Система текстовых публикаций номера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система текстовых публикаций номера



Публикации номера периодического издания образуют сис­тему, все элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они различаются по их основным признакам — основа­ниям. Одно из таких оснований — источник информации, мес­то, где она подготовлена. В зависимости от этого вся информа­ция, включаемая в номер, делится на две части. Большая ее часть создается в самой редакции, ее журналистами. Это ре­дакционная журналистская информация. Другая часть — вне-редакционная информация — создается государственными и общественными органами и организациями, информационны­ми агентствами, а также внередакционными авторами — не­штатными журналистами, авторами писем в редакцию и др.


Она также подвергается в редакции обработке, превращаясь в журналистскую информацию.

Публикации, входящие в номер, различаются и по другому основанию — средству отображения действительности. В газете, еженедельнике, журнале — это напечатанное слово — вербаль­ная информация и иллюстрации — визуальная информация. В зависимости от этого все публикации здесь разделяются на текстовые и иллюстрационные.

Третье основание деления публикаций номера — метод ото­бражения действительности. В зависимости от.назначения его произведения журналист пользуется различными методами. Чаще всего — публицистическим методом, создавая заметку, репор­таж, статью или тексты в других жанрах газетно-журнальной пуб­лицистики. Но если ему нужно написать фельетон или сатири­ческую заметку, он обращается к сатирическому методу отобра­жения действительности. При необходимости он может обратиться и к художественному методу, написав, если у него есть соответ­ствующий талант, стихотворение в номер или рассказ.

Но, пожалуй, важнейшее -- четвертое -- основание деле­ния публикаций в номере — их назначение, функция. Это прежде всего определяет место и роль публикации в номере периоди­ческого издания.

Можно ввести и другие признаки публикаций, определяю­щие основу структуры номера, например, «географию» мате­риалов или состав авторов и др. Но решающую роль играют вышеуказанные четыре признака.

По их назначению все вербальные — текстовые публика­ции в номере печатного периодического издания четко разде­ляются на восемь групп, или типов. Это публицистические материалы, документальные и официальные публикации, статистические данные, научные и технические материалы, литературно-художественные публикации, справочные, развле­кательные и, наконец, реклама и частные объявления. Выбор публикации того или иного типа для конкретного номера и занимаемое ею место обусловлены задачами, которые ставит перед собой редакция.

 

 

В массовой общественно-политической газете важнейшую роль играют публицистические материалы. Мы имеем в виду публицистику в широком смысле слова, т.е. все журналистские произведения — от заметок и репортажей до статей, очерков и эссе, в которых освещаются факты и события, имеющие зна­чение для жизни людей, поднимаются актуальные вопросы и проблемы политики, экономики и других важнейших обще­ственных сфер. Все эти материалы образуют подсистему жан­ров газетно-журнальной публицистики. Они представляют ос­новное содержание большинства газет — как их комплектов, так и каждого отдельного номера. Эти тексты дают читателю ту разнообразную и непрерывно меняющуюся панораму событий в мире или в определенном регионе, которую он ожидает уви­деть в газете.

Информация, содержащаяся в публицистических материа­лах, подкрепляется сообщениями, которые несут публикации других типов. Важное место среди них занимают документаль­ные и официальные материалы.

Тексты законопроектов, представленных в Думу РФ, и но­вых законов, принятых ею и утвержденных президентом, его указов, межгосударственных договоров и соглашений, реше­ний местных — областных или муниципальных — властей, об­ращений руководства политических партий и движений к из­бирателям, сообщений центрального или местных избиркомов о результатах выборов депутатов в Государственную или реги­ональные думы и другие официальные документы иногда занимают в газетах и журналах значительное место — в зависи­мости от типа и уровня издания, где они появляются. В «Рос­сийской газете», обладающей правом первоочередной публи­кации текстов новых законов, которые лишь после этого всту­пают в силу, такие публикации играют важнейшую роль, наряду с публицистикой. А в местных — региональных, городских — газетах они появляются реже, иногда лишь в сокращенном, сжатом виде под рубрикой «Официальный отдел». Все эти ма­териалы создаются вне редакции, их обычно получают по офи­циальным каналам — посредством ИТАР-ТАСС, в пресс-служ-


бах государственных органов, мэрий, политических партий либо на пресс-конференциях или брифингах, которые проводят по­добные службы. В редакции их лишь готовят к публикации — полностью или с сокращениями.

