ТОП 10:

Коммерческие службы редакции



Коммерческие службы составляют третью часть редакци­онного коллектива. С возникновением в нашей стране инфор­мационного рынка их значение резко возросло. Цель их дея­тельности -- обеспечение экономической, прежде всего фи­нансовой, базы редакции и периодического издания.

Важнейшие коммерческие службы редакции: бухгалтерия, от­делы маркетинга, рекламы, распространения. Нередко к ним при­соединяются редакция приложений, книжная редакция и дру­гие коммерческие структуры. У каждой из них свои задачи и обя­занности. Бухгалтерияотвечает за финансовую деятельность редакции, контролирует исполнение редакционного бюджета. За­дача отдела маркетинга-- исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской ауди­тории. Отдел рекламыобеспечивает приток в редакцию реклам­ных и частных объявлений и их публикацию в газете. Основная функция отдела распространения— обеспечение распростране­ния и реализации тиража периодического издания.

Всеми коммерческими службами руководит редакционный менеджер.Часто его называют коммерческим или исполнитель­ным директором. Он входит в редакционную коллегию газеты на правах одного из заместителей главного редактора. Каждую

 

 

глава 5 коммерческую службу возглавляет ее руководитель — главный бухгалтер, менеджер по рекламе или по распространению и т.д. С вхождением печатного периодического издания в инфор­мационный рынок коллектив его редакции постепенно разде­ляется на две части, каждая из которых решает стоящие перед ней специфические задачи. Первая — это творческие подразде­ления и технические службы, обеспечивающие их деятельность. Они отвечают за подготовку и выпуск номеров издания. Ими руководит главный редактор. Вторая — коммерческие службы, отвечающие за экономику газеты, укрепление ее финансовой и технической базы. Их деятельностью руководит редакцион­ный менеджер, подчиняющийся главному редактору или, в некоторых случаях, учредителю издания. Вопросы для самопроверки 1. Каковы обязанности технических служб редакции? 2. Какие технические службы газетной редакции вы знаете? 3. Какова роль отдела информатики в редакции? 4. Каковы цели создания в редакции электронного банка данных? 5. Как работают редакционная библиотека и архив? 6. Как организована работа корректорской в редакции? 7. Какие задачи решает компьютерный центр редакции? 8. Для чего в редакции создают дежурную службу выпуска? 9. Каковы обязанности отделов маркетинга, рекламы, распростра­ нения и других коммерческих служб редакции? Кто руководит их работой?

 

 

Глава 6

Система управления редакцией

Редакционный коллектив, как нам известно, представляет собой динамичную саморазвивающуюся систему. Как каждая система, она функционирует лишь тогда, когда ею управляют. Процесс управления редакцией происходит в соответствии с определенными правилами и с использованием различных методов управления. В совокупности они представляют систему управления редакционным коллективом.

Правила управления редакцией сформулированы в ее уставе.

Устав редакции

Это документ, определяющий все важнейшие характерис­тики редакции — ее отношения с учредителем периодического издания, их взаимные права и обязанности, полномочия кол­лектива журналистов — штатных сотрудников редакции. В со­ответствии с Законом о средствах массовой информации в ус­таве указывается порядок избрания (назначения) главного ре­дактора, редакционной коллегии и иных органов управления редакцией, а также отношения главного редактора с учредите­лем.

Устав содержит положения, определяющие правовые ос­нования передачи и (или) сохранения права на название изда­ния, а также юридические последствия смены учредителя, основания и порядок прекращения деятельности СМИ, реор­ганизации или ликвидации редакции, изменения ее организа­ционно-правовой формы.

Если редакция действует как предприятие, то ее устав мо­жет одновременно являться уставом этого предприятия и дол­жен соответствовать законам о предприятиях и предпринима­тельской деятельности.

Устав редакции газеты, журнала или другого СМИ прини­мается на общем собрании коллектива журналистов — штат-


ных сотрудников редакции большинством голосов при нали­чии не менее двух третей его состава и утверждается учредите­лем. До утверждения устава, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредите­лем и редакцией (главным редактором).

В целях оптимизации управления редакцией могут разраба­тываться на основе ее устава и другие документы, уточняющие структуру коллектива, функции и обязанности его звеньев и каждого сотрудника. Редакционная практика показала пользу подготовки подобных положений и памяток, направленных на обеспечение нормальных деловых взаимоотношений руково­дителей коллектива и остальных сотрудников.

