Особенности журналистского труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности журналистского труда



Глава 1

Особенности журналистского труда

ЦЕЛИ Ознакомившись с этой главой, вы получите представление о том:

—чем труд журналиста отличается от других видов творчес­
кой деятельности;

—что такое комплексность журналистского труда;

—как фактор времени, находящегося в распоряжении жур­
налиста, влияет на результативность его труда;

—что и как ограничивает возможности журналиста

Характеристики редакции печатного периодического изда­ния определяются рядом субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам относятся воля учредителя, владельца газеты или журнала, цели, которые он ставит перед редакцией, решения ее руководителей. Объективными факторами являются реальные условия, в которых редакции приходится выпускать газету, требования законов Российской Федерации, относящих­ся к СМИ, нормы общечеловеческой и журналистской этики. И не в последнем счете — особенности журналистского труда.

Эти особенности не зависят от воли и решений ни руководи­телей редакции, ни журналистов, готовящих материалы для газеты или другого печатного издания. Тот, кто с ними не считается, обречен на неудачу. Поэтому их надо знать и учитывать в своей работе — как в процессе руководства коллективом и его структу­рами, так и на всех этапах создания журналистского произведе­ния и номера газеты. Определить эти особенности легче всего, сравнив труд журналиста с трудом представителей других видов творческой деятельности в области духовного производства.

Комплексный характер

В труде журналиста сочетаются различные виды деятельно­сти, прежде всего — публицистической, редакторской и органи-


заторской. Журналист-публицист, т.е. специалист-литератор, умеющий использовать слово для выражения своих мыслей и отображения реальной действительности. Он пишет по зада­нию редакции или на предложенную им тему, владеет всеми (или хотя бы большинством) жанров публицистики. И если попытаться вывести происхождение слова «журналист» от фран­цузского слова ]оиг — день, то мы не ошибемся, назвав пуб­лицистом литератора, готового писать для газеты или журнала каждый день. Добавим, что роль публициста предполагает со­четание у него способностей к исследованию, изучению жиз­ни, к ее логическому осмыслению и образному отображению. Публицистическая деятельность, умение писать — один из ос­новных критериев профессионального мастерства журналис­та, работающего в любой редакции печатного периодического издания, независимо от его типа и уровня.

Однако это лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его работа как редактора. Ему часто прихо­дится править, переделывать, даже переписывать свои произ­ведения и тексты его коллег, а также материалы внередакционных авторов. Нередко редактирование материалов для оче­редного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста. И если он недостаточно владеет искусством литературного редактирования, его профессиональ­ное мастерство не может считаться полноценным.

С процессом редактирования тесно связана и работа жур­налиста с редакционной почтой. Он должен оценить значение информации, содержащейся в письме читателя, суметь исполь­зовать ее в своем выступлении или подготовить письмо к пуб­ликации и ответить автору. Это относится не только к бумаж­ным письмам, но и к электронной почте, приходящей в ре­дакцию по Интернету.

Важное значение имеет и организаторская деятельность жур­налиста. Она развертывается на нескольких направлениях. Он под­держивает контакты со своим активом, заказывает внередакционным авторам выступления в газете и помогает подготовить их к печати. Руководит обсуждением актуальных проблем за «круглым столом» в редакции. И если ему поручат руководство груп­пой его товарищей по редакции при проведении какой-либо кол­лективной акции, ему придется организовать ее: спланировать, распределить задания, проконтролировать их выполнение.

Организаторской является и деятельность журналиста, свя­занная с выполнением его обязанностей по редакции и его отделу,— дежурство на выпуске номера, участие в редакцион­ных летучках, разработка плана спецвыпуска и т.д.

Заметим, что для руководителей редакции — главного ре­дактора, его заместителя, ответственного секретаря — органи­заторские обязанности становятся основной и важнейшей ча­стью их деятельности. Однако для остальных творческих работ­ников редакции многофункциональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литератур­ной работы к другим обязанностям становятся важнейшей осо­бенностью их деятельности. У других представителей литератур­ного труда— писателей — мы также наблюдаем сочетание твор­ческой деятельности — литературного письма — с редакторской работой. Но их смена происходит в ином темпе. И писателю не приходится заниматься организаторской работой.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы определяют особенности журналистского труда?