Другую группу подобных текстов составляют направляемые в редакции развернутые сообщения руководителей различных коммерческих и финансовых обществ и других организаций о результатах собраний акционеров, о планах и программах бу­дущей деятельности и т.п. Такие документы иногда занимают в «Известиях» и других газетах, распространяемых в разных ре­гионах, целые полосы.

Третья группа документальных публикаций — частные до­кументы. Это воспроизведение удостоверений, паспортов, сви­детельств о рождении или смерти какого-либо лица и т.п. — полностью или фрагментами. Обычно их объединяют с текста­ми корреспонденции, интервью и других публикаций, связан­ных с определенными лицами, или сопровождают разверну­тыми текстовками.

Иногда официальные или документальные публикации иг­рают в газете роль источника информации для остальных мате­риалов номера. Нередко это зримо видно на его страницах: после официального текста помещают подборку корреспонденции или интервью, конкретизирующих на местном материале важней­шие положения официального сообщения.

Официальные материалы часто дополняются статистичес­кими данными. Почти всегда их готовят вне редакций — в ста­тистических органах и других государственных и негосударствен­ных структурах в форме отдельных текстов — цифровых таб­лиц, сопровождаемых минимальным комментарием. В редакциях их обрабатывают и готовят к публикации: проверяют, не вкра­лась ли в них ошибка, иногда таблицу перестраивают, помогая читателю понять значение приведенных в ней цифр.

Цифра в такой таблице является статистическим фактом — специфическим отражением факта реальной действительнос­ти. Чаще всего она представляет собой результаты анализа со­вокупности нескольких эмпирических, реальных фактов, обоб-

 

 

щенных с помощью некоторых специальных приемов исследо­вания. Поэтому статистические данные помогают читателю га­зеты или журнала получить представление не только о резуль­татах спортивных состязаний — олимпиад, футбольных встреч или шахматных матчей, но и о ситуациях,*возникающих в раз­личных областях политики, экономики и культуры, о разви­тии важнейших отраслей промышленности и сельского хозяй­ства всей страны или ее региона. Успехи или неудачи государ­ственной, экономической, финансовой деятельности можно описать и проанализировать в статье или другом публицисти­ческом тексте, но можно сжато представить ее результаты в статистической таблице.

Этим объясняется внимание многих газетных и журналь­ных редакций к публикации статистических данных. Прежде всего это относится к деловым изданиям, предназначенным для бизнесменов, предпринимателей, менеджеров государствен­ных и коммерческих предприятий и фирм. Читатели таких газет и журналов внимательно изучают публикуемые здесь таблицы и сводки. Но и массовые общественно-политические издания нередко печатают статистические данные, особенно на тема­тических страницах, посвященных экономике. В каждом номе­ре еженедельника «Аргументы и факты» читатели находят мно­жество больших и малых таблиц, данные которых помогают им решать проблемы, связанные с их повседневной жизнью. А читатели спортивной газеты ищут в ней цифры, показываю­щие результаты футбольных или хоккейных матчей.

Статистика активно вторгается в сферу политики. «Незави­симая газета» и многие другие периодические издания часто публикуют рейтинги — цифровую информацию, позволяющую сравнивать популярность и авторитет государственных деяте­лей, политиков, лиц, известных в мире искусства, литературы. Такую информацию им поставляют ВЦИОМ и другие органи­зации, специализирующиеся на проведении социологических исследований в разных регионах нашей страны.

Однако вся эта информация может принести пользу лишь при соблюдении нескольких условий. Во-первых, ее не должно


 

быть слишком много: восприятие цифровых данных читателем имеет определенные границы. Преступить их — значит снизить способность человека к осмыслению прочитанных цифр. И во-вторых, статистические, цифровые данные, подаваемые на га­зетные страницы, должны быть предварительно обработаны журналистом — не только перепроверены, но и сконцентри­рованы на тех направлениях, которые представляют интерес для читателей. Наибольший эффект публикация статистичес­ких данных даст при их объединении с публицистическим ком­ментарием журналиста.