Процесс управления редакцией носит циклический харак­тер. Совокупность этапов этого процесса называется управлен­ческим циклом. В редакции управленческий цикл разделяется на два взаимосвязанных этапа. Первый из них — этап руковод­ства, второй — этап собственно управления. Они различаются не только временной характеристикой, охватом сторон редак­ционной деятельности, характером входящих в них операций и значением в организации работы коллектива, но и методами управления, которыми пользуются руководители редакции.

Этап руководства редакцией включает определение страте­гии редакционной деятельности, выработку и выбор решений, организацию их выполнения, общий контроль и подведение итогов. Конкретно это означает: сбор информации, необходи­мой для определения целей и задач работы редакции на дли­тельный период, перспективное планирование и моделирование редакционной деятельности, выработка и принятие решений — коллективно или единолично — руководителем редакции, орга­низация их выполнения — информирование коллектива о пер­спективах его работы и постановка перед руководителями его подразделений главных задач на длительный период. К нему относятся также регулярный контроль и проверка выполнения планов и решений, периодическое подведение итогов работы коллектива и его важнейших звеньев за относительно большие

 

 

отрезки времени, сбор информации, требующейся для начала нового этапа руководства редакцией. Этот этап определяет стра­тегию деятельности редакции. Ее разработкой, как мы знаем, занимаются под руководством главного редактора газеты его заместители и редакционная коллегия.

Эта стратегия конкретизируется и реализуется на втором этапе управления редакцией. Он определяет повседневную кон­кретную работу коллектива и включает: уяснение задач, сто­ящих перед редакцией, на ближайшее время, оперативное пла­нирование подготовки и выпуска номеров издания, принятие решений, получающих форму заданий отделам -- их руково­дителям и журналистам, координирование и регулирование их действий, повседневный и периодический контроль исполне­ния решений, подведение итогов работы и получение новой информации на ближайшее время. Этот этап определяет такти­ку деятельности коллектива. На нем важнейшую роль играют секретариат редакции и руководители ее подразделений. Разу­меется, при необходимости главный редактор и редколлегия включаются в процесс повседневного управления подготов­кой номеров издания — давая конкретное задание, внося из­менения в материалы, меняя местами публикации и т.п. В не­большой редакции местной — городской или районной газеты деятельность главного редактора приобретает более предмет­ный характер. Однако редактор крупной ежедневной газеты не имеет возможности входить в детали процесса подготовки и выпуска ее номеров, это остается заботой ответственного сек­ретаря. И методы управления редакцией, которые они исполь­зуют, различаются своими особенностями.

Методы управления редакцией

В распоряжении руководителей редакции имеются различ­ные методы управления ее коллективом. Под методом мы по­нимаем в данном случае способ воздействия на коллектив и его членов с целью решения определенных задач. В практике социального управления применяют множество различных


методов, классифицируемых по разным основаниям, — поли­тические, экономические, правовые, психологические и др. Для нас представляют интерес четыре вида методов управления: правовые, экономические, психологические и организацион­ные (их называют также административными).

Основой правовых методов управления редакцией являются Конституция РФ, ее Гражданский, Трудовой и Уголовный ко­дексы, а также все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон о средствах массовой инфор­мации, принятый 27 октября 1991 г. В соответствии с этими документами руководители редакции контролируют деятель­ность всех ее сотрудников, не допуская нарушений правовых норм в публикациях периодического издания. Эти нормы явля­ются правовым основанием и трудовых, производственных отношений внутри редакционного коллектива. При нарушении этих норм главный редактор имеет право использовать по от­ношению к виновному все предусмотренные законом меры взыскания вплоть до его увольнения.

Руководители редакции, ее журналисты и коммерческие сотрудники нередко сталкиваются с вопросами, для ответа на которые необходимы солидные правовые знания. В крупных редакциях они могут обратиться к штатному юристу, советы которого помогут им найти правильное решение. В редакции небольшого местного издания приходится искать такого пра­воведа среди активистов газеты.

