Тема: «экссудативно-катаральный диатез» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «экссудативно-катаральный диатез»



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение........................................ стр. 1
2. Цель самоподготовки............................. стр. 2
3. Исходный уровень знаний......................... стр. 2
4. План изучения данной темы....................... стр. 2
5. Перечень необходимых знаний..................... стр. 2
6. Перечень необходимых умений..................... стр. 3
7. Дополнительная информация:  
· Аллергологический анамнез..................... стр. 3 - 4
· Диетотерапия при ЭКД......................... стр. 5 - 6
· Пищевой дневник.............................. стр. 7 - 9
· Принципы питания при ЭКД.................... стр. 10
· Проявления ЭКД в зависимости от возраста....... стр. 11
· Лекарственные препараты с перекрестными аллергическими реакциями......................   стр. 12
· Профилактика пищевой аллергии................ стр. 13
· Оздоровление домашней обстановки............. стр. 14
· Гипоаллергическая диета для детей до 1 года и в период обострения для старших детей............   стр. 15
· Гипоаллергическая диета для детей старше года.... стр. 16
· Уход за кожей................................. стр. 17
· Диспансеризация при ЭКД...................... стр. 18
8. Вопросы для самоконтроля:........................  
· Тестовые задания по теме «ЭКД»................ стр. 20 - 23
· Проблемно-ситуационная задача................. стр. 24
· Кроссворд по теме «ЭКД»...................... стр. 25
· Вопросы к кроссворду.......................... стр. 26
9. Эталоны контрольных заданий:.....................  
· Эталон к тестовому заданию.................... стр. 27
· Эталон ответов для кроссворда.................. стр. 28
10. Глоссарий...................................... стр. 29
11. Заключение........................ стр. 30
12. Рекомендуемая литература........................ стр. 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые студенты!

 

Вы приступаете к изучению одной из актуальнейших проблем педиатрии. Это заболевание в общей структуре аллергических заболеваний занимает одно из ведущих мест. По данным эпидемиологических исследований в разных странах экссудативно-катаральным диатезом страдают от 10 до 28% детей. Острота проблемы обусловлена не только высокой распространенностью у детей, но и ранним началом, быстротой развития хронических форм. Учебно-методическое пособие объединяет современные сведения по теме «Экссудативный диатез у детей», содержит в себе информационные, справочные, наглядные материалы, дополняющие учебный и лекционный материал, а также материалы для самоконтроля.

Пособие составлено в соответствии с Государственными стандартами по специальностям: 0401 «Лечебное дело», 0402 «Акушерское дело», 0406 «Сестринское дело» и рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов.

По программе дисциплины «Педиатрия с детскими инфекциями» к занятиям по темам:

· «Экссудативно-катаральный диатез»

· Итоговое занятие по «фоновым заболеваниям».

По программе дисциплины «Аллергология» на занятии по теме:

· «Атопический дерматит».

Знания по данной теме будут нужны Вам на протяжении всего курса педиатрии и при сдаче Итоговой государственной аттестации. Надеемся, что усвоенная информация расширит Ваши знания для профессиональной деятельности и пригодится в жизни.

 

 

V. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ

 

Задачи анамнеза:

· Установление у ребенка аллергического заболевания, его нозологической формы (с учетом клиники) и предположительно природы причинно значимого аллергена

· Выявление всех обстоятельств (факторов риска), способствующих развитию аллергического заболевания.

 

1) От какой беременности, каких родов

2) Наличие наследственно-конституциональной предрасположенности к аллергии (имеется ли у родителей, братьев, сестер, дедушек, бабушек, дядей, теть такие заболевания как: экзема, крапивница, бронхиальная астма, отек Квинке, вазомоторный насморк, мигрень, реакция на лекарства, пищу)

3) Течение антенатального периода (с целью определения внутриутробной сенсибилизации)

ü Рациональное или нерациональное питание было во время беременности

ü Принимала ли лекарственные препараты

ü Как протекала беременность (токсикозы, гестозы)

ü Не было ли профессиональных и бытовых контактов с химическими и лекарственными веществами.