С убыстрением процесса глобализации в мире повышается и роль науки и техники. Наука превратилась в мощную произ­водительную силу. Это объясняет повышение внимания читате­лей газет и журналов к проблемам науки. Подготовка научных и технических публикаций становится важным направлением деятельности многих редакций. В крупнейших общенациональ­ных газетах печатают статьи и очерки, посвященные достиже­ниям мировой и отечественной науки, интервью с известны­ми учеными. В «Известиях», «Литературной газете», еженедель­нике «Московские новости» все чаще появляются полосы под рубрикой «Наука».

Научные материалы стали важнейшим типом публикаций в специальных научных журналах — вестниках Российской Ака­демии наук, изданиях Медицинской и других отечественных академий, Московского и других университетов России. А в региональных изданиях — городских и районных газетах регу­лярно печатают советы садоводам и огородникам, консульта­ции местных медицинских работников. Еще чаще здесь появля­ются технические материалы, связанные со строительством новых домов, реконструкцией квартир, использованием но­вой бытовой и сельскохозяйственной техники.

Представители различных технических специальностей — строители, инженеры, конструкторы и др. — находят публика­ции, связанные с их работой, в различных специальных жур­налах и бюллетенях. Их подготовка и выпуск, понятно, требу­ют соответствующей специализации журналистов, выпускаю-

 

щих такие издания. Возможно, даже соответствующего техни­ческого образования.

Роль научных и технических материалов в газете будет со временем возрастать — с ростом образовательного и культур­ного уровня читателей.

Литературно-художественные публикации в последние годы стали редко выходить на газетные полосы. Это объясняется мно­гими причинами, главная из которых — ослабление интереса значительной части нашего общества к художественной лите­ратуре. Писатели и поэты перестали быть «инженерами челове­ческих душ». Все это приводит к ослаблению влияния периоди­ческих изданий на читательскую аудиторию. Уже потому, что подобные материалы играют двойную роль: представляя собой отклик на актуальные события в специфической — художе­ственной форме, они не только дают читателям информацию, но и выполняют функцию эстетического воспитания. Рассказ и глава из романа, повесть с продолжением в нескольких но­мерах, стихотворение и отрывок из поэмы — все эти материа­лы, занимая ум читателей, одновременно воспитывают их ху­дожественный вкус, учат видеть жизнь в образах, поэтому к ним предъявляют повышенные требования. Они должны быть актуальны, написаны на злобу дня и в то же время привлекать читателей своей совершенной художественной формой.

Литературно-художественные материалы могут быть созданы в редакции: журналисты публикуют написанные ими рассказы и повести не только в своих газетах, но и в чужих изданиях. И не случайно известные отечественные мастера художественного сло­ва — К. Паустовский, А. Гайдар, А. Аверченко и др. — приходили в литературу через журналистику. И все же большую часть этих публикаций составляют произведения внередакционных авторов. Они могут быть созданы по заказу редакции: так В. Маяковский писал сатирические стихи для «Известий» и «Комсомольской правды», а Е. Евтушенко и А. Вознесенский, продолжая эти тра­диции, печатают поэмы в «Литературной газете» и «Известиях».

Один из популярных видов литературно-художественных материалов — мемуары известных лиц — писателей, ученых,


политиков, — отрывки из которых с продолжением печатают не только в журналах, но и в газетах.

В детской прессе литературно-художественные материалы становятся одним из важнейших типов публикаций: ни один журнал или газета для детей не обойдется без рассказов для малышей и сказок в стихах или прозе. Как и периодические издания для интеллигенции — «Культура» или та же «Литера­турная газета», в каждом номере которой одна из страниц пре­доставляется для публикации новых стихотворений, рассказов или отрывков из повестей русских и зарубежных писателей. И здесь особенности читательской аудитории определяют от­бор материалов: в течение нескольких месяцев 2001 г. «Извес­тия», стремясь расширить свою аудиторию, печатали детек­тивную повесть, рассчитанную на вкусы массового читателя. Старые добрые традиции публикации литературно-художествен­ных материалов продолжают поддерживать и во многих неболь­ших городских и районных газетах. Здесь нередко можно встре­тить «литературные страницы», материалы которых — стихи и рассказы подготовлены местными авторами — членами лите­ратурных студий и объединений, работающих при редакциях.

