Тема: Предмет экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Предмет экономической теории.



Введение

Предмет и метод экономики

У людей есть множество потребностей. В числе прочего нам нужны материальные блага и жизненные удобства. Экономика занимается исследованием поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Люди используют имеющиеся природные и материальные ресурсы — рабочую силу и управленческие способности, инструменты и машины, землю и минеральные богатства — для производства товаров и услуг, удовлетворяющих наши материальные потребности. Эту деятельность, осуществляемую в рамках организационного механизма, мы называем эконом и ческой системой.

Совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Но ЭТОЙ причине абсолютное Материальное изобилие неосуществимо. Экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Экономическая теория есть паука о том, какие из редких производственных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их с целью потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Создав экономику, человечество совершило качественный скачок в развитии. Этому, конечно, способствовал также прогресс пауки и техники, однако, если бы у человечества не было экономических механизмов, то при всей своей изобретательности мы бы до сих пор жили в пещерах, хотя может быть И более комфортабельных, чем в каменном веке.

Экономическая рациональность — способ выбора решений, основанный на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. Миром экономики управляет принцип рациональности.

1.Государственный образовательный стандарт

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной произ­водительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олиго полия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равно­весие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере

 

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Должны знать:

 

1. основные понятия и термины: ВНП, национальный доход, заработная плата, бюджет, налоги, кредит, фирма, бизнес, маркетинг, пошлина, инфляция, индексация

2. природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления

3. принципиальные особенности, общность и различия экономики рыночного и не рыночного типа

4. структуру организации деятельности предприятия

5. элементарные сведения о семейной экономике, доходах и расходах семьи

6. как складываются и действуют внешнеэкономические связи, мировые цены, осуществляются валютные операции, международная торговля.

 

 

Должны уметь:

1. ориентироваться в многообразии названий экономической науки, в различных направлениях ее развития.

2. ориентироваться в содержании экономических законов

3. выделять характерные особенности различных экономических учений

4. отличать признаки предпринимательства

5. различать виды денег, механизмы производства прибавочного продукта

6. разбираться в механизме рынка, ценообразовании, в содержании принципа издержек, прибыли

7. разбираться в таких показателях как потребительская корзина, минимальный уровень продуктов

8. оценивать разницу между основными и оборотными фондами

9. разъяснять сущность инвестиций

10. отличать различные организационные формы предприятий, их достоинства и недостатки

11. анализировать рынок труда

12. разбираться в системе национальных счетов

13. разбираться в сущности кредитно-денежной политики государства

14. объяснять значение экономического роста для социально-экономических проблем

15. анализировать сущность мирового хозяйства, разбираться в содержании и структуре валютной системы

16. разбираться в теории переходного периода

 

Должны владеть:

1. методикой расчета деятельности эффективности предприятия

2. умением составления бизнес-плана по маркетингу

3. умением использования макроэкономических показателей в деятельности малого предприятия

4. составлением графиков, обработкой и анализом полученной информации

5. исследованием хозяйственных процессов

6. решением практических проблем на основе объективного анализа

 

Цели и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе

 

Цель преподавания экономики – знакомство студентов с сущностью основных механизмов рыночной системы хозяйствования, базовых микро и макроэкономических аспектов функционирования экономический систем, с проблемами международной экономики.

Задачи изучения дисциплины:

· Усвоение студентами основных положений экономической науки о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров и услуг, о финансах и денежном обращении, о налогах и бюджете, о фирме и маркетинге, о внешнеэкономических связях

· Развитие экономического мышления

· Формирования умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать и объяснять современные экономические явления

· Выработка у студентов активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам

· Изложение студентами сведений, необходимых для последующего выбора профессии

 

 

Учебно-тематическое планирование

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы Трудоемкость, час
Аудиторные занятия:  
лекция  
практические занятия -
самостоятельная работа  
Общая трудоемкость  

 

Разделы дисциплины. Виды учебной работы.

