Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммерческие службы редакцииСтр 1 из 10Следующая ⇒
Коммерческие службы составляют третью часть редакционного коллектива. С возникновением в нашей стране информационного рынка их значение резко возросло. Цель их деятельности -- обеспечение экономической, прежде всего финансовой, базы редакции и периодического издания. Важнейшие коммерческие службы редакции: бухгалтерия, отделы маркетинга, рекламы, распространения. Нередко к ним присоединяются редакция приложений, книжная редакция и другие коммерческие структуры. У каждой из них свои задачи и обязанности. Бухгалтерия отвечает за финансовую деятельность редакции, контролирует исполнение редакционного бюджета. Задача отдела маркетинга -- исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской аудитории. Отдел рекламы обеспечивает приток в редакцию рекламных и частных объявлений и их публикацию в газете. Основная функция отдела распространения — обеспечение распространения и реализации тиража периодического издания. Всеми коммерческими службами руководит редакционный менеджер. Часто его называют коммерческим или исполнительным директором. Он входит в редакционную коллегию газеты на правах одного из заместителей главного редактора. Каждую
Глава 6 Система управления редакцией Редакционный коллектив, как нам известно, представляет собой динамичную саморазвивающуюся систему. Как каждая система, она функционирует лишь тогда, когда ею управляют. Процесс управления редакцией происходит в соответствии с определенными правилами и с использованием различных методов управления. В совокупности они представляют систему управления редакционным коллективом. Правила управления редакцией сформулированы в ее уставе. Устав редакции Это документ, определяющий все важнейшие характеристики редакции — ее отношения с учредителем периодического издания, их взаимные права и обязанности, полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции. В соответствии с Законом о средствах массовой информации в уставе указывается порядок избрания (назначения) главного редактора, редакционной коллегии и иных органов управления редакцией, а также отношения главного редактора с учредителем. Устав содержит положения, определяющие правовые основания передачи и (или) сохранения права на название издания, а также юридические последствия смены учредителя, основания и порядок прекращения деятельности СМИ, реорганизации или ликвидации редакции, изменения ее организационно-правовой формы. Если редакция действует как предприятие, то ее устав может одновременно являться уставом этого предприятия и должен соответствовать законам о предприятиях и предпринимательской деятельности. Устав редакции газеты, журнала или другого СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов — штат- ных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. До утверждения устава, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
В целях оптимизации управления редакцией могут разрабатываться на основе ее устава и другие документы, уточняющие структуру коллектива, функции и обязанности его звеньев и каждого сотрудника. Редакционная практика показала пользу подготовки подобных положений и памяток, направленных на обеспечение нормальных деловых взаимоотношений руководителей коллектива и остальных сотрудников. Процесс управления редакцией носит циклический характер. Совокупность этапов этого процесса называется управленческим циклом. В редакции управленческий цикл разделяется на два взаимосвязанных этапа. Первый из них — этап руководства, второй — этап собственно управления. Они различаются не только временной характеристикой, охватом сторон редакционной деятельности, характером входящих в них операций и значением в организации работы коллектива, но и методами управления, которыми пользуются руководители редакции. Этап руководства редакцией включает определение стратегии редакционной деятельности, выработку и выбор решений, организацию их выполнения, общий контроль и подведение итогов. Конкретно это означает: сбор информации, необходимой для определения целей и задач работы редакции на длительный период, перспективное планирование и моделирование редакционной деятельности, выработка и принятие решений — коллективно или единолично — руководителем редакции, организация их выполнения — информирование коллектива о перспективах его работы и постановка перед руководителями его подразделений главных задач на длительный период. К нему относятся также регулярный контроль и проверка выполнения планов и решений, периодическое подведение итогов работы коллектива и его важнейших звеньев за относительно большие
отрезки времени, сбор информации, требующейся для начала нового этапа руководства редакцией. Этот этап определяет стратегию деятельности редакции. Ее разработкой, как мы знаем, занимаются под руководством главного редактора газеты его заместители и редакционная коллегия. Эта стратегия конкретизируется и реализуется на втором этапе управления редакцией. Он определяет повседневную конкретную работу коллектива и включает: уяснение задач, стоящих перед редакцией, на ближайшее время, оперативное планирование подготовки и выпуска номеров издания, принятие решений, получающих форму заданий отделам -- их руководителям и журналистам, координирование и регулирование их действий, повседневный и периодический контроль исполнения решений, подведение итогов работы и получение новой информации на ближайшее время. Этот этап определяет тактику деятельности коллектива. На нем важнейшую роль играют секретариат редакции и руководители ее подразделений. Разумеется, при необходимости главный редактор и редколлегия включаются в процесс повседневного управления подготовкой номеров издания — давая конкретное задание, внося изменения в материалы, меняя местами публикации и т.п. В небольшой редакции местной — городской или районной газеты деятельность главного редактора приобретает более предметный характер. Однако редактор крупной ежедневной газеты не имеет возможности входить в детали процесса подготовки и выпуска ее номеров, это остается заботой ответственного секретаря. И методы управления редакцией, которые они используют, различаются своими особенностями.
