Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система текстовых публикаций номера
Публикации номера периодического издания образуют систему, все элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они различаются по их основным признакам — основаниям. Одно из таких оснований — источник информации, место, где она подготовлена. В зависимости от этого вся информация, включаемая в номер, делится на две части. Большая ее часть создается в самой редакции, ее журналистами. Это редакционная журналистская информация. Другая часть — вне-редакционная информация — создается государственными и общественными органами и организациями, информационными агентствами, а также внередакционными авторами — нештатными журналистами, авторами писем в редакцию и др. Она также подвергается в редакции обработке, превращаясь в журналистскую информацию. Публикации, входящие в номер, различаются и по другому основанию — средству отображения действительности. В газете, еженедельнике, журнале — это напечатанное слово — вербальная информация и иллюстрации — визуальная информация. В зависимости от этого все публикации здесь разделяются на текстовые и иллюстрационные. Третье основание деления публикаций номера — метод отображения действительности. В зависимости от.назначения его произведения журналист пользуется различными методами. Чаще всего — публицистическим методом, создавая заметку, репортаж, статью или тексты в других жанрах газетно-журнальной публицистики. Но если ему нужно написать фельетон или сатирическую заметку, он обращается к сатирическому методу отображения действительности. При необходимости он может обратиться и к художественному методу, написав, если у него есть соответствующий талант, стихотворение в номер или рассказ. Но, пожалуй, важнейшее -- четвертое -- основание деления публикаций в номере — их назначение, функция. Это прежде всего определяет место и роль публикации в номере периодического издания. Можно ввести и другие признаки публикаций, определяющие основу структуры номера, например, «географию» материалов или состав авторов и др. Но решающую роль играют вышеуказанные четыре признака. По их назначению все вербальные — текстовые публикации в номере печатного периодического издания четко разделяются на восемь групп, или типов. Это публицистические материалы, документальные и официальные публикации, статистические данные, научные и технические материалы, литературно-художественные публикации, справочные, развлекательные и, наконец, реклама и частные объявления. Выбор публикации того или иного типа для конкретного номера и занимаемое ею место обусловлены задачами, которые ставит перед собой редакция.
В массовой общественно-политической газете важнейшую роль играют публицистические материалы. Мы имеем в виду публицистику в широком смысле слова, т.е. все журналистские произведения — от заметок и репортажей до статей, очерков и эссе, в которых освещаются факты и события, имеющие значение для жизни людей, поднимаются актуальные вопросы и проблемы политики, экономики и других важнейших общественных сфер. Все эти материалы образуют подсистему жанров газетно-журнальной публицистики. Они представляют основное содержание большинства газет — как их комплектов, так и каждого отдельного номера. Эти тексты дают читателю ту разнообразную и непрерывно меняющуюся панораму событий в мире или в определенном регионе, которую он ожидает увидеть в газете. Информация, содержащаяся в публицистических материалах, подкрепляется сообщениями, которые несут публикации других типов. Важное место среди них занимают документальные и официальные материалы. Тексты законопроектов, представленных в Думу РФ, и новых законов, принятых ею и утвержденных президентом, его указов, межгосударственных договоров и соглашений, решений местных — областных или муниципальных — властей, обращений руководства политических партий и движений к избирателям, сообщений центрального или местных избиркомов о результатах выборов депутатов в Государственную или региональные думы и другие официальные документы иногда занимают в газетах и журналах значительное место — в зависимости от типа и уровня издания, где они появляются. В «Российской газете», обладающей правом первоочередной публикации текстов новых законов, которые лишь после этого вступают в силу, такие публикации играют важнейшую роль, наряду с публицистикой. А в местных — региональных, городских — газетах они появляются реже, иногда лишь в сокращенном, сжатом виде под рубрикой «Официальный отдел». Все эти материалы создаются вне редакции, их обычно получают по официальным каналам — посредством ИТАР-ТАСС, в пресс-служ-