 

4) Как протекали роды (не было ли стимуляции родов)

5) С какой массой, ростом родился ребенок

6) Характер питания ребенка на первом году жизни

ü Искусственное или естественное вскармливание

ü Преждевременное введение в рацион ребенка докорма, прикорма, соков. Какой прикорм введен первым

ü Объемы введения.

7) Питание кормящей матери

8) Как развивался ребенок на первом году жизни (физическое развитие, ежемесячные прибавки массы тела)

9) Привит ли по возрасту

10) Чем и как часто болел (чем лечился, не было ли аллергии)

11) Выясняется быт ребенка

12) Выясняются сроки начала и течения аллергического заболевания

13) Характер течения заболевания:

ü Круглогодичность

ü Сезонность обострений.

14) Связь обострения заболевания с конкретными аллергенами

15) Наблюдается ли эффект исчезновения симптомов заболевания после разобщения с данным аллергеном

16) Какие препараты применялись для лечения экссудативного диатеза

17) Эффект препаратов

18) Что усиливает проявление диатеза

ü Пища

ü Лекарственные препараты

ü Охлаждение, резкая смена температуры, высокая влажность

ü Синтетическая, шерстяная одежда.

 

 

ДИЕТОТЕРАПИЯ ПРИ ЭКД

 

Главное лечение – питание. Никакое лечение не поможет, если не соблюдать гипоаллергеную диету, т.е. исключение продуктов, которые вызывают аллергию.

Малоаллергенные продукты:

· Мясо отварное из вторичного бульона (вначале мясо варится 10 мин. в первой воде, затем перекладываем в холодную воду и варим до готовности): оленина, крольчатина, лосятина, нежирная свинина

· Каши на воде или на овощном отваре: ячневая, перловая, рисовая

· Масло растительное: кукурузное, соевое, оливковое

· Овощи: капуста, кабачки, тыква, репа, брюква, огурцы

· Фрукты: яблоки (зеленые без кожуры), сливы

· Ксилит, сорбит, сладекс, сластелин.

 

При переносимости можно использовать в небольших количествах:

· Мясо: нежирная говядина, телятина из вторичного бульона

· Каши на воде или овощном отваре: овсяная, гречневая, пшенная

· Картофель, вымоченный 10-12 часов

· Хлеб ржаной

· Кисломолочные продукты: кефир, простокваша, сухое молоко, топленое масло

· Фрукты и ягоды: персики, груши, черешня, черника, голубика

· Нежирные сорта рыбы после года.

 

Полностью исключить из рациона питания:

· Облигатные аллергены: кофе, какао, шоколад, мед, малина, клубника, орехи, дыня, гранаты, яйца, черная смородина, жирные сорта рыб, грибы

· Другие продукты: копчености, сладости, солености, консервированные продукты, куры и др. дичь, жирную свинину, колбасу, бульоны, ярко-красные и ярко-желтые фрукты, овощи, ягоды (помидоры, свекла, морковь, вишня, абрикосы), бобовые, укроп, петрушка, бананы, виноград, манная каша, печенье, вафли, белый хлеб, все печеное (пирожные, торты).

 

 


 

