Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуативно-аналитические жанры
В следующую обширную группу ситуативно-аналитических жанров публицистики входят комментарий, корреспонденция, статья и обозрение. У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Эти ситуации различаются не только своим характером (политическая, экономическая, военная или психологическая ситуация), но и своим масштабом, могут быть связаны с обширным или ограниченным регионом, затрагивать жизнь крупных общественных групп или даже частную жизнь граждан. Каждая из них охватывает комплекс различных фактов, воздействующих друг на друга, изменяющих ситуацию и способствующих возникновению различных актуальных проблем — вопросов, требующих скорейшего разрешения. Ситуация и связанная с нею проблема составляют специфический предмет отображения в этих жанрах. Важнейшим выразительным средством, которым пользуются авторы, обращающиеся к этим жанрам, является понятие, осмысление фактов, лежащих в основе возникновения определенной ситуации и связанной с нею проблемы. А различаются жанры этой группы масштабом анализируемой ситуации и проблемы: в корреспонденции она локальна, ограниченна, в статье много шире, значительнее. И глубиной анализа: в оперативном комментарии, связанном с конкрет-
ным документом, выступлением политика, дается лишь первичный анализ возникшей ситуации, в корреспонденции анализ углубляется, становится масштабнее, наибольшей глубины он достигает в статье, посвященной постановке крупной актуальной проблемы. Заметим однако, что и в статье, подготовка которой всегда ограничена временем, находящимся в распоряжении автора, публицистический анализ может вскрыть лишь некоторые причины и связи, приведшие к возникновению исследуемой ситуации и связанной с нею проблемы. В зависимости от назначения статьи используют различные ее виды. Стремясь привлечь внимание читателей к актуальной проблеме, автор пишет проблемную статью. Пытаясь оспорить чье-либо мнение и доказать свою правоту, он создает полемическую статью. Размышляя над значением научного открытия, ученый пишет для газеты теоретическую, научную статью. Если требуется показать недостатки работы какого-либо коллектива или конкретного человека, газета публикует критическую статью. В советской печати почти все номера любой газеты обязательно открывались передовой статьей — она служила инструментом партийного руководства и влияния на массы. Сейчас передовица редко выходит на газетную полосу, номер может открываться текстом, написанным почти в любом жанре публицистики. Но если требуется, номер открывается первой статьей газеты.
Комментарий, корреспонденция, статья — это всегда авторские тексты. На их композиции, стилистике, процессе осмысления фактов и связанных с ними ситуаций, в приемах постановки проблемы всегда сказываются особенности личности автора, его способности к анализу, умению ясно выражать и развивать свои мысли. К ситуативно-аналитическим жанрам примыкают рецензия и обзор СМИ. Их объединяет особенность назначения и предмета отображения. Если корреспонденция и статья анализируют реальные конкретные ситуации и проблемы, то в рецензии и обзоре СМИ отображается уже отображенная действительность. Журналист посвящает свою рецензию литературному или научному произведению, автор которого уже показал кусок жизни, возникающие в ней ситуации, проблемы и процессы. Задача рецензента — оценить это произведение, его соответствие реальной действительности, его достоинства и недостатки. Объект отображения в рецензии весьма широк, он охватывает политику и науку, литературу и искусство, предмет отображения — книга, литературные и художественные произведения в различных видах искусства. В зависимости от специфики отображаемого произведения рецензент избирает различные виды рецензии. Газета может опубликовать научную рецензию, написанную по просьбе редакции ученым, оценивающим книгу, представляющую результаты научного исследования. Внимание рецензента могут привлечь мемуары государственного деятеля или работа крупного политика, размышляющего над особенностями процесса глобализации. Тогда газета напечатает политическую рецензию. Литературная рецензия будет посвящена новому роману или поэме, в музыкальной рецензии автор оценит достоинства концерта известного оркестра. Рецензия может быть посвящена новой выставке произведений художников и скульпторов в картинной галерее. Газеты охотно публикуют театральные и кинорецензии, авторы которых анализируют все стороны новых спектаклей и кинофильмов. Понятно, что тип издания и особенности его аудитории определят и обращение журналистов к тому или иному виду рецензии.