РАЗДЕЛЫ ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
  Введение в экономику   -
  Микроэкономика - -
  Макроэкономика - -
  Международные экономические отношения - -

 

Разделы Лекции Самостоятельная работа
  Введение в экономику 1.Экономика как наука Донаучный этап в развитии экономической мысли. Первое научное направление в экономике. Классическая политическая экономия. 2.Марксизм в истории экономических учений. Современные экономические теории. 1. введение в экономическую теорию. 2. Характеристика экономических систем. 3. Собственность. 4. Рынок, структура рынка. 5. Спрос и предложение – главные законы рынка.
  Микроэкономика 3. Фирма как объект микроэкономического анализа. Предпринимательский потенциал. Бизнес – план и консалтинговые услуги.   6.Конкуренция и монополия. 7.Издержки. Структура издержек и их виды 8.Прибыль, увеличение прибыли. 9. Цена и ценообразование. 10. Эластичность спроса и предложения на рынке. 11. Рынок труда, заработная плата.
  Макроэкономика   12. Безработица на рынке труда. 13. Инфляция как многофакторный процесс. 14.Экономический рост и развитие. 15.Цикличность экономического развития. 16.Денежный рынок и рынок капитала. Биржа и внебиржевой рынок. 17.Государственное регулирование экономикой. Доходы населения и социальная политика.4.Система национальных счетов 18. Деньги и денежная система. Кредит и кредитная система. 19. Банковская система. Денежно – кредитная политика. 20. рынок земли. Рента. 21.Государственный бюджет и государственный долг. 22Налоговая система государства. 23Налоговая система государства. 24.Экономическая политика в переходный период. Перестройка отношений собственности.
  Международные экономические отношения   25.Теории в мировой торговли. Платежный баланс страны. 26. Общая характеристика стран современного мира. 27.Международная экономическая интеграция. 28.Глобальные проблемы современности. 29Международное разделение труда и мировая торговля. 30.Международное движение капитала. Международная миграция рабочей силы. 31. Мировая валютная система.  

 

Вопросы для самоконтроля

1. Определите какие блага относятся к естественным и экономическим: грибы, нефть в скважинах,бананы, капуста, руда на заводах, помидоры.

2. Верно или неверно:

а) все потребности растут безгранично.

б) во всех странах рост потребностей опережает производство.

3. Укажите невосполнимые экономические ресурсы: лес, высококвалифицированные работники, природный газ,медь, уголь.

4. В каких направлениях расширяется кругозор человека благодаря экономическому мнению?

5. Назовите круг проблем, которыми занимаются макро и микроэкономика.

6. Охарактеризуйте взаимосвязь: производство — обмен — распределение — потребление.

7. Охарактеризуйте факторы производства и их структуру.

 

Тема: Рынок

Рынок — это место, где продаётся товар, совершаются сделки.

Рынок возник 5-7 тыс лет назад в результате трёх видов общественного разделения труда:

1) отделения животноводства от земледелия

2) выделения ремесла от сельского хозяйства

3) отделения города от деревни

Условия существования рынка

1). Общественное разделение труда

2). Наличие частной собственности

3). Наличие обособленных производителей

Функции рынка

1. Посреднеческая — рынок посредник между производителем и потребителем.

2. Контрольная — только рынок выделяет нужен ли товар обществу, что доходно, что убыточно.

3. Рынок служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей.

4. Санация — рынок оздоравливает экономику, разоряя неэффективные предприятия.

 

Типы рынков

1. В зависимости от товара:

а) рынок потребительных товаров

б) рынок средств производства: оборудования, транспорта, зданий, сооружений, сырья, топлива, электроэнергии.

в) рынок услуг: коммунальных, бытовых, финансовых, страховых, социальных, культурных, духовных, и т.д.

