Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность обновленного Государственного совета в 1906-1917 годах
Перед реформированным Государственным советом стояла задача подготовки важных и судьбоносных для страны и общества законодательных актов. В контексте анализа правового статуса реформированного Государственного совета можно говорить о его особой роли в России начала ХХ века. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Начался новый конституциооный этап в развитии Российского государства. С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на конфронтацию с правительством И.Л. Горемыкина. Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, церковных, удельных, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель. 23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образование «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты. Эти и другие проекты были решительно отвергнуты царем и правительством. Государственный совет не мог сработаться с I Государственной думой, которая предлагала в частности ликвидировать этот государственный орган. Проекты радикальных аграрных реформ также не могли встретить поддержку депутатов верхней палаты. Конструктивного диалога между властью и Думой не получилось: уже 8 июля 1906 года нижняя палата была распущена. Работа еще боле радикальной II Государственной Думы была непродолжительной. Правительство решило изменить избирательный закон для достижения более приемлемого состава нижней палаты. Закон от 1 июня 1907 года предусматривал сокращение числа депутатов из крестьян и рабочих. Когда нижняя палата выражала общественное мнение (в 1906 и 1907 году) Государственный совет обычно пассивно утверждал её решения, а для отклонения направленных на содействие революционному движению подбирал формальные мотивы. Из-за малой продолжительности этих периодов и нерегулярных созывов такая позиция верхней палаты не имела практического значения.
В условиях непопулярности в значительной степени подобранной властями третьеиюньской Думы (1907-1914 гг.) верхняя палата была склонна поддерживать правительство и отклоняла все неугодные ему думские предложения. Из отчетов председателя Государственного совета о его деятельности за каждую истекшую сессию можно обозначить следующие основные направления. За пятую сессию 1909-1910 гг. на рассмотрение Совета было передано из Государственной Думы 415 законопроектов. К наиболее существенным законопроектам, рассмотренным Государственным советом в течение этой сессии, относились законы, предметом которых являлось усовершенствование суда и управления, государственной обороны, поднятие культурного уровня страны и упорядочение торгового и финансового законодательства[20]. Крестьянская реформа П.А. Столыпина не вызвала противодействия верхней палаты. Государственный совет одобрил идею создания класса крестьян-собственников путем разрешения выхода из общины. Депутаты видели в этом решение болезненного аграрного вопроса и предотвращения революции. С молчаливого согласия правительства Государственный совет отклонил проект создания волостного земства (выборные органы местного самоуправления), усматривая в этом опасность существующему строю. Тем не менее, было одобрено несколько предложений об улучшении финансирования органов самоуправления. Верхняя палата отклонила большинство проектов о распространении земского и городского самоуправления на окраины (из-за нежелания увеличивать права национальных меньшинств). В ряде случаев самоуправление было введено против мнения Совета. Верхняя палата последовательно выступала против государственной поддержки языков национальных меньшинств. Государственный совет с согласия правительства отклонил предложения Думы о дальнейшем развитии указов 1905-1906 годы о расширении веротерпимости. Совет одобрил большинство проектов об очень значительном увеличении расходов на народное образование и открытии новых учебных заведений всех уровней (отклонив часть возникших по инициативе Думы без согласия правительства). В соответствии с мнением последнего верхняя палата отклонила предложение нижней передать под контроль Министерства просвещения церковноприходские школы и установить преемственность между всеми учебными заведениями всех уровней.
Депутаты верхней палаты последовательно отклоняли все предложения думы о расширении прав законодательных палат. Это свидетельствует о нежелании членов совета способствовать ускоренному развитию конституционного строя в России. Госсовет обычно соглашался с проектами об увеличении налогов (в т.ч. введении в 1916 г. прогрессивно-подоходного). При рассмотрении бюджета и 1908—1914 гг. роль Государственного совета сводилась к контролю за думскими сокращениями правительственных запросов и восстановлением последних в большинстве случаев. В частности, верхняя палата блокировала попытки нижней (1908—1911 годах) отложить военное кораблестроение. В 1915—1916 годах Совет принимал бюджет в редакции Думы. При рассмотрении реформы местного суда Государственный совет согласился на лишение земских начальников судебных полномочий и на восстановление выборного мирового суда. В согласии с правительством верхняя палата вопреки мнению Думы настояла на сохранении в значительно улучшенном виде сословного полостного суда. Государственный совет одобрил большинство преобразований по уголовному, гражданскому и процессуальному праву (о введении условного досрочного освобождения, разрешении суду включать в срок наказания время, проведенное под стражей во время следствия и суда, увеличении максимального срока аренды с 12 до 36 лет, введением права застройки и т.д.). Некоторые из таких проектов (об условном осуждении, распространении права застройки на существующие отношения и др.) были отклонены. Государственный совет в основном согласился с уравнением женщин в наследственных правах (кроме внегородских земельных владений) и расширением служебных прав, отклонив проект о допуске женщин в адвокатуру. Главнейшими из рассмотренных в сессию 1913-1914 гг. стали законопроекты, направленные к укреплению обороны государства, в частности, образование новых и переустройство существующих войсковых частей, финансирование армии и флота, вопросы государственного управления и др. Имея право законодательной инициативы (за исключением изменения Основных законов 23 апреля 1906 года), Государственный совет предпочел в своей практической деятельности занять положение арбитра между правительством и Государственной думой. Верхняя палата не спешила использовать право законодательной инициативы и контрольные функции. Анализируя законотворческую деятельность Государственного совета за период его существовании можно опровергнуть миф, созданный советскими историками о его «реакционности» и «неэффективности». Из 3550 законопроектов, одобренных I-IV Государственной думой, Государственный совет отклонил лишь 49 проектов[21]. Остальные законопроекты были одобрены верхней палатой, причем большинство без каких-либо поправок. В своей совокупности одобренные Государственным советом законопроекты (аграрная реформа, страхование промышленных рабочих от несчастных случаев и болезни, о развитии народного образования, о введении прогрессивного подоходного налога, реорганизация армии и флота и т. д.) способствовали политической и социальной стабилизации страны. Учитывая состав Государственного совета, интересы представленных в нем социальных и общественно-политических сил, можно отметить, что верхняя палата в целом была далека от радикализма I-II Государственной думы. Однако её позиция в целом совпадает с позицией III – IV Государственной думы, что и обусловило интенсивность и эффективность законотворческого процесса в данный период, высокие темпы экономического и культурного развития России.