Рекомендуемые малоаллергические продукты При непереносимости можно использовать в небольших количествах Полностью исключить из рациона питания облигатные пищевые аллергены
Мясо: отварное, из вторичного бульона, оленина, лосятина, крольчатина, нежирная свинина Мясо нежирное: говядина, телятина (из вторичного бульона) Кофе, какао, шоколад, мед, малина, клубника, орехи, дыня, гранат, яйца, черная смородина, жирные сорта рыбы, грибы
Каши: на воде (овощном отваре), ячневая, перловая, рисовая Каши: на воде (овощном отваре), гречневая, пшенная, картофель, вымоченный 10-12 ч. Хлеб ржаной Другие продукты: копчености, солености, консервированные продукты, кура и другая дичь, жирная свинина, колбаса, бульон, овощи, ярко-красные и ярко-желтые фрукты и ягоды (помидоры, морковь, свекла, вишня, абрикосы), бобовые, укроп, петрушка, бананы, виноград, манная каша, печенье, вафли, белый хлеб, все печеное (пирожные, торты), сладкое, макароны, творог, пшеничная каша
Масло растительное: соевое, кукурузное, оливковое Кисломолочные продукты: кефир, простокваша, сухое молоко, топленое масло
Овощи: капуста, кабачки, тыква, репа, брюква, брюссельская капуста Фрукты и ягоды: персики, груши, черника, голубика
Фрукты: яблоки (зеленые, без кожуры), сливы Не жирные сорта рыбы после года
Ксилит, сорбит, сладекс, сластелин

 

 


ПИЩЕВОЙ ДНЕВНИК

 

Цель дневника – выявить пищевые вещества, которые могут стать причиной аллергического заболевания.

Дневник ведется ежедневно, пока не будут обнаружены все аллергены, и закончено лечение. При ведении дневника будьте пунктуальны, ежедневно записывайте все, что съедает ребенок. Помните, дневник поможет выявить аллергены только в том случае, если Вы будете правильно расширять ассортимент продуктов. Вводить их в рацион ребенка только по очереди, начиная с минимальных количеств. Овощные пюре и каши, например, ½ чайные ложки, ежедневно увеличивая порцию в первые 2-3 дня на 5 граммов (1 чайная ложка), в дальнейшем – на 100 граммов. В тех случаях, когда, увеличив порцию до 60 граммов, врач видит, что новый прикорм не вызывает аллергической реакции, он обычно разрешает довести прикорм до возрастной нормы, увеличивая ежедневно уже на 20 граммов (4 чайные ложки).


Ф.И.О.: Иванов Саша Возраст:8 мес. Патологические симптомы
Дата Время дачи пищи Меню ребенка Количество в граммах Новый прикорм Меню мамы Время появления симптомов Кашель, насморк, удушье, хрипящее дыхание Срыгивание, рвота, боли в животе, понос Сыпь, гиперемия, внезапная бледность, отеки Внезапное возбуждение или вялость Беспокойный сон
26.01                      
    Грудное молоко 200 мл   Каша геркулесовая, чай            
    Яблочный сок 30 мл                
                       
    Овсяная каша на воде, яблочное пюре                    
                  + +  
                      +
    Овощной бульон с фрикадельками, пюре из картофеля, брюквы, моркови, яблочный сок       Морковь Суп мясной с капустой, картофель с котлетой, хлеб, компот     1430       +      
                       
                       
                       
                       
    Рисовая каша на воде                  
          Винегрет, колбаса с картофелем, кисель       + +  
                       
                       
    Грудное молоко 200 мл                
                       

 

 

1. Ребенок и мама соблюдают гипоаллергенную диету.

2. Если на фоне этой диеты обострение заболевания неоднократно совпадает с приемом определенных продуктов, то их исключают из диеты на срок не менее двух недель.

3. После исчезновения симптомов болезни, для проверки, в пищу добавляют один из исключенных продуктов.

4. Обострение болезни показывает, что пищевой аллерген найден правильно.

5. Обострение может проявиться от 10 до 24 часов с момента приема пищи (такие же сроки аллергической реакции и

при обычном приеме пищи).