Методы управления редакцией В распоряжении руководителей редакции имеются различные методы управления ее коллективом. Под методом мы понимаем в данном случае способ воздействия на коллектив и его членов с целью решения определенных задач. В практике социального управления применяют множество различных методов, классифицируемых по разным основаниям, — политические, экономические, правовые, психологические и др. Для нас представляют интерес четыре вида методов управления: правовые, экономические, психологические и организационные (их называют также административными). Основой правовых методов управления редакцией являются Конституция РФ, ее Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы, а также все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон о средствах массовой информации, принятый 27 октября 1991 г. В соответствии с этими документами руководители редакции контролируют деятельность всех ее сотрудников, не допуская нарушений правовых норм в публикациях периодического издания. Эти нормы являются правовым основанием и трудовых, производственных отношений внутри редакционного коллектива. При нарушении этих норм главный редактор имеет право использовать по отношению к виновному все предусмотренные законом меры взыскания вплоть до его увольнения. Руководители редакции, ее журналисты и коммерческие сотрудники нередко сталкиваются с вопросами, для ответа на которые необходимы солидные правовые знания. В крупных редакциях они могут обратиться к штатному юристу, советы которого помогут им найти правильное решение. В редакции небольшого местного издания приходится искать такого правоведа среди активистов газеты. Правовые методы управления органично связаны с политическими методами. Политика, проводимая государством, его властными структурами на всех уровнях — президентом и его администрацией, Государственной и местными думами, губернаторами и т.д., — приводит к принятию решений, формируемых в законах, указах и других документах, регулирующих процессы, происходящие в различных областях жизни общества. В том числе в законах и подзаконных актах, относящихся к СМИ. На редакционном уровне это активно влияет на формирование информационной политики газеты и использование главным редактором политических методов управления
коллективом — утверждением планов его работы, изданием приказов, распоряжений, обращением к иным формам решений, обязательным для всех работников редакции. С вхождением наших средств массовой информации в информационный рынок все большее значение^ управлении редакцией периодического издания получают экономические методы. В руках руководителя они оказались мощным рычагом воздействия на работу каждого сотрудника редакции и всего ее коллектива в целом. Они дают главному редактору широкие возможности финансового воздействия на сотрудника редакции, например, путем перевода журналиста на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты в рамках «вилки» должностного оклада. Еще больший эффект дает регулирование размеров гонорара, который можно изменять в зависимости от качества материала, написанного журналистом, и трудоемкости процесса его подготовки. В соответствии с работой журналиста — его инициативностью, мастерством, эффективностью выступлений и т.д. — можно изменять частоту его публикаций, тем самым регулируя размеры его гонорара и стимулируя лучшую организацию его труда. И наоборот, при серьезной ошибке, допущенной журналистом, лишая его премии, которую в редакциях некоторых крупных изданий регулярно добавляют к окладу творческого работника. Экономические методы управления редакцией связаны с использованием и других форм материального и финансового поощрения сотрудников, о которых мы расскажем ниже. К ним могут обращаться не только руководители редакции -- главный редактор и ответственный секретарь, но и руководители подразделений коллектива — творческих отделов и др., например, регулируя частоту публикации материалов своих журналистов. Эффективность руководства редакцией в немалой степени зависит и от использования психологических методов управления. Это предполагает необходимость учета руководителем особенностей характера и психологии его подчиненного. Обычно для редакции характерна разносоставность ее коллектива. В нем
объединяются люди разного возраста, жизненного и профессионального опыта, разных способностей, возможностей, знаний и интересов. Общим для них являются стремление к творческому труду и к поддержанию известности и авторитета издания, в редакции которого они работают. Каждый из них стремится найти в ее коллективе свое место — должность, на которой работник мог бы полностью раскрыть свои способности, получить от работы наибольшее удовлетворение — творческое и материальное, заслужить уважение коллег и своих руководителей. Помочь ему найти это место — одна из целей руководителя редакции. Ему приходится быть психологом, стремясь оптимизировать структуру и состав коллектива, он учитывает особенности характера, возможности каждого сотрудника.