бах государственных органов, мэрий, политических партий либо на пресс-конференциях или брифингах, которые проводят подобные службы. В редакции их лишь готовят к публикации — полностью или с сокращениями. Другую группу подобных текстов составляют направляемые в редакции развернутые сообщения руководителей различных коммерческих и финансовых обществ и других организаций о результатах собраний акционеров, о планах и программах будущей деятельности и т.п. Такие документы иногда занимают в «Известиях» и других газетах, распространяемых в разных регионах, целые полосы. Третья группа документальных публикаций — частные документы. Это воспроизведение удостоверений, паспортов, свидетельств о рождении или смерти какого-либо лица и т.п. — полностью или фрагментами. Обычно их объединяют с текстами корреспонденции, интервью и других публикаций, связанных с определенными лицами, или сопровождают развернутыми текстовками. Иногда официальные или документальные публикации играют в газете роль источника информации для остальных материалов номера. Нередко это зримо видно на его страницах: после официального текста помещают подборку корреспонденции или интервью, конкретизирующих на местном материале важнейшие положения официального сообщения. Официальные материалы часто дополняются статистическими данными. Почти всегда их готовят вне редакций — в статистических органах и других государственных и негосударственных структурах в форме отдельных текстов — цифровых таблиц, сопровождаемых минимальным комментарием. В редакциях их обрабатывают и готовят к публикации: проверяют, не вкралась ли в них ошибка, иногда таблицу перестраивают, помогая читателю понять значение приведенных в ней цифр. Цифра в такой таблице является статистическим фактом — специфическим отражением факта реальной действительности. Чаще всего она представляет собой результаты анализа совокупности нескольких эмпирических, реальных фактов, обоб-
щенных с помощью некоторых специальных приемов исследования. Поэтому статистические данные помогают читателю газеты или журнала получить представление не только о результатах спортивных состязаний — олимпиад, футбольных встреч или шахматных матчей, но и о ситуациях,*возникающих в различных областях политики, экономики и культуры, о развитии важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства всей страны или ее региона. Успехи или неудачи государственной, экономической, финансовой деятельности можно описать и проанализировать в статье или другом публицистическом тексте, но можно сжато представить ее результаты в статистической таблице. Этим объясняется внимание многих газетных и журнальных редакций к публикации статистических данных. Прежде всего это относится к деловым изданиям, предназначенным для бизнесменов, предпринимателей, менеджеров государственных и коммерческих предприятий и фирм. Читатели таких газет и журналов внимательно изучают публикуемые здесь таблицы и сводки. Но и массовые общественно-политические издания нередко печатают статистические данные, особенно на тематических страницах, посвященных экономике. В каждом номере еженедельника «Аргументы и факты» читатели находят множество больших и малых таблиц, данные которых помогают им решать проблемы, связанные с их повседневной жизнью. А читатели спортивной газеты ищут в ней цифры, показывающие результаты футбольных или хоккейных матчей.
Статистика активно вторгается в сферу политики. «Независимая газета» и многие другие периодические издания часто публикуют рейтинги — цифровую информацию, позволяющую сравнивать популярность и авторитет государственных деятелей, политиков, лиц, известных в мире искусства, литературы. Такую информацию им поставляют ВЦИОМ и другие организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований в разных регионах нашей страны. Однако вся эта информация может принести пользу лишь при соблюдении нескольких условий. Во-первых, ее не должно
быть слишком много: восприятие цифровых данных читателем имеет определенные границы. Преступить их — значит снизить способность человека к осмыслению прочитанных цифр. И во-вторых, статистические, цифровые данные, подаваемые на газетные страницы, должны быть предварительно обработаны журналистом — не только перепроверены, но и сконцентрированы на тех направлениях, которые представляют интерес для читателей. Наибольший эффект публикация статистических данных даст при их объединении с публицистическим комментарием журналиста. С убыстрением процесса глобализации в мире повышается и роль науки и техники. Наука превратилась в мощную производительную силу. Это объясняет повышение внимания читателей газет и журналов к проблемам науки. Подготовка научных и технических публикаций становится важным направлением деятельности многих редакций. В крупнейших общенациональных газетах печатают статьи и очерки, посвященные достижениям мировой и отечественной науки, интервью с известными учеными. В «Известиях», «Литературной газете», еженедельнике «Московские новости» все чаще появляются полосы под рубрикой «Наука». Научные материалы стали важнейшим типом публикаций в специальных научных журналах — вестниках Российской Академии наук, изданиях Медицинской и других отечественных академий, Московского и других университетов России. А в региональных изданиях — городских и районных газетах регулярно печатают советы садоводам и огородникам, консультации местных медицинских работников. Еще чаще здесь появляются технические материалы, связанные со строительством новых домов, реконструкцией квартир, использованием новой бытовой и сельскохозяйственной техники.
