Организационно-массовая работа редакции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-массовая работа редакции



Она непосредственно примыкает к работе журналистов с авторским активом. И цели у них во многом совпадают. Ведь под организационно-массовой работой мы понимаем систему организационных мероприятий, целью которых являются рас­ширение и укрепление связей редакции с читателями и автор­ским активом.

Эта система складывалась в нашей отечественной прессе в течение многих десятилетий. На каждом очередном этапе исто­рии нашей страны возникали новые формы и методы массо­вой работы, соответствовавшие изменениям конкретной об­становки и новым задачам. Старые же формы видоизменялись или отмирали. Некоторые из них можно успешно применять и в наше время. Другие же остались лишь в истории. Так, напри­мер, сейчас невозможно проводить рабселькоровские рейды, столь популярные прежде в редакционной практике, — никто не допустит теперь участников такого рейда к проверке орга­низации и результативности работы предприятия или коммер­ческой фирмы. Но раньше не знали такой современной формы массовой работы редакции, как проведение фестиваля газеты.

Особенности массовой работы редакции определяются уров­нем издания, величиной редакционного коллектива, опытом его журналистов и, не в последнюю очередь, его материаль­ными, финансовыми возможностями. В редакции небольшого регионального издания основными формами массовой работы становятся встречи за «круглым столом» с представителями определенных профессий и проведение всевозможных конкур­сов. А редакция крупной столичной газеты организует, кроме


того, общественную приемную, создает деловой клуб, прово­дит фестиваль газеты и т.д.

Использование этих и других форм массовой работы от­крывает перед редакциями возможность решения тех задач, для которых у них отсутствуют творческие или материальные ре­сурсы. Так, если редакция небольшой районной газеты не мо­жет позволить себе из-за слабой финансовой базы оплату штат­ных собкоров, она выходит из положения, организуя сеть не­штатных, общественных собственных корреспондентов. Если в газете не хватает фотоиллюстраций — единственный штатный фотокорреспондент не справляется с работой, — ситуацию можно выправить, объявив в газете конкурс на лучший фото­снимок. Но в этом случае надо продумать условия такого кон­курса, не забыв о премиях его победителям. В любом городе или поселке найдутся фотолюбители, которые понесут в ре­дакцию свои снимки. Стремясь разнообразить свои публика­ции, можно использовать такую испытанную форму массовой работы, как организация при редакции литературной студии с последующей публикацией литературных страниц, подготов­ленных ее участниками — местными поэтами и прозаиками.

В редакцию массового популярного издания всегда прихо­дят читатели — с вопросами, за советами, с предложениями и т.п. Это — свидетельство популярности газеты или журнала, его широких связей с аудиторией. Однако встречи журналис­тов с посетителями редакции требуют немалого времени и сил. Неизбежно уменьшается резерв времени для творческой рабо­ты. Возникающие в связи с этим проблемы успешно решают, создавая общественную приемную редакции. Направляют в нее сотрудника редакции, пару нештатных корреспондентов, ко­торые ежедневно ведут прием посетителей. В ходе встреч с ними они получают разнообразную информацию, устанавливают контакты, находят новые интересные темы и потенциальных авторов. Огромный опыт работы в общественных приемных накопили не только редакции таких газет, как «Комсомоль­ская правда» и «Труд», но и многих региональных изданий. Так, например, редакция «Народной газеты», которую читают во

 

 

всей Московской области, даже организовала в свое время разъездную приемную. Ее сотрудники выезжали в определенный день месяца в один из городов области, где и вели прием читате­лей. В течение месяца они успевали объехать все крупные города региона распространения своего издания. Несомненно, это спо­собствовало укреплению связей редакции с аудиторией газеты.

Конечно, использование некоторых форм массовой рабо­ты, например проведение фестиваля газеты, требует не только длительной подготовки, разработки плана, создания группы работников, ответственных за его реализацию, но и солидных финансовых средств. Традиционный ежегодный фестиваль сто­личной газеты «Московский комсомолец» превращается в об­щегородской праздник. Все журналисты газеты во главе с ее главным редактором встречаются с читателями, рассказывают о своих планах и организации работы редакции. Проводится подписка на газету. Книжные издательства продают свою лите­ратуру. Выступают эстрадные коллективы, на спортивных пло­щадках встречаются команды журналистов и читателей газеты. Ее фестиваль становится народным гулянием. Понятно, как такое массовое мероприятие способствует популяризации из­дания, расширению его аудитории.