Важнейшее значение для обеспечения оптимальной организации труда в редакции имеют организационные (административные) методы управления. К ним относятся: моделирование периодического издания и работы его редакции, планирование ее деятельности, координирование, нормирование труда работников и учет его результатов, стимулирование, контроль и проверка исполнения. Моделирование Под моделью мы понимаем упрощенный аналог какого-либо реального объекта — предмета, явления, процесса. Воспроизводя с помощью модели структуру, качество, работу объекта, можно понять особенности его деятельности и реальные возможности. В журналистике модель становится образцом, в котором концентрируется опыт передовых редакционных коллективов, качества лучших периодических изданий. Моделирование экономит время и силы журналистов, упрощает процесс управления коллективом. Значение моделирования резко возросло с использованием в редакции электронной техники, — без разработки модели периодического издания его выпуск становится невозможным.
В редакционной практике применяют несколько видов моделей. Описательная модель — развернутое описание моделируемого объекта или процесса. Графическая модель — чертеж, рисунок, график, схема, на которых показаны основные элементы отображаемого объекта и связи между ними. Иногда используется физическая модель — копия отображаемого объекта в измененном масштабе, позволяющая воспроизвести все его компоненты. Что моделируют в журналистике? -- Структуру редакции, работу ее коллектива — на всех этапах подготовки и выпуска периодического издания, само издание -- газету, еженедельник или журнал. Модель структуры редакции создают в виде оргасхемы — чертежа, воспроизводящего все элементы редакционного коллектива, все его подразделения. Это позволяет указать связи между элементами редакционной системы, их субординацию — подчиненность и координацию, направление потоков информации, циркулирующей в коллективе. На оргасхеме можно показать изменения структуры редакции, ее развитие, обозначая новые подразделения и их место в коллективе. С помощью оргасхемы контролируют контакты всех компонентов редакции, предотвращают дублирование и параллелизм в процессе управления, устанавливают между подразделениями коллектива самые рациональные — прямые и короткие линии связей. Оргасхема удобна и тем, что допускает любую степень детализации — вплоть до обозначения на ней места и связей конкретных работников—журналистов, технических и коммерческих сотрудников. Модель структуры редакции может получить и форму описания, в котором фиксируются место каждого подразделения, его роль и обязанности. Такое описание нередко составляет часть Памятки, или Положения, об обязанностях сотрудников. Оптимальный вариант модели структуры редакции — соединение оргасхемы с приложенным к ней описанием-комментарием всех ее элементов. Моделирование работы коллектива имеет важнейшее значение для его руководителей, прежде всего для ответственного секретаря, так как открывает возможности, с одной стороны, точно определить конкретные задачи любого отдела или службы редакции, его роль в подготовке как очередного, так и последующих номеров издания и, с другой стороны, осуществлять повседневный контроль выполнения этих задач. Моделировать можно все основные этапы подготовки и выпуска номера. Особенно успешно поддаются моделированию те процессы редакционной деятельности, для которых характерна цикличность. Например, работа секретариата, отличающаяся повторением циклов производственно-творческих операций. В некоторых редакциях моделируют подготовку периодического издания. Такая модель нередко имеет форму описания, в котором фиксируют этапы этого процесса, роль и обязанности каждого отдела и службы редакции. Еще чаще такая модель представляет собой так называемый сетевой график. В нем указывают основные параметры хода подготовки издания — его номеров и комплекта — недельного, месячного и т.д. А именно: дату — число и день публикации материалов номера, их характер — разделы и рубрики, в которых они должны быть помещены, жанры и объем будущих публикаций, отделы или журналисты, ответственные за их подготовку. Такой график имеет форму сетки, в головке которой обычно указывают даты и дни выхода номеров, а в боковике — тематические рубрики и полосы номера. В квадратах, образуемых сеткой, обозначают отделы редакции (условными индексами), объем материалов, их жанры и т.д. В редакциях пользуются сетевыми графиками самой разнообразной формы и структуры, видоизменяя их и приспосабливая к нуждам и особенностям каждого коллектива. Сетевой график позволяет управлять работой не только всей редакции, но и каждого ее творческого подразделения. Так моделируют работу любого отдела: график дает руководителю и журналистам представление об их задачах и обязанностях в подготовке очередного номера. Подобные графики применяют и в редакциях журналов. Естественно, более редкая периодичность их выхода и другие типо-
