ТОП 10:

Нефотографические иллюстрации



Вторая группа газетных визуальных публикаций объединя­ет нефотографические иллюстрации, оригиналы которых пред­ставляют собой рисунки или чертежи. В эту группу входят раз­личные зарисовки (портретные, производственные, пейзаж­ные и др.), карикатуры, шаржи, плакаты, диаграммы, карты, схемы, чертежи, технические рисунки и т.д. Роль иллюстрации в какой-то мере выполняют и рисованные заголовки.

Искусно выполненный рисованный портрет может оказать­ся более выразительным, чем фотографический. Это относится и к зарисовке -- какой-либо жизненной сценки, участников диалога и т.п. Иногда она с успехом заменяет репортажный фотоснимок, украшая текст, к которому относится.

Карикатура — популярный вид рисованной иллюстрации, используемой в газетах. Художник создает ее, гиперболизируя какие-либо черты изображаемого лица. Карикатура — сатири­ческая иллюстрация, поэтому особенно часто ее публикуют в сатирических журналах: «Крокодиле» и ему подобных.

Шарж внешне имеет много общего с карикатурой. Но он в принципе отличается от нее. Если в карикатуре осмеивают недо­статки, то шарж относится к области юмора. Его задача — вы­звать чувство симпатии к человеку, ставшему его объектом. Не случайно под такой иллюстрацией указывают: дружеский шарж.

Почти в каждой газете и во многих журналах печатают раз­личные диаграммы. Это графическое изображение соотношения различных величин — в статике или в динамике. Диаграмма час­то сопровождает газетный текст -- статьи или экономического обозрения, сообщения о планах развития и т.п., облегчая пони­мание важных цифровых данных. Диаграмма может играть и са­мостоятельную роль — в сопровождении сжатой текстовки.

В газетах используют разные виды этой иллюстрации. Чаще всего публикуют столбиковые диаграммы, в которых соотно-

 

 

шение различных величин показывают изображением верти­кальных прямоугольников разного размера. В круговых диа­граммах площадь круга делится на секторы, размеры которых соответствуют реальным величинам, благодаря чему возмож­но их наглядное сопоставление. В сюжетно-изобразительной диаграмме показаны различные предметы, например образцы разных товаров, размеры которых соответствуют соотношению их характеристик.

Газетные тексты, связанные с экономикой, финансами и другими областями жизни общества, часто сопровождают гра­фиками. Соотношение величин здесь достаточно точно показы­вают с помощью кривых, построенных на координатной сетке. Международные обозрения, статьи на международные темы, путевые очерки и другие тексты, понимание которых облегча­ется представлением о местности, на которой происходят со­бытия, нередко дополняют картами и картосхемами. Карта в газете максимально разгружена по сравнению с картами в гео­графическом атласе или учебнике. На такой карте обычно по­казывают населенные пункты, реки, моря границы и др., упо­минаемые в тексте.

Научно-технические тексты в газете и журнале могут со­провождаться чертежами и техническими рисунками. Чертеж как газетная иллюстрация должен быть понятен любому чита­телю, не имеющему технического образования.

В газете можно встретить и более сложные рисованные ил­люстрации, например, картодиаграмма — размещение элемен­тов диаграммы на карте, и т.п.

Особенности иллюстрирования изданий разных типов

В каждой газете складывается своя система иллюстрирова­ния. Определяют обязательные виды — жанры иллюстраций, представленных в каждом номере издания, и жанры текстовых публикаций, сопровождаемых определенными видами иллюс­траций. В массовых изданиях к таким обязательным иллюстра-


циям чаще всего относят фоторепортаж, фотопортрет, реже пуб­ликуют фотоподборку, еще реже — фотообвинение и фотопей­заж. Коллажи появляются лишь в тех изданиях, где в редакции работают специалисты-коллажисты. Рисованные портреты и за­рисовки выходят на газетные полосы обычно в специальных — целевых, праздничных выпусках. Зато диаграммы и графики пуб­ликуют в газетах всех типов, кроме детских разумеется, почти в каждом номере. А карикатура и шарж стали обязательными ви­дами иллюстраций в сатирических изданиях — журналах или са­тирических приложениях к газетам. Однако если в отделе иллюс­траций редакции есть талантливый художник, его рисунки смо­гут стать обязательной иллюстрацией в большинстве номеров издания. Так, в течение нескольких лет каждый номер столичной «Литературной газеты» открывался большим сатирическим ри­сунком главного художника газеты М.Златковского, посвящен­ным политической или экономической ситуации в стране.