Поскольку рецензент высказывает свое мнение о книге или кинофильме, дает им оценку, возрастает его роль как автора текста в этом жанре и ответственность перед читателями. Ведь он стремится сформировать их отношение к рецензируемому произведению, дать им практический совет — прочитать книгу, просмотреть фильм или же не тратить на них время. От журналиста, обращающегося к этому жанру, требуется предельная объективность. Одна из предпосылок ее достижения — специализация журналиста в той области жизни, где возникают произведения, становящиеся предметом его рецензий. Обзор СМИ как жанр публицистики имеет много общего с рецензией. В нем также проводится анализ и дается оценка про-
изведениям, где уже отображена реальная жизнь. Но это уже не отдельное литературное или кинопроизведение, а деятельность целого средства массовой информации — газеты, журнала или телерадиокомпании. Обзор печати, который в советские годы использовался как форма партийного контроля и руководства газетными и журнальными редакциями, потерял свое значение. Теперь к нему обращаются как средству полемики с другими СМИ, стоящими на иных политических позициях. Несравненно чаще газеты публикуют телевизионные обозрения, посвященные различным телепрограммам или деятельности целых телекомпаний и телеканалов. Подобные обозрения обращены как к телезрителям, так и к тележурналистам. Некоторые из них, как, например, еженедельные острокритические телеобозрения И. Петровской, публиковавшиеся в течение нескольких лет в газете «Известия», оказывали заметное влияние на формирование ряда телепрограмм и на журналистов, занятых их подготовкой.
Обзор СМИ — форма перехода к жанру обозрения. У него есть специфические особенности — назначения текста, методов отображения действительности и получения информации. Цель обозревателя, обращающегося к этому жанру публицистики, — дать читателю представление о целом комплексе фактов, событий и ситуаций, происходящих и возникающих в определенном регионе и в определенный временной период. В зависимости от назначения текста избирают различные его формы — информационное или аналитическое обозрение. Первое лишь сообщает о фактах и событиях, произошедших в границах обозреваемого региона. Автор аналитического обозрения не ограничивается сообщением информации, но анализирует ее и делает определенные выводы. Он пользуется специфическим методом отображения жизни — ее панорамированием, как бы обозревая с высоты открывающуюся ему панораму событий. Сообразуясь со своей задачей, он выделяет различные виды жанра, создавая общее обозрение или выделяя из панорамы отдельные ее стороны. Тогда в газете появляется политическое или международное обозрение, экономическое, коммерческое,
спортивное или военное. В зависимости от временного периода, к которому относится собранная информация, обозрение может быть недельным, месячным, квартальным и т.д. Для подготовки обозрения его автору — штатному или нештатному обозревателю — приходится пользоваться различными методами сбора информации. Менее всего — наблюдением, постоянно — изучением документов, официальных материалов, статистических данных. Автор встречается с политиками, экономистами, специалистами, руководителями администрации и другими чиновниками, стремится получить у них нужную ему информацию, интересуется их мнением. Эпистолярные жанры Еще более усложняются характеристики эпистолярных жанров публицистики (от греч. ер1$1о1а — послание). Они представляют собой разновидности письма внередакционного автора, читателя или текста, созданного журналистом в форме письма. Назначение писем в редакцию столь же многообразно, как и их форма, тематика, содержание и размеры. Их авторы — представители всех социальных групп и слоев — могут просто сообщать редакции интересную, по их мнению, информацию о фактах, событиях и людях, просить помощи и советов, критиковать недостатки и предлагать интересные темы, высказывать свое мнение о публикациях газеты и рассказывать о своей жизни... Для письма как жанра характерна универсальность — объект и предмет отображения жизни в нем не имеют ограничений. Его значение возрастает в связи с открытостью письма: после публикации оно становится открытым для всех читателей. Его личностность — отражение в нем личности автора, его характера, личного интереса, нередко доходящее до исповедальнос-ти, превращает его в человеческий документ в газете. Все это объясняет стремление многих выдающихся мыслителей — философов, писателей, ученых и государственных деятелей к использованию в своей деятельности этой жанровой формы. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курб-