В политическом плане Государственный совет ограничился уменьшением радикальности реформ, не пытаясь последовательно защищать существующее положение и тем более повернуть законодательство в обратном направлении. Верхняя палата оказалась одним из основных орудий консервативных правительственных кругов в их попытках замедлить требуемые обществом преобразования. В этом качестве верхняя палата действовала с переменным успехом. В результате скорость реформ оказалась неприемлемой для всего общественного мнения. К сожалению в широких массах народа состав и деятельность Государственного совета не вызывали уважения. Деятельность палаты одобряли лишь консервативные круги крупных землевладельцев, которые видели в нем оплот традиционного государства и средство борьбы против либеральных преобразований. Различные элиты российского общества (бюрократическая, аграрная, торгово-промышленная, интеллектуальная) были разобщены, и главное их господствующее положение не являлось легитимным в глазах народа. Поэтому русские землевладельцы не рассматривались широкими массами населения как естественный правящий класс. Политическая ситуация в России настоятельно требовала коренных преобразований организации политической власти. В результате Первой русской революции сложились действительные и достаточно серьезные ограничения монархии. Важнейшей характеристикой места и роли Государственного совета, содержавшейся в Основных законах Российской империи 1906 г., выступали его функции, осуществляемые современными парламентами: законодательная, бюджетная и контролирующая управление. Учреждение парламентского правления, реорганизация других высших органов государства привели к появлению системы, по общим признакам приближенной к буржуазному парламентскому строю, но без юридических гарантий реализации конституционных принципов. Данная проблема способствовала увеличению числа политических противоречий.
Несмотря на консерватизм многих своих решений, Государственный совет способствовал становлению конституционного строя в России. Избежать революции ценой наименьших уступок – так образно можно охарактеризовать позицию Госсовета. В период стабильности подобная политика могла обеспечить здоровое конституционное развитие государства. В условиях всеобщего кризиса вызванного Первой мировой войной подобный курс оказался неэффективным. На протяжении всего времени своего существования – с момента создания в 1810 году и до Февральской революции – Государственный совет занимал особое место в государственном механизме Российского государства. Его роль то усиливалась, то ослабевала, но де-юре Госсовет всегда оставался высшим в империи органом с законосовещательными функциями.
Заключение. В начале XX века Россия переживала сложный период становления конституционного строя. Консерватизм правящих классов, бедность и неграмотность большинства населения, отсутствие сильного среднего класса – существенно затрудняли развитие правового государства. Общество было настроено на быстрые и решительные преобразования, которые неминуемо разрушали бы существующий строй. На мой взгляд, не стоит преувеличивать успехи правительства Российской империи на пути к конституционному строю. Значительная часть правящей верхушки была настроена против конституции. Известны слова премьер министра В.Н. Коковцова: «Слава Богу, у нас нет парламента»[22]. Правительство в целом смотрела на конституционные учреждения как на рассадники враждебных либеральных ценностей. По сути, Государственный совет оказался не столько частью народного представительства (хотя бы и имущих классов), сколько «советом чиновников, поставляющим свои заключения по указаниям высшего начальства»[23]. К тому же высшие сановники были тесно связаны с дискредитированным самодержавным строем. Вместе с тем создание Государственного совета и думы было огромным прогрессивный шагом вперед по пути развития конституционного строя в России. Во многом консервативная политика совета сглаживала радикализм нижней палаты парламента. Осторожный реформизм Государственного совета должен был способствовать компромиссному решению накопившихся в обществе проблем. Необходимо подчеркнуть, что безболезненное решение их в создавшейся ситуации был невозможно. Для постепенного развития конституционного строя был необходим длительный период стабильности в обществе. Но временной отрезок спокойного развития страны был слишком коротким. Можно сказать, что Государственный совет представлял собой «сколок» российского общества, раздираемого после революции 1905-1907 гг. и во время Первой мировой войны политическими страстями. Политическая борьба в самом Госсовете, противостояние верхушки чиновничества с императорской фамилией не могло не сказаться на том, что верхняя палата все более отдалялась от общественных и государственных проблем. В результате Государственный совет не смог преодолеть системный кризис России, повлекший за собой смену всей социальной пирамиды после 1917 года.
К сожалению, ни Государственному совету, ни Государственной думе не удалось преодолеть разрыв между властью и обществом, направив разрешение веками накапливавшихся противоречий и конфликтов в конструктивное русло диалога переговорного процесса. В итоге Октябрьский переворот 1917 года перечеркнул отечественный политико-правовой опыт, утвердив социалистические ценности. Для советского государства было характерно не верховенство закона, а диктатура партии. Как известно, для востребования дореволюционного отечественного опыта потребовалось более семи десятков лет. Тем не менее, пример разумных законодательных инициатив Государственного совета и сейчас может служить образцом для общественных палат в Российской Федерации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.018 с.) |