Иллюстрирование современного печатного периодического издания облегчается с переходом редакции к использованию но­вейших технических средств в процессе подготовки и выпуска номера. Сканеры позволяют быстро готовить для газеты и журна­ла иллюстрации любого типа и вида, изменять их размеры, лег­ко решать проблемы, связанные с необходимостью публикации иллюстрации нестандартного размера, ее размещения в тексте и др. Конечно, особенности технического оснащения редакции серь­езно влияют на иллюстрирование печатного издания.

В принципе нет иллюстраций, противопоказанных любому периодическому изданию, но их выбор, предпочтение и ис­пользование определяются типом издания, его уровнем, ква­лификацией и опытом иллюстраторов и, не в последнюю оче­редь, его технической базой.

Вопросы для самопроверки

1. Какую роль играет иллюстрирование газетного номера?

2. Что входит в систему иллюстрирования номера печатного пе­
риодического издания?

3. Какие виды фотоиллюстраций вы знаете?

 

 

4. Каковы достоинства и недостатки фотоочерка? Какие его виды
используют в газетах и журналах?

5. Что такое коллаж и как его используют в газете?

6. Какие виды нефотографических иллюстраций применяют в пе­
риодических изданиях?

7. Чем различаются карикатура и шарж в газете?

Глава 15

'

Заголовки в номере

ЦЕЛИОзнакомившись с материалами этой главы, вы поймете:

- каковы роль и значение заголовков в формировании ди­
зайна периодического издания;

- какие виды заголовков используют в газете;

- что такое заголовочный комплекс и что в него входит;

- какое значение для газеты имеет система ее рубрик и как
она формируется

Виды заголовков в газете

Заголовки публикаций в газете — неотъемлемый элемент ее дизайна. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция — привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быст­ро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сооб­щают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Уме­ние оформителей газеты использовать заголовки в очередном номере часто определяет решение читателя — прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочис­ленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных


 

выступлении газеты на читателей: содержательную статью с не­правильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформ­ленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка, заглотнув кото­рый, читатель знакомится со своим «уловом» — всей публикацией.

Заметим, что еще в начале XIX в. тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт — название города, откуда оно при­шло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некото­рые из этих заголовков переходили и на другие страницы номе­ра, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.

Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информаци­онные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок — рубрику, обозначающую об­щую тему этих публикаций или другой общий для них признак.

Таким образом, заголовок сейчас представляет собой орга­ничный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того — вытекающий из ее содержания. В. Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Загла­вие должно до известной степени предупреждать о содержа­нии». Поэтому заголовок требует к себе постоянного внима­ния — как авторов публикаций, так и, особо, сотрудников газетного секретариата и других журналистов, занятых подго­товкой очередных номеров газеты. И не случайно в процессе подготовки номера столь часто меняют заголовки некоторых материалов, которые дали им их авторы, — руководители ре­дакции стремятся найти самые удачные варианты заголовков, привлекающие внимание читателей. Многим публицистам из­вестны «муки заголовка», связанные с поиском названия для статьи, репортажа или другого журналистского произведения. Каждый находит заголовок по-своему: одни определяют его,

 

лишь завершив текст; другие предпочитают сначала дать свое­му будущему выступлению заголовок — иногда условный, ко­торый как бы дает направление всей работе, и затем уточняют его в соответствии с завершенным материалом; третьи ищут его в течение многих часов, а то и дней, советуясь с коллегами по редакции...

Профессиональное мастерство работы с заголовками вклю­чает и выбор различных их видов при размещении и оформле­нии текстовых и иллюстрационных материалов на полосах номера. К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет опреде­ленную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок — чаще всего тематический — уточняет, поясняет, иногда разви­вает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и харак­тер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок — название раздела, части крупно­го текста.

Важную роль играет рубрика, которую обычно размещают над основным заголовком (тогда ее иногда называют надзаго-ловком) или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллю­страцию (тематическая рубрика). Но рубрику используют и для уточнения жанра публикации.

Иногда для объединения материалов, занимающих целую полосу или большую ее часть и посвященных общей теме, ис­пользуют шапку, как бы накрывающую сверху все публика­ции, стоящие под нею.