2. Что такое комплексность журналистского труда?

3. Почему труд журналиста имеет индивидуально-коллективный
характер?

4. Что определяет производственно-творческий характер работы
журналиста в редакции?

5. Как в труде журналиста сочетаются его оперативность и непре­
рывность?

6. Как и почему время, находящееся в распоряжении журналис­
та, определяет его творческие возможности?

7. Что означают универсальность труда журналиста и его специа­
лизация?

8. Какое значение для журналиста имеет его компетентность?

 

Глава 2

Редакционный коллектив

ЦЕЛИ Прочитав эту главу, вы узнаете:

- каковы особенности редакционного коллек­тива;

- как определяют величину газетной редакции;

- каковы особенности ее состава;

 

 

— как построена редакция периодического издания и како­вы тенденции изменения ее структуры

Редакция любого печатного периодического издания пред ставляет собой коллектив - совокупность людей, объединенных общими целью и задача-] ми. В обществе существует множество различных коллективов -Ч трудовые, спортивные, учебные, военные и др. У каждого иа них — своя цель и свои задачи, которые определяют их харак­тер, особенности, отличающие их от других коллективов. Все] это полностью относится и к редакции.

Редакция — это прежде всего трудовой коллектив, ее работ­ники трудятся, выполняя задания руководства. Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов. Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и вы­пуска печатного периодического издания — газеты, еженедель­ника, журнала или информационного бюллетеня — и удовлет­ворения с их помощью информационных потребностей чита­телей. Во-вторых, характером членов редакционного коллектива, В нем трудятся специалисты, представители ряда определен- ных профессий. Прежде всего — журналисты, а также техни- ческие и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты или других печатных периодических изданий. Для того чтобы работать в ре­дакции, нужны специальные способности, знания и умения особая подготовка, жизненный опыт.


Специфика редакции как трудового коллектива заключает­ся и в том, что это производственный коллектив. В отличие от непроизводственных коллективов, действующих, например, в сфере спорта, производственный коллектив входит в область материального или духовного производства. Результатом дея­тельности редакционного коллектива является духовная про­дукция -- определенное количество знаний, сведений, пред­ставленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители — номера газеты или другого печатно-к) периодического издания. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производ­ственному ритму — графику выпуска газетных или журналь­ных номеров. Материалы этих выпусков должны в определен­ное время поступать к читателям.

Не следует, однако, проводить прямую параллель между редакцией и, например, коллективом промышленного пред­приятия. Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и твор­ческий, в основном — литературный коллектив. Большая часть его работников — журналисты — занимаются творческой дея­тельностью — литературным трудом, создавая свои журналист­ские произведения или помогая внередакционным авторам готовить их выступления в периодическом издании.

Социологи рассматривают редакцию, во-первых, как ма­лую социальную группу — коллектив, объединенный общностью целей и интересов его членов, с особыми, специфичными для него связями и отношениями. И, во-вторых, что особенно важно, как саморазвивающуюся систему. Как любая система она представляет собой совокупность, объединение различных эле­ментов, каждый из которых обладает своими качествами и со­ответствующими им возможностями. При объединении этих элементов система приобретает новые «интегративные каче­ства», обретает новые свойства и возможности. Элементами редакционной системы являются сотрудники редакции, преж­де всего журналисты. Каждый из них выполняет свою, прису­щую ему функцию. Но их объединение — редакционный кол-

 

лектив — способен решать общую задачу — выпускать коллек­тивное журналистское произведение — номер газеты или жур­нала, давая читателям представление о действительности в целом, о всех важнейших ее сторонах. Один сотрудник редак­ции выполнить эту задачу не в состоянии.

В результате внешних и внутренних воздействий редакци­онная система развивается и совершенствуется, устанавлива­ются оптимальные в данной ситуации величина, состав и струк­тура редакции. Одним из важнейших факторов, определяющих эти ее характеристики, как и специфику организации ее рабо­ты, являются особенности журналистского труда.