Обязательным элементом системы публикаций разных ти­пов в подавляющем большинстве газет являются справочные материалы. Обычно они печатаются в конце последней страни­цы номера, но нередко их помещают и на других страницах. А самые важные для читателя, например сообщение о соотно­шении курсов рубля, доллара и евро, могут вынести и на пер­вую страницу. В каждом издании — в соответствии с особен­ностями его целевой аудитории — устанавливается свой набор справочных материалов: телевизионные и радиопрограммы на очередную неделю или на каждый день, репертуар местных театров и кинотеатров, сводки погоды, расписание авиарей­сов, железнодорожных и автобусных маршрутов и т.д. Значи­тельную часть справочных публикаций составляет так называ­емая превентивная информация — сообщения о собраниях, конференциях, встречах, спортивных соревнованиях, фести­валях и тому подобных мероприятиях, которые должны будут

 

 

проведены в ближайшее или более отдаленное время. К спра­вочным материалам относится и информация, связанная с час­тной жизнью граждан, — о вступлении в брак, юбилеях и даже некрологи — заключенные в траурные рамки краткие сообще­ния о смерти.

К ним примыкают небольшие тексты, сопровождающие кор­респонденцию или статью и публикуемые часто под заголовком «Справка». Обычно они содержат сжатую дополнительную ин­формацию о биографии лица, упомянутого в основном тексте, или о результатах деятельности его предприятия или фирмы.

Объем справочных разделов газеты обычно постоянен, что облегчает их включение в структуру очередных номеров. Одна­ко он возрастает в номерах выходного дня, выходящих в пят­ницу или субботу, — нобходимо помочь читателям организо­вать их отдых. Так, в пятничном номере «Известий» справоч­ные материалы обычно полностью занимают одну из последних страниц. А в информационно-справочных изданиях они стано­вятся важнейшим типом публикаций и заполняют почти весь объем газеты или журнала.

Острая конкуренция на рынке периодических изданий при­вела к возрастанию значения развлекательных (рекреационных) публикаций в газетах и журналах. Кроссворды и сканворды, шах­матные и шашечные этюды, «загадочные картинки», подбор­ки исторических анекдотов и остроумных изречений и тому подобные материалы пользуются популярностью у читателей. Они заполняют подчас целые полосы не только в еженедель­нике «Аргументы и факты», но и во многих региональных из­даниях. Они также играют двойную роль: с одной стороны, дают читателям возможность развлечься, отдохнуть после тру­дового дня, с другой — расширяют их кругозор, знакомя с новыми понятиями и терминами, развивая смекалку и трени­руя память. От публикации развлекательных материалов теперь не отказываются и качественные общественно-политические и даже некоторые деловые издания. Разумеется, они связыва­ют такие публикации с интересами своих читателей: кроссворд и сканворд в деловой газете можно построить на терминах и


понятиях, связанных с экономикой, и среди бизнесменов не­мало любителей шахмат.

Количество развлекательных материалов в газете зависит не только от ее типа, но и от периодичности выхода издания: в номере рабочего дня их, понятно, меньше, чем в номере выходного дня. А в специальных рекреативных изданиях — га­зетах, еженедельниках и журналах — они занимают почти все страницы номера.

Отдельный и весьма важный тип публикаций в газете со­ставляют рекламные материалы. Их значение для редакции обус­ловлено не только тем, что они предоставляют читателям рек­ламную информацию, но и тем, что публикация рекламных объявлений является для подавляющего большинства газетных и журнальных редакций важнейшим источником доходов и обеспечения их экономической, финансовой базы. В чисто рек­ламных изданиях эти публикации покрывают почти всю пло­щадь каждого номера, однако в обычных массовых газетах и журналах реклама в соответствии с Законом о средствах мас­совой информации может занимать не более 40% площади номера. Для эффективного использования рекламных публика­ций редакции приходится решать задачи, связанные с опреде­лением характера рекламных объявлений, выходящих на га­зетные страницы, их размещением — на специальных реклам­ных полосах или во всем номере, и др.