В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

 

 

ПЕРИОД СИМПТОМЫ
  1. Грудной   Гнейс, молочный струп, опрелости, экзема (мокнущая и сухая), «географический язык», набухание слизистой оболочки рта, глаз, функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, эозинофилия
  2. Дошкольный и школьный   Увеличены лимфатические узлы, частые ангины, ларингиты, бронхиты, спазмы желудка, неустойчивый стул
  3. Возраст полового созревания   Идиосинкразии, склонность к насморкам, ангины, бронхиты, склонность к бронхиальной астме. Ваготонические расстройства желудка и кишечника. Ваготонические и симпатикотонические расстройства сердечной деятельности

 


6. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОТОРЫХ НАБЛЮДАЮТСЯ ПЕРЕКРЕСТНЫЕ АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

 

Название препарата   Группа препаратов, формирующих перекрестные аллергические реакции
Пенициллин Все производные пенициллина, цефалоспорины  
Левомицетин Производные группы синтомицина, их антисептические растворы  
Сульфаниламиды Новокаин, тримекаин, дикаин, анестезин, новокаинамид, бисептол, альмагель-А, солутан, ПАСК, гипотиазид, фуросемид, бутамид, букарбан,  
Стрептомицин Группа аминогликозидов  
Тетрациклин Рондомицин, метациклин, морфоциклин, гликоциклин, олететрин, олеморфациклин, олеандомицин  
Амидопирин Анальгин, антипирин, бутадион, сложные порошки, в состав которых входят названные препараты  
Пипольфен Препараты фенотиазинового ряда (аминазин, пропазин, френолон, этаперазин, терален)  
Эуфиллин Супрастин  
Барбитал Группа барбитуратов, теофедрин, валокардин, пенталгин, антастман  
Йод Сергозин, кардиотраст, йодолипол, билитраст, билигност, сайодин, триомбрин, раствор Люголя, антиструмин, радиоактивный йод  
Пиперазин Стугерон, циннаризин  
Фурацилин Фурадонин, фуразолидон, фурагин, их антисептические растворы  
Дермазолон Энтеросептол, мексаза, 5-НОК, интестопан, преднизолон  
Витамин В1 Кокарбоксилаза  

 


СТЕНЫ, ПОТОЛОК, ПОЛ

Окрашивайте стены краской или оклеивайте их моющими обоями. На стенах не следует подвешивать флажки, рисунки, др. предметы, собирающие пыль. Стены моют, как и пол.

Пол деревянный или линолеум.

В стенных шкафах скапливается много пыли. Лучше не хранить в спальне одежду. На полу не должно быть никаких ковриков.

В доме не должно быть животных, птиц, рыбок.

Влажная уборка помещения дважды в день, плинтус протирать керосином раз в неделю. После использования пылесоса обязательно проветривать комнаты.

Занавески – хлопчатобумажные, чаще стирать.

 

ПОДГОТОВКА ПОСТЕЛИ

 

Ватные тюфяки и пружинные матрасы должны быть покрыты предохраняющими от пыли чехлами, сшитыми из пластиковой пленки или прорезиненной ткани (клеенки) и застегиваться на молнию.

Можно использовать любое хлопчатобумажное или синтетическое одеяло. Выхлопывать и стирать его как можно чаще.

Подушка, выполненная синтетическим волокном или все другие виды подушек (перьевые, ватные, поролоновые), покрываются чехлом.

Простыни, наволочки меняются еженедельно.

Не храните ничего под кроватью.

 

МЕБЕЛЬ, ИГРУШКИ

 

Мебель деревянная, пластиковая, не должно быть никакой обитой тканью мебели. Набор мебели – минимальный.

Избегайте мягких матерчатых игрушек или набитых опилками.

Никаких духов, талька, косметики или цветов.

Храните шерстяную одежду в пластиковых мешках.

Другая одежда хранится в закрытых шкафах, и никогда не разбрасывайте ее по комнате.

Не пользуйтесь нафталином, аэрозолями.

 

 

ГИПОАЛЛЕРГИЧЕСКАЯ ДИЕТА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 1 ГОДА

 

Исключить из рациона питания:

1. Все сладкое (шоколад, конфеты и др.).

