Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-массовая работа редакции
Она непосредственно примыкает к работе журналистов с авторским активом. И цели у них во многом совпадают. Ведь под организационно-массовой работой мы понимаем систему организационных мероприятий, целью которых являются расширение и укрепление связей редакции с читателями и авторским активом. Эта система складывалась в нашей отечественной прессе в течение многих десятилетий. На каждом очередном этапе истории нашей страны возникали новые формы и методы массовой работы, соответствовавшие изменениям конкретной обстановки и новым задачам. Старые же формы видоизменялись или отмирали. Некоторые из них можно успешно применять и в наше время. Другие же остались лишь в истории. Так, например, сейчас невозможно проводить рабселькоровские рейды, столь популярные прежде в редакционной практике, — никто не допустит теперь участников такого рейда к проверке организации и результативности работы предприятия или коммерческой фирмы. Но раньше не знали такой современной формы массовой работы редакции, как проведение фестиваля газеты. Особенности массовой работы редакции определяются уровнем издания, величиной редакционного коллектива, опытом его журналистов и, не в последнюю очередь, его материальными, финансовыми возможностями. В редакции небольшого регионального издания основными формами массовой работы становятся встречи за «круглым столом» с представителями определенных профессий и проведение всевозможных конкурсов. А редакция крупной столичной газеты организует, кроме того, общественную приемную, создает деловой клуб, проводит фестиваль газеты и т.д. Использование этих и других форм массовой работы открывает перед редакциями возможность решения тех задач, для которых у них отсутствуют творческие или материальные ресурсы. Так, если редакция небольшой районной газеты не может позволить себе из-за слабой финансовой базы оплату штатных собкоров, она выходит из положения, организуя сеть нештатных, общественных собственных корреспондентов. Если в газете не хватает фотоиллюстраций — единственный штатный фотокорреспондент не справляется с работой, — ситуацию можно выправить, объявив в газете конкурс на лучший фотоснимок. Но в этом случае надо продумать условия такого конкурса, не забыв о премиях его победителям. В любом городе или поселке найдутся фотолюбители, которые понесут в редакцию свои снимки. Стремясь разнообразить свои публикации, можно использовать такую испытанную форму массовой работы, как организация при редакции литературной студии с последующей публикацией литературных страниц, подготовленных ее участниками — местными поэтами и прозаиками.
В редакцию массового популярного издания всегда приходят читатели — с вопросами, за советами, с предложениями и т.п. Это — свидетельство популярности газеты или журнала, его широких связей с аудиторией. Однако встречи журналистов с посетителями редакции требуют немалого времени и сил. Неизбежно уменьшается резерв времени для творческой работы. Возникающие в связи с этим проблемы успешно решают, создавая общественную приемную редакции. Направляют в нее сотрудника редакции, пару нештатных корреспондентов, которые ежедневно ведут прием посетителей. В ходе встреч с ними они получают разнообразную информацию, устанавливают контакты, находят новые интересные темы и потенциальных авторов. Огромный опыт работы в общественных приемных накопили не только редакции таких газет, как «Комсомольская правда» и «Труд», но и многих региональных изданий. Так, например, редакция «Народной газеты», которую читают во
всей Московской области, даже организовала в свое время разъездную приемную. Ее сотрудники выезжали в определенный день месяца в один из городов области, где и вели прием читателей. В течение месяца они успевали объехать все крупные города региона распространения своего издания. Несомненно, это способствовало укреплению связей редакции с аудиторией газеты. Конечно, использование некоторых форм массовой работы, например проведение фестиваля газеты, требует не только длительной подготовки, разработки плана, создания группы работников, ответственных за его реализацию, но и солидных финансовых средств. Традиционный ежегодный фестиваль столичной газеты «Московский комсомолец» превращается в общегородской праздник. Все журналисты газеты во главе с ее главным редактором встречаются с читателями, рассказывают о своих планах и организации работы редакции. Проводится подписка на газету. Книжные издательства продают свою литературу. Выступают эстрадные коллективы, на спортивных площадках встречаются команды журналистов и читателей газеты. Ее фестиваль становится народным гулянием. Понятно, как такое массовое мероприятие способствует популяризации издания, расширению его аудитории.