Правовые методы управления органично связаны с поли­тическими методами. Политика, проводимая государством, его властными структурами на всех уровнях — президентом и его администрацией, Государственной и местными думами, гу­бернаторами и т.д., — приводит к принятию решений, фор­мируемых в законах, указах и других документах, регулирую­щих процессы, происходящие в различных областях жизни общества. В том числе в законах и подзаконных актах, относя­щихся к СМИ. На редакционном уровне это активно влияет на формирование информационной политики газеты и использо­вание главным редактором политических методов управления

 

коллективом — утверждением планов его работы, изданием приказов, распоряжений, обращением к иным формам реше­ний, обязательным для всех работников редакции.

С вхождением наших средств массовой информации в ин­формационный рынок все большее значение^ управлении ре­дакцией периодического издания получают экономические ме­тоды. В руках руководителя они оказались мощным рычагом воздействия на работу каждого сотрудника редакции и всего ее коллектива в целом. Они дают главному редактору широкие возможности финансового воздействия на сотрудника редак­ции, например, путем перевода журналиста на вышеоплачи­ваемую должность, повышения зарплаты в рамках «вилки» должностного оклада. Еще больший эффект дает регулирова­ние размеров гонорара, который можно изменять в зависимо­сти от качества материала, написанного журналистом, и тру­доемкости процесса его подготовки. В соответствии с работой журналиста — его инициативностью, мастерством, эффектив­ностью выступлений и т.д. — можно изменять частоту его пуб­ликаций, тем самым регулируя размеры его гонорара и стиму­лируя лучшую организацию его труда. И наоборот, при серьез­ной ошибке, допущенной журналистом, лишая его премии, которую в редакциях некоторых крупных изданий регулярно добавляют к окладу творческого работника.

Экономические методы управления редакцией связаны с использованием и других форм материального и финансового поощрения сотрудников, о которых мы расскажем ниже. К ним могут обращаться не только руководители редакции -- глав­ный редактор и ответственный секретарь, но и руководители подразделений коллектива — творческих отделов и др., напри­мер, регулируя частоту публикации материалов своих журна­листов.

Эффективность руководства редакцией в немалой степени зависит и от использования психологических методов управле­ния. Это предполагает необходимость учета руководителем осо­бенностей характера и психологии его подчиненного. Обычно для редакции характерна разносоставность ее коллектива. В нем


 

объединяются люди разного возраста, жизненного и профес­сионального опыта, разных способностей, возможностей, зна­ний и интересов. Общим для них являются стремление к твор­ческому труду и к поддержанию известности и авторитета из­дания, в редакции которого они работают. Каждый из них стремится найти в ее коллективе свое место — должность, на которой работник мог бы полностью раскрыть свои способно­сти, получить от работы наибольшее удовлетворение — твор­ческое и материальное, заслужить уважение коллег и своих ру­ководителей. Помочь ему найти это место — одна из целей ру­ководителя редакции. Ему приходится быть психологом, стремясь оптимизировать структуру и состав коллектива, он учитывает особенности характера, возможности каждого со­трудника.

Важнейшее значение для обеспечения оптимальной орга­низации труда в редакции имеют организационные (админист­ративные) методы управления. К ним относятся: моделирова­ние периодического издания и работы его редакции, планиро­вание ее деятельности, координирование, нормирование труда работников и учет его результатов, стимулирование, контроль и проверка исполнения.

 

Моделирование

Под моделью мы понимаем упрощенный аналог какого-либо реального объекта — предмета, явления, процесса. Вос­производя с помощью модели структуру, качество, работу объекта, можно понять особенности его деятельности и реаль­ные возможности. В журналистике модель становится образцом, в котором концентрируется опыт передовых редакционных коллективов, качества лучших периодических изданий. Моде­лирование экономит время и силы журналистов, упрощает процесс управления коллективом. Значение моделирования резко возросло с использованием в редакции электронной тех­ники, — без разработки модели периодического издания его выпуск становится невозможным.

 

В редакционной практике применяют несколько видов моде­лей. Описательная модель — развернутое описание моделируемо­го объекта или процесса. Графическая модель — чертеж, рисунок, график, схема, на которых показаны основные элементы ото­бражаемого объекта и связи между ними. Иногда используется физическая модель — копия отображаемого объекта в изменен­ном масштабе, позволяющая воспроизвести все его компоненты.