Представители различных технических специальностей — строители, инженеры, конструкторы и др. — находят публикации, связанные с их работой, в различных специальных журналах и бюллетенях. Их подготовка и выпуск, понятно, требуют соответствующей специализации журналистов, выпускаю-
щих такие издания. Возможно, даже соответствующего технического образования. Роль научных и технических материалов в газете будет со временем возрастать — с ростом образовательного и культурного уровня читателей. Литературно-художественные публикации в последние годы стали редко выходить на газетные полосы. Это объясняется многими причинами, главная из которых — ослабление интереса значительной части нашего общества к художественной литературе. Писатели и поэты перестали быть «инженерами человеческих душ». Все это приводит к ослаблению влияния периодических изданий на читательскую аудиторию. Уже потому, что подобные материалы играют двойную роль: представляя собой отклик на актуальные события в специфической — художественной форме, они не только дают читателям информацию, но и выполняют функцию эстетического воспитания. Рассказ и глава из романа, повесть с продолжением в нескольких номерах, стихотворение и отрывок из поэмы — все эти материалы, занимая ум читателей, одновременно воспитывают их художественный вкус, учат видеть жизнь в образах, поэтому к ним предъявляют повышенные требования. Они должны быть актуальны, написаны на злобу дня и в то же время привлекать читателей своей совершенной художественной формой. Литературно-художественные материалы могут быть созданы в редакции: журналисты публикуют написанные ими рассказы и повести не только в своих газетах, но и в чужих изданиях. И не случайно известные отечественные мастера художественного слова — К. Паустовский, А. Гайдар, А. Аверченко и др. — приходили в литературу через журналистику. И все же большую часть этих публикаций составляют произведения внередакционных авторов. Они могут быть созданы по заказу редакции: так В. Маяковский писал сатирические стихи для «Известий» и «Комсомольской правды», а Е. Евтушенко и А. Вознесенский, продолжая эти традиции, печатают поэмы в «Литературной газете» и «Известиях». Один из популярных видов литературно-художественных материалов — мемуары известных лиц — писателей, ученых, политиков, — отрывки из которых с продолжением печатают не только в журналах, но и в газетах.