Проведение редакцией массовой работы в наше время не­редко смыкается с коммерческой деятельностью редакции, целью которой является укрепление ее финансовой базы, по­лучение доходов и прибыли,

Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины и цели формирования редакционного актива?
Кто в него входит?

2. Как сотрудники газетной редакции работают с информаторами,
консультантами, внередакционными авторами?

3. Какие формы массовой работы редакции вы знаете?

4. Как редакция небольшой местной газеты может использовать
методы массовой работы для улучшения иллюстрирования сво­
его издания?

5. Каковы цели и условия проведения фестиваля газеты?

6. Что дает редакции работа ее общественной приемной?


Глава 9

Работа с редакционной почтой

ЦЕЛИ Познакомившись с материалами этой главы, вы

поймете: — почему редакционная почта стала в газетных редакциях

одним из важнейших источников информации;

—как в редакции работают с письмами читателей;

—какова роль отдела писем в редакции;

—каковы последствия отказа редакции от работы с пись­
мами читателей;

—какие новые формы работы с письмами сейчас использу­
ют журналисты

По количеству писем читателей, приходивших в редакцию, раньше судили об авторитете и популярности газеты или жур­нала. А умение журналиста работать с письмами являлось од­ним из показателей уровня его профессионального мастерства. Это объяснялось значением работы с редакционной почтой для подготовки и выпуска периодического издания.

Редакционная почта как источник информации

Действительно, редакционная почта всегда была и остает­ся одним из важнейших источников информации, необходимой для работы редакции. Письмо читателя — человеческий доку­мент — нередко приносит эксклюзивную информацию, кото­рую невозможно получить ни в каком другом источнике, — только автор письма мог быть участником или свидетелем со­бытия. Эту информацию возможно использовать не только для подготовки публикации в газете, но и в процессе управления редакцией, планирования ее деятельности, организации рабо­ты журналистов, их информирования.

 

 

Не меньшее значение имеют письма читателей и как сред­ство прямой и обратной связи. Прямой связи — при публикации писем на газетных полосах, обращении их авторов к читателям. И обратной связи — как средства, с помощью которого редак­ция может узнавать об эффективности публикаций газеты, о реакции читателей на выступления журналистов, о популяр­ности и распространении своего издания.

Наконец, публикация писем читателей в газете — это фор­ма выражения общественного мнения и вместе с тем инстру­мент обеспечения гласности в демократическом обществе.

Поэтому работа с письмами являлась общередакционной обязанностью. В ней участвовали все журналисты, независимо от отделов, в которые они входили, и от должностей, которые они занимали. В течение многих лет в редакциях отечественных периодических изданий был накоплен огромный опыт исполь­зования редакционной почты, создана система различных форм и методов работы с письмами читателей.

Ее основой является организация работы с письмом чита­теля в редакции, определение вариантов его использования и форм его публикации в газете.

Одним из важнейших элементов структуры редакции явля­ется отдел писем. Это центр работы с редакционной почтой. Независимо от количества его сотрудников, он отвечает за учет писем читателей, определение их судьбы, распределение по другим творческим подразделениям редакции и за подготовку писем, содержащих актуальную информацию, к публикации в газете.

В зависимости от объема редакционной почты в номерах газеты или журнала регулярно — в соответствии с сетевым гра­фиком — публикуют отдельные письма, их подборки или це­лые полосы под различными рубриками: Нам пишут, Письма наших читателей, Из редакционной почты и т.п. Рубрики по письмам составляют важную часть системы тематических руб­рик издания. Некоторые из них используют сотрудники любого отдела редакции, другие же являются монопольными рубри­ками отдела писем.