г) рынок труда

д) рынок научных и опытно-конструкторских разработок

е) рынок ссудных капиталов

ж) рынок валют

з) рынок ценных бумаг

и) рынок духовных благ

2. В зависимости от насыщенности

а) дефицитный

б) убыточный

в) равновесный

3. По степени развитости хозяйственных свобод

а) свободный

б) регулируемый

4. По легальности

а) легальный

б) нелегальный

5. В зависимости от конкуренции

а) чистой конкуренции или совершенный рынок

б) чистой монополии

в) монополистический

г) олигополистический

д) дуополистический

6. В зависимости от способов торговли:

а) рынок непосредственных продаж

б) рынок безналичных продаж

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете содержание рынка и рыночной системе?

Кратко охарактеризуйте составные части рынка.

2. Негативные стороны рыночных отношений.

3. Как вы поняли содержания рыночного равновесия, равновесного производства и равновесной цены

4. Кто определяет при свободных рыночных отношениях, в каком количестве и куда должны поступать производственные товары:

а) правительство

б) продавцы

в) покупатели

г) производители

5. Что служит «барометром» состояния рынка.

6. Укажите типичные связи семьи с различными специализированными видами рынка.

 

Условия конкуренции

1. полная хозяйственная обособленность каждого участника рынка

2. зависимость рынка от текущего состояния экономики

3. противоборство с другими претендентами за наибольший доход

Классификация конкуренции

1. полная хозяйственная обособленность каждого участника рынка

2. зависимость рынка от текущего состояния экономики

3. противоборство с другими претендентами за наибольший доход

Классификация конкуренци и

1. По масштабам

а) индивидуальная — один участник рынка стремиться выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг.

б) местная — ведется на ограниченной территории.

в) отраслевая — в одной отрасли.

г) межотраслевая

д) национальная

е) международная

2. По характеру развития

а) свободная или совершенная

Условия совершенной конкуренции

1) свободный вход в рынок

2) свободный доступ к информации

3) все товары одинаковы

4) отсутствие крупного производства

5) на рынке множество независимых товаропроизводителей.

б) регулируемая:

1) Монополистическая / предприятий, работающих в одной отрасли более 10, наличие ценовой и неценовой конкуренции.

2) Олигополистическая / предприятий в отрасли от 2 до 10,нет ценовой конкуренции. Это производство швейных машин, автомобилей, сигарет и т.д.

3) Дуополистический — 2 предприятия соперничают между собой. Войти в рынок практически невозможно.

4) Чистая монополия — товар один, заменителей ему нет.

- железная дорога, горгаз, водоканал.

 

3. По методам ведения

а) ценовая

б) неценовая / качество, лучшее обслуживание.

4. По субъектам

а) между продавцами выигрывает тот, кто дешевле продает

б) между покупателями выигрывает тот, кто дороже купит

в) между продавцами и покупателями выигрывает тот, кто более сплочен.

 

Монополия от греч. -monos- один, роleo-продаю.

Это крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

ВИДЫ МОНОПОЛИИ

1. По степени охвата

а) абсолютная монополия. Действует, один продавец, доступ на рынок конкурентов закрыт, полный контроль одного продавца над количеством и ценой товара.

б) монополия- один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают:

а) легальные или законные монополии

К ним относятся:

1) патентная система

2) авторские права

3) торговые знаки- рисунки, названия, символы.

б) естественные монополии

1) собственники редких и невоспроизводимых ресурсов (например, редкие мкталлы, земельные участки под чай, виноград)

2) Целью отрасли инфраструктуры — железнодорожный транспорт, оборонный комплекс.

в) искусственные монополии.

1) картель — союз нескольких предприятий одной отрасли, которые договариваются о квоте, ценах, распределения рынка.

2) синдикат- объединение предприятий, где готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

3) трест- монополия в которой создается совместная собственность группы предприятий на средства производства и готовую продукцию.

4) концерн- союз формально независимых предприятий разных отраслей промышленности, в рамках которого головная фирма организует денежный контроль за всеми участниками.

5) консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении крупных финансовых или коммерческих предприятий.