В детской прессе литературно-художественные материалы становятся одним из важнейших типов публикаций: ни один журнал или газета для детей не обойдется без рассказов для малышей и сказок в стихах или прозе. Как и периодические издания для интеллигенции — «Культура» или та же «Литературная газета», в каждом номере которой одна из страниц предоставляется для публикации новых стихотворений, рассказов или отрывков из повестей русских и зарубежных писателей. И здесь особенности читательской аудитории определяют отбор материалов: в течение нескольких месяцев 2001 г. «Известия», стремясь расширить свою аудиторию, печатали детективную повесть, рассчитанную на вкусы массового читателя. Старые добрые традиции публикации литературно-художественных материалов продолжают поддерживать и во многих небольших городских и районных газетах. Здесь нередко можно встретить «литературные страницы», материалы которых — стихи и рассказы подготовлены местными авторами — членами литературных студий и объединений, работающих при редакциях. Обязательным элементом системы публикаций разных типов в подавляющем большинстве газет являются справочные материалы. Обычно они печатаются в конце последней страницы номера, но нередко их помещают и на других страницах. А самые важные для читателя, например сообщение о соотношении курсов рубля, доллара и евро, могут вынести и на первую страницу. В каждом издании — в соответствии с особенностями его целевой аудитории — устанавливается свой набор справочных материалов: телевизионные и радиопрограммы на очередную неделю или на каждый день, репертуар местных театров и кинотеатров, сводки погоды, расписание авиарейсов, железнодорожных и автобусных маршрутов и т.д. Значительную часть справочных публикаций составляет так называемая превентивная информация — сообщения о собраниях, конференциях, встречах, спортивных соревнованиях, фестивалях и тому подобных мероприятиях, которые должны будут
проведены в ближайшее или более отдаленное время. К справочным материалам относится и информация, связанная с частной жизнью граждан, — о вступлении в брак, юбилеях и даже некрологи — заключенные в траурные рамки краткие сообщения о смерти. К ним примыкают небольшие тексты, сопровождающие корреспонденцию или статью и публикуемые часто под заголовком «Справка». Обычно они содержат сжатую дополнительную информацию о биографии лица, упомянутого в основном тексте, или о результатах деятельности его предприятия или фирмы. Объем справочных разделов газеты обычно постоянен, что облегчает их включение в структуру очередных номеров. Однако он возрастает в номерах выходного дня, выходящих в пятницу или субботу, — нобходимо помочь читателям организовать их отдых. Так, в пятничном номере «Известий» справочные материалы обычно полностью занимают одну из последних страниц. А в информационно-справочных изданиях они становятся важнейшим типом публикаций и заполняют почти весь объем газеты или журнала. Острая конкуренция на рынке периодических изданий привела к возрастанию значения развлекательных (рекреационных) публикаций в газетах и журналах. Кроссворды и сканворды, шахматные и шашечные этюды, «загадочные картинки», подборки исторических анекдотов и остроумных изречений и тому подобные материалы пользуются популярностью у читателей. Они заполняют подчас целые полосы не только в еженедельнике «Аргументы и факты», но и во многих региональных изданиях. Они также играют двойную роль: с одной стороны, дают читателям возможность развлечься, отдохнуть после трудового дня, с другой — расширяют их кругозор, знакомя с новыми понятиями и терминами, развивая смекалку и тренируя память. От публикации развлекательных материалов теперь не отказываются и качественные общественно-политические и даже некоторые деловые издания. Разумеется, они связывают такие публикации с интересами своих читателей: кроссворд и сканворд в деловой газете можно построить на терминах и понятиях, связанных с экономикой, и среди бизнесменов немало любителей шахмат. Количество развлекательных материалов в газете зависит не только от ее типа, но и от периодичности выхода издания: в номере рабочего дня их, понятно, меньше, чем в номере выходного дня. А в специальных рекреативных изданиях — газетах, еженедельниках и журналах — они занимают почти все страницы номера. Отдельный и весьма важный тип публикаций в газете составляют рекламные материалы. Их значение для редакции обусловлено не только тем, что они предоставляют читателям рекламную информацию, но и тем, что публикация рекламных объявлений является для подавляющего большинства газетных и журнальных редакций важнейшим источником доходов и обеспечения их экономической, финансовой базы. В чисто рекламных изданиях эти публикации покрывают почти всю площадь каждого номера, однако в обычных массовых газетах и журналах реклама в соответствии с Законом о средствах массовой информации может занимать не более 40% площади номера. Для эффективного использования рекламных публикаций редакции приходится решать задачи, связанные с определением характера рекламных объявлений, выходящих на газетные страницы, их размещением — на специальных рекламных полосах или во всем номере, и др. Рекламные материалы газеты дополняются частными объявлениями. Часть из них представляет собой так называемую строчную рекламу, имеющую экономический характер. Авторы таких объявлений предлагают в одной-двух строках свои товары или услуги и сообщают свои адреса и телефоны. Однако значительную часть строчных публикаций составляют объявления, связанные с частной жизнью граждан — их интересами, занятиями, здоровьем и т.п. Если в крупных общефедеральных и региональных изданиях обычно печатают немного таких объявлений, то в местных — районных и городских газетах частные объявления нередко занимают целые полосы. А в столичной газете «Из рук в руки» и подобных ей специализированных на
3. Какие текстовые публикации составляют основу материалов 4. Определите особенности системы публикаций деловой газеты. 5. Какую роль в газете играют документальные и официальные 6. Как в газете используют статистические данные? 7. Каковы особенности литературно-художественных материа 8. Какие справочные материалы предлагают читателям наши га 9. Каковы цели публикации развлекательных материалов в газете?