Заголовки применяют отдельно или в сочетании друг с дру­гом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который входят заголовки разных типов. Главный, обыкновенный заго­ловок дает представление о содержании публикации. Подзаго­ловок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика опреде­ляет тематическое направление или характер текста. Нередко к ним присоединяется так называемый лид — первый вводный


абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Та­кой заголовочный комплекс дает читателю достаточное пред­ставление о теме и содержании текста.

Воздействие заголовка на читателя в немалой степени за­висит и от его технического оформления — размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или даже в его центре, от возможного его разделения на строки, величины и яркости заголовка — выбора гарнитуры титульно­го шрифта, его кегля, насыщенности и других характеристик. Переход в редакциях к компьютерному набору и верстке газет открыл возможности быстрого решения на высоком профес­сиональном уровне всех задач и проблем, возникающих на этом направлении подготовки газетного номера. Знания, необходи­мые для этого, дает специальный курс производства и оформ­ления печатных периодических изданий.

Заголовки публикаций разных типов и жанров. В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций разных типов. Так, для новостных информационных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов, цифровых данных и тому подобных данных. Например: «Столкновение автобуса с поездом», «Два кандидата на один пост» и т.п. Заго­ловки интервью часто представляют собой цитату из ответа интервьюируемого на вопрос журналиста. Например: «Эконо­мические мифы не вечны» (из интервью с экономическим со­ветником президента). Для репортажей, зарисовок, очерковых публикаций характерны образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок и тому подобных оборотов. Напри­мер: «Звезды и Млечный путь» — заголовок очерка в «Извес­тиях» о ветеране Великой Отечественной войны, «Игры с пла­вающим Кашпировским» — заголовок репортажа в той же га­зете о встрече журналиста с обитателями дельфинария.

Однако выбирая слишком образные, усложненные заголов­ки, газетные оформители нередко совершают ошибку: сорев­нуясь в оригинальности заголовков, они достигают обратного эффекта. Просматривая свежий номер газеты, читатель может

 

 

отказаться разгадывать непонятные ему заголовки и пройти мимо важных публикаций. Газетный заголовок должен быть понятен любому читателю — об этом требовании нельзя забы­вать ни журналисту, занятому поиском названия для своего произведения, ни сотруднику редакционнрго секретариата, готовящему этот текст к публикации.

Другая ошибка в оформлении заголовков связана с исполь­зованием в газете дополнительного цвета. Цветной заголовок — красный, зеленый и т.п. — резко выделяет публикацию на га­зетной полосе. Однако этим приемом при оформлении газеты следует пользоваться осторожно. Если на полосе все заголовки или их большинство будут выделены дополнительным цветом, это приведет лишь к пестроте оформления. Выделить все — зна­чит не выделить ничего. Опытные оформители применяют до­полнительный цвет для выделения лишь одной-двух важней­ших публикаций на полосе, концентрируя таким образом на них внимание читателей.

Стиль заголовков в газете — одно из ее отличий от других периодических изданий. Этот стиль не следует менять в течение достаточно длительного времени. По стилю заголовков публи­каций, как и по другим особенностям дизайна издания, по­стоянный читатель может узнавать свою газету, даже не глядя на ее название.

Система рубрик в газете

Особое значение в газете имеют ее рубрики. Именно они позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели издания, определить важнейшие тематические направ­ления его публикаций. Рубрики облегчают и разработку ком­позиционной модели газеты, определение ее структуры и по­строение каждого номера. Поэтому для обеспечения процесса планомерной подготовки выпуска газеты необходимо сформи­ровать систему рубрик.

В эту систему входят рубрики двух видов. Важнейший из них — тематические рубрики, определяющие тематику публикаций.


К ним примыкают служебные рубрики, которые облегчают систе­матизацию публикаций в газете по другим их характеристикам.

Тематическая рубрика обозначает и объединяет как одно-темную подборку публикаций на газетной полосе, так и целую тематическую полосу. В многополосных изданиях, большинство которых выходит в малом формате АЗ, для организации струк­туры номера часто используют такие постоянные полосные те­матические рубрики: Политика, Экономика, Культура, Спорт и др., стоящие над соответствующей полосой.