Рекламные материалы газеты дополняются частными объяв­лениями. Часть из них представляет собой так называемую строч­ную рекламу, имеющую экономический характер. Авторы та­ких объявлений предлагают в одной-двух строках свои товары или услуги и сообщают свои адреса и телефоны. Однако значи­тельную часть строчных публикаций составляют объявления, связанные с частной жизнью граждан — их интересами, заня­тиями, здоровьем и т.п. Если в крупных общефедеральных и региональных изданиях обычно печатают немного таких объяв­лений, то в местных — районных и городских газетах частные объявления нередко занимают целые полосы. А в столичной газете «Из рук в руки» и подобных ей специализированных на

 

 

3. Какие текстовые публикации составляют основу материалов
массовой общественно-политической газеты?

4. Определите особенности системы публикаций деловой газеты.

5. Какую роль в газете играют документальные и официальные
материалы?

6. Как в газете используют статистические данные?

7. Каковы особенности литературно-художественных материа­
лов, публикуемых в газете?

8. Какие справочные материалы предлагают читателям наши га­
зеты?

9. Каковы цели публикации развлекательных материалов в газете?

 

10. Какое место в газете занимают рекламные материалы и част­
ные объявления?

11. Определите особенности системы публикаций в журнале.

 

Глава 13

Жанровая система номера

ЦЕЛИ Познакомившись с материалами этой главы, вы

узнаете:

- почему журналист выбирает для своих выступлений в га­зете или журнале определенный жанр публикации;

—что такое жанры газетно-журнальной публицистики и ка­
ковы их признаки и особенности;

—что входит в систему жанров газетно-журнальной публи­
цистики;

—как эти жанры используют в номере газеты и в ее комп­
лекте

Особенности жанров газетно-журнальной публицистики

Текстовые публикации в газете различаются своим содер­жанием и своей формой. Один из важнейших элементов фор­мы публикации — ее жанр. Под жанром журналистского про-


 

изведения понимают устойчивые особенности его содержатель­но-тематических характеристик, типа отображаемой действи­тельности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его осо­бенностями и возможностями.

Жанры существуют не только в журналистике. К таким же устойчивым содержательным формам произведений обраща­ются и в других областях творческой деятельности. Известны литературные жанры: в прозе — это рассказ, новелла, повесть, роман, в поэзии — стихотворение, поэма, ода и др. Компози­торы избирают для своих произведений музыкальные жанры — сонату, симфонию, концерт, оперу и др. И ученые используют устоявшиеся во времени жанры научных произведений — ста­тью, доклад, диссертацию и др. Выбор определенного жанра помогает автору произведения в процессе сбора материала, его обработки, достижения намеченной цели.

В каждой области творчества жанры имеют свою специфи­ку. Это относится и к журналистским произведениям — к пуб­ликациям всех известных нам типов в печатных периодических-изданиях. И прежде всего к жанрам газетно-журнальной пуб­лицистики.

Появление того или иного жанра, его развитие объясняет­ся прежде всего потребностью в нем. Как и рождение первых газет и журналов объясняется возникновением и усилением информационных запросов представителей определенных со­циальных групп, формировавшихся в наиболее развитых евро­пейских странах. Не следует думать, что известные нам сейчас жанры публицистики были когда-то выдуманы, разработаны кем-то из журналистов, пытавшихся осмыслить процесс своей деятельности. В действительности каждый из жанров публици­стики возникал в результате реакции на рождение информа­ционных запросов читателей печатных периодических изданий. Спрос на журналистскую информацию рождал предложение журналистских текстов, отличавшихся определенными особен­ностями. С возникновением международного рынка купцы,

 

торговцы и предприниматели испытывали потребность в ин­формации о производстве различных товаров и их ценах в раз­ных странах и городах, о прибытии в порты кораблей с замор­скими товарами, о столкновениях между армиями различных государств, о смене правителей и т.п. Издатели газет удовлет­воряли эту потребность, публикуя в них сжатые сообщения о важнейших политических и экономических событиях, проис­ходивших в тех странах, где они находились. Так возник жанр, который позже был назван заметкой. Когда во время столкно­вений протестантов и католиков в Европе, с усилением бур­жуазии, стремившейся к политической власти, у нее возникла потребность в идеологическом оружии, это быстро привело к появлению текстов, распространявшихся в форме листовок и плакатов, а затем и газетных публикаций, позже названных памфлетами. Так рождались и формировались и другие жанры публицистики.

Этот процесс продолжается и в наше время, приводя к воз­никновению новых жанровых форм.

