Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформа Государственного совета в 1906 году.
К началу XX века Российская империя представляла собой неограниченную монархию, опирающуюся преимущественно на дворянство. В стране существовали сословные ограничения и отсутствовали гражданские права и свободы. Крестьяне, составлявшие большинство населения, в подавляющем большинстве были неграмотны, среди них зрело недовольство малоземельем. Правительство проводило консервативную политику, стремясь сохранить существующее положение. Бурное экономическое развитие не сопровождалось соответствующими политическими преобразованиями. В то же время зарождавшиеся классы буржуазии и рабочих все более громко заявляли о своих правах. Постепенно общество объединялось в стремлении к конституционным преобразованиям. Поворотной страницей российской истории явилась Первая российская революция 1905-1907 годов. События 9 января 1905 года и вызванное ими народное возмущение вынудили самодержавие уступить. В «Манифесте об усовершенствовании государственного строя (17 октября 1905 года) декретировалось: даровать населению незыблемые основы гражданской свободы (свобода совести, слова, собраний, союзов), действительной неприкосновенности личности. В прямом смысле Манифест 17 октября не являлся конституцией. Он сам по себе не создавал перехода от самодержавия к ограниченной монархии, но как бы предрешал его. Не будучи законом в классическом смысле, октябрьский манифест 1905 года обладал огромной правообладающей силой. Все последующее конституционное законодательство России своим развитием обязано главным образом ему. Он не был конституцией и даже конституционным законом, а по своим юридическим характеристикам походил на европейские конституционные хартии[13]. Николай II под давлением либерального крыла правительства и непосредственно его премьера С.Ю. Витте выразил намерение о создании представительного органа власти в России. Эволюция формы правления Российской империи была определена Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г. Организация народного представительства теперь выглядела следующим образом. Парламент состоял из двух палат — верхней, т.е. реформированного Государственного совета, и нижней – Государственной Думы В такой организации не было ничего особенного, большинство парламентов в западной Европе имели подобную двухпалатную структуру. Отличительная черта проекта заключалась не в самой системе, а в устройстве верхней палаты российского парламента[14]. Правительство полагало, что Государственный совет должен служить консервативным противовесом Думе. Учреждение обновленного Государственного совета являлось одним их важнейших законодательных актов эпохи становления конституционной монархии. Таким образом, Российская империя переходила к конституционному строю.
О необходимости сочетания выборного начала и назначения членов Госсовета еще в октябре 1905 г. говорил С.Ю. Витте. В докладе императору он писал: «Весьма важно сделать реформу Государственного совета на началах видного участия в нем выборного элемента, только при этом условии можно ожидать нормальных отношений между этим учреждением и Государственной Думой»[15]. Реформа Государственного совета была проведена Манифестом Николая II от 20 февраля 1906 г. Результатом всех изменений стало издание нового Учреждения Государственного совета, введенного в действие Указом императора 23 апреля 1906 года. Госсовет формировался особым порядком: половина его членов назначалась императором, другая половина являлась выборной. Монарх назначал членов совета обычно из числа бывших министров, заслуживших царское расположение, и других высших сановников. В начале каждого календарного года от имени царя публиковались списки тех членов Госсовета, которые допускались к участию в его заседаниях в наступившем году. Назначаемые императором члены верхней палаты не имели права пожизненности – монарх мог менять их по своему усмотрению. Любая инициатива членов Государственного совета по назначению или собственное мнение, не соответствовавшее правительственному курсу, обычно влекли санкцию в виде невключения непослушных членов в списки назначенных к присутствию в заседаниях Госсовета в последующие годы. Члены совета по назначению были в среднем лучше образованы и более опытны в государственных делах, поэтому они играли ведущую роль в палате.
Вторая половина состава Государственного совета (98 чел.) избиралась сроком на 9 лет с обновлением через каждые 3 года одной трети состава. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. Выборы проводились на основе сословно-корпоративной системы, обеспечивавшей избрание в Государственный совет преимущественно дворянства – господствующего сословия, из которого всегда формировалась бюрократия, служившая опорой самодержавию. То же следует сказать и о торгово-промышленных представителях. Остальную часть составляли чиновники духовного ведомства (Синода), незначительное количество представителей от университетов и академии наук. Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства — 6 человек; от дворянских обществ — 18 человек; от губернских земских собраний — по одному от каждого; от академии наук и университетов — 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ — 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Выборы были как прямыми (от губернских земских собраний) так и двухступенчатыми. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению[16]. Определенное влияние в реформированном Государственном совете имели представители земств и примыкавшая к ним делегация дворянства. Они также вышли из одной среды и имели обширный опыт работы в государственном управлении (как предводители дворянства) и самоуправления, а также представляли состоятельную («цензовую») часть общества, доминировавшую в Государственной думе (с 1907 г.) и земствах. Однако эти депутаты значительно уступали бюрократам в численности и образованности. Члены от других курий могли оказать влияние лишь на отдельные решения, не имевшие политического значения. Громадное большинство населения — рабочие, крестьяне, городское сословие и другие лишались права участвовать в выборах в Государственный совет. В Законе подчеркивалось, что выборные члены Государственного совета в своей деятельности не зависят от воли избирателей. При таких принципах формирования и функционирования верхней палаты о ее независимости не могло быть и речи. Таким образом, понятно, что верхняя палата, даже выборная ее часть, вследствие ограниченных условий для избрания не являлась органом народного представительства в подлинном смысле этого слова. По Основным государственным законам 1906 г. обе палаты наделялись одинаковыми законодательными полномочиями[17]. В равной степени обеим палатам принадлежало право законодательного почина (инициативы). Исключение составляли Основные государственные законы, инициатива пересмотра которых оставалась прерогативой императора. В целом в сфере нормотворчества определяющим ограничением будущего российского парламента было то, что законы подлежали утверждению царем. Исполнительная власть в стране целиком оставалась у монарха, он по-прежнему единолично руководил внешней политикой страны, в его подчинении находились вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Статья 87 Свода законов Российской империи закрепляла прерогативы монарха в сфере законотворчества, позволяя ему в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени[18].
Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Второй департамент был специализирован на вопросах связанных с финансами и экономикой. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии. Следует заметить, что без одобрения реформированного Государственного совета не мог пройти ни один законопроект, только после этой обязательной процедуры он поступал на утверждение императора. В свою очередь Государственный совет мог принимать законопроект и впоследствии передавать его на рассмотрение и утверждение Государственной Думе. Обеим палатам принадлежало право запроса к правительственным лицам, право утверждать роспись государственных доходов и расходов. Закон рассматривал Думу и Совет как органы, действующие совместно: они ежегодно подлежали одновременному созыву указом Императора, который определял продолжительность их работы и сроки перерыва. Очевидно, что сущность двухпалатной системы сводилась к достижению оптимального баланса, утверждению принципа равновесия между исполнительной и законодательной властями. Поэтому логично предположить, что после прекращения деятельности одной и продолжения другой такое равновесие нарушалось. Законодатель же пренебрегал этим принципом. Так, Указом от 8 июля 1906 г. I Государственная Дума была распущена, но Госсовет остался в прежнем составе (несмотря на то, что в нем были выборные члены) и только его сессия ограничивалась до 20 февраля 1907 г[19]. Можно сделать вывод, что обновленный Государственный совет по своим функциям и составу вполне отвечал духу времени. Несомненным недостатком являлась независимость депутатов от избирателей, но подобные ограничения существовали и в других странах. В целом Государственный совет мог способствовать становлению конституционного строя, сохраняя преемственность и стабильность в обществе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 3886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.007 с.) |