Величина

Редакционного коллектива

Как определить оптимальную для данной редакции вели­чину ее коллектива? Сколько работников — журналистов, тех­нических и коммерческих сотрудников могут обеспечить вы­пуск газеты или другого печатного периодического издания? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Можно лишь с уверенностью сказать, что для выпуска крупного пери­одического издания, например ежедневной областной газеты или многополосного политического или делового еженедель­ника, необходим крупный редакционный коллектив. А если речь идет о небольшом издании — районной газете, выходя­щей всего один или два раза в неделю, — величину редакции можно уменьшить. Но лишь до определенного предела: коли­чество сотрудников редакции должно быть достаточно для вы­полнения всех творческих и технических задач, связанных с подготовкой и выпуском газеты. В каждом конкретном случае, определяя величину редакции, придется учитывать множество факторов: периодичность выпуска издания, его формат и объем — количество полос в номере, особенности читательс­кой аудитории и квалификацию работников — уровень про­фессионального мастерства журналистов редакции и ее техни­ческих сотрудников. А также и возможности оплаты их труда.


Как пет двух одинаковых газет — они всегда чем-то различают­ся, так нет и одинаковых редакций — по их величине и другим характеристикам.

Однако в последнее время, особенно после экономического кризиса в России в августе 1998 г., под воздействием эконо­мических причин (подробно об этом — в курсе экономики СМИ), выявилась тенденция к сокращению — минимизации величины редакционных коллективов. При их формировании или изменении стремятся уменьшить количество штатных ра­ботников редакции, перепоручая выполнение их функций нештатным работникам. В редакции оставляют лишь тот мини­мум, который необходим для обеспечения выпуска периоди­ческого издания. Подобная минимизация величины коллектива возможна, разумеется, лишь при достаточно высоком профес- сиональном уровне работников, оставшихся в редакции. В про­питом случае руководителям редакции неизбежно придется вновь увеличить их численность, чтобы избежать срыва про­цесса выпуска газеты или журнала.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности редакционного коллектива?

2. Кто и как определяет величину редакционного коллектива?

3. Как и почему различается состав редакций массового обще­
ственно-политического, делового и спортивного периодичес­ких изданий?

4. Каковы особенности системной структуры газетной редакции?

5. Назовите основные части функциональной структуры газет­
ной редакции. Каково их назначение?

6. Определите основные подразделения звена управления твор­
ческой части редакции.

7. Какова структура звена исполнения творческой части редак­
ции?

8. Какие службы входят в техническую часть редакции?

9. Назовите основные подразделения коммерческой части га­
зетной редакции и их обязанности.

10. Определите основные тенденции и причины изменения струк­
туры редакции печатного периодическою издания.

11. Чем различаются пирамидальная и плоская структуры газет­
ной редакции? Каковы их достоинства и недостатки?

 

: Глава 3

Ролевая структура редакции

ЦЕЛИ Ознакомившись с этой главой, вы узнаете: - что такое ролевая структура редакции;

- какое значение она имеет для оптимизации работы ре­
дакционного коллектива;

- каковы особенности формальной и неформальной рот-
вой структуры редакции

Функционирование редакционного коллектива но многом зависит от места, которое занимает в нем каждый работник, и от роли, которую он в нем играет. При орган та ним работы редакции приходится поэтому учитывать не только се систем­ную структуру, но и ролевую структуру коллектива.


Различают несколько видов ролевой структуры. Первый и важнейший — так называемая формальная ролевая структура редакционного коллектива. Она соответствует штатному рас­писанию редакции. Предусмотренные им должности, связан­ные с выполнением определенных обязанностей, обусловли­вают и определенные роли занимающих их лиц, характер их служебных отношений, зависящих во многом от того, кем ру­ководит или кому подчиняется тот или иной сотрудник. Каж­дый штатный работник редакции, занимая определенное мес­то в ее формальной ролевой структуре, должен ясно представ­лять себе свои обязанности. Ему может помочь в этом Положение об обязанностях сотрудников редакции — документ, который нередко разрабатывают в коллективах, выпускающих печат­ные периодические издания. Он позволяет легче и быстрее войти в коллектив редакции новым работникам, предотвратить воз­никновение психологических конфликтов, связанных со слу­жебными отношениями.

