ТОП 10:

Ситуативно-аналитические жанры



В следующую обширную группу ситуативно-аналитических жанров публицистики входят комментарий, корреспонденция, статья и обозрение. У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни об­щества. Эти ситуации различаются не только своим характером (политическая, экономическая, военная или психологическая ситуация), но и своим масштабом, могут быть связаны с об­ширным или ограниченным регионом, затрагивать жизнь круп­ных общественных групп или даже частную жизнь граждан. Каж­дая из них охватывает комплекс различных фактов, воздейству­ющих друг на друга, изменяющих ситуацию и способствующих возникновению различных актуальных проблем — вопросов, тре­бующих скорейшего разрешения. Ситуация и связанная с нею проблема составляют специфический предмет отображения в этих жанрах. Важнейшим выразительным средством, которым пользу­ются авторы, обращающиеся к этим жанрам, является поня­тие, осмысление фактов, лежащих в основе возникновения определенной ситуации и связанной с нею проблемы.

А различаются жанры этой группы масштабом анализируе­мой ситуации и проблемы: в корреспонденции она локальна, ограниченна, в статье много шире, значительнее. И глубиной анализа: в оперативном комментарии, связанном с конкрет-

 

ным документом, выступлением политика, дается лишь пер­вичный анализ возникшей ситуации, в корреспонденции ана­лиз углубляется, становится масштабнее, наибольшей глуби­ны он достигает в статье, посвященной постановке крупной актуальной проблемы. Заметим однако, что и в статье, подго­товка которой всегда ограничена временем, находящимся в распоряжении автора, публицистический анализ может вскрыть лишь некоторые причины и связи, приведшие к возникнове­нию исследуемой ситуации и связанной с нею проблемы.

В зависимости от назначения статьи используют различные ее виды. Стремясь привлечь внимание читателей к актуальной проблеме, автор пишет проблемную статью. Пытаясь оспорить чье-либо мнение и доказать свою правоту, он создает полеми­ческую статью. Размышляя над значением научного открытия, ученый пишет для газеты теоретическую, научную статью. Если требуется показать недостатки работы какого-либо коллектива или конкретного человека, газета публикует критическую ста­тью. В советской печати почти все номера любой газеты обяза­тельно открывались передовой статьей — она служила инстру­ментом партийного руководства и влияния на массы. Сейчас передовица редко выходит на газетную полосу, номер может открываться текстом, написанным почти в любом жанре пуб­лицистики. Но если требуется, номер открывается первой ста­тьей газеты.

Комментарий, корреспонденция, статья — это всегда ав­торские тексты. На их композиции, стилистике, процессе осмысления фактов и связанных с ними ситуаций, в приемах постановки проблемы всегда сказываются особенности лич­ности автора, его способности к анализу, умению ясно выра­жать и развивать свои мысли.

К ситуативно-аналитическим жанрам примыкают рецензия и обзор СМИ. Их объединяет особенность назначения и предме­та отображения. Если корреспонденция и статья анализируют ре­альные конкретные ситуации и проблемы, то в рецензии и обзо­ре СМИ отображается уже отображенная действительность. Жур­налист посвящает свою рецензию литературному или научному


произведению, автор которого уже показал кусок жизни, воз­никающие в ней ситуации, проблемы и процессы. Задача рецен­зента — оценить это произведение, его соответствие реальной действительности, его достоинства и недостатки.

Объект отображения в рецензии весьма широк, он охватывает политику и науку, литературу и искусство, предмет отображе­ния — книга, литературные и художественные произведения в различных видах искусства. В зависимости от специфики отобра­жаемого произведения рецензент избирает различные виды ре­цензии. Газета может опубликовать научную рецензию, напи­санную по просьбе редакции ученым, оценивающим книгу, пред­ставляющую результаты научного исследования. Внимание рецензента могут привлечь мемуары государственного деятеля или работа крупного политика, размышляющего над особенно­стями процесса глобализации. Тогда газета напечатает полити­ческую рецензию. Литературная рецензия будет посвящена но­вому роману или поэме, в музыкальной рецензии автор оценит достоинства концерта известного оркестра. Рецензия может быть посвящена новой выставке произведений художников и скульп­торов в картинной галерее. Газеты охотно публикуют театраль­ные и кинорецензии, авторы которых анализируют все стороны новых спектаклей и кинофильмов. Понятно, что тип издания и особенности его аудитории определят и обращение журналистов к тому или иному виду рецензии.