Столь же активно в газетах используют и служебные рубрики. Они также помогают организации материалов номера, а читате­лям — в поиске интересующих их публикаций. Применяют не­сколько видов служебных рубрик. Жанровые рубрики — Наше интервью, Репортаж, Обозрение, Факт и комментарий и др. -определяют жанр публикаций. Временные рубрики — Пульс не­дели, Сегодня и вчера и др. -- обозначают время событий, о которых сообщают публикации. Региональные рубрики — Вчера в нашем городе, В России, Заграница и др. — ограничивает реги­он, о котором сообщает газета. Аудиторные рубрики — Для вас, книголюбы, Советы садоводам и т.п. — нацелены на определен­ную группу читателей газеты. Служебные рубрики могут подска­зывать источник информации, публикуемой в газете: От наших собственных корреспондентов, Информационные агентства со­общают и др. Иногда служебная рубрика дает развернутую харак­теристику публикации, над которой она стоит, указывая и ее жанр, и источник информации: Письма наших читателей.

Газетные рубрики разделяются и на две другие части. Мно­гие из них могут быть использованы в любой газете. Например, тематические рубрики, обозначающие различные области и отрасли жизни общества или граждан, где бы они ни жили: Политика, Экономика, Культура, Человек и общество, Служ­ба здоровья, Разговор с интересным собеседником. Или слу­жебные рубрики — жанровые, определяющие источник ин­формации или время событий. Но кроме таких — общих рубрик в газете используют и монопольные рубрики, которые встречаются только в данном издании. Например, в архангельской областной

 

газете долгое время использовали рубрики: Поморское ожере­лье, Панорама Севера, Рыбацкими румбами, У кромки конти­нента, Ледокольная хроника и др., связанные с местной жиз­нью и особенностями региона, где читают эту газету. Понятно, что ни в Москве, ни в Курске или Екатеринбурге в газетах не могли бы появиться подобные тематические рубрики. Между тем от системы тематических рубрик, ориентированных на интересы и информационные запросы читателей данного периодического издания, во многом зависит его имидж. И монопольные рубрики играют в формировании этого имиджа не меньшую, а подчас большую роль, чем общие рубрики.

Повторим: в каждом периодическом издании — своя сис­тема рубрик, нет и не должно быть общего шаблона для ее формирования. И если, например, в деловой газете основой такой системы служат рубрики: Финансы, Рынки, Компании, Маркетинг, Энергетика и т.п., то в спортивном издании сис­тему тематических рубрик образуют обозначения различных видов спорта: Футбол, Баскетбол, Лыжи, Теннис и др. А в женском издании используют рубрики, связанные с интереса­ми его читательниц: Здоровье, Мода и др.

В каждой редакции определяют состав системы рубрик пе­риодического издания и их количество — в соответствии с ти­пом и уровнем газеты. В небольшой местной газете достаточно использовать два-три десятка рубрик, в крупном ежедневном издании их количество увеличивается. Значение этой системы возрастает в процессе выпуска газеты на основе сетевого гра­фика, определяющего место и роль каждой рубрики на разных полосах номера.

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль заголовков в газете и журнале?

2. Чем различаются обыкновенный заголовок и подзаголовок,
шапка и рубрика?

3. Что такое заголовочный комплекс и что в него входит?

4. Чем различаются заголовки публикаций разных типов и жанров?

5. Какие требования предъявляют газетному заголовку?

6. Какие ошибки допускают при определении заголовков в газете?


Что входит в систему рубрик газеты и как ее формируют?

7. Чем различаются тематические и служебные рубрики?

8. Какие служебные рубрики вы знаете?

9. Что такое монопольная рубрика и чем она отличается от об­
щей рубрики?

 

 

Глава 16

Подготовка журналистской информации

ЦЕЛИ Ознакомившись с этой главой, вы получите представление о том:

- как и где производится отбор информации для номера
периодического издания;

- каковы критерии отбора информации для очередного
номера;

- как эта информация компонуется в номере;

 

—как редактируют тексты, отобранные для номера;

—что означает техническое редактирование газетного текста

Отбор информации

Процесс подготовки и выпуска номера печатного периоди­ческого издания делится на несколько этапов. Это подготовка информации, формирование номера и, наконец, его выпуск.

В свою очередь, подготовка журналистской информации, предназначенной для определенного номера газеты или журнала, подразумевает три последовательных операции: отбор информа­ции, ее редактирование, техническую подготовку к публикации.