Что моделируют в журналистике? -- Структуру редакции, работу ее коллектива — на всех этапах подготовки и выпуска периодического издания, само издание -- газету, еженедель­ник или журнал.

Модель структуры редакциисоздают в виде оргасхемы — чертежа, воспроизводящего все элементы редакционного кол­лектива, все его подразделения. Это позволяет указать связи между элементами редакционной системы, их субординацию — подчиненность и координацию, направление потоков инфор­мации, циркулирующей в коллективе. На оргасхеме можно показать изменения структуры редакции, ее развитие, обозна­чая новые подразделения и их место в коллективе.

С помощью оргасхемы контролируют контакты всех компо­нентов редакции, предотвращают дублирование и параллелизм в процессе управления, устанавливают между подразделения­ми коллектива самые рациональные — прямые и короткие линии связей. Оргасхема удобна и тем, что допускает любую степень детализации — вплоть до обозначения на ней места и связей конкретных работников—журналистов, технических и коммерческих сотрудников.

Модель структуры редакции может получить и форму опи­сания, в котором фиксируются место каждого подразделения, его роль и обязанности. Такое описание нередко составляет часть Памятки, или Положения, об обязанностях сотрудников. Оп­тимальный вариант модели структуры редакции — соединение оргасхемы с приложенным к ней описанием-комментарием всех ее элементов.

Моделирование работы коллективаимеет важнейшее зна­чение для его руководителей, прежде всего для ответственного


секретаря, так как открывает возможности, с одной стороны, точно определить конкретные задачи любого отдела или служ­бы редакции, его роль в подготовке как очередного, так и пос­ледующих номеров издания и, с другой стороны, осуществ­лять повседневный контроль выполнения этих задач.

Моделировать можно все основные этапы подготовки и вы­пуска номера. Особенно успешно поддаются моделированию те процессы редакционной деятельности, для которых характерна цикличность. Например, работа секретариата, отличающаяся по­вторением циклов производственно-творческих операций.

В некоторых редакциях моделируют подготовку периодичес­кого издания. Такая модель нередко имеет форму описания, в котором фиксируют этапы этого процесса, роль и обязанности каждого отдела и службы редакции. Еще чаще такая модель представляет собой так называемый сетевой график. В нем ука­зывают основные параметры хода подготовки издания — его номеров и комплекта — недельного, месячного и т.д. А имен­но: дату — число и день публикации материалов номера, их характер — разделы и рубрики, в которых они должны быть помещены, жанры и объем будущих публикаций, отделы или журналисты, ответственные за их подготовку.

Такой график имеет форму сетки, в головке которой обыч­но указывают даты и дни выхода номеров, а в боковике — тематические рубрики и полосы номера. В квадратах, образуе­мых сеткой, обозначают отделы редакции (условными индек­сами), объем материалов, их жанры и т.д. В редакциях пользуются сетевыми графиками самой разнообразной формы и структуры, видоизменяя их и приспосабливая к нуждам и особенностям каждого коллектива.

Сетевой график позволяет управлять работой не только всей редакции, но и каждого ее творческого подразделения. Так мо­делируют работу любого отдела: график дает руководителю и журналистам представление об их задачах и обязанностях в подготовке очередного номера.

Подобные графики применяют и в редакциях журналов. Ес­тественно, более редкая периодичность их выхода и другие типо-

 

логические признаки издания обусловливают иную форму рабо­ты коллектива. Так, в редакции ежемесячника моделируют рабо­ту редакции на весь год, для каждого из 12 номеров составляют сетевой график, в котором указывают рубрики номера, объем материалов и отделы, отвечающие за их подготовку.

В некоторых редакциях секретариат моделирует процесс сда­чи материалов в виде графика, устанавливающего очередность и время представления материалов отделами. Это позволяет пре­дотвратить штурмовщину в подготовке номера, повысить ка­чество работы над его материалами в секретариате.

Как правило, в редакциях газеты, журнала и других перио­дических изданий пользуются моделью процесса производства очередного номера в виде графика его выпуска. Такой график отражает выпуск номера по всем производственным операци­ям — от направления материалов в набор до окончания печа­тания тиража.