Поскольку рецензент высказывает свое мнение о книге или кинофильме, дает им оценку, возрастает его роль как автора текста в этом жанре и ответственность перед читателями. Ведь он стремится сформировать их отношение к рецензируемому произведению, дать им практический совет — прочитать кни­гу, просмотреть фильм или же не тратить на них время. От жур­налиста, обращающегося к этому жанру, требуется предель­ная объективность. Одна из предпосылок ее достижения — спе­циализация журналиста в той области жизни, где возникают произведения, становящиеся предметом его рецензий.

Обзор СМИ как жанр публицистики имеет много общего с рецензией. В нем также проводится анализ и дается оценка про-

 

 

изведениям, где уже отображена реальная жизнь. Но это уже не отдельное литературное или кинопроизведение, а деятель­ность целого средства массовой информации — газеты, жур­нала или телерадиокомпании. Обзор печати, который в совет­ские годы использовался как форма партийного контроля и руководства газетными и журнальными редакциями, потерял свое значение. Теперь к нему обращаются как средству поле­мики с другими СМИ, стоящими на иных политических пози­циях. Несравненно чаще газеты публикуют телевизионные обо­зрения, посвященные различным телепрограммам или деятель­ности целых телекомпаний и телеканалов. Подобные обозрения обращены как к телезрителям, так и к тележурналистам. Неко­торые из них, как, например, еженедельные острокритичес­кие телеобозрения И. Петровской, публиковавшиеся в течение нескольких лет в газете «Известия», оказывали заметное влия­ние на формирование ряда телепрограмм и на журналистов, занятых их подготовкой.

 

Обзор СМИ — форма перехода к жанру обозрения. У него есть специфические особенности — назначения текста, мето­дов отображения действительности и получения информации. Цель обозревателя, обращающегося к этому жанру публицис­тики, — дать читателю представление о целом комплексе фак­тов, событий и ситуаций, происходящих и возникающих в определенном регионе и в определенный временной период. В зависимости от назначения текста избирают различные его формы — информационное или аналитическое обозрение. Пер­вое лишь сообщает о фактах и событиях, произошедших в гра­ницах обозреваемого региона. Автор аналитического обозрения не ограничивается сообщением информации, но анализирует ее и делает определенные выводы. Он пользуется специфичес­ким методом отображения жизни — ее панорамированием, как бы обозревая с высоты открывающуюся ему панораму собы­тий. Сообразуясь со своей задачей, он выделяет различные виды жанра, создавая общее обозрение или выделяя из панорамы отдельные ее стороны. Тогда в газете появляется политическое или международное обозрение, экономическое, коммерческое,


 

спортивное или военное. В зависимости от временного перио­да, к которому относится собранная информация, обозрение может быть недельным, месячным, квартальным и т.д.

Для подготовки обозрения его автору — штатному или не­штатному обозревателю — приходится пользоваться различ­ными методами сбора информации. Менее всего — наблюде­нием, постоянно — изучением документов, официальных материалов, статистических данных. Автор встречается с поли­тиками, экономистами, специалистами, руководителями ад­министрации и другими чиновниками, стремится получить у них нужную ему информацию, интересуется их мнением.

Эпистолярные жанры

Еще более усложняются характеристики эпистолярных жан­ров публицистики (от греч. ер1$1о1а — послание). Они представ­ляют собой разновидности письма внередакционного автора, читателя или текста, созданного журналистом в форме письма. Назначение писем в редакцию столь же многообразно, как и их форма, тематика, содержание и размеры. Их авторы — пред­ставители всех социальных групп и слоев — могут просто сооб­щать редакции интересную, по их мнению, информацию о фак­тах, событиях и людях, просить помощи и советов, критико­вать недостатки и предлагать интересные темы, высказывать свое мнение о публикациях газеты и рассказывать о своей жиз­ни... Для письма как жанра характерна универсальность — объект и предмет отображения жизни в нем не имеют ограничений. Его значение возрастает в связи с открытостью письма: после публикации оно становится открытым для всех читателей. Его личностность — отражение в нем личности автора, его харак­тера, личного интереса, нередко доходящее до исповедальнос-ти, превращает его в человеческий документ в газете.