Важнейшее значение имеет отбор информации.Он произво­дится в отделах редакции и в ее секретариате. Информацию может отбирать и ведущий редактор номера, отвечающий за его содержание. Отбор этот идет с использованием нескольких основных источников. Первый из них — оперативная инфор-

 

мация, доставляемая корреспондентами и собкорами редак­ции, а также информационными агентствами. Второй источ­ник — запас готовых материалов, хранящихся в «портфелях» отделов и секретариата (сюда относится и «загон» -- уже на­бранные и даже сверстанные блоки, подборки, тематические полосы и другие тексты и иллюстрации, хранящиеся в элект­ронной памяти редакционных компьютеров или, при отсут­ствии последних, — в типографии).

Вся эта информация может быть плановой — соответство­вать плану номера — или внеплановой. К последней относится большая часть оперативной информации. Не случайно в гра­фике выпуска номера газеты предусматривается возможность направления в срочный набор определенного объема инфор­мации, поступившей в редакцию во время верстки номера.

Отбор информации для очередного номера — ответствен­ная операция. Он производится на основании определенных документов и критериев. Такими документами является содер­жательно-тематическая модель издания, иногда конкретизи­руемая в моделях номеров, выпускаемых в разные дни недели или разные недели месяца. План номера — очередная ступень этого процесса конкретизации.

Не менее важны и критерии отбора информации — ее новиз­на, оперативность, общественная значимость и актуальность. Для журналистов и их читателей наибольший интерес представляет та информация, которая содержит элемент новизны — сообща­ет новость, ранее неизвестное или новое об уже известном. И ра­зумеется, оперативно, без задержек поступает к читателям.

Однако, если содержание информации не представляет ин­терес для всей аудитории периодического издания или хотя бы для какой-то значительной ее части, если низок уровень обще­ственной значимости этой информации, нет оснований для ее выхода в номер. Поэтому всегда учитывают так называемую мас­штабность информации, соразмеряя ее значение с размерами аудитории периодического издания и ее интересами. Столь же важно определить и степень актуальности информации — время, в течение которого она может сохранить интерес для читателей.


В ходе отбора информации учитывается и ее компоновка в номере. Избегают тематических, содержательных и формаль­ных повторов, нежелательных смысловых и графических соче­таний, состыковок и пр. Контролируются «география» инфор­мации, состав подготовивших ее авторов и другие факторы. В одном номере нежелательно скопление сообщений из како­го-либо одного региона или, наоборот, региональное «зияние». Желательно избежать и соседства на одной и той же полосе номера нескольких подписных материалов, созданных одним автором, обычно их разводят если не по разным номерам, то хотя бы по разным полосам номера.

Перед журналистами, компонующими очередной номер га­зеты, стоит задача обеспечить сочетание целеустремленности его содержания с его разносторонностью и разнообразием. Лишь мастерство журналистов, их профессиональный и жизненный опыт помогают найти оптимальный вариант, наилучшее соче­тание разнообразной информации, вошедшей в номер.

Редактирование информации

Отобранная информация должна быть подготовлена к пуб­ликации. Эта подготовка происходит прежде всего в процессе редактирования текстов. Оно осуществляется на всем пути информации в редакции до ее публикации и носит, как мы знаем, коллективный характер.

Каковы цели редактирования информации? Важнейшая — улучшение ее содержания. Кроме того, совершенствование ее формы. Редактирование содержания не означает его изменения. Впрочем, иногда журналист может обогатить материал новыми фактами, историческими сведениями, высказываниями специ­алистов, ссылками на литературу и т.п. Но само содержание ин­формации, его суть должны оставаться неизменными.

Редактирование содержания информации подразумевает и проверку его соответствия реальной действительности. Уточ­няются факты, выверяются фамилии, даты, географические названия, специальные термины и прочие сведения, устраня-

 

ются ошибки и неточности. Проверяется истинность важней­ших положений и выводов, осмысляются и оцениваются зна­чение и реальность предложений и рекомендаций автора. В ходе этой проверки и уточнения используются все возможные ис­точники — редакционный банк данных, справочная литерату­ра, консультации специалистов, обращение к предыдущим публикациям в своем и других изданиях и т.д.

Совершенствуется и форма информации. В процессе редакти­рования улучшают структуру текста, его композицию, удаляют повторы, второстепенные подробности и т.п. Особое внимание обращают на заголовок, зачин и концовку будущей публика­ции — от этих элементов во многом зависит, дойдет ли ее содер­жание до читателя. Не меньшее значение имеет и стилистическое редактирование, цель которого — обеспечение ясной и простой языково-стилистической формы журналистского произведения, позволяющей наилучшим образом выявить его содержание.

