ТОП 10:

Система иллюстрирования номера



ЦЕЛИПрочитав эту главу, вы узнаете:

- какую роль в формировании внешнего «лица»

периодического издания играет иллюстрирование его но-

меров;

- как формируют систему иллюстрирования газеты;

- какие виды фотоиллюстраций используют в газетах и жур­
налах;

- как в газете применяют рисованные иллюстрации

Наряду с текстовыми публикациями газеты и журналы пе­чатают иллюстрации. Они содержат визуальную информацию, воспринимаются читателями быстрее и воздействуют на них подчас сильнее текстов. Иллюстрации -- один из элементов дизайна издания, они формируют его облик, внешнее «лицо». Их готовят специалисты -- фотокорреспонденты и художни­ки, работающие в отделе иллюстрирования газетной или жур­нальной редакции или непосредственно под руководством от­ветственного секретаря.

В подавляющем большинстве газет и журналов важнейшее значение имеют тексты, представленные в различных жанрах публикаций разного типа. Они занимают большую часть пло­щади каждого номера периодического издания. Однако без иллюстраций газетный номер будет неполноценным — сплош­ной серый текст тяжело воспринимается читателями. К тому же руководители такой газеты лишают себя дополнительного сильного средства воздействия на читателей. И с точки зрения экономической эта газета оказывается в невыгодном положе­нии по сравнению с ее конкурентами — иллюстрированными изданиями. Поэтому в каждой газете необходимо установить соотношение текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими пло-

 

 

щадь и роль в номере. Это относится и к журналам — в зависимо­сти от типа каждого из них. Лишь в некоторых специальных изда­ниях — иллюстрированных журналах или в номерах газеты, вы­пускаемых в связи с особым поводом — праздником, юбилеем и т.п., иллюстрации могут стать основным видом публикаций.

В газете и журнале полезно разработать и систему их иллю­стрирования. Это подразумевает определение ответов на не­сколько вопросов: какие иллюстрации необходимо публико­вать в номере периодического издания, сколько должно быть иллюстраций в номере, как их подавать? Можно, конечно, исходить из того, что в номере газеты следует помещать столько и таких иллюстраций, какие необходимы, исходя из содержа­ния текстов; однако такой правильный, но слишком общий ответ не позволит организовать эффективную работу редакци­онных иллюстраторов. Фотокорреспондент должен знать, сколь­ко и каких фотоснимков ему нужно подготовить для каждого номера газеты или журнала. Он может исходить из миниму­ма — хотя бы одна иллюстрация на каждую полосу номера, но этого может оказаться недостаточно и его нагрузка возрастает. Столь же важно для него знать, в каких жанрах ему следует готовить свои фотоснимки.

Фотоиллюстрации

Все газетные и журнальные иллюстрации разделяются на две группы. Первая из них — фотоиллюстрации, оригиналы которых получают с помощью фотоаппарата. Это репортажные снимки и фотопортреты, фотонатюрморты, фотопейзажи, фо­тообвинения, фотоплакаты и фоторепродукции. Важнейшую роль в любой газете играет репортажный снимок, на котором запечатлен момент, связанный с какой-либо ситуацией, в ко­торой оказалось определенное лицо или группа лиц. Такой сни­мок показывает то, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка.

К репортажному снимку примыкает фотообвинение. Его ис­пользуют как средство борьбы с недостатками, запечатлевая


на снимке результаты плохой работы, безответственности и т.п. Благодаря наглядности и документальности фотообвинения оно может воздействовать сильнее иной развернутой критической корреспонденции.

От репортажного снимка отличается фотонатюрморт. Он по­казывает образцы различных товаров, продукцию различных видов производства. Его используют не только в целях рекла­мы, но и для иллюстрирования газетных и журнальных тек­стов, сообщающих о выпуске новых видов продукции.

Фотопортрет — столь же популярная жанровая форма ил­люстрации, как и репортажный снимок. Он используется для показа внешности не только героев очерков, зарисовок, участ­ников интервью и бесед, а также известных общественных и государственных деятелей прошлого и настоящего, но и для ознакомления читателей с авторами публикаций. Так, напри­мер, в начале статьи, поднимающей актуальную проблему, нередко помещают фотопортрет журналиста или внередакци-онного автора.

Фотопортрет может быть индивидуальным и групповым. В последнем случае приходится увеличивать его размеры на га­зетной полосе, чтобы читатель смог различить людей, пока­занных на снимке.

Текст путевого очерка или зарисовки иногда сопровождают фотопейзажем, знакомящим читателей с природой той местно­сти, которую описывает автор. Фотопейзаж, как и фотоэтюд, служит средством эстетического воспитания читателей, вызывая у них эмоции, связанные с восприятием красоты природы.

Одним из сложнейших видов газетной иллюстрации является фотоочерк. Он представляет собой несколько фотоснимков, по­священных одной теме или одному человеку, иногда объединен­ных общим текстом. Фотоочерк дает журналисту широкие воз­можности для раскрытия темы, показа какого-либо события или жизни человека. В печати используют разные виды фотоочерка, начиная с простой тематической подборки — нескольких сним­ков, скомпонованных под соответствующей рубрикой в одном месте газетного номера, до сложного так называемого сквозно-

 

 

го фотоочерка, когда входящие в него снимки разбросаны по разным страницам номера, как бы проходят через него.

Подготовка фотоочерка требует значительного времени и высокой квалификации фотожурналиста. Кроме того, для фо­тоочерка требуется большая, по сравнению с другими видами иллюстрации, площадь, так как в него входят минимум три снимка. Это несколько ограничивает его использование в ма-лообъемной газете.

В качестве иллюстрации можно использовать и различные виды фоторепродукции — картин отечественных и зарубежных худож­ников, документов, книжных страниц и фрагментов газетных и журнальных публикаций. Они дают возможность точно воспро­изводить части текстов и иллюстрации, напечатанные в других периодических изданиях, в частности в тех, с которыми поле­мизирует газета, публикующая фоторепродукцию.

В роли фотоиллюстраций могут быть использованы и кино­кадры, связанные с текстом кинорецензии или с рекламой нового кинофильма.

При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа — соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требует­ся поместить в газете несколько одинаковых по размеру фото­портретов, их соединяют, монтируют в виде горизонтальной или вертикальной фотоленточки. Это позволяет и сэкономить газет­ную площадь. Применяют и более сложные монтажи, состоящие из нескольких тематически близких снимков, например репор-тажного и фотопортрета. Монтаж нескольких снимков является основой и фотоплаката, который помещают иногда в специ­альных целевых номерах газеты — праздничных, новогодних и др.

Фотомонтаж в наиболее сложном виде, в частности — при соединении снимка и рисунка в коллаже, может стать произ­ведением подлинного искусства: он дает художественный об­раз, получает символическое звучание или становится сред­ством сатиры, раскрывая значение политических событий, смысл больших общественных явлений. Популярность ежене­дельника «Аргументы и факты» связана, в частности, с публи-


кацией на открытие каждого номера крупного коллажа масте­ра этого жанра иллюстраций А. Дорофеева.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.32.171 (0.005 с.)