10. Какое место в газете занимают рекламные материалы и част 11. Определите особенности системы публикаций в журнале. Глава 13 Жанровая система номера ЦЕЛИ Познакомившись с материалами этой главы, вы узнаете: - почему журналист выбирает для своих выступлений в газете или журнале определенный жанр публикации; —что такое жанры газетно-журнальной публицистики и ка —что входит в систему жанров газетно-журнальной публи —как эти жанры используют в номере газеты и в ее комп Особенности жанров газетно-журнальной публицистики Текстовые публикации в газете различаются своим содержанием и своей формой. Один из важнейших элементов формы публикации — ее жанр. Под жанром журналистского про-
изведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его особенностями и возможностями. Жанры существуют не только в журналистике. К таким же устойчивым содержательным формам произведений обращаются и в других областях творческой деятельности. Известны литературные жанры: в прозе — это рассказ, новелла, повесть, роман, в поэзии — стихотворение, поэма, ода и др. Композиторы избирают для своих произведений музыкальные жанры — сонату, симфонию, концерт, оперу и др. И ученые используют устоявшиеся во времени жанры научных произведений — статью, доклад, диссертацию и др. Выбор определенного жанра помогает автору произведения в процессе сбора материала, его обработки, достижения намеченной цели. В каждой области творчества жанры имеют свою специфику. Это относится и к журналистским произведениям — к публикациям всех известных нам типов в печатных периодических-изданиях. И прежде всего к жанрам газетно-журнальной публицистики. Появление того или иного жанра, его развитие объясняется прежде всего потребностью в нем. Как и рождение первых газет и журналов объясняется возникновением и усилением информационных запросов представителей определенных социальных групп, формировавшихся в наиболее развитых европейских странах. Не следует думать, что известные нам сейчас жанры публицистики были когда-то выдуманы, разработаны кем-то из журналистов, пытавшихся осмыслить процесс своей деятельности. В действительности каждый из жанров публицистики возникал в результате реакции на рождение информационных запросов читателей печатных периодических изданий. Спрос на журналистскую информацию рождал предложение журналистских текстов, отличавшихся определенными особенностями. С возникновением международного рынка купцы,
торговцы и предприниматели испытывали потребность в информации о производстве различных товаров и их ценах в разных странах и городах, о прибытии в порты кораблей с заморскими товарами, о столкновениях между армиями различных государств, о смене правителей и т.п. Издатели газет удовлетворяли эту потребность, публикуя в них сжатые сообщения о важнейших политических и экономических событиях, происходивших в тех странах, где они находились. Так возник жанр, который позже был назван заметкой. Когда во время столкновений протестантов и католиков в Европе, с усилением буржуазии, стремившейся к политической власти, у нее возникла потребность в идеологическом оружии, это быстро привело к появлению текстов, распространявшихся в форме листовок и плакатов, а затем и газетных публикаций, позже названных памфлетами. Так рождались и формировались и другие жанры публицистики. Этот процесс продолжается и в наше время, приводя к возникновению новых жанровых форм. Чем же обусловлено использование жанров публицистики в печатных периодических изданиях? Что влияет на выбор журналистом того или иного жанра в газете или журнале? Жанровая система публикаций в газете формируется под воздействием ряда факторов — объективных и субъективных. К первым относятся тип и уровень издания, особенности его читательской аудитории, периодичность выхода номеров и состав творческого коллектива. Ко вторым — профессиональный уровень журналиста, его творческие интересы, повод для работы над текстом — редакционное задание или самостоятельный выбор объекта исследования. И в частности — понимание роли каждого жанра и его специфики. Профессиональный журналист обязан владеть подавляющим большинством жанров публицистики — за исключением некоторых, для