В редактировании каждого текста обычно участвуют несколь­ко журналистов, представляющих разные подразделения и служ­бы редакции. Кроме самого автора, его коллега по отделу или его руководитель, приводящий текст в соответствие с планом отдела; сотрудник секретариата или ответственный секретарь, проверяющий правдивость и точность информации, содержа­щейся в тексте, и при необходимости сокращающий его раз­меры; ведущий редактор или сам главный редактор, оценива­ющий значение информации и определяющий ее место в но­мере и комплекте издания; возможно, наконец, и корректор, сигнализирующий в секретариат и автору о смысловых и сти­листических ошибках, замеченных в тексте. В некоторых круп­ных редакционных коллективах за этот процесс редактирова­ния отвечает литературный редактор, вычитывающий все тек­сты, идущие в номер газеты или журнала.

Последний этап подготовки текста — техническое редакти­рование. Оно производится в соответствии с нормами, предъяв­ляемыми в редакции к размерам и форме публикаций в изда­нии. И разумеется, с учетом особенностей техники, использу­емой на выпуске номера. Техническое редактирование означает


 

определение и указание объема текста — количества наборных строк, шрифта и формата набора, а также полосы, для кото­рой предназначается текст.

Редактируют не только текст, но и оригиналы иллюстра­ций издания. Компьютеры и сканеры дают возможность кадри-ровать фотоснимки, уменьшать или увеличивать их размеры, удалять лишние детали и т.п.

После завершения подготовки всей журналистской инфор­мации формируется номер периодического издания.

Вопросы для самопроверки

1. Кто и где отбирает в редакции информацию для очередного
номера газеты?

2. Каковы критерии отбора информации для номера?

3. Что такое масштабность информации?

4. Как производится компоновка — размещение информации в
номере?

5. Каковы цели редактирования информации в процессе подго­
товки номера?

6. Как редактируют содержание и форму информации?

7. Что такое техническое редактирование информации?

8. Как редактируют иллюстрации?

Глава 17

Формирование номера, организация его материалов

ЦЕЛИ

Материалы этой главы ознакомят вас: - с задачами, которые решают журналисты, формирующие номер печатного периодического издания;

—с методами организации материалов в номере газеты и
журнала;

—с формами подачи публикаций в газете и журнале;

—с особенностями газетной подборки, полосы, разворота
и спецвыпуска

 

 

Формирование номера

Подготовленные для публикации материалы — тексты и ил­люстрации составляют запас — тот массив журналистской ин­формации, который используется для формирования очеред­ного номера печатного периодического издания. Этот номер формируют в секретариате редакции.

Каждый раз перед его сотрудниками встает сложная зада­ча, решая которую, они стремятся выполнить требования, как бы противоречащие друг другу. С одной стороны, они должны создать номер, нацеленный на главные задачи дня, на важ­нейшие проблемы, имеющие значение для всей аудитории га­зеты или журнала. С другой — им необходимо обеспечить раз­носторонность, разнообразие содержания материалов, пред­назначенных для различных частей, групп этой аудитории. Включить в номер мелкую оперативную новостную информа­цию о фактах и событиях, происшедших в самое последнее время или еще не завершившихся, но сочетать их с крупными аналитическими и проблемными выступлениями, анализиру­ющими и обобщающими факты, связанные с долговременны­ми явлениями и процессами в самых разных сферах жизни обще­ства. Найти место в одном номере для критических публикаций и материалов, рассказывающих об успехах и достижениях. Добить­ся предельного жанрового разнообразия номера, разнообразия форм подачи его материалов, их «географии». Обеспечить широ­кий состав авторов номера — штатных и нештатных журналис­тов, внередакционных авторов — общественных корреспонден­тов, активных читателей, руководителей и рядовых представите­лей различных социальных групп. Особые, не менее сложные задачи встают перед сотрудниками секретариата при формиро­вании специальных номеров — тематических, целевых и др.

Чтобы удовлетворить все эти столь разноречивые требова­ния, исходят из модели издания, плана данного конкретного номера и его структуры.

Решая задачи, возникающие перед ними в процессе подго­товки очередного номера, журналисты начинают организацию


 

его материалов. Ее цель — облегчить читателям восприятие но­мера, помочь сориентироваться в его содержании, быстрее найти то, что интересует каждого из них, привлечь внимание к важнейшей информации, которая содержится в публикаци­ях. Организовать материалы номера — значит руководить вни­манием читателя. Таким образом, организация материалов вы­ступает как фактор повышения эффективности издания, уси­ления его воздействия на аудиторию. Цели организации материалов определяют ее основы — методы, приемы и формы.