Сущность и особенности всех видов монополий проявляются в целях и характере их поведения, чтобы удержать выгодное положение на рынке монополии расправляются с конкурентами следующими методами.

1. Хозяйственный байкот- полный или частичный отказ от экономических связей с предприятиями не входящими в монополию.

2. Демпинг- преднамеренная продажа товаров бросовым ценам.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам.

4. Маневрирование ценами

5. Использование финансовых средств (спекуляция ценными бумагами и т.д.)

6. Разорение предприятий с помощью дозволенных и недозволенных средств (подделка продуктов, копирование товарных знаков и т.д.)

Для ограничения власти монополии используется антимонопольное законодательство.

Основные направления его деятельности.

1. Предотвращение абсолютной монополизации рынка

2. Запрещение слияния конкурирующих компаний.

3. Запрещение установления монопольных цен.

4. Поддержка конкуренции в цивилизованных формах, т.е. Запрещение демпинга, применение фальшивой рекламы и т.д.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Сравните виды конкуренции и выделите особенности каждой

2. В чем отличается несовершенная конкуренция от чистой.

3.Охарактеризуйте чистую монополию.

4. Значение неценовой конкуренции для бизнеса.

5. Назовите причины необходимости создания модели «олигополия»

6. Определите достоинства и недостатки свободной конкуренции

7. Каковы доводы «за» и «против» монополии.

8. Какую роль играют монополии в 21 в. в научно-техническом процессе

9. Какой тип рынка нужен России в 21 веке?

 

 

Физиократы

Физиократы - в переводе власть природы.

Представители физиократов Франсуа Кенэ, и Тюрго. Кенэ писал: «Обмен или торговля не порождает богатство. Совершение обмена ничего не стало быть не производит, значит источник богатства не сфера обращения, а производство». Второе открытие Кенэ- товары на рынок поступает заранее заданной ценой, значит деньги выполняют только функцию обращения.

Главные заслуги Кенэ:

1) показал, что главные проблемы экономики — непрерывные, постоянно повторяющееся экономические процессы

2) воспел труд в сельском хозяйстве «Середи всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее даже достойнее для свободного человека, чем земледелие»

3) общество разделил на классы: производительный класс земледельцев, класс землевладельцев собственников, «бесплодный класс»

4) показал воспроизводство общественного продукта.

Неолиберализм.

Представитель этого направления немецкой экономист Фридрих фон Хайек. В книге «Дорога к рабству» он сформулировал основные идеи:

1. Отказ от экономической свободы, рыночного ценообразования ведет к диктатуре. Экономическому рабству.

2. Капитал -вечная категория. Эксплуатации при капитализме не существует.

3. Рыночная экономика превосходит другие типы экономик.

4. Вмешательство государства в экономику вредно. Социальные идеи государства обречены на провал.

Особое место занимает институционально — социологическое направление, представители которого Торстейн Веблен. Джон Коммонс, джон Гелбрейт. Американский экономист Веблен прославился на весь мир книгой «Теория праздного класса».

Термин «институционализм» происходит от понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок в форме закона). Институционалисты предложили исследовать человека не изолированного, а в зависимости от его среды, поэтому человека экономического они заменяют «человеком социологическим». В данном направлении великое значение имеет проблема преобразования современного общества: под влиянием НТР ликвидируются противоречия и происходит постепенный переход от индустриального общества к постиндустриальному или информационному. Абсолютизация научно-технических факторов выдвинула теорию конвергенции.

Типы собственности

Правовая классификация собственности закреплена в гражданском кодексе РФ. В нем признается частная собственность и два вида общей: общая долевая и общая совместная Частное присвоение имеет два вида: 1) собственность на средства производства человека, который сам трудится; 2) собственность на средства производства, применяющую чужой труд.

Общая долевая собственность образуется путем объединения вкладов всех участников, используется в коллективных целях и под единым управляющим, конечные результаты распределяются соответственно доле собственности каждого. Она выражается в конкретных формах: акционер общества кооператива, товарищества, хоз. объединения, совместные предприятия.