2. Продукты из пшеницы (белый хлеб, сдоба, макароны, манная и пшеничная каши).

3. Яйца и продукты, содержащие яичный белок.

4. Кофе, какао, орехи.

5. Цитрусовые, клубника, земляника, малина, гранаты, смородина, бананы, виноград, дыня, вишня.

6. Грибы.

7. Рыба, раки, рыбные бульоны.

8. Томаты, укроп, петрушка, морковь, свекла. Бобовые.

9. Маринады, уксус, горчица, майонез, пряности, копченые и консервированные блюда.

10. Свинину, птицу, бульоны из любого мяса.

11. Творог.

 

Рекомендуется использование следующих продуктов:

1. Капуста свежая и квашенная, огурцы, кабачки, брюква, картофель (вымоченный 12 часов).

2. Отварные говядина, баранина, крольчатина, оленина.

3. Хлеб ржаной, овсяный.

4. Масло растительное.

5. Кисломолочные продукты: сметана, кефир и др.

6. Крупы (все, кроме запрещенных по переносимости).

7. Яблоки (без кожуры), черешня, слива, груши.

8. Ксилит, сорбит.

 

Можно использовать при переносимости:

1. Молоко, сливки (кипятить 10 минут, снимать пенку), масло сливочное.

2. Яичный желток.

3. Треска.

4. Мед.

5. Клюква, брусника, голубика, черника, персик.

 

 


УХОД ЗА КОЖЕЙ

 

В тщательном и кропотливом уходе прежде всего нуждается кожа детей с экссудативным диатезом.

Купание не только очищает кожу, но и ослабляет зуд, приносит ребенку облегчение, действует успокаивающе. Так что независимо от состояния кожи раз в неделю надо купать ребенка с мылом (детским, косметическим) или в специальных гипоаллергенных шампунях, а в остальные дни или в крайнем случае через день необходимо делать лечебные ванны из отвара трав. На разных детей одни и те же травы действуют по- разному, так что необходимо подыскивать подходящую траву путем проб. Если кожа слишком суха, уплотнена или воспалена, но не мокнет, можно использовать для ванны отвар ромашки со зверобоем, либо березовых веток (или почек). У большинства детей после таких ванн кожа становится мягче, эластичнее, уплотнения постепенно исчезают.

Необходимо бороться с расчесами: коротко стричь ногти ребенка, иногда даже накладывать шинки из плотного картона на руки, мешающие сгибанию рук в локтевых суставах.

Одежда ребенка должна быть просторной. Нельзя кутать его, т.к. от перегревания усиливается зуд. Белье должно быть из хлопчатобумажных тканей, без грубых швов и складок.

Когда кожа мокнет и отекает, хорошее действие часто оказывают ванны с отваром череды, дубовой коры или с настоем чая. Они хорошо подсушивают кожу, уменьшают ее отечность и покраснение. Перед нанесением лекарственной мази из таких же отваров рекомендуется делать примочки на мокнущие участки кожи на 5-10 минут.

При появлении гнойничков от лечебных ванн следует временно воздержаться. Гнойнички нужно смазать дезинфицирующими средствами – водным раствором бриллиантовой зелени. Участки здоровой кожи протирают 20-30% раствором спирта.

На кожу, покрытую сухими корочками, хорошо влияют отвары из смеси дубовой коры с чередой и ромашкой (берутся в равных долях). Отдельно: череда, чистотел, дубовая кора – сушат кожу.

Для снятия себорейных корок смазывают волосистую часть головы растительным маслом или серно-салициловой мазью за 12 часов до гигиенической ванны. В течение дня еще несколько раз подмачивают корочки, а во время гигиенической ванны подушечкой пальца удаляют их.

Особенно необходимы лечебные ванны летом, когда ребенок сильно потеет. Отвары трав готовятся так: одна столовая ложка травы на стакан кипяченой воды, который выливается на 10 литров воды в ванне. Для гигиенических ванн использовать кипяченую воду (температура воды 35-36о, продолжительность процедур – 10-15 минут).