ским, письма Чаадаева и Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина и Л. Толстого, послания Короленко Луначарскому с критикой советской власти и многие другие литературные и философские письма раскрывают широкие возможности использования этого жанра публицистики в самых разных областях общественной жизни. Письмо стало одной из важнейших жанровых форм и в творчестве многих выдающихся публицистов. Объясняется это несколькими причинами. Одна из них — возможность обращения журналиста к широкой аудитории в форме открытого письма из редакции. У такого письма имеется точный адрес, оно связано с конкретным фактом или ситуацией. Так, Л. Жуховицкий обратился однажды в своем открытом письме, напечатанном в «Комсомольской правде» под названием «Храбрая трусость», к старшеклассникам одной из московских школ, побоявшимся защитить своих одноклассниц от хулиганов. Оно получило массу откликов. Но открытое письмо может быть написано и внередакционным автором или даже группой авторов и обращено к конкретному лицу — государственному деятелю, руководителю предприятия или другой организации. Такие письма, обращенные к президенту или председателю российского правительства, — с призывами, просьбами или предложениями — нередко публикуют в газете «Известия» и некоторых других печатных изданиях.
Опытные публицисты нередко придают своим корреспон-денциям и статьям форму письма, стремясь усилить их воздействие на читателей. Так, Анатолий Аграновский опубликовал в «Известиях» свои «Письма из Казанского университета», где поставил острые проблемы подготовки молодых специалистов в высших учебных заведениях нашей страны, а Михаил Кольцов избрал форму письма для фельетона «Куриная слепота». Обращение к жанровой форме письма объясняется и ее специфической способностью мимикрировать — как бы натягивать одежду почти любого другого жанра. Многие письма читателей в редакции сообщают о фактах и после небольшой правки публикуются как обычные информационные заметки. Некоторые, авторы которых пытаются разобраться в описываемых ими ситуациях, печатают наряду с другими корреспон-денциями. Иногда развернутое письмо, автор которого ставит актуальную проблему, после редактирования помещают в газете как проблемную статью, а отклик читателя на новый кинофильм — как кинорецензию. Но всегда такой текст сохраняет личностность письма. Художественно-публицистические жанры Усложнение жанровых форм газетно-журнальной публицистики сопряжено с повышением роли понятия и анализа в тексте и с обращением к образным выразительным средствам. Большая группа художественно-публицистических жанров включает зарисовку и очерк, сатирические жанры -- фельетон, памфлет, пародию, сатирическую заметку, и завершается жанром эссе. Художественно-публицистическими их называют потому, что автор, обращающийся к этим жанрам, всегда остается публицистом, создающим строго документальные, фактографичные тексты. Но в то же время он пользуется для их создания некоторыми художественными методами отображения действительности, характерными для художественного, в частности литературного творчества. Зарисовка имеет немало общего с репортажем и очерком. Но у нее свое, особое назначение: запечатлеть момент встречи автора с кем-либо или чем-либо — с другим человеком, животным или природным явлением. Ее предмет отображения — участники встречи и ситуация, в которой они оказались. Заметим, что в зарисовке всегда показаны две стороны — сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.д. Методы этого отображения — описание, воспроизведение деталей и подробностей. Автор как бы воспроизводит картину, которая предстает перед ним в момент встречи. В отличие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, ситуация, в которой оказался автор, всегда ограничена — в про-