Чем же обусловлено использование жанров публицистики в печатных периодических изданиях? Что влияет на выбор жур­налистом того или иного жанра в газете или журнале? Жанро­вая система публикаций в газете формируется под воздействи­ем ряда факторов — объективных и субъективных. К первым относятся тип и уровень издания, особенности его читатель­ской аудитории, периодичность выхода номеров и состав твор­ческого коллектива. Ко вторым — профессиональный уровень журналиста, его творческие интересы, повод для работы над текстом — редакционное задание или самостоятельный выбор объекта исследования. И в частности — понимание роли каж­дого жанра и его специфики.

Профессиональный журналист обязан владеть подавляющим большинством жанров публицистики — за исключением неко­торых, для обращения к которым требуется особый творчес­кий дар. Например, для того чтобы написать настоящий фель­етон или памфлет, журналисту нужен сатирический талант, — не каждый может назвать себя сатириком. Однако на практике


большинство журналистов ограничивает себя обращением к нескольким самым популярным жанрам публицистики, а не­которые даже специализируются на использовании какого-либо одного-двух жанров. Заметим, что некоторые должности твор­ческих работников редакции предполагают использование ими определенной ограниченной жанровой «палитры». Так, газет­ный обозреватель обычно публикует обозрения, статьи и ком­ментарии, а репортер выступает как автор оперативных заме­ток, репортажей, отчетов и интервью, -- статей и обозрений он не пишет. В крупной редакции могут работать и «узкие спе­циалисты», выступающие лишь в одном жанре, — фельетонис­ты, интервьюеры или даже рецензенты. В течение нескольких десятков лет в отделе информации редакции газеты «Москов­ская правда» работал Лев Колодный, публиковавший только репортажи, посвященные лишь одной теме — о Москве и о

москвичах.

Выбор той или иной жанровой формы диктуется не только требованиями редакционного плана и творческими интересами журналиста, но и ее особенностями, ее признаками. К ним от­носятся: назначение жанра, объект, предмет и методы отобра­жения, выразительные средства, стилистика текста и роль автора.

Важнейшее значение имеет, конечно, назначение, функ­ция жанра. Назначение заметки — сообщение новости, опера­тивной информации. Назначение репортажа — рассказ о со­бытии его очевидца или участника. Выбор корреспонденции определяется ее назначением -- формы анализа конкретной ситуации. Когда автор ставит перед собой задачу создания пуб­лицистического образа человека, он обращается к очерку. Когда ему нужно выступить против социального зла, раскрыть отри­цательные черты характера человека, он избирает жанр фель­етона. Журналист знает или интуитивно постигает целевое на­значение различных жанров и обращается к ним в соответ­ствии с задачей, которую решает. Ошибочный выбор жанра его выступления в газете может помешать ему успешно вы­полнить полученное задание. Он не сможет, например, пере­дать свое впечатление от встречи с интересным человеком в

 

 

корреспонденции, ему придется для этого написать зарисовку или даже очерк.

У каждого жанра публицистики -- свой объект отображе­ния. Это та область реальной действительности, которую ис­следует автор текста. Газетный репортер может написать ре­портаж обо всем, что он увидел, что происходило на его гла­зах — о героическом поступке и о природном катаклизме, тематика его выступлений не ограничена — в соответствии с теми событиями, свидетелем которых он являлся. Обозреватель раскрывает в своем обозрении панораму событий, происхо­дивших в течение определенного периода в определенной об­ласти жизни — политике или экономике. Объект отображения в произведениях рецензента — литературная жизнь или то, что происходит в другой области искусства.

Однако при обращении журналиста к определенному жан­ру объект отображения конкретизируется в предмете отобра­жения. Информационная заметка посвящена конкретному факту. Автор репортажа сосредоточивает свое внимание на показе события, его развития. В статье раскрывается определенная идея или анализируется актуальная проблема. Интервьюера интере­сует мнение человека, у которого он берет интервью, о собы­тии или ситуации. А очеркист стремится раскрыть характер сво­его героя, важнейшие черты его психологии, объясняющие его действия в конкретной жизненной обстановке.