логические признаки издания обусловливают иную форму работы коллектива. Так, в редакции ежемесячника моделируют работу редакции на весь год, для каждого из 12 номеров составляют сетевой график, в котором указывают рубрики номера, объем материалов и отделы, отвечающие за их подготовку. В некоторых редакциях секретариат моделирует процесс сдачи материалов в виде графика, устанавливающего очередность и время представления материалов отделами. Это позволяет предотвратить штурмовщину в подготовке номера, повысить качество работы над его материалами в секретариате. Как правило, в редакциях газеты, журнала и других периодических изданий пользуются моделью процесса производства очередного номера в виде графика его выпуска. Такой график отражает выпуск номера по всем производственным операциям — от направления материалов в набор до окончания печатания тиража. Моделирование помогает проведению различных коллективных акций и массовых мероприятий редакции. Полезно, например, разработать модель проведения кампании. Она получит вид описания, в котором разработаны все ее основные компоненты и этапы — подготовка, планирование, организация (начало, развитие, кульминация, завершение, подведение итогов). Однако моделирование работы редакции или ее подразделения даст ожидаемые результаты лишь при соблюдении нескольких условий. Первое из них — достаточная конкретность модели. Слишком общая модель, например, сетевой график, в котором отсутствуют основные характеристики работы коллектива, пользы не принесет, так же как излишняя детализация модели, ее перегрузка множеством характеристик даст не наилучший эффект. Очевидно, в каждой редакции надо найти свою — оптимальную для данного коллектива — меру моделирования его деятельности. И второе условие — обязательность модели для всех членов коллектива. Она становится законом редакционной жизни. Контролем выполнения сетевого графика, эффективности модели работы редакции обычно занимается секретариат.
Что касается моделирования творческого процесса создания журналистского произведения, индивидуального труда журналиста, то эта задача представляется весьма сложной. Слишком много субъективных факторов приходится учитывать при ее решении: способности авторов, их профессиональный опыт, оперативность, особенности характера и т.д. Можно выделить лишь основные этапы и моменты этого творческого процесса: определение темы будущего выступления, методов сбора информации, ее анализа и обобщения полученных результатов и т. д. На этой основе можно дать лишь примерные рекомендации направления и характера действий при подготовке материалов в разных жанрах и формах. Модель периодического издания. Речь идет о его долгосрочной модели. В ней даны все его важнейшие характеристики. Такая модель формируется с учетом многих факторов, прежде всего — целей и задач издания, его типологической специфики, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива — его возможностей и др. Эта общая модель состоит из трех главных частей — содержательной, композиционной и графической. Важнейшая из них — содержательная модель издания. Она должна давать ответ на вопрос — что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать. Это основа моделирования газеты или журнала. В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публикаций — главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической). Модель раскрывает и структуру содержания газеты или журнала: связи важнейших тематических направлений, их «удельный вес» — значение, соотношение, пропорции между материалами, отображающими разные стороны жизни, предназначенными для всей аудитории или для каждой из ее основных групп. Одна из сторон модели — определение характера и роли материалов издания: информационных, аналитических и проблемно-постановочных, критических и пропагандирующих положительный опыт — и со-
отношения между ними. И не случайно из-за сложности содержательной модели издания ее часто разрабатывают в форме развернутого описания. На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель. Она определяет организацию содержания газеты, ее основные тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение во времени — по номерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И во-вторых, их размещение в пространстве — на страницах номера, в той или иной части страницы. Композиционная модель может представлять собой описание. Но чаще ее фиксируют в форме сетевого графика, где указываются номер и его полоса, на которой размещается та или иная рубрика издания. Графическая модель газеты или журнала строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания, его внешнего «лица», главные элементы его графической формы — особенности верстки, иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др. С помощью графического моделирования достигается постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя дизайна, предотвращаются субъективизм и вкусовщина. Эта модель также получает форму описания, составляя особую часть «памяток», которые