 

Работа с письмами читателей

Чем больше писем читателей приходит в редакцию, тем меньшую их часть могут публиковать на газетных полосах. Од­нако сотрудники редакции располагают широкими возмож­ностями использования информации, содержащейся в нео­публикованных письмах. Их будут цитировать в статьях журна­листов, они могут стать поводом для творческих командировок, материалом для анализа особенностей общественного мнения и т.д. Эффективным методом работы с редакционной почтой являются подготовка и публикация общих и тематических об­зоров писем — концентрации мнений авторов откликов на пуб­ликации газеты или на события, происходящие в жизни об­щества.

Отказ от этого опыта, от публикации писем читателей и других форм использования редакционной почты, как показа­ла недавняя практика редакций некоторых газет и журналов, приводит к самым отрицательным последствиям — потери свя­зей журналистов с читательской аудиторией, ухудшению имид­жа издания, понижению его уровня и, в конечном счете, к ослаблению его экономической базы.

Конечно, работа с письмами читателей требует от сотруд­ников редакции времени и сил, терпения и достаточно высо­кого уровня профессионального мастерства, но польза от нее окупает все издержки. К тому же со временем возникли новые формы работы с редакционной почтой, раскрывающие неиз­вестные ранее возможности ее использования в периодичес­ких изданиях.

Количество обычных, бумажных писем, приходящих в ре­дакции, по ряду причин — экономических, психологических и др. — уменьшилось, но возникли новые виды почты, связан­ные с использованием новых технологий. Читатели стали ак­тивно использовать телефон как средство общения с газетой и ее журналистами. Опыт «Комсомольской правды», первой орга­низовавшей «горячую линию» и пригласившей к редакцион­ному телефону известных государственных деятелей, был быс-

 

 

тро подхвачен редакциями многих газет и журналов. В «Извес­тиях» стали еженедельно проводить телефонные встречи руко­водителей газеты и гостей редакции — политиков, экономис­тов, писателей, артистов — с читателями. В очередном субботнем номере газеты публиковали отчет о такой встрече — вопросы и ответы на них. Читатели «Вечерней Москвы» могли позвонить в редакцию по определенному номеру телефона и задать жур­налисту волновавшие их вопросы. Газета печатала затем ответы на самые важные из них.

Еще более широкие возможности использования писем чи­тателей открылись с возникновением Интернета. Создав на Ин­тернете свой сайт, редакция еженедельника «Московские но­вости» не только предоставила пользователям Всемирной сети возможность знакомиться с электронной версией своего изда­ния, но и нашла новые пути для общения с читателями, выяс­нения их реакции на публикации своих авторов. В каждом но­мере еженедельника публикуется полоса «Обратная связь», где помещают отклики читателей на его материалы. Некоторые статьи еженедельника вызывают 3—3,5 тысячи откликов-посе­щений сайта «МН» читателями. Самые интересные из них пе­чатают на этой полосе.

Работа с письмами непосредственно связана с массовой работой редакции.В каждом редакционном коллективе целесо­образно продумать свою систему различных форм и методов использования писем читателей — как публикуемых, так и непубликуемых, в соответствии с возможностями редакции и спецификой периодического издания.

Вопросы для самопроверки

1. Какую роль играют письма читателей в газету?

2. Как в редакции организована работа с письмами читателей?

3. Как используют письма читателей в газете?

4. Каковы особенности обзора писем в газете?

5. Какие новые современные формы переписки с читателями ис­
пользуют в редакциях?

6. Каковы последствия отказа редакции от работы с письмами
читателей?
Глава 10

Формы организации редакционной деятельности

ЦЕЛИ Прочитав эту главу, вы получите представле­ние: - о целях редакционной акции;

—о газетной кампании, ее видах и ее организации;

—об особенностях обсуждения в газете

Кроме известных нам методов руководства и управления редакционным коллективом, применяются различные формы организации редакционной деятельности. Их общей основой является кооперирование, объединение усилий нескольких жур­налистов или подразделений редакции.

Это объединение происходит прежде всего в процессе пла­нирования работы коллектива, постановки задач его творчес­ких отделов, технических и коммерческих служб и последую­щего определения индивидуальных заданий журналистов и других сотрудников редакции.