Все это объясняет стремление многих выдающихся мысли­телей — философов, писателей, ученых и государственных де­ятелей к использованию в своей деятельности этой жанровой формы. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курб-

 

 

ским, письма Чаадаева и Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина и Л. Толстого, послания Короленко Луначарскому с критикой советской власти и многие другие литературные и философские письма раскрывают широкие возможности ис­пользования этого жанра публицистики в самых разных облас­тях общественной жизни.

Письмо стало одной из важнейших жанровых форм и в твор­честве многих выдающихся публицистов. Объясняется это не­сколькими причинами. Одна из них — возможность обращения журналиста к широкой аудитории в форме открытого письма из редакции. У такого письма имеется точный адрес, оно свя­зано с конкретным фактом или ситуацией. Так, Л. Жуховицкий обратился однажды в своем открытом письме, напечатанном в «Комсомольской правде» под названием «Храбрая трусость», к старшеклассникам одной из московских школ, побоявшим­ся защитить своих одноклассниц от хулиганов. Оно получило массу откликов. Но открытое письмо может быть написано и внередакционным автором или даже группой авторов и обра­щено к конкретному лицу — государственному деятелю, руко­водителю предприятия или другой организации. Такие письма, обращенные к президенту или председателю российского пра­вительства, — с призывами, просьбами или предложениями — нередко публикуют в газете «Известия» и некоторых других печатных изданиях.

Опытные публицисты нередко придают своим корреспон-денциям и статьям форму письма, стремясь усилить их воздей­ствие на читателей. Так, Анатолий Аграновский опубликовал в «Известиях» свои «Письма из Казанского университета», где поставил острые проблемы подготовки молодых специалистов в высших учебных заведениях нашей страны, а Михаил Коль­цов избрал форму письма для фельетона «Куриная слепота».

Обращение к жанровой форме письма объясняется и ее спе­цифической способностью мимикрировать — как бы натяги­вать одежду почти любого другого жанра. Многие письма чита­телей в редакции сообщают о фактах и после небольшой прав­ки публикуются как обычные информационные заметки.


Некоторые, авторы которых пытаются разобраться в описыва­емых ими ситуациях, печатают наряду с другими корреспон-денциями. Иногда развернутое письмо, автор которого ставит актуальную проблему, после редактирования помещают в га­зете как проблемную статью, а отклик читателя на новый ки­нофильм — как кинорецензию. Но всегда такой текст сохраня­ет личностность письма.

Художественно-публицистические жанры

Усложнение жанровых форм газетно-журнальной публицис­тики сопряжено с повышением роли понятия и анализа в тек­сте и с обращением к образным выразительным средствам. Большая группа художественно-публицистических жанров включает зарисовку и очерк, сатирические жанры -- фелье­тон, памфлет, пародию, сатирическую заметку, и завершает­ся жанром эссе. Художественно-публицистическими их назы­вают потому, что автор, обращающийся к этим жанрам, всег­да остается публицистом, создающим строго документальные, фактографичные тексты. Но в то же время он пользуется для их создания некоторыми художественными методами отображе­ния действительности, характерными для художественного, в частности литературного творчества.

Зарисовка имеет немало общего с репортажем и очерком. Но у нее свое, особое назначение: запечатлеть момент встречи автора с кем-либо или чем-либо — с другим человеком, жи­вотным или природным явлением. Ее предмет отображения — участники встречи и ситуация, в которой они оказались. Заме­тим, что в зарисовке всегда показаны две стороны — сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, живот­ные и т.д. Методы этого отображения — описание, воспроиз­ведение деталей и подробностей. Автор как бы воспроизводит картину, которая предстает перед ним в момент встречи. В от­личие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, си­туация, в которой оказался автор, всегда ограничена — в про-

 

странстве и во времени. Но стилистика зарисовки сходна со стилистикой репортажа, ее характеризуют образные сравне­ния, яркие эпитеты, эмоциональность и динамичность, стрем­ление запечатлеть, зарисовать внешний портрет того, с кем встретился автор.