Обливать ребенка обычной водой после лечебных ванн не нужно, а вот гигиеническое купание закончить обливанием отваром лечебной травы желательно.

Вытирать малыша очень осторожно, промокая кожу марлей или мягкой хлопчатобумажной простынкой и сразу же смазать складочки, особенно в паху и под мышками прокипяченным растительным маслом, а на воспаленные и мокнущие участки кожи тонким слоем (не втирая) нанести лечебную мазь, эмульсию или пасту, назначенную врачом.

Применение мазей, содержащих кортикостероидные гормоны, не рекомендуется, поскольку при длительном их использовании развивается пиодермия, и снижается функция коры надпочечников. При атопическом дерматите можно сразу мазь Адвантан (гормональная). Может быть в виде эмульсии и крема.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

После изучения темы «Экссудативно-катаральный диатез» проверьте свои знания:

· Ответьте на тестовое задание по теме

· Решите проблемную задачу

· Заполните кроссворд по теме.

 


ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЗАДАЧА

 

В Детской поликлинике наблюдается ребенок в течение 3-х месяцев после рождения. Родился от I беременности, срочных родов, доношенный, вес при рождении 3950,0. Беременность протекала с гестозом I половины беременности, с анемией во II половине беременности. Во время беременности мама ребенка не соблюдала режима питания, в меню в излишнем количестве включала коровье молоко, сгущенное молоко, конфеты. Из фруктов – гранаты. При наблюдении за ребенком Вы отмечаете большие прибавки в весе за каждый месяц (1300,0; 1000,0; 1100,0), при осмотре ребенок выглядит рыхлым, пастозным. На коже в области большого родничка, в области надбровных дуг постоянно накапливаются себорейные корочки, несмотря на то, что мама регулярно и правильно их удаляет. Гигиенический уход за ребенком хороший, но мама предъявляет жалобы на опрелости в области паховых складок.

 

Задания:

 

1. Как оцениваете состояние здоровья ребенка.

2. Была ли сенсибилизация организма ребенка? Почему?

3. Какие признаки говорят, что ребенок может дать клинические проявления диатеза?

4. Составьте беседу с родителями с целью предупреждения реализации клинических проявлений ЭКД у ребенка.

 

Задание по задаче будет проверено на занятии.

 

КРОССВОРД

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

ДЛЯ КРОССВОРДА

ГЛОССАРИЙ

 

Диатез – неадекватная реакция на обычные раздражители.

Аллергия – изменение реактивности организма к внешним воздействиям и к компонентам собственных тканей.

Аллерген – вещество, способное сенсибилизировать организм и вызывать аллергию.

Сенсибилизация – повышение чувствительности организма к воздействию факторов окружающей или внутренней среды.

Себорея – патологическое изменение кожи при дисфункции сальных желез.

Молочный струп – ограниченное покраснение щек с утолщением эпидермиса и шелушением.

Гнейс – воспалительная реакция кожи с образованием на волосистой части головы буроватых жирных чешуек.

Экзема – рецидивирующий нейроаллергический дерматоз, характеризующийся развитием серозного воспаления слоев кожи (эпидермиса и сосочкового слоя дермы).

Строфулюс – сыпь в виде папул и везикул на разгибательных поверхностях конечностей и на ягодицах (синоним – Детская почесуха).

Гиперплазия – увеличение массы тканей вследствие усиления функции органа.

Блефарит – воспаление края века.

Конъюнктивит – воспаление конъюнктивы, (наружной оболочки глаза).

Стоматит – воспаление слизистой оболочки полости рта.

«Географический» язык – воспаление языка, характеризующееся чередованием очагов десквамации, (слущивания), эпителия с очагами его набухания и помутнения.

