Функционирование Государственного совета в XIX веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование Государственного совета в XIX веке.



На практике полномочия Государственного совета часто не соблюда­лись. Это было связано с тем, что, Совет был неудобен самодер­жавию своей широкой гласностью и публичностью рассмотрения дел. Это проявилось в период царствования Николая I, когда стремление скрыть не­которые законодательные меры вынуждали проводить их помимо Государ­ственного совета путем рескриптов, указов и тому подобного[9]. На протяжении первой половины XIX века шла тенденция ослабления законодательных полномочий Государственного совета.

Учреждение 1842 года закрепило внутреннее устройство Государствен­ного совета. Государственный совет состоял из общего собрания, Государ­ственной канцелярии, департамента законов (1810-1906), департамента гражданских и духовных дел (1810-1906), департамента государственной экономии (1810-1906), департамента военных дел (1810-1854), временно­го департамента (1817), департамента дел царства Польского (1832-1862), департамента промышленности, наук и торговли (1900-1906), постоянных комиссий. При нём также действовали различные временные комитеты, при­сутствия и комиссии[10]. Новое положение несколько ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило её за счет административных дел и вопросов судопроизводства.

Во второй половине XIX века в его структуре произошли некоторые изменения. Так, из пяти департаментов сохранилось только три: государ­ственной экономии, законов, гражданских и духовных дел. В 1854 году ком­петенции департамента военных дел по обсуждению законопроектов были переданы Военному совету, затем Военному министерству, а сам департамент практически перестал существовать, хотя официально упразднен не был. Де­партамент дел Царства Польского, образованный в 1832 году для согласо­вания «важнейших предположений по Царству Польскому, нуждавшихся в согласовании... с общим направлением правительственной политики», был упразднен в 1862 году в связи с восстановлением Государственного совета Царства Польского. В начале января 1900 года был образован департамент промышленности, наук и торговли.

В состав общего собрания Государственного совета входили лица в со­ответствии с государственной должностью или назначались по выбору импе­ратора из наиболее влиятельных сановников империи. Закон так определял основной принцип формирования состава этого учреждения: «Государствен­ный совет составляется из особ Высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых... мы призвали в состав его людей, знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившихся»[11]. Следует отметить, что если первоначально состав Государственного со­вета насчитывал 35 членов, то в 1890 году их было уже 60. В литературе отмечается, что монопольное право самодержца на «при­звание» высших сановников негативно отражалось на качестве работы пра­вительственных учреждений[12].

Нереализованным остался проект министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова, который предусматривал введение выборных представителей городов и земств в Государственный совет. «Всеподданнейший доклад» министра был подписан императором Александром II, который признавал, что совершил первый шаг к конституции. Но 1 марта 1881 года жизнь царя-реформатора оборвал террористический акт. Пришедший на смену убитому императору, Александр III отказался проводить в жизнь подписанный документ. Таким образом, была упущена возможность перейти на конституционный путь развития без революции и потрясений. Через 25 лет монархии придется идти на аналогичные реформы уже под угрозой потери власти.

Таким образом, правовой статус Государственного совета в XIX веке был основан на принципах незыблемости самодержавия. В 60-70-е годы совет расширил свои функции по координации деятельности всей системы высших и центральных учреждений, участвовав­ших в инициировании, разработке и принятии проектов реформ.

Законосовещательный Государственный совет играл важную роль в системе учреждений абсолютной монархии. Он осуществлял независимый от министров контроль над законотворчеством. Способствуя упорядочению правовой системы страны. Он пользовался определенной популярностью в обществе. Вместе с тем Государственный совет, представлявший консервативные слои общества, являлся «подсобным учреждением» самодержавия.

Следует отметить два нереализованных шанса с помощью реформ перейти к конституционному строю: 1810 год проект М.М. Сперанского и 1881 год проект М.Т. Лорис-Милюкова. Если ко времени первого проекта Россия была еще не готова к конституции, то к 1881 году имелись вполне достаточные предпосылки к представительному строю.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.004 с.)