Проведение редакцией массовой работы в наше время нередко смыкается с коммерческой деятельностью редакции, целью которой является укрепление ее финансовой базы, получение доходов и прибыли, Вопросы для самопроверки 1. Каковы причины и цели формирования редакционного актива? 2. Как сотрудники газетной редакции работают с информаторами, 3. Какие формы массовой работы редакции вы знаете? 4. Как редакция небольшой местной газеты может использовать 5. Каковы цели и условия проведения фестиваля газеты? 6. Что дает редакции работа ее общественной приемной? Глава 9 Работа с редакционной почтой ЦЕЛИ Познакомившись с материалами этой главы, вы поймете: — почему редакционная почта стала в газетных редакциях одним из важнейших источников информации; —как в редакции работают с письмами читателей; —какова роль отдела писем в редакции; —каковы последствия отказа редакции от работы с пись —какие новые формы работы с письмами сейчас использу По количеству писем читателей, приходивших в редакцию, раньше судили об авторитете и популярности газеты или журнала. А умение журналиста работать с письмами являлось одним из показателей уровня его профессионального мастерства. Это объяснялось значением работы с редакционной почтой для подготовки и выпуска периодического издания. Редакционная почта как источник информации Действительно, редакционная почта всегда была и остается одним из важнейших источников информации, необходимой для работы редакции. Письмо читателя — человеческий документ — нередко приносит эксклюзивную информацию, которую невозможно получить ни в каком другом источнике, — только автор письма мог быть участником или свидетелем события. Эту информацию возможно использовать не только для подготовки публикации в газете, но и в процессе управления редакцией, планирования ее деятельности, организации работы журналистов, их информирования.
Не меньшее значение имеют письма читателей и как средство прямой и обратной связи. Прямой связи — при публикации писем на газетных полосах, обращении их авторов к читателям. И обратной связи — как средства, с помощью которого редакция может узнавать об эффективности публикаций газеты, о реакции читателей на выступления журналистов, о популярности и распространении своего издания. Наконец, публикация писем читателей в газете — это форма выражения общественного мнения и вместе с тем инструмент обеспечения гласности в демократическом обществе. Поэтому работа с письмами являлась общередакционной обязанностью. В ней участвовали все журналисты, независимо от отделов, в которые они входили, и от должностей, которые они занимали. В течение многих лет в редакциях отечественных периодических изданий был накоплен огромный опыт использования редакционной почты, создана система различных форм и методов работы с письмами читателей.
Ее основой является организация работы с письмом читателя в редакции, определение вариантов его использования и форм его публикации в газете. Одним из важнейших элементов структуры редакции является отдел писем. Это центр работы с редакционной почтой. Независимо от количества его сотрудников, он отвечает за учет писем читателей, определение их судьбы, распределение по другим творческим подразделениям редакции и за подготовку писем, содержащих актуальную информацию, к публикации в газете. В зависимости от объема редакционной почты в номерах газеты или журнала регулярно — в соответствии с сетевым графиком — публикуют отдельные письма, их подборки или целые полосы под различными рубриками: Нам пишут, Письма наших читателей, Из редакционной почты и т.п. Рубрики по письмам составляют важную часть системы тематических рубрик издания. Некоторые из них используют сотрудники любого отдела редакции, другие же являются монопольными рубриками отдела писем.