Эозинофилия – повышенное содержание эозинофилов в крови.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие содержит дополнительную информацию одного из важных разделов педиатрии и помогает студентам более глубоко изучить аллергологический анамнез, принципы диетотерапии при экссудативно-катаральном диатезе, получить практические навыки по уходу за кожей и слизистыми, по составлению пищевого дневника, гипоаллергических диет в зависимости от возраста; грамотно давать рекомендации родителям по профилактике пищевой аллергии, уделять внимание диспансеризации детей при экссудативно-катаральном диатезе. Данное учебно-методическое пособие позволяет выработать и развить у студентов клиническое мышление при выполнении заданий по самоконтролю. При использовании материала учебно-методического пособия у студентов отмечается более глубокий уровень теоретической подготовки, умение анализировать, принимать самостоятельное решение в практических ситуациях.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. М.Я. Студеникин «Аллергические болезни у детей» (М.Я. Студеникин, И,И. Балаболкин) М. «Медицина» 1998 г.

 

2. М.Я. Студеникин «Экология и здоровье детей» (М.Я. Студеникин, А.А. Ефимова) М. «Медицина» 1998 г.

 

3. Н. Соколова Учебное пособие «Педиатрия с детскими инфекциями» (Н. Соколова, В. Тульчинская), Ростов-на-Дону «Феникс» 2002 г.

 

4. А.М. Запруднов «Детские болезни», учебник (А.М. Запруднов, К.И. Григорьев), Москва «Медицина» 1997 г.

 

5. Н. Соколова «Сестринское дело в педиатрии», учебное пособие, практикум (Н. Соколова, В. Тульчинская), Ростов-на-Дону 2002 г.

 

6. Н.В. Ежова «Педиатрия», учебник (Н.В. Ежова, Е.М. Русанова, Г.И. Кащеева), Минск, Высшая школа 2002 г.

 

7. К.А. Святкина «Детские болезни», учебник (К.А. Святкина, Е.В. Белогорская, Н.П. Кудрявцева), Москва «Медицина».

 

8. «Аллергология», научно-практический журнал Санкт-Петербург, 2000 г. Д.С. Коростовцев, Короткий Н.Г.,Ревякина В.А., Торопова Н.П., глава «Определение атопического дерматита».

 


БИЛЕТЫ

К АТТЕСТАЦИИ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
II КУРС

ОТДЕЛЕНИЕ

«АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО»

 

БИЛЕТЫ

К АТТЕСТАЦИИ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
II КУРС

ОТДЕЛЕНИЕ

«АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение........................................ стр. 1
2. Цель самоподготовки............................. стр. 2
3. Исходный уровень знаний......................... стр. 2
4. План изучения данной темы....................... стр. 2
5. Перечень необходимых знаний..................... стр. 2
6. Перечень необходимых умений..................... стр. 3
7. Дополнительная информация:  
· Аллергологический анамнез..................... стр. 3 - 4
· Диетотерапия при ЭКД......................... стр. 5 - 6
· Пищевой дневник.............................. стр. 7 - 9
· Принципы питания при ЭКД.................... стр. 10
· Проявления ЭКД в зависимости от возраста....... стр. 11
· Лекарственные препараты с перекрестными аллергическими реакциями......................   стр. 12
· Профилактика пищевой аллергии................ стр. 13
· Оздоровление домашней обстановки............. стр. 14
· Гипоаллергическая диета для детей до 1 года и в период обострения для старших детей............   стр. 15
· Гипоаллергическая диета для детей старше года.... стр. 16
· Уход за кожей................................. стр. 17
· Диспансеризация при ЭКД...................... стр. 18
8. Вопросы для самоконтроля:........................  
· Тестовые задания по теме «ЭКД»................ стр. 20 - 23
· Проблемно-ситуационная задача................. стр. 24
· Кроссворд по теме «ЭКД»...................... стр. 25
· Вопросы к кроссворду.......................... стр. 26
9. Эталоны контрольных заданий:.....................  
· Эталон к тестовому заданию.................... стр. 27
· Эталон ответов для кроссворда.................. стр. 28
10. Глоссарий...................................... стр. 29
11. Заключение........................ стр. 30
12. Рекомендуемая литература........................ стр. 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые студенты!