странстве и во времени. Но стилистика зарисовки сходна со стилистикой репортажа, ее характеризуют образные сравнения, яркие эпитеты, эмоциональность и динамичность, стремление запечатлеть, зарисовать внешний портрет того, с кем встретился автор. Все эти особенности зарисовки характерны для творчества таких мастеров этого жанра, как Василий Песков, напечатавший в течение ряда лет в «Комсомольской правде» под персональными рубриками «Отечество» и другими множество зарисовок, и Юрий Рост, опубликовавший под рубрикой «Альбом Юрия Роста» в еженедельнике «Московские новости» сотни зарисовок в сочетании с фотопортретами их героев. Нередко они писали и очерки. •Очерк — один из важнейших жанров публицистики. Важнейших — потому что требует от автора высокого профессионального мастерства. И потому, что очеркист всегда решает сложнейшие задачи, определяемые возможностями и особенностями этого жанра. Выбор очерка журналистом определяется назначением этого жанра — сообщение и показ всего, что окружает человека. Объект очерка — все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятельности и проблемы, которые встают перед ними, и т.д. Специфический предмет очерка — человек. Если репортаж мы можем назвать историей события, то очерк — это история человеческого характера. В центре очерка — его герой, человек или люди, составляющие коллектив. Автор очерка стремится создать портрет своего героя — внешний, рисуя основные черты его облика, и внутренний, психологический: фиксируя особенности его характера, объясняющие его действия, поступки, отношение к другим людям. Его интересуют самые разные стороны жизни своего героя: в частной жизни — дома, в семье, на отдыхе, в отношениях с друзьями, и в общественной жизни — на работе, в коллективе, где он трудится. Понятно, что рассказать об этом очеркист может, лишь опираясь на детали и подробности, которые он показывает, осмысляя их значение. Очерк — не анкета, воспроизводящая всю биографию человека. Автор представляет своего героя читателю, выбирая лишь самые важные этапы его жизни и самые характерные его поступки и строя на этом сюжет и композицию своего произведения. Но, как и в зарисовке, в очерке всегда присутствуют две стороны — главный герой, которому посвящен текст, и очеркист, осмысляющий его поступки и решения и помогающий читателю понять их значение. Иногда автор прямо обращается к читателю, делясь с ним своими впечатлениями от увиденного, и его мнение имеет не меньшее значение, чем высказывания самого героя. Свободный, образный стиль очерка имеет много общего со стилем репортажа и зарисовки, он помогает обеспечить эффект присутствия автора рядом с его героем, дает читателю возможность увидеть и услышать его. Журналист использует все доступные ему методы сбора информации для своего очерка. Он работает как репортер, наблюдая за своим героем, и как интервьюер, беседуя с его родными, друзьями и руководителями. Он выступает в роли обозревателя, анализируя и осмысляя проблемы, с которыми сталкивается его герой, и высказывая свое мнение о его решениях и действиях. Ему приходится изучать документы, связанные с жизнью героя, — его трудовую книжку, приказы с благодарностями и выговорами и т.п. Автор очерка выступает как публицист, не отходя от фактов и обеспечивая строгую документальность своего текста. Самое большее, что он может себе позволить, — предположить, как поступил бы его герой в той или иной ситуации, исходя из его характера. Вымысел очерку противопоказан. Но в то же время очеркист пользуется многими художественными средствами отображения жизни, рисуя ее картины, показывая своего героя в определенных ситуациях. Он решает сложную задачу — создания публицистического образа своего героя, подобно тому как писатель создает художественный образ литературного героя. Оба пользуются методом типизации, но если писатель прибегает при этом к фантазии, вымыслу, то очеркисту