редакции иногда выпускают для своих сотрудников. Нередко, однако, она фиксируется и в виде макетов-стандартов каждой полосы газеты, которые собирают в особый альбом или закладывают в память компьютеров, на которых работают сотрудники редакционного секретариата. Применение таких стандартных макетов упрощает управление процессом выпуска газеты. На практике моделирование периодического издания чаще всего начинают с разработки его композиционной и графической моделей, что значительно проще, чем создание содержательной модели. Поэтому в литературе, посвященной моделированию периодических изданий, нередко можно встретить термин «композиционно-графическая модель». Однако методологически правильно начинать процесс моделирования с создания содержательной модели издания. Лишь на ее основе можно без серьезных просчетов разработать и композиционную, и графическую модели издания. Моделирование — эффективный метод управления редакционным коллективом. Однако опыт, накопленный в ходе его применения многими редакциями, показал, что ожидаемый управленческий эффект он может дать лишь при правильной оценке его возможностей. Дело в том, что слишком жесткая модель издания — сетевой график, покрывающий полностью всю площадь номера, иногда неожиданно приводит к снижению уровня творческой деятельности журналистов. До введения такого графика в редакционном секретариате обычно идет «конкурс» сданных в номер материалов. Секретариат отбирает лучшие из них, возвращая остальные на доработку. После введения жесткого графика творческий конкурс может постепенно сойти на нет. Каждый отдел редакции получает в номере гарантированное ему графиком место — для рубрик, за которые он отвечает. Это дает иным журналистам возможность, при слабом контроле, снижать интенсивность своей работы. Другое нежелательное следствие введения жесткого графика связано с необходимостью публикации в номере незапланированных актуальных, сенсационных материалов, неожиданно поступивших в редакцию. В этом случае приходится переверстывать номер, освобождая место для новых текстов и иллюстраций. Часть материалов и рубрик, предусмотренных графиком, изымаются из номера и направляются в «загон», где дожидаются возможности для их публикации. За это время некоторые из них теряют свою актуальность и идут «в корзину». Для того чтобы избежать этих нежелательных эффектов, целесообразно уменьшить жесткость модели издания. Оптимальные результаты сетевой график дает, если он покрывает не более 60—70% площади газетного номера. Остальная его часть используется или для публикации оперативной информации,
неожиданно поступившей в редакцию, или для организации «конкурса» незапланированных материалов. Долговременная модель периодического издания ежегодно оптимизируется — в нее вносятся некоторые изменения, добавления, но «ядро» ее остается неизменным. На этой основе создают годовые модели, которые затем конкретизируют в моделях номеров газеты или журнала, выходящих в разные дни недели или разные месяцы. Модель номера представляет собой описание его содержания, структуры, композиции и внешней формы. В редакции городской газеты «Северный рабочий» (г. Северодвинск Архангельской области) успешно использовали стандартные бланки — модели номера каждого дня недели. В этих моделях учли различия номеров рабочих дней и номера выходного дня, выпускаемого в конце недели и предназначаемого для чтения в субботу и воскресенье. Значение моделирования работы редакционного коллектива и периодического издания особенно возрастает в связи с использованием электроники в процессе подготовки и выпуска газеты или журнала. Без использования моделей, заложенных в память редакционных компьютеров, выпуск периодического издания невозможен. Планирование Модели издания и работы редакционного коллектива конкретизируются в процессе планирования деятельности редакции и номеров периодического издания. Планирование — один из ключевых методов управления редакцией. План — одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем роль этого метода управления редакцией связана с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана. На протяжении длительного времени в редакциях наших периодических изданий складывалась система планирования. В нее входили редакционные планы, различавшиеся своими целями и задачами, характером, периодом их действия, структурой и другими параметрами. Фундамент этой системы составляли перспективные планы, определявшие деятельность коллектива и характер издания на длительный период — от нескольких месяцев до полугодия и даже года. На этой основе разрабатывались остальные планы — рабочие — на месяц и долее, оперативные — недельные и планы конкретных номеров и др. Однако возникновение в нашей стране информационного рынка привело к изменению печатных периодических изданий, выходящих в России, характера деятельности их редакций и, в частности, к разрушению прежней системы редакционного планирования. Выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Это