Все эти особенности зарисовки характерны для творчества таких мастеров этого жанра, как Василий Песков, напечатав­ший в течение ряда лет в «Комсомольской правде» под персо­нальными рубриками «Отечество» и другими множество зари­совок, и Юрий Рост, опубликовавший под рубрикой «Альбом Юрия Роста» в еженедельнике «Московские новости» сотни зарисовок в сочетании с фотопортретами их героев. Нередко они писали и очерки.

•Очерк — один из важнейших жанров публицистики. Важ­нейших — потому что требует от автора высокого профессио­нального мастерства. И потому, что очеркист всегда решает сложнейшие задачи, определяемые возможностями и особен­ностями этого жанра.

Выбор очерка журналистом определяется назначением это­го жанра — сообщение и показ всего, что окружает человека. Объект очерка — все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятель­ности и проблемы, которые встают перед ними, и т.д. Специ­фический предмет очерка — человек. Если репортаж мы мо­жем назвать историей события, то очерк — это история чело­веческого характера. В центре очерка — его герой, человек или люди, составляющие коллектив.

Автор очерка стремится создать портрет своего героя — внешний, рисуя основные черты его облика, и внутренний, психологический: фиксируя особенности его характера, объяс­няющие его действия, поступки, отношение к другим людям. Его интересуют самые разные стороны жизни своего героя: в частной жизни — дома, в семье, на отдыхе, в отношениях с друзьями, и в общественной жизни — на работе, в коллекти­ве, где он трудится. Понятно, что рассказать об этом очеркист может, лишь опираясь на детали и подробности, которые он


показывает, осмысляя их значение. Очерк — не анкета, вос­производящая всю биографию человека. Автор представляет своего героя читателю, выбирая лишь самые важные этапы его жизни и самые характерные его поступки и строя на этом сю­жет и композицию своего произведения.

Но, как и в зарисовке, в очерке всегда присутствуют две стороны — главный герой, которому посвящен текст, и очер­кист, осмысляющий его поступки и решения и помогающий читателю понять их значение. Иногда автор прямо обращается к читателю, делясь с ним своими впечатлениями от увиденно­го, и его мнение имеет не меньшее значение, чем высказыва­ния самого героя. Свободный, образный стиль очерка имеет много общего со стилем репортажа и зарисовки, он помогает обеспечить эффект присутствия автора рядом с его героем, дает читателю возможность увидеть и услышать его.

Журналист использует все доступные ему методы сбора ин­формации для своего очерка. Он работает как репортер, на­блюдая за своим героем, и как интервьюер, беседуя с его род­ными, друзьями и руководителями. Он выступает в роли обо­зревателя, анализируя и осмысляя проблемы, с которыми сталкивается его герой, и высказывая свое мнение о его реше­ниях и действиях. Ему приходится изучать документы, связан­ные с жизнью героя, — его трудовую книжку, приказы с бла­годарностями и выговорами и т.п.

Автор очерка выступает как публицист, не отходя от фак­тов и обеспечивая строгую документальность своего текста. Самое большее, что он может себе позволить, — предполо­жить, как поступил бы его герой в той или иной ситуации, исходя из его характера. Вымысел очерку противопоказан. Но в то же время очеркист пользуется многими художественными средствами отображения жизни, рисуя ее картины, показывая своего героя в определенных ситуациях. Он решает сложную задачу — создания публицистического образа своего героя, подобно тому как писатель создает художественный образ ли­тературного героя. Оба пользуются методом типизации, но если писатель прибегает при этом к фантазии, вымыслу, то очеркисту

 

приходится искать для этого реального живого и в чем-то ти­пичного человека. Так создавал публицистические образы сельских механизаторов и хлебопашцев в своих очерках Юрий Черниченко, так работали братья Аграновские — Анатолий в «Известиях», Валерий — в «Комсомольской правде», публи­куя очерки, которые читали миллионы людей.

Подавляющее большинство газетных и журнальных текстов в этом жанре — адресные очерки, привязанные к реальным людям, местности и времени. Лишь изредка в газетах появля­ются безадресные очерки, находящиеся на грани рассказа.