приходится искать для этого реального живого и в чем-то типичного человека. Так создавал публицистические образы сельских механизаторов и хлебопашцев в своих очерках Юрий Черниченко, так работали братья Аграновские — Анатолий в «Известиях», Валерий — в «Комсомольской правде», публикуя очерки, которые читали миллионы людей. Подавляющее большинство газетных и журнальных текстов в этом жанре — адресные очерки, привязанные к реальным людям, местности и времени. Лишь изредка в газетах появляются безадресные очерки, находящиеся на грани рассказа. В зависимости от задачи, стоящей перед журналистом, он обращается к одному из видов газетного очерка. Широко распространен портретный очерк, в котором автор создает публицистический образ своего героя — представителя какой-либо социальной группы или профессии. Разновидностью такого очерка является политический портрет, в котором обычно представлены важнейшие этапы и эпизоды политической биографии героя - - президента, депутата парламента, губернатора или другого государственного или общественного деятеля, дается оценка важнейших сторон его деятельности. Политические портреты часто публикуют в период выборных кампаний. Иная задача стоит перед автором проблемного очерка. Он сосредоточивает свое внимание на проблеме, стоящей перед его героем, на методах ее решения и на ее общественном значении. Роль очеркиста в таком очерке возрастает, его мнение об исследуемой проблеме, выводы, которые он делает в итоге проведенного анализа, имеют важнейшее значение. Одной из традиций отечественной очеркистики является публикация путевых очерков. Известные произведения классиков русской литературы — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Путешествие в Арзрум» Пушкина, «Остров Сахалин» Чехова и другие были написаны в жанре путевого очерка. Его значение особенно возросло в последние годы в связи с усилением контактов России с другими странами. Обращаясь к этому виду очерка, автор стремится передать читателю свои впечатления о том, что видел и слышал, о тех, с кем встречался. Такой текст оказывается объединением ряда эпизодов, связанных с разными людьми и населенными пунктами. Героем путевого очерка становится не отдельный человек, а множество людей, иногда представляющих целую страну и ее народ, — автор создает их публицистический образ. В соответствии со сферой жизни, которую отображает очерк, в газете публикуют его тематические разновидности — производственный очерк и сельскохозяйственный, педагогический и спортивный, очерк нравов и др. Сатирические жанры У сатирических жанров публицистики, которые входят в ту же жанровую группу, своя специфика. Она определяется прежде всего их назначением, к ним обращаются в борьбе со злом, с тем плохим, что мешает жизни людей и общества. Объект фельетона — недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности, которые наносят вред другим. Задача фельетониста -- помочь устранить эти недостатки, высмеяв их носителей. Предмет фельетона - - конкретная локальная ситуация. Фельетон обычно имеет точный адрес, у него есть реальный антигерой — человек или коллектив, организация, действия которых получают общественное значение, приносят вред. Газеты обычно печатают такие адресные фельетоны, рассчитывая, что после их публикации будут приняты меры к устранению осмеянных недостатков. Реже на газетных страницах появляется безадресный фельетон. У него — свои достоинства. Он крупномасштабен, посвящен не одной локальной ситуации, а обобщает ряд сходных ситуаций, в которых действуют несколько личностей. Автор такого фельетона не называет их имен и фамилий, не указывает, где они конкретно проявили себя. Он выступает против отрицательного явления, наносящего вред обществу. Публикация начинает обретать признаки памфлета, сближается с художественной сатирой. Мастером таких безадресных фельето-
нов был Леонид Лиходеев, публиковавший свои произведения в «Литературной газете» и других печатных изданиях. Фельетонист использует все возможные средства сатиры — иронию и насмешку, сарказм, гротеск, гиперболу и др. Он прибегает к литературным реминисценциям, вводит в текст образы известных героев произведений Гоголя, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина и других сатириков. Смех убивает, поэтому фельетонисты стремятся высмеять лиц, ставших антигероями их прозведений. Однако фельетон часто вызывает у читателя не смех, а чувство горечи — от сознания несовершенства жизни и распространенности зла. Он не обязательно должен смешить, попытки начинающих фельетонистов во что бы то ни стало рассмешить читателя могут вызвать у него лишь раздражение. Если читатель фельетона смеется, то обычно это смех сквозь слезы. Как и очеркист, фельетонист решает задачу создания публицистического образа — на этот раз сатирического образа лица, которому посвящен его текст. Он также