Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С. Возврат к практике декретов-законов
Хотя Конституция запрещала делегирование законодательной власти, Национальное собрание вновь ввело практику Третьей республики. Используемая процедура заключалась в расширении регламентарной власти. Закон устанавливал сферы, которые отдавались в ведение регламентарной власти; в этих сферах Правительство могло заниматься регулированием путем издания декретов. Такой подход, одобренный Государственным советом 6 февраля 1953 г., позволял Правительству принимать меры, перед которыми Национальное собрание отступало. Основное в такой практике состояло в том, что она подчеркивала недостатки системы, заставляя ее развиваться в направлении абсолютного парламентаризма. В том виде, в каком данная система функционировала, она не смогла противостоять алжирскому кризису.
§ 3. Закат Четвертой республики Алжирский конфликт со всей очевидностью показал неэффективность деятельности государственных властей и отсутствие у режима легитимности. Мятеж в Алжире в мае 1958 г. ускорил падение Четвертой республики. Председатель Совета министров Пьер Пфимлен1 не смог «возвыситься» до положения, позволившего бы разрешить кризис и исключить риск военного государственного переворота. Генерал де Голль был готов взять власть, а основные политические лидеры присоединились к нему. Он получил инвеституру 1 июня 1958 г. и стал последним Председателем Совета министров Четвертой республики, поскольку одним из условий, которые им были поставлены при его согласии возглавить Правительство, была разработка новой Конституции. 2 июня Национальное собрание и Совет республики предоставили генералу де Голлю право принимать ордонансы в отношении мер, необходимых для восстановления положения в Алжире, и использовать при этом чрезвычайные полномочия. В соответствии с Конституцией Национальное собрание и Совет республики также приняли конституционный закон, устанавливавший процедуру разработки нового основного закона. Конституция должна была разрабатываться Правительством генерала де Голля с получением заключений Государственного совета и Консультативного комитета; в последнем 2/3 членов были парламентариями. Предусматривалось, что проект Конституции должен быть передан на одобрение референдума.
Закон от 3 июня 1958 г. устанавливал принципы, которыми следовало руководствоваться при разработке Конституции: всеобщее голосование; разделение властей; ответственность Правительства перед Парламентом; независимость судебной власти такого характера, который мог бы обеспечить соблюдение основных прав; определение отношений с народами заморских территорий. Делегирование полномочий было, следовательно, тщательно кадрировано, и в соответствии с этими принципами режим мог воспринять только форму парламентской демократии. Проект Конституции был передан на голосование народа и 28 сентября 1958 г. одобрен 80% проголосовавших. С вступлением в силу Конституции от 4 октября 1958 г. был положен конец долгому периоду парламентаризма на французский лад. Предложения реформ, которые не получили отражения в конституционных законах 1875 г. и в Конституции 1946 г., были интегрированы в новую Конституцию, сохранившую парламентские механизмы и значительно усилившую исполнительную власть. ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА В течение долгого времени считалось, что существование Конституции 1958 г. связано с обстоятельствами, которые сопутствовали ее разработке. «Первородный грех» 13 мая 1958 г., тот факт, что Конституция реставрировала исполнительную власть, многократность использования процедуры референдума в первые годы применения Конституции повлекли оппозиционное отношение к ней, породили мнение о том, что этот акт и практика его применения обладают формой плебисцитарного бонапартизма. Время, однако, делает свое дело. Даже если принять во внимание внесенные в Конституцию некоторые поправки, например предложенные Президентом республики в 1993 г., то нельзя не видеть, что национальный консенсус сформировался вокруг основных элементов системы. Политические перемены в 1981 г., приспособляемость режима, позволявшая нормально функционировать институтам в течение двух периодов сосуществования1, несмотря на то что политическая ориентация Президента республики не совпадала с партийностью парламентского большинства, опыт второго семилетия Ф. Миттерана, в течение которого правительства социалистов находились у власти, опираясь на относительное большинство в Национальном собрании, способствовали реализации названного консенсуса, свидетельствовали о качестве системы, учрежденной в 1958 г. Часто критиковался текст Конституции, который мог давать повод либо к его президенциона-листскому, либо к парламентскому прочтению, но такая амбивалентность является одним из условий продолжительного действия этого акта.