обращения к которым требуется особый творческий дар. Например, для того чтобы написать настоящий фельетон или памфлет, журналисту нужен сатирический талант, — не каждый может назвать себя сатириком. Однако на практике большинство журналистов ограничивает себя обращением к нескольким самым популярным жанрам публицистики, а некоторые даже специализируются на использовании какого-либо одного-двух жанров. Заметим, что некоторые должности творческих работников редакции предполагают использование ими определенной ограниченной жанровой «палитры». Так, газетный обозреватель обычно публикует обозрения, статьи и комментарии, а репортер выступает как автор оперативных заметок, репортажей, отчетов и интервью, -- статей и обозрений он не пишет. В крупной редакции могут работать и «узкие специалисты», выступающие лишь в одном жанре, — фельетонисты, интервьюеры или даже рецензенты. В течение нескольких десятков лет в отделе информации редакции газеты «Московская правда» работал Лев Колодный, публиковавший только репортажи, посвященные лишь одной теме — о Москве и о москвичах. Выбор той или иной жанровой формы диктуется не только требованиями редакционного плана и творческими интересами журналиста, но и ее особенностями, ее признаками. К ним относятся: назначение жанра, объект, предмет и методы отображения, выразительные средства, стилистика текста и роль автора. Важнейшее значение имеет, конечно, назначение, функция жанра. Назначение заметки — сообщение новости, оперативной информации. Назначение репортажа — рассказ о событии его очевидца или участника. Выбор корреспонденции определяется ее назначением -- формы анализа конкретной ситуации. Когда автор ставит перед собой задачу создания публицистического образа человека, он обращается к очерку. Когда ему нужно выступить против социального зла, раскрыть отрицательные черты характера человека, он избирает жанр фельетона. Журналист знает или интуитивно постигает целевое назначение различных жанров и обращается к ним в соответствии с задачей, которую решает. Ошибочный выбор жанра его выступления в газете может помешать ему успешно выполнить полученное задание. Он не сможет, например, передать свое впечатление от встречи с интересным человеком в
корреспонденции, ему придется для этого написать зарисовку или даже очерк. У каждого жанра публицистики -- свой объект отображения. Это та область реальной действительности, которую исследует автор текста. Газетный репортер может написать репортаж обо всем, что он увидел, что происходило на его глазах — о героическом поступке и о природном катаклизме, тематика его выступлений не ограничена — в соответствии с теми событиями, свидетелем которых он являлся. Обозреватель раскрывает в своем обозрении панораму событий, происходивших в течение определенного периода в определенной области жизни — политике или экономике. Объект отображения в произведениях рецензента — литературная жизнь или то, что происходит в другой области искусства. Однако при обращении журналиста к определенному жанру объект отображения конкретизируется в предмете отображения. Информационная заметка посвящена конкретному факту. Автор репортажа сосредоточивает свое внимание на показе события, его развития. В статье раскрывается определенная идея или анализируется актуальная проблема. Интервьюера интересует мнение человека, у которого он берет интервью, о событии или ситуации. А очеркист стремится раскрыть характер своего героя, важнейшие черты его психологии, объясняющие его действия в конкретной жизненной обстановке. Жанры различаются и особенностями своей стилистики. Заметка пишется предельно сжато и просто, в ней нет ничего лишнего. Иной стиль у репортажа — его автор использует яркие эпитеты, красочные сравнения, детали и подробности, его рассказ динамичен и эмоционален. Для стиля статьи характерны деловитость, насыщенность размышлениями, опора на факты. Разворачивая свою мысль, автор стремится убедить читателя в своей правоте, приводя аргументы, подтверждающие его выводы. Приступая к написанию очерка, журналист обращает внимание на образность своего языка и стиля, его текст во многом сближается с художественным произведением, отличаясь