В зависимости от задачи, стоящей перед журналистом, он обращается к одному из видов газетного очерка. Широко рас­пространен портретный очерк, в котором автор создает пуб­лицистический образ своего героя — представителя какой-либо социальной группы или профессии. Разновидностью такого очерка является политический портрет, в котором обычно пред­ставлены важнейшие этапы и эпизоды политической биогра­фии героя - - президента, депутата парламента, губернатора или другого государственного или общественного деятеля, да­ется оценка важнейших сторон его деятельности. Политичес­кие портреты часто публикуют в период выборных кампаний. Иная задача стоит перед автором проблемного очерка. Он сосредоточивает свое внимание на проблеме, стоящей перед его героем, на методах ее решения и на ее общественном зна­чении. Роль очеркиста в таком очерке возрастает, его мнение об исследуемой проблеме, выводы, которые он делает в итоге проведенного анализа, имеют важнейшее значение.

Одной из традиций отечественной очеркистики является публикация путевых очерков. Известные произведения класси­ков русской литературы — «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» Радищева, «Путешествие в Арзрум» Пушкина, «Остров Сахалин» Чехова и другие были написаны в жанре путевого очерка. Его значение особенно возросло в последние годы в связи с усилением контактов России с другими странами. Об­ращаясь к этому виду очерка, автор стремится передать чита­телю свои впечатления о том, что видел и слышал, о тех, с

кем встречался. Такой текст оказывается объединением ряда эпизодов, связанных с разными людьми и населенными пунк­тами. Героем путевого очерка становится не отдельный чело­век, а множество людей, иногда представляющих целую стра­ну и ее народ, — автор создает их публицистический образ.

В соответствии со сферой жизни, которую отображает очерк, в газете публикуют его тематические разновидности — произ­водственный очерк и сельскохозяйственный, педагогический и спортивный, очерк нравов и др.

Сатирические жанры

У сатирических жанров публицистики, которые входят в ту же жанровую группу, своя специфика. Она определяется преж­де всего их назначением, к ним обращаются в борьбе со злом, с тем плохим, что мешает жизни людей и общества. Объект фельетона — недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности, которые наносят вред другим. За­дача фельетониста -- помочь устранить эти недостатки, вы­смеяв их носителей.

Предмет фельетона - - конкретная локальная ситуация. Фельетон обычно имеет точный адрес, у него есть реальный антигерой — человек или коллектив, организация, действия которых получают общественное значение, приносят вред. Га­зеты обычно печатают такие адресные фельетоны, рассчиты­вая, что после их публикации будут приняты меры к устране­нию осмеянных недостатков.

Реже на газетных страницах появляется безадресный фель­етон. У него — свои достоинства. Он крупномасштабен, посвя­щен не одной локальной ситуации, а обобщает ряд сходных ситуаций, в которых действуют несколько личностей. Автор такого фельетона не называет их имен и фамилий, не указыва­ет, где они конкретно проявили себя. Он выступает против отрицательного явления, наносящего вред обществу. Публика­ция начинает обретать признаки памфлета, сближается с ху­дожественной сатирой. Мастером таких безадресных фельето-

 

 

нов был Леонид Лиходеев, публиковавший свои произведе­ния в «Литературной газете» и других печатных изданиях.

Фельетонист использует все возможные средства сатиры — иронию и насмешку, сарказм, гротеск, гиперболу и др. Он прибегает к литературным реминисценциям, вводит в текст образы известных героев произведений Гоголя, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина и других сатириков. Смех убивает, поэто­му фельетонисты стремятся высмеять лиц, ставших антигероя­ми их прозведений. Однако фельетон часто вызывает у читате­ля не смех, а чувство горечи — от сознания несовершенства жизни и распространенности зла. Он не обязательно должен смешить, попытки начинающих фельетонистов во что бы то ни стало рассмешить читателя могут вызвать у него лишь раз­дражение. Если читатель фельетона смеется, то обычно это смех сквозь слезы.