В ходе управления коллективом используют также разные виды редакционной акции. Под нею понимают коллективные действия нескольких журналистов или творческих подразделе­ний редакции, направленные на достижение единой, доста­точно крупной цели. Такие акции могут иметь общий или част­ный характер. В последнем случае цель акции — проведение какого-либо организационного мероприятия. Примером может служить написание отчета о праздничной демонстрации, ре­портажа о народном гулянии или о спортивных состязаниях на очередной олимпиаде. Как правило, такие отчеты и репортажи готовит группа в составе нескольких репортеров.

Для проведения редакционной акции могут объединяться и два-три журналиста. Так, редакция газеты «Труд» нередко направляла спецкора туда, где работал собкор газеты, с зада-

 

 

нием вместе написать критическую корреспонденцию или проб­лемную статью. А в редакции «Известий» практиковали объ­единение нескольких собкоров, работавших в соседних регио­нах. Они коллективно готовили масштабное выступление на темы экономики или морали.

Частные акции помогают организовать работу лишь несколь­ких журналистов или небольшого подразделения редакции. Рас­пространенная форма такой акции — подготовка тематической или целевой полосы журналистами творческого отдела. Несрав­ненно большее значение имеют общие акции. Нередко они опре­деляют деятельность всего коллектива или большей его части. В их ходе перед редакцией встают крупные задачи. К таким акциям относятся кампания и обсуждение.

Кампания — это комплекс публикаций и организационных мероприятий редакции, посвященных одной общезначимой проб­леме или актуальной теме. Цель кампании — вовлечение масс читателей в решение этой проблемы или в обсуждение этой темы. Это важнейшая форма коллективной акции в любой редакции. Одновременно это один из главных методов организации дея­тельности редакции и вместе с тем подачи материалов в перио­дическом издании. Редакция всегда ведет какую-либо кампанию, а нередко и несколько одновременно: одну — главную, другую — на втором, не столь важном направлении. Значение кампании связано, в частности, с тем, что правильное ее ведение обеспе­чивает целеустремленность периодического издания и работы всего редакционного коллектива.

Кампания охватывает длительный период — от нескольких недель до нескольких месяцев и дольше. Тип, характер и дли­тельность кампании определяются ее целью. Политические га­зетные кампании, связанные с важными событиями в полити­ческой жизни страны и общества — выборами президента, де­путатов Государственной Думы или мэра крупного города, обычно продолжаются длительное время. Столь же продолжительной мо­жет быть и экономическая кампания, посвященная, например, изменению налоговой системы в стране. Но сезонная кампания, связанная, например, с проведением очередных сельскохозяй-


 

ственных работ — севом или уборкой урожая, ограничивается их началом и окончанием.

Поскольку проведение кампании определяет деятельность всей редакции или значительной ее части, в подготовку, плани­рование, организацию и подведение итогов этого мероприя­тия включается все руководство коллектива. В редакции создает­ся группа, разрабатывающая план кампании, определяющая ее этапы, время и характер кульминации, формы заверше­ния, предлагающая рубрику кампании и, главное, роль раз­ных отделов и других подразделений коллектива в ее проведе­нии. Редколлегия или редакторат обсуждает этот план и затем контролирует его реализацию.

Другая форма масштабной редакционной акции — обсуж­дение. Оно имеет много общего с кампанией. Оно также может продолжаться длительное время. Поводом для него обычно слу­жит обнародование какого-либо важного законопроекта или другого документа. Оно дает возможность выяснить отноше­ние читательской аудитории печатного издания к новому про­екту и повлиять на формирование общественного мнения. Часто такое обсуждение проводится в ходе газетной кампании, со­ставляет ее неотъемлемую часть. И все же они различаются своими целями: если у кампании это постановка актуальной проблемы, поиск путей и средств ее решения, то цель обсуж­дения — выяснение и формирование общественного мнения.

Эффективность кампании или обсуждения повышается, если в их проведение включаются несколько редакций раз­личных средств массовой информации — газет, телевидения и радио. Обычно их руководители согласовывают план своих дей­ствий и ведут такую совместную кампанию к достижению об­щей цели.

 

***

Все направления деятельности редакционного коллектива нацелены на главное — на подготовку и выпуск номеров пе-

 

 

риодического издания. Поиск, сбор, хранение и использова­ние информации, проведение коллективных акций редакции, ее работа с читателями — формирование ее актива, массовая деятельность и работа с редакционной почтой необходимы лишь для того, чтобы обеспечить оптимальное функциониро­вание редакционной системы, безотказную деятельность всех ее элементов, ритмичный выпуск газет и журналов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое редакционная акция? Какие виды акции вы знаете?