Работа с письмами читателей Чем больше писем читателей приходит в редакцию, тем меньшую их часть могут публиковать на газетных полосах. Однако сотрудники редакции располагают широкими возможностями использования информации, содержащейся в неопубликованных письмах. Их будут цитировать в статьях журналистов, они могут стать поводом для творческих командировок, материалом для анализа особенностей общественного мнения и т.д. Эффективным методом работы с редакционной почтой являются подготовка и публикация общих и тематических обзоров писем — концентрации мнений авторов откликов на публикации газеты или на события, происходящие в жизни общества. Отказ от этого опыта, от публикации писем читателей и других форм использования редакционной почты, как показала недавняя практика редакций некоторых газет и журналов, приводит к самым отрицательным последствиям — потери связей журналистов с читательской аудиторией, ухудшению имиджа издания, понижению его уровня и, в конечном счете, к ослаблению его экономической базы.
Конечно, работа с письмами читателей требует от сотрудников редакции времени и сил, терпения и достаточно высокого уровня профессионального мастерства, но польза от нее окупает все издержки. К тому же со временем возникли новые формы работы с редакционной почтой, раскрывающие неизвестные ранее возможности ее использования в периодических изданиях. Количество обычных, бумажных писем, приходящих в редакции, по ряду причин — экономических, психологических и др. — уменьшилось, но возникли новые виды почты, связанные с использованием новых технологий. Читатели стали активно использовать телефон как средство общения с газетой и ее журналистами. Опыт «Комсомольской правды», первой организовавшей «горячую линию» и пригласившей к редакционному телефону известных государственных деятелей, был быс-
тро подхвачен редакциями многих газет и журналов. В «Известиях» стали еженедельно проводить телефонные встречи руководителей газеты и гостей редакции — политиков, экономистов, писателей, артистов — с читателями. В очередном субботнем номере газеты публиковали отчет о такой встрече — вопросы и ответы на них. Читатели «Вечерней Москвы» могли позвонить в редакцию по определенному номеру телефона и задать журналисту волновавшие их вопросы. Газета печатала затем ответы на самые важные из них. Еще более широкие возможности использования писем читателей открылись с возникновением Интернета. Создав на Интернете свой сайт, редакция еженедельника «Московские новости» не только предоставила пользователям Всемирной сети возможность знакомиться с электронной версией своего издания, но и нашла новые пути для общения с читателями, выяснения их реакции на публикации своих авторов. В каждом номере еженедельника публикуется полоса «Обратная связь», где помещают отклики читателей на его материалы. Некоторые статьи еженедельника вызывают 3—3,5 тысячи откликов-посещений сайта «МН» читателями. Самые интересные из них печатают на этой полосе. Работа с письмами непосредственно связана с массовой работой редакции.В каждом редакционном коллективе целесообразно продумать свою систему различных форм и методов использования писем читателей — как публикуемых, так и непубликуемых, в соответствии с возможностями редакции и спецификой периодического издания. Вопросы для самопроверки 1. Какую роль играют письма читателей в газету? 2. Как в редакции организована работа с письмами читателей? 3. Как используют письма читателей в газете? 4. Каковы особенности обзора писем в газете? 5. Какие новые современные формы переписки с читателями ис 6. Каковы последствия отказа редакции от работы с письмами Формы организации редакционной деятельности ЦЕЛИ Прочитав эту главу, вы получите представление: - о целях редакционной акции; —о газетной кампании, ее видах и ее организации;