Если какие-либо элементы формальной ролевой структуры редакции бездействуют (например, в редакции есть вакантные должности), это отрицательно сказывается на работе всего кол­лектива, приводит к перегрузке сотрудников. Не случайно о журналисте в редакции судят не только по результатам его тру­да, но и по его месту — должности и роли в этом коллективе. И не случайно также, что одной из эффективных форм стиму­лирования сотрудников редакции является их продвижение по должностной лестнице, перемещение на более высокие долж­ности по штатному расписанию, предполагающее и больший служебный авторитет, и большую меру ответственности, и, разумеется, более высокий уровень материального поощрения.

Формальная ролевая структура редакционного коллектива, поскольку она связана со штатным расписанием, — одна из наиболее устойчивых форм его структурирования. Но при не­обходимости в нее вносят изменения — пересматривают штат­ное расписание, вводят новые должности, перемещают сотруд­ников из одного подразделения в другое. Заметим, однако, что, поскольку, как мы знаем, в последнее время величина редак-

 

 

ционных коллективов в результате стремления к ее минимиза­ции уменьшается — во многих редакциях количество нештат­ных сотрудников превышает количество штатных, — эта фор­мальная ролевая структура приобретает новые качества. Слу­жебные отношения между штатными работниками упрощаются, а их отношения с нештатными сотрудниками регулируются в зависимости от роли, которую нештатники играют в подго­товке и выпуске периодического издания.

Но сотрудники редакции поддерживают между собой не только официальные отношения, связанные с должностями, которые они занимают. Между ними возникает множество свя­зей — дружеских, по творческим интересам и др. В процессе личных контактов, в ходе совместной работы в коллективе воз­никают определенные отношения, не всегда совпадающие со служебными отношениями, обусловленными формальной ро­левой структурой редакции. Все больший авторитет получают самые способные, опытные, инициативные работники, гото­вые помочь товарищу. Независимо от их должности к ним при­ходят за советом, к их высказываниям на летучке прислушива­ются. Наряду с формальным лидером — официальным руково­дителем — в коллективе может выдвинуться и неформальный лидер. При этом не исключено возникновение служебных, пси­хологических конфликтов, которые всегда отрицательно ска­зываются на моральном климате коллектива. Так проявляется вторая — неформальная сторона ролевой структуры редакции. Иногда ее называют неформальной ролевой структурой.

Стремясь создать хорошо сработавшийся, как говорят со­циологи, — гомфотерный коллектив, его руководители долж­ны установить оптимальное соотношение между обеими сто­ронами ролевой структуры. Изучать своих людей, выдвигать вперед самых авторитетных, способных, умелых работников, поручать им самые сложные задания, поощрять их и выдвигать на более ответственные и вышеоплачиваемые должности. Та­ким образом, обе стороны ролевой структуры редакции взаи­мосвязаны и, влияя друг на друга, приводят к качественному улучшению ее состава.


Теперь мы можем перейти к определению места, роли и шачения каждого из элементов системной и ролевой структу­ры редакционного коллектива.

Вопросы для самопроверки

1. Определите причины и особенности формирования ролевой
структуры редакции.

2. Какое значение имеет ролевая структура редакции для ее работы?

3. Чем определяется формальная ролевая структура редакции и
как ее фиксируют?

4. А чем отличается от нее неформальная ролевая структура ре­
дакции?

5. Как можно оптимизировать ролевую структуру редакционного
коллектива?

Глава 4

Творческая часть редакции

ЦЕЛИ Прочитав эту главу, вы узнаете:

— как назначают или избирают главного редак­тора газеты, каковы его обязанности и права;

—зачем создают редакционную коллегию газеты;

—каковы функции секретариата редакции и обязанности
ответственного секретаря;

- как организована работа творческих отделов редакции и
их корреспондентов;

— каковы обязанности обозревателя и специального кор­
респондента;

- какова роль собственного корреспондента газеты и как
он работает

Звено управления

Его образуют редакторат, редакционная коллегия и секре­тариат редакции.