2. Какова цель газетной кампании?

3. Как планируют и проводят газетную кампанию?

4. Чем различаются газетная кампания и обсуждение в газете?

 

 

Глава 11

Имидж газеты и ее номер

_.,_.._....-..-..- ЦЕЛИ

*

Изучив материалы этой главы, вы получите представление:

—об имидже периодического издания;

—о его связи с особенностями целевой аудитории издания;

—о влиянии имиджа газеты на содержание, тематику и ди­
зайн ее номеров;

—о роли названия газеты в формировании ее имиджа

«^ —..«..т!.».! —,.»,,^!,^,,..,_..«,,«.,»,..«,.»..„>._.,.«..»,!._.,,_,.._.,.»...«,.«.,«..,»,.__,..._,>«,,._,,

Сильнейшее влияние на процесс подготовки и выпуска но­мера оказывает имидж издания (англ. 1та§е — образ, изобра­жение) - - устойчивое представление о газете или журнале, которое формируется у читателя. Имидж складывается в тече­ние длительного времени под воздействием постоянных осо­бенностей содержания издания, тематики и характера его пуб­ликаций, его позиции и взглядов. На имидж издания воздей­ствуют также особенности его формы — дизайна, верстки и иллюстрирования, то, что часто называют внешним «лицом»

газеты.

Имидж издания тесно связан с его аудиторией. Более того, его формируют, учитывая особенности целевой аудитории га­зеты или журнала. Потенциальные читатели ищут газету с оп­ределенным имиджем, соответствующим их интересам, вку­сам, культурному и образовательному уровню. Постоянные читатели «Известий» или «Независимой газеты» не будут ис­кать номер «Московского комсомольца» — им претит имидж этой газеты как издания, не заботящегося о правдивости сво­ей информации, падкого на дешевую сенсацию и не гнушаю­щегося использования ненормативной лексики. И наоборот, постоянных читателей «Московского комсомольца» отталки­вает имидж «Известий» — издания, ориентированного на об­щественно активных людей с достаточно высоким культурным


уровнем. Целевая аудитория каждого периодического издания также имеет свой определенный имидж.

Будущий имидж издания закладывают уже в его модель, определяя систему его публикаций, тематические рубрики и жанровые особенности — в зависимости от особенностей и имиджа его потенциальной читательской аудитории. Опреде­ленное значение в этой модели имеет и соотношение ново­стей, и аналитических, проблемных материалов. В соответствии с имиджем издания выбирают и его название, которое должно дать читателю представление о характере информации, содер­жащейся в его публикациях, для какой аудитории она пред­назначена. Газета «Время новостей» оповещает своим названи­ем ее возможных читателей о том, что основное внимание ре­дакции сосредоточено на сообщении оперативной новостной информации. «Финансовая газета» предназначена для людей, которых прежде всего интересуют факты, события и процес­сы, относящиеся к финансовой сфере нашей общественной жизни. А «Московская правда» публикует разнотемную инфор­мацию о жизни нашей столицы, представляющую интерес прежде всего для ее жителей. Неточно выбранное название из­дания искажает его имидж и может снизить его привлекатель­ность для потенциальной аудитории.

При выборе названия для нового издания или при его сме­не в старом издании следует учитывать одну из особенностей читательской психологии. Это способность названия надолго закрепляться в памяти постоянных читателей. Смена привыч­ного названия газеты для многих из них может оказаться рав­носильной ее смерти. Никакие предуведомления и разъясне­ния редакции здесь не помогут. Это может привести к потере значительной части аудитории газеты — со всеми политичес­кими и экономическими последствиями этого. Понимание этого объясняет тот факт, что, хотя многие газеты и журналы, вы­ходящие в нашей стране в течение десятилетий, поспешили сменить свои названия, некоторые предпочли сохранить их в неприкосновенности — по разным причинам. И если газеты «Правда» и «Советская Россия» подтвердили таким образом

своим читателям, что остаются на прежних идеологических и партийных позициях, то решение руководителей редакций га­зет «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» ос­тавить старые названия своих изданий диктовалось опасением потери большей части их целевой аудитории.