—об особенностях обсуждения в газете Кроме известных нам методов руководства и управления редакционным коллективом, применяются различные формы организации редакционной деятельности. Их общей основой является кооперирование, объединение усилий нескольких журналистов или подразделений редакции. Это объединение происходит прежде всего в процессе планирования работы коллектива, постановки задач его творческих отделов, технических и коммерческих служб и последующего определения индивидуальных заданий журналистов и других сотрудников редакции. В ходе управления коллективом используют также разные виды редакционной акции. Под нею понимают коллективные действия нескольких журналистов или творческих подразделений редакции, направленные на достижение единой, достаточно крупной цели. Такие акции могут иметь общий или частный характер. В последнем случае цель акции — проведение какого-либо организационного мероприятия. Примером может служить написание отчета о праздничной демонстрации, репортажа о народном гулянии или о спортивных состязаниях на очередной олимпиаде. Как правило, такие отчеты и репортажи готовит группа в составе нескольких репортеров. Для проведения редакционной акции могут объединяться и два-три журналиста. Так, редакция газеты «Труд» нередко направляла спецкора туда, где работал собкор газеты, с зада-
нием вместе написать критическую корреспонденцию или проблемную статью. А в редакции «Известий» практиковали объединение нескольких собкоров, работавших в соседних регионах. Они коллективно готовили масштабное выступление на темы экономики или морали. Частные акции помогают организовать работу лишь нескольких журналистов или небольшого подразделения редакции. Распространенная форма такой акции — подготовка тематической или целевой полосы журналистами творческого отдела. Несравненно большее значение имеют общие акции. Нередко они определяют деятельность всего коллектива или большей его части. В их ходе перед редакцией встают крупные задачи. К таким акциям относятся кампания и обсуждение. Кампания — это комплекс публикаций и организационных мероприятий редакции, посвященных одной общезначимой проблеме или актуальной теме. Цель кампании — вовлечение масс читателей в решение этой проблемы или в обсуждение этой темы. Это важнейшая форма коллективной акции в любой редакции. Одновременно это один из главных методов организации деятельности редакции и вместе с тем подачи материалов в периодическом издании. Редакция всегда ведет какую-либо кампанию, а нередко и несколько одновременно: одну — главную, другую — на втором, не столь важном направлении. Значение кампании связано, в частности, с тем, что правильное ее ведение обеспечивает целеустремленность периодического издания и работы всего редакционного коллектива. Кампания охватывает длительный период — от нескольких недель до нескольких месяцев и дольше. Тип, характер и длительность кампании определяются ее целью. Политические газетные кампании, связанные с важными событиями в политической жизни страны и общества — выборами президента, депутатов Государственной Думы или мэра крупного города, обычно продолжаются длительное время. Столь же продолжительной может быть и экономическая кампания, посвященная, например, изменению налоговой системы в стране. Но сезонная кампания, связанная, например, с проведением очередных сельскохозяй-
ственных работ — севом или уборкой урожая, ограничивается их началом и окончанием. Поскольку проведение кампании определяет деятельность всей редакции или значительной ее части, в подготовку, планирование, организацию и подведение итогов этого мероприятия включается все руководство коллектива. В редакции создается группа, разрабатывающая план кампании, определяющая ее этапы, время и характер кульминации, формы завершения, предлагающая рубрику кампании и, главное, роль разных отделов и других подразделений коллектива в ее проведении. Редколлегия или редакторат обсуждает этот план и затем контролирует его реализацию. Другая форма масштабной редакционной акции — обсуждение. Оно имеет много общего с кампанией. Оно также может продолжаться длительное время. Поводом для него обычно служит обнародование какого-либо важного законопроекта или другого документа. Оно дает возможность выяснить отношение читательской аудитории печатного издания к новому проекту и повлиять на формирование общественного мнения. Часто такое обсуждение проводится в ходе газетной кампании, составляет ее неотъемлемую часть. И все же они различаются своими целями: если у кампании это постановка актуальной проблемы, поиск путей и средств ее решения, то цель обсуждения — выяснение и формирование общественного мнения. Эффективность кампании или обсуждения повышается, если в их проведение включаются несколько редакций различных средств массовой информации — газет, телевидения и радио. Обычно их руководители согласовывают план своих действий и ведут такую совместную кампанию к достижению общей цели.