мотивировалось невозможностью предугадывать развитие событий и формирование политических и экономических ситуаций в условиях непрерывных быстрых изменений в жизни российского общества. От прежней системы редакционного планирования остались лишь оперативные планы -- недельные, очередных номеров, а также — в некоторых редакциях — планы индивидуальной работы журналистов. Вскоре, однако, оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям -- к исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, жанровому обеднению, многочисленным просчетам и ошибкам. Оказалось, что формирование номеров из материалов, доставляемых корреспондентами в редакцию «с колес» — в последний момент перед подписью полос в печать, — препятствует выходу полноценных выпусков издания и снижает его конкурентоспособность. Это приводит к переосмыслению основ планирования редакционной деятельности и к стремлению использовать наиболее ценный опыт, накопленный прежде на этом направлении отечественной периодической печатью. Этот опыт связан прежде всего с определением критериев, которыми руководствуются при составлении плана как конк-
ретной программы деятельности редакции. Таких критериев три: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования. Устанавливая объект планирования, решают, каким будет содержание плана, какая информация должна быть опубликована в периодическом издании. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе — организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Таким образом редакционный план имеет содержательно-организационный характер. Устанавливая субъект планирования, решают, кто будет создавать план. Это прежде всего сами руководители редакции — главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится документом — основой работы всего коллектива. Такое общее планирование — важный компонент процесса руководства редакцией. В роли субъекта планирования выступает секретариат редакции. Он формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые специальные планы — газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каждый журналист активно участвует в составлении плана его индивидуального труда. Так, руководя процессом планирования в редакции, определяют, кто, на каком уровне и для кого должен составлять планы. Последний критерий — период планирования, т.е. время действия плана. Все редакционные планы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. В плане работы огромную роль играет временной фактор. В долгосрочном плане он определяет лишь период — перспективу. В других планах время конкретизируется — до определенных дат и сроков: сдачи материала, выпуска номера и др. Редакционному плану предъявляют жесткие требования: он должен соответствовать целям и задачам периодического издания, его модели, входить в систему планирования, обеспечивать ее конкретность и оперативность. В каждой редакции разрабатывают свою систему планирования, соответствующую особенностям издания и коллектива, который обеспечивает его подготовку и выпуск. Шаблон здесь недопустим. Если в редакции ежедневной газеты возможна разработка квартального перспективного плана, на основе которого строятся все рабочие планы, то в редакции ежемесячного журнала планирование идет от перспективного годового плана к планам каждого номера. Немалую роль в этой системе могут играть специальные планы — тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др. Обычно эти планы и акции охватывают большой период и способствуют целеустремленности работы коллектива. Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, поставленных как перед подразделениями коллектива, так и отдельными журналистами. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта. Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направлений публикаций. Несравненно конкретнее рабочие, особенно оперативные планы — недельный и отдельного номера. План отдела детализированнее общередакционного плана. Как и недельный план редакции, он должен давать основу — информацию для реального задания журналисту, содержащего основные характеристики его будущего выступления. Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных.
Эти рубрики — остов, скелет плана, они обозначают его главные направления, тематические разделы. Оперативность — не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования. Обычно на составление нового плана отделу и секретариату.редакции дается весьма ограниченное время — всего несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговременной акции это время может быть увеличено. Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль и проверку выполнения намеченных планов. Без такого контроля большая часть плана может остаться на бумаге или в памяти компьютера. А руководство редакции, в частности ее секретариат, рискует лишиться информации, необходимой для обеспечения процесса непрерывного планирования работы коллектива.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.238.173 (0.129 с.) |