Моделирование помогает проведению различных коллектив­ных акций и массовых мероприятий редакции. Полезно, напри­мер, разработать модель проведения кампании. Она получит вид описания, в котором разработаны все ее основные компоненты и этапы — подготовка, планирование, организация (начало, раз­витие, кульминация, завершение, подведение итогов).

Однако моделирование работы редакции или ее подразде­ления даст ожидаемые результаты лишь при соблюдении не­скольких условий. Первое из них — достаточная конкретность модели. Слишком общая модель, например, сетевой график, в котором отсутствуют основные характеристики работы коллек­тива, пользы не принесет, так же как излишняя детализация модели, ее перегрузка множеством характеристик даст не наи­лучший эффект. Очевидно, в каждой редакции надо найти свою — оптимальную для данного коллектива — меру модели­рования его деятельности. И второе условие — обязательность модели для всех членов коллектива. Она становится законом редакционной жизни. Контролем выполнения сетевого графи­ка, эффективности модели работы редакции обычно занима­ется секретариат.


 

Что касается моделирования творческого процесса созда­ния журналистского произведения, индивидуального труда жур­налиста, то эта задача представляется весьма сложной. Слиш­ком много субъективных факторов приходится учитывать при ее решении: способности авторов, их профессиональный опыт, оперативность, особенности характера и т.д. Можно выделить лишь основные этапы и моменты этого творческого процесса: определение темы будущего выступления, методов сбора ин­формации, ее анализа и обобщения полученных результатов и т. д. На этой основе можно дать лишь примерные рекомендации направления и характера действий при подготовке материалов в разных жанрах и формах.

Модель периодического издания.Речь идет о его долгосроч­ной модели. В ней даны все его важнейшие характеристики. Та­кая модель формируется с учетом многих факторов, прежде всего — целей и задач издания, его типологической специфи­ки, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива — его возможностей и др. Эта общая модель состо­ит из трех главных частей — содержательной, композицион­ной и графической.

Важнейшая из них — содержательная модель издания. Она должна давать ответ на вопрос — что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества ото­бражать. Это основа моделирования газеты или журнала. В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публика­ций — главные тематические направления, иногда конкрети­зируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют со­держательно-тематической). Модель раскрывает и структуру содержания газеты или журнала: связи важнейших тематичес­ких направлений, их «удельный вес» — значение, соотноше­ние, пропорции между материалами, отображающими разные стороны жизни, предназначенными для всей аудитории или для каждой из ее основных групп. Одна из сторон модели — определение характера и роли материалов издания: информа­ционных, аналитических и проблемно-постановочных, кри­тических и пропагандирующих положительный опыт — и со-

 

отношения между ними. И не случайно из-за сложности содер­жательной модели издания ее часто разрабатывают в форме развернутого описания.

На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель. Она определяет организацию содержа­ния газеты, ее основные тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение во времени — по но­мерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И во-вторых, их размещение в пространстве — на стра­ницах номера, в той или иной части страницы.

Композиционная модель может представлять собой описа­ние. Но чаще ее фиксируют в форме сетевого графика, где ука­зываются номер и его полоса, на которой размещается та или иная рубрика издания.

Графическая модель газеты или журнала строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие ха­рактеристики дизайна издания, его внешнего «лица», главные элементы его графической формы — особенности верстки, ил­люстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др. С помощью графического моделирования достигается посто­янство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя дизайна, предотвращаются субъек­тивизм и вкусовщина.

Эта модель также получает форму описания, составляя осо­бую часть «памяток», которые редакции иногда выпускают для своих сотрудников. Нередко, однако, она фиксируется и в виде макетов-стандартов каждой полосы газеты, которые собирают в особый альбом или закладывают в память компьютеров, на которых работают сотрудники редакционного секретариата. Применение таких стандартных макетов упрощает управление процессом выпуска газеты.

На практике моделирование периодического издания чаще всего начинают с разработки его композиционной и графи­ческой моделей, что значительно проще, чем создание содер­жательной модели. Поэтому в литературе, посвященной моде­лированию периодических изданий, нередко можно встретить


термин «композиционно-графическая модель». Однако мето­дологически правильно начинать процесс моделирования с создания содержательной модели издания. Лишь на ее основе можно без серьезных просчетов разработать и композицион­ную, и графическую модели издания.