*** Все направления деятельности редакционного коллектива нацелены на главное — на подготовку и выпуск номеров пе-
риодического издания. Поиск, сбор, хранение и использование информации, проведение коллективных акций редакции, ее работа с читателями — формирование ее актива, массовая деятельность и работа с редакционной почтой необходимы лишь для того, чтобы обеспечить оптимальное функционирование редакционной системы, безотказную деятельность всех ее элементов, ритмичный выпуск газет и журналов. Вопросы для самопроверки 1. Что такое редакционная акция? Какие виды акции вы знаете? 2. Какова цель газетной кампании? 3. Как планируют и проводят газетную кампанию? 4. Чем различаются газетная кампания и обсуждение в газете?
Глава 11 Имидж газеты и ее номер
* Изучив материалы этой главы, вы получите представление: —об имидже периодического издания; —о его связи с особенностями целевой аудитории издания; —о влиянии имиджа газеты на содержание, тематику и ди —о роли названия газеты в формировании ее имиджа «^ —..«..т!.».! —,.»,,^!,^,,..,_..«,,«.,»,..«,.»..„>._.,.«..»,!._.,,_,.._.,.»...«,.«.,«..,»,.__,..._,>«,,._,, Сильнейшее влияние на процесс подготовки и выпуска номера оказывает имидж издания (англ. 1та§е — образ, изображение) - - устойчивое представление о газете или журнале, которое формируется у читателя. Имидж складывается в течение длительного времени под воздействием постоянных особенностей содержания издания, тематики и характера его публикаций, его позиции и взглядов. На имидж издания воздействуют также особенности его формы — дизайна, верстки и иллюстрирования, то, что часто называют внешним «лицом» газеты. Имидж издания тесно связан с его аудиторией. Более того, его формируют, учитывая особенности целевой аудитории газеты или журнала. Потенциальные читатели ищут газету с определенным имиджем, соответствующим их интересам, вкусам, культурному и образовательному уровню. Постоянные читатели «Известий» или «Независимой газеты» не будут искать номер «Московского комсомольца» — им претит имидж этой газеты как издания, не заботящегося о правдивости своей информации, падкого на дешевую сенсацию и не гнушающегося использования ненормативной лексики. И наоборот, постоянных читателей «Московского комсомольца» отталкивает имидж «Известий» — издания, ориентированного на общественно активных людей с достаточно высоким культурным уровнем. Целевая аудитория каждого периодического издания также имеет свой определенный имидж. Будущий имидж издания закладывают уже в его модель, определяя систему его публикаций, тематические рубрики и жанровые особенности — в зависимости от особенностей и имиджа его потенциальной читательской аудитории. Определенное значение в этой модели имеет и соотношение новостей, и аналитических, проблемных материалов. В соответствии с имиджем издания выбирают и его название, которое должно дать читателю представление о характере информации, содержащейся в его публикациях, для какой аудитории она предназначена. Газета «Время новостей» оповещает своим названием ее возможных читателей о том, что основное внимание редакции сосредоточено на сообщении оперативной новостной информации. «Финансовая газета» предназначена для людей, которых прежде всего интересуют факты, события и процессы, относящиеся к финансовой сфере нашей общественной жизни. А «Московская правда» публикует разнотемную информацию о жизни нашей столицы, представляющую интерес прежде всего для ее жителей. Неточно выбранное название издания искажает его имидж и может снизить его привлекательность для потенциальной аудитории. При выборе названия для нового издания или при его смене в старом издании следует учитывать одну из особенностей читательской психологии. Это способность названия надолго закрепляться в памяти постоянных читателей. Смена привычного названия газеты для многих из них может оказаться равносильной ее смерти. Никакие предуведомления и разъяснения редакции здесь не помогут. Это может привести к потере значительной части аудитории газеты — со всеми политическими и экономическими последствиями этого. Понимание этого объясняет тот факт, что, хотя многие газеты и журналы, выходящие в нашей стране в течение десятилетий, поспешили сменить свои названия, некоторые предпочли сохранить их в неприкосновенности — по разным причинам. И если газеты «Правда» и «Советская Россия» подтвердили таким образом