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ Конституция 1958 г. отражает желания своих редакторов. Она представляет собой реакцию на предыдущие режимы, которые также получили в ней отражение. В этом отношении Конституция следует республиканским и парламентским традициям, которые не ставились под вопрос внесенными последующими конституционными изменениями и поправками 1962 г. Отдел 1 ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО «ВДОХНОВЕНИЯ» Наводящий на размышление анализ составных частей, лежащих в основе конституционного «здания», своими корнями уходит в Третью республику, практическое функционирование институтов которой ощутил генерал де Голль, будучи членом одного из последних ее правительств. На этой основе в период подготовки Конституции 1946 г. он разработал собственную концепцию, которую изложил в речи в Байо1 16 июня 1946 г. Наконец, Правительство, в состав которого входило несколько бывших Председателей Совета министров Четвертой республики, сыграло значительную роль в рационализации парламентаризма.
§ 1. Отдаленные по времени источники Вопрос о государственной реформе был одной из главных тем в обсуждениях 30-х гг. XX столетия. Вместе с Тардье конституционалисты того времени размышляли о возможностях улучшения государственной системы. Соответствующие способы нашли свое отражение в произведениях Р. Карре де Мальбера, профессора университета в Страсбурге. В его работах содержалась острая критика абсолютного парламентаризма: «Нужно быть совершенно легковерным, чтобы позволить убедить себя в том, что воля, выраженная олигархией, является общей волей сообщества; в таком случае для кого-либо, называющего себя представителем, исключена возможность противиться той противоположной воле, которая считается представляющей его самого». По мнению Карре де Мальбера, необходимо снова предоставить слово народу, который является сувереном; это следует сделать путем введения института референдума. Для того чтобы ограничить Парламент, следует учредить наравне с ним другой сильный орган — Президента республики, который обеспечивал бы восстановление равновесия власти. Эти идеи разделялись Рене Капитаном'2, профессором права и близким к генералу де Голлю человеком.
§ 2. Идеи генерала де Голля Идеи де Голля, заложенные им в концепцию, находившуюся под парламентским влиянием, не отличались особой оригинальностью. Его вклад состоит в желании учредить сильную, независимую от политических партий исполнительную власть, которая могла бы играть роль арбитра. Для того чтобы обеспечить независимость Президента республики, считал де Голль, он должен избираться более широким избирательным корпусом, чем корпус, формирующий Парламент. Президент является гарантом преемственности и национальной независимости. В этом качестве он назначает Премьер-министра, поскольку данная функция не может быть передана политическим партиям, и осуществляет право роспуска Национального собрания.
Однако не должно быть абсолютного разделения властей и Правительство продолжает нести ответственность перед Парламентом. Концепция, изложенная в речи генерала де Голля в Байо 16 июня 1946 г., стала основой Конституции 1958 г. § 3. Вклад Правительства В соответствии с законом от 3 июня 1958 г. Правительство должно было подготовить проект Конституции; Мишель Дебре и бывшие Председатели Совета министров, члены Правительства представили свои соображения по рационализации парламентаризма. В первую очередь следует отметить, в частности, предложение по разграничению области закона и регламента, за соблюдением которой следит Конституционный совет, а также предложения по организации законодательных работ. Вторым элементом, предложенным названными лицами, стала реформа процедур, касающихся ответственности Правительства.
Отдел 2 ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА? Пятая республика признает республиканское идеологическое наследство. Основные его признаки содержатся в Конституции. Конституция не посягает на то, что составляет сущность парламентского режима — на ответственность Правительства. § 1. Республиканская традиция Эта традиция выражена в ст. 1 Конституции; «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Безусловно, конституционный закон от 3 июня 1958 г. не вменял в обязанность учредителю сохранить республиканскую форму правления. Но он установил общую процедуру пересмотра Конституции 1946 г. Следовательно, закон не мог посягнуть на ст. 95 Конституции 1946 г., запрещавшую любую ревизию республиканской формы правления; этот запрет, впрочем, был воспроизведен в ст. 89 Конституции 1958 г. А. Неделимость Республики 1. Когда говорят, что Республика неделима, то это означает подтверждение унитарного характера государства. Следовательно, невозхможно иным образом, кроме как законом, признать за территориальными коллективами нормативную компетенцию, которую Конституция зарезервировала за законодателем. Единство законодательной власти на территории Республики и компетенция, которую Конституция предоставила Правительству и Парламенту, должны оставаться неизменными, как об этом напомнил Конституционный совет в своем решении от 9 мая 1991 г. в отношении статуса Корсики. Децентрализация, следовательно, не может переступать порог, который ее отделяет от федерализма.