Как и очеркист, фельетонист решает задачу создания пуб­лицистического образа — на этот раз сатирического образа лица, которому посвящен его текст. Он также обязан обеспе­чивать документальность, строгую фактологичность того, о чем сообщает. Ему противопоказан вымысел, но он достаточно сво­бодно пользуется домыслом. Следуя логике характера своего антигероя, он может представить в тексте фельетона домыс­ленную сценку, показывающую порочность действий лица, которому посвящен фельетон. Например, избрать для фельето­на форму дневника взяточника, рассказывающего, как и у кого он вымогал деньги. Факты, изложенные в этом дневнике, долж­ны строго соответствовать действительности. Поэтому процесс сбора информации получает для фельетониста особое значе­ние. Любой факт, который он собирается использовать, дол­жен быть тщательно проверен и перепроверен. Опытный фель­етонист даже стремится организовать личную встречу с буду­щим героем своего выступления, не раскрывая своих планов, в надежде получить дополнительную информацию и перепро­верить собранные факты.

Памфлет (от греч. ратт П11е§о — все испепеляю) — сатири­ческий жанр, который появляется на страницах наших газет


значительно реже фельетона. Его назначение — борьба с явле­нием, имеющим резко отрицательное значение для жизни об­щества, или с человеком, олицетворяющим это явление, — государственным деятелем, лидером политической партии или движения, проповедником ложных идей и т.п. Памфлет мас­штабнее фельетона, его герой представляет крупную соци­альную группу, целую систему, идейное течение. К этому жан­ру часто обращаются в периоды острой политической борьбы, кризисных ситуаций, предвыборных кампаний. Автор памфле­та нацелен на уничтожение своего героя, на его разоблачение и развенчание. Эта цель определяет стилистику памфлета, использование автором самых эффективных сатирических средств— гротеска, гиперболы, пародирования, иронии, на­смешки, уничижительного сравнения и других, позволяющих выявить истинную суть и значение деятельности антигероя, сорвать с него маску, которой он прикрывается.

В истории отечественной журналистики сохранились мно­гие памфлеты Д. Писарева, А. Горького и других писателей и публицистов. Некоторые из них сохранили до наших дней свою актуальность и боевитость. Например, памфлет М. Кольцова «Иван Вадимович — человек на уровне», написанный в начале 30-х годов прошлого века, но как будто посвященный разоб­лачению одного из отрицательных типов наших современни­ков — тупого чиновника, приспособленца и карьериста.

К сатирическим жанрам примыкают и некоторые формы литературно-художественных публикаций - - пародия и эпи­грамма. Их сближает назначение, цель публикации — осмея­ние недостатков. Автор пародии стремится раскрыть недостатки поведения человека или его произведения — стихотворения, рассказа, газетной статьи, устного выступления, показать не­обоснованность его политических или творческих претензий. Для этого он как бы передразнивает героя пародии, как бы копирует его выступление, гиперболизируя и акцентируя его недостатки, обращая на них внимание читателя.

Цепочку жанров газетно-журнальной публицистики завер­шает эссе. Это полифонический жанр, сочетающий признаки

 

многих других жанровых форм. Его назначение — осмысление всего, что привлекает внимание автора: новых общественных явлений и процессов, возникновения актуальных проблем, значения ярких фактов и развития ситуаций в различных облас­тях жизни общества и государства. Эссеист выступает как ана­литик и обозреватель, как интервьюер и репортер, очеркист и сатирик. В его произведении органично сочетаются элементы корреспонденции и зарисовки, интервью и репортажа, но преж­де всего — статьи и обозрения.

Для эссе характерна масштабность, требующая значитель­ного объема текста. Его автор часто излагает результаты своих наблюдений и их анализа в форме свободного потока мыслей. Нередко это приводит к своеобразной мозаичности эссе, представляющего собой объединение нескольких частей-главок, разделяемых звездочками или подзаголовками и скрепляемых главной мыслью, развиваемой в тексте. Особое значение получает концовка, где автор формулирует свои выводы и предложения.

Этот сложный жанр публицистики, требующий высокого про­фессионального мастерства, издавна привлекал внимание мно­гих мастеров печатного слова. От Чаадаева, Пушкина и Герцена до Сахарова и Лихачева многие писатели, деятели искусства, крупные политики, именитые журналисты, стремясь выразить на газетной или журнальной полосе свои мысли и мнения, со­здавали эссе. История отечественной эссеистики сохранила луч­шие традиции использования этого жанра публицистики.