своим читателям, что остаются на прежних идеологических и партийных позициях, то решение руководителей редакций газет «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» оставить старые названия своих изданий диктовалось опасением потери большей части их целевой аудитории. Важной составляющей имиджа периодического издания является и состав его редакционного коллектива. О газете или журнале судят не только по особенностям содержания, тематики и формы их публикаций, но и по тому, кто ими руководит и выступает на их страницах. И прежде всего по выступлениям ведущих авторов издания. У каждого штатного и постоянного нештатного журналиста газеты формируется его личный имидж, влияющий на общий имидж издания. Авторитет современных «Известий» в значительной мере связан с популярностью ведущих журналистов газеты — Юрия Богомолова, Валерия Кичина, Светланы Бабаевой и других, с их личным имиджем, который формировался в течение ряда лет, так же как имидж «Московских новостей» в значительной мере связан с личным имиджем журналистов Людмилы Телень, Михаила Шевелева, известного историка Александра Янова, регулярно выступающего на страницах еженедельника, и других именитых его авторов. Каждый номер газеты или журнала должен поддерживать и закреплять их имидж. Но каждый номер является лишь звеном в цепи номеров, составляющих комплект издания. Полное представление об имидже издания можно получить, лишь ознакомившись с его комплектом за достаточно длительный период. Однако хотя каждый номер должен быть связан с предыдущим выпуском и так же органично предварять последующий выпуск, у него всегда есть индивидуальные особенности — в содержании, тематике, форме и подаче материалов. Это обусловливается, например, уже различиями между номерами ежедневной газеты, выходящими в рабочие и выходные или предвыходные дни недели, что приводит к необходимости разработки на основе общей содержательно-тематической модели издания моделей каждого из номеров, выходящих в разные дни недели. Вопросы для самопроверки 1. Что такое имидж периодического издания? 2. Как имидж газеты отражается в ее номере и комплекте? 3. Какая связь существует между особенностями целевой аудито 4. Какую роль играет в формировании имиджа издания личный 5. Какое значение имеет выбор названия газеты для ее имиджа? 6. Определите имидж газеты и журнала, которые вы постоянно Глава 12 Структура номера ЦЕЛИ Изучив материалы этой главы, вы узнаете: — как формируется система публикаций в печатном периодическом издании; —какие типы текстовых публикаций входят в эту систему в —каковы особенности системы публикаций в газетах и жур В зависимости от задач периодического издания, особенностей его целевой аудитории, содержательно-тематической модели и его имиджа определяется структура — состав и строение его номера. Цели и задачи издания обусловливают основные его характеристики, главные тематические направления выступлений, формирование важнейших разделов и соотношение между ними, жанровую систему публикаций, систему рубрик и т.д. Немалое значение имеют особенности аудитории издания, ее состав, интересы, информационные запросы. Они влияют не только на тематику материалов номера, но и на его дизайн, специфику форм подачи информации на печатных страницах.
Важный фактор, определяющий структуру номера, — содержательно-тематическая модель издания. Его общая долговременная модель, фиксирующая постоянные характеристики, конкретизируется в моделях отдельных номеров, связанных с определенным периодом — днем недели, временем года, сезоном, кампанией. Формируя структуру номера, отвечают на четыре главных вопроса. Что включить в номер? В каком соотношении должны находиться различные части его содержания? Как их расположить? Как подать материал, какие формы для этого использовать? В поисках ответа на первый вопрос мы приходим к выводу, что, во-первых, каждый номер газеты должен состоять из материалов, посвященных самым важным вопросам современности — «злобе дня», поднимать самые актуальные проблемы, волнующие широкую общественность. И во-вторых, в каждом номере для этого должны присутствовать самые разнообразные и разнородные материалы. Они образуют систему публикаций номера. Под публикацией мы понимаем опубликованный (напечатанный) в газете для восприятия ее читателями текст или иллюстрацию.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.061 с.) |