Важной составляющей имиджа периодического издания яв­ляется и состав его редакционного коллектива. О газете или жур­нале судят не только по особенностям содержания, тематики и формы их публикаций, но и по тому, кто ими руководит и вы­ступает на их страницах. И прежде всего по выступлениям веду­щих авторов издания. У каждого штатного и постоянного не­штатного журналиста газеты формируется его личный имидж, влияющий на общий имидж издания. Авторитет современных «Известий» в значительной мере связан с популярностью веду­щих журналистов газеты — Юрия Богомолова, Валерия Кичи­на, Светланы Бабаевой и других, с их личным имиджем, кото­рый формировался в течение ряда лет, так же как имидж «Мос­ковских новостей» в значительной мере связан с личным имиджем журналистов Людмилы Телень, Михаила Шевелева, известного историка Александра Янова, регулярно выступающего на стра­ницах еженедельника, и других именитых его авторов.

Каждый номер газеты или журнала должен поддерживать и закреплять их имидж. Но каждый номер является лишь звеном в цепи номеров, составляющих комплект издания. Полное пред­ставление об имидже издания можно получить, лишь ознако­мившись с его комплектом за достаточно длительный период. Однако хотя каждый номер должен быть связан с предыду­щим выпуском и так же органично предварять последующий выпуск, у него всегда есть индивидуальные особенности — в содержании, тематике, форме и подаче материалов. Это обус­ловливается, например, уже различиями между номерами ежед­невной газеты, выходящими в рабочие и выходные или пред­выходные дни недели, что приводит к необходимости разра­ботки на основе общей содержательно-тематической модели издания моделей каждого из номеров, выходящих в разные дни недели.


Вопросы для самопроверки

1. Что такое имидж периодического издания?

2. Как имидж газеты отражается в ее номере и комплекте?

3. Какая связь существует между особенностями целевой аудито­
рии издания и его имиджем?

4. Какую роль играет в формировании имиджа издания личный
имидж его руководителей и журналистов?

5. Какое значение имеет выбор названия газеты для ее имиджа?

6. Определите имидж газеты и журнала, которые вы постоянно
читаете.

Глава 12

Структура номера

ЦЕЛИ Изучив материалы этой главы, вы узнаете:

— как формируется система публикаций в пе­чатном периодическом издании;

—какие типы текстовых публикаций входят в эту систему в
газете;

—каковы особенности системы публикаций в газетах и жур­
налах разных типов

В зависимости от задач периодического издания, особенно­стей его целевой аудитории, содержательно-тематической мо­дели и его имиджа определяется структура — состав и строе­ние его номера.

Цели и задачи издания обусловливают основные его харак­теристики, главные тематические направления выступлений, формирование важнейших разделов и соотношение между ними, жанровую систему публикаций, систему рубрик и т.д.

Немалое значение имеют особенности аудитории издания, ее состав, интересы, информационные запросы. Они влияют не только на тематику материалов номера, но и на его дизайн, специфику форм подачи информации на печатных страницах.

 

Важный фактор, определяющий структуру номера, — со­держательно-тематическая модель издания. Его общая долго­временная модель, фиксирующая постоянные характеристи­ки, конкретизируется в моделях отдельных номеров, связан­ных с определенным периодом — днем недели, временем года, сезоном, кампанией.

Формируя структуру номера, отвечают на четыре главных во­проса. Что включить в номер? В каком соотношении должны на­ходиться различные части его содержания? Как их расположить? Как подать материал, какие формы для этого использовать?

В поисках ответа на первый вопрос мы приходим к выводу, что, во-первых, каждый номер газеты должен состоять из ма­териалов, посвященных самым важным вопросам современ­ности — «злобе дня», поднимать самые актуальные проблемы, волнующие широкую общественность. И во-вторых, в каждом номере для этого должны присутствовать самые разнообраз­ные и разнородные материалы. Они образуют систему публи­каций номера. Под публикацией мы понимаем опубликован­ный (напечатанный) в газете для восприятия ее читателями текст или иллюстрацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.061 с.)