Жанры различаются и особенностями своей стилистики. За­метка пишется предельно сжато и просто, в ней нет ничего лишнего. Иной стиль у репортажа — его автор использует яр­кие эпитеты, красочные сравнения, детали и подробности, его рассказ динамичен и эмоционален. Для стиля статьи харак­терны деловитость, насыщенность размышлениями, опора на факты. Разворачивая свою мысль, автор стремится убедить чи­тателя в своей правоте, приводя аргументы, подтверждающие его выводы. Приступая к написанию очерка, журналист обра­щает внимание на образность своего языка и стиля, его текст во многом сближается с художественным произведением, от­личаясь от него, однако, в главном — он строго документален,


в нем нет места вымыслу. А для фельетона характерно активное использование сатирических средств — иронии и насмешки, гиперболы, сарказма и гротеска.

Без учета важнейших особенностей стилистики различных жанров публицистики трудно создать журналистский текст. Конечно, и в статье можно использовать ироничное сравне­ние или гиперболу и даже в заметке вспомнить об известном литературном образе, но для этих жанров подобная стилисти­ка нехарактерна. А вот без опоры на детали и подробности того, о чем рассказывает репортер, ему не удастся обеспечить эф­фект присутствия читателя на месте события и создать настоя­щий репортаж.

Еще более важна роль различных выразительных средств при обращении к тому или иному жанру публицистики. В ее текстах используют факты, понятия и образы. Их можно уподобить кир­пичам, из которых возводят здания. В публицистике это журна­листский факт, представляющий собой отражение реального факта. Понятие — результат осмысления факта, воплощающий­ся в определенную мысль, идею, рассуждение и т.п. Образ в публицистике -- сжатое отображение какого-либо реального объекта: предмета, человека, ситуации, позволяющее быстро получить представление о его важнейших чертах и особеннос­тях. Эти выразительные средства используются в разных жан­рах в различных сочетаниях. Публицистика фактологична, факты составляют основу всех ее жанров. Специфика жанра, избран­ного автором, определяется прежде всего его назначением и использованием различных выразительных средств.

Жанры новостной информации

В современной газетно-журнальной публицистике исполь­зуют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от прос­тейших жанров к более сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них — жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж.

 

 

В основе заметки и ее разновидности — оперативного сообще­ния лежит опорный факт. Различаясь лишь объемом — от не­скольких строк до двух-трех десятков строк, они только сооб­щают — что, где и когда произошло. Роль автора заметки огра­ничивается сообщением информации и обозначается лишь иногда его подписью.

Автор отчета не ограничивается ответами на эти вопросы, он сообщает о существенных подробностях события, которое описывает. Объем текста возрастает, как и роль автора, который может, если посчитает это нужным, сопровождать сообщение своим комментарием и оценкой. У отчета особый предмет ото­бражения — событие, развертывающееся во времени. Оно имеет специфическую форму, его можно слышать, — тогда публикуют отчеты о конференции, собрании, встрече политиков, судебном заседании и т.п. Иногда за событием можно наблюдать — и в газете появляется отчет о спортивном матче или митинге.

Назначение репортажа усложняется. Репортер стремится по­казать читателю картину события на всех этапах его развития — от начала до завершения. Более того, его задача — добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события, который как бы сам мог наблюдать за происходящим. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте собы­тия. Он ведет репортаж, становясь подчас не только свидете­лем, но и участником события и даже иногда его инициатором. Опыт М.Кольцова, А.Гудимова, А.Рубинова и других извест­ных отечественных публицистов показывает широкие возмож­ности использования этого жанра в газете и журнале.

Диалогические жанры

Интервью, диалог и беседа (полилог) образуют следующую группу — диалогических жанров публицистики. У них общее назначение и специфический предмет отображения — с помо­щью этих жанров журналисты сообщают не только о событи­ях, но и о мнениях людей об этих событиях. А различаются они количеством участников, их ролью и методами получения ин-


формации. Если в интервью участвуют два собеседника — ин­тервьюер и интервьюируемый, а в диалоге их количество воз­растает до трех — журналист-ведущий и два участника диалога, то в беседе их еще больше — ведущий и несколько участников. И если в интервью — устном или письменном — главную роль играет интервьюируемый, у которого интервьюер получает ин­тересующую его информацию, то в диалоге оба его участника играют одинаково важную роль, обмениваясь информацией и своими мнениями о ней, журналист же фиксирует ее. Участни­ки беседы, которую ведет журналист, вместе с ним — на рав­ных — обсуждают актуальную для них проблему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.051 с.)