обязан обеспечивать документальность, строгую фактологичность того, о чем сообщает. Ему противопоказан вымысел, но он достаточно свободно пользуется домыслом. Следуя логике характера своего антигероя, он может представить в тексте фельетона домысленную сценку, показывающую порочность действий лица, которому посвящен фельетон. Например, избрать для фельетона форму дневника взяточника, рассказывающего, как и у кого он вымогал деньги. Факты, изложенные в этом дневнике, должны строго соответствовать действительности. Поэтому процесс сбора информации получает для фельетониста особое значение. Любой факт, который он собирается использовать, должен быть тщательно проверен и перепроверен. Опытный фельетонист даже стремится организовать личную встречу с будущим героем своего выступления, не раскрывая своих планов, в надежде получить дополнительную информацию и перепроверить собранные факты. Памфлет (от греч. ратт П11е§о — все испепеляю) — сатирический жанр, который появляется на страницах наших газет значительно реже фельетона. Его назначение — борьба с явлением, имеющим резко отрицательное значение для жизни общества, или с человеком, олицетворяющим это явление, — государственным деятелем, лидером политической партии или движения, проповедником ложных идей и т.п. Памфлет масштабнее фельетона, его герой представляет крупную социальную группу, целую систему, идейное течение. К этому жанру часто обращаются в периоды острой политической борьбы, кризисных ситуаций, предвыборных кампаний. Автор памфлета нацелен на уничтожение своего героя, на его разоблачение и развенчание. Эта цель определяет стилистику памфлета, использование автором самых эффективных сатирических средств— гротеска, гиперболы, пародирования, иронии, насмешки, уничижительного сравнения и других, позволяющих выявить истинную суть и значение деятельности антигероя, сорвать с него маску, которой он прикрывается. В истории отечественной журналистики сохранились многие памфлеты Д. Писарева, А. Горького и других писателей и публицистов. Некоторые из них сохранили до наших дней свою актуальность и боевитость. Например, памфлет М. Кольцова «Иван Вадимович — человек на уровне», написанный в начале 30-х годов прошлого века, но как будто посвященный разоблачению одного из отрицательных типов наших современников — тупого чиновника, приспособленца и карьериста. К сатирическим жанрам примыкают и некоторые формы литературно-художественных публикаций - - пародия и эпиграмма. Их сближает назначение, цель публикации — осмеяние недостатков. Автор пародии стремится раскрыть недостатки поведения человека или его произведения — стихотворения, рассказа, газетной статьи, устного выступления, показать необоснованность его политических или творческих претензий. Для этого он как бы передразнивает героя пародии, как бы копирует его выступление, гиперболизируя и акцентируя его недостатки, обращая на них внимание читателя. Цепочку жанров газетно-журнальной публицистики завершает эссе. Это полифонический жанр, сочетающий признаки
многих других жанровых форм. Его назначение — осмысление всего, что привлекает внимание автора: новых общественных явлений и процессов, возникновения актуальных проблем, значения ярких фактов и развития ситуаций в различных областях жизни общества и государства. Эссеист выступает как аналитик и обозреватель, как интервьюер и репортер, очеркист и сатирик. В его произведении органично сочетаются элементы корреспонденции и зарисовки, интервью и репортажа, но прежде всего — статьи и обозрения. Для эссе характерна масштабность, требующая значительного объема текста. Его автор часто излагает результаты своих наблюдений и их анализа в форме свободного потока мыслей. Нередко это приводит к своеобразной мозаичности эссе, представляющего собой объединение нескольких частей-главок, разделяемых звездочками или подзаголовками и скрепляемых главной мыслью, развиваемой в тексте. Особое значение получает концовка, где автор формулирует свои выводы и предложения. Этот сложный жанр публицистики, требующий высокого профессионального мастерства, издавна привлекал внимание многих мастеров печатного слова. От Чаадаева, Пушкина и Герцена до Сахарова и Лихачева многие писатели, деятели искусства, крупные политики, именитые журналисты, стремясь