Система жанров газетно-журнальной публицистики продол­жает развиваться и обогащаться. Возникают новые жанры, не­которые старые жанровые формы отодвигаются на второй план, уходят в тень. Прежние разновидности интервью — диалог и беседа, развившись, стали самостоятельными жанрами. У каж­дого жанра публицистики — своя жизнь. Но они не умирают, лишь по разным причинам могут уйти в жанровый запасник, арсенал, дожидаясь времени, когда средства массовой инфор-


мации снова почувствуют потребность в них. Так произошло, например, с фельетоном и памфлетом, которые в последние годы исчезли со страниц большинства печатных изданий.

Для многих газетных публикаций характерна размытость жанровых границ. Подчас трудно определить, к какому жанру публицистики относится текст, получаемый секретариатом редакции. Нередко в нем сочетаются признаки корреспонден­ции и репортажа или отчета и проблемной статьи. В творчестве начинающих журналистов — это недостаток, от них требуют точного выполнения задания, связанного с подготовкой тек­ста в определенном жанре. У опытного газетчика сочетание в тексте черт нескольких жанровых форм может оказаться дос­тоинством - - это расширяет его возможности отображения жизни. С опытом приходит мастерство использования в одном тексте особенностей разных жанров публицистики.

Разумеется, в изданиях разного типа -- разные жанровые системы. В массовой общественно-политической газете исполь­зуют все жанры публицистики. Однако в деловом издании не­которые из них отсутствуют. Здесь не встретишь зарисовки или очерка, да и репортаж или рецензия, как правило, не выходят на газетные страницы, не говоря уж о сатирических жанрах. Однако без статьи и корреспонденции, так же как без эконо­мического обозрения, отчета о деловой встрече, интервью с руководителем компании или фирмы и оперативной экономи­ческой информации в жанрах заметки и оперативного сообще­ния такое издание существовать не может. А в детской газете публицистика вообще редкий гость — в ней иногда печатают лишь краткие заметки. Здесь важнейшее значение получают тексты других типов публикаций.

В каждом издании есть жанры обязательные и желательные. Общественно-политическую газету невозможно представить себе без оперативной информации в форме заметок и кратких сообщений, репортажей и интервью, без аналитических и проб­лемных текстов в жанрах корреспонденции и статьи — в каж­дом номере. Но обеспечить публикацию в каждом номере очерка и обозрения, рецензии или эссе большинство редакций, осо-

бенно небольших изданий, не в состоянии. Приходится гото­вить их публикацию по плану с определенной периодичнос­тью, в соответствии с моделью издания. Зато в комплекте та­кой газеты — месячном или квартальном должна быть пред­ставлена вся система жанров публицистики. На нее влияет и периодичность выхода издания, а также его объем. В номере еженедельной шестнадцатиполосной «Литературной газеты» представлено большинство жанров публицистики, в четырех­полосном номере ежедневной «Московской правды» исполь­зуют много меньше различных жанровых форм.

Своя специфика жанровой системы в журналах. В зависи­мости от их типа публицистика играет здесь разную роль. В об­щественно-политическом журнале — «Огонек» или «Свобод­ная мысль» — она является важнейшим типом публикаций, представленным в разных жанрах. В сатирических журналах пе­чатают только тексты во всех жанрах сатиры. А в научных жур­налах жанровая система резко сужается: здесь мы найдем лишь статьи, обозрения, реже — интервью и отчеты, а также под­борки заметок.

У системы жанров публицистики, используемых в россий­ской прессе, есть национальные особенности. Они сформиро­вались под сильнейшим влиянием традиций русской журналис­тики. Некоторые из привычных нам жанров публицистики мы не встретим в газетах и журналах, выходящих в других странах, на других языках. Не увидим мы там, например, очерков или проблемных репортажей, не обнаружим диалогов. Но в немец­кой, английской или французской прессе используют некото­рые другие жанровые формы, не характерные для нашей, оте­чественной журналистики.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.32.171 (0.015 с.)