 

 

Глава 1

Особенности журналистского труда

ЦЕЛИ Ознакомившись с этой главой, вы получите представление о том:

—чем труд журналиста отличается от других видов творчес­
кой деятельности;

—что такое комплексность журналистского труда;

—как фактор времени, находящегося в распоряжении жур­
налиста, влияет на результативность его труда;

—что и как ограничивает возможности журналиста

Характеристики редакции печатного периодического изда­ния определяются рядом субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам относятся воля учредителя, владельца газеты или журнала, цели, которые он ставит перед редакцией, решения ее руководителей. Объективными факторами являются реальные условия, в которых редакции приходится выпускать газету, требования законов Российской Федерации, относящих­ся к СМИ, нормы общечеловеческой и журналистской этики. И не в последнем счете — особенности журналистского труда.

Эти особенности не зависят от воли и решений ни руководи­телей редакции, ни журналистов, готовящих материалы для газеты или другого печатного издания. Тот, кто с ними не считается, обречен на неудачу. Поэтому их надо знать и учитывать в своей работе — как в процессе руководства коллективом и его структу­рами, так и на всех этапах создания журналистского произведе­ния и номера газеты. Определить эти особенности легче всего, сравнив труд журналиста с трудом представителей других видов творческой деятельности в области духовного производства.

Комплексный характер

В труде журналиста сочетаются различные виды деятельно­сти, прежде всего — публицистической, редакторской и органи-


заторской. Журналист-публицист, т.е. специалист-литератор, умеющий использовать слово для выражения своих мыслей и отображения реальной действительности. Он пишет по зада­нию редакции или на предложенную им тему, владеет всеми (или хотя бы большинством) жанров публицистики. И если попытаться вывести происхождение слова «журналист» от фран­цузского слова ]оиг — день, то мы не ошибемся, назвав пуб­лицистом литератора, готового писать для газеты или журнала каждый день. Добавим, что роль публициста предполагает со­четание у него способностей к исследованию, изучению жиз­ни, к ее логическому осмыслению и образному отображению. Публицистическая деятельность, умение писать — один из ос­новных критериев профессионального мастерства журналис­та, работающего в любой редакции печатного периодического издания, независимо от его типа и уровня.

Однако это лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его работа как редактора. Ему часто прихо­дится править, переделывать, даже переписывать свои произ­ведения и тексты его коллег, а также материалы внередакционных авторов. Нередко редактирование материалов для оче­редного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста. И если он недостаточно владеет искусством литературного редактирования, его профессиональ­ное мастерство не может считаться полноценным.

С процессом редактирования тесно связана и работа жур­налиста с редакционной почтой. Он должен оценить значение информации, содержащейся в письме читателя, суметь исполь­зовать ее в своем выступлении или подготовить письмо к пуб­ликации и ответить автору. Это относится не только к бумаж­ным письмам, но и к электронной почте, приходящей в ре­дакцию по Интернету.

Важное значение имеет и организаторская деятельность жур­налиста. Она развертывается на нескольких направлениях. Он под­держивает контакты со своим активом, заказывает внередакционным авторам выступления в газете и помогает подготовить их к печати. Руководит обсуждением актуальных проблем за «круглым столом» в редакции. И если ему поручат руководство груп­пой его товарищей по редакции при проведении какой-либо кол­лективной акции, ему придется организовать ее: спланировать, распределить задания, проконтролировать их выполнение.

Организаторской является и деятельность журналиста, свя­занная с выполнением его обязанностей по редакции и его отделу,— дежурство на выпуске номера, участие в редакцион­ных летучках, разработка плана спецвыпуска и т.д.

Заметим, что для руководителей редакции — главного ре­дактора, его заместителя, ответственного секретаря — органи­заторские обязанности становятся основной и важнейшей ча­стью их деятельности. Однако для остальных творческих работ­ников редакции многофункциональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литератур­ной работы к другим обязанностям становятся важнейшей осо­бенностью их деятельности. У других представителей литератур­ного труда— писателей — мы также наблюдаем сочетание твор­ческой деятельности — литературного письма — с редакторской работой. Но их смена происходит в ином темпе. И писателю не приходится заниматься организаторской работой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.52.210 (0.052 с.)