2. Неделимость Республики своим следствием имеет то, что целостность территории должна быть сохранена. Однако ст. 53 Конституции предусматривает, что «никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения». В прошлом дискутировался вопрос о том, касается ли названная статья случаев отделения, и если да, то имеет ли она общее значение или применяется только к заморским территориям. В своем решении от 30 декабря 1975 г. в отношении Коморских островов Конституционный совет признал, что ст. 53 Конституции покрываются случаи отделения. Следовательно, возможно преобразовать заморскую территорию в независимое государство при условии принятия закона и наличия согласия населения этой территории. В этом решении Конституционный совет не решился высказаться о том, могут ли такой возможностью воспользоваться также департаменты метрополии. О возможности негативного ответа на этот вопрос указывается в решении от 2 июня 1987 г. в отношении Новой Каледонии; в нем Конституционный совет сослался на преамбулу Конституции, где упоминается принцип свободного самоопределения народов заморских территорий; данное решение исключает предположение, согласно которому отделение было бы возможно для департаментов метрополии. 3. Конституционный совет вновь напомнил о принципах неделимости Республики и единства французского народа в решении от 15 июня 1999 г. № 99-412 по поводу Европейской хартии о региональных языках иязыках меньшинств, в котором признал, что эти принципы противостоят признанию коллективных прав какой-либо группы, обладающей своей культурой, языком или верованиями. В. Светская республика Утверждение светскости означает, что Республика уважает свободу совести граждан и не проводит какой-либо дискриминации между ними на основе религии. Следовательно, речь идет не о борьбе с религиями, а о сохранении нейтрального поведения по отношению к ним. Следствием этого, согласно закону об отделении церкви от государства 1905 г., является то, что «Республика не признает, не оплачивает ее служителей, не субсидирует никакой церкви»-. Следует, однако, сделать исключение в отношении департаментов Эльзаса и Мозеля, в которых в силу исторических причин сохраняется конкордатный режим; последний означает, что служители культа оплачиваются государством. В настоящее время вопрос о светскости приобретает особую важность главным образом в образовательной системе. В отношении публичного образования Государственный совет в заключении от 27 ноября 1989 г., вынесенном в отношении вопроса о ношении исламской чадры, определил, что принцип свободы совести позволяет ее ношение учениками в качестве религиозного знака отличия. Однако «эта свобода не должна позволять ученикам носить такие знаки религиозной принадлежности, которые по своему характеру, условиям индивидуального или коллективного ношения или по их подчеркнутому или требовательному характеру составляли бы акт давления, подстрекательства или пропаганды...».
В том, что касается учреждений частного образования, часто носящих конфессиональный характер, то конституционный принцип свободы образования разрешает предоставление помощи этим учреждениям (решение Конституционного совета от 23 ноября 1977 г.). Считается даже, что предоставление такой помощи является обязательным, для того чтобы позволить реально осуществлять свободу образования (таковым является вывод, вытекающий из решения Конституционного совета от 29 декабря 1984 г.). Это заключение было опровергнуто решением Конституционного совета от 8 июля 1999 г. № 99-414. В нем указывалось, что не существует какого-либо обязательства вводить систему помощи в области высшего сельскохозяйственного образования. Был сделай вывод, что если никакое обязательство не ведет к учреждению системы помощи, то упразднение существующей системы означало бы, наоборот, посягательство на свободу образования, если эта свобода сопровождается требованиями об учреждении органов образования. В целом же принцип светскости накладывает на государство обязательство быть беспристрастным по отношению к культам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.018 с.) |