Тема: Конкуренция и монополия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Конкуренция и монополия



Конкуренция от лат состязаться — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производство, купли и продажи товаров.

Условия конкуренции

1. полная хозяйственная обособленность каждого участника рынка

2. зависимость рынка от текущего состояния экономики

3. противоборство с другими претендентами за наибольший доход

Классификация конкуренции

1. полная хозяйственная обособленность каждого участника рынка

2. зависимость рынка от текущего состояния экономики

3. противоборство с другими претендентами за наибольший доход

Классификация конкуренци и

1. По масштабам

а) индивидуальная — один участник рынка стремиться выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг.

б) местная — ведется на ограниченной территории.

в) отраслевая — в одной отрасли.

г) межотраслевая

д) национальная

е) международная

2. По характеру развития

а) свободная или совершенная

Условия совершенной конкуренции

1) свободный вход в рынок

2) свободный доступ к информации

3) все товары одинаковы

4) отсутствие крупного производства

5) на рынке множество независимых товаропроизводителей.

б) регулируемая:

1) Монополистическая / предприятий, работающих в одной отрасли более 10, наличие ценовой и неценовой конкуренции.

2) Олигополистическая / предприятий в отрасли от 2 до 10,нет ценовой конкуренции. Это производство швейных машин, автомобилей, сигарет и т.д.

3) Дуополистический — 2 предприятия соперничают между собой. Войти в рынок практически невозможно.

4) Чистая монополия — товар один, заменителей ему нет.

- железная дорога, горгаз, водоканал.

 

3. По методам ведения

а) ценовая

б) неценовая / качество, лучшее обслуживание.

4. По субъектам

а) между продавцами выигрывает тот, кто дешевле продает

б) между покупателями выигрывает тот, кто дороже купит

в) между продавцами и покупателями выигрывает тот, кто более сплочен.

 

Монополия от греч. -monos- один, роleo-продаю.

Это крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

ВИДЫ МОНОПОЛИИ

1. По степени охвата

а) абсолютная монополия. Действует, один продавец, доступ на рынок конкурентов закрыт, полный контроль одного продавца над количеством и ценой товара.

б) монополия- один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают:

а) легальные или законные монополии

К ним относятся:

1) патентная система

2) авторские права

3) торговые знаки- рисунки, названия, символы.

б) естественные монополии

1) собственники редких и невоспроизводимых ресурсов (например, редкие мкталлы, земельные участки под чай, виноград)

2) Целью отрасли инфраструктуры — железнодорожный транспорт, оборонный комплекс.

в) искусственные монополии.

1) картель — союз нескольких предприятий одной отрасли, которые договариваются о квоте, ценах, распределения рынка.

2) синдикат- объединение предприятий, где готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

3) трест- монополия в которой создается совместная собственность группы предприятий на средства производства и готовую продукцию.

4) концерн- союз формально независимых предприятий разных отраслей промышленности, в рамках которого головная фирма организует денежный контроль за всеми участниками.

5) консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении крупных финансовых или коммерческих предприятий.

Сущность и особенности всех видов монополий проявляются в целях и характере их поведения, чтобы удержать выгодное положение на рынке монополии расправляются с конкурентами следующими методами.

1. Хозяйственный байкот- полный или частичный отказ от экономических связей с предприятиями не входящими в монополию.

2. Демпинг- преднамеренная продажа товаров бросовым ценам.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам.

4. Маневрирование ценами

5. Использование финансовых средств (спекуляция ценными бумагами и т.д.)

6. Разорение предприятий с помощью дозволенных и недозволенных средств (подделка продуктов, копирование товарных знаков и т.д.)

Для ограничения власти монополии используется антимонопольное законодательство.

Основные направления его деятельности.

1. Предотвращение абсолютной монополизации рынка

2. Запрещение слияния конкурирующих компаний.

3. Запрещение установления монопольных цен.

4. Поддержка конкуренции в цивилизованных формах, т.е. Запрещение демпинга, применение фальшивой рекламы и т.д.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Сравните виды конкуренции и выделите особенности каждой

2. В чем отличается несовершенная конкуренция от чистой.

3.Охарактеризуйте чистую монополию.

4. Значение неценовой конкуренции для бизнеса.

5. Назовите причины необходимости создания модели «олигополия»

6. Определите достоинства и недостатки свободной конкуренции

7. Каковы доводы «за» и «против» монополии.

8. Какую роль играют монополии в 21 в. в научно-техническом процессе

9. Какой тип рынка нужен России в 21 веке?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.007 с.)