Моделирование — эффективный метод управления редак­ционным коллективом. Однако опыт, накопленный в ходе его применения многими редакциями, показал, что ожидаемый управленческий эффект он может дать лишь при правильной оценке его возможностей.

Дело в том, что слишком жесткая модель издания — сете­вой график, покрывающий полностью всю площадь номера, иногда неожиданно приводит к снижению уровня творческой деятельности журналистов. До введения такого графика в ре­дакционном секретариате обычно идет «конкурс» сданных в номер материалов. Секретариат отбирает лучшие из них, воз­вращая остальные на доработку. После введения жесткого гра­фика творческий конкурс может постепенно сойти на нет. Каж­дый отдел редакции получает в номере гарантированное ему графиком место — для рубрик, за которые он отвечает. Это дает иным журналистам возможность, при слабом контроле, снижать интенсивность своей работы.

Другое нежелательное следствие введения жесткого графи­ка связано с необходимостью публикации в номере незапла­нированных актуальных, сенсационных материалов, неожидан­но поступивших в редакцию. В этом случае приходится пере­верстывать номер, освобождая место для новых текстов и иллюстраций. Часть материалов и рубрик, предусмотренных гра­фиком, изымаются из номера и направляются в «загон», где дожидаются возможности для их публикации. За это время не­которые из них теряют свою актуальность и идут «в корзину».

Для того чтобы избежать этих нежелательных эффектов, це­лесообразно уменьшить жесткость модели издания. Оптималь­ные результаты сетевой график дает, если он покрывает не более 60—70% площади газетного номера. Остальная его часть используется или для публикации оперативной информации,

 

 

неожиданно поступившей в редакцию, или для организации «конкурса» незапланированных материалов.

Долговременная модель периодического издания ежегодно оптимизируется — в нее вносятся некоторые изменения, до­бавления, но «ядро» ее остается неизменным. На этой основе создают годовые модели, которые затем конкретизируют в моделях номеров газеты или журнала, выходящих в разные дни недели или разные месяцы. Модель номера представляет собой описание его содержания, структуры, композиции и внешней формы. В редакции городской газеты «Северный ра­бочий» (г. Северодвинск Архангельской области) успешно использовали стандартные бланки — модели номера каждого дня недели. В этих моделях учли различия номеров рабочих дней и номера выходного дня, выпускаемого в конце недели и пред­назначаемого для чтения в субботу и воскресенье.

Значение моделирования работы редакционного коллекти­ва и периодического издания особенно возрастает в связи с использованием электроники в процессе подготовки и выпус­ка газеты или журнала. Без использования моделей, заложен­ных в память редакционных компьютеров, выпуск периоди­ческого издания невозможен.

Планирование

Модели издания и работы редакционного коллектива кон­кретизируются в процессе планирования деятельности редак­ции и номеров периодического издания. Планирование — один из ключевых методов управления редакцией. План — одна из главных форм решения, которое принимает руководитель кол­лектива. Вместе с тем роль этого метода управления редакцией связана с тем, что процесс планирования принимает коллек­тивный характер, в него вовлекаются все журналисты, каж­дый из которых заинтересован в содержании плана.

На протяжении длительного времени в редакциях наших периодических изданий складывалась система планирования. В нее входили редакционные планы, различавшиеся своими


целями и задачами, характером, периодом их действия, струк­турой и другими параметрами. Фундамент этой системы состав­ляли перспективные планы, определявшие деятельность коллек­тива и характер издания на длительный период — от нескольких месяцев до полугодия и даже года. На этой основе разрабатыва­лись остальные планы — рабочие — на месяц и долее, оператив­ные — недельные и планы конкретных номеров и др.

Однако возникновение в нашей стране информационного рынка привело к изменению печатных периодических изда­ний, выходящих в России, характера деятельности их редак­ций и, в частности, к разрушению прежней системы редакци­онного планирования. Выдвижение на первый план оператив­ной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Это мотивирова­лось невозможностью предугадывать развитие событий и формирование политических и экономических ситуаций в ус­ловиях непрерывных быстрых изменений в жизни российского общества. От прежней системы редакционного планирования остались лишь оперативные планы -- недельные, очередных номеров, а также — в некоторых редакциях — планы индиви­дуальной работы журналистов.