 

Вы приступаете к изучению одной из актуальнейших проблем педиатрии. Это заболевание в общей структуре аллергических заболеваний занимает одно из ведущих мест. По данным эпидемиологических исследований в разных странах экссудативно-катаральным диатезом страдают от 10 до 28% детей. Острота проблемы обусловлена не только высокой распространенностью у детей, но и ранним началом, быстротой развития хронических форм. Учебно-методическое пособие объединяет современные сведения по теме «Экссудативный диатез у детей», содержит в себе информационные, справочные, наглядные материалы, дополняющие учебный и лекционный материал, а также материалы для самоконтроля.

Пособие составлено в соответствии с Государственными стандартами по специальностям: 0401 «Лечебное дело», 0402 «Акушерское дело», 0406 «Сестринское дело» и рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов.

По программе дисциплины «Педиатрия с детскими инфекциями» к занятиям по темам:

· «Экссудативно-катаральный диатез»

· Итоговое занятие по «фоновым заболеваниям».

По программе дисциплины «Аллергология» на занятии по теме:

· «Атопический дерматит».

Знания по данной теме будут нужны Вам на протяжении всего курса педиатрии и при сдаче Итоговой государственной аттестации. Надеемся, что усвоенная информация расширит Ваши знания для профессиональной деятельности и пригодится в жизни.

 

 

ТЕМА: «ЭКССУДАТИВНО-КАТАРАЛЬНЫЙ ДИАТЕЗ»

 

I. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ:

Данные рекомендации по теме помогут получить дополнительные практические знания к информации в учебном и лекционном материале.

 

II. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:

Для изучения данной темы необходимо повторить:

· АФО кожи, слизистых

· Особенности обмена веществ у детей

· Патологические состояния при беременности, приводящие к нарушению функции плаценты

· Понятие сенсибилизации организма.

 

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ:

1. Повторить вопросы исходного уровня знаний.

2. Выучить:

· Понятие ЭКД

· Причины, способствующие развитию диатеза у детей

· Наличие предрасполагающих факторов, дающих возможность заподозрить диатез до появления клиники

· Схему аллергологического анамнеза

· Клинические проявления ЭКД со стороны кожи, слизистых оболочек

· Особенности проявления диатеза в зависимости от возраста

· Дополнительные методы исследования для подтверждения диагноза ЭКД

· Основные принципы ухода и лечения детей с ЭКД, особенности ухода за кожей

· Принципы питания детей при ЭКД, ведение пищевого дневника

· Профилактика аллергии (гипоаллергические диеты по возрастам, профилактика пищевой аллергии, оздоровление домашней обстановки)

· Диспансеризация детей при ЭКД.

 

IV. При комплексном изучении учебного, лекционного материала, а также данных методрекомендаций по ЭКД

Студент должен знать:

· Понятие ЭКД

· Причины возникновения ЭКД

· Схему аллергологического анамнеза

· Клинические проявления ЭКД

· Основные принципы ухода, лечения, диетотерапии

· Профилактику ЭКД

· Диспансерное наблюдение детей при ЭКД.

 

Студент должен уметь:

· Осмотреть ребенка по органам и системам

· Выяснить причины возникновения ЭКД

· Дать рекомендации по составлению пищевого дневника, проводить анализ пищевого дневника

· Дать рекомендации по гипоаллергической диете кормящей матери

· Составлять гипоаллергическое меню ребенку с ЭКД

· Проводить гигиеническую и лечебную ванну с травами

· Выписывать рецепты по лечению ЭКД

· Наносить примочки, мази, эмульсии

· Проводить обработку себорейных корочек, обработку кожи дезинфицирующими средствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.222 с.)