от него, однако, в главном — он строго документален, в нем нет места вымыслу. А для фельетона характерно активное использование сатирических средств — иронии и насмешки, гиперболы, сарказма и гротеска. Без учета важнейших особенностей стилистики различных жанров публицистики трудно создать журналистский текст. Конечно, и в статье можно использовать ироничное сравнение или гиперболу и даже в заметке вспомнить об известном литературном образе, но для этих жанров подобная стилистика нехарактерна. А вот без опоры на детали и подробности того, о чем рассказывает репортер, ему не удастся обеспечить эффект присутствия читателя на месте события и создать настоящий репортаж. Еще более важна роль различных выразительных средств при обращении к тому или иному жанру публицистики. В ее текстах используют факты, понятия и образы. Их можно уподобить кирпичам, из которых возводят здания. В публицистике это журналистский факт, представляющий собой отражение реального факта. Понятие — результат осмысления факта, воплощающийся в определенную мысль, идею, рассуждение и т.п. Образ в публицистике -- сжатое отображение какого-либо реального объекта: предмета, человека, ситуации, позволяющее быстро получить представление о его важнейших чертах и особенностях. Эти выразительные средства используются в разных жанрах в различных сочетаниях. Публицистика фактологична, факты составляют основу всех ее жанров. Специфика жанра, избранного автором, определяется прежде всего его назначением и использованием различных выразительных средств. Жанры новостной информации В современной газетно-журнальной публицистике используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них — жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж.
В основе заметки и ее разновидности — оперативного сообщения лежит опорный факт. Различаясь лишь объемом — от нескольких строк до двух-трех десятков строк, они только сообщают — что, где и когда произошло. Роль автора заметки ограничивается сообщением информации и обозначается лишь иногда его подписью. Автор отчета не ограничивается ответами на эти вопросы, он сообщает о существенных подробностях события, которое описывает. Объем текста возрастает, как и роль автора, который может, если посчитает это нужным, сопровождать сообщение своим комментарием и оценкой. У отчета особый предмет отображения — событие, развертывающееся во времени. Оно имеет специфическую форму, его можно слышать, — тогда публикуют отчеты о конференции, собрании, встрече политиков, судебном заседании и т.п. Иногда за событием можно наблюдать — и в газете появляется отчет о спортивном матче или митинге. Назначение репортажа усложняется. Репортер стремится показать читателю картину события на всех этапах его развития — от начала до завершения. Более того, его задача — добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события, который как бы сам мог наблюдать за происходящим. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем, но и участником события и даже иногда его инициатором. Опыт М.Кольцова, А.Гудимова, А.Рубинова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования этого жанра в газете и журнале. Диалогические жанры Интервью, диалог и беседа (полилог) образуют следующую группу — диалогических жанров публицистики. У них общее назначение и специфический предмет отображения — с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. А различаются они количеством участников, их ролью и методами получения ин- формации. Если в интервью участвуют два собеседника — интервьюер и интервьюируемый, а в диалоге их количество возрастает до трех — журналист-ведущий и два участника диалога, то в беседе их еще больше — ведущий и несколько участников. И если в интервью — устном или письменном — главную роль играет интервьюируемый, у которого интервьюер получает интересующую его информацию, то в диалоге оба его участника играют одинаково важную роль, обмениваясь информацией и своими мнениями о ней, журналист же фиксирует ее. Участники беседы, которую ведет журналист, вместе с ним — на равных — обсуждают актуальную для них проблему.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.051 с.) |