Общая, совместная, первобытно-общинная, семейная, имущество членов крестьянского хозяйства, государственная, муниципальная.

Современная структура собственности на Западе

1) частная собственность на средстве производства (фермерская или иная индивидуальная собственность)

2) частнокапиталистическая

3) общая долевая (товарищество, корпорации)

4) общая совместная (государственная)

 

Вопросы для самоконтроля

1. Французский социолог Прудон в работе «Что такое собственность» дал следующее определение: «Собственность- это кража». Можно ли согласиться с этим с экономической и с правовой точки зрения?

2. Сопоставьте достоинства и недостатки единоличного хозяйства, частнокапитал предприятия, акционерного общества и гос. предприятия.

3. Что является экономической основой современного капитализма

1) единоличная, трудовая, частная,собственная; 2) частная собственность лиц, применяющих наемный труд; 3) общая долевая собственность; 4) государственная собственность.

Профессор Хайнман утверждает, что в странах Запада экономику нельзя рассматривать как чисто капиталистическую. Прокомментируйте.

 

Эластичность спроса

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Если цена - Р, а величина спроса — Q, то коэффициент ценовой эластичности

Ep = ∆ Q∕ ∆ P

 

Виды эластичности

Спрос не эластичен, если он не реагирует на цену/ цена растет, а спрос не изменяется. Это в основном на продукты питания и товары первой необходимости.

Спрос эластичен, если при повышении цены, спрос уменьшается.

Единичная эластичность — при повышении цены на 1 %, спрос уменьшается также на 1 %.

Перекрестная эластичность- изменение цены на один товар ведет к изменению спроса на другой.

Эластичность по доходу — изменение в доходах покупателей ведет к изменению спроса.

Абсолютно не эластичный спрос — любое изменение цены не приведет к изменению объема спроса (соль, инсулин).

Точечная эластичность — эластичность в определенный период времени.

 

Эластичность предложения

Измерив эластичность предложения по цене, можем узнать, на сколько производство того или иного продукта реагирует на изменение цены.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1) Фактор времени. Рассматриваются три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

При краткосрочном периоде больших изменений в объеме продукции не происходит.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства, но недостаточен для введения новых мощностей.

Эластичность предложения при этом повышается.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса или уход из нее при сокращении спроса. Эластичность предложения будет выше.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1) Технология

2) Время

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете содержание рыночного равновесия, равновесного производства и равновесной цены.

2. Покажите на примерах, как вы поняли содержание эластичности.

3. Каково содержание теории предельной полезности?

4. О чем говорят законы спроса и предложения?

5. Товары А и Б являются взаимозаменяемыми. Как изменится спрос на товар Б, если цена на товар А повысится (понизится)? Что произойдет, если товары А и Б дополняют друг друга?

 

Виды рынка труда

1. Первичный (квалифицированные рабочие, работники с высшим и средним специальным образованием. Для них характерно: карьерный рост, высокая зарплата).

2. Вторичный (неквалифицированные работники, работники низкой квалификации).

3. Внутренний и внешний рынок

 

Зарплата

1. Зарплата подразделяется на номинальную и реальную. Номинальная -это плата за труд. Реальная- номинальная с учетом цен на товары и услуги.

2. Повременная и сдельная. Повременная -за отработанное время. Она бывает простая повременная и повременно-премиальная. Сдельная: простая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивное, аккордная.

 

 

Тема: Издержки и прибыль.

Издержки- затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Виды издержек

1. Явные и неявные т.е. альтернативные.

К явным относятся все издержки фирмы на оплату факторов производства. Неявные или альтернативные — использование ресурсов, которые являются собственностью фирмы.

2. прямы и косвенные издержки. Прямые — такие, которые можно отнести к товару или услуге. К ним относятся: стоимость сырья и материалов, зарплаты рабочих, или иные издержки.

Косвенные или накладные — они напрямую не связанны с товаром и включают: расходы на содержание административного аппарата, арендную плату, амортизацию, % по кредиту и т.д.