Главные методы организации материалов номера — их систе­матизация, концентрация и выделение. Под систематизацией мы понимаем разделение всей массы материалов, отобранных для номера, на несколько частей. В каждой из них сосредоточивают­ся тексты и иллюстрации, объединяемые по какому-то общему признаку — теме, региону, времени описываемых событий, ис­точнику информации, жанру публикаций, аудитории, которой они предназначены, и др. В результате они становятся организо­ванной системой публикаций. Каждый из ее элементов-частей может представлять собой крупный тематический блок — раздел выпуска или же объединять несколько разделов.

Далее наступает очередь концентрации материалов. Она за­ключается в их группировке и размещении: в одном разделе, рубрике номера, на одном месте, скажем на одной полосе газе­ты. В результате публикации близкие по теме или по времени события не разбрасываются по страницам номера, их частям, а сосредоточиваются на одной странице или даже на одной ее ча­сти. При постоянстве композиции номера — размещении его материалов — за таким их объединением под постоянной рубри­кой закрепляется постоянное место. Это имеет немалое значение для читателей, облегчает поиски интересующей их информации, экономит время. Например, любитель спорта не будет просмат­ривать все страницы номера в поисках спортивных публикаций, а сразу раскроет известную ему страницу, где всегда под при­вычными для него рубриками размещают спортивные новости.

В каждой из таких групп публикаций производится даль­нейшая их организация — выделение — по значению, важнос-

 

 

ти информации. Устанавливают основные, главные тексты, например, проблемные статьи, корреспонденции, очерки и иллюстрации. Их дополняют другими материалами, освещаю­щими различные стороны проблемы, сообщающими подроб­ности и детали события. Важнейшие по значению, самые актуальные разделы номера выделяют — выносят на первую страницу, разверстывают на самых выгодных местах полосы, заключают в рамку и т.д. Те же средства выделения применяют и по отношению к материалам каждого раздела. Важнейшие из них выносят вперед, набирают на нестандартный формат, дают крупные броские заголовки и т.д.

В конечном счете все методы организации материалов вы­являются при использовании приемов объединения и выделе­ния. Заметим, что выделение публикаций нередко достигается путем их контраста, противопоставления, а также с помощью различных полиграфических средств — набором текстов раз­ными шрифтами и др.

Формы подачи материалов

В результате организации материалов номера путем их объ­единения возникают различные формы их подачи на газетных или журнальных страницах. Редакционная практика знает мно­жество таких форм. В зависимости от основы формирования их можно разделить на несколько групп.

Первым таким основанием являются масштаб и размер объ­единения материалов. Они дают количественную характеристику формам их подачи. Наименьшим масштабом объединения обла­дает подборка — старейшая и простейшая форма подачи матери­алов в газете. В подборку входят минимум две публикации. На одной полосе могут находиться несколько подборок различного масштаба и размера. Разделы и рубрики номера компонуются чаще всего в форме подборок. Подборку используют и в журна­лах: основные разделы номера литературно-художественного журнала — Поэзия, Проза, Литературная критика, Библиогра­фия и др. — по существу являются большими подборками.


 

Если масштаб и размер подборки в газете оказываются не­достаточными для достижения цели, стоящей перед редакци­ей, их увеличивают до целой полосы. В результате в газетном номере используют различные формы подачи материалов, в основе которых лежит специальная полоса -- тематическая, целевая и др. Дальнейшее увеличение размера объединения приводит к возникновению разворота — соединению воедино двух внутренних смежных полос. Особенно часто разворот при­меняют в малоформатных газетах — районных, городских и т.п. Обращаясь к развороту, журналисты, работающие в этих газе­тах, преодолевают недостатки, связанные с малым форматом периодического издания.

При необходимости масштаб и размер объединения мате­риалов охватывают целый номер, полностью посвященный ка­кой-либо одной теме или одному региону. Одной теме иногда посвящают и целый номер журнала. Наконец, объединение материалов может даже выходить за границы номера и прини­мать форму цикла или серии публикаций, посвященных одной теме или проблеме и печатающихся в нескольких номерах га­зеты. Пример — цикл корреспонденции Анатолия Аграновс­кого, публиковавшихся под одной рубрикой «Письма из Ка­занского университета», в нескольких номерах «Известий».







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.175 (0.028 с.)