Вскоре, однако, оказалось, что отказ руководителей мно­гих редакций от перспективного планирования приводит к от­рицательным последствиям -- к исчезновению в газетах ана­литических и проблемных публикаций, жанровому обеднению, многочисленным просчетам и ошибкам. Оказалось, что фор­мирование номеров из материалов, доставляемых корреспон­дентами в редакцию «с колес» — в последний момент перед подписью полос в печать, — препятствует выходу полноцен­ных выпусков издания и снижает его конкурентоспособность. Это приводит к переосмыслению основ планирования редак­ционной деятельности и к стремлению использовать наиболее ценный опыт, накопленный прежде на этом направлении оте­чественной периодической печатью.

Этот опыт связан прежде всего с определением критериев, которыми руководствуются при составлении плана как конк-

 

ретной программы деятельности редакции. Таких критериев три: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования.

Устанавливая объект планирования, решают, каким будет содержание плана, какая информация должна быть опублико­вана в периодическом издании. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и органи­зационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе — орга­низационные мероприятия, необходимые для обеспечения со­держания издания, а также ответственность отделов и журна­листов за подготовку материалов. Таким образом редакцион­ный план имеет содержательно-организационный характер.

Устанавливая субъект планирования, решают, кто будет со­здавать план. Это прежде всего сами руководители редакции — главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные зада­чи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится документом — основой работы все­го коллектива. Такое общее планирование — важный компо­нент процесса руководства редакцией.

В роли субъекта планирования выступает секретариат ре­дакции. Он формирует общередакционные планы, которые за­тем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые специальные планы — газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каж­дый журналист активно участвует в составлении плана его ин­дивидуального труда. Так, руководя процессом планирования в редакции, определяют, кто, на каком уровне и для кого дол­жен составлять планы.

Последний критерий — период планирования, т.е. время дей­ствия плана. Все редакционные планы разделяются на долго­срочные, среднесрочные и оперативные. В плане работы ог­ромную роль играет временной фактор. В долгосрочном плане он определяет лишь период — перспективу. В других планах время


конкретизируется — до определенных дат и сроков: сдачи ма­териала, выпуска номера и др.

Редакционному плану предъявляют жесткие требования: он должен соответствовать целям и задачам периодического изда­ния, его модели, входить в систему планирования, обеспечивать ее конкретность и оперативность. В каждой редакции разрабаты­вают свою систему планирования, соответствующую особеннос­тям издания и коллектива, который обеспечивает его подготов­ку и выпуск. Шаблон здесь недопустим. Если в редакции ежед­невной газеты возможна разработка квартального перспективного плана, на основе которого строятся все рабочие планы, то в редакции ежемесячного журнала планирование идет от перс­пективного годового плана к планам каждого номера.

Немалую роль в этой системе могут играть специальные планы — тематических, целевых номеров и др. С помощью ме­тодов программно-целевого планирования создают планы кол­лективных редакционных акций, прежде всего кампаний, це­левые программы освещения важных тематических направле­ний, например выборных кампаний, и др. Обычно эти планы и акции охватывают большой период и способствуют целеуст­ремленности работы коллектива.

Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, постав­ленных как перед подразделениями коллектива, так и отдель­ными журналистами. Конкретизация, детализация плана уси­ливается с понижением уровня планирования и его субъекта. Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направле­ний публикаций. Несравненно конкретнее рабочие, особенно оперативные планы — недельный и отдельного номера. План отдела детализированнее общередакционного плана. Как и не­дельный план редакции, он должен давать основу — информа­цию для реального задания журналисту, содержащего основ­ные характеристики его будущего выступления.

Все редакционные планы строятся на рубриках периоди­ческого издания, особенно на постоянных и долговременных.

 

 

Эти рубрики — остов, скелет плана, они обозначают его глав­ные направления, тематические разделы.

Оперативность — не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования. Обычно на со­ставление нового плана отделу и секретариату .редакции дается весьма ограниченное время — всего несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговре­менной акции это время может быть увеличено.

Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль и проверку выполнения намеченных пла­нов. Без такого контроля большая часть плана может остаться на бумаге или в памяти компьютера. А руководство редакции, в частности ее секретариат, рискует лишиться информации, необходимой для обеспечения процесса непрерывного плани­рования работы коллектива.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.32.171 (0.02 с.)