решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Проблемы, связанные с организацией контроля за уплатой таможенных платежей и пути их решения



 

После длительных переговоров стран-участниц Таможенного союза - России, Беларуси и Казахстана наконец было достигнуто единое мнение относительно уплаты таможенных пошлин. Результатом стало принятое Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 25 мая 2010г. Теперь ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа того государства, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза. Расчет суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих перечислению с единого счета уполномоченного органа страны-участницы в бюджет этой страны, а также на счета в иностранной валюте других стран, осуществляется путем умножения общей суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между Россией, Беларусью и Казахстаном, на нормативы распределения, устанавливаемые в процентах[21].

По поводу нормативов распределения государства-участницы не могли договориться продолжительное время. Каждая сторона вела борьбу за максимально высокий для себя процент, ведь в данном случае каждая десятая доля процента - это уже миллионы рублей. По оценке российской стороны, не менее 90% от взимаемых пошлин должны поступать в российский бюджет, 6% - в белорусский и 4% - в бюджет Казахстана. Столь высокая доля от импортных пошлин для российской стороны объясняется тем, что это соответствует макроэкономическим пропорциям участников Таможенного союза и отражает размеры территорий и, как следствие, пропорции потребительских рынков трех стран. Так, валовой внутренний продукт РФ в 14 раз превосходит ВВП Казахстана и в 34 раза - Беларуси.

К тому же, распределение импортных пошлин для Беларуси вряд ли можно назвать самым важным вопросом. За весь 2009 год в белорусский бюджет была перечислена сумма ввозных таможенных пошлин, равная 1,8 трлн. рублей. Отсюда становится ясно, что пошлины от импорта в этом государстве не являются главной статьей бюджета.

При расчетах долей учитывались объемы национального ВВП, объемы национального импорта, статистические данные по объему ввозных пошлин в предыдущие годы.

В итоге, нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой страны-участницы были установлены в следующих размерах[22]:

· Российская Федерация - 87,97%.

· Республика Беларусь - 4,70%;

· Республика Казахстан - 7,33%;

Необходимо отметить, что решение самых спорных вопросов о пошлинах на импорт нефти и высокотехнологического оборудования соглашением не затронуто. Все «нефтяные» вопросы, в том числе пошлины на поставки нефти, вынесены за пределы соглашений Таможенного союза, но внесены в повестку соглашений о Едином экономическом пространстве, которое должно заработать в 2012 году. Другой острый вопрос - обнуление пошлин на высокотехнологическое оборудование и комплектующие.

В Минэкономразвития России уже подготовили основные направления таможенно - тарифной политики на ближайшие три года. Их приоритет - содействие инновационному прорыву и модернизации, для чего ставки пошлин на импорт высокотехнологического оборудования и комплектующих будут уменьшены или вовсе обнулены.

Однако в Белоруссии и Казахстане принять позицию России (а значит, упустить часть доходов) пока явно не готовы, и решение соответствующего вопроса было также отложено до подписания соглашений о Едином экономическом пространстве.

Делить же импортные пошлины необходимо для того, чтобы страны-участницы Таможенного союза не создавали на своих территориях особых режимов, предусматривающих послабления и всяческие льготы для растаможивания товаров в целях получения от этого прибыли в свой бюджет.

Смоделировать такую ситуацию не составляет труда. Например, Казахстан и Беларусь предоставляют своим промышленных комплексам, заводам достаточное количество индивидуальных льгот по уплате импортного налога на добавленную стоимость и заниженных таможенных пошлин. Либо же государство может установить льготы по ввозу товаров определенных товарных групп и категорий. В итоге за счет более низких пошлин ввоз товаров будет выше и, соответственно, больше поступлений в бюджет страны. Поэтому чтобы не создавались такие льготные режимы, вводится механизм распределения пошлин между странами-участницами.

Указанные пропорции, которые согласовали стороны, одинаковыми все время не будут, они будут меняться. Однако уже на сегодняшний день можно сказать, что российская сторона остается в проигрышном положении, ведь её доля крайне низка. Россия будет недополучать сумму практически такую, какую она затрачивает на финансовую помощь СНГ в год, что очень ощутимо для российского бюджета. Согласно обзору Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ, в кризисный 2009 год Россия поддержала Белоруссию в пределах 3,5 млрд. долларов. Сюда вошли антикризисные кредиты и 6 млрд. долларов - синдицированный кредит российских банков. На поддержку Киргизии и Молдавии было отпущено порядка 550 млн. долларов. Остается добавить, что в 2009 году таможенные органы России перечислили в федеральный бюджет 3,519 трлн. рублей пошлин, обеспечив 48% бюджетных доходов[23].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А в заключение нужно сказать о том, что таможенные платежи являются одной из главных частей доходной статьи бюджета России. Как известно, средства из бюджета распределяются по социальным сферам. Поэтому средства, поступаемые от таможенных органов, играют важную роль как в отдельной сфере, так и в жизни всего государства.

Таможенные пошлины объединены в Таможенном тарифе Таможенного союза в виде свода. Товары для целей применения ставок таможенных пошлин классифицированы и систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз наряду с таможенной пошлиной относятся к таможенным платежам. НДС и акциз уплачиваются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Лицами ответственными за уплату НДС и акциза являются те же лица, что и лица ответственные за уплату таможенных пошлин. Объектом налогообложения для данных видов налогов является перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенные сборы взимаются за совершение юридически значимых действия, которые способствуют принятию решения о возможности предоставления товара и транспортного средства лицу в соответствии с избранной таможенной процедурой.

В Таможенном союзе существуют специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.

Необходимо отметить, что в Таможенном союзе действует единая система тарифных преференций. Одной из основных функций преференций является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мировой торговли.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих к уплате таможенных пошлин не превышает 500 евро. Одновременно ТК ТС предусмотрена возможность установления на уровне национального законодательства иных случаев, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется.

Таким образом, налажен механизм взимания и контроля за уплатой таможенных платежей на территории Таможенного союза. Этот механизм создан для облегчения работы таможенных органов и обеспечения уплаты этих платежей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.073 с.)