3. Постоянные и переменные.

Постоянные -не зависят от объема производства.

Переменные- зависят от объема производства (на сырье, материалы, рабочую силу). Сумма постоянных и переменных составляет валовые издержки.

4. Средние- издержки фирмы на производство и реализацию единицы продукции

Выделяют: 1) средние постоянные; 2) средние переменные; 3) средние валовые

5. Предельные издержки. Нельзя произвольно увеличивать переменные издержки на единицу постоянных. В этом случае вступает в силу закон убывающей отдачи. Анализ издержек сказывается на выборе фирмой объема выпуска продукции в краткосрочном временном интервале.

Прибыль — это доход предприятию. Величина прибыли зависит от уровня себестоимости товара и уровня оптовых цен. Себестоимость отличается от согласования товара. Стоимость товара включает стоимость затраченных средств производства и новую стоимость, которая распродается на зарплату и валовую прибыль.

 

Виды прибыли

1. Валовая -разница между суммой продаж и себестоимостью продукцию. Валовая прибыль распределяется на арендную плату, % по кредиту, чистую прибыль, благотворительность, налоги.

Чистая прибыль идет на накопление, экологические нужды, подготовку кадров, социальные фонды, личный доход предпринимателя.

2. Бухгалтерская или финансовая разность между валовым доходом/выручкой и явными издержками.

3. Нормальная- минимально допустимая.

4. Монопольная — за счет монопольно высоких цен на продукцию

 

ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

1. Увеличение цены

2. сокращение издержек

3. расширение рынка сбыта продукции

4. Качество продукции

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете внешние издержки, приведите примеры из жизни.

2. Если бы вы были руководителем фирмы, какую цель поставили бы на 1-е место.

3. Предельные издержки и предельный доход их логическая и экономическая связь?

4. При каких условиях возможна максимальная прибыль

5. Что такое явные и альтернативные издержки фирмы?

6. В чем состоит действие закона убывающей отдачи возрастающих предельных затрат.

7. Когда возникает экономическая прибыль.

8. Образуется ли прибыль на полностью автоматизированных предприятиях?

9. Назовите цели торговой надбавки.

 

Источники фондов

Уставной капитал, прибыль, устойчивые пассивы, бюджетные ассигнования, краткосрочные банковские ссуды, привлеченные средства других организаций.

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ- их стоимость переносится на стоимость продукции по частям износа. Они неоднократно используются в процессе производства. Вещественно в создаваемый продукт не входят.

Оборотные средства:
А) вещественно ходят в готовый продукт Б) в процессе производства участвуют однократно.

В) их стоимость полностью включается в стоимость созданного продукта.

Предприятие имеет баланс, ведет счет прибылей и убытков, несет затраты. Затраты по производству и реализации продукции.

1. материальные: топливо и энергия, сырье и основные материалы, покупные изделия, полуфабрикаты и вспомогательные материалы, износ малоценных и быстро изнашиваемых предметов.

2. Затраты на оплату труда: зарплата, стимулирующие компенсирующие выплаты, стоимость продукции, выдаваемая натуральной оплатой, оплата работников по договорам.

 

Предприятие имеет балансовый счет. Две части:

Актив:

А) наличные деньги

Б) запасы товаров, сырья, ресурсов

В) дебиторская задолженность (суммы данные в долг)

Г) прибыль

Пассив:

А)счета к оплате

Б) закладные

В) собственный капитал

Г) акции.

Актив = пассиву. В случае банкротства собственный капитал может быть

распределен.

Функции предприятия

Планирование

Планы бывают: долгосрочные (3-5 лет)- разработка общих целей и задач.

Среднесрочные (1-З года). Краткосрочные- (1-3 месяца до года)-

определения конкретных целей, путей достижения этих целей.

Выполнение планов контролируется

Контроль бывает:

1. текущий 2. предварительный 3. заключительный.

Мотивация.