выразить на газетной или журнальной полосе свои мысли и мнения, создавали эссе. История отечественной эссеистики сохранила лучшие традиции использования этого жанра публицистики. Система жанров газетно-журнальной публицистики продолжает развиваться и обогащаться. Возникают новые жанры, некоторые старые жанровые формы отодвигаются на второй план, уходят в тень. Прежние разновидности интервью — диалог и беседа, развившись, стали самостоятельными жанрами. У каждого жанра публицистики — своя жизнь. Но они не умирают, лишь по разным причинам могут уйти в жанровый запасник, арсенал, дожидаясь времени, когда средства массовой инфор- мации снова почувствуют потребность в них. Так произошло, например, с фельетоном и памфлетом, которые в последние годы исчезли со страниц большинства печатных изданий. Для многих газетных публикаций характерна размытость жанровых границ. Подчас трудно определить, к какому жанру публицистики относится текст, получаемый секретариатом редакции. Нередко в нем сочетаются признаки корреспонденции и репортажа или отчета и проблемной статьи. В творчестве начинающих журналистов — это недостаток, от них требуют точного выполнения задания, связанного с подготовкой текста в определенном жанре. У опытного газетчика сочетание в тексте черт нескольких жанровых форм может оказаться достоинством - - это расширяет его возможности отображения жизни. С опытом приходит мастерство использования в одном тексте особенностей разных жанров публицистики. Разумеется, в изданиях разного типа -- разные жанровые системы. В массовой общественно-политической газете используют все жанры публицистики. Однако в деловом издании некоторые из них отсутствуют. Здесь не встретишь зарисовки или очерка, да и репортаж или рецензия, как правило, не выходят на газетные страницы, не говоря уж о сатирических жанрах. Однако без статьи и корреспонденции, так же как без экономического обозрения, отчета о деловой встрече, интервью с руководителем компании или фирмы и оперативной экономической информации в жанрах заметки и оперативного сообщения такое издание существовать не может. А в детской газете публицистика вообще редкий гость — в ней иногда печатают лишь краткие заметки. Здесь важнейшее значение получают тексты других типов публикаций. В каждом издании есть жанры обязательные и желательные. Общественно-политическую газету невозможно представить себе без оперативной информации в форме заметок и кратких сообщений, репортажей и интервью, без аналитических и проблемных текстов в жанрах корреспонденции и статьи — в каждом номере. Но обеспечить публикацию в каждом номере очерка и обозрения, рецензии или эссе большинство редакций, осо- бенно небольших изданий, не в состоянии. Приходится готовить их публикацию по плану с определенной периодичностью, в соответствии с моделью издания. Зато в комплекте такой газеты — месячном или квартальном должна быть представлена вся система жанров публицистики. На нее влияет и периодичность выхода издания, а также его объем. В номере еженедельной шестнадцатиполосной «Литературной газеты» представлено большинство жанров публицистики, в четырехполосном номере ежедневной «Московской правды» используют много меньше различных жанровых форм. Своя специфика жанровой системы в журналах. В зависимости от их типа публицистика играет здесь разную роль. В общественно-политическом журнале — «Огонек» или «Свободная мысль» — она является важнейшим типом публикаций, представленным в разных жанрах. В сатирических журналах печатают только тексты во всех жанрах сатиры. А в научных журналах жанровая система резко сужается: здесь мы найдем лишь статьи, обозрения, реже — интервью и отчеты, а также подборки заметок. У системы жанров публицистики, используемых в российской прессе, есть национальные особенности. Они сформировались под сильнейшим влиянием традиций русской журналистики. Некоторые из привычных нам жанров публицистики мы не встретим в газетах и журналах, выходящих в других странах, на других языках. Не увидим мы там, например, очерков или проблемных репортажей, не обнаружим диалогов. Но в немецкой, английской или французской прессе используют некоторые другие жанровые формы, не характерные для нашей, отечественной журналистики.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.05 с.) |