Теории мотивации:

1. содержательная: потребности- действие- цель- удовлетворение потребностей.

2. процессуальная: вознаграждение и справедливости.

Финансирование- денежные отношения по формированию и использованию денежных средств. Финансирование бывает:

1. за счет средств получаемых извне. 2.из собственных средств предприятия.

Любое предпринимательство это риск. Надо не избегать риска. А учитывать его.

 

 

Зоны риска:

1.Зона допустимого риска

2. Критического

3.Катастрофического. В 1-ой исход может быть неудачен. Но терпим Во 2- ой потери вероятны. В 3-ей потери почти всего. Предпринимательство от русского предпринимать.

Признаки предпринимателя: самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, поиск и динамичность. Предпринимателем можешь быть, если имеешь способности, знания, умения, энергию, природный дар. Проф. Богачев писал: «Предприниматель - это бедолага и вечный должник, неуемный оптимист, добровольно избравший для себя карьеру хозяйствования, вероятность разориться и вновь стать на ноги, немилосердный эксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий тратить на себя. Больше, чем квалифицированный рабочий».

БИЗНЕС-ПЛАН

В основе экономической и коммерционной деятельности фирмы лежит бизнес-план.

Это программа проведения сделки и получения на этой основе прибыли. Это постоянный документ и периодически объединяется.

Разделы бизнес-плана.

1. цели и задачи фирмы.

2. Обобщенное резюме: основные и исходные данные

3. описание товаров и услуг, предоставляемых фирмой.

4. Оценка конъюнктуры рынка объема продаж.

5. План-программа действий фирмы.

6. Ресурсное обеспечение деятельности фирмы

7. финансовый план и стратегия финансирования

8. оценка риска и страхования

9. эффективные сделки

I. главная цель- прибыль. Необходимо определить какую сумму прибыли и в какие сроки

Другие цели:

1) повышение объема продаж

2) повышения качества продукции

3) повышение престижа

II. Изложена новизна товара, его отличие от товара конкурентов, привлекательного для покупателя, объем предполагаемых продаж, затраты, общая выручка, сроки возврата кредита.

III. Потребительские свойства товара, его полезность.

 

Прибыль. Планирование прибыли.

Для увеличения прибыли существует пять способов:

1. увеличение цен

2. уменьшение переменных затрат

3. уменьшение постоянных затрат

4. улучшение структурных продаж

5. увеличение объектов продаж

при анализе прибыли определяется, каким по величине должен быть минимально допустимый объем производства при котором исключены убытки, затем определяется прогнозируемая величина прибыли.

Для определения эффективной работы предприятия используется показатель рентабельности. Различают рентабельность производства и нерентабельность продукции.

Рентабельность производства- отношения, баланс прибыли к среднегодовому стоимости основных производственных фондов и нормализующих оборотных средств U*100%

Показатель рентабельной продукции- это отношение прибыли к себестоимости продукции Z *100%

Составление бизнес плана должно преследовать две цели

1) Тщательно проанализировать современное состояние фирмы, определить цели, пути достижения

2) Представить фирму в привлекательном для инвесторов виде

Отличие рыночной экономики- в предоставлении услуг: юридических, аудиторских, риэлторских, маркетинговых, оценочных. Это и сеть консалтинг.

Вопросы для самоконтроля

Тема: «Предприятие, предпринимательство. Бизнес — планирование. Консалтинговые услуги»

  1. В чем отличие предприятия от фирмы
  2. Дайте характеристику основным фондом.
  3. Источники формирования фондов
  4. Главная цель любого предприятия
  5. Способы увеличение.
  6. Назовите цели составления бизнес-плана
  7. Какие услуги входят в консалтинг.

Обзор реформ

За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения:

1. институциональные, выражающиеся в возникновении и укреплении рыночных институтов.

2. вещественно- структурные- в падении валового продукта, резком сокращении доли обрабатывающих отраслей и росте доли услуг в ВВП.

Среди институц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 204.236.220.47 (0.288 с.)